О сем празднице и пророк глаголаше Захария [гл. 9, ст. 9]: Радуйся зело дщи Сионова, се Царь твой грядет тебе кроток, и всед на подъяремника и жребца осля сына подъяремнича. И Давид паки о детех: из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу. О празднике этом и пророк Захария говорил: «Радуйся весьма, дочь Сиона! Вот Царь твой грядет к тебе кроткий и воссевший на ослицу и молодого осла, сына подъяремной» (ср.: Зах.9:9 ). Также и Давид о детях сказал: Из уст младенцев и ссущих совершил ecu хвалу ( Пс.8:3 ). Но входящу, рече, Христу потрясеся весь Иерусалим: и во отмщение народи от архиереи поощрени бывше, смотряху Его убити: Той же таяшеся крыяся, и являяся, притчами глаголаше им. Но евангелист говорит, что когда Христос входил, то Иерусалим содрогнулся. И толпа, подученная первосвященниками отомстить Христу, искала Его убить, а Он ускользал, то таясь, то появляясь вновь и обращаясь к ним в притчах. Неизреченным Твоим милосердием Христе Боже наш, победители ны безсловесных страстей сотвори, и Твою светлую на смерть победу: ясное же и живоносное Воскресение видети сподоби, и помилуй нас ныне и присно, и во веки веков, аминь. По неизреченному Твоему милосердию, Христе Боже, победителями нас над неразумными страстями соделай, непреложную победу Твою над смертью, светозарное и живоносное Воскресение видеть сподоби и помилуй нас. Синаксарь во Святый Великий Понедельник Стихи на Иосифа прекраснаго: Целомудренный Иосиф, праведный держитель явися: И пшеницодавец, о добрых стоже! Стихи на изсохшую смоковницу: Соборище смоковницу Христос еврейское, Плодов чуждую духовных вообразуяй, Клятвою усушает: еяже бежим страсти. Стихи на Иосифа прекраснаго: Прежде быв целомудр, владыкою правым явился И раздаятелем хлеба – о, кладовая добра! Стихи на изсохшую смоковницу: Как синагогу евреев, духовных плодов непричастну, Клятвой смоковницу Бог иссушил. Бегай подобной беды!. Во святый и великий понедельник память творим блаженнаго Иосифа прекраснаго, и изсохшия смоковницы: занеже начало отсюду приемлют святыя страсти Господа нашего Иисуса Христа: Иосиф же во образ сего первее приемлется.

http://azbyka.ru/cobranie-sinaksarej-pos...

   Собственно песнь Херувимов состоит из одного слова — «аллилуйя», т. е. «хвалите Бога». Все прочие слова в этой песне служат наставлением в том, с каким благоговением мы должны встретить и принять Святые Дары Царя Славы, Господа.    В середине Херувимской песни совершается великий вход, во время которого св. Дары переносятся с жертвенника на престол. Великий вход совершается следующим образом: перед пением слов «яко да Царя всех подымем» священник и диакон подходят к жертвеннику для благоговейного поднятия св. Даров; при этом диакон, принявши от священника сначала воздух (покров на святых дарах) на левое плечо и потом — дискос на главу, а священник, принявши в руки св. Потир (чашу), выходя через северные двери на амвон и остановившись перед народом, поминают православных патриархов, правящего Архиерея, страну Российскую и благоверных людей ее, страну в которой живем, правительство и воинство ее, приходских деятелей и всех православных христиан.    При словах священника: «И вас всех да помянет Господь Бог» нужно вполголоса сказать: «И священство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков».    Затем священник и диакон входят царскими вратами в алтарь. Священник ставит чашу и дискос на развернутый на престоле антиминс, снимает с них малые покровы и покрывает одним большим покровом-воздухом. Царские врата затворяют и завешивают завесой. На клиросе поют продолжение Херувимской песни: «Яко да Царя всех подымем». Во время великого входа молящиеся преклоняют головы, моля Господа Бога о том, чтобы Он помянул и их в Царстве Своем. Это делается в подражание благоразумному разбойнику, который, видя страдания Иисуса Христа и сознавая свои грехи перед Богом, с раскаянием сказал: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствие Твое.»    Великий вход символизирует шествие Иисуса Христа на вольные страдания во Иерусалим при громких восклицаниях «Осанна Сыну Давидову!» и в сопровождении множества народа, устилавшего пред Ним путь своими одеждами, финиковыми и пальмовыми ветвями, равно как и самые страдания, смерть и погребение Его. На это значение великого входа особенно ясно указывают слова священной песни, которая поется вместо Херувимской в Великую Субботу: «Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклатися» (т. е. идет на заклание). Потому, при архиерейском служении, во время великого входа, и выносятся крест, копие и губка, в воспоминание того, как Христос был распят на кресте, напоен был губкою и прободен копием. В то же время священник и диакон символизируют собою Иосифа с Никодимом; воздух на плече диакона и покровы на чаше и дискосе напоминают плащаницу и пелены, которыми было обвито тело Иисуса Христа, кадило — ароматы, которыми оно было помазано, а закрытие царских врат завесою означает ночь, как время погребения Иисуса Христа, также и стражу, приставленную к Его гробу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2614...

Священник (так по Типик., так и по изд. Киево-Печерск. лавры, л. 3) произносит ектению: Помилуй нас, Боже, по велицей милости твоей... 212 и возглас: Яко милостив и человеколюбец... Лик: Аминь. Иерей, стоя пред образом Спаса Христа (Служебн. и Типик., гл. 7): Премудрость (Типик. гл. 9). Лик: Благослови (гл. 9). .Священник: Сый благословен Христос Бог наш, всегда ныне и присно и во веки веков (9 гл. Типик, и Служебн.: Последов. вечерни). Лик: Аминь. Утверди, Боже... (9 гл. Типик, и Служебн.: Последов. вечерни). Иерей: Пресвятая Богородице... (так по 7 гл. Типик, и по Служебн.). Лик: Честнейшую Херувим... (так но 7 гл. Типик, и по Служебн ). Иерей: Слава тебе, Христе Боже... (так по 7 гл. и Служебн.). Лик: Слава, и ныне (так по 7 гл. Типик., и по Служебн.). Господи, помилуй 3. Благослови (так по 7 гл. Типик. и по Служебн.). Священник, от царских дверей обратившись лицом на запад к народу (так по Служебн., стр. 34 и по изд. Киево-Печерск. лавры: «Последование вечерни, полунощн. и утрени» 1884 г., л. 20 на об), глаголет отпуст по дню (великий) 213 . Лик поет многолетие (так по Служебн. и по 7 гл. Типик.): Благочестивейшего, самодержавнейшего, великого государя нашего Императора N всея России и супругу его благочестивейшую государыню Императрицу Ν, наследника его благоверного государя цесаревича и великого князя X, и весь царствующий дом, святейший правительствующий Синод (и местного архиерея) и вся православные христианы, Господи, сохрани их на многия лета (чит. Служб, на каждый день Страстн. седм. л. 8). Изложив состав и порядок вседневной вечерни, 9 гл. Типикона предписывает: «И обычное после отпуста вечерни «исхождение в притвор. И бывает лития о усопших. И конечный отпуст» (л. 15)... «В неделю же вечера... по отпусте вечерни входим в трапезу и ядим представленная. Таже возстав параекклисиарх, прием благословение, исшед ударяет в било и, вшед в притвор, поем повечерие по чину» (л. 15) и уже не назначает литии о усопших. В издании Киево-Печерской лавры «Последование вечерни, полунощницы и утрени», л. 3, читаем: «По отпусте» вседневной вечерни «и многолетии, бывает лития в притворе, кроме недели вечера и пятка, также предпразднства и попразднства. После литии бывает повечерие» Состав и порядок литии о усопших нами изложен ниже после 1 часа, читаемого в Великий пост .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

   Примирение нас между собой и с Богом, дарованное нам Христом, состоит в том, чтобы мы были единым Телом Христовым, спасаемые одной верой в Него и возводимые к Богу (Иоан. 17:22).    Св. Василий Великий так характеризует обновление человечества, произведенное Спасителем: „Главное в спасительном домостроительстве по плоти — привести человеческое естество в единение с самим собою и со Спасителем и, истребив лукавое рассечение, восстановить первобытное единство, подобно тому, как наилучший врач целительными средствами вновь связывает тело, расторгнутое на многие части”.    Богочеловек Христос совмещает в Себе все: примирение, примирителя и примиряющегося. На Голгофе и в таинстве Божественной литургии Он приносит, как Архиерей, и приносится в священнодействии, как человек, и принимает жертву со Отцем и Духом. А это и выражает евхаристическая молитва: „Ты бо еси Приносяй, и Приносимый, и Приемляй, и Раздаваемый”, догматическое достоинство которой защищал Николай Мефонский.    Следует обратить внимание, что эта молитва (на херувимской) не является единственной из литургийных молитв, выражающих ту же истину. В возгласе священника перед освящением Св. Даров »Τα αχ κ τν σν σοι προαφρομεν, κατα παντα, και δια παντα« (Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся), очевидно, слову »Σο« (Тебе) соответствует в молитве на херувимской слово »Προσδεχμενος« (Приемляй), группа слов »Τα σα κ των σν« (Твоя от Твоих) — слову »Προσφερμενο;» (Приносимый). Только слова «Προσφρομεν» (слав, „приносяще”, русск. „мы приносим”) и προσφρων (Приносящий) означают разных приносителей: в первом случае — приносящих святое возношение (αναφοραν) священнослужителей, во втором же случае — Самого Приносящего Бескровную Жертву Христа.    Св. Василий Великий утверждает, что одни мы враждовали против Бога, прилепившись греху, но не Бог, ибо Бог Отец отпустил нам грехи еще прежде послания в мир Своего Сына: „Как душа несомненно удостоверяется, что Бог отпустил ей грехи? — Если усмотрит в себе расположение сказавшего: „неправду возненавидех и омерзих”(Пс. 118, ст. 163), потому что Бог, для отпущения наших грехов ниспослав Единородного Сына Своего, со Своей стороны предварительно отпустил грехи всем”.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Примирение нас между собой и с Богом, дарованное нам Христом, состоит в том, чтобы мы были единым Телом Христовым, спасаемые одной верой в Него и возводимые к Богу ( Иоан. 17, 22 ) 99 . Св. Василий Великий так характеризует обновление человечества, произведенное Спасителем: „Главное в спасительном домостроительстве по плоти – привести человеческое естество в единение с самим собою и со Спасителем и, истребив лукавое рассечение, восстановить первобытное единство, подобно тому, как наилучший врач целительными средствами вновь связывает тело, расторгнутое на многие части” 100 . Богочеловек Христос совмещает в Себе все: примирение, примирителя и примиряющегося. На Голгофе и в таинстве Божественной литургии Он приносит, как Архиерей, и приносится в священнодействии, как человек, и принимает жертву со Отцем и Духом 101 . А это и выражает евхаристическая молитва: „Ты бо еси Приносяй, и Приносимый, и Приемляй, и Раздаваемый”, догматическое достоинство которой защищал Николай Мефонский . Следует обратить внимание, что эта молитва (на херувимской) не является единственной из литургийных молитв, выражающих ту же истину. В возгласе священника перед освящением Св. Даров » Τα αχ κ τν σν σοι προαφρομεν, κατ πντα, και δια πντα« (Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся) 102 , очевидно, слову » Σο« (Тебе) соответствует в молитве на херувимской слово » Προσδεχμενος« (Приемляй), группа слов » Τα σα κ των σν« (Твоя от Твоих) – слову » Προσφερμενο;» (Приносимый). Только слова « Προσφρομεν» (слав, „приносяще”, русск. „мы приносим”) и προσφρων (Приносящий) означают разных приносителей: в первом случае – приносящих святое возношение ( ναφορν) священнослужителей, во втором же случае – Самого Приносящего Бескровную Жертву Христа. Св. Василий Великий утверждает, что одни мы враждовали против Бога, прилепившись греху, но не Бог , ибо Бог Отец отпустил нам грехи еще прежде послания в мир Своего Сына: „Как душа несомненно удостоверяется, что Бог отпустил ей грехи? – Если усмотрит в себе расположение сказавшего: „неправду возненавидех и омерзих”( Пс. 118 , ст. 163), потому что Бог, для отпущения наших грехов ниспослав Единородного Сына Своего, со Своей стороны предварительно отпустил грехи всем” 103 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Mefons...

Большинство действующих лиц росписи одеты в костюмы горожан XVII: высокие сапоги, рубахи, подпоясанные кушаком, и пестрые порты из цветной набойки. На библейских царях надеты кафтаны и шубы времен царя Алексея Михайловича. В украшении алтаря художники проявили гораздо больше сдержанности, придав его живописи строгую репрезентативность. В конхе алтарной апсиды изображена литургическая сцена «Великий вход» («Да молчит всякая плоть человеча»). В апсиде торжественная композиция из 15 больших фронтальных фигур вселенских патриархов. Над алтарным окном поясное изображение «Христос Архиерей». На западной стене композиции «Явление неопалимой купины Моисею», «Спас на убрусе» с надписью на греческом языке и «Явление серафима пророку Исайе». В конхе жертвенника сцена «Христос в потире», символизирующая причастие, над конхой «Предста царица». На северной стене жертвенника «Страсти Христовы». В апсиде архидиаконы и поминальная надпись с 28 именами представителей рода Скрипиных. На западной стене композиции «Преломление хлеба» и «Шествие в Эммаус». В диаконнике, в приделе Варлаама Хутынского, в 15 клеймах на стенах иллюстрировано его житие. В алтарной конхе литургическая сцена «Малый вход» («Ныне силы небесные невидимо служат»), в апсиде изображения новгородских и московских чудотворцев, на алтарной преграде композиция «Преломление хлеба апостолом Петром». В приделе праведников Гурия, Самона и Авива над фамильной усыпальницей Скрипиных в своде написано огромное «Отечество». Роспись стен, разбитых на 4 широких (1,8 м) яруса, посвящена сценам житий и мучений титульных святых придельного храма. В конхе алтаря «Христос в потире», в апсиде избранные святые, в амбразуре алтарного окна «Благовещение». Над конхой прямо на стене написаны два верхних яруса придельного иконостаса. В окне придела представлены соименные святые храмоздателей Скрипиных. Стилистически стенопись придела Гурия, Самона и Авива близка к живописи шатрового Ризположенского придела. Последний, несмотря на свои миниатюрные размеры, является шедевром ярославского декоративного искусства.

http://sobory.ru/article/?object=00213

Скачать epub pdf Опыт служения дает нам возможность почувствовать, что, прежде всего, человек – существо литургическое. Он был создан, чтобы служить. Дарить себя и весь мир Богу с благодарностью, славословием и любовью. И в этом непрестанном дарении-жертве-служении соединяться с Богом, освящаться и жить. Разумность, независимость и другие царские качества были даны человеку не случайно. Они дают ему возможность находиться в литургических взаимоотношениях с Троичным Богом. В этом литургическом приношении человек действует “по образу Божьему” и постепенно возвышается к “подобию”. Жизнь человека в Раю – это Божественная литургия. Человек служит Святой Троице вместе с ангелами. Впав в себялюбие, человек утратил способность с благодарностью дарить себя и мир Богу и принимать участие в Райской литургии. Добровольно отлучившись от Райской литургии, человек оказался и на земле без литургии. Как “образ Божий” он перестал существовать. Но какие-то остатки и искры этой способности к литургии, имевшей место до грехопадения, остались в нем. Они подвигли его приносить жертвы и воздавать почести Богу. И даже в самом лучшем случае это служение было не полноценным, а лишь некой тенью настоящего служения. Оно не вело человека к совершенному общению и единению с Богом. Не дарило ему Духа Святого. Не избавляло от смерти. Но, тем не менее, взращивало в нем стремление к истинной Божественной литургии. Именно эти стремление и мечта давали надежду человеку, пребывающему во тьме и находящемуся в тени смерти. Любовь Небесного Отца не могла оставить человека без литургии, устроив воплощение Слова. Иисус Христос , Великий Архиерей, положил начало новозаветному сослужению. Новозаветную литургию мог начать лишь Иисус Христос , ибо только Он обладал способностью всецело отдать Себя и весь мир Троичному Богу. Жрецы существовали и во времена Ветхого Завета. Но не было жертв. Иисус Христос же олицетворяет собой совершенную жертву и совершенного жреца. Непорочного Агнца Божия, берущего на себя грех мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

Вот ряд представлений Оригена о жертвах, или о разнообразных способах, как он выражается, заколения Агнца. Такое обилие представлений, имеющих более или менее близкое отношение к евхаристической жертве, при необыкновенной способности Оригена к остроумным сближениям и намекам, при необычайной быстроте течения богатой,  разнообразной и глубокой его мысли, наконец, при намеренном его стремления постоянно возбуждать внимание своего слушателя и читателя через раскрытие новых сторон в предмете, – все это крайне затрудняет надлежащее понимание истинного взгляда великого александрийского учителя на евхаристию. Из всех указанных выше родов жертв обратим внимание на раскрытие Оригеном учения о жертвах объективных: крестной, небесной и земной или евхаристической. Учение о первосвященническом, посредническом, ходатайственном служении И. Христа, – как на земле в крестной Его смерти, так и по вознесении Его на небо пред Отцом, а также и в жертве евхаристической, – составляло один из наиболее любимых Оригеном предметов Его рассуждений. Христос является для христианина посредником между ним и Богом всегда и во всем. Во всех религиозных действиях, направленных к умилостивлению Отца небесного 423 . Но ходатайствуя пред Отцом на небе, являясь там жертвою умилостивления, Он на земле, по своем воскресении, делается жертвою примиряющею, ходатайственною за род человеческий, преимущественно в евхаристии. По изображению Оригена , обе эти жертвы: небесная и евхаристическая имеют самое близкое отношение одна к другой, – до такой степени близкое, что он позволяет себе переносить черты небесной жертвы на евхаристическую, и наоборот, и даже усвоят одной название заимствованное от другой. В состав той и другой жертвы входят жертвы мучеников и также становятся к обеим жертвам в самое близкое отношение. Души мучеников, окружающие Агнца на небе 424 , и тела их на земле, служащие алтарями для Агнца евхаристического, – великий Архиерей, приносящий жертву на небе в сослужении святых, мучеников и ангелов, и тот же Архиерей, являющийся на земле в жертве евхаристической в сослужении священников, – все это, вместе взятое, дает Оригену случай рисовать величественные картины жертвоприношения великого Архиерея неба и земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Лобзание среди русских православных происходит следующим образом. Второй сослужитель приближается к старшему и берет его десницу. Тогда они одновременно целуют друг друга в левое и правое плечо и правую ладонь. Старший говорит: «Христос посреди нас» (или в Пасхальное время «Христос воскресе»); на что отвечает младший: «И есть, и будет» (или «Воистину воскресе»). Тогда второй сослужитель становится на место справа от старшего и ждет лобзания с другим сослужителем, который, сделав то же самое в свою очередь, становятся в ряд справа от него. В это же время диаконы целуют кресты на своих орарях. Во время чина мира в праздники сослужители обычно пользуются случаем, чтобы поздравить друг друга своими словами. Если нет сослужа- щих пресвитеров, то лобзание мира опускается. Служащий только целует дары с престолом и остается на своем месте для Символа веры . Тем временем, как только хор оканчивает пение «Отца и Сына и Святого Духа...», один из диаконов делает заключительное предупреждение: «Двери, двери, премудростию вонмем!», а хор или народ поет Символ веры . Обменявшись лобзанием, пресвитеры возвращаются на свои места вокруг престола, снимают воздух с даров и удерживают его над чашей и дискосом во время Символа веры . Если это архиерейская литургия, епископ нагибается и опускает голову на край престола, а сослужители веют аером над его головой. В пресвитерской литургии без сослужителей сам иерей снимает воздух и удерживает его над дарами. В конце пения символа аер лобызается, складывается и убирается в сторону. После завершения Верую, немедленно начинается диалог анафоры. Тот же самый чин находится в первопечатном издании, хотя Дука не дает иных рубрик, кроме указания священнику трижды поклониться, произнося стихи Пс. 17 . В древних евхологиях чин гораздо проще. После приветствия священника «Мир всем» диакон призывает: «Возлюбим друг друга», и происходит лобзание мира. Тогда диакон снова восклицает «Двери, двери, вонмем!», поется Символ веры , после которого снимается аер. Посмотрим, можно ли проследить дорукописную историю и последующее развитие этого обряда. I. Лобзание мира

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сих ради убо и сицевых причин не похваляхом начинание брата. Обаче похвалили есмы желание державнейшего и святого Вашего царствия посещения ради. Обаче паки глаголем по Божественному апостолу, аще непщевание или истинно Христос извещается. Сего ради или аще ради самолюбия церковников или ради иные вины, негли и благословно сице случися, радуемся, яко Киев имет митрополита, его же и хиротонию приемлем и, прочая оставляюще, молимся Владыце Христу: да даст ему силу правити благо и благоугодно. Подобает же ему, егда хиротонисует епископа, не предлагати его своими епископы, но доносити Святейшему Патриарху Московскому, по времени сущу, и иже с ним архиереем. И еже годно будет – собору творити. Второе. И в нынешнюю на той стране, рекомую Казацкую землю, суть некия в Риме и в Полше от латинов учения, и бяху архмандриты и игумени монастырей, и прочитают не подобно следствованию в монастирех, и носят езуитская ожерелия, сего ради да попечется преосвященный митрополит: во еже быти во всех монастырех тому же следованию, понеже не разделися Христос – и отложити ожерелия, ибо не подобает благочестивым знамя имети иному мудрствующих. Третие. Яко да будет тамо сечение или книга соборная, возвещающая чрез Ваше царское божественное повеление: по смерти прежреченных архимандритов и игуменов впредь священника, которой пойдет в папежское место учитися, архимандритом и игуменом и епископом не поставляти; аще же есть мирски – да не будет иереом. Доволно бо есть Православные веры к спасению и не подобает верным прелститися чрез философию и суетную прелесть. Великий Князь Александр не бе философ, но ответ, который даде послам Папиным, разнствуется Символу веры . Аще же покажется чрез божественную Вашу и царственную печать, да будет школа в Киеве и да учатся в Киеве по силе, и от папежской школы да отлучатся подобы благочестивешие. И тамо в Москве сохранен бе древний устав: да не бывают игумени или архимандриты от рода казацкого, но москали. Москаль и на Москве и в Казацкой земли, а казаки токмо в Казацкой земли: не подобает бо вкупе запрягати коня и вола, ниже ткати вкупе руно и лен, глаголет Писание. Далеко казацы-священницы от игуменства Московского и от иного достоинства, понеже исповедуем быти казаков православных, обаче многие нравы имеют разтленные, их же не подобает учитися тамошним православным. И сие негли бывает яко не оставят по времени суща, Святейшего Патриарха всея Москвы некия из бояр избрати архимандритов и игуменов, но или насилствующа или ходатайствующе, разтлевают Церки праведное, но праведно есть Святейшего Патриарха имети праведное избрание. Да сохраняются божественная необновленна.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010