Состоялся православный слет воспитанников воскресных школ Бежецкой епархии 17 августа 2017 г. 16:16 На территории Архиерейского подворья храма в честь Спаса Нерукотворного д. Пальцево Рамешковского района Тверской области завершился проходивший по благословению епископа Бежецкого и Весьегонского Филарета православный слет воспитанников воскресных школ Бежецкой епархии «Перезвон». В день открытия слета руководитель отдела по делам молодежи Бежецкой епархии протоиерей Виталий Мартынюк отслужил молебен на начало всякого доброго дела. По окончании молебна отец Виталий обратился к участникам слета с напутственным словом и благословил ребят, после чего состоялось торжественное открытие слета. В открытии также приняли участие: руководитель епархиального отдела религиозного образования и катехизации иерей Виктор Внуцких, ответственный по взаимодействию с казачеством на территории Бежецкой епархии протоиерей Николай Губский, настоятель Архиерейского подворья иеромонах Фаддей (Поляков) и настоятель Крестовоздвиженского храма с. Поводнево Сонковского района иеромонах Дорофей (Мохов). Каждый день пребывания в православном лагере был интересным и насыщенным. Вместе с ребятами все дни были их наставники Е.Ю. Ивашкина и М.А. Редчина. Дети молились за богослужениями, читали утренние и вечерние молитвы, священнослужители Бежецкой епархии ежедневно проводили с ними беседы. В программу слета вошли познавательные мастер-классы, спортивные соревнования, концертные выступления. Слет воспитанников воскресных школ Бежецкой епархии посетили заместитель главы администрации Рамешковского района Н.Н. Петухова, начальник Управления по делам культуры, молодежной политики, спорта и туризма администрации Максатихинского района С.А. Виноградов. В гости к ребятам приезжал фольклорный ансамбль «Заигрыши» из Детской школы искусств п. Максатиха. В предпоследний день слета иерей Виктор Внуцких провел с детьми беседу об истории русского воинства, а бежецкий поэт и музыкант Владимир Абдулов исполнил песни и поэтические произведения на военно-патриотическую тему. Также в гостях у ребят побывали представители Рамешковского казачьего общества, которые пообщались с воспитанниками православного лагеря. Накануне завершения слета ребята провели уборку в храме и украсили его к предстоящему богослужению. На следующий день дети молились за Божественной литургией, которую совершил благочинный Максатихинского округа протоиерей Виталий Мартынюк в сослужении настоятеля Архиерейского подворья иеромонаха Фаддея (Полякова). Информационная служба Бежецкой епархии /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Певец – тот, кто поет за богослужением. Само служение певца весьма высоко и сравнимо с ангельским славословием Господа, не случайно в богослужебных книгах хор, подобно ангельскому чину, называется ликом. Важно отметить, что само пение за богослужением является обязанностью предстоятеля вместе с братией обители, то есть Типикон, в котором излагается монастырский устав службы, не знает особых лиц – мирян, поющих в церкви. Однако в современной приходской практике пение за богослужением осуществляют благочестивые миряне, зачастую женщины. Потому певцы, как и пономари, хотя и относятся к числу церковнослужителей, однако не имеют ни чина поставления на свое служение, ни особых облачений. Чтец – церковнослужитель, которому принадлежит право чтения (и пения) за богослужением. Также Типикон предписывает именно чтецам выносить свечи во время торжественных входов (например, вход на великой вечерне, см. главу 2-ю). Это первая степень церковнослужителя в собственном смысле, так как чтец имеет особый чин пострижения и священные одежды. Также отметим, что в чине хиротесии во чтеца сказано, что служение чтеца является «первой степенью священства». Это означает, что любой кандидат, принимающий священный сан, обязательно сначала проходит пострижение в степень чтеца. Как уже было сказано, для поставления во чтеца существует особый чин рукоположения, называемый хиротесией 19 . Последование хиротесии во чтеца излагается в Архиерейском Чиновнике, а сама хиротесия совершается только епископом в центре храма 20 перед началом литургии или, на практике, во время пения антифонов 21 . Во время хиротесии архиерей крестовидно постригает волосы посвящаемого (потому и чин называется «пострижение» во чтеца), затем чтец облачается в короткий фелонь и прочитывает отрывок из Апостола в знак первого исполнения своей обязанности – чтения за богослужением. В конце чина чтец облачается в стихарь, который является его основной богослужебной одеждой. Хотя право посвящения во чтеца является прерогативой архиерея, каноны предусматривают исключение из этого правила для монастырей: 14-е правило VII Вселенского Собора позволяет в монастырях совершать хиротесию во чтеца настоятелям монастырей – игуменам и архимандритам.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Притвор — пристройка перед входом в храм. Может устраиваться с западной, южной и северной сторон храма. Обычно отделяется от храма стеной с дверным проемом. Ризница — отдельное помещение в храме или место в алтаре (обычно справа от горнего места), где хранятся облачения и священные сосуды. Солея (лат. solum — ровное место, основание; пол) — возвышение пола перед алтарной преградой или иконостасом. Поскольку сам алтарь находится на возвышении, солея является как бы продолжением алтаря наружу. Со стороны средней части храма солея обычно ограждена невысокой решеткой. В центре солеи перед Царскими вратами она полукругом выдается вперед (амвон), по бокам солеи располагаются клиросы. Царские врата — двустворчатые двери напротив престола (в алтаре), главные врата иконостаса. Царские врата ведут в алтарную часть храма и символизируют собой врата Рая. В отличие от северных и южных (диаконских) врат иконостаса, Царские врата открываются только для торжественных выходов или других, описанных уставом, моментов богослужения. В Царские врата могут входить только священнослужители и лишь во время богослужения. Вне богослужения и без облачения входить в алтарь и выходить из алтаря через Царские врата имеет право только архиерей.   Богослужебные предметы, церковная утварь Воздух — большой четырехугольный покров, которым покрываются покрытые покровцами дискос и потир. Воздух символически изображает плащаницу, которой было обвито тело Иисуса Христа. Дароносица — переносная дарохранительница, используемая священником для причащения дарами (например, в больнице и т. п.). Дарохранительница — священный сосуд, в котором хранятся преждеосвященные дары. Дарохранительница обычно устанавливается на престоле. Дикирий (греч. «двухсвечник») — подсвечник для двух свечей — принадлежность архиерейского богослужения. Согласно литургическим толкованиям, две свечи соответствуют двум естествам Иисуса Христа. Во время богослужения дикирием и трикирием архиерей благословляет молящихся. Дискос (греч. «священный сосуд») — блюдо на подножии с изображением младенца Иисуса. Во время проскомидии на дискос полагаются агнец и частицы из просфор. Во время евхаристического канона на дискосе совершается освящение и преосуществление агнца. Согласно литургическим толкованиям, дискос символически изображает Вифлеемские ясли, а также гроб, в котором было погребено тело Иисуса Христа.

http://sinfo-mp.ru/slovar-cerkovnih-term...

Действительным литургом , совершителем таинства , является Сам Господь Иисус Христос, незримо, но реально пребывающий всякий раз там, где совершается таинство Евхаристии. «Тот, Кто совершил [таинства] тогда, на той Вечери, и ныне совершает их. Мы [епископ и пресвитеры] занимаем место служителей, а освящает и претворяет дары Сам Христос» 50 . В заключении сформулируем несколько выводов: 1. В первом тысячелетии священнодействие Божественной литургии предполагало молитвенное участие всех верных, поэтому древнее именование Литургии таинство Собрания в полной мере соответствовало действительности. Священнодействия были открыты взорам молящихся, что само по себе создавало для мирян атмосферу сопричастности совершению богослужения. Даже более поздний обычай тайного чтения молитв Литургии архиереем или священником не нарушал характера активного всеобщего участия , потому что миряне участвовали во всенародном пении или совместно произносили возгласы «Аминь», «И духови Твоему», «Милость мира...», «Достойно и праведно...» и др. 2. Обычай закрывать алтарь от взоров мирян во время совершения Божественной литургии восходит к XI веку, а именно распоряжению, данному Патриархом Константинопольским Евстафием, и первоначально был распространен только в монастырских храмах. Правила «Диатаксиса» и Устава (Типикона) относительно отверстия завесы и врат заимствованы из практики афонских обителей, следовательно, являются элементами монашеской традиции богослужения. 3. Данный обычай изначально основывался на весьма спорных богословских утверждениях, опиравшихся на заведомо неверную трактовку некоторых отрывков из Священного Писания и Corpus Areopagiticum. 4. Современная практика отверстия/закрытия царских врат и завесы во время совершения Божественной литургии иереем не соответствует в полной мере предписаниям Типикона и Служебника. 5. Введенный в богослужебный обиход в конце XVII века Чиновник архиерейского служения ясно отражает характер Литургии как таинства Собрания . Именно в таком ракурсе следует рассматривать то обстоятельство, что царские врата и завеса во время архиерейского служения открыты даже во время совершения анафоры.

http://e-vestnik.ru/analytics/kogda_otve...

К моменту крещения из 20 человек в группе осталось 17. Три человека, посетив начальные беседы, приняли решение отложить свое Крещение на некоторое время (именно отложить, а не отказаться совсем). Крещение группы было совершено на архиерейском богослужении в Великую субботу Страстной седмицы, когда Литургия предваряется Великой вечерней. Богослужебное последование чина оглашения было совершено предварительно, за неделю, в Вербное воскресение. Накануне Крещения была проведена исповедальная беседа. Само Крещение происходило во время чтения паремий, как это предусмотрено Уставом. Затем крещенные в белых одеждах, с горящими свечами в руках, были торжественно введены в храм, молились за Литургией и причащались. Духовенство и в дальнейшем не оставляло крестившихся без внимания, интересуясь, как складывается их церковная жизнь. Большинство из них стали прихожанами того храма, где состоялось их Крещение. Несмотря на то, что опыт оказался в целом удачным, было несколько спорных моментов. В ходе работы сотрудники отдела пришли к убеждению, что подобную деятельность следует проводить только в храме, на приходах, причем при деятельном участии духовенства, потому что оглашаемые — это, прежде всего, «готовящиеся к рождению» прихожане того храма, где будет совершено Таинство Крещения. Если личный контакт у оглашаемого установился, в первую очередь, с приходским священником, а не с катехизатором-мирянином, то это будет служить определенной гарантией всецелого вовлечения крещаемого в приходскую жизнь. Знаю, что во многих епархиях приходят к другим выводам, и на должности приходских катехизаторов назначаются именно миряне, так как духовенство сильно загружено. Рождественским постом занятия для групп оглашенных были организованы в трех храмах Саратова, а само Крещение также было совершено на архиерейском богослужении в Крещенский сочельник в Покровском храме. Хотя на многих приходах епархии катехизация новоначальных осуществляется уже в течение нескольких лет, обязательная подготовка к Таинствам на всех приходах введена с середины 2010 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1394599.ht...

В традициях Римо-католической церкви свещеносец относится к «малым чинам» (лат. ordines minores) – низшим чинам духовенства, наравне с аколитами (помощниками), остиариями (привратниками), экзорцистами и чтецами, которые хотя и были, по большей части, отменены в середине XX века, но всё же сохранились в некоторых католических традиционалистских и некоторых восточнокатолических общинах. В протестантских литургических традициях понятие «свещеносец» отсутствует, а его обязанности исполняет «алтарник», «altar server», «altar-boy», «altar candler» (или шире «помощник при богослужении», «acolyte»). Свещеносец в традициях Русской Православной Церкви На данный момент отдельный чин поставления свещеносца не используется, но входит в состав хиротесии в чтеца. Однако, чаще всего на приходах Русской Православной Церкви хиротесия также не совершается, заменяясь обычным благословением на участие в богослужении в роли пономаря/алтарника прихожанина мужского пола настоятелем конкретного прихода. В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви обязанности чтеца, пономаря, алтарника и свещеносца, как правило, не различаются, не разделяются и могут исполняться одним и тем же церковнослужителем. Однако, в Чиновнике архиерейского священнослужения (богослужебная книга, содержащая обряды и чинопоследования при служении архиерея), содержится чин поставления в свещеносца (первая молитва), который предшествует чину поставления в чтеца, так как чтец и/или иподиакон перед своим поставлением согласно Чиновнику обязаны находится в чине свещеносцев. Именно поэтому чин поставления в свещеносца не отделяется в современном чинопоследовании Русской Церкви от поставления в чтеца, хотя это исторически отдельный чин, которому был усвоен малый фелонь в качестве облачения. На данный момент такая традиция сохраняется у старообрядческих общин. Чин поставления в свещеносца в современном Чиновнике архиерейского священнослужения в Русской Православной Церкви Двое иподиаконов выводят поставляемого в середину храма, где он совершает три поклона по направлению к Царским вратам, затем делает три поклона архиерею и подходит к нему, преклоняя перед ним голову. Епископ, трижды благословляет ставленника, возлагает руку ему на главу и прочитывает молитву «Иже всю тварь светом просветивый…».

http://azbyka.ru/sveshhenosec

Саккос, большой омофор и палица. XIX в. (ЦАК МДА). Принадлежали Патриарху Московскому и всея Руси Сергию Саккос, большой омофор и палица. XIX в. (ЦАК МДА). Принадлежали Патриарху Московскому и всея Руси Сергию Греческое архиерейское богослужение. Архидиакон с трикирием . Ставленник. С. 265-329). В греч. практике дикирий и трикирий украшаются лентами и эмблемой с вышитыми на ней символом Христа и буквами альфа и омега . См. в ст. «Облачения церковные» . Для А. б. в России принято устраивать в центре храма возвышение - т. н. архиерейский амвон (др. названия - рундук, облачальное место; в Чиновнике изд. 1982-1983 неправильно назван кафедрой), на к-ром стоит архиерей, когда находится не в алтаре, а в храме, и с к-рого читается Евангелие. Сооружение высоких амвонов (метр и более высотой) в центре храма в Византии и на Руси было обычным явлением, не связанным исключительно с А. б.,- с амвона читалось Свящ. Писание, пелись важнейшие песнопения, произносились ектении . В греч. практике уже с XIV в. архиерейский амвон часто не устраивается. За рус. А. б. нередко звучат оставленные непереведенными греч. тексты: «Ες πολλ τη, δσποτα» (На многая лета, владыко - см. Ис полла эти , дэспота ); «Τν δεσπτην κα ρχιερα μν, Κριε, φλαττε» (Владыку и архиерея нашего, Господи, сохрани), «ρδβλθυοτεΑξιος» (Достоин - см. Аксиос ), «Κριε, λησον» (Господи, помилуй) и др.; в конце Патриаршей службы поется полихронион . Это след того, что РПЦ в течение долгого времени возглавляли греч. иерархи (Голубцов. С. 115-120). В Византии книгой, содержавшей чинопоследования А. б., был Евхологий ; на Руси рукописи Евхология (в слав. традиции разделяется на Служебник и Требник), приспособленные для А. б., обычно называли «святительскими Служебниками». С сер. XVII в. за епископской редакцией Евхология закрепилось название Чиновник архиерейский (в слав. Церквах) или Архиератикон (в греч. Церквах). Первые печатные издания: слав.- Венеция, 1538-1540; Москва, 1600, 1610, 1668, 1677, 1688, 1721, 1722, 1760, 1798; греч.- Венеция, 1714 (переиздан в 1773, 1777, 1778); К-поль, 1820. Первые печатные униатские издания: Супрасль, 1716 (под названием: «Понтификал, си есть Служебник святительский»); Унев, 1740; Супрасль, 1793. В 1910 г. в Москве с благословения Святейшего Синода был напечатан единоверческий Чиновник (тексты в нем скопированы из рукописей ГИМ. Син. 909 и 680, XVI в.). Основными богослужебными книгами, регламентирующими совершение А. б. в наст. время, являются: в РПЦ -      (М., 1982-1983. 2 т.); в греч. Церквах - Αρχιερατικν. (Αθναι, 19992). Божественная литургия

http://pravenc.ru/text/архиерейском ...

После этого постановления Архиерейского Собора обстановка на приходах изменилась следующим образом. Во-первых, поменялось главное: если раньше, согласно 35-му параграфу положения Поместного Собора 1945 года, «во главе каждой приходской общины верующих стоит настоятель…» , то теперь, по первому параграфу нового постановления, «во главе каждой приходской общины стоит исполнительный орган в количестве трёх человек…»  Во-вторых, духовенство теперь лишалось права даже состоять в приходской общине и становилось попросту служителями, которых нанимали исполнительные органы. Настоятель прихода отныне отличался лишь тем, что на него возлагалось духовное руководство прихожанами, а также предписывалось следить за тем, чтобы совершение богослужений осуществлялось в соответствии с церковным уставом. Таким образом, согласно вышеприведённому решению Архиерейского Собора, управление делами прихода осуществлялось по следующей схеме. Организовывались два органа: церковно-приходское собрание, состоящее из членов — учредителей двадцатки, подписавших договор на пользование храмом и культовым имуществом, как орган распорядительный, и церковно-приходской совет в качестве исполнительного органа. В состав совета входило три человека: староста, который являлся его председателем, помощник старосты и казначей. Избирался же этот исполнительный орган приходским собранием. Также избиралась ревизионная комиссия, состоявшая из трёх человек, которая была подотчётна приходскому собранию. Она должна была следить за движением денежных сумм и состоянием церковного имущества. Само приходское собрание собиралось по мере надобности с разрешения местных горсоветов или райсоветов. Оно решало все вопросы, связанные с управлением и жизнью прихода. В период между собраниями избираемый исполнительный орган осуществлял руководство финансово-хозяйственной деятельностью прихода. Весь поток средств учитывался ведением приходо-расходных книг. Справедливости ради стоит сказать, что согласно тому же постановлению исполнительным органам формально запрещалось вмешиваться «в распорядок богослужений и в дела взаимоотношений членов причта между собой» . Также кандидатуры при приглашении на работу людей, участвовавших в совершении богослужений, должны были согласовываться с настоятелем .

http://bogoslov.ru/article/6174834

Притвор - пристройка перед входом в храм. Может устраиваться с западной, южной и северной сторон храма. Обычно отделяется от храма стеной с дверным проемом. Рúзница - отдельное помещение в храме или место в алтаре (обычно справа от горнего места), где хранятся облачения и священные сосуды. Солея (лат. solum - ровное место, основание; пол) - возвышение пола перед алтарной преградой или иконостасом. Поскольку сам алтарь находится на возвышении, солея является как бы продолжением алтаря наружу. Со стороны средней части храма солея обычно ограждена невысокой решёткой. В центре солеи перед Царскими вратами она полукругом выдается вперед (амвон), по бокам солеи располагаются клиросы. Царские врата - двустворчатые двери напротив престола (в алтаре), главные врата иконостаса. Царские врата ведут в алтарную часть храма и символизируют собой врата Рая. В отличие от северных и южных (диаконских) врат иконостаса, Царские врата открываются только для торжественных выходов или других, описанных уставом, моментов богослужения. В Царские врата могут входить только священнослужители и лишь во время богослужения. Вне богослужения и без облачения входить в алтарь и выходить из алтаря через Царские врата имеет право только архиерей.   Богослужебные предметы, церковная утварь ВоздУх - большой четырехугольный покров, которым покрываются покрытые покровцами дискос и потир. Воздух символически изображает плащаницу, которой было обвито тело Иисуса Христа. Даронсица - переносная дарохранительница, используемая священником для причащения дарами (например, в больнице и т.п.). Дарохранительница - священный сосуд, в котором хранятся преждеосвященные дары. Дарохранительница обычно устанавливается на престоле. Дикúрий (греч. «двухсвечник») - подсвечник для двух свечей - принадлежность архиерейского богослужения. Согласно литургическим толкованиям, две свечи соответствуют двум естествам Иисуса Христа. Во время богослужения дикирием и трикирием архиерей благословляет молящихся. Дúскос (греч. «священный сосуд») - блюдо на подножии с изображением младенца Иисуса. Во время проскомидии на дискос полагаются агнец и частицы из просфор. Во время евхаристического канона на дискосе совершается освящение и преосуществление агнца. Согласно литургическим толкованиям, дискос символически изображает Вифлеемские ясли, а также гроб, в котором было погребено тело Иисуса Христа.

http://old.sinfo-mp.ru/123.html

Но обратимся к фактам, в которых г. Грибовский видит подтверждение своей теории, и которые, однако, скорее служат к опровержению её. «Духовное верховенство монархов вовне выражалось самыми разнообразными способами. За исключением того, что императоры не совершали таинств Евхаристии и не причащали исповедников, в остальном они участвовали до известной степени —112— в богослужении, председательствовали на сборах, учительствовали, носили облачение, видом похожее на архиерейское» (стр. 354). Из всех этих положений нуждается в обсуждении только одно – председательствование на соборах; другим и г. Грибовский, вероятно, не придаст важного значения. «Участие в богослужении до известной степени (до какой именно?) может быть принимаемо и каждым мирянином; относительно учительства автор сам говорит, что в Византии «всякий, кто считал себя призванным к толкованию, выступал в качестве проповедника»; об «облачении, видом похожем на архиерейское», и говорить не стоит. Где же г. Грибовский отыскал свидетельства о том, что императоры председательствовали на соборах? На стр. 356 автор говорит: «руководствуясь своим правом церковного верховенства, императоры созывали соборы, председательствовали на них и скрепляли своим соглашением постановления этих главных истолкователей христианской догмы. Государи не довольствовались на указанных собраниях страдательной ролью: наоборот, они постоянно выказывали стремление принять самое деятельное участие в прениях и даже в постановке вопросов. Константин В., ещё не приняв крещения, заседал, по свидетельству Евсевия, среди епископов на Никейском соборе и вмешивался в прения «как епископ, поставленный самим Богом». На Халкидонском соборе 455 г. (sic!) император Маркиан точно также принял участие в рассуждениях. Он не открывал собора, но при появлении своём во время хода прений тотчас же высказал свои взгляды на подлежащий вопрос. «Вот закон, который я намерен вам предложить, – начал свою речь император, – никто да не осмелится рассуждать относительно естества Спасителя Нашего Иисуса Христа или придерживаться формулы веры, помимо той, которая была утверждена на Никейском соборе. Что касается до меня, то знайте, что я присоединился к вам, чтобы утвердить веру по примеру моих предшественников, но вовсе не для того, чтобы оказывать на вас давление видом своего могущества». Несмотря на последние слова, Маркиан принял на себя настоящее председательство: предоставлял право речи ораторам и лишал

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010