Отправной точкой развернувшегося в 1940 -х годах процесса воссоздания системы богословского образования в Русской Православной Церкви следует считать встречу трех иерархов нашей Церкви (митрополитов Сергия/Страгородского/, Алексия/Симанского/и Николая/Ярушевича/) с главой правительства СССР И.В. Сталиным, состоявшуюся 4 сентября 1943 года. Среди самых насущных вопросов церковной жизни иерархами был поставлен вопрос о подготовке  кадров священнослужителей. И этот вопрос был решен положительно. Уже 29 октября 1943 года на встрече патриарха Сергия, избранного на патриарший престол Архиерейским Собором 8 сентября 1943 года, митрополитов Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) с председателем Совета по делам Русской Православной Церкви Г.Г. Карповым, во время которой обсуждались важнейшие вопросы, связанные с воссозданием церковных структур, присутствовал архиепископ Саратовский Григорий (Чуков), имевший огромный опыт церковно-педагогической деятельности в дореволюционные и послереволюционные годы. В связи с возобновлением образовательной деятельности Церкви владыка Григорий возглавил Учебный Комитет. Именно на этой встрече и было решено «определить количество мест для 1 -го курса института в Москве – 30 человек и для 1 -го года обучения на пастырско-богословских курсах до 25 человек» . Но в действительности первый набор института насчитывал 17 студентов, а на курсах в первом учебном полугодии обучалось 17 слушателей . При этом штат преподавателей состоял из 16 человек . Затем в течение 1944-1946 годов состав корпорации пополнили ещё пять человек. Большинство из них относилось к числу клириков г. Москвы и мирян, проживающих в столице, а потому не нуждались в предоставлении жилплощади на территории бывшего Новодевичьего монастыря. Казалось бы, выделенные правительством СССР помещения древней обители можно было бы считать достаточными. Но в реальности богословские школы буквально ютились в Лопухинском корпусе, и обитание в нём напоминало режим подводной лодки. К тому же следовало подумать о перспективах естественного роста и расширения учебного заведения. Надвратная же Преображенская церковь, где совершались регулярные уставные богослужения была мало вместительна, да и к тому же она не отапливалась, что создавало вполне понятные сложности в холодное время года. Часто поздней осенью, зимой и ранней весной учащиеся организованным порядком отправлялись на воскресные и праздничные богослужения на другой конец города в Богоявленский собор в Елохове. В связи с означенными обстоятельствами патриарх Алексий I решил обратиться в Совет по делам Русской Православной Церкви с ходатайством о передаче Богословскому институту ещё одного здания на территории бывшего Новодевичьего монастыря -- Успенской трапезной церкви. В письме Г.Г. Карпову от 14 апреля 1945 года патриарх обосновывал необходимость передачи Патриархии Успенской церкви следующим образом:

http://bogoslov.ru/article/1259980

Песнопения Литургии исполнил Московский Синодальный хор под управлением заслуженного артиста России А.А. Пузакова и хор детского отделения Московского Синодального хора (регент Н.С. Асмус). На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов. После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире на Украине. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Александр Прокопчук, клирик московского храма Трех Святителей на Кулишках. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Боровлянского Игнатия на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение.   Затем Святейшего Патриарха Кирилла приветствовал митрополит Волоколамский Иларион: «Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый Первосвятитель и отец! Позвольте сердечно приветствовать Вас как Предстоятеля нашей святой Русской Православной Церкви и как епископа стольного града Москвы в этом храме, где с особым благоговением почитается чудотворный образ Пресвятой Богородицы " Всех скорбящих Радость " . Здесь мы, покрываемые пречестным омофором Владычицы нашей Небесной, совершаем ежедневные богослужения. Этот храм является центром притяжения не только для москвичей, но и для тех людей из других городов и стран, которые приходят сюда, чтобы поклониться Пресвятой Владычице, помолиться перед Ее чудотворным образом, от которого происходят многие чудеса и исцеления. При храме действует воскресная школа. А при Московском Синодальном хоре работает детская хоровая школа. Вы слышали сегодня, Ваше Святейшество, пение детей, которые у нас обучаются. При храме действуют также клуб молодежи и молодежный хор. У нас проводятся катехизические встречи для взрослых, организованы еженедельные занятия для особой категории лиц — это те православные верующие, которые стали жертвами сект и теперь возвращаются в Церковь. Для каждого из них требуется реабилитация, и раз в полгода я воссоединяю с Церковью несколько десятков, а иногда около сотни людей, которые стали жертвами сект.

http://patriarchia.ru/db/text/5291728.ht...

Дверь в иной мир С чего начинается храм, что мы увидим прежде, чем войдем в него? Рассказывают кандидат искусствоведения Лев МАСИЕЛЬ-САНЧЕС, преподаватель ПСТГУ Александр ТКАЧЕНКО, член-корреспондент Академии архитектурного наследия Андрей АНИСИМОВ. 14 января, 2010 С чего начинается храм, что мы увидим прежде, чем войдем в него? Рассказывают кандидат искусствоведения Лев МАСИЕЛЬ-САНЧЕС, преподаватель ПСТГУ Александр ТКАЧЕНКО, член-корреспондент Академии архитектурного наследия Андрей АНИСИМОВ. Вход в храм начинается раньше, чем мы переступаем порог притвора. Вот мы с молитвой дошли до ограды храма — что мы за ней увидим прежде, чем войдем в храм? Рассказывают кандидат искусствоведения Лев МАСИЕЛЬ-САНЧЕС, преподаватель кафедры литургики ПСТГУ Александр ТКАЧЕНКО и главный архитектор Товарищества реставраторов, член-корреспондент Академии архитектурного наследия Андрей АНИСИМОВ. Михайловская Слобода, Московская обл., Храм Михаила Архангела, Святые врата, арх. А.Анисимов, 2000 год Рыбки в центре Москвы — Ворота в ограде храма называют святыми, — говорит Андрей Анисимов. — Их обычно делают трехчастными. Центральные ворота открываются только для архиереев и «в последний путь», а обычно мы входим через калитку рядом. Иногда делают не две, а одну калитку или врата с калиткой в них. У традиции открывать центральные ворота только для архиерея есть исторические причины. — Если мы углубимся в древность, — рассказывает Александр Ткаченко, — то увидим, что в базиликах было несколько входов. Связано это с тем, что христианская община города почти в полном составе собиралась на праздничные и воскресные богослужения, которые возглавлял епископ. Патриарх вместе с императором или архиерей с местным правителем входили в храм через центральные врата, которые получили название царских, а народ — через боковые двери. Такой обычай сохранялся до VII века. Потом основным типом богослужения стало приходское, тогда название царские врата было перенесено на врата иконостаса. Войдя в калитку, мы часто попадаем на хорошо ухоженную территорию, с цветниками, лавочками, садом, детской площадкой, может быть даже пруд с рыбками.

http://pravmir.ru/dver-v-inoj-mir/

Митрополит Ювеналий освятил храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери в Коломне 13 июля 2009 г. 15:06 9 июля митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил великое освящение отреставрированного храма в честь Тихвинской иконы Божией Матери на Соборной площади подмосковной Коломны. Владыке сослужили архиепископ Можайский Григорий и епископ Серпуховской Роман . По окончании богослужения настоятель храма протоиерей Николай Качанкин обратился к митрополиту Ювеналию с приветственным словом. В память о совершившемся событии отец Николай преподнес архипастырю Тихвинскую икону Божией Матери. Митрополит Ювеналий поздравил настоятеля храма и всех присутствующих с совершившимся событием, путь к которому занял долгие 20 лет. В тронном зале своей архиерейской резиденции владыка вручил Патриаршие и митрополичьи награды всем тем, кто ревностно потрудился над восстановлением Тихвинской святыни. Среди награжденных были благотворители и благоукрасители храма, его клирики, певчие, иконописцы, сотрудники и активные прихожане. После богослужения митрополит Ювеналий посетил Успенский кафедральный собор и храм Петра и Павла г. Коломны. Он также побывал на месте строительства нового здания музея Боевой славы. Здание будет возведено к 65-летию Победы на территории Мемориального парка недалеко от Петропавловского храма. Тихвинская церковь была построена в 1776 году при епископе Коломенском Феодосии III на средства местного купца и благотворителя Ивана Мещанинова. В то время Тихвинская церковь была однопрестольной. Менее века спустя, усилиями старосты Успенского собора Филиппа Тупицына, церковь решено было реконструировать. Проект реконструкции был утвержден в 1858 г. Старое здание церкви полностью разобрали, а затем возвели заново, уже трехпрестольной: главный алтарь сохранил свое посвящение Тихвинской иконе Божией Матери, правый освятили в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», левый — во имя святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Великое освящение в 1861 г. возглавил святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский. В конце 20-х годов XX века церковь закрыли, утварь вывезли, внутренне убранство уничтожили. В советское время здесь размещался типографский склад, само здание и территория вокруг были запущены. В таком виде Тихвинский храм и передали общине верующих в 1989 г. С тех пор он находился на реставрации. Настоятелем прихода митрополит Ювеналий назначил протоиерея Николая Качанкина. В 1990-е годы Тихвинский храм стал одним из центров духовного возрождения Коломны. Здесь впервые начались богословские беседы для взрослых. Здесь открылась первая в городе воскресная школа для детей. Организовано первое в Подмосковье православное братство и молодежное движение. Сайт Московской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/694562.htm...

Патриаршее богослужение посетили: заместитель председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.Ю. Кузнецова; министр спорта РФ О.В. Матыцин; председатель Либерально-демократической партии России, руководитель фракции ЛДПР в Государственной Думе ФС РФ, председатель Комитета по международным делам Государственной Думы Л.Э. Слуцкий; губернатор Томской области В.В. Мазур; руководитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом В.В. Яковенко; депутат Государственной Думы, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства В.И. Ресин; и.о. префекта Северо-Западного административного округа г. Москвы М.В. Галанин; летчик-космонавт Герой России Е.О. Серова; руководство ООО «СЗ " Стадион " Спартак " ». За Литургией молились строители, благотворители, благоукрасители и жертвователи Владимирского храма, учащиеся воскресной школы при храме, православная молодежь Северного-Западного викариатства. Богослужебные песнопения исполнил хор молодежного движения «Патриаршие добровольцы» под управлением Анны Голик. Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз» и  «Спас» , а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru. На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла во внимание к трудам по строительству храма равноапостольного князя Владимира — Патриаршего подворья в Тушине г. Москвы иерей Александр Кузнецов, настоятель храма, был удостоен права ношения наперсного креста с украшениями. На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о Святой Руси. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил в сан пресвитера диакона Димитрия Благова, клирика храма Всемилостивого Спаса в Воронове г. Москвы. Проповедь перед причастием произнес иерей Олег Забусень, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях г. Москвы. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Колпашевского и Стрежевского Филарета на служение и вручил ему архиерейский жезл.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Державная икона Божией Матери прибыла в Аргентину Буэнос-Айрес, 2 ноября 2008 г. Иерархи Русской Православной Церкви за границей и Московского Патриархата совершили первую совместную Божественную литургию в Аргентине, передает РИА Новости . Богослужение в кафедральном Воскресенском соборе РПЦЗ в Буэнос-Айресе возглавил первоиерарх РПЗЦ митрополит Восточноамериканский и Нью-Йорский Иларион. Первоиерарху сослужили митрополит Аргентский и Южноамериканский Платон, архиепископ Хустский и Виноградовский Марк, епископ Домодедовский Евтихий, епископ Каракасский Иоанн, наместник московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон, секретарь по межправославным отношениям Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов и другие священнослужители. В небольшом храме особенно величественно и трогательно звучало пение хора Сретенского монастыря, в составе которого около 40 человек. В этот воскресный день в храме присутствуют десятки соотечественников, многие из которых пришли с детьми на небывалое здесь по числу архиереев и торжественности богослужение. Храм с трудом вмещает молящихся. Настоятель собора протоиерей Владимир де Скалон, старейший здесь священник РПЦЗ, служил в этом храме еще при его освящении в 1960 году и после воссоединения РПЦЗ с Московским Патриархатом в мае 2007 года поддержал это историческое событие, в отличие от некоторых других священнослужителей РПЦЗ в Аргентине. Митрополит Иларион призвал верующих в Аргентине помолиться перед одной из величайших русских святынь - Державной иконой Божией Матери, привезенной в Буэнос-Айрес из Москвы в рамках Дней России в Латинской Америке. " Я надеюсь, что миряне, в том числе из тех приходов, которые не приняли единства с Московским Патриархатом, а может быть, и священнослужители этих приходов, приедут поклониться Державной иконе. И посетят концерты хора московского Сретенского монастыря " , - сказал владыка в интервью РИА Новости в связи с началом Дней России в Аргентине. В субботу митрополит Иларион вместе с духовенством Московского Патриархата совершил всенощное бдение в кафедральном Воскресенском соборе РПЦЗ в Буэнос-Айресе.

http://pravoslavie.ru/28118.html

В Хакасии и Туве встретили Пасху Христову Абакан, 28 апреля 2011 г. В Пасхальную ночь с 23 на 24 апреля 2011 г. в храмах Абаканской и Кызылской епархии встретили Светлое Христово Воскресение. В кафедральном Спасо-Преображенском соборе в г. Абакане богослужение возглавил архиепископ Абаканский и Кызылский Ионафан, которому сослужило соборное духовенство, чообщается на сайте епархии. Пасхальное богослужение предварялось совершением полунощницы Великой Субботы с чтением перед святой Плащаницей канона «Волною морскою». Затем, после каждения Владыкой престола, священнослужители в алтаре тихим голосом первый раз пропели пасхальную стихиру «Воскресение Твое, Христе Спасе…». Набирая силу, это песнопение прозвучало еще два раза, в последний раз – в полный голос до половины. При этом были открыты Царские врата и при непрерывном колокольном звоне во все колокола и пении пасхальной стихиры начался крестный ход вокруг собора, в котором следовали с зажженными свечами все верующие. Когда духовенство и все верующие остановились перед центральным крыльцом собора, Владыка, совершив начало утрени, первый раз пропел тропарь Воскресения Христова: «Христос воскресе из мертвых…», и приветствовал духовенство и все множество верных словами пасхального благовестия: «Христос воскресе!». Пасхальная утреня продолжилась пением пасхального канона в храме. При этом совершалось непрерывное каждение с пасхальным приветствием «Христос воскресе!» и отвтами собравшихся «Воистину воскресе!». Пасхальная Божественная Литургия стала венцом Светлого торжества. Пасхальное Евангельское зачало было прочитано на греческом, русском, хакасском и славянском языках. За Литургией было оглашено пасхальное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. На запричастном стихе архиерейский хор исполнил духовный концерт Д. Бортнянского «Да воскреснет Бог» и П. Гребенщикова «Христос Воскресе». Было множество причастников. По освящении пасхальных снедей Владыка еще раз приветствовал и поздравил всех прихожан, пожелав, чтобы радость о Воскресшем Спасителе пребывала с ними во все дни жизни. После Литургии Владыка благословил прихожан, вручив каждому красное пасхальное яйцо. Вечером в соборе была совершена великая Пасхальная вечерня, на которую собрались священники всех храмов Центрального благочиния 28 апреля 2011 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/46188.html

Фото: svlavra.church.ua «Даже в границах прихода люди с трудом воспринимают себя одной семьей» Как православным сохранить единство? 2 января, 2022 Как православным сохранить единство? Фото: svlavra.church.ua «У каждого прихода есть свои традиции, свой “стиль”, свое особое служение; не последнюю роль в формировании его “лица” играет настоятель. Но при этом уже даже в границах прихода люди с трудом воспринимают себя одной семьей». В день памяти священномученика Игнатия Богоносца и святого Иоанна Кронштадтского монахиня Елизавета (Сеньчукова) размышляет о единстве православных христиан. Монахиня Елизавета (Сеньчукова) В первые дни календарного года в храмах людей немного: редкий случай, когда люди могут побыть с семьей или даже съездить куда-то отдохнуть. Богослужение остается слегка за бортом внимания, а жаль: в эти тихие дни особенно чувствуется приближение Рождества Христова. Сегодняшнему дню повезло — он выпадает на воскресный день, неделю Святых отец. И Церковь вспоминает одного из самых важных богословов первого века ее существа — священномученика Игнатия Богоносца. Он находится немного в тени всенародно почитаемого святого праведного Иоанна Кронштадтского, а ведь они очень похожи: оба они говорили о Церкви и о самом главном в ней. И оба реагировали на болезни своего времени. Иоанн видел упадок в жизни Русской Церкви из-за катастрофического падения интереса к Евхаристии, превратившейся в сознании большинства верующих в обязательный, обычно ежегодный ритуал. Игнатий же чутко реагировал на новшество, которое мы бы скорее оценили, как положительное — в городах стали совершаться по несколько воскресных литургий. Мы, привыкшие к переполненным храмам и мечтающим о храмах шаговой доступности, удивимся: что же плохого в том, что больше людей посещают богослужение? Игнатий видит в этом начало разделения изначальной церковной общины с возглавляющим ее епископом.  «В общем собрании да будет у вас одна молитва, одно прощение, один ум, одна надежда в любви и в радости непорочной», — пишет он. А в другом месте: «Будьте в единении с епископом». А вот самое известное его высказывание: «Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь». Мы привыкли считать, что архиерей — это администратор, управляющий в Церкви, и это основная его задача.

http://pravmir.ru/dazhe-v-graniczah-prih...

Русскоязычный приход свт. Николая на Кипре отметил Рождество Христово 9 января 2013 г. 13:36 В ночь с 6 на 7 января 2013 года, в праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в русскоязычном приходе в честь святителя Николая Чудотворца в г. Лимассоле на Кипре была совершена праздничная Литургия. Богослужение возглавили архиереи Кипрской Православной Церкви митрополит Тамасосский и Оринийский Исайя и митрополит Лимассольский Афанасий. В рождественскую ночь в храме собралось более 200 верующих. Богослужение совершалось на греческом и церковнославянском языках. По окончании Литургии архиереев приветствовал настоятель прихода иерей Виктор Зогий. Сегодня на Кипре живут тысячи русскоговорящих людей. По благословению Предстоятеля Кипрской Православной Церкви Блаженнейшего Архиепископа Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостома устраивается духовная жизнь русской диаспоры. Примером духовного единства и братской христианской любви православных киприотов и русских является жизнь русского прихода святителя Николая в г. Лимассоле. В приходе несколько сотен прихожан. Богослужения общины проходят в храме Христа Человеколюбца. При общине создана воскресная школа, катехизаторские курсы, библиотека, в скором времени состоится открытие Славянского центра духовно-просветительской культуры, издается первое православное русскоязычное издание на Кипре «София». Члены русскоговорящей православной общины принимают активное участие в общественной жизни острова. Так, по инициативе прихода святителя Николая и Благотворительного фонда «Ориентир» на Рождественские святки, в день отдания праздника Рождества Христова, 13 января состоится благотворительный концерт народной певицы России Татьяны Петровой. Все собранные средства от концерта пойдут на строительство русского храма на Кипре. Закладка первого русского храма на Кипре состоялась по благословению Блаженнейшего Архиепископа Хризостома и митрополита Лимассольского Афанасия в июне 2012 года во время официального визита в Кипрскую Православную Церковь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Пресс-служба Благотворительного фонда «Ориентир» /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

Особое внимание Д. уделял состоянию приходского духовенства, повышению образования клириков и улучшению богослужения в сельских храмах. В 1822 г. из 31 протоиерея и 1064 иереев Кишинёвской епархии только 10 имели полное семинарское образование. Д. был вынужден назначать священников из числа диаконов и певчих, ввел для них экзамены по чтению, пению, церковной службе и знанию катехизиса. Лично экзаменовал кандидатов на хиротонию, а в случае своего отсутствия оставлял доверенное лицо. Приглашал для службы выпускников семинарий, Подольской и Екатеринославской гимназий, поскольку выпускников Кишинёвской гимназии для пополнения бессарабских приходов не хватало. За время управления Кишинёвской епархией Д. число храмов по всей Бессарабии возросло с 862 до 905. С 1821 г. возглавлял строительство одесского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря , начатое еще при митр. Гаврииле (Банулеско-Бодони). 11 мая 1830 г. заложил первый камень в основание кафедрального Христорождественского собора г. Кишинёва. С 1833 по 1836 г. возглавлял работы по строительству собора, а 15 окт. 1836 г. совершил его освящение. Содействовал распространению общего образования среди местного населения. Известные «Правила» обучения, предназначенные первоначально для Олонецкой губ. и затем разосланные по всей России, Д. перевел на молдав. язык и с 1842 г. распространял по бессарабским приходам. Д. обращался с пастырскими посланиями, призывая родителей отдавать детей для обучения в приходские школы. Уделял внимание церковным школам Бессарабии, в т. ч. и тем, к-рые носили миссионерский характер. В 1842 г. перевел для них «Начатки христианского учения», отпечатанные в типографии архиерейского дома. По свидетельству современников, Д. отлично владел молдав. языком. Под его рук. были составлены на молдав. языке катехизис, проповеди, автором многих был Д., им же были переведены поучения, читавшиеся в храмах по воскресным и праздничным дням, с церковнослав. и рус. языков общая Минея, панихидный реестр, Псалтирь, служебник, сокращенный катехизис и др. По российскому образцу был исправлен и дополнен 33 главами молдав. Требник. Эти книги были отпечатаны в Кишинёвской духовной типографии. Д. подготовил к печати русско-молдав. словарь. Часть его значительного лит. наследия опубликована в Кишинёвских ЕВ. Хорошо известна его переписка с Филаретом (Дроздовым) , митр. Московским (Христианское чтение. 1898. 8; Кишинёвские ЕВ. 1895. 23). Д. оказал содействие известному впосл. ученому-слависту Ю. И. Венелину , работавшему преподавателем в Кишинёве. Был лично знаком с А. С. Пушкиным, бывавшим в Кишинёве в 20-х гг. XIX в.

http://pravenc.ru/text/178175.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010