В пример злострадания и долготерпения возьмите пророков (Иак. 5:7, 8, 10). И в Евангелии написано: Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, что не приняли их самаряне, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать (Лк. 9:54-56). Ему же слава во веки. Аминь.    «Пастырь Ерма». Заповеди. 5, 2. Слово 111. Об игуменах    Божественное Писание говорит: «Начал Иисус творить и учить» (ср. Деян. 1:1). Прежде сотворил и уж тогда научил. Подобным образом Он и Сам заповедует, говоря: кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном (Мф. 5:19). Тот же, кому от Бога доверены души, обязан вести многую борьбу за подначальных, зная, что за них он подвергнется опасности и даст отчет не меньший, чем за себя, ибо кому много вверено, с того больше взыщут (Лк. 12:48). Посему пастырь должен быть и умом, и оком, чтобы ни одна из вверенных или порученных ему овец не стала непригодной из-за небрежения, или чесоточной от помыслов, или паршивой от согласия с ними, или хромой от бесстыдной поступи, или безухой от преслушания, или слепой и похищенной зверями из-за дурного взора, или полумертвой от дурного деяния. Посему, как было сказано, пастырь, зная, что даст ответ, должен много бодрствовать и, как лучший врач, исходя из болезни каждой из них, подавать подобающую помощь. [Col. 1776] Так как сведующий игумен не оставит раненого ученика, и раненого он исцелит быстро.    Посему ты, игумен, вооружай доспехами своих учеников: снабжай их броней обетований будущих благ (Евр. 10:1), огради щитом истинной веры (Еф. 6:16) и ограждай надеждой — той, что на Христа, обувай в обувь евангельских учений и препоясывай чресла словами целомудрия, дай меч в руку — острейшую ярость против страстей и выстави [в боевом строю] против ополчения страстей и наслаждений. И не подвигнись гневом на согрешившего ученика, ибо не подобает его ранить прежде исцеления другого, но [подобает] беззлобно исправить ошибку.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

В ст. 5–10 (евр. 6–11) описывается: 1) взятие Ниневии (ст. 5–7) и 2) разграбление ее (8–10). Наум.2:5 .  Он вызывает храбрых своих, но они спотыкаются на ходу своем; поспешают на стены города, но осада уже устроена. Наум.2:6 .  Речные ворота отворяются, и дворец разрушается. Наум.2:7 .  Решено: она будет обнажена и отведена в плен, и рабыни ее будут стонать как голуби, ударяя себя в грудь. (евр. 6–8). В самый момент наступающей роковой опасности царь Ассирии вспомнит о своих славнейших сподвижниках (евр. аддирав), отличающихся рассудительностью и мужеством вместе, соберет их всех, чтобы они, при содействии лучших воинов, сумели отразить от стен города неприятеля, готового вторгнуться уже в центр его. Но все герои Ниневии окажутся ничтожными: потеряв присутствие духа, толкая друг друга и спотыкаясь на пути, ринутся они к городским стенам, осаждаемым неприятелем, но будет уже поздно: страшные осадные стенобитные машины (евр. гасохех, Vulg.: umbtaculum) с сокрытыми в ней воинами уже в полном боевом порядке готовы двинуться на своих колесах к стенам Ниневии. «Здесь разумеется, – говорит Симашкевич (преосвящ. Митрофан, цит. соч. С. 196 примеч. ) известная ассириянам и вавилонянам особенного рода деревянная машина, наподобие огромной башни, утвержденная на 4 или 6 колесах, под которою находился таран (aries) или машина для разбивания стен (карим у Иез 4.2 др., κρος 2Мак 12.15 )... Стрелки, расположенные в верхнем ярусе машины, с страшной быстротой, градом метают стрелы, как с вершины этой башни, так в из боковых ее отверстий; но сами они и таран совершенно защищены, что вполне соответствует названию машины «сохех». Ср. P. Kleinert, s. 114. Наум.2:6 .  Речные ворота отворяются, и дворец разрушается. Стих 6-й (евр. 7), именно первые два слова его: «ворота потоков», «речные ворота» (евр. шааре-ганегарот) всегда вызывали недоумение толкователей, высказывавших несколько взаимно противоречивых толкований этого стиха. Ввиду очевидной трудности, даже кажущейся невозможности буквального понимания начального выражения, многие древние и новые толкователи допускали метафорическое изъяснение его: так блаж.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Димитрий позвал к себе их начальников (большинство которых думало, что он очень будет на них гневаться), был с ними очень приветлив, хвалил за стойкость и преданность, и за то, что они под Добрыничами основательно потеснили его и обратили в бегство, причем почти все его люди полегли на снегу, и за то, что и под Кромами они точно так же не сдались ему, как это сделали тысячи московитов, а остались верны Борису, своему тогдашнему государю, и т.д.; и сказал он им также, что если они будут служить ему даже и не лучше, чем они служили его врагу, то и тогда он им будет больше доверять, чем своим московитам, спросил, кто из них был знаменосцем, а когда тот к нему подошел, он погладил его по голове и сказал: «Ты немало напугал меня своим знаменем. Вы, немцы, подошли ко мне так близко, что царский конь (который приведен сюда, но еще не выздоровел) был очень тяжко ранен подо мной, но все же вынес меня из сражения. Если бы вы меня захватили, вы убили бы меня». Они ответили с почтительным поклоном: «Лучше, что ваше величество остались, слава Богу, живы. Да будет благословен Бог за это, и да сохранит он ваше величество и впредь от всякого несчастья». Все было готово для въезда. Димитрий приказал знатнейшим князьям и боярам ехать справа и слева от себя, перед ним и за ним ехало на конях около 40 человек, и каждый из них был одет с такой же пышностью, как и сам царь. Своих фурьеров он выслал со всеми русскими вперед проследить, все ли в порядке и нет ли какой тайной пакости и т. п. Беспрестанно туда и сюда отправлял гонцов. Перед царем ехало на конях множество польских ратников в полном вооружении, в каждом звене по 20 человек, с трубами и литаврами. За царем и боярами тоже ехало столько же отрядов польских всадников, в том же боевом порядке и с такой же веселой музыкой, как и передние. Весь день, пока длился въезд, в Кремле звонили во все колокола, и во всем было такое великолепие, что на их лад лучше быть и не могло. В тот день можно было видеть тысячи людей, многих отважных героев, большую пышность и роскошь. Длинные широкие улицы были так полны народу, что ни клочка земли не видать было. Крыши домов, а также колоколен и торговых рядов были так полны людьми, что издали казалось, что это роятся пчелы. Без числа было людей, вышедших поглазеть, на всех улицах и переулках, по которым проезжал Димитрий. Московиты падали перед ним ниц и говорили: «Дай Господи, государь, тебе здоровья! Тот, кто сохранил тебя чудесным образом, да сохранит тебя и далее на всех твоих путях!» «Ты правда солнышко, воссиявшее на Руси». Димитрий отвечал: «Дай Бог здоровья также и моему народу, встаньте и молите за меня Господа».

http://sedmitza.ru/lib/text/439084/

Для познания тайны Бога и Отца. Для познания тайны Бога и Отца. Как же это тайна Бога? Та, что чрез Сына совершается наше привлечение к Богу, а не чрез ангелов. И Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения. И Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения. Он один знает все. Если же Он один мудр, то мудро, конечно, и пришел в последние дни, а не давно, и напрасно некоторые неразумные нападают на это. Сказав: сокровища, указывает на их множество, а словом: все, показывает, что ничто Богу не безызвестно, а выражением: сокрыты — что один Он знает и у Него должно просить мудрости и знания. Но заметь, если и кажется, что он сказал нечто особенно великое, то и это — в Котором сокрыты сокровища — сказал применительно к пониманию людей очень простых. Ибо Бог есть самопремудрость и самоведение. Это говорю я для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами. Это говорю я для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами. Это, то есть что в Христе все ведение, сказал я для того, чтобы кто не прельстил вас. Что до того, что если кто красно говорит? Наперед знайте, что если такой человек говорит не на Христе, то он говорит одни паралогизмы и софизмы. Ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами. Ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами. По связи речи нужно было сказать: хотя я и отстою плотью, но духовно вижу обольстителей. Он же в похвалу обратил это слово. Слушай. Радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа. Радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа. Ибо не только, говорит, вы не пили, но у вас никто не поколебал порядка и твердой веры вашей. Как в боевом строю хороший порядок делает фалангу крепкой, так и Церковь тогда бывает тверда, когда в ней добрый порядок, любовь соединяет всех и нет разделений. Но и вера уже сама по себе составляет твердую опору, потому что не позволяет вкрадываться иным помышлениям, которые, вводя раздвоение, колеблют внутренний строй.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Заметим, что довольно лапидарный рассказ славянской версии трудно соотносится с последовательностью событий в Евангелиях, что создает проблемы, но, как кажется, дополнительно опровергает гипотезу позднейшей фальсификации (которая как раз отталкивалась бы от евангельских текстов). – С другой стороны, именно на таком историческом фоне политических страстей особенно важно, что семиотика Входа в Иерусалим решительно противоречит милитаристически-победительному пониманию прихода мессианского времени: Царь въезжает в Свой город не на боевом коне, но на мирном осленке (по Мф 21:7 на ослице и осленке), во исполнение ветхозаветного пророчества: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима; се Царь твой грядет к тебе, [...] кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. [...] И Он возвестит мир народам..». ( Зах 9:9–10 ). При этом в самой готовности, с которой неизвестные владельцы осленка, кто бы они ни были, тотчас же соглашаются его предоставить, сказывается взволнованное настроение горожан, повсеместно ожидающих великих событий. 11:11. И вступил Он в Иерусалим, во Храм. Путь через восточные ворота, от Масличной горы и долины Кидрона, вводил непосредственно в ограду Храма. 11:15. Столы менял. В казну Храма принимались только монеты особой (тирской) чеканки, никоим образом не римские и не греческие; размен монет по довольно специфической таксе составлял важнейший источник доходов околохрамовой «мафии». И Ориген , и бл. Иероним интерпретировали эпизод изгнания торгующих и менял как увещание против будущих корыстных злоупотреблений внутри Церкви. С другой стороны, изгнание менял входит, согласно Ветхому Завету, в число знамений мессианского времени. Заключительные слова Книги Захарии (14:21), читаемые в Синодальном переводе: «...И не будет более ни одного Хананея ( [кенаани]) в доме Господа Саваофа в тот день», – могут иметь также значение: «И не будет более ни одного торгующего в доме Господа..».. В целом ряде ветхозаветных текстов лексема [кенаани] заведомо означает торговца (этимологически торговца пурпуром, затем торговца вообще, см.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Кол.2:4 . Это говорю я для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами; «Это», то есть что в Христе все ведение, сказал я для того, чтобы кто не прельстил вас. Что до того, что если кто красно говорит? Наперед знайте, что если такой человек говорит не о Христе, то он говорит одни паралогизмы и софизмы. Кол.2:5 . ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами, По связи речи нужно было сказать: хотя я и отстою плотью, но духовно вижу обольстителей. Он же в похвалу обратил это слово. Слушай. радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа. Ибо не только, говорит, вы не пали, но у вас никто не поколебал порядка и твердой веры вашей. Как в боевом строю хороший порядок делает фалангу крепкой, так и Церковь тогда бывает тверда, когда в ней добрый порядок, любовь соединяет всех и нет разделений. Но и вера уже сама по себе составляет твердую опору, потому что не позволяет вкрадываться иным помышлениям, которые, вводя раздвоение, колеблют внутренний строй. Кол.2:6 . Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, Ничего нового не вводим, но что вы приняли, того и желаем опять. Господа Иисуса Христа, а не ангелов. так и ходите в Нем, Ибо Он есть путь, приводящий к Отцу. Такой путь не в ангелах; ибо этот путь не ведет туда. Кол.2:7 . будучи укоренены То есть стоя неподвижно и не склоняясь то ко Христу, то к ангелам. Ибо укорененные никогда не передвигаются. и утверждены в Нем Показывает, что они пали, так что нуждались в восстановлении, то есть во вторичном построении на Христе, как на основании. и укреплены:( βεβαιομενοι) в вере, То есть твердо держась Христа посредством веры, а не рассуждений и словопрений. Ибо шатко строение, если оно и на фундаменте, но не твердо будет стоять на нем. как вы научены, преуспевая в ней с благодарением. Опять ставит слово «как», чтобы они, если не другого чего, то самих себя устыдились бы. Итак, и в словах «как вы научены» апостол положил как бы основание, а в словах «преуспевая» указывает на здание. Не должно изменять прежде принятое учение, а преуспевать в нем, ставя себе в честь нечто преизбычествующее показать в своей вере, благодаря Бога за то, что Он удостоил нас такой благодати, и не приписывая самим себе этого преуспеяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Культура ведения войны, согласно библейской антропологии. Побывавший в горячих точках опытный священник протоиерей Олег Стеняев в одном из интервью сказал, что Библия создала определенные правила и культуру ведения военных действий . Во-первых, война по Библии является крайней мерой, и начинается тогда, когда мир между народами уже невозможен и заканчиваться она также должна предложением мира: «Когда подойдешь к городу, чтобы завоевать его, предложи ему мир» (Втор.20:10). Во-вторых, библейская культура ведения войны предполагает недопущение жестокости, свирепости, защиту слабых и даже бережное отношение к окружающей природе: «Если долгое время будешь держать в осаде какой-нибудь город, чтобы завоевать его и взять его, то не порти дерев его, от которых можно питаться, и не опустошай окрестностей, ибо дерево на поле не человек, чтобы могло уйти от тебя в укрепление» (Втор. 20:19). В-третьих, в ветхозаветные времена на войну часто отправляли опытного человека, который женат, обзавелся хозяйством и имел наследника, чтобы в случае его гибели в бою, род не закончился: «Надзиратели же пусть объявят народу, говоря: кто построил новый дом и не обновил его, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не обновил его» (Втор. 20:5-8). В православной традиции для воинов, находящихся в боевом походе, отменяется пост. Согласно церковному правилу святителя Василия Великого, им также разрешается участие в Таинстве Причащения, но по окончании боевых действий на них на какое-то время налагается епитимия – запрет на участие в Евхаристии, поскольку они проливали кровь, хоть пусть и за правое дело. Русский взгляд на войну. Русский взгляд на войну тесно сопряжен с библейским. Для русского православного человека война является безусловным неизбежным злом и также выступает крайней мерой воздействия. И в этом смысле война имеет большое духовно-нравственное воспитательное значение, которое выражается не в том, чтобы как-то переделать другого человека под себя, причинив ему какое-то увечье и уничтожив его, а наоборот, чтобы послужить ему верой и правдой, проявив любовь и заботу. Более того, как говорит В.С. Соловьев устами генерала в «Трех разговорах», без этой «нравственно-религиозной санкции» для русского человека война теряет всякий смысл, поскольку в таком случае солдат утрачивает боевой дух и становится неспособным проявить главное – готовность бить врагов и быть в любой момент убитому, жертвуя собой ради своего ближнего.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/01/du...

О том, что непротивление злу, направленному непосредственно на нас, кардинально отличается от отношения к злу, совершаемому по отношению к другим, мы можем прочитать в самом Евангелии. Когда апостол Петр, защищая Христа в Гефсимании, отрезал воину ухо (Ин. 18:10-11), Господь приказал не выбросить меч, но лишь вложить его в ножны. Впоследствии апостол Павел учит: «Начальник не зря носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13:4). Как мы видим, апостол не просто говорит о возможности существования оружия, но и допускает его применение именно как Божие служение. Не случайно мы видим среди святых мучеников множество воинов: служа империи в качестве защитников, будущие святые преуспевали в подвигах христианских добродетелей, без которых невозможно стать свидетелем христианской веры. Мученика Меркурия Смоленского на битву против захватчиков благословила Сама Богородица – разве это не пример того, что благословение на битву не только возможно, но и необходимо как видимый знак благоволения Божия к исполнителю заповеди: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13)? Впервые оружие встречается в Библии как Божие творение: «…И поставил (Бог – прот. А.Е. ) на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт. 3:24). В данном случае этот меч был оружием защиты, а не нападения. Стратегически любое оружие в руках христианина – всегда оружие защиты: защиты своей страны, защиты ближних от того зла, которое невозможно остановить иным путем. Того, кто не имеет страха Божия и совести, не остановит кроткий Херувим и проповедник с Евангелием. Для пресечения их зла требуется меч или автомат, а иногда и… ядерная боеголовка. Оружие необходимо для противоборства злу. Только это оружие – средство защиты, а не нападения (речь идет о стратегии, в конкретном боевом действии нельзя победить, не нападая) – освящает Церковь. Это видно из молитвы на благословение оружия: священник молится и просит Господа благословить оружие «ко укреплению и заступлению Церкви Твоея Святыя, сирых же и вдовиц» , а не для ведения захватнических войн.

http://bogoslov.ru/article/6028086

оклеветания бывающая под солнцем: и се, слезы оклеветанных, и несть... утешающаго») ( Еккл.4:1 ). Если же борьба велика, – а она и на самом деле велика, то и назначенный за нее венец, очевидно, очень велик. Поэтому и Христос повелевает радоваться и ликовать ведущим эту борьбу с подобающим терпением. " Радуйтесь, – говорит, – и ликуйте, когда будут… вас… злословить за Меня, ибо велика ваша награда на небесах» ( Матф. 5:11–12 ). Видишь, виновниками какой радости, какой награды, какого веселия бывают у нас враги? Не странно ли поэтому устраивать себе самой бедствия, каких не были в состоянии причинить тебе те, а причинили лишь противоположное им? Что же такое я говорю? Те не только не были в состоянии наказать тебя, но доставили тебе еще повод к радости и предлог к неувядающему веселию; а ты, до такой степени муча себя унынием, наказываешь себя, расстраиваешься, смущаешься и исполняешься большой печали. Это следовало бы тем делать с собой, если бы только когда-нибудь они пожелали познать свои собственные пороки. Тем справедливо было бы теперь горевать, плакать, стыдиться, закрыть свои лица, зарыться и не видеть этого солнца, и, заключившись где-либо во тьме, оплакивать свои пороки и те бедствия, в какие они ввергли столько церквей, а тебе должно веселиться и радоваться, потому что ты достигла обладания главой добродетелей. Ты ведь знаешь, знаешь ясно, что нет ничего равного терпению, что оно в особенности царица добродетелей, основание совершенств, безмятежная пристань, мир во время войн, тишина во время бури, безопасность среди злоумышлений; знаешь, что оно делает обладающего им крепче адаманта, что ему не в силах повредить ни выдвигаемые оружия, ни построенные в боевом порядке войска, ни подводимые машины, ни стрелы, ни пускаемые копья, ни самое полчище демонов, ни страшные полки супротивных сил, ни сам диавол, выступающий в бой со всем своим войском и хитростью. Чего же ты боишься? Ради чего страдаешь ты, которая научилась презирать даже самую жизнь, если потребует время? Но ты желаешь увидеть конец теснящих тебя несчастий? Будет и это, и будет скоро, при Божием изволении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Петр труслив и немужествен? Кто станет слушать такие слова твои? Не то знает о нем Иерусалим, и тогдашнее первое общество и церковь, в которую он вступил первый, и первый произнес эти блаженные слова: «но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти»; и еще: «ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня»; «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Деян.2:24—25, 34). Он ли, скажи мне, труслив и немужествен, — тот, ко­торый, среди такого ужаса и таких угрожавших опасностей, с таким дерзновением вошел в среду этих кровожадных псов, пламеневших гневом и дышавших убийством, и сказал, что Распятый ими и воскрес, и находится на небесах, и сидит одесную Отца, и врагов своих окружает бесчисленными бед­ствиями? Не удивишься ли ты ему, скажи мне, и не увенчаешь ли даже за то одно, что он имел силу открыть свой рот, от­версть уста, стать, явиться только среди распявших Его? По­длинно, какое слово, какой ум может представить его дерзно­вение и откровенность в тот день? Никакой. Если еще прежде распятия на кресте иудеи сговорились отлучать от синагоги того, кто исповедует Христа, то после распятия и погребения, слыша человека, который не только исповедует Христа, но и со всем любомудрием проповедует все вообще домостроительство (спа­сения), как они не устремились и по частям не разорвали того, кто первый из всех отважно осмелился противостать их бе­шенству?    5. Подлинно, здесь важно не то, что он исповедал Христа, но то, что прежде остальных всех вообще, когда те беснова­лись и волновались от убийства, он исповедал с дерзнове­нием. Как на войне при боевом строе, когда фаланга бывает сомкнута, мы особенно удивляемся выступающему раньше осталь­ных и разрывающему ее фронт, потому что не только этого од­ного дела, но и всех тех доблестей, которые будут совершены после другими, считается виновником тот, кто сделал начало и приступ, — так точно нужно рассуждать и о Петре, что он, вышедши первым и разорвав фронт фаланги иудеев, и про­изнесши длинную речь к народу, таким образом, проложил путь и другим апостолам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3311...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010