В сонме новомучеников и исповедников Российских Собором были прославлены как страстотерпцы имп. Николай II, императрица Александра Феодоровна , царевич Алексий , вел. княжны Ольга , Татиана , Мария и Анастасия , бессудно убиенные в Екатеринбурге 17 июля 1918 г. Собором были также канонизированы еще 57 святых, послуживших Богу и Церкви в разные исторические периоды, среди них - сщмч. митр. Арсений (Мацеевич) , валаамские преподобномученики, убитые швед. протестантами, оптинские старцы, ранее местночтимые, подвижники ХХ в.: преподобные Алексий Зосимовский , Серафим Вырицкий, св. прав. Алексий Мечёв . Вслед за принятием деяния о канонизации святых А. ю. С. заслушал доклад председателя синодальной Богословской комиссии Патриаршего экзарха всея Беларуси митр. Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева) , посвященный деятельности возглавляемой им комиссии и освещению разрабатываемых ею тем, в частности состоянию богословской мысли РПЦ и ее взаимоотношениям с инославием. После краткой дискуссии по докладу Собор одобрил предложенный проект документа «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», в к-ром, с одной стороны, правосл. Церковь характеризуется как единственная из конфессий, тождественная единой святой соборной и апостольской Церкви Символа веры , а с др.- признается относительная церковность и инославных Церквей, насколько они сохранили наследие древней Церкви. Прославление новых мучеников и исповедников Российских ХХ в. в храме Христа Спасителя. 20 авг. 2000 г. Прославление новых мучеников и исповедников Российских ХХ в. в храме Христа Спасителя. 20 авг. 2000 г. На утреннем заседании 15 авг. Собору был представлен доклад Смоленского митр. Кирилла, председателя синодальной рабочей группы по выработке проекта «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». После долгой дискуссии по докладу, в к-рой участвовали Челябинский митр. Иов, архиепископы Винницкий Макарий, Львовский Августин, Белгородский Иоанн (Попов) , Таллинский Корнилий, Тверской Виктор (Олейник) , Аргентинский Платон (Удовенко) , епископы Тираспольский Юстиниан, Вологодский Максимилиан (Лазаренко) , отцы Собора постановили одобрить «Основы социальной концепции». Принятый документ стал уникальным явлением в истории правосл. Церкви, поскольку ни одна др. Поместная Церковь не имеет подобного документа, в к-ром бы так полно и систематично была выражена позиция Церкви по общественным проблемам, в т. ч. таким, как собственность , светская культура и наука , мир , война , преступность, светское право, СМИ, труд , вопросы семьи и брака , биоэтики и экологии .

http://pravenc.ru/text/Архиерейским ...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Основы социальной концепции Русской Православной Церкви - документ, принятый Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года , который излагает базовые положения ее учения по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем. Документ также отражает официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом. Помимо этого, он устанавливает ряд руководящих принципов, применяемых в данной области епископатом, клиром и мирянами. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви призваны служить руководством для Синодальных учреждений, епархий, монастырей, приходов и других канонических церковных учреждений в их взаимоотношениях с государственной властью, различными светскими объединениями и организациями, внецерковными средствами массовой информации. На базе настоящего документа церковным Священноначалием принимаются определения по различным вопросам, актуальность которых ограничена рамками отдельных государств или узкого временного периода, а также достаточно частным предметом рассмотрения. Документ включен в учебный процесс в духовных школах Московского Патриархата. По мере изменения государственной и общественной жизни, появления в этой области новых значимых для Церкви проблем, основы ее социальной концепции могут развиваться и совершенствоваться. Итоги данного процесса утверждаются Священным Синодом, Поместным или Архиерейским Соборами. Полный текст документа взят с официального сайта РПЦ : I. Основные богословские положения I.1. Церковь есть собрание верующих во Христа, в которое Им Самим призывается войти каждый. В ней «все небесное и земное» должно быть соединено во Христе, ибо Он — Глава «Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1. 22-23). В Церкви действием Святого Духа совершается обожение творения, исполняется изначальный замысел Божий о мире и человеке.

http://drevo-info.ru/articles/24015.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ Васильевич Васюкович (28.03.1882, застенок Коски Минского у. и губ.- 26.09.1937, г. Борисов Минской обл.), сщмч. (пам. 13 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), диак. Из семьи священника. В 1899 г. окончил после переэкзаменовки Минское ДУ. Был учителем народной школы. Получил назначение на должность псаломщика в храме Рождества Пресв. Богородицы в с. Литвяны Минского у. Затем рукоположен во диакона в том же храме. 6 авг. 1937 г. Н. был арестован по обвинению в антисоветской агитации и заключен в тюрьму в г. Борисове. Согласно собранным НКВД свидетельствам, после поджога безбожниками Рождественского храма в 1930 г. Н. сказал: «Разве это власть, когда во власти большевики? Это не люди, которые не веруют в Бога, а банда проходимцев, которые издеваются над православным народом». Также он отказался в 1936 г. подписываться на гос. займ, заявив: «Подписываться не буду, мне нечего укреплять эту власть...». На допросе Н. отказался давать показания. Расстрелян по приговору Особой тройки НКВД Белорусской ССР от 16 сент. 1937 г. Канонизирован как местночтимый святой Минской епархии решением Синода Белорусского Экзархата РПЦ от 28 окт. 1999 г. Прославлен для общецерковного почитания Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Лит.: Кривонос Ф., свящ. Минская епархия в период довоенных репрессий//Минские ЕВ. 1996. 39. С. 79; он же. Синодик за веру и Церковь Христову пострадавших в Минской епархии (1918-1951 гг.). Киевец, 1996. С. 81. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Ипатов († 1918), диак., сщмч. (пам. 9 сент., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Шалай (1879-1937), прот., сщмч. (пам. 1 нояб., в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Васильевич Введенский (1903 - 1937), диак., сщмч. (пам. 13 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/2565676.html

Церковь будет молиться о Божьем творении 13 июля. ПРАВМИР. На проходившем в Санкт-Петербурге заседании Священного Синода РПЦ было принято решение назначить ежегодным днем особой молитвы о Божием творении первое воскресенье сентября Такое решение принято на заседании Священного Синода РПЦ 13-го июля 2015 года ( Журнал ). Священный Синод утвердил две молитвы о благосостоянии мира — более пространную и краткую.  Тексты обеих молитв можно скачать по ссылке: чин молебного пения о сохранении творения Божия (файл Word) . В день молитвы о Божием творении иерархам Церкви и священнослужителям рекомендовано посвящать свои проповеди проблемам заботы об окружающей среде. Русская Православная Церковь не впервые занимается вопросами экологии. В конце XX — начале XXI столетий об этом был принят целый ряд церковных документов. В частности, тема экологии поднималась на заседании Архиерейского Собора 1997 года и получила развитие в документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятом Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 году. В 2008 году эта тема была поднята в документе «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» . В том же году в Турции состоялась встреча Предстоятелей Поместных Православных Церквей, по итогам которой был принят итоговый документ «Послание Предстоятелей Православных Церквей», в котором тема экологии особо освещается. В этом документе в частности указывается: «В связи с этим мы вновь подтверждаем установленный ранее [в Константинопольском Патриархате] день особых молитв о защите творения Божия 1 сентября, в начале церковного года. Мы поддерживаем введение темы защиты природной среды в катехизацию, проповедь и пастырскую работу наших Церквей, как это уже происходит в ряде из них». Архиерейский Собор 2013 года принял концептуальный документ «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии» . Установить день особой молитвы о Божием творении было предложено на заседаниях Высшего Церковного Совета от 17 февраля и от 25 июня 2015 года.

http://pravmir.ru/sinod-ustanovil-den-os...

14 сентября 1918 г. В. и археолог А. И. Анисимов осматривали древности Горицкого в честь Воскресения Господня жен. мон-ря . На обратном пути В. был арестован, заключен в тюрьму в Кириллове. На следующий день ок. 5 час. утра В., игум. Ферапонтова мон-ря Серафиму (Сулимову) и 4 мирян, дворянина Михаила Трубникова , гласного городской думы Николая Бурлакова , крестьян Анатолия Барашкова и Филиппа Марышева , вывели из тюрьмы и в сопровождении вооруженного отряда из 20 чел. повели по направлению к Горицам. Епископ попросил разрешения зайти в мон-рь, чтобы приобщиться Св. Таин, но ему было отказано. Арестованных расстреляли на горе Золотуха, их тела были похоронены там же в одной могиле. Братия монастыря во главе с наместником игум. Феодоритом (Преображенским) обратилась к властям с ходатайством о разрешении перенести тело В. в мон-рь. Несмотря на то что разрешение было получено, красногвардейцы не позволили инокам забрать останки епископа. 17 сент. проживавший в мон-ре на покое еп. Мисаил (Крылов) совершил заочное отпевание убиенных. Узнав о казни, Тихвинский еп. Алексий (Симанский) (впосл. Патриарх Московский и всея Руси) составил обращение в Новгородский епархиальный совет, в к-ром призвал «к молитвенному поминовению святителя-страстотерпца. Имя его да запечатлеется во всех синодиках церквей и монастырей Новгородской епархии, дабы навсегда о нем приносилась бескровная Жертва... Взирая на скончание жительства его, да подражаем вере его». Еп. Алексий направил в Кириллов члена епархиального совета В. Н. Финикова для выяснения обстоятельств расстрела. Собранные Финиковым мат-лы были представлены в комиссию по гонениям, созданную по решению Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг . (позднее они легли в основу жития В., составленного синодальной Комиссией по канонизации святых ). Место погребения мучеников долгое время было почитаемо. В 60-х гг. власти, чтобы прекратить почитание, превратили Золотуху в могильник для скота, рядом стоял свинарник. 17 дек. 1998 г. на месте расстрела мучеников был установлен поклонный крест, к-рый освятил Вологодский и Великоустюжский еп. Максимилиан (Лазаренко) . Летом 2000 г. на Золотухе начались поиски останков мучеников, было установлено, что при проведении здесь строительных и дорожных работ могила была уничтожена, мощи мучеников вывезены. В. был прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г .

http://pravenc.ru/text/154333.html

П. был причислен к лику местночтимых святых постановлением Синода Белорусского Экзархата РПЦ от 28 окт. 1999 г., прославлен для общецерковного почитания Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Центральный архив КГБ РБ. Д. 26764-с. Лит.: Памятная книжка Минской губернии на 1905 год. Минск, 1904. С. 112; То же на 1916 г. Минск, 1917. С. 35; Кривонос Ф., свящ. Синодик за веру и Церковь Христову пострадавших в Минской епархии (1918-1951 годы). Киевец, 1996. С. 47; Жития священномучеников Минской епархии: 1-я пол. ХХ в. Минск, 2002. С. 45-48; ЖНИР. Февр. С. 184-185; Служба Собора новомучеников и исповедников земли Белорусския. Минск, 2011. Л. Е. Кулаженко Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Шалай (1879-1937), прот., сщмч. (пам. 1 нояб., в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВАЛЕРИАН Васильевич Новицкий (1897-1930), свящ., сщмч. (пам. 10 февр., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР Гаврилович Зубкович (1863-1938), прот., сщмч. (пам. 18 янв., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР Иларионович Пастернацкий (1885-1938), прот., сщмч. (пам. 15 окт., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР Димитриевич Талюш (1891 - после 1933), свящ., сщмч. (пам. 15 окт., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Иванович Плышевский (1883 (по др. данным, 1880-1938), свящ., сщмч. (пам. 8 янв.- в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН Мартинович Вечёрко (Вечорко) (1890-1933), свящ., сщмч. (пам. 4 апр., в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН Васильевич Воронец (1864-1937), прот., сщмч. (пам. 7 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Белорусских святых)

http://pravenc.ru/text/2580150.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР Сергеевич Царапкин (10.12. 1883, дер. Бобошино Александровского у. Владимирской губ. (ныне Шеметовского сельского поселения Сергиево-Посадского городского окр. Московской обл.) - после 1937, ИТЛ), мч. (пам. 26 нояб., в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), псаломщик. Из семьи сапожника. Окончил народное уч-ще при Сретенской ц. с. Константинова Александровского у. (ныне Сергиево-Посадского городского окр.). Переехав в Москву, П. освоил профессию ретушера и работал в фотографических мастерских. Все свободное время посвящал церковному пению: пел в хоре Данилова во имя преподобного Даниила Столпника московского мужского монастыря и во мн. московских церквах. После прихода к власти большевиков П. устроился работать на завод «Искра», одновременно оставался регентом и организатором хоров в московских храмах. В 1933 г. за принадлежность к РПЦ власти сочли его социально опасным элементом и выслали из Москвы. С этого времени он был псаломщиком в храмах Московской обл. С марта 1937 г. служил псаломщиком в ц. вмц. Параскевы с. Туголес Коробовского р-на Московской обл. (ныне городского окр. Шатура Московской обл.), где служили священномученики протоиереи Георгий Колоколов и Назарий Грибков . 27 нояб. 1937 г. были арестованы по обвинению в контрреволюционной деятельности и заключены в Бутырскую тюрьму в Москве прот. Георгий Колоколов и П., и 28 нояб.- прот. Назарий Грибков. На допросах П. виновным себя не признал. Постановлением Особой тройки при УНКВД по Московской обл. от 5 дек. 1937 г. приговорен к 10 годам ИТЛ. Место отбывания наказания неизвестно. Скончался в лагере. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-58379. Лит.: ЖНИР: Моск. Ноябрь. С. 242-258; Дамаскин. Кн. 6. С. 400-417. Архим. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: МИХАИЛ Степанович Строев (1876-1938), мч. (пам. 3 марта, в Соборе Московских святых, в Соборе Кемеровских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/2580276.html

В Пятницкий храм приезжали богомольцы из разных мест. Для каждого П. находил слово утешения и ободрения. Служил неск. раз в неделю. В течение дня иногда совершал неск. молебнов для многочисленных богомольцев. Службы П. были очень торжественными, он совершал их без сокращений. Когда была возможность, П. сам пел на клиросе. Награжден набедренником (1915), скуфьей (1916), камилавкой (1917), золотым наперсным крестом (1917), крестом с украшениями (1923), митрой (1927), правом служения литургии с отверстыми царскими вратами до «Отче наш» (1963), орденом св. кн. Владимира 2-й степени (1967), 2-м крестом с украшениями (1968). 20 февр. 1969 г. Владимирский и Суздальский еп. Онисим (Фестинатов) обратился в Хозяйственное управление Московской Патриархии с просьбой изготовить потир для Пятницкой ц. емкостью 1,5 литра, т. к. имевшийся не вмещал частицы на проскомидии, т. к. часто на литургии присутствовало до 400-500 причастников. Множество людей исцелилось по молитвам П., в т. ч. от онкологии. Летом 1972 г. П. заболел, но продолжал совершать богослужения. Скончался от болезни и был похоронен за алтарем Пятницкой ц. Чин погребения совершил Владимирский и Суздальский архиеп. Николай (Кутепов ; впосл. митрополит) в сослужении ок. 40 священников. Супруга П., матушка Мария, скончалась 4 дек. 1972 г. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. 22 окт. того же года были обретены и положены в Пятницкой ц. мощи П. Соч.: Слово на день прославления свт. Иоанна, митр. Тобольского//Смоленские ЕВ. 1916. 15. Отд. неофиц. С. 306-310. Арх.: Архив УФСБ по Вологодской обл. Д. П-13709; Архив УФСБ по Владимирской обл. Д. П-8693; Архив УФСБ по Смоленской обл. Д. 11019. Ист.: Вечная память почившим//ЖМП. 1974. 7. С. 17-18. Лит.: Польский. 1993р. Ч. 2. С. 211; Собор, 1918. Деяния. 1994р. Т. 1. С. 93; Аксенова С. И потекли в Пятницу ключи…//Правосл. газета «Благовест». Рязань, 1997. 4(40). С. 3; она же. Из глухой Мещерской стороны сиял нам отец Петр//Там же. 1999. 12(72). С. 3; Праведный отец Петр//Рус. паломник. 1998. 17. С. 29-31; Сергия [Иванова], ин. Святой праведный пресв. Петр Чельцов, исповедник (1888-1972). М., 2001; За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне РПЦ, репрессированные в Северном крае (1918-1951): Биогр. справ./Сост.: С. В. Суворова. Архангельск, 2006. С. 596; Евсин И. В. Крестоношение: Жизненный путь священноисп. Петра Чельцова. М., 2011; Жития новомучеников и исповедников Владимирских ХХ в. Владимир, 2012. С. 46; «Моя жизнь - Христос, и смерть - приобретение»: Новомученики и исповедники земли Рязанской. ХХ век: Патерик. Рязань, 2012. С. 220-236; Священноисповедник Петр Великодворский//Рязанский ЦВ. 2015. 9. С. 24-30.

http://pravenc.ru/text/2580288.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Иоанн Коржавин. Икона. Нач. XXI в. Петрович Коржавин (1866, с. Дунилово Шуйского у. Владимирской губ.- 4.02.1938, Иваново), сщмч. (пам. 22 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ивановских святых), свящ. Учился в семинарии, но курса не окончил. Служил в родном селе диаконом. В 1932 г., когда в селе не осталось ни одного священника, И. решил принять священство и в том же году был рукоположен во иерея. В кон. 1937 г. арестован, заключен в тюрьму г. Шуи, затем переведен в тюрьму г. Иванова. Обвинялся в «антисоветской агитации». С 25 янв. 1938 г. проходил по новому коллективному делу вместе со священномучениками свящ. Иоанном Розановым , свящ. Иоанном Доброхотовым , свящ. Иоанном Успенским , прот. Николаем Бухариным , свящ. Петром Зяблицким и свящ. Иаковом Зяблицким . Виновным себя не признал. 3 февр. 1938 г. Особой тройкой при УНКВД по Ивановской обл. приговорен к расстрелу. Казнен, погребен в безвестной общей могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Арх. УФСБ РФ по Ивановской обл. Д. 8244-П. Лит.: Дамаскин. Кн. 2. С. 256-259; Федотов А. А. Ивановская епархия РПЦ 1918-1998 гг.: Внутрицерковная жизнь и взаимоотношения с государством. (Прил.). Иваново, 1999. С. 28; ЖНИР. Янв. С. 505-506. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: ЕВФИМИЙ Сергеевич Тихонравов (1881-1938), свящ., сщмч. (пам. 22 янв., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ИАКОВ Алексеевич Зяблицкий (1878-1938), свящ., сщмч. (пам. 22 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ивановских святых) ИОАНН Стефанович Рождественский (1872-1922), свящ., сщмч. (пам. 27 апр., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе святых Ивановской митрополии) ИОАНН Андреевич Розанов (1873-1938), свящ., сщмч. (пам. 22 янв., в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/469117.html

Нис. 4). Правила свт. Иоанна IV Постника допускают смягчение епитимии до 3 лет при условии искреннего покаяния согрешившего (Иоан. П. 29). Гомосексуалисты не могут состоять в церковном клире (Иоан. П. 30). Осуждая Г., Церковь простирает пастырскую заботу к своим членам, пораженным недугом гомосексуального влечения. Она призывает их с помощью Божией, оставаясь в лоне Церкви и укрепляясь ее благодатной поддержкой, неизменно пребывать в борьбе с этой страстью, уповая на Промысл Божий о возможности избавления от этого недуга. «Гомосексуальные устремления, как и другие страсти, терзающие падшего человека, врачуются Таинствами, молитвой, постом, чтением Священного Писания и святоотеческих творений, а также христианским общением с верующими людьми, готовыми оказать духовную поддержку» (Основы социальной концепции РПЦ. XII 9). Позиция правосл. Церкви по вопросам сексуальной этики во многом совпадает с офиц. позицией Римско-католической Церкви и позицией консервативных протестант. общин, отличаясь лишь в системе аргументации. Так, для католич. Церкви по-прежнему существенное значение имеет унаследованная от схоластики логика «естественного закона», протестант. позиция основывается на «консервативном» прочтении Свящ. Писания. В правосл. традиции аргументация от «естественного закона» имела лишь иллюстративный и вспомогательный характер. «Консервативное» прочтение Свящ. Писания также не является панацеей, поскольку вне контекста церковного Предания оно лишь одно из возможных «прочтений» или «герменевтических установок». Позиция правосл. Церкви по вопросам сексуальной этики укоренена в ее благодатном, таинственном опыте церковной жизни, как в опыте Царства Божия, жизни во Христе, как в опыте борьбы с греховными страстями, преображения в новое творение (2 Кор 5. 17), совершаемого действием Св. Духа. В совр. мире христ. Церкви и общины испытывают огромное давление со стороны агрессивных апологетов Г. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» , документе, принятом Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

http://pravenc.ru/text/166121.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010