Располагаясь на берегу реки Великой при въезде в Псков монастырь встречал купцов и путешественников. В 1472 г. здесь останавливалась византийская царевна София Палеолог, совершавшая переезд из Италии в Москву через Восточную Европу и Прибалтику. Во время Ливонской войны монастырь оказался разорен войсками польского короля Стефана Батория, осаждавшего Псков в 1581-1582 гг. Монастырский собор пострадал от пожара, что имело роковые последствия для его фресковой живописи. Братия монастыря была вынуждена укрыться на псковском подворье обители. Таким же образом в период смутного времени разорение монастырю приносили попеременно осаждавшие Псков казаки и отряды польского воеводы Лисовского. Наконец, в 1615 г. монастырь занял шведский король Густав Адольф, безуспешно пытавшийся взять Псков. Тем не менее в XVII в. монастырь оправился от разрушений. Сыграло свою роль пограничное положение Пскова, приобретшего важное для всей России торговое значение. Снетогорский монастырь обладал обширным хозяйством, участвуя при этом в снабжении армии, а также направляя живущих на монастырских землях крестьян на казенное строительство и ремонт городских стен. Положение монастыря резко ухудшилось в начале XVIII в. в связи с Северной войной. Кроме того, в 1710 г. произошел крупный пожар, уничтоживший в том числе архив, хранивший документы со времен основания обители. Окончательный упадок монастыря был вызван секуляризацией церковных земель Екатериной II. В 1804 г. монастырь был упразднен. Тогда же на его месте было решено устроить загородный архиерейский дом. В 1816-1822 гг. здесь жил архиепископ Псковский Евгений (Болховитинов), являвшийся не только деятельным архиереем, но и выдающимся историком. Помимо трудов по истории России владыка занимался и изучением истории Пскова, используя архивы Псковской духовной консистории. В 1825 г. монастырь посещал А.С. Пушкин. В период существования архиерейского дома богослужения в основном осуществлялись в домовом храме святого князя Владимира — бывшей трапезной церкви святителя Николая Чудотворца.

http://patriarchia.ru/db/text/3722066.ht...

Архив Пн Слово архимандрита Владимира (Маштанова) при наречении во епископа Шадринского и Далматовского 17 июня 2015 г. 17:50 17 июня 2015 года в домовом храме Всех святых, в земле Русской просиявших, Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Владимира (Маштанова) , клирика Волгодонской епархии , во епископа Шадринского и Далматовского. При наречении архимандрит Владимир обратился к Предстоятелю Русской Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и отец! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, богомудрые архипастыри! Изволением Святейшего Патриарха и Священного Синода призван я, недостойный, к высокому и ответственному служению в сане епископа, «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28). Ныне предстоя перед Вами, святители Христовы, со смирением и трепетом исповедую свою немощь и недостоинство, во всем полагаюсь на волю Божию и сознаю, что «каждому дается проявление Духа на пользу» (1Кор. 12:7). От епископа требуется непрестанно поучать народ в вере и благочестии, а нерадящие об этом подпадают под прещения апостольских правил, гласящих, что «не учащий [народ] благочестию, да будет отлучен. Аще же останется в сем нерадении и лености: да будет извержен» (Правило 58-е). Сознаю, что предстоящее архиерейское служение требует неустанных трудов, самоотверженности, мудрости, терпения и любви. С благодарностью вспоминаю своих родителей, которые воспитали меня в вере, приобщили к молитве. Мое детство и юность связаны с Троице-Сергиевой лаврой. В школьные годы мои родители ежегодно отправляли меня и трех моих братьев к родственникам в город Сергиев Посад, где, посещая монастырские богослужения, мы молились у святых мощей преподобного Сергия Радонежского. Верю, что по его молитвам Господь призвал меня и братьев моих, также ставших священниками, на служение Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/4123337.ht...

Архив Пн Блаженнейший митрополит Онуфрий возглавил Литургию в Киево-Печерской лавре и совершил хиротонию архимандрита Варнавы (Гладуна) во епископа Новобугского 14 декабря 2020 г. 10:21 13 декабря 2020 года, в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, день памяти апостола Андрея Первозванного, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий совершил Божественную литургию в Успенском соборе Успенской Киево-Печерской лавры . За богослужением иерархи Украинской Православной Церкви во главе с Блаженнейшим владыкой совершили хиротонию архимандрита Варнавы (Гладуна) во епископа Новобугского, викария Николаевской епархии . Наречение архимандрита Варнавы (Гладуна) во епископа  состоялось  накануне, 12 декабря, в домовом Свято-Троицком храме при резиденции Предстоятеля Украинской Православной Церкви в Феофании. Перед началом Литургии священнослужители совершили особый чин, который является частью архиерейской хиротонии. Кандидат в епископы произнес исповедание веры и дал обет беречь правила апостолов, Вселенских и Поместных Соборов и отцов Церкви. Чин завершился многолетием Предстоятелю Украинской Православной Церкви, архиереям, церковному народу и ставленнику. За Литургией Блаженнейшему митрополиту Онуфрию сослужили наместник Лавры  митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел , глава Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви митрополит Луганский и Алчевский Митрофан , управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний , митрополит Николаевский и Очаковский Питирим , архиепископ Бучанский Пантелеимон , архиепископ Яготинский Серафим , епископ Барышевский Виктор , епископ Белогородский Сильвестр , епископ Переяслав-Хмельницкий Дионисий , епископ Бородянский Марк , архимандрит Варнава (Гладун) и духовенство Киево-Печерской лавры. После чтения Евангелия Предстоятель Украинской Православной Церкви обратился к пастве со словом. Блаженнейший владыка рассказал верующим о проповеди святого Андрея Первозванного и тех зернах веры, которые апостол посеял на украинских землях. Митрополит Онуфрий призвал всех быть духовными детьми и последователями апостола Андрея, выполнять те законы Божии, которые он проповедовал. 

http://patriarchia.ru/db/text/5734630.ht...

За богослужением молились настоятельница женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» игумения Рафаила (Василенко) с насельницами обители и прихожане храма. На малом входе архипастырь удостоил клирика Константино-Еленинского собора священника Николая Коваля права ношения наперсного креста. На сугубой ектении возносились прошения о единстве Святого Православия и сохранении Церкви Христовой от разделений и расколов, возглашалось особое прошение об избавлении Казахстана от вредоносного поветрия и была прочитана молитва об избавлении Казахстана от губительной эпидемии. Проповедь перед причастием произнес иерей Сергий Лубневский. В завершение Литургии было совершено славление празднику Рождества Богородицы. Архимандрит Сергий (Карамышев) от лица священнослужителей и верующих поздравил митрополита Александря с годовщиной монашеского пострига. 31 год назад архиепископ Кировский и Слободской Хрисанф (†  4 января 2011 года ) в домовом храме архиерейской резиденции в честь иконы Божией Матери «Знамение» в городе Кирове совершил монашеский постриг будущего казахстанского иерарха с именем Александр — в честь преподобного Александра Свирского. Глава Казахстанского митрополичьего округа поблагодарил архимандрита Сергия, духовенство, монашествующих и прихожан за молитвенные благопожелания, поздравил собравшихся с Рождеством Богородицы и произнес проповедь. Митрополит Александр вручил игумении Рафаиле (Василенко) высокую Патриаршую награду. Во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 85-летием со дня рождения она удостоена ордена преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, III степени. Архипастырь поздравил протоиерея Михаила Зинченко с 24-летием служения в священном сане и вручил ему святую просфору и пожелал помощи Божией в священническом делании и крепости душевных и телесных сил. Награды Казахстанского митрополичьего округа — медали священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского и Казахстанского, — за труды на благо Православной Церкви Казахстана и в связи с 20-летием служения в священном сане был удостоен ключарь Успенского кафедрального собора протоиерей Димитрий Байдек.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5694059...

«Члены Синода приняли решение в соответствии с поручениями Архиерейских Соборов 2016 и 2017 годов опубликовать информацию о результатах экспертиз после их завершения, вынести результаты экспертиз на рассмотрение очередного Архиерейского Собора, а также выразить благодарность всем трудящимся над установлением истины в вопросе идентификации " екатеринбургских останков " », — продолжил В.Р. Легойда. Обсудив вопрос, касающийся отчетов синодальных учреждений об их деятельности в 2020 году, Синод принял решение одобрить их и постановил выразить благодарность руководителям и сотрудникам синодальных учреждений «за поддержание работы церковных ведомств на высоком уровне в условиях распространения коронавирусной инфекции и связанных с этим ограничений». «Заслушав доклад митрополита Волоколамского Илариона , председателя Синодальной библейско-богословской комиссии , о необходимости актуализации состава коллегии Координационного центра по развитию богословской науки в Русской Православной Церкви, члены Синода утвердили обновленный состав коллегии Координационного центра в составе десяти человек», — сообщил В.Р. Легойда. Как рассказал представитель Церкви, на завершившемся заседании Священный Синод также принял решение утвердить списки выпускников, подлежащих направлению на постоянное и на временное место служения и список епархий, имеющих приоритетное право принимать командируемых на временное служение выпускников в 2021 году, сообщает Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.  «Кроме того, согласно действующему порядку, Священный Синод утвердил журналы Синода Белорусского экзархата и Синода Митрополичьего округа в Республике Казахстан », — заключил глава Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.   По окончании заседания в домовом храме Всех святых, в Церкви Русской просиявших, Патриаршей и Синодальной резиденции в  Даниловом монастыре  была совершена заупокойная лития по новопреставленным архиереям Русской Православной Церкви:  архиепископу Чимкентскому и Таразскому Елевферию  ( +04.06.2021 ),  архиепископу Бакинскому и Азербайджанскому Александру  ( +10.06.2021 ) и  епископу Аркадию (Афонину)  ( +03.06.2021 ). За богослужением молились Святейший Патриарх Кирилл и члены Священного Синода. 

http://patriarchia.ru/db/text/5821204.ht...

Располагаясь на берегу реки Великой при въезде в Псков монастырь встречал купцов и путешественников. В 1472 году здесь останавливалась византийская царевна София Палеолог, совершавшая переезд из Италии в Москву через Восточную Европу и Прибалтику. Во время Ливонской войны монастырь оказался разорен войсками польского короля Стефана Батория, осаждавшего Псков в 1581—1582 гг. Монастырский собор пострадал от пожара, что имело роковые последствия для его фресковой живописи. Братия монастыря была вынуждена укрыться на псковском подворье обители. Таким же образом в период смутного времени разорение монастырю приносили попеременно осаждавшие Псков казаки и отряды польского воеводы Лисовского. Наконец, в 1615 году монастырь занял шведский король Густав Адольф, безуспешно пытавшийся взять Псков. Тем не менее в XVII веке монастырь оправился от разрушений. Сыграло свою роль пограничное положение Пскова, приобретшего важное для всей России торговое значение. Снетогорский монастырь обладал обширным хозяйством, участвуя при этом в снабжении армии, а также направляя живущих на монастырских землях крестьян на казенное строительство и ремонт городских стен. Положение монастыря резко ухудшилось в начале XVIII века в связи с Северной войной. Кроме того в 1710 году произошел крупный пожар, уничтоживший в том числе архив, хранивший документы со времен основания обители. Окончательный упадок монастыря был вызван секуляризацией церковных земель Екатериной II. В 1804 году монастырь был упразднен. Тогда же на его месте было решено устроить загородный архиерейский дом. В 1816-1822 гг. здесь жил архиепископ Псковский Евгений Болховитинов , являвшийся не только деятельным архиереем, но и выдающимся историком. Помимо трудов по истории России владыка занимался и изучением истории Пскова, используя архивы Псковской духовной консистории. В 1825 монастырь посещал А.С. Пушкин. В период существования архиерейского дома богослужения в основном осуществлялись в домовом храме св. князя Владимира - бывшей трапезной церкви св. Николая.

http://azbyka.ru/palomnik/Рождества_Прес...

Е. окончил СПбДА со степенью кандидата богословия за соч.: «Христианское нравоучение в православном богослужении». 17 сент. 1893 г. утвержден в должности инспектора Тифлисской ДС. 11 июля 1898 г. был назначен ее ректором с возведением в сан архимандрита. Проявил себя как умный и справедливый, но в то же время строгий наставник (среди отчисленных ректором семинаристов был Иосиф Джугашвили, см. Сталин И. В.). Оказывал особую поддержку воспитанникам-грузинам. Е. стал инициатором ряда нововведений в семинарии: обязательных будничных богослужений в домовом храме, регулярных произнесений семинаристами проповедей по воскресным и праздничным дням, создания отдельного общежития для «слабых здоровьем учеников», преподавания музыки в качестве факультативного предмета. С 1898 г. председатель Грузинского епархиального училищного совета, член Грузино-Имеретинской синодальной конторы, цензор проповедей и редактор ж. «Духовный вестник Грузинского Экзархата». За время служения в Тифлисе изучил груз. язык, занимался историей груз. Православия. Много ездил по Кавказу, знакомился с христ. святынями. По благословению экзарха Грузии архиеп. сщмч. Владимира (Богоявленского) принял активное участие в обустройстве и духовном окормлении р-на Тифлиса Колючая балка. Ревностное отношение Е. к своим обязанностям было замечено в Святейшем Синоде. При личном содействии К. П. Победоносцева и В. К. Саблера Е. был избран кандидатом на замещение Вольской викарной кафедры Саратовской епархии. 12 янв. 1901 г. наречен епископом Вольским, викарием Саратовской епархии. 14 янв. в Казанском соборе С.-Петербурга состоялась хиротония Е., которую возглавили митрополиты С.-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский), Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский), Киевский и Галицкий Феогност (Лебедев) . Местопребыванием Е. был саратовский Преображенский мужской монастырь, но епископ сразу занялся устройством в Вольске архиерейского дома, который был достроен уже при еп. Палладии (Добронравове) . В годы служения Е. на викарной кафедре в Вольске было открыто женское епархиальное уч-ще (сент. 1901), начато строительство нового здания для Вольского мужского ДУ. Новый домовый храм был освящен в Вольском реальном училище. Осенью 1901 г. Е. посетил Хвалынский у. и разработал план основания здесь Троицкого мужского монастыря (открыт в нач. 1903).

http://pravenc.ru/text/190195.html

" Возносить молитву к Богу помогает пост. Мы должны сочетать пост и молитву, ходить в храм Божий, причащаться. И так потихоньку, постепенно продвигаться к цели, ради которой живем. Это спасение души " , - заключил митрополит Варсонофий. Архиерейское богослужение было приурочено к знаменательной дате - 150-летию со дня рождения преподобного Серафима Вырицкого . Именно в Александро-Невской лавре началось его духовническое служение. Наместник поблагодарил священноархимандрита монастыря за совместную молитву и рассказал о подвижнической жизни преподобного Серафима Вырицкого. " Преподобный прошел всю ту лествицу, которую описал преподобный Иоанн Лествичник, и достиг престола Божиего, - сказал епископ Назарий. - Он показал, как всей своей жизнью достичь святости " . Владыка напомнил, что святой Серафим пришел в лавру в 1920 году, в период разрухи, жестоких гонений на Церковь и закрытия храмов: " Он мог уехать в другую страну, вывести свои капиталы и жить там безбедно, но вместе со своей матушкой Ольгой Ивановной принял постриг и остался в Александро-Невской лавре. Настолько сильно он любил Родину! Это был небывалый случай, когда через несколько лет братия избрала бывшего предпринимателя духовником монастыря. На камнях этого собора он принял схиму, сутками стоял и молился здесь. А когда его одолели немощи и он уже не мог стоять, в его келью приходило множество людей за благословением и утешением " . Был совершен молебен в домовом храме святого Серафима Вырицкого, устроенном в монастыре на месте кельи святого. Верующим раздали иконки святого Серафима Вырицкого. В 2016 году исполняется 150 лет со дня рождения преподобного Серафима Вырицкого (13 апреля 1866 года). Он был прославлен Русской Православной Церковью в 2000 году. Сегодня его имя почитается наряду с петербургскими святыми - Ксенией Блаженной, Иоанном Кронштадтским, Александром Невским. Крупный предприниматель и меценат, он начал купеческий путь в Большом Гостином Дворе. Достиг коммерческих высот и большого благосостояния в начале ХХ века. Незадолго до большевистского переворота будущий подвижник Серафим (в миру - Василий Муравьев) полностью изменил жизнь и отдал свое состояние Церкви. В зрелом возрасте он принимает монашеский постриг в Александро-Невской лавре и вскоре становится духовником монастыря. К нему приходили за помощью и утешением тысячи людей. В Вырице старец пережил годы богоборческих гонений, военную оккупацию и молитвенно служил людям до кончины в 1949 году. Место его духовного подвига и упокоения почитается православными паломниками всего мира.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Состоялось совещание, посвященное восстановлению Николаевского Георгиевского женского монастыря 30 апреля 2007 г. 12:36 29 апреля архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий посетил Николаевский Георгиевский женский монастырь, расположенный в поселке Абабково Павловского района Нижегородской области. Владыка совершил Божественную литургию в домовом храме обители. По окончании богослужения настоятельница монастыря монахиня Никона (Желякова) поблагодарила владыку за постоянное попечение о монастыре, а особенно за помощь в строительстве собора в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. «Строительство Покровского собора при нашем небольшом количестве сестер и средств невозможно было бы осуществить своими силами», — сказала она. В ответ владыка Георгий сердечно поблагодарил настоятельницу и сестер обители, и всех пришедших на службу, после чего обратился к собравшимся с архипастырским словом: «Сегодня мы с вами находимся в обители, которую наши отцы и деды по слепоте душевной разрушили почти до основания. Наше время — следствие той богоборческой жизни, и еще долго на душах людей будут зиять раны греха. Сестры этой святой обители уже познали труд врачевания грехов, потому что возрождение святых обителей на русской земле — дело лечения русской души. Сильна молитва, творимая в монастырях, и, восстанавливая их, мы искупаем грехи предков, которые в безумии своем встали на путь погибели. Если не будет таких святых мест, то мерзость и беззаконие человеческое переполнит чашу долготерпения Бога. Мы должны всеми силами сохранять свою землю, свою веру, свой народ через возрождение святынь», — заявил владыка Георгий. После этого он поблагодарил всех, кто принимал даже малое участие в возрождении Абабковского монастыря, и вручил награды и архиерейские грамоты за вклад в восстановление обители. По окончании церемонии награждения архиепископ Нижегородский Георгий подарил пасхальные подарки детям, присутствующим на службе. Особенно много внимания он уделил девочкам-сиротам, находящимся под опекой настоятельницы монастыря матушки Никоны (Желяковой). Сейчас в обители девять воспитанниц от 4 до 14 лет.

http://patriarchia.ru/db/text/233864.htm...

В октябре 1955 года владыке все-таки удалось переехать в поселок Петушки Владимирской области. Промысл Божий исполнил желание владыки и привел его в родные края. Ему оставались только семь лет жизни. Владыка редактировал автобиографию и назвал ее «Этапы и даты моей жизни». Он как бы подводил итоги, осознавая, что «петушковский» этап жизни у него последний. Хотя с этого времени владыка формально был на свободе, он находился под строгим надзором. В 1957 году прокуратура Владимирской области пересмотрела его дело на предмет реабилитации. Старца снова подвергли допросам, правда, домашним. Но рассмотрение дела проходило пристрастно и несправедливо, и владыку не реабилитировали. Он был реабилитирован уже посмертно, в 1998 году, по всем делам, начиная с 1922 года. Утешением для владыки были богослужения в Троице-Сергиевой лавре, где когда-то он принял монашеский постриг и считал себя в числе братии лавры. Он писал об этом так: «Я лучшие годы провел под кровом родной лавры, под кровом преподобного, моего небесного покровителя со дня крещения, моего великого игумена, ибо в его обители я удостоился монашества». Несколько раз владыка сослужил Святейшему Патриарху Алексию, а в марте 1959 года участвовал в хиротонии архимандрита Никона (Лысенко) во епископа Уфимского. В Петушках владыке разрешили совершать богослужения только при закрытых дверях храма и без архиерейских регалий. Он эти условия не принял и молился дома. У себя в домовом храме Всех русских святых преосвященный Афанасий неукоснительно совершал суточный богослужебный круг. В пятницу вечером, по уставу, служилась великая панихида, на которой владыка поминал бесчисленное количество имен. К молитвам на сон грядущим он присоединял составленный им «Чин благодарения Богу». Божественную литургию владыка служил в великие праздники, обычно раз в месяц. Накануне он всю ночь не спал, совершая проскомидию. Духовная дочь, приезжавшая к владыке на несколько дней, вспоминала, что спать в ночь перед литургией было невозможно: за тонкой перегородкой святитель горячо молился «о всех и за вся».

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010