Архиерейский юбилейный Собор Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 г. на вечернем заседании 14 авг. единогласно принял решение о прославлении для общецерковного почитания в лике святых Собора новомучеников и исповедников Российских ХХ в., поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу. Торжественный чин канонизации состоялся в московском храме Христа Спасителя 20 авг. 2000 г. в присутствии глав и представителей всех Православных Автокефальных Церквей. Архиерейским юбилейным Собором 2000 г. были прославлены поименно 814 новомучеников и исповедников Российских (имена 46 святых, прославленных вместе с ними, установить не удалось). Свидетельства подвигов Н. были получены от 35 епархий, а также от Троице-Сергиевой лавры, Соловецкого, Валаамского, московских Даниловского и Новоспасского монастырей. Кроме того, в Собор новомучеников и исповедников Российских были внесены для общецерковного почитания имена 112 ранее прославленных местночтимых святых. Отдельным решением Архиерейского Собора 2000 г. в сонме новомучеников и исповедников Российских были прославлены имп. Николай II Александрович и члены имп. семьи. Сведения о наибольшем числе Н. поступили на Собор от Алматинской (202 святых), Московской (164) и Тверской (114), Пермской (91) епархий, от Украинской Церкви (120). Соборная канонизация 2000 г. стала самой многочисленной в истории Русской Церкви: по меньшей мере троекратно увеличилось число прославленных святых. Впосл. имена новопрославленных Н. вносились в состав Собора новомучеников определениями Синода РПЦ. С кон. 2000 г. по кон. 2010 г. синодальными определениями были канонизированы 670 Н. Архиерейский Собор РПЦ 2-4 февр. 2011 г. сместил акцент с канонизации новомучеников на популяризацию их жизни и подвига. 2 февр. было принято соборное постановление «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших», в котором призывалось умножить усилия по распространению в народе почитания новомучеников и исповедников: возведение в их честь храмов и часовен, регулярное совершение торжественных богослужений в дни их памяти, издание книг, посвященных подвигу новомучеников, и т. п. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) в докладе на Соборе, подводя итоги работы Синодальной комиссии по канонизации святых, подчеркнул важность исключения ошибок в процессе канонизации пострадавших в годы репрессий священнослужителей и мирян, для чего необходимо полное ознакомление с материалами архивного фонда. Поскольку из-за изменений правовых нормативов допуск исследователей к изучению архивных судебно-следственных дел был ограничен, процесс дальнейшей канонизации Н. приостановился. В ходе продолжающейся работы над доступными архивными документами были получены компрометирующие данные в отношении уже включенных в состав Собора новомучеников и исповедников лиц, препятствующие их канонизации. Эти лица (всего 36 чел.) были исключены из общецерковного месяцеслова.

http://pravenc.ru/text/2577845.html

На утреннем заседании 16 августа Архиерейский юбилейный Собор заслушал и подверг детальному обсуждению доклад митрополита Кирилла, председателя ОВЦС МП, о деятельности возглавляемого им отдела в межсоборный период. Основными темами состоявшейся затем продолжительной дискуссии стали межхристианские отношения и церковная ситуация на Украине. В обсуждении доклада среди прочих приняли участие митрополит Челябинский Иов, архиепископы Донецкий Иларион (Шукало), Клинский Лонгин (Талыпин), Таллинский Корнилий, Астанайский Алексий, Самарский Сергий (Полеткин), епископы Мурманский Симон (Гетя), Петропавловский Игнатий (Пологрудов), Полоцкий Феодосий (Бильченко), Житомирский Гурий (Кузьменко). Епископ Владивостокский Вениамин (Пушкарь) назвал экуменизм «всеересью» и подверг резкой критике деятельность ОВЦС, что вызвало возражения как со стороны докладчика, так и со стороны ряда др. выступивших в ходе дискуссии архипастырей, в т. ч. митрополита Волгоградского Германа (Тимофеева), епископа Астраханского Ионы (Карпухина). В выступлениях, посвященных церковной ситуации на Украине, содержались предложения об изменении статуса Украинской Церкви, причем разного характера: епископ Тульчинский Ипполит (Хилько) высказался за возвращение ей прежнего статуса экзархата, а архиепископ Черкасский Софроний (Дмитрук) — за предоставление Украинской Церкви полной автономии. В завершение дискуссии по вопросу о статусе Украинской Церкви выступил ее Предстоятель Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан), который отверг крайние предложения как о возвращении к статусу экзархата, так и о полной автономии. Затем митрополит Смоленский Кирилл выступил еще с одним докладом, в котором представил проект новой редакции Устава Русской Православной Церкви. После детального и остро-дискуссионного рассмотрения каждого раздела Устав был принят Собором с рядом поправок. Издание нового Устава было вызвано в первую очередь тем, что после политических перемен начала 90-х гг. XX в. РПЦ оказалась в радикально иных правовых условиях, чем прежде: она обрела свободу и одновременно ее каноническая территория вследствие распада СССР оказалась в пределах нескольких государств.

http://sedmitza.ru/lib/text/429349/

Ювеналий, митр. Крутицкий и Коломенский. Доклад на Архиерейском Юбилейном Соборе  3–16 августа 2000 г./Канонизация святых в ХХ в. С. 285–300. Георгий (Тертышников), архим. Критерии канонизации местночтимых святых в Русской  Православной Церкви//Альфа и Омега. 1999. 3(21). Государственный архив новейшей истории Костромской области (ГАНИКО) Ф. 3656. Оп.2,, д.4412 Л. 47, 48. Кураев А., протод . Деканонизация: горькая правда http://diak-kuraev.livejournal.com/404290.html (дата обращения 28.12.2016 года). Цыпин В., прот. В канонах нет даже слова деканонизация обращения 28.10.2013 года). Дамаскин (Орловский), игумен . Сложности изучения судебно-следственных дел, имеющего целью — включение имени пострадавшего священнослужителя или мирянина в собор новомучеников и исповедников Российских (дата обращения 27.12.2016 года). Лученко К . Уже несвятые святые http://radonezh.ru/monitoring/17711.html (дата обращения 28.12.2016 года) Макарий (Маркиш), иером . Критический анализ статьи П.Г. Проценко «Посмертная судьба новых мучеников» (НГ-религии.16.04.2013//Церковь, государство и общество в истории России 20 века. Материалы 4 международной научной конференции. Иваново, 2004. С.102. 9 октября 1989 г., в день преставления апостола Иоанна Богослова, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви произошло прославление святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. И хотя при его прославлении из-за существующих тогда внешних политических обстоятельств не было сказано о подвиге исповедничества этого святого, вся полнота Церкви восприняла это деяние Собора как начало прославления новомучеников. 25 марта 1991 г. Священный Синод РПЦ принял Определение «О возобновлении поминовения исповедников и мучеников, пострадавших за веру Христову, установленного Поместным Собором 5/18 апреля 1918 г.». Через год, в 1992 г., Архиерейский Собор прославил еще несколько новых мучеников и исповедников ХХ в. и определил совершать празднование Собора новомучеников и исповедников Российских 25 января/7 февраля, если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает, то в ближайшее воскресенье после 7 февраля. На последующих Архиерейских Соборах канонизация новомучеников была продолжена. На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г. были прославлены все, как известные, так и неизвестные нам мученики и исповедники веры минувшего ХХ столетия и поименно включены в этот сонм святых 1097 человек. В настоящее время поименное включение в Собор новомучеников и исповедников Российских совершается решениями Священного Синода нашей Церкви. Сегодня Собор новомучеников и исповедников Российских включает более 1700 святых.

http://bogoslov.ru/article/5297810

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОРИС Константинович Успенский ( 24.07.1895, с. Караваево Владимирской губ.- 15.12.1942, Кемеровская обл.), мч. (пам. 12 нояб, 2 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), сын сщмч. Константина Успенского . По окончании ДС Б. был призван на военную службу, участвовал в сражениях первой мировой войны, впосл. служил в Красной Армии писарем. После демобилизации работал счетоводом, жил в с. Васютине Богородского у. Московской губ. (ныне Павлово-Посадский р-н Московской обл.) вместе с отцом, к-рому помогал при богослужении. Арестован 6 нояб. 1937 г., заключен в тюрьму Ногинска, обвинен в антисоветской пропаганде и агитации (призывал не работать в церковные праздники). Виновным в антисоветской деятельности Б. себя не признал. 12 нояб. тройкой НКВД приговорен к 10 годам заключения в ИТЛ, где скончался. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Имя внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских постановлением Свящ. Синода РПЦ от 17 июля 2001 г. Арх.: РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 237. Л. 86-87; ЦГИАМ. Ф. 2127. Оп. 1. Д. 465. Л. 114-115; ГАРФ. Ф. 10035. Д. 20847. Лит.: Дамаскин. Кн. 6. С. 315. Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГРИППИНА Ивановна Лесина (1897 – 1938), послушница, мц. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Тульских святых) АГРИППИНА Тихоновна Киселёва (1903-1942), мц. Карагандинская (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Иванович Блохин (1879-1937), мч. (пам. 4 сент., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Антонович Медем (1870–1931), мч. (пам. 10 нояб., в Соборе Самарских святых, в Соборе Саратовских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Александрович Уксусов (1874-1937), мч. (пам. 23 нояб., в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДРА Потаповна Устюхина (1882– 1937), мц. (пам. 10 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/153147.html

24 июня 1937 г. К. был арестован в Яныкургане и затем доставлен в тюрьму Чимкента. По одному делу с ним были арестованы митр. Иосиф (Петровых), еп. Евгений (Кобранов) и группа священников, монахов и мирян. 20 авг. К. был допрошен. 23 авг. было составлено обвинительное заключение по делу К. и еще 17 чел. Им инкриминировали подготовку «активного повстанческого выступления против Советской власти в момент ожидающейся интервенции против Союза ССР, установления патриаршества и главенства церкви над государственной властью». В заключении также упоминалось, что среди обвиняемых «главою русской церкви было решено считать Смирнова Константина, и о чем были поставлены в известность низовые контрреволюционные формирования данной контрреволюционной организации» (Архив ДКНБ по Южно-Казахстанской обл. Д. 02455. Л. 34). В сент. материалы на К., митр. Иосифа и еп. Евгения были выделены в отдельное делопроизводство. 19 нояб. 1937 г. особой тройкой УНКВД по Южно-Казахстанской обл. К., а также митр. Иосиф (Петровых) и еп. Евгений (Кобранов) были приговорены к смертной казни. 20 нояб. приговор был приведен в исполнение. К., митр. Иосиф (Петровых) и еп. Евгений (Кобранов) были расстреляны и захоронены в т. н. Лисьей балке под Чимкентом. 14 нояб. 1981 г. К. был канонизирован Архиерейским Собором РПЦЗ. 20 авг. 2000 г. в соответствии с определением Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ он был прославлен в лике святых в составе Собора новомучеников и исповедников Российских (с 2013 Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской). Соч.: Письмо к мон. Евдокии/Публ.: О. В. Косик//БСб. 1999. Вып. 3. С. 225-227; Письма священномучеников-архиереев РПЦ к свт. Тихону, Патриарху Московскому и всея России/Публ.: прот. В. Воробьев//Там же. 2000. Вып. 6. С. 7-15; После Туруханской ссылки: (Письма к священноисп. еп. Афанасию Ковровскому)/Публ. и примеч.: О. В. Косик//Там же. 2001. Вып. 8. С. 352-363; «Это есть скорбь для Церкви, но не смерть ее...»: Из мат-лов следственного дела сщмч. митр. Кирилла Казанского (1930)/Публ., примеч.: Н. А. Кривошеева, А. В. Мазырин//Там же. С. 326-351.

http://pravenc.ru/text/1840285.html

Москва, 29 декабря, Благовест-инфо. Решительное неприятие реформ, которые разрушили бы церковные традиции, высказал Патриарший местоблюститель митрополит Кирилл в ходе сегодняшней встречи с журналистами . Отвечая на вопрос представительницы СМИ о том, планируются ли внутри Русской Православной Церкви какие-либо реформы, митрополит заявил, что совсем недавно, участвуя в телепроекте «Имя России», он выступал против победы в этом виртуальном конкурсе Петра I, поскольку тот олицетворял реформы, «разрушившие или, по крайней мере, попытавшиеся разрушить становой хребет нашего народа». Тот факт, что «именем России» был признан св. князь Александр Невский, считает патриарший местоблюститель, свидетельствует о том, что российский народ в большинстве своем не приемлет таких реформ. «Церковь сама по себя является консервативным началом, потому что она «консервирует», сохраняет апостольскую веру, -- продолжил митрополит. – Если реформа разрушает веру, традицию, ценности, то такую реформу называют ересью». «Я выступаю категорически против любых реформ, -- подчеркнул местоблюститель. – Более того: ни один из примерно 145 архиереев, которые могут претендовать на патриарший престол, не имеют никакого реформаторского зуда». В то же время, отметил митрополит Кирилл, Церковь не стоит на месте: если сравнить положение в РПЦ сегодня с тем, что было в советский период, можно увидеть огромную разницу. Да, в Церкви имеют место перемены, но они не вызывают протеста, будучи результатом «естественного роста, естественного движения». По словам Патриаршего местоблюстителя, в памяти русского церковного народа остается как минимум два негативных примера реформ: это богослужебные реформы XVII века, приведшие к трагическому расколу, и деятельность обновленцев в начале ХХ века. Об этих «проекта» взбудоражили умы, однако не привели к результатам, к которым стремились реформаторы. Коснувшись, по просьбе другого журналиста, отношения РПЦ к инославию, митрополит Кирилл отметил, что эти принципы были исчерпывающе сформулированы юбилейным Архиерейским собором 2000 года. Образцом отношения к неправославным конфессиям Патриарший местоблюститель считает священноисповедника Илариона (Троицкого), в день памяти которого, 28 декабря, он служил у его мощей в Сретенском монастыре. Будучи бескомпромиссным защитником православия от либеральных веяний начала ХХ века – в частности протестантской «теории ветвей» - архиепископ Иларион в то же время вел активный диалог с одним из праотцев экуменического движения Робертом Гардинером – членом американской Епископальной Церкви. По словам митрополита Кирилла, Гардинер, не без влияния архиеп. Илариона, в конце жизни всерьез задумывался о переходе в православие.  

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

С 22 янв. 1928 г. временно управляющий Воронежской епархией после ареста архиеп. сщмч. Петра (Зверева) еп. Козловский Алексий (Буй) стал поминать за богослужением только Патриаршего Местоблюстителя митр. сщмч. Петра (Полянского) , перестав поминать Заместителя Местоблюстителя митр. Сергия ( Страгородского ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси). 7 марта 1929 г. еп. Алексий (Буй) был арестован. В июле 1929 г. И. как епархиальный духовник послал просителей в Ленинград к еп. Гдовскому Димитрию (Любимову) и еп. Копорскому Сергию (Дружинину) , но получил отказ принять их под свое окормление. В кон. авг. того же года посетил в Ново-Московске Бахмутского еп. Иоасафа (Попова), назначенного еп. Димитрием управляющим иосифлянскими приходами Воронежской епархии. Получил от еп. Иоасафа указания по организации епархиального пресвитерского совета. 12 февр. 1930 г. И. арестован по делу группы священнослужителей и мирян, названных ОГПУ по имени еп. Алексия (Буя) «буевцами». И. был обвинен в «антисоветской агитации». Всего по делу проходило 38 чел. Виновным себя не признал. 28 июля Коллегией ОГПУ приговорен к 10 годам ИТЛ. 30 апр. 1931 г. ИТЛ заменен высылкой на оставшийся срок в Северный край. В 1931 г. Коллегия ОГПУ увеличила срок заключения до 10 лет, постановив выслать тяжелобольного И. в Казахстан, где он скончался от тягот и лишений. Место погребения И. неизвестно. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Соч.: Валуйский Успенский Николаевский муж. мон-рь: Его прошлое и настоящее. Валуйки, 1899. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. У-19237; Архив УФСБ по Воронежской обл. Д. П-24705. Лит.: Акиньшин А. Сщмч. Алексий Воронежский//Правосл. жизнь: Прил. к «Правосл. Руси». 1995. 8 (548); Польский. Ч. 2. С. 189-190; Дамаскин. Кн. 4. С. 368-377, 475; Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в РПЦ. СПб., 1999. С. 7, 42, 44, 327, 328; Осипова И. И. «Сквозь огнь мучений и воды слез...»: Гонения на Истинно-Правосл. Церковь: По мат-лам следств. и лагерных дел заключенных. М., 1998. С. 284.

http://pravenc.ru/text/293441.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКСИМ Иванович Румянцев (ок. 1860, дер. Вандышки Кинешемского у. Костромской губ.- 1928, Иваново-Вознесенская губ.), мч. (пам. 31 июля в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской). Из крестьянской семьи. После смерти одного из родителей ушел странствовать. Вернувшись через много лет на родину, знал почти наизусть церковную службу, хотя оставался неграмотным. Во время странствий принял подвиг юродства. Вернувшись в родную деревню, М. жил то у брата, то в благочестивых семействах Груздевых и Кочёриных. Ходил он круглый год босиком. Был известен своей прозорливостью. Зимой 1928 г. М. был арестован и заключен в тюрьму в г. Кинешме, где подвергался пыткам. Вскоре был переведен в др. тюрьму. Очевидцы его кончины рассказывали, что блаженный М. умер как великий праведник. М. прославлен юбилейным Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Арх: ГА Костромской обл. Ф. 200. Оп. 13. Д. 171; ГАИО. Ф. 1155. Оп. 9. Д. 29; Ф. Р-1613. Оп. 1. Д. 12. Лит.: Федотов А. А. Ивановская епархия РПЦ в 1918-1998 гг.: Внутрицерк. жизнь и взаимоотношения с гос-вом. Иваново, 1999. С. 25; Дамаскин. Кн. 2. С. 265-271; ЖНИР. Июль. С. 353-361. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Иванович Ворошин (1886 - 1937), блж., мч. (пам. 12 сент., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АНАСТАСИЯ († 1922), мц., (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АННА Ивановна Остроглазова (1900 - кон. 1930-х гг.), мц. (10 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АННА Васильевна Серова (? - нач. 1940-х гг.), мц. (пам. 31 июля, в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/2561586.html

Принятый юбилейным Архиерейским Собором РПЦ МП 2000 года документ «Основные принципы отношения РПЦ к инославию», несмотря на некоторую «сыроватость», выдержан вполне в духе процитированных выше документов начала ХХ в. Таким образом, как невозможно было упрекнуть нашу Церковь в «неправославии» в те далёкие годы, так же невозможно сделать это и сейчас. – Прим. ред. 87 Т. е. Мелетий (Метаксакис), будущий Вселенский, а затем Александрийский патриарх (см. сноску на стр. 129–130). 88 Ламбетские Конференции – созываемые каждые десять лет, начиная с 1867 г. конгрессы Англиканских церквей всего мира, т. е. своеобразные «вселенские соборы» англикан и епископалов. – Прим. ред. 89 Герман, архиеп. Фиатирский – на протяжении десятков лет бессменный официальный представитель Вселенского Патриархата на всех крупных экуменических конгрессах. Один из отцов и вождей «православного экуменизма». – Прим. ред. 90 Это утверждение можно перенести и на греческих старостильников и их соратников. Справедливости ради следует заметить, что, несмотря на многочисленные и крупные погрешности, допущенные их иерархами и священниками, несмотря на строгость церковного суда в отношении них, Господь всё же являл случаи явной святости в их среде. Так, митрополита Флоринского Хризостома, одного из основателей ИПЦ Греции, стороживший его в ссылке полицейский видел во время молитвы окружённым ослепительным светом (см. Послесловие В. Лурье к книге: Мейендорф И. , прот. Жизнь и труды Свт. Григория Паламы . Введение в изучение//Византинороссика, СПб., 1997. С. 370.) А уже после его кончины, когда проводилась эксгумация его останков, все присутствующие ощутили сильнейшее благоухание. Известны и случаи исцелений по молитвам у его гробницы (см. Мосс В. Православная Церковь на перепутье (1917–1999). С. 258–260.) Другого деятеля «истинного Православия», митрополита Филарета (Преображенского), Первоиерарха РПЦЗ, несмотря на всю его «ревность не по разуму», Бог почтил полным нетлением мощей и посмертными чудесами (см.: Вертоград информ, N9 11(44), 1998.С. 15–16). Действительно, «кто бо разуме ум Господень? Или кто советник Ему бысть?» ( Рим. 11:34 ). – Прим. ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Н. был прославлен вместе с архим. Вениамином Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив МО «Вилегодский муниципальный район» Архангельской области. Ф. 1. Оп. 2. Д. 77; РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1. Ч. 49. Д. 199; Ф. 1201. Оп. 4. 1913 г. Д. 908; 1915 г. Д. 911; НАРК. Ф. 205. Оп. 1. Д. 7/143; ГААО. Ф. Р-149. Оп. 1. Д. 831. Лит.: Волна: Газ. Архангельск, 1928. 12 июля, 1 сент.; Столяров В. Настоятель Соловецкого мон-ря архим. Вениамин//Моск. журн. 1995. 9. С. 8-12; История первокл. ставропигиального Соловецкого мон-ря. М., 2001. С. I-VI; Правосл. церк. календарь. Соловки, 2003. С. 177-182; ЖНИР. Апр. С. 9-19; За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне РПЦ, репрессированные в Северном крае (1918-1951): Биогр. справ. Архангельск, 2006; Осипенко М. В. Соловецкая обитель: История и святыни: Кн. паломника. Соловки, 2014. Архим. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (Задворнов; 1882 - 1937), иером., прмч. (пам. 9 нояб. в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АНАТОЛИЙ (Ботвинников Анатолий Иванович; 1881-1937), иером., прмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНТОНИЙ (Чирков; 1868-1930), иером., прмч. (пам. 14 янв., в Соборе Казанских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АРИСТАРХ (Заглодин-Кокорев Александр Федорович; 1886-1937), иером., прмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ (Мазуренко; 1882-1938), иером., прмч. (пам. 26 дек., в Соборе Винницких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР (Загреба Василий Филиппович; 1870-1938), иером., прмч. (пам. 3 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЯЧЕСЛАВ (Косожилин Андрей Ефимович; 1879- 1918), иером., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГАВРИИЛ (Владимиров Григорий Петрович; 1873-1937), иером., преподобномученик (пам. 6 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых)

http://pravenc.ru/text/2565464.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010