Из виноградной лозы не делают ни балки для перекрытий, ни гвоздя, «чтобы вешать на нем какую-либо вещь» (Иез. 15:3) В этом, говорит Бог через Иезекииля, преимущество виноградной лозы над деревьями. Яблоня и вишня тоже приносят плоды, но древесина их известна и плотнику в хозяйстве. Так дело обстоит со всеми деревьями, кроме виноградной лозы. Ее даже на спички невозможно использовать. И эта избранность сколь почтенна, столь и опасна. Опасна потому, что в случае отсутствия плодоношения ни на что больше не сгодится лоза. С паршивой овцы – хоть шерсти клок, а у лозы этот «клок» отсутствует. С бесплодной груши или вишни тоже что-то умудрится сделать хозяин. А вот с виноградной лозой не так. Как соль, утратившая силу, бесплодная лоза абсолютно бесполезна. Соль высыпают, а лозу обрекают сожжению. Сказанное важно не столько с точки зрения разумного ведения хозяйства, сколько с точки зрения исторических судеб народов. Об одном народе прямо сказано, что он – «виноградник Господа Саваофа» (Ис. 5:7) Это Израиль. Но с тех пор, как порвалась сверху донизу завеса в храме, и с тех пор как Христос «рассеянных чад Божиих собрал воедино» (Ин. 11:52) отношения Бога с Израилем многократно повторились на самых разных народах, уверовавших в имя Сына Божия. Церковь – Новый Израиль. Это – миллионократно подтвержденный исторический факт. Теперь виноградником Господа Саваофа можно называть разные народы: греков, сербов, грузин, ирландцев. А значит – и ожидать от них надо плодов, и опасаться всего того, что было с Израилем, когда вместо плодов вырастали волчцы и терния. Русская Церковь и народы ее составляющие – тоже виноградник Божий? Без сомнения. Вся история Руси, драматичная, таинственная и нелинейная, говорит о том. Но в каком состоянии это любимое насаждение Господа Саваофа? В псалме 79-м говорится, что в иные времена «горы покрываются тенью лозы и ветви ее, как кедры Божия» (Пс. 79:11) Это времена торжества веры и благочестия. Но бывает и так, что «лесной вепрь подрывает ее, полевой зверь объедает ее» (Там же) Из этого же псалма, кстати, взяты слова архиерейского богослужения, когда посреди Трисвятого пения архиерей с амвона благословляет людей, говоря: «Боже сил! Обратись же, призри с неба и воззри, и посети виноград сей; охрани то, что насадила десница Твоя» (Там же) Вот он тогда перед нами – виноградник Господа Саваофа, либо радующий Хозяина плодами, либо печалящий Его запустением.

http://pravoslavie.ru/78730.html

В ближайшее воскресенье я был посвящен во диакона, через неделю во священника и стал младшим священником кафедрального собора. Я сразу развил большую проповедническую деятельность и проводил внебогослужебные беседы. А на диспутах с безбожниками побивал их нещадно. Через 2 года 4 месяца я стал епископом, и уже в этом сане Господь привел меня в дальний город Енисейск. Все священники этого города, сверкавшего множеством церквей, как и все священники областного центра Красноярска, уже были живоцерковниками и обновленцами. Богослужение я должен был поэтому совершать, с тремя сопровождавшими меня священниками, в своей квартире. И вот однажды, когда я вошел в зал, чтобы начать литургию, я увидел стоявшего у входной двери пожилого монаха. Глядя на меня он точно остолбенел и даже не поклонился мне. Вот почему это с ним случилось: православные люди г. Красноярска, не хотевшие молиться со своими неверными священниками, избрали этого монаха и послали в г. Минусинск, к югу от Красноярска, к жившему там православному епископу для рукоположения во иеромонаха. Но какая-то неведомая сила повлекла его не на юг, а на север, в Енисейск, где жил я. Он рассказал почему так остолбенел, увидев меня: 10 лет тому назад, когда я еще жил в средней России, он видел сон: ему снилось, что неведомый ему архиерей рукополагал его в сан иеромонаха. Увидев меня, он узнал этого архиерея. Итак, уже 10 лет тому назад, когда я был только хирургом Преславль-Залесской больницы, я уже числился архиереем у Бога. Вы видите, таким образом, как неуклонно в течение десятков лет Господь Бог вел меня к архиерейскому служению в трудное для Церкви время. На мне сбылись слова Апостола Павла в посл. к Римлянам: «Кого Бог предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал, а кого оправдал, тех и прославил». Еще не мало удивительного о Божием руководительстве моей жизнью мог бы я рассказать, но думаю, что и сказанного достаточно, чтобы все вы воскликнули вместе со мною: Богу нашему слава во веки веков! Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

В освящении участвовал протоиерей Иоанн Кронштадтский, который сказал: «Сегодня Господь сподобил нас вместе с православными эстонскими братьями присутствовать при архиерейском освящении первого временного православного эстонского храма в столице. Освящение как настоящего храма рукотворенного, так и нас всех, храмов нерукотворенных, проистекает от единого всеосвящающего Источника Бога и Сына Его Единородного Господа нашего Иисуса Христа и Духа Святого... Этот храм сооружен и освящен для совершения в нем богослужения и таинств в душевную и телесную пользу эстонского народа, но он не чужд и для русских православных людей, здесь живущих, потому что все службы и таинства будут совершаться в нем по обрядам и книгам Православной Церкви не только по-эстонски, но и по-русски и в нем могут молиться дружно, в одном духе, и эстонцы и русские. Таким образом единая вера православная, единая Церковь, одинаковое богослужение и таинства будут соединять людей двух народностей в одно духовное тело, в один дух, по слову Писания: Едино тело, един дух, якоже и звани бысте во едином уповании звания вашего... едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех (Еф. 4, 4-6). Слава Церкви Божией, собирающей расточенных чад Божиих воедино! О том и молился Господь Отцу Своему Небесному, чтобы все люди были едино: Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин. 17, 21). Господь пришел на землю для того, чтобы составить из всех народов единую Церковь. Таким образом составляют едино Тело церковное и русский народ, и сплины, или греки, сербы, болгары, молдо-влахи, грузины, арабы, православные эстонцы, японцы, китайцы...» . В 1917 году отец Павел, возведенный к тому времени за ревностную церковную деятельность в сан протоиерея, был избран членом исполнительного комитета по созыву епархиального собрания для избрания архиерея на Петроградскую кафедру; исполнительный комитет был призван выработать порядок избрания архиерея. В результате выборов Петроградскую кафедру возглавил владыка Вениамин (Казанский).

http://fond.ru/kalendar/31/platon/

В эту вторую молитвенную встречу в мою юношескую душу запал духовный образ архиепископа Трифона и мне очень хотелось вновь быть на его богослужениях, слышать его слово о Боге, о Церкви, о нравственности. Но я не знал, где и когда он служит. В школу повышенного разряда, находящуюся рядом с моим домом, меня не приняли как сына репрессированного. Ведь наша семья чудом осталась в Москве и не была выслана. Поэтому я учился на 1-й Мещанской (теперь проспект Мира). Рядом со школой находилась великолепная церковь святых мучеников Адриана и Наталии, но я боялся ходить в нее – а вдруг кто-нибудь из школы увидит, как я вхожу в храм, и тогда надо мной устроят судилище (как было с одной девочкой). Как-то, идя из школы, я услышал разговор двух женщин, собиравшихся на акафист мученику Трифону в храм Адриана и Наталии. У меня промелькнула надежда – а вдруг богослужение будет совершать владыка Трифон? И я решился. Вечером вернулся, с опаской прошел школьный двор – и вот я в храме. В этот памятный для меня вечер владыка Трифон (он уже был митрополитом) сам прочитал от начала до конца акафист мученику Трифону. Его проникновенный и удивительно задушевный голос трогал всех до самой глубины души. В храме установилась особая молитвенная атмосфера, когда священнослужитель и молящиеся как бы составляют единое целое; тогда понимаешь значение евангельского изречения: Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино... да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них ( Ин.17:21–26 ). У меня сжалось сердце, на душе же стало легко. Рядом со мной стоял мужчина; я заметил, что он захвачен всеобщим духовным порывом, слушает каждое слово, но не крестится. Вдруг я увидел его просветленное лицо; по окончании службы он обращается к окружающим его богомольцам: «Знаете, я пришел из любопытства, а ухожу верующим. Теперь я буду ходить в церковь и молиться Богу». С этого дня, считая увиденное чудесным прозрением, совершенным Господом по молитвам Владыки, я стал ходить почти на все богослужения митрополита Трифона, иногда даже пропуская занятия, за что мне изрядно попадало дома и в школе. Приходил я всегда заранее, до начала службы; за всенощной становился с левой стороны от архиерейской кафедры, а за обедней – у клироса.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Далее священник становится перед закрытыми царскими вратами и произносит молитву: Господи, низпосли руку Твою с высоты святаго жилища Твоего и укрепи мя в предлежащую службу Твою, да неосужденно предстану страшному престолу Твоему, и безкровное священнодействие совершу, яко Твоя есть сила и слава во веки веков, аминь. Господи, простри руку Твою с высоты святого жилища Твоего и укрепи меня для предстоящего служения Тебе, чтобы мне без осуждения предстать перед страшным престолом Твоим и совершить бескровное священнодействие. Ибо Твоя сила и слава во веки веков. Аминь. После этого, по обычаю испросив прощения у диакона и сослужащего духовенства, священник входит в алтарь вместе с диаконом, читающим стихи 5-го псалма: Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем. Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой. Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их: языки своими льщаху. Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих, по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи. И да возвеселятся вси уповающии на Тя, во век возрадуются, и вселишися в них, и похвалятся о Тебе любящии имя Твое. Яко Ты благословиши праведника, Господи: яко оружием благоволения венчал еси нас ( Пс.5:8–13 ). Войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему со страхом Твоем. Господи, наставь меня правдой Твоей, из-за врагов моих направь пред Тобою путь мой. Ибо нет в устах их истины, сердце их суетно, гортань их – отверстый гроб, языками своими лгут. Осуди их, Боже, да откажутся они от замыслов своих, по множеству нечестия их отвергни их, ибо они огорчили Тебя, Господи. И да возвеселятся все уповающие на Тебя, вовек возрадуются, и Ты поселишься среди них, и будут восхвалять Тебя любящие имя Твое. Ибо Ты благословишь праведника, Господи, благоволением, как оружием, Ты увенчал нас. Войдя в алтарь, священник целует напрестольное Евангелие и престол, диакон целует престол. На этом чин вхóдных молитв завершается. В современной церковной практике священнослужители, как правило, приходят в храм первыми, а затем к началу богослужения, а то и после начала в храм подтягиваются верующие. В древней Церкви дело обстояло иначе: члены общины приходили в храм до начала службы и ожидали входа предстоятеля (епископа или священника), с появлением которого начиналось богослужение. В наше время такой порядок имеет место только при архиерейском служении, когда архиерей служит «со встречей».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Движенцем никогда не перестаешь быть – до гробовой доски. Обособлять себя от старших, выделять молодежь из целого – ослаблять Движение. Это вторая болезнь чаще всего встречается у начинающего работника Движения. Третий соблазн в том, чтобы себя, свое дело, свое мнение ставить на первое место и не подчиняться общему. Это, может быть, самая серьезная болезнь Движения – ей подвержены активные его работники. Чтобы преодолевать эти соблазны обособления, всем нам, членам Движения, нужно всегда держать в уме и сердце и посильно исполнять замечательные слова апостола Павла к Филиппийцам (2:2–5), в которых дан законченный образ духа соборности: «...Имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе». Соловецкие епископы и декларация митрополита Сергия 1927 года В недавнем послании Архиерейского Синода Русской Православной Церкви за границей 52 приводится ряд аргументов, которые не позволяют Синоду положительно ответить на призыв Московской Патриархии к юбилею 1000-летия крещения Руси воссоединиться с Матерью-Церковью. Не входя в проблематику по существу 53 , мы хотели бы коснуться одного исторического вопроса, а именно отношения соловецких епископов к декларации лояльности митр. Сергия.             Справедливо отмечая, что «декларация митр. Сергия 1927 года о тожестве интересов Церкви и безбожного государства до сих пор лишает патриархию свободы» (но не только декларация, а создавшееся десятилетиями зависимое положение), члены Зарубежного Синода пишут: «Мы знаем о том, что декларация эта не была принята в свое время на родине большинством иерархов-исповедников, верным им клиром и паствою, в силу чего все они окончили жизнь мученически в страшных лагерях смерти. Находясь еще в Соловецком лагере, эти исповедники, обреченные на смерть, обратились к советскому правительству с памятной запиской...» К сожалению, в этих словах все, или почти все, исторически неточно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если чрез благословение ветхозаветного иерея преподавалось благословение Божие, то не тем ли более сильно благословение новозаветного иерея? Оно низводит благодать и мир Божий на достойно и с верою приемлющего его. Сам Иисус Христос, посылая Своих учеников на проповедь , повелевает им словами: «мир дому сему» приветственно благословлять тот дом, в который они будут входить с проповедию, и при этом замечает: «Если дом будет достоин, то мир ваш придет на него» ( Мф.10:12–13 ). И мы видим, что святые апостолы в своих Посланиях обычно и, прежде всего, преподают христианам свое приветственное благословение, иногда тем же самым заканчивая Послание. Не бессильно, следовательно, и благословение пастырей Церкви, получивших от Самого Иисуса Христа через апостолов и в лице апостолов благодать и власть священства. А если величайшее чудо – пресуществление хлеба и вина совершается чрез крестообразное благословение священника, то последнее, конечно, не бессильно и в вещах менее важных. Посему-то издревле народ жаждал получить благословение от священника; цари и князья смиренно склоняли свои головы и целовали благословляющую руку служителя Божия. III. Таким образом, благословение архиерейское и иерейское следует, братие, принимать с верою в то, что оно, и как преподаваемое от богоданной власти и благодати священства, есть благословение Самого Иисуса Христа, через Которого и в Котором мы прияхом благодать, милость и мир. (Составлено по «Воскресному чтению» за 1889 г., 18). Беседа О крестном знамении I. Крестное знамение есть такой знак, коим верующие во Христа, избранные Божии, отличаются от неверующих – от нехристиан. Различные указывал Бог людям знамения, и все они имеют важное и глубокое значение. В Ветхом Завете мы находим, что Бог положил знамение отвержения на братоубийце Каине. А на лицо чудного Моисея положил знамение Своего высочайшего благоволения: лучи небесного света, как знамение сего благоволения, на лице Моисея были видимы для всех, хотя и нестерпимы для ока. А у пророка читаем: «И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак» [знамение].

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

За ним иподиакон держит поднос с митрой. Митра — головной убор, символизирующий корону — знак высокого служения (в древности на Востоке такие короны носили императоры). На Востоке митры появились после падения Византии и гибели византийского императора. Еще в XIV веке они не были приняты, но постепенно входят в употребление. (Митры были только в Александрийской Церкви.) Митру имеет право надевать епископ или архимандрит (настоятель монастыря). Указом Императора Павла в 1797 году митру стали давать как высокую церковную награду и заслуженным священникам — протоиереям . Митра епископа от митры священника отличается только тем, что на епископской вверху есть крест. После облачения владыка принимает дикирий с трикирием и благословляет народ. Воздев руки, епископ молится перед началом всесвятой службы, призывая Святой Дух прийти и действовать на сей службе. «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже вездесый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны и спаси Блаже, души наша». Затем, воспевая пришествие Спасителя, подобно Ангелам, присутствовавшим при Рождестве Христовом, архиерей произносит: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (что переводится как: Слава в вышних Богу и на земле мир людям Его благоволения )». И, прося укрепить его уста в произнесении страшных и ответственных слов Литургии: «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою». Начинается Литургия. Подробно говорить о чинопоследовании Литургии мы не будем — для этого в книге есть отдельная глава. Мы коснемся тех моментов, которые имеют отношение к рукоположению. Во время начальных песнопений Литургии ( антифонов ) владыка стоит на архиерейском амвоне и молится. Как во время служения Литургии священник читает определенные тайные молитвы , так и владыка про себя или в полголоса читает особые тайные молитвы по особой книге — Чиновнику . Перед службой (по другой традиции — в начале службы) иподиакон приносит кувшин и омывает руки епископу. Это нужно для того, чтобы владыка совершал богослужение и касался святыни. При омовении рук читается молитва: «Омою в невинности руки мои и обойду жертвенник Твой, Господи, чтобы возвещать гласом хвалы и поведать все чудеса Твои. Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей. Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными, у которых в руках злодейство, и которых правая рука полна мздоимства. А я хожу в моей непорочности; избавь меня, и помилуй меня. Моя нога стоит на прямом пути; в собраниях благословлю Господа». Видимое омовение рук символизирует освобождение души от всего постороннего и отвлекающего от молитвы, ибо «приходящим на всесвятейшее священнодействие подобает очиститься даже от окраинных фантазий души» (св. Дионисий Ареопагит ).

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Затем на архиерея возлагается панагия с произнесением слов: Сердце чисто созиждет в тебе Бог и дух прав обновит во утробе твоей 553 . Сердце чистое да сотворит в тебе Бог и дух правый да обновит внутри тебя. Эти слова основаны на одном из стихов 50-го покаянного псалма. Сердце в библейской традиции воспринималось не только как физический орган и не только как центр эмоциональной активности человека. Это еще и духовный центр, определяющий его поступки, жизненный выбор, отношение к Богу и окружающим людям. В сердце созревают мысли, решения, в сердце человек ведет диалог с самим собой и с Богом. Сердце – это та духовная глубина в человеке, в которую всматривается Бог ( 1Цар.16:17 ; Иер.17:10 ). С другой стороны, именно «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» ( Мф.15:19 ). Очищение сердца – важнейшая задача христианина, и об этом должна напоминать панагия, которую архиерей за богослужением носит возле сердца. Господь говорит: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ( Мф.5:8 ). Чистота сердца необходима, в том числе, для совершения богослужения. Однако чистоту сердца невозможно приобрести только собственными усилиями человека: здесь необходима помощь Божия. Об этом и напоминает стих из 50-го псалма. Наконец, при возложении на архиерея митры произносятся следующие слова: Положи, Господи, на главу Твою венец от камений драгих, живота просил еи, и даст Ти долготу дний, всегда, ныне и присно и во веки веков. Возложи, Господи, на голову Твою венец из драгоценных камней. Ты просил жизни, и он даст Тебе долгоденствие всегда, ныне и присно и во веки веков 554 . Эти слова представляют собой парафраз двух стихов из 20-го псалма, начинающегося словами: «Господи! силою Твоею веселится царь и о спасении Твоем безмерно радуется» ( Пс.20:2 ). Под царем в псалме понимается Давид, один из ключевых персонажей ветхозаветной истории. Произнесение этих слов напоминает о символическом значении митры как царского венца и об архиерейском служении как продолжении служения ветхозаветных царей и священников. Данная символика, присутствующая уже в словах Апокалипсиса о христианах как царях и священниках ( Откр.1:5–6; 5:10 ), пронизывает собой всю архиерейскую службу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Итак, возведение в ту или иную степень духовного служения совершается в Церкви через литургическое посвящение, которое осуществляется двумя способами: либо посредством Таинства Священства, рукоположения (хиротонии), либо посредством иного церковного священнодействия (хиротесии), руковозложения. Понятия «хиротония» и «хиротесия» греческие. Слово «хиротония» (греч. χειροτονα) изначально означало подачу в народном собрании голосов посредством поднятия руки. Понятие «хиротесия» происходит от греческих слов «χερ» (хеир, рука) и «τθημι» (титеми, класть); его смысл – назначать, возлагая руку. Церковнослужители, в отличие от священнослужителей, как вы уже поняли, не обладают благодатью священства; они принадлежат к низшим степеням клира, во всех своих действиях в Церкви подчиняясь священнослужителям. Итак, хиротесия, в отличие от хиротонии, не является Таинством. Поставление в чтеца, певца, иподиакона совершается через архиерейское благословение и руковозложение. Оно сопровождается облачением в соответствующие священные одежды. Прообразом новозаветного священства являются ветхозаветные левиты, священники и первосвященники. Левиты предваряли собой новозаветных диаконов, священники – наших христианских священников, а первосвященники были прообразом епископов. В Ветхозаветной Церкви все они оказались специально отделены Богом, «чтобы носить ковчег завета Господня, предстоять пред Господом, служить Ему и благословлять именем Его» ( Втор.10:8 ). Ветхозаветное богослужение с его многочисленными священнодействиями и жертвами предуказывало на будущее искупительное служение Господа Иисуса Христа, Который, «принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога» ( Евр.10:12 ). Ветхозаветные священники, в сравнении с жрецами древних языческих культов, в нравственном плане отличались от них самым заметным образом. Уже тогда, в ветхозаветной среде, родилось понимание необходимости святости, духовной чистоты для всякого Божьего служителя. Ветхозаветный священник должен был обладать исключительной праведностью и верностью уставам своей Церкви, неукоснительно исполнять Закон. Вместе с тем Ветхозаветная Церковь , существовавшая в мире еще до спасительного Воплощения Сына Божьего, была лишена присутствия полноты той благодати, что явлена нам сегодня – в Церкви Христовой. Эта немощь Закона, его несовершенство могли быть преодолены лишь одним Христом – в Завете Новом. О победе над этой немощью ветхозаветного Закона и о торжестве подлинного духа христианской свободы в Новом Завете неоднократно свидетельствует апостол Павел: «… но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве» ( Рим.7:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010