Что представлял из себя хазраний, – за отсутствием данных не можем сказать. Может быть, последним термином в отличие от обычного архиерейского жезла обозначалась обыкновенная трость, батог наших древнерусских святителей и вообще предков. Временник Общ. Ист. и Древн. кн. XV, стр. 116; сн. 105. 1027 Рукоп. Московск. Синод. библ. 426 лл. 453, 524–525, 528 об., 534 об.; 425 лл. 6 об., 202; 428 лл. 90, 91. Составитель выходов патр. Адриана, описав подробно торжественное служение последнего 1 апр. 1693 года, в субботу акафиста, заметил между прочим: «А посоха подьяки не держали, учинилось в забвении, а надобно держать: в прошлых летех держали». Рукоп. Моск. Синод. библ. 93 л. 293. 1028 Как это делает, например, г. Фармаковский в Извест. Русск. Археолог. Инстит. в Константинополе, т. VI, в. 2–3, стр. 329. 1029 О символическом значении жезла в иудейском и христианском мире довольно подробные и обстоятельные сведения даны у Kraus’a в Real-Encyklopädie d. christl. Alterthümer, В. II, S. U. Stab. 1030 В качестве древнейшего свидетельства в пользу употребления посохов верующими при богослужении вообще, на литургии в частности, приводят слова Гонория Августодонского: Dum euangelium legitur, baculi de manibus deponuntur (Gemin. anim. I, 24). Констатируемый им церковный обычай, подтверждаемый между прочим и 26-ю главою нашего Устава, не был во всяком разе в церкви явлением изначальным, повсюдным и всеобщим, как справедливо отмечают то некоторые исследователи. Martigny, Dictionnaire des Antiquités chrétiennes, sub voce: baton; cfr. Kraus’a Real-Encyklopädie, s. v. Stab. В. II, s. 778. 1032 Hic ergo Dominus et Deus noster… ovis et pastor in nobis est, quia nos invisibili baculo et salutari virga intus regit, ut etiam si ambulemus in umbra morti, non timeamus mala, quia nobiscum Deus est (Epist. ad Florent. n. 2). Данные о времени появления, литургическом употреблении и наиболее древних изображениях архиерейского посоха на памятниках, относящиеся к западной церкви, довольно полно представлены у Kraus’a в Энциклопедии (s. v. Stab) и у Бока в Geschichte der liturgischen Gewänder, В. II. SS. 218–226. 1033 Huic (episcopo) dum consecratur datur baculus, ut ejus indicio subditam plebem vel regat vel corrigat vel infirmitates infirmorum sustineat (De offic. eccles. II, 7). Те же самые мысли и почти в одинаковых выражениях повторил, касаясь архиерейского посоха, как одного из отличий епископского сана, и Беда Достопочтенный .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мониторинг СМИ Увольнение и анафема В ответ на лишение сана экс-епископ Диомид назвал РПЦ «служанкой антихриста» 07.10.2008 10:20 Епископ Анадырский и Чукотский Диомид, прославившийся скандальными заявлениями и обвинениями в адрес высших иерархов Русской православной церкви, лишен сана. «С сегодняшнего дня он не епископ. Он сейчас как простой монах», -- заявил журналистам управляющий делами Московской патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент по завершении прошедшего в понедельник заседания Священного синода. Таким образом, вступило в силу решение Архиерейского собора, вынесенное этим собранием епископов РПЦ еще в июне. Владыка Климент напомнил, что тогда «бунтарю» было запрещено совершать богослужения (этот запрет Диомид проигнорировал), но ему дали время для того, чтобы осмыслить свою деятельность и раскаяться. Однако Диомид не только не осудил свою «деятельность, направленную на раскол церкви и против священноначалия», но даже не явился на заседание синода, даром, что его три раза приглашали. «Это его отсутствие означает, что он отделился от церкви», -- резюмировал митрополит Климент. Нельзя сказать, что опальный епископ никак не отреагировал на приглашения на заседание синода, которые ему посылал управделами патриархии. Диомид прислал ответную телеграмму, в которой кроме цитаты из Священного Писания (о том, что «блажен муж, не идущий на совет нечестивых») присутствовала только одна фраза: «Скорблю, что РПЦ МП врата ада одолели, и она сделалась служанкой антихриста. Епископ Диомид Анадырский и Чукотский РПЦ». «Я считаю, что это человек, который поступает неадекватно», -- поставил вчера «диагноз» Диомиду митрополит Климент. При этом митрополит Калужский и Боровский полагает, что его бывший чукотский «коллега» явно лукавит: «Он запрещает пользоваться мобильными телефонами, Интернетом, но в то же время объявляет, что можно покаяться у него по электронному адресу. Сам имеет паспорт, ИНН, а другим запрещает ими пользоваться». Действительно, в своих посланиях, которые распространялись в том числе и через Всемирную паутину, от имени чукотского епископа проклинались и мобильные телефоны, и паспорта. Кроме того, священноначалие РПЦ обвинялось Диомидом сразу в нескольких грехах: экуменизме (общении с иноверцами), «соглашательстве с антинародной и богоборческой властью» и одобрении демократии. «Все решения прошедшего Архиерейского собора, в том числе о лишении меня священного сана, признаю не имеющими канонической силы ввиду открытого исповедания участниками этого Архиерейского собора основных положений ересей цареборчества, экуменизма и глобализма», -- говорилось в одном из посланий, которые распространялись от имени Диомида в Интернете. В этом же письме теперь уже бывший чукотский владыка объявил о том, что предает анафеме патриарха Алексия II и главу отдела внешних церковных связей митрополита Кирилла.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Ектения начинается так: «Вся святыя помянувше, паки и паки миром Господу помолимся». В ней произносятся прошения: «о принесенных и освященных Честных Дарех, – о том, чтобы человеколюбец Бог наш, прияв их (Дары) во святый и пренебесный и мысленный (νοερν) свой жертвенник, в воню благоухания духовного, возниспослал нам божественную благодать и дар Святого Духа; принял нашу жертву Богу во благоухание приятное ( Еф.5:2 ) далее – прошение: «о избавимся нам от всякия скорби, гнева и нужды» и другие прошения просительной ектении. Оканчивается ектения возгласом: «Соединение (τν ντητα – unionem, единство) веры и причастие (κοινωναν) Святого Духа испросивше, сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим». Лик поет: «Тебе, Господи». Священник (при архиерейском служении – архиерей) во время чтой ектении молится, взывая к Господу: «И просим, и молим, и мили ся деем. (χετεομεν – преклоняя колена), сподоби нас причаститися небесных Твоих и страшных Таин, сея священные и духовные трапезы, с чистою совестию, в оставление грехов, в прощение согрешений, в общение Духа Святого, в наследие Царствия Небесного, в дерзновение, еже к Тебе, не в суд или осуждение». По окончании ектении И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе, небесного Бога Отца, и глаголати». Лик поет: «Отче наш». Подобне глаголет и архиерей и прочий сослужащии тайно (Чиновн.). На литургии не читается а поется «Отче наш». Самое пение и возглас пред пением священнослужащого показывают особое значение на литургии молитвы «Отче наш». В священнодействии литургии изображается дело спасения людей, соделанное Господом роду человеческому, примирения людей с Богом и потому молящийся осмеливаются неосужденно призывать Бога и называть Его Отцом своим. священник (при архиерейском служении – архиерей), после «Отче наш», произносит обычный возглас: «Яко Твое есть царство». После пения «Аминь», священник говорит: «Мир всем» 704 . Лик отвечает: «И духови твоему». Диакон приглашает приклонить главы. Священник (при архиерейском служении – архиерей) читает тайно молитву, где просит, чтобы Господь Бог и Владыко предлежащая (προκεμενα) всем нам во благое изровнял по каждого потребе; потреба указывается и отсутствующим: Плавающим сплавай, путешествующим снутешествуй, недугующыя исцели, врачу душ и телес, – и возглашает: «Благодатию и щедротами, и человеколюбием единородного Сына Твоего, с Ним же благословен еси, со пресвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом, ныне, и присно, и во веки веков». Затем священник (или архиерей) читает тайно молитву, в которой просит Господа, чтобы Он удостоил державною Своею рукою преподать пречистое тело и честную кровь самим священнослужащим, а чрез них и всем людям. Во время чтения этой молитвы диакон, стоящий пред Святыми дверьми, опоясуется орарем крестовидно (Служебн., Чиновн.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В современном архиерейском служении литургии порядок слагается аналогично, с малыми изменениями. Так, получив благословение, диакон отходит к святым дверям и, стоя пред ними, глаголет: «Господу помолимся», чего не бывает на иерейской службе. Архиерей же возглашает: «Яко свят еси Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно». Диакон говорит: «Господи, спаси благочестивыя». Лик поет тот же стих. Диакон: «И услыши ны». Клирос повторяет то же. Тогда диакон провозглашает на народ: «И во веки веков». Певцы поют: «Аминь» и Трисвятое. Как видим, на обеих службах — архиерейской и иерейской — происходит разрыв возгласа: «Яко свят еси Боже наш», который обрывается на словах: «ныне и присно». И только после вставки: «Господи, спаси благочестивыя», диакон заключает иерейский (архиерейский) возглас окончанием: «И во веки веков». Для разрешения этого очевидного нарушения целостности возгласа, необходимо обратиться к последованию архиерейского служения, в котором выявляется согласованность молитвословий предшествующих пению Трисвятого через провозглашение так называемой великой похвалы. Ив. Дмитревский повествует: «Моление: Господи! спаси благочестивыя ! содержит и приветствие как собравшимся к слушанию Литургию Христианам, так и всем православным. Потому во время Архиерейского служения, после сего возглашения, бывает многолетие Святейшему Синоду, Государю со всею Высочайшею Фамилиею, Синклиту, Воинству и всем Христианам. Это приветствие в Чиновнике Архиерейского священнослужения называется великою похвалою. Оно в сие время Литургии возглашается: 1) потому, что Литургия, как всемирное моление и жертва мира, возносится о здравии и спасении всех их; 2) потому что уже наступает важнейшая часть славословия Божия, а именно, пение Трисвятого ; следовательно надобно напоминать молящимся, чтобы они все мысли и чувства свои устремили к таинственной святыне Богослужения, перед ними, с ними и для них совершаемого». (Дмитревский, стр. 215). Приводим повествование о великой похвале по пособию прот. Никольского, сохраняя версию великолепного служения в дореволюционной православной и самодержавной России (1907 г.):

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

А дабы возвысить дух Латинской Иерархии в ней самой и в лице народов, Епископы, со времени возвышения Папства, при постановлении избранных лиц в сан Священника, кроме рукоположения, помазуют их священным миром в знак того, что их звание соответствует Царскому достоинству. Притом, Латинское духовенство, несмотря на то, что в древности оно носило облачения совершенно сходные с облачениями Восточных Иерархов, – в чем можно удостовериться из гравированных изображений, помещавшихся в изданиях творений Григория В., Льва В., Амвросия Медиоланского и иных древних Латинских Иерархов, и что доказывает доселе хранящийся в Папской ризнице богатейший Архиерейский, шитый во Флоренции для Папы Льва X, саккос 49 , – мало по малу присвоило себе облачения Западных Императоров и Королей, что усматривается из сравнения Священнических и Царских облачений на портретах и статуях Императоров и Королей средних веков. Вообще Папы в своих Епископах и духовенстве до того старались поселить дух превознесения, что по чиновнику Латинского Архиерейского Богослужения, Епископ при посвящении кого-либо в причётника, т.е. на первую степень церковного Богослужения, предложив, посвящаемому вопрос, – «чего он хочет?» и получив ответ: «служить Богу!» присовокупляет: «служить Богу, значит царствовать!» 50 Конечно, это изречение в возвышенном, таинственном смысле можно понимать так, что господствовать над своими страстями и вожделениями – тоже, что царствовать над ними. Но в этом ли смысле понимают сказанное лица, посвящаемые в причётники Латинской Церкви? Услышав такое изречение и поняв его в буквальном значении, как оно произносится Епископом, не возмечтает ли причётник о мнимой важности своего сана, и не поставит ли себя в своём воображении в уровень с каким-нибудь Королём? С другой стороны, в противоположность возвышенно своего духовенства, Латинская иерархия придумала самые унизительные обряды при миропомазании и венчании на царство Королей. Вот как начинается обряд коронования их, по чиновнику Латинского Архиерейского Богослужения!

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

Просим, − заканчивали пострадавашие, − не делать никаких снисхождений контрреволюционерам, которые идут против советской власти, но не навстречу к свободной жизни, пощады им нет и не нужно! Они нас не щадят, и мы не хотим. В чём и подписуемся» 435 . В целях дознания запертый на гарнизонной гауптвахте старец детально описал события. Он рассказал, как накануне на подворье Архиерейского дома пришёл человек от военно-гарнизонного комитета и заявил, что для Комитета требуется лошадь для перевозки пшеницы. «Я ответил ему, что в хозяйстве Архиерейского дома имеется только одна лошадь, которая обслуживает все стороны Архиерейского дома: и экономическую, и церковную, так что она ежедневно бывает в разгоне, и отпустить её мы не можем. К этому разговору подоспел келейник Пискур и добавил, что лошадь эта не годится для перевозки тяжестей, она возит только коляску. Человек, приходивший за лошадью, ушёл. Того же дня, около 4-х часов пополудни, прибыли солдаты. Я не знаю, почему они не взяли её, так как я занят был церковным богослужением. Сегодня же, утром, солдаты опять прибыли и предъявили мне письменное требование; но так как у меня руки были заняты тремя предметами и в масле (постном), да к тому же и очков при мне не было, то я ответил им, что без очков не могу прочитать бумаги, и направился в кухню, чтобы оставить там предметы, находившиеся у меня в руках. И потом выйти для прочтения их бумаги. «А, так вы не хотите прочитать, стало быть, не желаете подчиниться, повиноваться?» − закричали солдаты. На это я повторил то, что сказал вчера, т.е. что лошадь у нас единственная и отпустить её не можем. Узнал об этом прибытии келейник Пискур и вступил с солдатами в разговор и объяснение. Я тоже вышел к ним. Они уже находились за воротами на улице. Келейник Пискур в расстоянии от ворот шагов на 10, а солдаты дальше, на улице, на дороге. И только один из солдат был на коне у самых ворот. С этим всадником я, переступив порог калитки, вступил в разговор и сказал: «Неужели комитет не может обойтись без этой одной лошади? Требование Ваше при ясности доказательства о невозможности отпустить лошадь похоже на насилие.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

358 Кадит, при несении первым сослужащим потира, протодиакон, после чего он отдаёт кадильницу пономарю. 359 Пред выходом для чтения этой молитвы, младший священник целует престол и кланяется Архиерею; по прочтении он, войдя в алтарь, становится на своём месте, творит молитвенное поклонение пред престолом и кланяется Архиерею. 360 Обыкновенно иподиаконы выходят из царских врат с трикирием и дикирием во время чтения заамвонной молитвы и в положенное время подают трикирий и дикирий Архиерею, а затем, по осенении, принимают их и отдают первому рипидоносцу. 361 Из алтаря Архиерей, в сопровождении служащих, идёт в мантии, затем, дойдя до западных дверей, становится на орлеце (который полагает второй иподиакон) и благословляет сопровождающих; после этого иподиаконы снимают с Архиерея мантию и, отдав её одному из диаконов, провожают Архиерея до выхода из дверей храма; в иных местах Архиерея провожает протодиакон, читая: «Достойно есть яко воистинну блажити Тя Богородицу »; он же и снимает с Архиерея мантию. 362 Порядок Архиерейского служения литургии изложен в таблице по Чиновнику, в котором хотя и подробно описан этот порядок, но остаётся не мало места для недоумений относительно того, кто именно, когда и как должен совершать те или другие указываемые Чиновником действия. Поэтому иногда в самой таблице, но главным образом в примечаниях мы и предлагаем разъяснения подобного рода недоумений, насколько это было возможно на основании существующих печатных руководств об Архиерейском служении и нашего личного знакомства с ним. Однако этим разъяснениям не следует придавать решающего значения, так как практика Архиерейского служения, требующего большего числа участвующих в нём лиц, разнообразится уже вследствие одного того, что не всегда может быть один и тот же состав этих лиц и притом одного и того же сана. Кроме того, в разных епархиях практика эта различна. В виду этого желающий ознакомиться с порядком Архиерейского служения в той или другой епархии вообще и с данным служением (при известном составе участвующих в нём лиц) в частности – обязательно должен, освоившись с даваемыми у нас объяснениями и указаниями, навести подробные и точные справки у вполне компетентных в этом отношении лиц, как напр., у соборных иереев, у протодиаконов, иподиаконов и проч. – Лучшим руководством для посвящаемых может служить сочинение проф. А.Дмитриевского : «Ставленник. Руководство для свящ.-цер.-служителей и избранных в епископа, при их хиротониях, посвящениях и награждениях знаками духов. отличия, с подробн. объяснением всех обрядов и молитвословий». Ц. 2 р. 50 к.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

И нужно видеть и на деле, с какой верой и благоговением все это приемлется от архиерея народом. Поэтому для православных прибытие к ним архиерея составляет событие великой важности, это радостный праздник, на котором забываются все невзгоды житейские. Если же где-либо в провинции, в уездном городе или в селе, архиерей совершает богослужение, то православные за десятки верст собираются сюда, несмотря на будни, на рабочую пору, на плохую погоду. Конечно, привлекает сюда и невиданная или редко виданная торжественность архиерейского служения. Но ведь в деревне эту торжественность вполне-то невозможно и устроить, и по тому одному, что служащие в большинстве случаев и сами не видели архиерейского служения со дня собственной хиротонии. Нет, не столько торжественность архиерейского служения привлекает народ сюда, сколько благоговейное уважение народа к архиерею. Да, не забыть тех умиленных лиц богомольцев, которые обращены бывают тогда на архиерея от окружающего народа. Как перед Самим Христом открыты сии молящиеся души христиан. Восторг написан неземной на их лицах. Многие плачут от радости. И, кажется, призови тогда архиерей этот умиленный и послушный народ на самый высокий подвиг – все как один человек пойдут за ним. И с какой верой слушают эти простецы во Христе беседу архиерея. Особенно если эта беседа проста, удобопонятна, поучает о спасении во Христе, затрагивает не вымышленную, а действительную жизнь мирскую, указывает, как в обычных-то условиях жизни человеческой жить по-христиански, как обычные-то дела посвящать для спасения души и делать как перед Богом. Это все сама правда. И благодарение Господу, что Он пока сохранил все это для нашего недостоинства. Мы же должны возможно лучше использовать это для духовного водительства наших словесных овец, чтобы в свое время иметь возможность непостыдно сказать Пастыреначальнику: Се, аз и дети, яже ми дал есть Бог ( Евр. 2:13 ). И прежде всего возможно чаще совершать архиерейские посещения церквей епархии. Разумеется, удобнее это делать в свободную от крестьянских работ пору.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik_Nikol...

Как уже отмечалось, чтец и певец – низшие степени церковного клира, которые, как приготовительные, должен пройти всякий готовящийся к принятию священного сана. Посвящение (хиротесия, руковозложение) в чтеца, певца и иподьякона не является Таинством, а служит торжественным обрядом выдвижения мирянина для прислуживания при храмовом богослужении. Схема чина поставления в чтеца и певца Чин поставления в чтеца и певца разделяется условно на три части. I часть состоит из архиерейского благословения посвящаемому; возложения рук епископа на его главу; первой молитвы епископа; пения тропарей; пострижения волос; облачения поставляемого в фелонь. II часть состоит из архиерейского благословения посвящаемому; возложения рук епископа на его главу; второй молитвы епископа; чтения посвящаемым Апостола; снятия с посвящаемого фелони. III часть состоит из архиерейского благословения; благословения стихаря; облачения посвящаемого в стихарь; поучения об обязанностях чтеца; благословения посвященного в чтеца; вручения чтецу подсвечника («лампады»). Чин поставления совершается посреди храма перед Литургией, по облачении архиерея. До начала чтения часов иподьяконы приводят поставляемого на середину церкви, где тот трижды поклоняется алтарю и также архиерею. Потом кандидат, преклонив голову, подходит к архиерею, который осеняет его крестным знамением и возлагает на посвящаемого руки, читая первую молитву: «Раба Твоего, предходити свещеносца Святым Твоим Таинствам изволившаго, украси нескверными Твоими и непорочными одеждами». В молитве говорится о чтеце, как о «свещеносце», поскольку выносить свечу перед священнослужителями – одна из его обязанностей. После этого поются тропари. 1 . Апостолам: «Апостоли святии, молите Милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим». 2 . Святителям. 3 . Составителям Литургий: а) святому Иоанну Златоусту : «Уст твоих, якоже светлость огня, возсиявши благодать…»; б) святому Василию Великому : «Во всю землю изьще вещание твое…»; в) святому Григорию Двоеслову : «Пастырская свирель богословия твоего рит оров победи трубы…».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Таким образом, историческая справка о палице и набедреннике дает полное основание к заключению, что палица, строго говоря, есть принадлежность исключительно архиерейского сана. Для сохранения такого именно значения за палицею учрежден был собственно для духовенства набедренник, дававшийся затем в виде награды. Однако, впоследствии палица, как исключительная богослужебная прерогатива архиерейского сана, стала терять свое исключительное значение и перешла к архимандритам, как принадлежность сана архимандрита 41 , а к белому духовенству в виде награды, набедренник же остался наградою для священников и иеромонахов. Следует восстановить древнее значение палицы; необходимо оставить палицу за одними архиереями, как принадлежность их сана, архимандритам же давать, но не в виде награды, тех монастырей, которые издавна пользуются некоторыми богослужебными прерогативами архиерейского служения, как это бывает в ставропигиальных монастырях, и притом при служении в своем только монастыре, но не вне их, когда уже теряются архиерейские прерогативы. Набедренник следует давать лицам белого и черного духовенства, как богослужебную принадлежность священного сана при хиротонии. Это было бы вполне справедливо и необходимость такого положения вытекает из того смысла, который соединяется с палицею и набедренником. Набедренник знаменует меч духовный, духовное оружие, которое есть Слово Божие, против неверия, ереси, нечестия, вообще против всего греховного, порочного. Палица, при возложении которой те же слова, что и при возложении набедренника, изображает сугубую ревность о вере и спасении человека. Понятно, что каждый пастырь уже по званию своему в своем пастырском служении должен иметь этот духовный меч-набедренник, архиерей же, как имеющий сугубую благодать священства, имеет и сугубый меч духовный – палицу. Нам представляется, что только недоразумение и недостаточная вдумчивость могли из палицы и набедренника сделать награду. Теперь остается сказать о митре и панагии. Митра, представляющая собою богослужебный покров, употребляющаяся только при богослужении, подобно богослужебным одеждам, образовалась из монашеского клобука или что-то же скуфьи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Romans...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010