Возлюбленные братья и сестры! Это наставление нашим выпускникам, потому что не по сану, не по облачениям, не по церковным наградам люди судят о пастыре на приходе, а по его молитвенности и по тому, как он сам подает пример служения Богу, Церкви Христовой и людям. И, наконец, в Святом Евангелии от Матфея сегодня говорилось о том, что Господь пришел спасти всех. Он часто употреблял притчи, которые были понятны людям. В них давались какие-то картины из жизни. И сегодня мы слышали притчу, когда Он сказал: " Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? И если случится найти ее, … то он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся " (Мф. 18:12-13). И заключает: " Так, нет воли Отца нашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих " (Мф. 18:14). Это слово в первую очередь обращено к пастырю. Потому что радоваться надо, что его в церкви окружают " девяносто девять овец " . Однако сколь многие находятся вне стада Христова! И сколько нужно употребить усилий, чтобы найти и вернуть их! Сегодня в условиях свободной России, нет никаких препятствий, чтобы священник вышел за порог храма, чтобы искать заблудших. И велика его миссия в том, чтобы успешным был этот поиск. Поэтому это евангельское повествование дает сегодняшним выпускникам широкую программу — священникам на приходе придется не только совершать богослужение, не только реставрировать порушенные святыни, не только строить новые храмы и воскресные школы, но идти и искать заблудших. А это очень ответственная и тяжелая миссия: много преград, духовных стен воздвигнуто на пути к храму Божию. И милость Божия, что наши духовные школы готовят сегодня много " духовных пастухов " , которые ищут заблудших овец». После богослужения в семинарской трапезной состоялся праздничный обед, а затем в актовом зале начался торжественный выпускной акт. С докладом по итогам 2012/2013 учебного года выступил ректор Коломенской духовной семинарии епископ Зарайский Константин. В прошедшем году в жизни семинарии произошли серьезные изменения, главным из которых стал переезд в новое здание. В семинарии сменился ректор — духовное учебное заведение возглавил архиерей, воспитанный в его стенах. Также в этом году состоялся первый выпуск двухгодичных миссионерско-катехизаторских курсов для мирян. В течение учебного года на разных курсах семинарии были совершены 10 диаконских и 6 пресвитерских хиротоний и один монашеский постриг. Окончил курс обучения 51 человек — 8 на очном и 43 на заочном отделении.

http://patriarchia.ru/db/text/3068845.ht...

За Божественной литургией молился митрополит Западно- и Среднеевропейский Антоний. На богослужении присутствовал Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Болгарии А.А. Макаров с супругой. После сугубой ектеньи епископ Антоний вознес молитву о мире на Украине. Евангелие читалось на болгарском языке. После отпуста Божественной литургии было возглашено многолетие Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и Святейшему Патриарху Болгарскому Неофиту, болгарскому и русскому народам и всем присутствующим в храме. Затем с приветственным словом к епископу Антонию обратился архимандрит Филипп. На память о богослужении он преподнес иерарху архиерейский посох. В ответном слове владыка Антоний поблагодарил настоятеля за его труды и пожелал помощи Божией в служении. Архипастырь особо приветствовал А.А. Макарова, отметив, что в этот день он впервые присутствует в качестве Посла Российской Федерации на Божественной литургии в Никольском храме-подворье. Епископ Антоний передал главе российской дипломатической миссии в Болгарии освященную просфору. После богослужения на подворье епископ Антоний принял участие в молебне перед мощами святителя Луки, который возглавил Святейший Патриарх Болгарский Неофит в кафедральном храме во имя великомученицы Недели (Кириакии). В тот же день мощи святителя Луки (Войно-Ясенецкого) были перенесены в пределы Пловдивской митрополии Болгарской Православной Церкви. 23 октября, в Неделю 18-ю по Пятидесятнице, Божественную литургию в кафедральном соборе великомученицы Марины в Пловдиве возглавил митрополит Пловдивский Николай в сослужении митрополита Великотырновского Григория, епископа Богородского Антония, епископа Браницкого Григория, епископа Величского Сиония, викария Пловдивской митрополии епископа Знепольского Арсения, викария Сливенской митрополии епископа Иерофея, викария Видинской митрополии епископа Белоградчишского Поликарпа. В числе сослуживших за воскресным богослужением были главный секретарь Священного Синода Болгарской Православной Церкви архимандрит Герасим (Георгиев), настоятель подворья Патриарха Московского и всея Руси в Софии архимандрит Филипп (Васильцев), настоятель Никольского подворья Русской Православной Церкви в Бари (Италия) протоиерей Андрей Бойцов, клирики Пловдивской митрополии.

http://patriarchia.ru/db/text/4647920.ht...

Особое внимание Д. уделял состоянию приходского духовенства, повышению образования клириков и улучшению богослужения в сельских храмах. В 1822 г. из 31 протоиерея и 1064 иереев Кишинёвской епархии только 10 имели полное семинарское образование. Д. был вынужден назначать священников из числа диаконов и певчих, ввел для них экзамены по чтению, пению, церковной службе и знанию катехизиса. Лично экзаменовал кандидатов на хиротонию, а в случае своего отсутствия оставлял доверенное лицо. Приглашал для службы выпускников семинарий, Подольской и Екатеринославской гимназий, поскольку выпускников Кишинёвской гимназии для пополнения бессарабских приходов не хватало. За время управления Кишинёвской епархией Д. число храмов по всей Бессарабии возросло с 862 до 905. С 1821 г. возглавлял строительство одесского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря , начатое еще при митр. Гаврииле (Банулеско-Бодони). 11 мая 1830 г. заложил первый камень в основание кафедрального Христорождественского собора г. Кишинёва. С 1833 по 1836 г. возглавлял работы по строительству собора, а 15 окт. 1836 г. совершил его освящение. Содействовал распространению общего образования среди местного населения. Известные «Правила» обучения, предназначенные первоначально для Олонецкой губ. и затем разосланные по всей России, Д. перевел на молдав. язык и с 1842 г. распространял по бессарабским приходам. Д. обращался с пастырскими посланиями, призывая родителей отдавать детей для обучения в приходские школы. Уделял внимание церковным школам Бессарабии, в т. ч. и тем, к-рые носили миссионерский характер. В 1842 г. перевел для них «Начатки христианского учения», отпечатанные в типографии архиерейского дома. По свидетельству современников, Д. отлично владел молдав. языком. Под его рук. были составлены на молдав. языке катехизис, проповеди, автором многих был Д., им же были переведены поучения, читавшиеся в храмах по воскресным и праздничным дням, с церковнослав. и рус. языков общая Минея, панихидный реестр, Псалтирь, служебник, сокращенный катехизис и др. По российскому образцу был исправлен и дополнен 33 главами молдав. Требник. Эти книги были отпечатаны в Кишинёвской духовной типографии. Д. подготовил к печати русско-молдав. словарь. Часть его значительного лит. наследия опубликована в Кишинёвских ЕВ. Хорошо известна его переписка с Филаретом (Дроздовым) , митр. Московским (Христианское чтение. 1898. 8; Кишинёвские ЕВ. 1895. 23). Д. оказал содействие известному впосл. ученому-слависту Ю. И. Венелину , работавшему преподавателем в Кишинёве. Был лично знаком с А. С. Пушкиным, бывавшим в Кишинёве в 20-х гг. XIX в.

http://pravenc.ru/text/178175.html

В 1820 г. тем же Петром Мануилом было издано в Бухаресте две богослужебные книги — «Новый воскресник» (воскресный октоих) и «Краткий славник» (минея праздничная), которые по сути были вообще первыми печатными нотными книгами в православном мире (невматичекой нотации). Эти издания представляют особый интерес не только с исторической точки зрения, но и в смысле семиографии того времени, которая в значительной степени определила дальнейшее развитие мастерства румынских псалмистов. Появившиеся издания Петра Мануила подтолкнули уже упомянутого нами иеромонаха Макария перевести и издать в Бухаресте полный воскресный октоих, а также многие другие книги, необходимые в церковном богослужении (несмотря на многочисленные проблемы, с которыми пришлось столкнуться в работе). Дело Петра Эфесского и иеромонаха Макария с успехом было продолжено их учениками из школы псалмистов, внесшими также незаурядный вклад в развитие византийского пения в Румынии. Однако уже во второй половине XIX века церковная музыка претерпевает кризис, вызванный вмешательством в церковные дела господаря Румынии Александра-Иоанна Куза. Причин упадка было несколько, главным образом: секуляризация церковной недвижимости и закрытие церковно-приходских школ при монастырях и архиерейских кафедрах. В результате церковная музыка продолжала изучаться лишь в духовных семинариях, где готовили кандидатов в священство, а не профессиональных композиторов и теоретиков. Кроме того, не имея более возможности жить за счет церковных владений, многие профессиональные певцы вынуждены были искать иные формы заработка. Позднее борьба за сохранение института профессиональных псаломщиков привела к созданию своеобразного «профсоюза» певцов и псаломщиков, возглавленного в начале ХХ века композитором Иоанном Попеску Песариа. Еще одной существенной причиной упадка церковного пения было распространение партесных хоров, имевшее место на фоне закрытия певческих школ и полного игнорирования греческого языка и традиции в богослужении. Кроме того, в 1864 г. были созданы консерватории в Бухаресте и Яссах, имевшие огромное значение для популяризации современной музыкальной культуры в Румынии. Однако ни в одной из них не было даже факультета византийской церковной музыки.

http://pravoslavie.ru/40819.html

В ходе масштабной реконструкции, трудами епископа Бердянского и Приморского Елисея и многих его помощников, на кафедральный собор установлен новый купол, изготовленный из булата, полный комплект колоколов украсил новую колокольню, обустроены служебные помещения и близлежащая территория, пристроены ризничная и пономарка, благодаря чему увеличилась площадь алтарной части собора, заменены оконные рамы и двери, установлена новая отопительная система «теплый пол». Гордостью храма стал новый резной иконостас, престол, жертвенник и киоты для местночтимых икон. Сияют позолотой, установленные накануне паникадила, семисвечник, светильники и лампадки. Заново расписаны стены храма. 27 ноября 2011 года состоялось первое богослужение после реконструкции. Освящение собора 19 фефраля 2012 года возглавил митрополит Донецкий и Мариупольский Илларион, в сослужении архиереев Украинской Православной Церкви: архиепископа Ровенского и Острожского Варфоломея, архиепископа Запорожского и Мелитопольского Луки, епископа Горловского и Славянского Митрофана, епископа Бердянского и Приморского Елисея Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир с визитом архипастыря посещал Бердянскую землю несколько раз: 17-19 июня 2008 года. Также, по приглашению епископа Бердянского и Приморского Елисея, 1 июля 2010. Его сопровождает викарий Киевской Митрополии епископ Переяслав-Хмельницкий Александр (секретарь Предстоятеля УПЦ). Блаженнейший Митрополит Владимир побывал в храме Рождества Христова, общался с бердянскими священниками и прихожанами, интересовался состоянием дел в Бердянской епархии и ее взаимоотношениями с властями. Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Рождество Христово - 7 января Богослужения [ править править код ] Расписание богослужений: ПН – СБ: 7:30 Часы, Божественная Литургия 16:00 Вечернее Богослужение ВТ: 13:00 совершается молебен с акафистом пред чудотворным образом Божией Матери «Троеручица» Воскресные и праздничные дни: 6:30 Часы, ранняя Божественная Литургия

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_с...

Отправной точкой развернувшегося в 1940 -х годах процесса воссоздания системы богословского образования в Русской Православной Церкви следует считать встречу трех иерархов нашей Церкви (митрополитов Сергия/Страгородского/, Алексия/Симанского/и Николая/Ярушевича/) с главой правительства СССР И.В. Сталиным, состоявшуюся 4 сентября 1943 года. Среди самых насущных вопросов церковной жизни иерархами был поставлен вопрос о подготовке  кадров священнослужителей. И этот вопрос был решен положительно. Уже 29 октября 1943 года на встрече патриарха Сергия, избранного на патриарший престол Архиерейским Собором 8 сентября 1943 года, митрополитов Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) с председателем Совета по делам Русской Православной Церкви Г.Г. Карповым, во время которой обсуждались важнейшие вопросы, связанные с воссозданием церковных структур, присутствовал архиепископ Саратовский Григорий (Чуков), имевший огромный опыт церковно-педагогической деятельности в дореволюционные и послереволюционные годы. В связи с возобновлением образовательной деятельности Церкви владыка Григорий возглавил Учебный Комитет. Именно на этой встрече и было решено «определить количество мест для 1 -го курса института в Москве – 30 человек и для 1 -го года обучения на пастырско-богословских курсах до 25 человек» . Но в действительности первый набор института насчитывал 17 студентов, а на курсах в первом учебном полугодии обучалось 17 слушателей . При этом штат преподавателей состоял из 16 человек . Затем в течение 1944-1946 годов состав корпорации пополнили ещё пять человек. Большинство из них относилось к числу клириков г. Москвы и мирян, проживающих в столице, а потому не нуждались в предоставлении жилплощади на территории бывшего Новодевичьего монастыря. Казалось бы, выделенные правительством СССР помещения древней обители можно было бы считать достаточными. Но в реальности богословские школы буквально ютились в Лопухинском корпусе, и обитание в нём напоминало режим подводной лодки. К тому же следовало подумать о перспективах естественного роста и расширения учебного заведения. Надвратная же Преображенская церковь, где совершались регулярные уставные богослужения была мало вместительна, да и к тому же она не отапливалась, что создавало вполне понятные сложности в холодное время года. Часто поздней осенью, зимой и ранней весной учащиеся организованным порядком отправлялись на воскресные и праздничные богослужения на другой конец города в Богоявленский собор в Елохове. В связи с означенными обстоятельствами патриарх Алексий I решил обратиться в Совет по делам Русской Православной Церкви с ходатайством о передаче Богословскому институту ещё одного здания на территории бывшего Новодевичьего монастыря -- Успенской трапезной церкви. В письме Г.Г. Карпову от 14 апреля 1945 года патриарх обосновывал необходимость передачи Патриархии Успенской церкви следующим образом:

http://bogoslov.ru/article/1259980

Патриаршее богослужение посетили: заместитель председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.Ю. Кузнецова; министр спорта РФ О.В. Матыцин; председатель Либерально-демократической партии России, руководитель фракции ЛДПР в Государственной Думе ФС РФ, председатель Комитета по международным делам Государственной Думы Л.Э. Слуцкий; губернатор Томской области В.В. Мазур; руководитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом В.В. Яковенко; депутат Государственной Думы, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства В.И. Ресин; и.о. префекта Северо-Западного административного округа г. Москвы М.В. Галанин; летчик-космонавт Герой России Е.О. Серова; руководство ООО «СЗ " Стадион " Спартак " ». За Литургией молились строители, благотворители, благоукрасители и жертвователи Владимирского храма, учащиеся воскресной школы при храме, православная молодежь Северного-Западного викариатства. Богослужебные песнопения исполнил хор молодежного движения «Патриаршие добровольцы» под управлением Анны Голик. Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз» и  «Спас» , а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru. На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла во внимание к трудам по строительству храма равноапостольного князя Владимира — Патриаршего подворья в Тушине г. Москвы иерей Александр Кузнецов, настоятель храма, был удостоен права ношения наперсного креста с украшениями. На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о Святой Руси. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил в сан пресвитера диакона Димитрия Благова, клирика храма Всемилостивого Спаса в Воронове г. Москвы. Проповедь перед причастием произнес иерей Олег Забусень, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях г. Москвы. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Колпашевского и Стрежевского Филарета на служение и вручил ему архиерейский жезл.

http://patriarchia.ru/db/text/6117079.ht...

Песнопения Литургии исполнил Московский Синодальный хор под управлением заслуженного артиста России А.А. Пузакова и хор детского отделения Московского Синодального хора (регент Н.С. Асмус). На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов. После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире на Украине. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Александр Прокопчук, клирик московского храма Трех Святителей на Кулишках. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Боровлянского Игнатия на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение.   Затем Святейшего Патриарха Кирилла приветствовал митрополит Волоколамский Иларион: «Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый Первосвятитель и отец! Позвольте сердечно приветствовать Вас как Предстоятеля нашей святой Русской Православной Церкви и как епископа стольного града Москвы в этом храме, где с особым благоговением почитается чудотворный образ Пресвятой Богородицы " Всех скорбящих Радость " . Здесь мы, покрываемые пречестным омофором Владычицы нашей Небесной, совершаем ежедневные богослужения. Этот храм является центром притяжения не только для москвичей, но и для тех людей из других городов и стран, которые приходят сюда, чтобы поклониться Пресвятой Владычице, помолиться перед Ее чудотворным образом, от которого происходят многие чудеса и исцеления. При храме действует воскресная школа. А при Московском Синодальном хоре работает детская хоровая школа. Вы слышали сегодня, Ваше Святейшество, пение детей, которые у нас обучаются. При храме действуют также клуб молодежи и молодежный хор. У нас проводятся катехизические встречи для взрослых, организованы еженедельные занятия для особой категории лиц — это те православные верующие, которые стали жертвами сект и теперь возвращаются в Церковь. Для каждого из них требуется реабилитация, и раз в полгода я воссоединяю с Церковью несколько десятков, а иногда около сотни людей, которые стали жертвами сект.

http://patriarchia.ru/db/text/5291728.ht...

2.9. Благочинный по поручению епархиального архиерея (управляющего викариатством) осуществляет непосредственный надзор за служением клириков, за богослужебной, миссионерско-просветительской, образовательно-катехизической, молодежной, социальной и хозяйственной деятельностью подворий и приходов, а также за состоянием храмов своего благочиния. 2.10. Епархиальный архиерей по представлению благочинного назначает ему помощников по миссионерско-просветительной, образовательно-катехизической, молодежной и социальной деятельности. В викариатствах помощники по указанным направлениям могут быть назначены управляющему викариатством его же распоряжением, с возможным освобождением в таком случае благочиний от назначения таковых должностных лиц. 2.11. Епархиальный архиерей (управляющий викариатством) может назначить благочинному постоянного или временного (на период отсутствия по причине отпуска, командировки или болезни) заместителя с кругом обязанностей, определяемым распоряжением епархиального архиерея (управляющего викариатством). 2.12. Благочинный имеет богослужебное первенство чести в своем округе и на богослужениях стоит после секретаря епархии и секретаря епархиального совета вне зависимости от богослужебно-иерархических наград сослужащего духовенства. В случае если благочинный возглавляет богослужение, то в пределах своего округа ему предоставляется право служения Божественной литургии с открытыми Царскими вратами до " Отче наш " ). III. Обязанности благочинного 3.1. Благочинный имеет попечение о чистоте православной веры и достойном церковно-нравственном воспитании верующих (Устав, XVI.61.a). 3.2. Благочинный доводит до сведения настоятелей указы, распоряжения и поручения епархиального архиерея, а также распоряжения и поручения управляющего викариатством, если благочиние входит в состав викариатства, и наблюдает за их исполнением (Устав, XVI.61.b). 3.3. Благочинный наблюдает за правильным и регулярным совершением богослужений на приходах и подворьях благочиния (Устав, 61.б), а также за произнесением проповеди за Божественной литургией в воскресные дни и праздники (правило 19 Трулльского Собора; Определение Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. " О церковном проповедничестве " ).

http://mitropolia.spb.ru/docs/polozhenie...

12 окт. 1905 г. В. был переведен ректором в СПбДС. Он вступил в должность во время революционных событий, нарушивших ход учебного процесса, занятия возобновились лишь после рождественских каникул. В 1907 г. было построено новое здание образцовой школы при семинарии. Летом 1907 и 1909 гг. ректор организовал поездки семинаристов по России. После учреждения епархиального миссионерского совета (13 окт. 1908) В. вошел в его состав. Он продолжал также активно работать в ОРРНП. 30 дек. 1909 г. В. определено быть епископом Гдовским, 4-м викарием С.-Петербургской епархии. Хиротонию, состоявшуюся 24 янв. 1910 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры , возглавил С.-Петербургский и Ладожский митр. Антоний (Вадковский) . С 22 нояб. 1911 г. В. являлся 3-м, с 30 мая 1913 г.- 2-м, с 20 марта 1914 г.- 1-м викарием. Как епископа его отличали особое усердие к богослужению и тесное общение с паствой. В. часто служил литургии, по вечерам в воскресные и даже в будние дни - акафисты, проповедовал на фабричных окраинах и в храмах об-в РРНП и трезвости. Он первым из архиереев стал совершать в столице ранние обедни с общенародным пением. В. особенно любил крестные ходы и часто возглавлял многотысячные ходы трезвенников в Александро-Невскую лавру и Троице-Сергиеву пуст., совершал крестные ходы из Луги в Череменецкий во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-рь и др. Со дня назначения С.-Петербургским викарием В. возглавлял епархиальное братство во имя Пресв. Богородицы, совет к-рого обладал правами епархиального училищного совета. В. обозревал церковно-школьное дело в епархии, посещал учительские курсы и школы, бывал на экзаменах и на занятиях. В петербургских храмах он положил начало служению литургий для школьников того или иного прихода, сам причащал детей и говорил понятные им поучения. В. заложил и освятил немало храмов и школ в епархии. В мае 1910 г. он был назначен председателем комиссии по вопросу об усилении воспитательного влияния обучения Закону Божию. Комиссия высказалась за лучшее ознакомление семинаристов с преподаванием этой дисциплины в начальных школах, а также за пересмотр программ преподавания Закона Божия применительно к потребностям времени. 15 дек. 1914 г. В. стал товарищем председателя всероссийского Александро-Невского братства трезвости. Он состоял также председателем столичного эст. братства во имя сщмч. Исидора Юрьевского. Нек-рое время заведовал единоверческими приходами епархии. В янв. 1912 г. участвовал в 1-м Всероссийском съезде единоверцев в С.-Петербурге.

http://pravenc.ru/text/150263.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010