Почитался как праведник при жизни и после смерти. Прославлен в числе исповедников Церкви Русской Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Мощи его пребывают в храме арх. Михаила в с. Михайловском. Арх.: УФСБ России по Владимирской обл. Д. П-8248; УФСБ России по Ивановской обл. Д. 8433-П, Д. 8597-П. Лит.: Жизнь и чудеса старца архим. Леонтия (Стасевича): Мат-лы для прославления. Иваново, 1997; Федотов А. А. Ивановская епархия РПЦ в 1918-1998 гг.: Внутрицерк. жизнь и взаимоотношения с гос-вом. Иваново, 1999. С. 13-14; Жизнеописание прп. Леонтия, архим. Михайловского, чудотворца. Иваново, 2000; ЖНИР: Янв. С. 405-436. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР (Орудов (Уродов) Георгий Андреевич; 1876-1961), архим., посл. наместн. Седмиозерной пуст., исп. (пам. 14 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Вятских святых) ЕЛИСАВЕТА Григорьевна Румянцева (1873-40-е гг. XX в.), исп. (пам. 31 июля, в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ИОАНН Михайлович Блинов (1874-1932), исп. (пам. 19 марта, в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИТ (Таубе Михаил Михайлович; 1894-1936), мон., исп. (пам. 5 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Васильевич Орлов (1878 – 1941), свящ., исп. (пам. 14 апр., в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Иванович Крылов (1892 – 1938), прот., сщмч. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе святых Ивановской митрополии)

http://pravenc.ru/text/2463501.html

3 авг. 1930 г. коллегией ОГПУ Г. приговорен к 10 годам заключения в Соловецких и Карело-Мурманских лагерях ОГПУ (срок был сокращен на 4 года по инвалидности); 24 сент. доставлен этапом в Кемское лагерное отделение Соловецкого ИТЛ. С 24 сент. 1930 до осени 1932 г. находился в заключении в Соловецком лагере, затем был сослан в Казахстан. 9 сент. 1937 г. арестован вместе с группой духовенства и мирян и заключен в тюрьму в г. Чимкенте. Обвинен в участии в «контрреволюционной организации церковников, возглавлявшейся митрополитами Кириллом (Смирновым) , Иосифом (Петровых) и еп. Евгением (Кобрановым) », виновным себя не признал. Расстрелян по постановлению Особой тройки УНКВД по Южно-Казахстанской обл. от 19 нояб. 1937 г., погребен в безвестной общей могиле в окрестностях Чимкента. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ по г. С.-Петербургу и Ленинградской обл. Д. П-78806. Т. 1, 2; Архив КНБ по Южно-Казахстанской обл. Д. 0745. Лит.: Осипова И. И. «Сквозь огнь мучений и воду слез...». М., 1998. С. 340; Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в РПЦ. СПб., 1999. С. 143, 160, 161, 305; Собор новомучеников и исповедников Петроградских//СПб ЕВ. 2001. Вып. 24. С. 26; ККНмч: (Окт.-дек.). С. 12. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (Задворнов; 1882 - 1937), иером., прмч. (пам. 9 нояб. в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АНАТОЛИЙ (Ботвинников Анатолий Иванович; 1881-1937), иером., прмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНТОНИЙ (Чирков; 1868-1930), иером., прмч. (пам. 14 янв., в Соборе Казанских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АРИСТАРХ (Заглодин-Кокорев Александр Федорович; 1886-1937), иером., прмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ (Мазуренко; 1882-1938), иером., прмч. (пам. 26 дек., в Соборе Винницких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/161253.html

(Троянский Иван Ефимович; 10.11.1862, пос. Новоклинский Воронежского у. и губ.- 4.09. 1937, г. Торопец Калининской обл.), сщмч. (пам. 22 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), еп. Осташковский. Из семьи священника. Окончил Тамбовскую ДС. 10 сент. 1884 г. рукоположен во иерея. Овдовел, принял монашеский постриг. 9 (по др. данным, 11) дек. 1922 г. хиротонисан обновленческими архиереями (см. ст. Обновленчество ) во епископа Сасовского (по с. Сасову в Рязанской губ.). 18 нояб. 1924 г. запрещен обновленцами в священнослужении за разрыв с их синодом. В нач. 1925 г. по принесении покаяния вернулся в Патриаршую Церковь. Принят, как хиротонисанный архиереями канонического поставления, в сущем сане. 3 марта назначен епископом Акмолинским и Петропавловским, викарием Омской епархии при правящем Омском архиеп. Викторе (Богоявленском) , вместе с которым боролся против обновленчества. В 1-й пол. 1930 г. был назначен епископом Бугурусланским, назначение вскоре было отменено. 9 марта 1932 г. назначен епископом Рыбинским, правящим архиереем новообразованной Рыбинской епархии. Вскоре по прибытии в Рыбинск был арестован, приговорен к 3 годам ссылки за «контрреволюционную деятельность». Проживал в Калинине (ныне Тверь). 22 нояб. 1932 г. постановлением Временного Свящ. Синода РПЦ по причине «продолжительного отсутствия» на кафедре и «по болезненному состоянию» И. был уволен на покой и назначен в распоряжение Калининского архиеп. сщмч. Фаддея (Успенского) , а Рыбинская епархия включена в состав Ярославской. После окончания срока ссылки с 27 мая 1934 г. временно управляющий Великолукской и Торопецкой епархией. 24 июня 1935 г. назначен епископом Великолукским и Торопецким. Проживал в г. Торопце. Старался служить как можно чаще, каждый раз произносил проповеди, в к-рых говорил о несомненности Божественного бытия, доказывая истинность чудес, совершаемых по молитвам святых и по обращению к чудотворным иконам. Боролся с обновленчеством, при И. в Православие вернулись 4 обновленческих прихода Торопца. В условиях ужесточения репрессий ходатайствовал о передаче закрытых церквей Торопца общинам верующих. В янв. 1936 г. назначен епископом Осташковским, викарием Калининской епархии. Продолжал жить в Торопце. 23 июля 1937 г. арестован, помещен в торопецкую тюрьму. Обвинялся в том, что «возглавлял реакционно настроенное духовенство», «вел систематическую контрреволюционную агитацию против советской власти», произносил публичные проповеди, обходя храмы; совершал богослужения на дому, привлекал детей в храмы. И. признал, что как правящий епископ посещал храмы своей епархии и читал там проповеди, проводил ежедневные богослужения на своей квартире. Доказать обвинения в контрреволюционной деятельности следствие не смогло. 31 авг. И. был приговорен Особой тройкой при НКВД по Калининской обл. к расстрелу. Казнен, погребен в безвестной общей могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

http://pravenc.ru/text/469241.html

В 1948 г. Донецкий и Ворошиловградский еп. Никон (Петин ; впосл. архиепископ) направил его в Александро-Невскую ц. г. Славянска Сталинской (ныне Донецкой) обл. В том же году П. начал искать место служения поближе к месту рождения и после нескольких переездов был принят диаконом в Богоявленский собор г. Вышний Волочёк Калининской (ныне Тверской) обл. 23 июня 1949 г. уволился за штат, пел в хоре. 14 окт. 1949 г. арестован в Вышнем Волочке по обвинению в «антисоветской деятельности в составе антисоветской группы церковников». Виновным себя не признал. Постановлением особого совещания при МГБ СССР от 1 марта 1950 г. приговорен к ссылке на поселение в Казахстан. В ссылке проживал в Акмолинске, был певчим в ц. во имя равноапостольных Константина и Елены. 4 окт. 1951 г. арестован в ссылке по обвинению в «проведении среди населения антисоветской агитации». Обвинения отрицал. Постановлением Акмолинского обл. суда от 30 нояб. 1951 г. приговорен к 10 годам лишения свободы. Наказание отбывал в Озёрлаге (Иркутская обл.). Скончался в лагере, место погребения неизвестно. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. 20867; Архив Департамента перспективного развития при КНБ Респ. Казахстан. Д. 1782. Лит.: Лавринов В., прот. Временный высший церковный совет и его роль в истории РПЦ (1925-1945). М., 2018. С. 486-487. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/2580224.html

Духовно-нравственное понимание Б. как таковой в христианстве неотделимо от пристального внимания к наиболее осязаемому в повседневной человеческой жизни материально-вещественному аспекту Б. и заботы о бедных. Осуждая сребролюбие как «корень всех зол» (1 Тим 6. 10), святые апостолы, отцы и учители Церкви указывают вместе с тем, что зло - именно сребролюбие, а не материальные блага (см., напр.: Maximus Conf. Capita de caritate. III 4). Путь «святой нищеты» (св. Франциск Ассизский ) неизменно почитается, однако и служение богатых имеет свои достоинства, в первую очередь определяемые как раз возможностью благотворить бедным, ибо «бедный» - это и тот, кто заслуживает жалости. «Одно оправдание у бедного,- говорит свт. Иоанн Златоуст ,- недостаток и нужда; ничего больше не спрашивай у него, но если он, хотя бы был порочнее всех, нуждается в необходимой пище, то утолим голод его» (De Lasaro). Вообще жалость, милосердие и деятельная помощь бедным неизменно осознаются как одно из важнейших требований христ. нравственности. Значение этого требования, непосредственно вытекающего из заповеданной Иисусом Христом любви к ближнему (Ин 13. 34), усиливается как благодатностью добродеяний для самого дающего (Господь «Сам сказал: «блаженнее давать, чем принимать»» - Деян 20. 35) (см. Благотворительность ; Милосердие ; Милостыня ; Филантропия ), так и осознанием глубины социальных, антропологических, духовно-нравственных опасностей, заключенных в феномене вынужденной Б. и нищеты, искажающих в человеке образ Божий, вынуждающих его «с мольбою» унижаться перед богатыми (Притч 18. 24), соблазняющих его к подавлению или эксплуатации своих духовно-душевных качеств ради телесного выживания. В совр. мире, огромная часть населения к-рого вынужденно пребывает за чертой Б., нередко в ужасающих условиях, несовместимых с достоинством и Божественным предназначением человеческой личности, глубоко укорененная в традиц. церковной практике помощь нуждающимся остается важнейшим элементом социального служения, социальной ответственности Церкви. Расширение в последние годы возможностей социальной деятельности РПЦ на фоне резкой имущественной поляризации постсоветского общества и лавинообразного возрастания количества людей, оказавшихся за гранью нищеты, придает усилиям Церкви в борьбе с Б. особую актуальность. В принятых Юбилейным Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» подчеркивается церковная позиция: «Призывая искать прежде всего Царствия Божия и правды Его (Мф 6. 33), Церковь помнит и о потребностях в хлебе насущном (Мф 6. 11), полагая, что каждый человек должен иметь достаточно средств для достойного существования» (VII 1). При этом евангельская заповедь любви к ближнему, как отмечается далее, «должна служить... императивом в сфере регулирования межчеловеческих отношений, включая имущественные» (Там же).

http://pravenc.ru/text/77780.html

В третий день работы Собора с докладом на пленарном заседании выступил митр. Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей. Он представил участникам А. С. проект документа «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», разработанный во исполнение решения Священного Синода от 11 апр. 2006 г. В 2006–2008 гг. было проведено 15 заседаний рабочей группы, включая встречи подгрупп, ответственных за разработку отдельных глав документа. В процессе работы организовывались экспертные консультации со светскими философами и юристами, которые позволили предметно обсудить научные подходы к проблемам прав человека. Обосновывая необходимость представления Церковью этого документа, митр. Кирилл подчеркнул, что права человека лежат в основе правовых систем стран, окормляемых РПЦ; многие верующие, живущие в диаспоре, также находятся в условиях доминирования этой концепции. Поэтому Церковь призвана заявить о своём видении прав человека. Исходя из Священного Писания и Предания Церкви нельзя утверждать, что права человека являются Божественным установлением. Митр. Кирилл напомнил, что права человека имеют различные мировоззренческие источники: с одной стороны, они родились в культуре, которая в течение веков просвещалась христианством, с другой – они отразили и впитали в себя идеи, появившиеся в среде, отошедшей от евангельских истин в эпоху Возрождения и в Новое время. Отметив, что, несмотря на ослабление религиозности, в общественной морали западных стран до недавнего времени сохранялась приверженность христианской системе ценностей, митр. Кирилл констатировал утрату нравственного согласия не только в обществе, но и во многих христианских общинах. После обсуждения доклада митр. Кирилла с сообщением об изменениях и дополнениях, внесённых в «Положение о наградах Русской Православной Церкви», выступил митр. Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии. Затем митр. Климент представил членам Собора проект «Положения о церковном судопроизводстве». Поскольку нормы этого документа дополняют и конкретизируют отдельные положения Устава РПЦ, принятого Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 г., было предложено внести соответствующие изменения в Устав. По обсуждении представленного проекта А. С. утвердил «Положение о церковном суде Русской Православной Церкви» и предложенные изменения в Уставе РПЦ. Собор избрал членов Общецерковного суда из числа архиереев сроком на четыре года.

http://pravenc.ru/text/1190145.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОРИС Сергеевич Заварин (23.04.1910, с. Копыри Ростовского у. Ярославской губ.- 7.02.1938, Вологодская обл.), мч. (пам. 25 янв., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), псаломщик, сын сщмч. Сергия Заварина . По окончании семилетней школы решил вступить на путь священнослужения и был определен на должность псаломщика в храм с. Копыри. В 1937 г. поселился на Расловском-Воскресенском погосте (Грязовецкий р-н Вологодской обл.), прислуживал в Воскресенской ц. 16 янв. 1938 г. был арестован и обвинен в участии в «контрреволюционной подпольной организации духовенства». Виновным себя не признал. Расстрелян по приговору тройки УНКВД по Вологодской обл. от 21 янв. 1938 г. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Имя внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских постановлением Свящ. Синода РПЦ от 12 марта 2002 г. Арх.: Архив УФСБ по Вологодской обл. Д. П-13061. Л. 5, 9, 11, 36-37, 48-51, 61, 64, 68, 189, 193; ГАЯО. Ф. Р-3698. Оп. 2. Д. С-1158. Л. 11-11 об. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Александрович Уксусов (1874-1937), мч. (пам. 23 нояб., в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Григорьевич Горбачёв (1892 - 1937), псаломщик, мч. (пам. 10 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АНАСТАСИЯ Алексеевна Лебедева (1899 - между 1941 и 1945), мц. (пам. 29 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АННА Васильевна Шашкина (1888-1939), мц. (пам. 28 апр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ДИМИТРИЙ Иванович Ильинский (1894-1938), псаломщик., мч. (пам. 4 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), ДИМИТРИЙ Васильевич Казамацкий (1871-1938), псаломщик., мч. (пам. 4 февр. и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/153143.html

Настоящая статья посвящается сравнительному анализу взглядов на вопрос о границах Церкви архиеп. Илариона и «других», т. е. тех русских богословов на Западе и в России, которые, отвергая выводы сщмч. Илариона, предлагали свое решение спорного вопроса. В вопросе о границах Церкви в наше время наиболее авторитетной обычно считается позиция патриарха Сергия (Страгородского) и протоиерея Георгия Флоровского. На Архиерейском Соборе РПЦ 2000 года Богословская комиссия Священного Синода, занимавшаяся подготовкой материалов Собора «по вопросам вероучительного и богословского характера» с. 49], огласила следующие выводы: «Подводя итог краткому рассмотрению темы " границ Церкви " и норм отношения Церкви к инославной реальности, мы можем сделать вывод, что богословски, святоотечески и исторически наиболее обоснована позиция Патриарха Сергия и протоиерея Георгия Флоровского, на основании которой Русская Православная Церковь и строит свое отношение к инославию» с. 86]. Позиции указанных Архиерейским Собором богословов и выбраны для рассмотрения в настоящей статье. Кроме того, здесь рассматривается решение спорного вопроса протт. Ливерия Воронова и Владислава Цыпина, развивавших те же идеи, а также анализируются выводы Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ 2000 года.   Архиеп. Иларион (Троицкий) о границах Церкви Говоря о взглядах архиеп. Илариона, необходимо отметить, что тема Церкви находилась в центре его богословских интересов, и вопрос о границах Церкви был неразрывно связан с общими экклезиологическими воззрениями будущего священномученика. О Церкви архиеп. Иларион говорит в органических терминах. Церковь есть богочеловеческий организм, возглавляемый Христом и оживотворяемый Св. Духом. Как часть, отсеченная от тела, погибает, так и отколовшиеся от Церкви сообщества умирают, теряя благодать, в том числе и благодать Таинств.         Основная сложность такой позиции состояла в согласовании и примирении идеи органического единства Церкви и безблагодатности отделившихся от неё сообществ с церковными каноническими правилами, согласно которым приходящие к Церкви из ереси и раскола присоединялись различным образом – через крещение, миропомазание или покаяние.

http://bogoslov.ru/article/1282377

Мощи П. были обретены 17 июня 1999 г. и положены в храме во имя сщмч. Филиппа, митрополита Московского, в Соловецком в честь Преображения Господня мужском монастыре. 9 мая 2009 г. мощи П., за исключением честной главы, к-рая по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (Гундяева) осталась на Соловках, были доставлены в Воронеж, в Акатов во имя святителя Алексия женский монастырь . Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Соч.: Смерть студента. М., 1904; Ходите в храм Божий. М., 1904; Доброе слово к царелюбивому рус. народу. М., 1905; Секта пашковцев и кр. разбор главных пунктов ее лжеучения//Новгородские ЕВ. 1908. 7. Ч. неофиц. С. 137-145; Слово, произнесенное паломникам-трезвенникам за Божественной литургией в Старорусском гор. соборе (проповедь). Новг., 1909; Сектанты не дорожат вечным спасением//Тульские ЕВ. 1910. 7. Ч. неофиц. С. 358-363; Покаемся!//Там же. 42. Ч. неофиц. С. 753-756; Отзывы еп. Феофана Затворника о графе Льве Толстом и его лжеучении//Там же. 46. Ч. неофиц. С. 843-849; Деткам на праздник Рождества Христова. Белёв, 1911; Жизнеописание раба Божия Никифора Христа ради юродивого. Белёв, 1911; Полезно читать душеспасительные книги. Белёв, 1912; Читай Св. Евангелие и обретешь путь спасения. Белёв, 1912; Водка. Белёв, 1913; Служитель Бога//Тульские ЕВ. 1913. 15/16. Ч. неофиц. С. 308-310; Из писаний св. Ермы - мужа апостольского. Белёв, 1915; Слово, сказанное 19 апр. 1916 г. пред панихидой по почившим воинам, погребенным на Троицком кладбище в г. Белёве Тульской губ. Белёв, 1916; [Слово при наречении во еп. Балахнинского, вик. Нижегор. епархии]//Страстотерпец Петр архиеп. «Соловецкий»//Рус. паломникъ. Chico (Calif.), 1995. 11/12. С. 90-91; Экзегетический анализ первых двух глав Послания ап. Павла к Евреям. Тверь, 2004. (Духовное наследие мучеников и исповедников РПЦ); Сочинения и проповеди святителя Петра. Письма и документы//«Я всех люблю и о всех скорблю»: Житие священномученика Петра (Зверева), архиеп. Воронежского, 1876-1929/Сост. мон. Еликонида (Кушлик). М., 2013. С. 325-551.

http://pravenc.ru/text/2580154.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЬ Патриаршего престола, временно исполняет патриаршую должность в случае кончины патриарха, его ухода на покой или по иной причине, делающей невозможным исполнение им своих обязанностей. В 2000 г. Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви был утвержден ныне действующий Устав, в к-рый на Архиерейском Соборе 2011 г., а затем 2013 г. были внесены необходимые изменения и дополнения. Устав подробно излагает права и обязанности М. «В случае кончины Патриарха не позднее, чем на третий день, Патриарший Наместник - митрополит Крутицкий и Коломенский - созывает заседание Священного Синода для избрания Местоблюстителя» (Устав РПЦ, 2013. V 10). В случае если патриарх по к.-л. причине временно не может осуществлять председательские обязанности в Свящ. Синоде, обязанности председателя исполняет старейший по архиерейской хиротонии постоянный член Свящ. Синода. Временный председатель Свящ. Синода не является каноническим М. (Там же. V 14). М. созывает Архиерейский Собор и председательствует на нем (Там же. III 3). В период междупатриаршества: Русской Православной Церковью управляет Свящ. Синод под председательством М.; имя М. возносится за богослужениями во всех храмах РПЦ (Там же. IV 15). Высший Церковный Совет в период междупатриаршества действует при М. и Свящ. Синоде, подотчетен М. (Там же. VI 1, 2). Не позднее 6 месяцев по освобождении Патриаршего Престола М. и Свящ. Синод в порядке, определенном настоящим Уставом (Там же. II 2), созывают Поместный Собор для избрания нового патриарха Московского и всея Руси (Там же. IV 16). Уставы Церкви претерпевали изменения под влиянием исторической ситуации и процессов, происходивших в Церкви. Так, Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. в своих Определениях дал Церкви положения о высшем управлении Российской Церкви. Порядок избрания и производства выборов М. устанавливался в 2 определениях: от 10 авг. 1918 г.- «О Местоблюстителе Патриаршего Престола» и от 13 авг.

http://pravenc.ru/text/2563054.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010