После образования – на основании постановления Святейшего Патриарха Тихона и Священного при нем Синода за 362 от 7 (20) ноября 1920 года – Архиерейского Синода Русской Православной Церкви за границей, архиепископ Феофан вошел в его состав и, как один из старейших его членов, «временно даже заменял его Председателя митрополита Антония» 26 . В 1925 году Владыка Феофан получил приглашение переехать на жительство в Болгарию, где и поселился, проживая там непрерывно до 1931 года. Священный Синод Болгарской Церкви, в составе членов которого были два митрополита, в свое время окончившие курс С.-Петербургской духовной академии, когда Владыка Феофан был в ней ректором, предоставил ему помещение для жительства в здании Синодальной Палаты в Софии. Владыка не раз служил в Храме-Памятнике св. благоверного великого князя Александра Невского, сооруженном в память освобождения Болгарии русскими войсками в 1878 году, или в домовом храме в здании Синода. Преосвященный Николай, епископ Макариопольский, ректор Софийской духовной академии имени св. Климента Охридского, в годы пребывания Владыки Феофана в Софии бывший молодым иеродиаконом, служившим при Синоде, писал впоследствии об этих богослужениях: «С особенно приятным чувством вспоминаю я великопостные службы, которые более 40 лет тому назад совершал приснопамятный архиепископ Феофан в синодальном параклисе в Софии, на которых и я присутствовал. Вспоминаю и мои исповеди у Владыки Феофана. Прошлое незабываемое, но и невозвратимое!» Владыка старался вести замкнутую жизнь. Из синодальной келлии своей в Софии он никуда не выходил, кроме храма, и принимал у себя лишь немногих лиц, искавших его наставлений и духовного руководства. На лето он уезжал из Софии в приморский город Варну. В пяти километрах от города он жил уединенно в скромном домике один, только с келейником, совершенно как в скиту, ежедневно совершая по имевшимся у него книгам полный круг суточного богослужения и вместо литургии обедницу. Только в некоторые воскресные дни и по большим праздникам он ездил в одну из церквей – по большей части в русский храм св. Афанасия Александрийского – древний греческий храм, который предоставил в пользование русским болгарский митрополит Варненский и Преславский Симеон.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

В особенности это приходится сказать о прот. Е. Ковалевском. Он часто не столько служит, сколько импровизирует, и притом не всегда удачно. Это производит неблагоприятное впечатление на молящихся и заставляет сожалеть как об отсутствии устойчивого литургического текста, так и о поверхностном отношении к совершению богослужения по западному обряду» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 135. Л. 279). Распространявшаяся прот. Ковалевским реконструкция галликанской литургии была отрицательно оценена как частью западноправосл. клира во главе с архим. Дионисием (Шамбо), так и видными литургистами, в т. ч. Н. Д. Успенским . 17 янв. 1953 г. Свящ. Синод РПЦ отстранил прот. Е. Ковалевского от должности администратора и настоятеля церкви сщмч. Иринея, однако тот не подчинился решению Синода и 25 янв. заявил о выходе из РПЦ вместе с большей частью приходов зап. обряда. 27 марта 1953 г. за попытку создать «независимую французскую православную церковь», а также за грубые нарушения церковной дисциплины (в т. ч. причащение инославных) решением Свящ. Синода РПЦ и указом Патриарха Алексия I прот. Ковалевский был исключен из клира Московского Патриархата, но не был подвергнут каноническим прещениям. 11 нояб. 1959 г. Архиерейский Синод РПЦЗ по ходатайству архиеп. свт. Иоанна (Максимовича) , являвшегося тогда правящим архиереем Западноевропейской епархии РПЦЗ, решил принять в свою юрисдикцию прот. Е. Ковалевского и общины зап. обряда, поручив общее руководство ими свт. Иоанну. 8 мая 1960 г. свт. Иоанн отслужил в храме сщмч. Иринея в Париже литургию по галликанскому обряду. В июне 1960 г. делегация западноправосл. общин во главе с прот. Е. Ковалевским встретилась с Первоиерархом РПЦЗ митр. Анастасием (Грибановским) . В домовом синодальном храме в Нью-Йорке была совершена «литургия согласно св. Герману Парижскому». 29 июня 1960 г. прот. Ковалевский был официально принят в клир Западноевропейской епархии РПЦЗ. По предложению архиеп. Иоанна (Максимовича) приходы зап. обряда получили название Французская Православная Кафолическая Церковь (ФПКЦ; франц.

http://pravenc.ru/text/578022.html

Будучи членом Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей и временно даже заменяя его Председателя Митрополита Антония, он оказал незаменимые услуги нашей Церкви, полно и доказательно разоблачив антихристианскую деятельность некоторых международных организаций, пытавшихся включить и ее в орбиту своей «работы» и тем «обезвредить» ее для себя и тех темных сил, которые усиленно трудятся над созданием во всем мире обстановки, благоприятной для скорейшего воцарения Антихриста. Разрушив Православное Русское Царство, как стоявшее им на пути в осуществлении их адских планов, они все внимание свое устремили на Русскую Зарубежную Церковь . И достигли в своей «деятельности» значительного успеха, вызвав в нашей Церкви в 1926 году болезненно отразившиеся на ней расколы: Митрополита Евлогия в Западной Европе и Митрополита Платона в Соединенных Штатах Америки. Все это предвидел Владыка Феофан, предупреждал и предостерегал, но это предостережение его вовремя не было принято во внимание, а наложенные после раскола прещения на отколовшихся не только не достигли никакой положительной цели, а еще больше углубили разделение, что тоже предвидел наш Владыка. Чрезвычайно близко к сердцу принимал Владыка эти наши церковные расколы и разделения, болел за них душой и скорбел. Но верно определив с самого начала их коренную причину, он не всегда одобрял те меры, которые предпринимались для прекращения расколов и восстановления церковного единства, указывая на допускавшиеся иногда при этом ошибки. В 1925 году он получил приглашение переехать на жительство в Болгарию, где и поселился, проживая там непрерывно до 1931 года. Священный Синод Болгарской Православной Церкви, в составе членов которого было два митрополита, в свое время окончивших курс Санкт-Петербургской Духовной Академии, когда Владыка Феофан был в ней ректором, предоставил ему помещение для жительства из двух келлий в здании Синодальной Палаты в Софии. Трогательно было видеть, с каким вниманием и глубоким благоговейным почитанием относились наши братья-болгары к Владыке Архиепископу Феофану. Он не раз служил в величественном Храме-Памятнике св. благ. вел. князя Александра Невского, сооруженном в память освобождения Болгарии от турецкого ига, на той же огромной площади, к которой примыкала и Синодальная Палата, вместительностью на 7000 душ молящихся. Служил он иногда и в синодальном «параклисе» – малом домовом храме в здании Синода, особенно Великим постом. До сих пор с умилением вспоминают участники эти духовно насыщенные глубоко молитвенные богослужения. Вот как, например, вспоминает их ныне ректор Софийской Духовной Академии Преосвященный Епископ Николай, тогда молодой иеродиакон, служивший в Синоде, в недавно написанном им письме:

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Сегодня в Екатеринбургской епархии проходят основные торжества Царских дней 16 июля 2009 г. 11:39 16 июля в Екатеринбурге проходят основные торжества Дней памяти святых Царственных страстотерпцев. В 13 часов по местному времени начался Крестный ход по пути прибытия в Екатеринбург императора Николая II и его семьи. Духовенство, жители и гости уральской столицы пройдут по маршруту: старая железнодорожная станция Шарташ — ул. Восточная — ул. Челюскинцев — Храм-на-Крови. По пути шествия Крестного хода будут совершаться остановки для краткой молитвы у Поклонных крестов, установленных на месте будущего строительства храмов в память о Царственных страстотерпцах. Первая краткая остановка будет сделана на пересечении улиц Восточная и Шевченко, у Поклонного креста на месте будущего строительства храма в честь Порт-Артурского Образа Пресвятой Богородицы. Отсюда шествие направится к старому железнодорожному вокзалу. Рядом с его зданием ведется строительство храма в честь иконы Божией Матери «Державная». В основание и стены его закладываются камни с тех мест, которые каким-либо образом связаны с Императорской семьей. Например, камень из Пскова с места отречения Николая II от престола или камень из Царского Села, где молился государь в домовом храме императорской резиденции. Конечной целью Крестного хода станет Храм-на-Крови, где в 15.00 в нижнем приделе будет совершена малая вечерня с акафистом святым Царственным страстотерпцам. Ровно в полночь ударят колокола и начнется торжественное архиерейское богослужение — кульминационное событие всех Царских дней. После ее окончания (около 4.00 утра) от Храма-на-Крови до монастыря в честь святых Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме в путь отправится Крестный ход. Тысячи людей из самых разных краев России и всего мира уже прибыли и продолжают прибывать в Екатеринбург. Москва, Санкт-Петербург, Кострома, Владивосток, Самара, Сербия, Франция, США — это краткий список мест и стран из которых отправляются на Урал паломники. Первое моление на месте разрушенного дома Ипатьева состоялось ровно 20 лет назад, в ночь с 16 на 17 июля 1989 года. Тогда здесь собрались на молитву десятки людей, сегодня их уже десятки тысяч, и число людей, желающих поклониться памяти Царской семьи, с каждым годом растет. Информационное агентство Екатеринбургской епархии /Патриархия.ru   Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/696331.htm...

Мне вспоминается одна из служб в домовом храме Издательского отдела. Литургия закончилась, но никто не расходится. Владыка на какое-то время удалился в свой кабинет, и вдруг выходит оттуда… в облачении и русской митре! Это простая шапочка из парчи, сверху плоская, слегка коническая, опушенная каким-то дорогим мехом. Я никогда не забуду этот образ настоящего русского архиерея, потому что «грецкие» митры, которые сейчас повсеместно употребляются, плохо подходят к русскому лицу. А это был образ, пришедший из глубины веков. Удивительное впечатление производил владыка во время служб! Вот начинается Богослужение и все куда-то уходят на второй план. А он доминирует настолько, что просто диву даешься. Чувствуешь, что наступает понятие непреходящего времени, словно вечность сама по себе существует в этом богослужении. Может быть, в нем работала его генетическая память, ведь его священническому роду триста лет! Я много ездил по стране, был на многих архиерейских службах. Я не могу ни одного архиерея поставить с ним в ряд. Это был человек ушедшей культуры. Евгений Павлович Велихов , академик, президент Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» Академик Евгений Павлович Велихов. Фото: А. Поспелов/Православие.Ru Борьба за мир Я должен сказать, что я вообще-то человек нерелигиозный, неверующий, но в 1980-е годы было ещё довольно активное гонение на веру, и поэтому Церковь воспринималась с долей симпатии и сочувствия. Мои родители были глубоко верующими людьми. Но воспитывался я у бабушки, а она была немецкого происхождения, рациональная, как Гете, этот «великий безбожник». С митрополитом Питиримом я познакомился на форуме «За безъядерный мир, за выживание человечества», который проводил Горбачев. Потом уже, когда появился Фонд «За выживание и развитие человечества», владыка вошел в его Совет, и мы стали тесно общаться. В то время главный вопрос был как избежать ядерного конфликта. Рейган заявил, что, вот, сейчас отдам команду — и начнется ядерная война. В свой первый президентский срок он откровенно обсуждал такие вещи, как нейтронная бомба, ограниченная ядерная война и прочее.

http://pravoslavie.ru/65424.html

Мониторинг СМИ Соборно, тайно и альтернативно Синод РПЦ обсудил формат проведения будущих выборов нового патриарха 25.12.2008 10:13 Последнее в этом году заседание Священного синода Русской Православной Церкви, проходившее вчера в Свято-Даниловом монастыре Москвы, началось чуть позже запланированного срока. Перед тем как приступить к обсуждению предложений, которые накануне высказала синодальная комиссия по подготовке Архиерейского и Поместного соборов, высшие иерархи церкви отслужили панихиду -- вчера исполнилось 20 дней с момента кончины Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Богослужение, состоявшееся в домовом храме синодальной резиденции -- церкви во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, вел местоблюститель патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Он же председательствовал на заседании Синода. Патриарший местоблюститель напомнил, что возглавляемая им комиссия по подготовке Поместного собора на своем первом заседании во вторник сформулировала свои «соображения по процедуре ведения собора, регламенту в процедуре избрания Святейшего патриарха». В частности, как сообщил агентству ИТАР-ТАСС член комиссии, секретарь по взаимоотношениям церкви и общества отдела внешних церковных связей Московского патриархата иерей Георгий Рябых, было решено, что порядок выборов шестнадцатого предстоятеля Русской Церкви будет таким же, как и при избрании на патриарший престол Алексия II в 1990 году. «Основные элементы этого механизма выборов -- альтернативная система выдвижения кандидатов и тайное голосование», -- разъяснил о. Георгий. Как подчеркнули перед началом заседания Синода представители пресс-службы патриархии, о выдвижении каких-то конкретных кандидатур говорить пока рано -- это прерогатива Архиерейского собора, который пройдет 25--26 января 2009 года и будет предшествовать Поместному собору, намеченному на 27--29 января. Архиерейский собор, состоявшийся в 1990 году, выдвинул трех кандидатов в патриархи. Любопытно, что тогда помимо Алексия (в то время митрополита Ленинградского и Новгородского) на высший пост баллотировались митрополит Ростовский Владимир (ныне глава Украинской Церкви Московского патриархата) и тогдашний местоблюститель патриаршего престола митрополит Киевский и Галицкий Филарет -- впоследствии самочинно провозгласивший себя «патриархом всея Украины» и преданный анафеме Московским патриархатом. В минувшее воскресенье епископы легитимной УПЦ Московского патриархата обратились к своему главе митрополиту Владимиру с просьбой снова «принять выдвижение» его кандидатуры на выборах патриарха всея Руси. Пока известно, что владыка Владимир поблагодарил украинский епископат за доверие, но от комментариев воздержался.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Архив Пн Многофункциональный центр социальной помощи «Милосердие» открылся в Костромской епархии 22 ноября 2023 г. 14:52 21 ноября 2023 года в Костроме состоялось торжественное открытие многофункционального епархиального центра социальной помощи «Милосердие». В домовом храме в честь Феодоровской иконы Божией Матери митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт  совершил молебен. Главе Костромской митрополии  сослужили иерей Димитрий Трифонов и диакон Сергий Бахтин. На богослужении молились руководитель реабилитационного центра «Дом на Волге» А.С. Котяшкин, глава города Костромы Ю.В. Журин, заместитель губернатора Костромской области Е.В. Журина, руководитель отдела Костромской епархии по церковной благотворительности и социальному служению иерей Анатолий Колупаев, благодетели центра, участницы региональной общественной организации «Совет матерей» и Союза православных женщин Костромской области. После молебна митрополит вручил епархиальные награды. Во внимание к помощи Костромской епархии архиерейских грамот были удостоены генеральный директор фабрики церковной утвари «Ортокс» П.М. Клочков, генеральный директор ОАО «Волгореченскрыбхоз» В.Н. Балдин, директор ИП «Заварин» Я.С. Заварин, генеральный директор ООО «Абдера» В.В. Чернявский, руководитель ОАО СК «Алюпласт» Н.В. Бочкарев. В 2007 году в Костроме была образована группа NA — Анонимные наркоманы (Narcotics Anonymous) — отделение международного сообщества выздоравливающих зависимых, которые помогают друг другу прекратить употреблять наркотики и научиться жить без них. Встречи костромской группы с 2018 года начали проходить в помещении по адресу: Кострома, ул. Лагерная, 4. Ныне ежедневно для взаимной помощи в преодолении зависимостей собирается до 50 человек. Одновременно с деятельностью групп NA свою деятельность на ул. Лагерной продолжила деятельность региональная общественная организация «Совет матерей», оказывающая с 1999 года поддержку и помощь близким родственникам тех, кто попал под влияние алкоголя или наркотических веществ. «Совет матерей» помогает в организации как индивидуальных, так и групповых консультаций созависимых.

http://patriarchia.ru/db/text/6079253.ht...

Посещение Православного духовно-просветительского центра Йошкар-Олы 12 июня 2016 года Его Святейшество встречали настоятель архиерейского подворья, директор Центра протоиерей Сергий Поглазов и воспитанники учреждения. Предстоятель Русской Церкви ознакомился с основными направлениями социального служения в  Йошкар-Олинской епархии , посетил православный детский сад и иконописную мастерскую. Затем в актовом зале Святейший Патриарх Кирилл встретился с сестрами милосердия Сестричества в честь святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы, педагогами, сотрудниками и воспитанниками Центра. Обращаясь к собравшимся, Святейший Владыка сказал: «Здравствуйте, дорогие мои! Я очень рад вас всех видеть. Многих из вас, в том числе сестер милосердия, я сегодня причащал. Здесь те, кто принимает активное участие в жизни Церкви, кто не просто ходит в храм, но понимает, что нельзя просто называться христианином, — нужно жить по-христиански. А жизнь христианская требует от нас инициативы, требует того, чтобы мы воплощали христианские заповеди в жизнь. И то, что у нас сегодня развивается корпус сестер милосердия, тех, кто помогает страждущим в больницах и хосписах, кто занимается паллиативной помощью, — это очень важно, и не только для нашего общества. Иногда считают, что это важно для миссии Церкви. Действительно, так и есть, но ведь это важно и для тех, кто этим занимается. Этими трудами вы спасаетесь. Как монашествующие спасаются уединением, молитвой, постом, отречением от мира, так и вы, оставаясь в миру, своими добрыми делами спасаетесь, являя важный пример молодежи, детям, которые находятся рядом с вами. Поэтому хотел бы поблагодарить владыку архиепископа Иоанна за его труды, за организацию всех этих служб. Хотел бы поблагодарить и главу Республики Марий Эл Леонида Игоревича за содействие в строительстве этих замечательных помещений. В Йошкар-Олинской и Марийской епархии есть все необходимое для того, чтобы Церковь совершала свое служение так, как сегодня необходимо совершать: неся людям слово о спасении, совершая богослужения, призывая людей к молитве и совершая добрые дела. Всех вас сердечно приветствую. Храни вас Господь!» Далее Святейший Патриарх Кирилл посетил благотворительный реабилитационный мини-центр «Добрые зернышки» для детей с ограниченными возможностями здоровья, где побеседовал с сотрудниками и родителями. В завершение посещения Духовно-просветительского центра Святейший Владыка совершил молитву в домовом храме святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы. Патриархия.ru Наверх

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

В Пензенской духовной семинарии состоялось первое после возрождения духовной школы вручение дипломов 30 июня 2014 г. 10:34 28 июня 2014 года митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим возглавил Божественную литургию в домовом храме во имя Иннокентия Иркутского при Пензенской духовной семинарии. В этот день в семинарии состоялось вручение дипломов учащимся. Выпуск стал первым для семинарии, открытой по решению Священного Синода Русской Православной Церкви в октябре 2010 года ( журнал 105 ), и первым в истории Пензы после 1917 года. Его Высокопреосвященству сослужили: председатель строительного отдела епархии, настоятель Покровского архиерейского собора г. Пензы протоиерей Иоанн Яворский; и.о. секретаря Пензенской епархии, настоятель Петропавловского храма г. Пензы протоиерей Павел Матюшечкин; первый проректор Пензенской духовной семинарии протоиерей Николай Грошев; настоятель Никольской церкви микрорайона Терновка, проректор духовной семинарии протоиерей Александр Филиппов; благочинный храма Иннокентия Иркутского, проректор семинарии протоиерей Вадим Ершов; духовенство Пензенской епархии . За богослужением пел хор регентского отделения. После Литургии был совершен благодарственный молебен по завершении учебного года. По окончании богослужения ректор семинарии митрополит Серафим обратился к присутствующим с приветственным словом и зачитал поздравление  Святейшего Патриарха Кирилла учащимся духовных школ Русской Православной Церкви с выпускным днем. Затем владыка ректор вручил дипломы выпускникам пастырского, иконописного и регентского отделений. С поздравлениями к студентам обратились протоиерей Николай Грошев — первый проректор, доцент кафедры церковной истории, протоиерей Александр Филиппов — проректор по воспитательной работе, а также А.Б. Тугаров — доктор философских наук, профессор, декан факультета педагогики, психологии и социальных наук, профессор кафедры теории и практики социальной работы ПГУ, председатель ГЭК. Все выпускники получили на память книги, сообщает сайт Пензенской епархии . Патриархия.ru  Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

Архив Пн Калининград. Епархия, созданная с нуля 19 ноября 2016 г. 13:02 20 ноября 2016 года Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу исполняется 70 лет.  «Журнал Московской Патриархии» ( ноябрь 2016 ) публикует серию материалов, посвященных юбилею Предстоятеля Русской Православной Церкви. Духовное возрождение самой западной и некогда самой атеистической территории России калининградцы связывают с появлением в регионе почти двадцать лет назад архиепископа Смоленского и Вяземского Кирилла. Даже став Патриархом в 2009 году, он остался правящим архиереем Калининградской епархии , ставшей самостоятельной, а до этого входившей в состав Смоленско-Калининградской ( pdf-bepcuя) . Святейший Патриарх Кирилл фактически создал нынешнюю Калининградскую епархию. Создал с нуля, так как до 1985 года на территории области не было ни одного православного прихода. Калининградская область в свое время была объявлена образцово-показательной в плане атеизма. В течение сорока лет советские власти не позволяли строить здесь православные храмы. Местные православные верующие, заселенные на бывшую немецкую территорию после войны, хранили свою веру, как могли. По возможности посещали храмы соседней Литвы. В апреле 1985 года только-только зарегистрированной православной общине Калининграда передали развалины бывшей немецкой кирхи Юдиттен (возведена в 1288-1298 годах). Ее колокольня была разбита, повсюду валялись груды кирпичей, вырос кустарник. Одна стена отсутствовала. Сразу за работу Рождение Церкви в Калининградской области как полноценного собрания верующих связано с первым приездом в область архиепископа Смоленского и Вяземского Кирилла 12 сентября 1985 года. Тогда многие люди сильно удивлялись, видя священника, не верили своим глазам. Первое архиерейское богослужение в тот памятный день состоялось в домовом храме на улице Третьяковской, предоставленном для регулярных служб одной из прихожанок. Архиепископу сослужили смоленские священники и хор. Скоро число желающих помолиться выросло настолько, что на службах заполнялся весь дом. Окна открывали, чтобы могли молиться те, кто стоял во дворе, — общее число прихожан достигло 500 человек.

http://patriarchia.ru/db/text/4685230.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010