Валериан Новицкий с супругой. 20-е гг. ХХ в. (до рукоположения) (Архив ПСТБИ) Васильевич Новицкий (1897, дер. Грабово Минской губ.- после 23.02.1930, близ с. Тимковичи Копыльского р-на, Белоруссия), сщмч. (пам. 10 февр., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), иерей. Из семьи протоиерея, брат архиеп. Вениамина (Новицкого) . По окончании Слуцкого ДУ поступил в Минскую ДС, закончить курс не успел, т. к. после 1918 г. семинария была закрыта. В 1921 г. поступил на юридический фак-т Белорусского ун-та, где проучился 2 года. В 1923 г. митр. Мелхиседеком (Паевским) рукоположен во священника к ц. во имя Св. Троицы с. Телядовичи Копыльского р-на Минской обл., где ранее служил его отец. Благодаря проповедническому дару, а также внимательному отношению к пастве В. мн. людей вернул в Церковь в годы воинствующего атеизма. В 1928 г. выступил против создания в соседней дер. Лотвины антирелиг. кружков, заявив, что не будет отпевать тех крестьян, кто будет ходить на лекции в эти кружки. 11 янв. 1930 г. был арестован по доносу местной учительницы и заключен в тюрьму г. Слуцка. После ареста его жена осталась с 3 маленькими детьми. Свидания с мужем ей не разрешили, лишь передали от него записку: «Мне предложили отречься от Бога и священнического сана. Как ты справишься одна с детками?» В ответ супруга священника написала: «Не отказывайся ни от Бога, ни от сана, меня с детками Господь управит». После этого семью В. в 24 ч. выселили из деревни. В. был расстрелян по постановлению «тройки» при Полномочном представительстве ОГПУ по Белорусскому военному округу от 23 февр. 1930 г. В кон. 70-х гг. один из жителей дер. Гута Копыльского р-на, принимавший участие в расстреле В., вспоминал, что осужденным (их было трое вместе с В.) перед казнью вновь предложили отречься от Бога и написать об этом в газете. Все трое отказались, тогда их заставили вырыть себе могилу, поставили на краю и расстреляли. В. был причислен к лику местночтимых святых постановлением Синода Белорусского Экзархата РПЦ от 28 окт. 1999 г., прославлен для общецерковного почитания Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

http://pravenc.ru/text/153957.html

Возрожденный хор духовенства Санкт-Петербургской митрополии дал первый публичный концерт декабря 2009 Выступление вновь образованного коллектива под управлением регента диакона Николая Боткина состоялось в Святодуховском центре Александро-Невской лавры. Возрожденный хор духовенства Санкт-Петербургской митрополии дал 23 декабря первый публичный концерт. Выступление вновь образованного коллектива под управлением регента диакона Николая Боткина состоялось в Святодуховском центре Александро-Невской лавры . В зале присутствовали регенты петербургских церковных хоров, клирики и прихожане храмов, знатоки хорового пения. Среди ветеранов исторического хора, пришедших послушать, как поет обновленный коллектив, был наместник лавры епископ Выборгский Назарий . Для концерта, поскольку он проходил в пост, были выбраны духовные произведения - богослужебные Рождественские песнопения, колядки. Любители музыки отметили, что священнослужители поют по-своему - обращая особое внимание на звучание слова Божия, стараясь полнее передавать его смысл. Кроме того, в их исполнительской манере присутствует молитвенный настрой. Творческий коллектив возрожден после 20-летнего перерыва. Сейчас в нем 37 хористов. Духовником хора стал секретарь епархии игумен Мстислав (Дячина) . Возрождение хора началось так. В 2008 году группа выпускников СПбДА записала аудиодиск " Петербургские созвучия " на память всем, кто пел в хоре этого учебного заведения. В него вошли богослужебные песнопения и лучшие образцы классики. После записи желание сохранить коллектив у его участников не пропало, и в октябре 2009 года они выступили уже в качестве хора Санкт-Петербургской митрополии на юбилейных торжествах памяти митрополита Никодима (Ротова) , которые возглавил Патриарх Кирилл . Первоиерарх РПЦ высоко оценил мастерство хористов. Исторический хор духовенства был создан во второй половине ХХ века. Его становление было связано с Поместным Собором РПЦ 1971 года. Тогда приехавшие в Москву поющие клирики Ленинградской епархии были привлечены к участию в сводном хоре Троице-Сергиевой лавры - в нем не хватало опытных мастеров. Вернувшись в Ленинград, хор пел на праздничных архиерейских богослужениях и церковных торжествах. В 1988 году коллектив участвовал в праздновании 1000-летия Крещения Руси, выступая на сценах Мариинского театра и Академической Капеллы. " Вода живая " , 23.12.09 Поделиться Упоминания в новостях 7 апреля 2024 4 апреля 2024 30 марта 2024 1 марта 2024 21 февраля 2024 7 ноября 2019 13 октября 2019 8 сентября 2019 17 декабря 2023 18 декабря 2022 14 июня 2022 26 апреля 2024 21 апреля 2024 14 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=198...

Прославлен к общецерковному почитанию Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: УФСБ РФ по Ивановской обл. Д. 9974-П; Д. 7601-П; Архив УФСБ по Ярославской обл. Д. С-9031. Лит.: Дамаскин. Кн. 2. С. 246-253; Федотов А. А. Ивановская епархия РПЦ в 1918-1998 гг.: Внутрицерк. жизнь и взаимоотношения с гос-вом. Иваново, 1999. С. 19. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ Александрович Троицкий (1873-1931), свящ., священноисп. (пам. 16 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВФИМИЙ Сергеевич Тихонравов (1881-1938), свящ., сщмч. (пам. 22 янв., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ИАКОВ Алексеевич Зяблицкий (1878-1938), свящ., сщмч. (пам. 22 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ивановских святых) ИОАНН Петрович Коржавин (1866-1938), свящ., сщмч. (пам. 22 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ивановских святых) ИОАНН Стефанович Рождественский (1872-1922), свящ., сщмч. (пам. 27 апр., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе святых Ивановской митрополии) ИОАНН Андреевич Розанов (1873-1938), свящ., сщмч. (пам. 22 янв., в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН Иванович Румянцев (1889 - после 1937), свящ., сщмч. (пам. 31 июля, в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ИОАНН Васильевич Калинин (1854 (по др. данным, 1860 или 1861-1951), свящ. , священноисп. (пам. 18 апр., 24 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) КОНСТАНТИН Николаевич Твердислов (1881-1937), свящ., сщмч. (пам. 18 сент., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛЕОНИД Александрович Виноградов (1897 - 1941), свящ., сщмч. (пам. 30 окт., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОЛАЙ Павлович Виноградов (1874-1931), свящ., священноисп. (пам. 4 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/1842052.html

2 июля 1937 г. арестован и заключен в тюрьму г. Вологды. Обвинялся в том, что является организатором и руководителем «контрреволюционной церковно-монархической группы». Вместе с ним были арестованы др. священнослужители и миряне. Не признал себя виновным в контрреволюционной деятельности, постановление о предъявлении обвинения подписывать отказался. Казнен по приговору Особой тройки при УНКВД по Северной обл. от 19 сент. 1937 г. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ по Вологодской обл. Д. 8965. Лит.: Именной список ректорам и инспекторам ДА и семинарий, преподавателям ДА и монашествующим преподавателям ДС на 1917 г. Пг., 1917. С. 47; Собор, 1918. Деяния. Т. 2. С. 11; Резухин А. А., прот. Церковная Вологда 1930-1940-х гг.//Вологда: Краевед. альм. 2000. Вып. 3. С. 780-782, 795; Козлов К. О. Судьба прот. Константина Богословского//Вел. Устюг: Краевед. альм. 2000. Вып. 2. C. 236-243; За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне РПЦ, репрессированные в Сев. крае (1918-1951): Биогр. справ./Сост.: С. В. Суворова. Архангельск, 2006. С. 58. Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот. сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников](1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых)

http://pravenc.ru/text/1841992.html

Андроника. После завершения расследования М. отбыл из Перми по железной дороге вместе с архиеп. Василием и Алексием Зверевым. По пути в Москву, недалеко от Вятки (ныне Киров), за мостом через р. Каму, поезд был остановлен красноармейцами, которые вывели членов соборной комиссии из вагона и расстреляли (по др. сведениям, изрубили шашками). Материалы расследования вместе со значительной денежной суммой, собранной в Перми на нужды Собора, были похищены. Тела убитых тайно закопали, а впосл. выкопали и сожгли. М. был прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Лит.: Польский. Ч. 1. С. 70; Собор. 1918. Деяния. Т. 1. С. 78; Агафонов П. Н. Архиеп. Пермский и Кунгурский Андроник (Владимир Никольский). Пермь, 1995. С. 60; Королев В. А. Любовью побеждая страх: Жизнеописания нмч. Российских: Архиеп. Пермский Андроник, еп. Соликамский Феофан, архиеп. Черниговский Василий, еп. Семиреченский Пимен, 1867-1918. Фрязино, 1992. С. 102; Свящ. Собор Правосл. Российской Церкви, 1917-1918 гг.: Обзор деяний. М., 2001. 2-я сессия. С. 80-84, 265, 291-292, 301, 310-311, 323, 448-449, 459, 481-483; 2000. 3-я сессия. С. 54, 180-182, 212, 225; Свящ. Собор 1917-1918 гг. и мученическая кончина митр. Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского)/Вступ. ст., публ. и примеч.: Н. А. Кривошеева//Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2008. Вып. 1(26). С. 106-127. Рубрики: Ключевые слова: АМВРОСИЙ (Астахов Алексей Аникеевич; 1860–1937), архим. , прмч. Московский(пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВАРЛААМ (Коноплёв Василий Евфимович; 1858-1918), архим., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР (Волков Георгий Нилович; 1878-1938), архим., прмч. (пам. 12 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ГАВРИИЛ (Яцик Гавриил Петрович; 1880-1937), архим., прмч. (пам. 10 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ГЕННАДИЙ (Ребеза Григорий Матвеевич;1880-1937), архим., прмч.

http://pravenc.ru/text/2562654.html

Таким же образом совершалось перемещение епископов с одной кафедры на другую или увольнение с кафедры. В синодальную эпоху избрание епископа, его перемещение или увольнение производил Святейший Синод, а на заключительном этапе - император, издававший соответствующий указ. Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. выработал процедуру избрания и назначения епископов на К. е.: «Архиереи округа или, при отсутствии округов, Священный Синод составляют списки кандидатов, в которые после канонического одобрения включаются и кандидаты, указанные епархией» (Собор, 1918. Определения. Вып. 1. С. 18-19). Сами же выборы должны осуществляться архиереями округа или епископами, назначенными Синодом, совместно с клиром и народом епархии. Назначение и перемещение архиереев по инициативе высшей церковной власти допускалось лишь в исключительных случаях. Этот порядок избрания епископов по обстоятельствам времени фактически не действовал. Епископы избирались, назначались на кафедры, перемещались и увольнялись властью Свящ. Синода, затем Временного патриаршего Синода, либо даже за отсутствием Синода группой приглашенных на заседание Предстоятелем Церкви архиереев под председательством патриарха, патриаршего местоблюстителя или заместителя местоблюстителя. В исключительных случаях увольнения совершались единоличной властью Предстоятеля Русской Церкви. На основании «Положения об управлении Русской Православной Церкви» 1945 г. епископы избирались, назначались на кафедры, перемещались и увольнялись Свящ. Синодом под председательством патриарха, при этом патриарх на основании синодального определения издавал соответствующий указ. Подобный порядок сохранился в целом и в наст. время. Согласно ныне действующему Уставу Русской Православной Церкви, принятому Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 13-16 августа 2000 г. , правящие и викарные епископы избираются Свящ. Синодом, затем получают указ патриарха о назначении на К. е. (Устав РПЦ, 2000. X 7, 8). Аналогичным образом они перемещаются и увольняются.

http://pravenc.ru/text/1683937.html

Празднования в честь 400-летия династии Романовых прошли в Петербурге Санкт-Петербург, 7 марта 2013 г. Празднования 400-летия восстановления Российской государственности и призвания на царствование Романовых состоялись 5-6 марта в Санкт-Петербурге. Как и сто лет назад, когда Россия отмечала 300-летие Дома Романовых, панихида по усопшим членам династии, включая родителей первого царя Михаила Феодоровича, была отслужена в Петропавловском Императорском соборе. " Мы должны хранить благодарную память о Романовых. В годы их правления Россия достигла высочайших высот своего развития. Плоды этого развития мы видим повсюду. Мы живем в городе, который основал император Петр Великий. мы молимся в храмах, воздвигнутых по его указу " , - отметил в проповеди настоятель собора архимандрит Александр (Федоров). Божественная литургия и благодарственный молебен были совершены в Казанском кафедральном соборе. Также в главном храме северной столицы был отслужен молебен последнему русскому императору Николаю II и членам его семьи, канонизированным Архиерейским Собором РПЦ в 2000 году. Отдельная молитва вознесена о здравии ныне живущих потомков августейшей фамилии православного вероисповедания. По инициативе старейшей русской монархической организации - Российского имперского союза-ордена/основанного в 1929 году в Париже/- по всему миру, где есть православные храмы, от востока до запада, от севера до юга, включая далекую Австралию, в честь 400-летия Дома Романовых раздался праздничный Романовский звон. Торжества в бывшей столице Российской Империи, приуроченные к юбилейному году, в присутствии потомков Романовых состоятся также в июле этого года. Избрание всенародным Земским Собором на царство 16-летнего Михаила Феодоровича Романова, ознаменовавшее конец Смутного времени, произошло 21 февраля/6 марта 1613 года. Смута и иноземная оккупация глубоко потрясли основы Московского государства. Единодушным избранием и венчанием государя на царство в июле того же года был завершен подвиг русских людей для спасения Родины, сообщает " Вода живая " . 7 марта 2013 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/59973.html

Судебная система, порядок судопроизводства, в т. ч. и А., в наст. время определяются священными канонами, Уставом Русской Православной Церкви , принятым Юбилейным Архиерейским Собором РПЦ 2000 г . Собор поручил Свящ. Синоду разработать «Положение о церковном суде». Суд в РПЦ в соответствии с Уставом должен осуществляться 3 инстанциями: «а) епархиальными судами, имеющими юрисдикцию в пределах своих епархий; б) общецерковным судом, с юрисдикцией в пределах Русской Православной Церкви; в) высшим судом - судом Архиерейского Собора, с юрисдикцией в пределах Русской Православной Церкви» (Устав. VII 4). Постановления епархиального суда утверждаются епархиальным архиереем, «имеющим право смягчать» взыскания (X 1. 19в). «В случае несогласия епархиального архиерея с решением епархиального суда он действует по своему усмотрению. Его решение входит в силу немедленно, но дело передается в общецерковный суд, который и принимает окончательное постановление» (VII. 11-16). Клирики и миряне при несогласии с постановлением епархиального суда подают А. в общецерковный суд, к-рый и рассматривает соответствующее дело окончательно. Для архиереев судом второй инстанции, имеющим право принимать А., является Архиерейский Собор (III 5). До образования в соответствии с ныне действующим Уставом епархиальных судов и общецерковного суда сохраняется прежний порядок церковного суда. Постановления общецерковного суда, «являющегося судом второй инстанции» (VII 18) для клириков и мирян, утверждаются Патриархом Московским и всея Руси, в случае несогласия Патриарха с решением общецерковного суда «для окончательного решения дело может быть передано на суд Архиерейского Собора» (VII 23). Представляя высшую судебную инстанцию, Архиерейский Собор выносит окончательное решение «по всем делам, переданным ему общецерковным судом» (III 5в). Патриарх «принимает апелляции от епархиальных архиереев Самоуправляемых Церквей» (IV 7м). Лит.: Соколов Н. К. Церковный суд в первые три века христианства//ПО. 1870. 11/12. С. 35-40; Андрей (Шагуна), митр. Краткое изложение канонического права единой святой, соборной и апостольской Церкви. СПб., 1872. С. 575, 618-619; Заозерский Н. А. Церковный суд в первые века христианства. Кострома, 1878. С. 289-299; Бердников И. С. Краткий курс церковного права Православной Церкви. Каз., 1913. С. 553-584; Устав, 2000.

http://pravenc.ru/text/75586.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРВАРА Ивановна Лосева (1894, Москва - 7.03.1938, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), мц. (пам. 22 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), супруга свящ. мч. Сергия Александровича Лосева . Из семьи сапожника. В 1915 г. вышла замуж, в течение года работала учительницей, впосл. была домохозяйкой. В февр. 1938 г. один из лжесвидетелей, подписавший показания против о. Сергия, написал донос в НКВД и на его супругу. 16 февр. В. была арестована, заключена в Егорьевскую тюрьму. Обвинялась в том, что «после ареста мужа вела среди населения контрреволюционную деятельность... наносила угрозы членам ВКП(б) и активистам, угрожая с ними рассчитаться». В. виновной себя не признала. Расстреляна по приговору тройки НКВД от 25 февр. 1938 г. Прославлена Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. , имя внесено в календарь постановлением Свящ. Синода РПЦ от 7 мая 2003 г. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ Семенович Скоробогатов (1889 - 1937), мч. (23 марта в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АННА Ивановна Зерцалова (1870 или 1873-1937), мц. (пам. 14 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВИКТОР Васильевич Фролов (1913-1937), чтец, мч. (пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ГАВРИИЛ Гаврилович Безфамильный (1880-1937), мч., (пам. 14 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ДИМИТРИЙ Васильевич Казамацкий (1871-1938), псаломщик., мч. (пам. 4 февр. и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Иванович Рудаков (1879-1937), мч. (пам. 14 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/154097.html

Свое отношение к различным формам Г. Русская Православная Церковь выразила в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» , документе, принятом Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. : «Форма и методы правления во многом обусловливаются духовным и нравственным состоянием общества. Зная это, Церковь принимает соответствующий выбор людей или по крайней мере не противится ему. При судействе - общественном строе, описанном в Книге Судей,- власть действовала не через принуждение, а силой авторитета, причем авторитет этот сообщался Божественной санкцией. Чтобы такая власть действенно осуществлялась, вера в обществе должна быть весьма сильной. При монархии власть остается богоданной, но для своей реализации использует уже не столько духовный авторитет, сколько принуждение. Переход от судейства к монархии свидетельствовал об ослаблении веры, отчего и возникла потребность заменить Царя Незримого царем видимым» (III 7). Согласно ветхозаветному повествованию, развращенные грехами и беззакониями, непослушанием Богу израильтяне захотели, подобно др. народам, иметь земного правителя, отвергнув тем самым принципы теократии. Господь принял этот выбор, но в то же время выразил сожаление о нем: «И сказал Господь Самуилу... они... отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними… итак... представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними» (1 Цар 8. 7-9). «Современные демократии, в том числе монархические по форме, не ищут Божественной санкции власти. Они представляют из себя форму власти в секулярном обществе, предполагающую право каждого дееспособного гражданина на волеизъявление посредством выборов» (Основы социальной концепции РПЦ. III 7). Переход власти в более религ. укорененную форму невозможен без одухотворения общества, иначе это изменение дискредитирует себя. «Однако нельзя вовсе исключить возможность такого духовного возрождения общества, когда религиозно более высокая форма государственного устроения станет естественной». «Вместе с тем Церковь должна уделять главное внимание не системе внешней организации государства, а состоянию сердец своих членов. Посему Церковь не считает для себя возможным становиться инициатором изменения формы правления» и придерживается позиции «непредпочтительности» для себя «какого-либо государственного строя, какой-либо из существующих политических доктрин» (Там же). Отношения Церкви и Г.

http://pravenc.ru/text/166361.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010