На несколько дней сообщение с некоторыми заречными местами совершенно прекращалось. Теперь вода начинает спадать, образуются островки» 865 . «Пред моими окошками весь луг покрыт водою, и я любуюсь этим зрелищем из комнат», – писал он ему же 5 апреля следующего 1859 года 866 . Еще с большим удовольствием преосв. Макарий проводил весну и лето в загородном архиерейском доме. Здесь был большой сад, который преосв. Макарий застал в запущенном виде и летом и осенью 1857 года привел в порядок, насадив в нем самолично множество деревьев 867 . Пребывание в загородном архиерейском доме давало преосв. Макарию возможность дышать свежим чистым воздухом и слушать пение соловьев, которым он любил подолгу наслаждаться. «Сад у меня прекрасный за городом», – писал он 26 мая 1857 года, – «воздух самый чистый, от утра до вечера поют соловьи» 868 . «Еще со вторника», – писал он ему же 18 мая следующего 1858 года, – «живу на своей даче: превосходно»! 869 В Тамбове преосв. Макарий пользовался расположением высшего начальства, любовью окружающих лиц – знакомых и уважением со стороны подчиненных. Св. Синод в большинстве случаев, как можно видеть и из предыдущего, одобрял и утверждал все распоряжения преосв. Макария по консистории и вообще по управлению Тамбовской епархией, и удовлетворял все его просьбы и ходатайства. Граждане Тамбова и вообще все Тамбовское общество относилось к преосв. Макарию предупредительно и с уважением. Этому немало содействовала, без сомнения, известность преосв. Макария, которая предварила его прибытие в Тамбов. Оттого Тамбовская паства с редкими почестями встретила преосв. Макария при самом прибытии его в Тамбов. Впоследствии же преосв. Макарий еще больше расположил к себе Тамбовских граждан своим простым обращением со всеми, благолепным совершением богослужения и простыми, ясными, доступными для всех проповедями. За все это Тамбовское общество любило своего архипастыря и всячески старалось выражать свое уважение к нему. Появление его в торжественных собраниях сопровождалось иногда публичным выражением глубокого уважения, какое питала к нему образованная Тамбовская паства.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Успешному взаимодействию внутри митрополии должно способствовать правильное выстраивание работы архиерейского совета. Согласно Положению о митрополиях этому органу предписывается рассмотрение вопросов, касающихся координации " богослужебной, пастырской, духовно-просветительской, образовательной, миссионерской, молодежной, издательской, информационной, социальной, благотворительной деятельности епархий, … их взаимодействия с обществом и органами светской власти " , а также материального обеспечения и деятельности духовных школ митрополии. На практике работа архиерейских советов порой сводится к определению дат совместных богослужений архиереев митрополии и проведения общих конференций. Впрочем, у многих митрополий есть положительный опыт работы архиерейских советов, которые занимаются такими вопросами, как, например, преподавание Основ православной культуры во всем регионе, прославление подвижников благочестия и развитие почитания уже прославленных в регионе святых, подготовка совместных издательских проектов, соблюдение законодательства при реставрации значимых памятников архитектуры. Все эти темы могли бы рассматриваться и на уровне отдельных епархий, но практика показывает, что их совместное обсуждение архиереями митрополии позволяет добиваться лучших результатов. Полезным может также быть ежегодное проведение расширенного архиерейского совета с приглашением руководителей ключевых епархиальных отделов всех епархий для совместного обсуждения планов и результатов деятельности. Более того, полезно поощрять регулярное взаимодействие однопрофильных епархиальных отделов, при соблюдении канонических прерогатив каждого епархиального архиерея. Поскольку речь зашла о епархиальных отделах, предлагаю также обсудить координацию их деятельности внутри отдельных епархий. Некоторое время тому назад группа руководителей епархиальных отделов социальной направленности обратилась к председателю соответствующего синодального отдела с просьбой инициировать внесение в Устав поправок, предполагающих включение глав всех епархиальных учреждений в епархиальные советы.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

24 сентября 2013 г. 22:59 Третий общецерковный съезд по социальному служению открылся в российской столице Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон: «ОБРАЗЕЦ СОЦРАБОТНИКА – МИЛОСЕРДНЫЙ САМАРЯНИН» С Божественной Литургии в Покровском храме Марфо-Мариинской обители милосердия стартовал III общецерковный съезд по социальному служению, куда собрались несколько сотен руководителей и штатных сотрудников профильных епархиальных отделов. Во второй половине дня под председательством главы Синодального отдела по социальному служению и церковной благотворительности епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона состоялось пленарное заседание. Зачитав собравшимся проникновенное приветствие Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Преосвященный Пантелеимон выступил с эмоциональным программным докладом. Его главной темой стало выполнение социальными структурами Русской Православной Церкви решений Архиерейского Собора 2013 года. В первую очередь, по словам владыки, необходимо продолжать расширять спектр церковной благотворительности и увеличивать разнообразие форм и методов помощи нуждающимся. «Образец современного социального работника – милосердный самарянин, - считает руководитель Синодального отдела. – Он не просто помог израненному встречному. Он сошел с собственного «транспорта», довез несчастного до гостиницы и оплатил его пребывание, обработал раны, дал лечебные средства, попросил персонал хорошенько ухаживать за больным и даже пообещал на обратном пути возместить издержки, если их не покроет аванс. Это евангельский пример разнонаправленности комплексного социального служения, с которой не грех бы взять пример». К насущным задачам, которые предстоит решать в первую очередь в развитие документов Архиерейского собора, докладчик отнес также необходимость повышения профессионального уровня соцработников новообразованных епархий (и обусловленные ею грядущие масштабные курсы повышения квалификации), приспособление храмовых зданий для участия инвалидов в богослужениях и обустройство для совместной молитвы помещений в сельских поселениях, где нет церкви (согласно решению священноначалия, каждый населенный пункт должен быть приписан к конкретному приходу и к определенному священнику).

http://e-vestnik.ru/news/sezd_sotsrabotn...

В 1982–1983 гг. вышло пересмотренное издание «Чиновника архиерейского священнослужения» (2 т.): 1-й том содержит материал «Чиновника» издания 1907 г. с переработанными рубриками, 2-й – чины избрания, наречения и рукоположения архиерейского, освящения антиминсов, выходившие в синодальный период отдельными книгами, и другие чины. В кон. XX в., после обретения Русской Церковью свободы, было перепечатано множество старых богослужебных книг и напечатаны новые (в т. ч. разнообразные редакции Требника). Для келейного чтения издаются Молитвословы самого разного состава, популярные издания сборников акафистов. Современный комплект богослужебных книг соответствует принятому ранее. Службы суточного круга. Службы суточного круга в общем совершаются так же, как и в нач. XX в. Стала общепринятой плохо оправдываемая практика ежедневного совершения утрени с вечера. В большинстве мон-рей в кон. XX в. принято ежедневное совершение вечером вечерни и утрени, а утром – полунощницы, братского молебна, часов и литургии (при этом полунощница совершается не раньше, а позже утрени). Наблюдается возрождение интереса к уставному богослужению, выражающееся в тенденции совершать службы суточного круга с минимальными сокращениями, в некоторых храмах и мон-рях в праздники служат даже уставные всенощные бдения (ночью). Утренние и вечерние молитвы Молитвослова фактически приобрели статус неопустительно совершаемых служб суточного круга, заменивших для большинства церковного народа древние полунощницу и повечерие. Совершение литургии. Совершение Божественной литургии отличается от служб суточного круга строгостью и точностью исполнения по существующим Служебникам и Чиновникам почти без сокращений. Гонения в советское время привели к усилению благоговения перед тайной Евхаристии. Святые новомученики и исповедники Российские совершали литургию в самых тяжелых условиях. Известно множество случаев тайного совершения литургии в тюремных камерах и лагерных бараках или землянках, в специально устроенных домашних храмах. В последние десятилетия возрождение церковной жизни способствует усилению евхаристического благочестия. Причащение раз в две-три недели стало для многих нормой, так же как и причащение на Св. Пасху и в большие праздники. В 90-х гг. XX в. стало возможным свободное причащение по домам, в больницах, в домах престарелых, местах лишения свободы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Интернет-сайт движения сообщает, что оно объединяет тех, кто «верует, что Евангелие Иисуса Христа включает в свою сферу такие сексуальные меньшинства, как гомосексуалисты, лесбиянки, бисексуалы и трансвеститы, в качестве полноправных людей и христиан. У них есть право участвовать в жизни». «Единство» призывает своих сторонников «способствовать тому, чтобы находящиеся на работе в Церкви гомосексуалисты и лесбиянки могли бы при желании регистрировать свои отношения, не опасаясь за последствия, начинать деятельность внутри церкви, чтобы зарегистрированные пары гомосексуалистов и лесбиянок могли бы при желании быть обвенчаны». Среди подписей, стоящих под этой декларацией, имена православных священников Хейкки Хуттунена и Тимо Лехмускоски, Маркку Салминена и Йоханнеса Кархусаари, протодиакона хельсинкского прихода Юхи Лампинена. Х.Хуттунен, первый из упомянутых, является председателем Союза православного духовенства Финляндии и генеральным секретарем Финского экуменического совета. М.Салминен — член правления ФПЦ. В особом заявлении православных участников также говорится: «Мы, нижеподписавшиеся члены Православной Церкви, принимаем ценности движения " Единство " и будем защищать их в нашей Церкви в рамках Священного Предания и канонов. Мы надеемся, что представители сексуальных меньшинств найдут духовный дом в своих приходах и что открытая и деловая дискуссия будет способствовать терпимости и любви к ближнему в нашем церковном окружении». Особенность подходов к «гендерным проблемам» давно проявляется в ФПЦ. Так, более трех лет назад Архиерейское собрание ФПЦ постановило не вносить мальчиков в алтарь после совершения крещения (для того, чтобы девочки не казались ущемленными). В некоторых приходах девочек даже облачали в стихарь для прислуживания в алтаре. Однако в 2005 году Архиерейское собрание приняло резолюцию: «Литургическую одежду стихарь могут одевать только лица мужского пола, прислуживающие за богослужением». Как отмечают издания ФПЦ, на практике ее прихожане почти не соблюдают пост и не считают необходимой исповедь. «Я наблюдаю печальное явление: в течение этих десятилетий количество исповедующихся сократилось катастрофически», — свидетельствует протоиерей Тимо Лехмускоски, слова которого приводит журнал Ortodoksiviesti.

http://patriarchia.ru/db/text/129282.htm...

В VI–VIII веках возник целый ряд характерных моментов константинопольской Литургии, связанных в том числе и с особенностями церковной архитектуры Константинополя 48 . Среди них: а) использование Трисвятого в качестве входного песнопения; б) прибавление к Литургии в VII–VIII веках энарксиса 49 , еще долго после этого считавшегося необязательным; в) совершение протесиса в отдельном от храма здании – скевофилакионе, откуда приготовленные для Евхаристии хлеб и вино приносились диаконами во время великого входа – таким образом, г) предстоятель не участвовал в процессии с Дарами; д) умовение рук после великого входа всеми служащими – и епископами, и священниками; е) чтение предстоятелем и сослужащими диалога accessus ad altare (в котором роли, естественно, первоначально распределялись правильно). С ходом истории некоторые из сопряженных с указанными моментами обрядов исчезли из иерейского чина Евхаристии, но полностью или частично сохранились в архиерейском и стали ассоциироваться только с последним (хотя и не были изначально специфически епископскими). Византия вв. Древнейшие рукописи византийского Евхология веков 50 , как правило, вовсе не содержат рубрик (примечаний уставного и обрядового характера), поэтому с достаточной степенью подробности византийского архиерейского богослужения нам известны, начиная с появления в X веке так называемых уставов Литургии 51 (в популярном в древности комментарии 52 святителя Германа Константинопольского († 733) специфически архиерейские особенности Литургии не обсуждаются). Порядок патриаршей Литургии в Константинополе X века мы находим в упомянутом выше латинском переводе из рукописи, некогда хранившейся в монастыре Йоханнисберг, и в Codex Pyromalis. Новые особенности архиерейского чина (сравнительно с иерейским чином XVII–XX веков), появляющиеся в этих источниках, суть: 1) архиерей облачается в скевофилакионе; здесь же он, если хочет, принимает участие в протесисе; 2) архиерей не входит в храм во время энарксиса, который совершается без его участия; 3) во время сугубой ектении архиерей благословляет народ; 4) архиерей не участвует в перенесении Даров из скевофилакиона в храм, 5) умывает руки после великого входа; 6) наконец, в диалоге accessus ad altare слова Евангелия от Луки (1:35) обращены к предстоятелю (таким образом, роли в диалоге распределены правильно).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

С неодинаковым, конечно, чувством вышел каждый из нас сегодня из академического храма, но думаю, не ошибусь, если скажу, что торжественно совершенное в нем архиерейское служение на всех оставило, как всегда и везде на Руси оставляет оно, совсем особенное, необычное впечатление. Правда, духовному взору молящихся и в нем представляется то же высокое зрелище земной жизни и вечери Христовой, что и в скромной службе одного священника с диаконом, но наше зрение и слух получают за ним настолько полное удовлетворение, что при недостаточно-сосредоточенном внимании к молитвам кажется, будто присутствуешь за какой-то особой службой. Все в ней от посошника-мальчика с необычным ковриком в руке до «крепчайшего» гласа протодиакона заметно действует на всех. Нарядное убранство и обильное освещение храма, часто величественного своим видом и размерами, иногда очень древнего и потому полного дорогих для каждого исторических воспоминаний, празднично настроенное и соборной молитвой объединенное всесословное множество присутствующих, одетый в дорогие одежды сонм по обычаю сановных священнослужащих с епископом – нередко глубоким старцем во главе и наконец, сама служба, всегда у нас благолепная, неспешная и «сладкопесненная», в состоянии, мне представляется, повлиять и на не очень впечатлительные, даже холодные души. Но едва ли не больше всего значат при этом одинаково внимательно наблюдаемые всеми литургические особенности с церемониальными принадлежностями архиерейского священнослужения. Высоко ставя иерарха над сослужащими и всем вообще церковным собранием, одних и особенно людей простых, на долю которых так редко выпадает у нас случай молиться за этой службой, они поражают своей новизной, внешним блеском, стройными, но порой совсем непонятными для них звуками; других увлекают своим торжественным, нередко глубоко одушевленным исполнением; для третьих – они предмет благоговейного созерцания и пожалуй, благочестивого размышления, а человека, интересующегося прошлым христианского богослужения, эти обрядовые подробности занимают еще особой, неприметной для других, но очень важной для него стороной.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

В 2010 г. была преобразована синодальная Комиссия по делам монастырей, с тем чтобы выработать «действенные предложения по упорядочению монашеской жизни, дабы монастыри наши вновь обрели притягательную силу для молодежи, готовой полностью посвящать свою жизнь Богу» (Доклад на Архиерейском Соборе 2011 г.//Собрание трудов. Сер. 1. 2012. С. 207). Предложенный для общецерковного обсуждения проект «Положения о монастырях и монашествующих» вызвал огромное количество откликов архиереев, монашествующих, представителей белого духовенства и мирян, что еще раз свидетельствовало о значении монашеских обителей в жизни Церкви и народа. Внимательно анализируя эти отклики и предложения, К. обратил внимание на недопустимость предлагаемой нек-рыми монашествующими все большей изоляции обителей не только от мира, но и от остального церковного сообщества. «Сегодня, когда социально-экономическое положение людей зачастую нестабильно или бедственно, когда в обществе получила широкое распространение идея о вседозволенности и нравственном релятивизме как норме жизни, когда всевластием денег попираются закон и справедливость, когда безопасность личности и семьи находится под постоянной угрозой, люди особенно остро ощущают потребность в утешении и защите, слове правды... Наши обители призваны давать ответ тем несчастным, неуверенным в своем настоящем и будущем людям… Просвещая приходящих в обитель, утешая скорбящих, монахи и монахини осуществляют основное призвание монастырей, сопряженное с первейшим их долгом - быть центром молитвы и духовного опыта» (Там же. С. 207-208). К. указал еще на одну насущную задачу - получение каждым монашествующим богословского образования, чтобы «практический опыт монаха, который он получает через участие в богослужениях, исполнение послушания, общение с опытными собратьями, преобразовывался... в мировоззрение, позволяющее целостно, в духе православной традиции смотреть на мир, различать и распознавать его искушения и подмены» (Доклад на Архиерейском Соборе 2013 г.//ЖМП. 2013. 3. С. 25).

http://pravenc.ru/text/Патриархом ...

Что такое звездица и каково ее значение? Звездица – это род двух дуг, соединенных между собою. Она означает собою звезду, которая явилась на небе при рождении Иисуса Христа для волхвов, и печать, которой запечатали гроб Иисуса Христа. Звездица обыкновенно ставится на дискосе, чтобы при положении на него покрова не смешать частиц просфор, лежащих на нем. Что такое лжица? Лжица – это ложечка, с которой преподается мирянам Святое причастие. Что такое копие и каково его значение? Копие – это ножичек в виде копья. На Литургии им приготовляется из одной из просфор Святой Агнец и вынимаются части из прочих просфор. Оно напоминает собою то копье, которым один из воинов пронзил ребро Иисуса Христа на кресте. Глава 6. Особенные вещи, употребляемые при архиерейском служении Нет ли каких-либо особенных вещей, употребляемых при архиерейском служении? Есть. Это так называемые рипиды, дикирий и трикирий, орлецы и жезл. Что такое рипиды? Это длинные рукоятки, которые на верхнем конце имеют круг с изображением Херувима. Рипидами диаконы веют над Святыми Дарами во время Литургии. Что означает веяние рипидами над Святыми Дарами? Означает присутствие святых Ангелов около Святых Даров. Что такое дикирий и трикирий и что они означают? Дикирий – это двухсвечник; он означает два естества в Иисусе Христе: Божеское и человеческое. Трикирий же – это трисвечник; он означает Пресвятую Троицу. Что такое орлецы? Это небольшие круглые ковры, на которых стоит архиерей во время богослужения. На них бывают изображены орел и город. Что значит изображение орла и города на орлецах? Изображение города указывает на тот город, в который поставлен архиерей; а изображение орла показывает, что архиерей своею верою и добродетелями должен быть выше всех, которые вверены его попечению, подобно орлу, который летает выше всех птиц. Что такое архиерейский жезл и что он означает? Жезл – это особенный посох, или трость, с изображением креста наверху и с платом с бахромою. Он означает, что архиерей есть пастырь над верующими. (То же означают трости, или посохи, с которыми часто ходят священники.) Глава 7. О веществах, необходимых для Литургии и других церковных служб

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

митр. Московского Филарета – Душ. Чт. 1872 г.). Но по разъяснению «Цер.Вест. », совершать литургию в церкви, временно не имеющей антиминса, взятом из другой церкви, не следует; так как антиминс даётся одной, определённой церкви и, по Известию Учительному, может быть изнесён из неё только в известных, прямо указанных случаях (Ц.В. 1893, 13). – Для совершения других священнодействий отсутствие антиминса не представляет собою никакого препятствия (Рук. д.с.п. 1869, 6; сн. ниже, о браке). В Литовской епархии, вследствие случившейся кражи св. антиминса из одной приписной церкви, предписано местным Начальством духовенству, чтобы оно, во избежание повторения подобных случаев, не оставляло св. антиминсов в тех приписных церквах, где служба совершается редко, и возможно чаще посещало эти церкви, для осведомления об их состоянии (Лит. Е.В. 1895, 28–29). – Канонически можно совершать литургию без царских врат (напр., во время их починки), ибо царские врата явились в позднейшее время в христианских храмах, а на Востоке и поныне отсутствуют в очень многих, напр. на Афоне в келейных, церквах. Однако, для избежания соблазнов и неприятностей, лучше на это время вырезать деревянные воротечки и повесить на них иконки; кроме того, обо всём этом должно доложить по Начальству (Ц.В. 1890, 1). – На вопрос о том, может ли священник брать с собой св. антиминс и совершать литургию в частном доме без разрешения архиерейского, – в «Церк. Вестнике» был дан такой ответ: литургия должна быть совершаема в особо назначенном для того здании – храме, или же, в случае нужды и крайности, во временном помещении, которое, однако, никоим образом не может служить для жилья после того; постройка таких временных помещений возможна только с разрешения архиерейского (56 ст. Уст. Д.К.); служение же литургии в жилом помещении, как в высшей степени неблаговидное, разрешено быть не может (Ц.В. 1892, 20; сн. Ц.Вед. 1906, 22, 1559–1560 стр.). 99 В силу этого определения Св. Синода, Оренбургским Преосвященным было разрешено священникам инородческих и русских приходов епархии в отдалённых от церквей деревнях совершать Божественную литургию на переносных антиминсах (Рук.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010