мест Палестины и Египта. В 1-й пол. окт. 1945 г. А. посетил Грузию. 10 янв. 1945 г. в Москву прибыла делегация Чешской Церкви, находившейся в юрисдикции Сербской Православной Церкви, с просьбой о принятии Чешской Церкви в юрисдикцию РПЦ. В результате переговоров священноначалия Русской и Сербской Церквей было достигнуто соглашение о передаче Сербской Церковью Чешской Церкви в юрисдикцию РПЦ, что и было утверждено в марте 1946 г. Архиерейским Собором Сербской Православной Церкви. 5 апр. 1946 г. Святейший Патриарх и Свящ. Синод образовали Экзархат Московского Патриархата в Чехословакии. Экзархом был назначен архиеп. Елевферий (Воронцов) с титулом Пражский и Чешский. Сразу же по окончании второй мировой войны к А. обратились представители правосл. приходов в Венгрии, оказавшиеся вне юрисдикции какой бы то ни было правосл. Церкви, с просьбой о помощи в восстановлении их канонического положения. После изучения вопроса, включавшего посещение Венгрии представителями Святейшего Патриарха, в 1949 г. было создано Благочиние венг. правосл. приходов, к-рое сначала возглавил прот. Иоанн Кополович , а с 1954 г.- прот., позднее протопр. Фериз Берки . 22 июня 1948 г. в Москве на заседании Синода А. вручил главе делегации Польской Церкви архиеп. Белостокскому и Бельскому Тимофею решение священноначалия РПЦ о предоставлении Польской Православной Церкви автокефалии. 8-19 июля 1948 г. в Москве и в ТСЛ проходило празднование 500-летия автокефалии РПЦ. С юбилейным торжеством было соединено Совещание Глав и представителей автокефальных правосл. Церквей. Празднование и Совещание возглавлял А. Для участия в праздновании в Москву прибыли делегации: К-польской Церкви во главе с митр. Фиатирским Германом, Экзархом Патриарха К-польского в Зап. Европе; Антиохийской Церкви во главе с митр. Хомским (Эмесским) Александром, эта делегация представляла также Александрийскую Церковь; Грузинской Церкви во главе с Католикосом-Патриархом Каллистратом; Сербской Церкви во главе с Патриархом Гавриилом ; Румынской Церкви во главе с Патриархом Юстинианом ; Болгарской Церкви во главе с митр.

http://pravenc.ru/text/64694.html

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_114452.html 04 декабря 2017 Сергей Стефанов Архиерейский собор-2017: главная сенсация пришла из Киева Источник:  http://ria.ru/religion/20171203/1510107128.html РИА Новости Архиерейский собор Русской православной церкви, проходивший с 29 ноября по 2 декабря в храме Христа Спасителя, стал сразу в нескольких смыслах уникальным и историческим. О том, какие наиболее важные постановления были на нем приняты, – в обзоре РИА Новости. Этот Архиерейский собор был юбилейным – приуроченным к столетию Всероссийского Поместного собора 1917-1918 годов, с которого началась тяжелейшая эпоха гонений за веру. Нынешний Собор собрал рекордное число епископов: на него прибыли 347 из 386 архиереев Русской церкви, более чем из 20 стран ближнего и дальнего зарубежья, в которых существуют епархии РПЦ. Первого декабря Архиерейский собор впервые посетил глава государства: президент РФ Владимир Путин выступил перед высшим духовенством с приветственным словом. Наконец, еще одно уникальное событие, также связанное с собором архиереев, предстоит совсем скоро. В день столетия интронизации святителя Тихона, 4 декабря, в храме Христа Спасителя состоится богослужение с участием всех иерархов РПЦ и приглашенных на Собор духовных лидеров других поместных церквей. Впервые за литургией будет служить весь епископат Русской церкви. Но хотя " архиерейские " торжества еще не закончены, " документальная " часть работы Собора уже завершилась. О " покаянии " Филарета Главная сенсация, связанная с работой Архиерейского собора, – это, безусловно, письменное обращение к патриарху Кириллу и епископам главы самопровозглашенного Киевского патриархата Филарета Денисенко. Филарет призвал к примирению и прекращению существующего с 90-х годов противостояния. " Прошу прощения во всем, чем согрешил, – словом, делом и всеми моими чувствами, – и также от сердца искренне прощаю всем " , – говорилось в обнародованном письме. Архиереи РПЦ посчитали это " шагом к восстановлению церковного общения " с находящимися в расколе и выпустили определение " Об обращении бывшего митрополита Киевского и всея Украины Филарета " . " Собор с удовлетворением воспринимает обращение как шаг к преодолению раскола со стороны тех, кто некогда отпал от единства с канонической Украинской православной церковью " , – говорится в документе. Для переговоров с Киевским патриархатом была создана специальная комиссия.

http://religare.ru/2_114452_1_21.html

Архиерейский юбилейный Собор Русской Православной Церкви 2000 г. 9 июня 2008 г. 22:10 Архиерейский юбилейный Собор Русской Православной Церкви, заседал 13–16 августа 2000 г. в зале церковных Соборов храма Христа Спасителя, в работе Архиерейского юбилейного Собора участвовали 144 архипастыря. После совершения Божественной литургии в Успенском соборе Московского Кремля Собор открыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Затем Архиерейский юбилейный Собор утвердил программу и регламент заседаний. Президиум Собора в соответствии с «Уставом об управлении Русской Православной Церкви» составил Священный Синод. Собор избрал секретариат из 4 архиереев во главе с секретарем Собора — Управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Солнечногорским Сергием , Редакционную комиссию из 11 иерархов под председательством митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла , Председателя ОВЦС МП, а также Мандатную комиссию из 3 архиереев под председательством митрополита Одесского и Измаильского Агафангела . В первый день заседаний Патриарх Алексий огласил доклад «Русская Православная Церковь на рубеже веков», в котором дал характеристику деятельности РПЦ на исходе второго тысячелетия и привел статистические данные: к 2000 г. в Московский Патриархат входило 130 епархий, возглавлявшихся 128 епархиальными и 25 викарными архиереями, 545 монастырей, 19 417 приходов. В докладе Первосвятителя были подробно освещены и проанализированы высшее и епархиальное церковное управление, проблемы приходской жизни, монастыри и монашество, состояние системы духовного образования, церковный бюджет и хозяйственная деятельность Русской Православной Церкви, церковная печать, церковное служение молодежи, социальное служение Церкви, миссионерство, а также вопросы взаимоотношений Церкви с армией и правоохранительными учреждениями. Свой доклад Святейший Патриарх завершил представлением задач, стоявших перед Архиерейским юбилейным Собором: оценка деятельности РПЦ на рубеже тысячелетий, канонизация Собора святых мучеников и исповедников и иных угодников Божиих, принятие новой редакции «Устава Русской Православной Церкви», рассмотрение проекта «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» и проекта документа об основных принципах отношений Русской Церкви с инославными Церквами.

http://patriarchia.ru/db/text/418767.htm...

Согласно действующему Уставу Русской Православной Церкви 2000 г., К. святых входит в компетенцию Поместного или Архиерейского Собора. В межсоборный период по поручению Собора вопросы К. новомучеников и исповедников Российских могут рассматриваться Свящ. Синодом (остальные общецерковные святые прославляются только Собором), при к-ром действует синодальная Комиссия по канонизации святых, образованная постановлением Синода в 1989 г., согласно решению Поместного Собора РПЦ 1988 г. Комиссия является координирующим научно-исследовательским органом, занимающимся подготовкой материалов к К. подвижников веры и представлением их патриарху и Синоду. Новомученики российские ХХ в. Роспись собора свт. Николая Чудотворца в Нью-Йорке. 2000-е гг. Мастерская Е. Н. Максимова Новомученики российские ХХ в. Роспись собора свт. Николая Чудотворца в Нью-Йорке. 2000-е гг. Мастерская Е. Н. Максимова Основным результатом деятельности Комиссии в новейший период явилась подготовка К. сонма новомучеников и исповедников Российских XX в. Юбилейным Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. (были прославлены поименно 1097 чел.). Чин их К. состоялся в храме Христа Спасителя 20 авг. 2000 г. После выявления имен новых мучеников и исповедников решение об их К. принимается на заседании Синода. При этом имена канонизированных новомучеников просто вносятся в месяцеслов и в сонм новомучеников и исповедников Российских с указанием епархии, от которой поступило прошение о К., а чин К., как правило, совершается в самой этой епархии. Всего по состоянию на 1 дек. 2011 г. решениями Синода в Собор новомучеников и исповедников Российских включено 1776 чел. Прав. Алексий Мечёв, с житием. Икона. 2000 г. Иконописец И. В. Ватагина (ц. свт. Николая Чудотворца в Клёниках, Москва) Прав. Алексий Мечёв, с житием. Икона. 2000 г. Иконописец И. В. Ватагина (ц. свт. Николая Чудотворца в Клёниках, Москва) Образ святых царственных мучеников. Икона. Нач. XXI в. Иконописец мон. Алипия (Пюхтицкий Успенский мон-рь) В сонме новомучеников и исповедников Российских Архиерейский Собор 2000 г.

http://pravenc.ru/text/Канонизация.html

В сонме Новомучеников и Исповедников Российских Собором были прославлены как страстотерпцы император Николай II, императрица Александра Феодоровна, царевич Алексий, великие княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия, бессудно убиенные в Екатеринбурге 17 июля 1918 г. Собором были также канонизированы еще 57 святых, послуживших Богу и Церкви в разные исторические периоды, среди них — сщмч. митрополит Арсений (Мацеевич), валаамские преподобномученики, убитые шведскими протестантами, оптинские старцы, ранее местночтимые, подвижники ХХ в.: преподобные Алексий Зосимовский, Серафим Вырицкий, св. праведный Алексий Мечёв. Вслед за принятием деяния о канонизации святых Архиерейский юбилейный Собор заслушал доклад председателя синодальной Богословской комиссии Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева), посвященный деятельности возглавляемой им комиссии и освещению разрабатываемых ею тем, в частности состоянию богословской мысли РПЦ и ее взаимоотношениям с инославием. После краткой дискуссии по докладу Собор одобрил предложенный проект документа «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», в котором, с одной стороны, Православная Церковь характеризуется как единственная из конфессий, тождественная Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви Символа веры, а с другой— признается относительная церковность и инославных Церквей, насколько они сохранили наследие древней Церкви. На утреннем заседании 15 августа Собору был представлен доклад митрополита Смоленского Кирилла, председателя синодальной рабочей группы по выработке проекта «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». После долгой дискуссии по докладу, в которой участвовали митрополит Челябинский Иов (Тывонюк), архиепископы Винницкий Макарий (Свистун), Львовский Августин (Маркевич), Белгородский Иоанн (Попов), Таллинский Корнилий (Якобс), Тверской Виктор (Олейник), Аргентинский Платон (Удовенко), епископы Тираспольский Юстиниан (Овчинников), Вологодский Максимилиан (Лазаренко), отцы Собора постановили одобрить «Основы социальной концепции». Принятый документ стал уникальным явлением в истории Православной Церкви, поскольку ни одна другая Поместная Церковь не имеет подобного документа, в котором бы так полно и систематично была выражена позиция Церкви по общественным проблемам, в т. ч. таким, как собственность, светская культура и наука, мир, война, преступность, светское право, СМИ, труд, вопросы семьи и брака, биоэтики и экологии.

http://sedmitza.ru/lib/text/429349/

Тот факт, что официально поднят вопрос об окормлении УПЦ украинской диаспоры, и то, что этому заявлению соответствуют изменения в Уставе, говорит даже не о претензии на деятельность, соответсвующую статусу автономии (а ведь и этого статуса у УПЦ нет! В даровании этого статуса было отказано Юбилейным Собором РПЦ 2000 г.), но именно на деятельность, соответствующую статусу автокефалии. А это противоречит всем уставным документам, регламентирующим деятельность УПЦ. Прот. Владислав Цыпин, самый авторитетный канонист РПЦ так пишет о проблеме диаспоры: «Административное деление Церкви строится на территориальном, а не национальном принципе… православные христиане любой национальности, проживающие на одной территории, составляют один приход и окормляются одним епархиальным епископом, ибо, по слову апостола Павла, во Христе «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни не-обрезания, варвара, Скифа, раба, свободного» (Колосс. 3, 11)… Наиболее серьезным отступлением от территориального начала в разграничении церков-ной юрисдикции является диаспора. В странах, где православные христиане живут не компактной массой, а рассеяны между инославными или иноверцами, на одной территории могут существовать приходы и даже епархии разных Церквей… Территория православной диаспоры поэтому может находиться в юрисдикции разных поместных Церквей, как это ныне и имеет место в Западной Европе и в Америке… Вопрос о размежевании юрисдикции остается сложным, вызывает разногласия и споры. При разрешении подобных споров между автокефальными, независимыми друг от друга Церквами, следует учитывать ряд обстоятельств… (Цыпин В., прот. Церковное право, 1996 с.200-202) Собственно, ныне провозглашенное в УПЦ попечение о диаспоре еще в 1992 году многие архиереи РПЦ называли одним из возможных пагубных ПОСЛЕДСТВИЙ автокефалии УПЦ. Из выступлений на Архиерейском Соборе 31 марта – 5 апреля 1992 года. (Опубликованы в ЖМП АРХИЕПИСКОП АЛМА-АТИНСКИЙ И СЕМИПАЛАТИНСКИЙ АЛЕКСИЙ: «Ныне образование Поместной Украинской Православной Церкви может вызвать новую волну межнациональной розни, освященной благословением Православной Церкви. Пока мы имеем все основания сказать, что подлинное Православие на Украине не смешивается с политическими вкусами населения и Православная Церковь неповинна в кровопролитии и братоубийстве. Кому не по нраву предпочтение церковных устоев и интересов политическим интересам и личным амбициям, те впадают в расколы и образуют самочинные объединения с личиной церковности. Но если в условиях настоящего исторического момента Русская Православная Церковь дарует автокефалию Украинской Православной Церкви, то это приведет не к благу Православия на Украине, а к широкому расколу православных на канонической территории Московского Патриархата чисто по национальному признаку.

http://bogoslov.ru/article/269165

Наоборот, с того момента, когда священноначалием нынешний правящий архиерей митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь был назначен на Крымскую кафедру, количество священнослужителей увеличилось до 326 человек, а приходов до 530. Почти 80% нынешних священнослужителей были рукоположены правящим архиереем, и в том, что это, как правило, местные жители, крымчане (а, значит, и граждане Украины), нет ничего необычного, ибо подобная практика существует во всех епархиях Святой Матери-Церкви. А если говорить о национальном составе, то в клире епархии есть и украинцы, и русские, и белорусы, и болгары, и греки, что неудивительно в многонациональном Крыму, которые родились и выросли в нашем благодатном крае. Более того, согласно статистическим данным, из Крыма духовенство не только выезжает на постоянное место жительства и служения в различные страны СНГ, но и прибывает в Симферопольскую и Крымскую епархию из других епархий, расположенных на всем постсоветском пространстве, в том числе и из Российской Федерации. Симферопольская и Крымская епархия УПЦ, являясь составной частью Святой Матери-Церкви, призывает всю боголюбивую православную крымскую паству к духовному единству, которое обеспечивается, прежде всего, не национальной, культурной или языковой общностью, но верой во Христа и святым Крещением, ибо новый народ Божий «не имеет здесь постоянного града, но ищет будущего» (Евр. 13, 14), а духовная родина всех христиан — не земной, но " вышний Иерусалим " » (Гал. 4, 26), и Евангелие Христово проповедуется не на каком-то священном языке, доступном лишь одному народу — его носителю, но на всех языках (Деян. 2, 3-11). В своей жизни все мы, и духовенство и миряне, должны руководствоваться «Основами социальной концепции РПЦ», принятыми Освященным Юбилейным Архиерейским собором РПЦ, определившим, что являются греховными и несогласными с Православием такие учения, «которые ставят нацию на место Бога или низводят веру до уровня одного из аспектов национального самосознания» («Основы социальной концепции РПЦ». Гл. II, п. 4).

http://patriarchia.ru/db/text/266149.htm...

С осени 1989 года, вследствие прекращения государственного контроля над религиозной жизнью в СССР и в связи с ростом национал-сепаратистских настроений в УССР, церковно-политическая ситуация в республике резко обострилась. В частности, среди духовенства и мирян Украинского Экзархата обнаружились тенденции к обособлению от Московского Патриархата. На имя Патриарха Пимена и митрополита Киевского, Патриаршего Экзарха Украины Филарета поступали послания от клириков из западноукраинских епархий с призывами даровать автокефалию Экзархату. Архиерейский Собор РПЦ 30—31 января 1990 года принял «Положение об экзархатах», которое предоставляло последним в СССР (Украинскому и Белорусскому экзархатам) большие права в самоуправлении, а также право именоваться Украинской и Белорусской Православными Церквами. Право независимости и самостоятельности в управлении было дано определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 27 октября 1990 г. и выражено в Благословенной грамоте (Томосе) Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Особый статус Украинской Православной Церкви отражен в Уставе Русской Православной Церкви, принятом Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 г. Указанные решения Архиерейских Соборов были утверждены Поместным Собором Русской Православной Церкви 2009 г. Первым предстоятелем «независимой и самостоятельной в управлении» УПЦ стал митрополит Филарет (Денисенко), получивший Благословенную Грамоту Московского Патриарха Алексия II о даровании Украинской Церкви независимости и самостоятельности в её управлении 28 октября 1990 года в историческом кафедральном соборе киевских митрополитов — Святой Софии. Пребывая в должности Главы Украинской Церкви, Филарет своей личностью дискредитировал и бросал тень на всю Церковь. Священноначалие УПЦ на Архиерейском Соборе РПЦ, который проходил 31 марта — 5 апреля 1992 г. в Свято-Даниловом монастыре, потребовало ухода митрополита Филарета. Собор предпочел, чтобы митрополит Филарет ушел в отставку, поскольку его особе не присущи качества, способствующие единению вокруг него православных клириков и мирян Украины.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Укра...

Исполнители казни решили тайно захоронить останки убитых в старых рудниковых шахтах урочища Четырех Братьев (Ганина Яма) у дер. Коптяки близ Екатеринбурга. Вероятно, в этот момент тела М. Н. и ее брата Алексия в целях затруднения идентификации были сожжены и погребены отдельно от останков др. членов семьи. В 1991 г. у Коптяков было обнаружено захоронение 9 чел., к-рое исследователи определили как могилу царской семьи и сопровождавших ее лиц. В 1998 г. правительственная комиссия после проведенных экспертиз признала принадлежность екатеринбургских останков членам семьи имп. Николая II и ее слуг и приняла решение об их торжественном захоронении в Петропавловском соборе С.-Петербурга. Останки вел. кн. Алексия и М. Н. были признаны необнаруженными. В Петропавловском соборе была установлена плита-кенотаф с именем М. Н. Русская Православная Церковь не смогла принять с абсолютной достоверностью идентификацию останков до разрешения всех сомнений относительно их принадлежности царской семье. В 2007 г. в результате дополнительных поисковых мероприятий под Екатеринбургом были обнаружены останки, отождествленные с М. Н. и вел. кн. Алексием. Работа по их идентификации с участием представителей Церкви продолжается. Вместе с имп. семьей М. Н. была канонизирована 1 нояб. 1981 г. Архиерейским Собором РПЦЗ. Прославлена в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 685 [Вел. кнж. Марии Николаевны]. Лит.: Титов И. В. ОТМА: Неск. слов о вел. княжнах Ольге, Татьяне, Марии и Анастасии Николаевнах//Дворянское собрание. М., 1996. 4. С. 28-45; Тайны Коптяковской дороги: Мат-лы к рассмотрению вопроса о т. н. Екатеринбургских останках, предположительно принадлежащих к членам царской семьи и верным слугам их. М., 1998; Александра Феодоровна, мц., имп. Дивный свет: Дневниковые записи, переписка, жизнеописание/Сост.: мон. Нектария (Мак Лиз). М., 1999. С. 385-395; Кравцова М. В. Воспитание детей на примере святых царственных мучеников.

http://pravenc.ru/text/2562152.html

  разделы   рассылка  распечатать Сергей Стефанов Архиерейский собор-2017: главная сенсация пришла из Киева Источник:  РИА Новости Архиерейский собор Русской православной церкви, проходивший с 29 ноября по 2 декабря в храме Христа Спасителя, стал сразу в нескольких смыслах уникальным и историческим. О том, какие наиболее важные постановления были на нем приняты, – в обзоре РИА Новости. Этот Архиерейский собор был юбилейным – приуроченным к столетию Всероссийского Поместного собора 1917-1918 годов, с которого началась тяжелейшая эпоха гонений за веру. Нынешний Собор собрал рекордное число епископов: на него прибыли 347 из 386 архиереев Русской церкви, более чем из 20 стран ближнего и дальнего зарубежья, в которых существуют епархии РПЦ. Первого декабря Архиерейский собор впервые посетил глава государства: президент РФ Владимир Путин выступил перед высшим духовенством с приветственным словом. Наконец, еще одно уникальное событие, также связанное с собором архиереев, предстоит совсем скоро. В день столетия интронизации святителя Тихона, 4 декабря, в храме Христа Спасителя состоится богослужение с участием всех иерархов РПЦ и приглашенных на Собор духовных лидеров других поместных церквей. Впервые за литургией будет служить весь епископат Русской церкви. Но хотя " архиерейские " торжества еще не закончены, " документальная " часть работы Собора уже завершилась. О " покаянии " Филарета Главная сенсация, связанная с работой Архиерейского собора, – это, безусловно, письменное обращение к патриарху Кириллу и епископам главы самопровозглашенного Киевского патриархата Филарета Денисенко. Филарет призвал к примирению и прекращению существующего с 90-х годов противостояния. " Прошу прощения во всем, чем согрешил, – словом, делом и всеми моими чувствами, – и также от сердца искренне прощаю всем " , – говорилось в обнародованном письме. Архиереи РПЦ посчитали это " шагом к восстановлению церковного общения " с находящимися в расколе и выпустили определение " Об обращении бывшего митрополита Киевского и всея Украины Филарета " . " Собор с удовлетворением воспринимает обращение как шаг к преодолению раскола со стороны тех, кто некогда отпал от единства с канонической Украинской православной церковью " , – говорится в документе. Для переговоров с Киевским патриархатом была создана специальная комиссия.

http://religare.ru/2_114452.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010