Ветхозаветный священник приносит жертвы за грехи людей, но перед этим должен принести жертву за собственные согрешения Речь идет о том самом левитском священстве, о котором мы в прошлый раз размышляли. «И посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертву о грехах» (Евр. 5: 3). Вот это очень важно. Ветхозаветный священник – он сам такой же грешный, как и мы. Он приносит жертвы за грехи людей, но перед этим должен принести жертву за собственные согрешения. Православным священникам это очень знакомо. Прежде чем вынимать частицы за тех, кто об этом просит и подает записочки в алтарь, мы вынимаем частицу за самого себя: «Помяни, Господи, мое недостоинство». А уже потом поминаем других. Потому что мы находимся в той же немощи, в которой и те, кто просит нас за них помолиться. Христос в этом не имеет нужды. Христу не надо приносить жертву за Самого Себя. Это для нас, христиан, очевидно. Христос безгрешен, Он восприял плоть от Пречистой Девы Марии, непорочно Его родившей, и как Сын Божий, восприявший человеческую природу, не согрешал, не унаследовал родительского греха, не сотворил произвольного греха и никаким образом к греху не причастен. И ни в какой жертве за свой собственный грех Он не имеет нужды. Вроде очевидная для христианина вещь, может быть, мало переживаемая. Действительно, Христос для нас совершенно исключителен. Он вне греха и приносит Себя за наш грех. «Ты священник вовек по чину Мелхиседекову…» Дальше говорится, что как и в Ветхом Завете первосвященство никто не приимал сам собою, а был призываем Богом, как Аарон, так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником. Это сделал Тот, кто сказал Ему: «Ты – сын мой, Я ныне родил тебя» (Евр. 1: 5). Эта фраза впервые прозвучала во 2-м псалме (см.: Пс. 2: 7). Об этом же говорится во псалме 109-м: «ты священник вовек по чину Мелхиседекову» (Пс. 109: 4), то есть ты иерей вовек по чину Мелхиседекову. Далее говорится, что Христос поставлен с клятвой. То есть те, ветхозаветные, были без клятвы. А Сей с клятвой, потому что о Нем сказано: «клялся Господь и не раскается, ты священник вовек по чину Мелхиседекову» (Пс. 109: 4).

http://pravoslavie.ru/144772.html

77 Но думал ли Иисус Христос разрушить храм? Только безумцы, неразумевшие великий смысл сих слов, могли так обвинять Иисуса Христа, понимая, что лгут и зная истинный смысл слов Христовых, как видно из того, что по распятии враги Христовы говорили Пилату: помянухом, яко лжец сей, еще сый жив глагола, яко по триех днех восстанет. Но в ответ на подобное обвинение молчал Тот, кто всегда мог сказать о себе: кто от вас обличит Мя во гресе? 78 И тогда пристыженный Первосвященник обратился ко Христу, говоря Ему: »заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? " Господь говорит: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына человеческого, сидящего одесную силы, и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник разодрал одежды свои, и сказал: Он богохульствует; 79 и осудив Христа за мнимое богохульство – за то, что Он объявил себя тем, кем Он есть – Мессиею, Сыном Божиим, послал Его к Пилату. Когда Иисус предстал пред правителем, то он спросил Его: «Ты Царь Иудейский?» Иисус сказал: «ты говоришь». 80 И Пилат, этот представитель прав Цезаря, хотя и судит Христа, в угодие архиереев, но не находит в Нем никакой вины и прямо объявляет обвинявшим Его: »Я никакой вины не нахожу в нем». 81 Даже один из разбойников, распятых со Христом, говорил, что он ничего худого не сделал. 82 И так, по всему видно, что Спаситель пострадал и умер невинно и именно за грехи мира. Подумайте только о том, что если бы Иисус Христос достоин был мучений и поносной крестной смерти, то во время распятия Его не померкнуло бы солнце, и земля не покрылась бы мраком, как о сем еще издревле предвозвещено было пророком Амосом: и будет в той день, (т. е. в день Мессии) глаголет Господь, зайдет солнце в полудне ( Ам. 8:9 ). Пророчество это исполнилось, когда тварь увидела Господа и Творца своего на кресте распятого, как повествует о сем св. апостол Матфей: от шестого же часа тьма бысть по всей земли ( Мф. 27:45 ). 83 Таким образом Иисус Христос умер на кресте, яко человек, душою же снизшел во ад – в жилище всех умерших от века, где они находились в узах смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Апостол Павел в своем послании говорит нам, что даже Спаситель не мог Сам избрать Себя на это высочайшее служение: Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя ( Пс.2:7 ); как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека ( Пс.109:4 ). Христос есть Архиерей вечный, ведь Он по Своей Божественной природе вечен, неизменяем, и Царствию Его нет конца. Но как понимать слова по чину Мелхиседека ? Мелхиседек был первосвященником и царем города Салима. В Ветхом Завете он служит прообразом Господа нашего Иисуса Христа: первосвященник и одновременно царь. Еврейское слово «Мелхиседек» значит «царь правды». Господь наш тоже есть Царь вечный, Царь правды и одновременно Великий Первосвященник. Слово «салим» с еврейского языка переводится как «мир». Стало быть, Мелхиседек был царем мира, но ведь Спаситель наш есть Царь мира. Исторически неизвестно, где, когда и от кого родился Мелхиседек, когда он умер. Сын Божий рожден прежде век и Он – вечен, пребывает вовек. Вот даже по этим аналогиям становится понятно значение слов по чину Мелхиседека. Мелхиседек в лице своем и служении выступает как прообраз Христа и Его служения. И это служение Сына Божия выше обязанностей всех ветхозаветных первосвященников и церковных властей. Ведь Христос Сам глава Церкви. И вся наша вера Господь наш Иисус Христос. И потому, следуя словам апостола Павла, будем твердо держаться исповедания нашего. Потому что вера – это бесценный дар Божий, в основе которого лежит смирение, сердечная кротость и безмерная любовь. По вере вашей да будет вам, – сказал Господь ( Мф.9:29 ). С благоговением и трепетом духовным подходя сегодня к Животворящему Кресту Спасителя, прикоснувшись к нему, восполним силы духовные в несении постного подвига, укрепимся в вере, помня мудрое изречение Святителя Иоанна Златоуста: «Для того мы и называемся верными, чтобы, оставляя немощь дольных помыслов, восходить на высоту веры и в ее учении полагать свое высшее благо». Аминь. Другие проповеди

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Но думал ли И. Христос разрушить храм? Только безумцы, неразумевшие великий смысл сих слов, могли так обвинять Иисуса Христа, понимая, что лгут и зная истинный смысл слов Христовых, как видно из того, что по распятии враги христовы говорили Пилату: помянухом, яко лжец сей, еще сый жив глагола, яко по триех днех возстанет. Но в ответ на подобное обвинение молчал Тот, кто всегда мог сказать о себе: кто от вас обличит Мя о гресе? ( Ин.8:45 ) И тогда Пристыженный Первосвященник обратился ко Христу, говоря Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Господь говорит: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына человеческаго, сидящаго одесную силы, и грядущаго на облаках небесных. Тогда первосвященник разодрал одежды свои, и сказал: Он богохульствует ( Мф.26:63–66 ); и осудив Христа за мнимое богохульство – за то, что Он объявил себя тем, кем Он есть – Мессиею, Сыном Божиим, послал Его к Пилату. Когда Иисус предстал пред правителем, то он спросил Его: «Ты Царь Иудейский?» Иисус сказал: ты говоришь ( Мф.27:11 ). И Пилат, этот представитель прав Цезаря, хотя и судит Христа, в угодие Архиереев, но не находит в Нем никакой вины и прямо объявляет обвинявшим Его: «Я никакой вины не нахожу в Нем» ( Лк.23:14 ). Даже один из разбойников, распятых со Христом, говорил, что он ничего худаго не сделал ( Лк.23:41 ). И так, по всему видно, что Спаситель пострадал и умер невинно и именно за грехи мира. Подумайте только о том, что если бы И. Христос достоин был мучений и поносной крестной смерти, то во время распятия Его не померкнуло бы солнце, и земля не покрылась бы мраком, как о сем еще издревле предвозвещено было Пророком Амосом: и будет в той день (т. е. в день Мессии), глаголет Господь, зайдет солнце в полудне ( Ам.8:9 ). Пророчество это исполнилось, когда тварь увидела Господа и Творца своего на кресте распятаго, как повествует о сем св. Апостол Матфей: от шестаго же часа тьма бысть по всей земли ( Мф.27:45 ) 28 . Таким образом И. Христос умер на кресте яко человек, душею же снизшел во ад – в жилище всех умерших от века, где они находились в узах смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Христос дает нам время, чтобы мы стали из людей, далеких от Него, Его друзьями, Его детьми. Дает нам Свое Слово – Священное Писание Нового Завета, дает нам Свою благодатную помощь, дары Святого Духа, чтобы мы могли преобразиться, измениться, духовно воскреснуть и возрасти и стали Его радостью, Его святостью. Как жених заботится о наряде своей невесты, чтобы она пришла на свадьбу прекрасной, нарядно одетой, так Христос заботится о человеческой душе, чтобы она подлинно была Его невестой, когда эта встреча наконец произойдет. Чтобы была человеческая душа прекрасной и чистой, как бы ни была она грязна и искажена до встречи со Христом. Спаситель любящую душу очищает, обновляет и наделяет Своей красотой, чтобы красота Христова стала нашим счастьем, нашим бессмертием, нашей жизнью. 1998 год 87. «Сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную» Христос Спаситель вознесся Своим обновленным Воскресением человеческим естеством в мир Небесной славы Божией. Его ученики остались на земле. Как же они одни смогут жить по вере Воскресшему Господу и нести эту веру людям разных времен и народов? В Евангелии мы читаем, как после Тайной Вечери Иисус Христос со Своими учениками пошел в Гефсиманский сад. Там Он молился Своему Небесному Отцу. Эту молитву Богочеловека обычно называют Первосвященнической, так как в ней Господь молится Богу Отцу, как Великий Архиерей – Первосвященник, Сам Себя приносящий в жертву, которая имеет величайшее значение для всего мира. Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя ( Ин.17:1 ). Спаситель последние часы жизни до ареста был вместе со Своими друзьями. Несмотря на то, что Ему, как человеку, было тяжело, прежде всего в эти минуты Он думал об учениках, о том, как им будет тяжко, старался их укрепить и наставить. Первая часть молитвы – о спасении людей, ради которых Сын Божий стал Сыном Человеческим. Слова прославь Сына Твоего , очевидно, относятся к двум разным событиям: к прославлению в любви – распятию на Кресте и прославлению во славе – Вознесению. Прославление Сына в Вознесении, как и на Кресте, это прославление не только Божественных любви и всемогущества, но и прославление человеческой природы Спасителя. Человек взошел на небо, туда, где был Бог, но где никогда не было человека с его духовно-телесной природой. Через дела Христовы нам являются слава и величие Бога Отца: Да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную ( Ин.17:1-2 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

а) Священство Христово выражается, прежде всего, Его ходатайством на небесах: «Христос вошел не в рукотворенное святилище, ... но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» ( Евр. 9, 24 ), «Он есть Ходатай нового завета» ( Евр. 9, 15 ). б) Вместе с тем священство Христово составляет таинственное основание и видимых жертвоприносительных действий, совершаемых новозаветным священством в земной Церкви: когда священник совершает бескровную евхаристическую жертву, то, произнося молитву «Никто же достоин от связавшихся плотскими похотьми и сластьми приходити, или приближитися, или служити Тебе, Царю славы…» (во время Херувимской песни), где говорится: «Ты бо еси Приносяй и Приносимый, и Приемляй и Раздаваемый, Христе, Боже наш…» , он выражает веру Церкви в то, что невидимым Совершителем Евхаристии является Сам великий Первосвященник исповедания нашего (см. Евр. 3, 1; 4, 14 ) Господь Иисус Христос. Вопрос : В чем состоит сущность первосвященнического служения Господа Иисуса Христа? Ответ : Служение первосвященника и приносимые им жертвы прообразовали в Ветхом Завете примирительное служение Мессии – Господа Иисуса Христа, составляющее сущность Его искупительного подвига, в котором Он был и Архиереем (Первосвященником) и Жертвой, принесенной за грехи людские. Господь Иисус Христос примирил Правду Божию с человеком, сняв с каждого возрождаемого в таинстве святого крещения его вину, обусловленную как унаследованной им, так и лично приобретенной греховностью. Вместе с тем, Господь открыл путь к примирению человека с Богом, предоставив человеку возможность пользоваться очистительной благодатной божественной помощью, врачующей поврежденную грехом природу нашу. Таким образом, примирение является актом двусторонним. Это – примирение Бога (Его Правды) с человеком и человека с Богом: «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их,… и как бы Сам Бог увещавает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» ( 2Кор. 5, 19–20 ). Вопрос : Где Мессия называется Примирителем?

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Восшел Христос сегодня на престол небесный как Царь наш и как наш великий Архиерей, ходатайствующей перед Богом Отцом за нас, «как Иерей вовек по чину Мельхиседека». Мельхиседек, царь и священник, встретил родоначальника Христова, отца всех верующих на земле, патриарха Авраама, возвращающегося с битвы победителем над языческими царями, и вынес Мельхиседек при этом хлеб и вино ( Быт.14:18 ). Дары Мельхиседека – хлеб и вино. Дары Христовы – Его Тело и Кровь, «хлеб небесный и чаша жизни». – «Еже о нас исполнив смотрение и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Восшедший на небо Христос нам говорит: «Я с вами, и никто ничего не может против вас!» Как Он сказал уже накануне Своих крестных страданий: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» ( Ин.16:33 ); как Он говорил ранее: «Ободритесь; это Я, не бойтесь!» ( Мф.14:27 ); «Маловерный! зачем ты усомнился?» ( Мф.14:31 ); «Не бойся, только веруй!» ( Лк.8:50 ). Так Он говорит и сейчас любящим Его. «В любви нет страха, – говорит апостол, – но совершенная любовь изгоняет страх» ( 1 Ин.4:18 ), даже страх перед страшным Божиим судом преодолевается, наконец, сыновней любовью к Небесному Отцу. И когда в этой временной жизни судьба открывается перед нами мрачная, как бездна, мы знаем, что мы можем тогда пасть только в прободенные нас ради руки Распятого. «Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси: жезл Твой и палица Твоя та мя утешиста… чаша Твоя упоявающи мя яко державна…» ( Пс.22 ). «Но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день» ( Пс.138:12 ). «Если Бог за нас, кто против нас?.. Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас… ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим.8:31-39 ), Которому слава и держава во веки веков. Аминь

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-vag...

И мы читаем 16-ю главу Евангелия от Матфея 13 -й стих: Мф.16:13 . «Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? » . То, что этот вопрос был задан в «Кесарии Филипповой» , не является случайностью. Именно в Кесарии Филипповой сохранялись капища языческого ваала, и из белого мрамора Иродом Великим был построен огромный храм, посвященный римскому императору, «его божественному гению», как выражались язычники. Позже Филипп, сын Ирода Великого, еще больше украсил и обогатил храм, посвященный языческому императору, переменил название Паниас (так раньше называлась эта местность) в Кесарию, то есть «город цезаря», и добавил свое имя – «Филиппи», что значит Филиппова, в отличие от Кесарии, находящейся на берегу Средиземного моря. То есть, это место, Кесария Филиппова, было осквернено человеческими культами и ложными языческими обрядами. И здесь Христос устанавливает Свой статус в глазах собственных учеников. Но прежде Он задает им вопрос:  – За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Отвечая на этот вопрос, Мф.16:14 . «Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков». По истолкованию Златоуста, Христос хочет знать мнение народа (простого народа), потому что более доверяет их неопытности, нежели начитанности книжников и фарисеев, мнению архиереев и священников Иерусалимского Храма. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «И не говорит: за кого Меня почитают книжники и фарисеи? – хотя они часто приходили к Нему и беседовали; но желает знать непритворное мнение народа: ″за кого люди почитают Меня?″ Мнение народа было хотя гораздо ниже надлежащего, но без всякого лукавства; мнение же книжников и фарисеев внушено было сильной злобой» . Этот вопрос: «За кого люди почитают Иисуса?» – актуален и для наших дней! В наше время, как и во дни земной жизни Иисуса Христа, о Нем существовали самые разные и разноречивые мнения. Тогда «одни» почитали Его «за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию» . В наше время о Христе тоже говорят по-разному: кто-то видит в Нем только Человека, почитает Его Пророком (как, например, мусульмане), другие видят в Нем только Бога; а иные даже не верят в Его существование, в то что Он исторически существовал. Один знакомый мне кришнаит сказал, что «Иисус Христов великий гуру (учитель)»; от одного бомжа я слышал, что «Христос тоже был бомж». Есть нечто трогательное в том, что все хотят видеть Господа Иисуса Христа в своих рядах. Сказано: «…Господи, мы уповали на Тебя; к имени Твоему и к воспоминанию о Тебе стремилась душа наша. Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра… » ( Ис.26:8–9 ); и еще: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие!» ( Пс.41:2–3 ) Человечество обречено на поиск Христа (Мессии) и пресветлого Лика Его!

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

На Тайной Вечере Христос непостижимым для человеческого ума и общей логики образом предвосхищает Предательство, Суд, Страсти, Голгофу и Жертву на Кресте. Он предвосхищает эти события, потому что уже готовы Его Пресвятое Тело и Его Святая Кровь для трапезы… «Ешьте тело Моё», – говорит он им, – «и пейте кровь Мою». Я «Закланный Агнец». Из этого следует, что Жертва уже совершена 513 . И продолжает совершаться на нашей собственной Божественной литургии. Тайная Вечеря случилась за день до наступления Еврейской Пасхи. В тот год Пасха выпала на пятницу, 13-ого числа месяца Нисана, евреи перенесли ее на субботу – 14-ое. Так они сделали и делают всегда. Поэтому Господь использовал квасной хлеб, а не опресноки. Это ясно из следующих отрывков: «Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху» 514 . То есть они не вошли в Преторию для того, чтобы не быть оскверненными языческим домом, но чтобы остаться чистыми и вкусить Пасху. О субботе, в которую началась Пасха, говорит Иоанн: «ибо та суббота была день великий» 515 . То есть это была не обычная суббота, но суббота Еврейской Пасхи, с кануна которой начиналось употребление опресноков. Итак, на Тайной Вечере использовался квасной хлеб, с закваской и солью. Неверно католики настаивают на употреблении опресноков. Ведь это был не канун Пасхи, а третий день до нее. Во время Тайной Вечери было указание на предателя Иуду: «истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня» 516 . «Кто это? (спросили все) Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам» 517 . И подал Иуде Искариоту. Согласно евангелисту Луке во время Вечери ученики начали спорить между собой: кто из них больший. И Господь учил их уничижению: «но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий» 518 . Также Христос пророчествовал и о тройном отречении Петра: «не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня» 519 . Согласно тому же евангелисту, Христос пророчествует Своим ученикам о будущих гонениях, которым они подвергнутся ради Него. И, наконец, евангелист Иоанн донес до нас то, что называется «Евангелием Завета». Оно начинается с Тайной Вечери, затем продолжается в Гефсиманском Саду и заканчивается Архиерейской молитвой Иисуса Христа к Богу Отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

А по отношению к Иисусу Христу, те же слова изображают славу и честь, которых достиг Он, и по человечеству своему, чрез страдания, смерть и воскресение из мертвых, чрез вознесение на небо и седение одесную Бога Отца, и также указывают прямо на славу, честь и поклонение, которые должны воздавать Ему как Богочеловеку, человеки и Ангелы, как Его создания. Мы прославляем Господа Иисуса, – когда веруем в Него и исповедуем, что Он наш Спаситель и Бог , и по Его заслугам уповаем получить вечную жизнь и блаженство. Прославляет Господа Иисуса и грешник, когда с раскаянием обращается к Нему, и, веруя в Его заслуги, уповает получить от Него прощение своих грехов и помилование. Прославляет Господа Иисуса праведник, когда всею душею любит Его и всеми силами служит Ему, исполняя заповеди Его. Господу Иисусу приносят славу и честь все праведные и блаженные духи и будут приносит в нескончаемую вечность, как изображено в откровении Иоанна Богослова: Достоин есть Агнец заколенный прияти силу и богатство и премудрость и крепость и честь и славу и благословение. И всяко создание, еже есть на небеси, и на земли, и под землею, и на мори яже суть, и сущая в них, вся слышах глаголющая: Седящему на престоле и Агнцу благословение и честь и слава и держава во веки веков ( Откр.5:12–13 ). Иисус Христос изображается увенчанным, как одержавший победу над диаволом и царством его ( Откр.6:2 ), как преодолевший все трудности на пути к достижению цели, для которой сходил Он на землю т. е., для совершения спасения рода человеческого ( 2Тим.4:7–8 ), как великий Архиерей, самого Себя принесший в жертву за грехи мира ( Зах.6:11–13 ), как Царь, которому дана всякая власть на небеси и на земли ( Мф.28:18 ). И поставил еси его над делы руку Твоею. Вся покорил еси под нозе его. Иисус Христос, как единородный Сын Божий, от вечности был и есть Царь и Владыка неба и земли; но, после смерти и воскресения из мертвых, Он и как Богочеловек воспринял это владычество над всеми тварями. Внегда покорити Ему всяческая, ничтоже остави ему непокорено.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010