И оно священнодействуется не просто, но возлагается на жертвенник (престол) во время священнодействия во Святой и Великий Четверг, в конце которого совершаются священные молитвословия. И оно священносовершается Божественной печатью креста, как и Божественные Тайны. И как не могут быть Телом и Кровью Христовыми хлеб и чаша, если они не освящены молитвами иерея, так и миро, не освящённое молитвами божественных архиереев, не есть Великое Миро. Именно благодаря крещению и миру мы называемся христианами и являемся таковыми на самом деле, и особенно благодаря миру, которое называется ещё помазанием (хрисмой, χρισμα), так как Христос именуется Христом (Помазанником), потому что по плоти был помазан ( χρισθηναι) Духом Святым. Об этом говорят и Пётр, как уже упоминалось, и Давид. " Сего ради, – говорит псалмопевец, – помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих» ( Пс. 44:8 ). Что означает: исполнил Он Тебя всеми дарованиями (ибо Ты принял исполнение Божества), а причастники Твои получают дарования от Тебя как от источника. Таким образом, Спаситель принял миро и в Крещении, когда низошёл на Него Дух, да и перед страданиями Своими был Он помазан миром, сказав, что это делается для погребения Его ( Мф. 26:12 ), и показал тем, что умирает за нас. Он пребывал живым Богом и имел нераздельными с Собою животворные действия Духа. 12. О том, что Сам Спаситель совершил литургию Что касается священнодействия всесвятого Его Тела и Крови, то очевидно, что Он Сам его совершил и заповедал и нам совершать. " Сие, – говорит, – творите в Мое воспоминание» ( Лк. 22:19 ). «Он Сам есть священник вовек по чину Мелхиседека» ( Евр. 7:21 ), (приносящий хлеб и вино), никогда не перестающий быть иереем, или, лучше сказать, вечный иерей. Потому что Он добровольно принёс Себя на заклание в жертву на Кресте. И ныне закалает. Он принёс Себя в жертву Отцу – и ныне приносит, и предлагает в вечное заклание для вечного умилостивления Отца за нас. Его-то и имеем мы «Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, и будем твердо держаться исповедания Его» ( Евр. 4:14 ). И «таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес» ( Евр. 7:26 ), но смиривший Себя ради нас, грешных. 13. О том, что Спаситель по человечеству принял чин иерея и архиерея

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал Он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно также и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени приходит господин рабов тех и требует у них отчета. Сказав выше, что " не знаете дня, когда Господь придет " , Спаситель прилагает и притчу, показывая, что Он придет внезапно. Ибо Господь, как человек, отходящий в путь, призвал рабов Своих и поручил им то-то и то-то. Отходящим же называется соделавшийся ради нас человеком Христос или потому, что возшел на небеса, или же потому, что долго терпит и не вдруг требует от нас, но ожидает. Рабы Его - те, коим вверено служение слова, как-то: архиереи, иереи, диаконы и все, приявшие дарования духовные, одни большие, другие меньшие, каждый по силе своей, то есть по мере веры и чистоты. Ибо в тот сосуд вложит Бог дар Свой для меня, какой я представлю Ему: если представлю сосуд небольшой, то и дар вложит невеликий, а если сосуд большой, то и дар великий. Приявший пять талантов тотчас отошел и стал трудиться. Обрати внимание на усердие его: он ничего не пренебрег, но тотчас же принялся за дело, удвояя то, что получил. Удвояет же данный ему дар тот, кто, получив или дар слова, или богатство, или власть у царей, или иное какое знание и способность, приносит пользу не себе только, но старается быть полезным и для других. Напротив, закопавший талант в землю есть тот, кто думает об одной только своей пользе, а не о пользе других; и он осужден будет. Даже если увидишь даровитого и стремительного человека, но дарования свои употребляющего во зло, для своих выгод, на обманы и на предметы чувственные, считай его тем, кто закопал талант свой в землю, то есть в земные предметы. Спустя много времени приходит давший свое серебро, то есть или божественные слова, ибо " слова Господни - серебро расплавленное " (Псал. 11, 7), или же другое какое-нибудь дарование, возвышающее и прославляющее человека, имеющего его, - и требует отчета в полученном.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1867...

Иконографический тип " Вседержителя " распространен и в моленных иконах, небольших, имеющих хождение в быту: это личные и келейные иконы, дорожные образки, нагрудные медальоны. Здесь в равной степени представлены образы с закрытым и открытым Евангелием. Трактовка образа Иисуса Христа в некоторых иконах достигает удивительной глубины, лучшие образцы византийской и русской живописи являются настоящими шедеврами иконописи, начиная с синайского образа V в., вплоть до наших дней. Здесь и известный образ Пантократора, написанный в Константинополе в конце XIV века, под явным влиянием мистики св. Григория Паламы, и образ Спаса Тверской школы XV в., и икона Спасителя кисти Тихона Филатьева, 1703 г., и многие другие. В ранних русских иконах встречается иконографический вариант Вседержителя еще более сокращенный - это т.н. " Спас Оплечный " . Две великолепные иконы такого рода находятся в Успенском соборе Московского Кремля - " Спас Оплечный " и " Спас Ярое Око " , обе написаны в самом начале XIV века. В более поздний период получил распространение тип иконографии Христа, именуемый " Царь царем " или " Христос Великий Архиерей " . На иконах этого типа Спаситель представлен в царской или священнической одежде, изукрашенной золотом и в венце в виде то ли короны, то ли тиары. Этот иконографический тип имеет западное происхождение и вошел в русскую иконографию только в конце XVII века. " Этот образ имеет апокалиптическую трактовку, здесь художники пытались запечатлеть явление Господа Иисуса Христа так, как оно написано в книге Откровения Иоанна Богослова: " и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него, как пламень огненный, и на голове Его много диадем... из уст же Его исходит меч, чтобы им поражать народы. (...) На одежде и на бедре Его написано имя: Царь царей и Господь господствующих " (Откр. 19.1112, 15-16). Любовь к прямолинейным символам и аллегориям в XVII веке сказалась в несколько нарочитом выделении некоторых деталей - меч, исходящий из уст Христа, имя, написанное на бедре, и т.д. Одна из наиболее известных икон подобного типа принадлежит кисти иконописца А.И. Казанцева, написана им в 1690 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1463...

Ин.17:9-11. Аз о них молю: не о мире молю, но о [тех], ихже дал еси Мне, яко Твои [у Тебя] суть. И Моя вся Твоя [суть] есть, и Твоя Моя, и прославихся в них. И уже несмь в мире, и сии в мире суть, и Аз к Тебе гряду    Ходатайствует опять как человек, Примиритель и Посредник Бога и человеков (1Тим.2:5), и как истинно великий и всесвятой Первосвященник наш Своими молитвами умилостивляет Своего Родителя, Самого Себя священнодействуя за нас. Ведь Сам Он есть Жертва и Сам — Священник, Сам — Посредник, Сам — всенепорочное приношение, Агнец истинный, «берущий грех мира» (Ин.1:29). Таким образом, то древнее посредство Моисея было как бы образом некиим и ясною тенью того посредства, что в последние времена явлено Христом, — и подзаконный архиерей в своем образе начертывал Священнослужителя вышезаконного, ибо тень истины — закон. Ведь божественный Моисей и вместе с ним славный Аарон всегда посредниками выступали между Богом и собранием народным, то отклоняя гнев (Божий) за прегрешения израильтян и призывая вышнее благоволение на изнемогавших, то молясь за них, и благословляя их, и по установленному порядку принося подзаконные жертвы и, кроме того, еще дароприношения или за грехи, или благодарственные за те блага, что получили они от Бога. Но выше типов и подзаконных образов явившийся в последние времена Первосвященник и вместе Посредник Христос «умоляет» за нас как человек и щедро благодетельствует нас как Бог вместе с Богом и Отцом, раздающим блага достойным. Весьма ясно показал нам это Павел в словах: «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» (2Кор.1:2). Итак, умоляющий как человек, Он также и раздает как Бог. Будучи святым первосвященником, непорочным и безгрешным, Он не за Свои немощи, как это обычно было для получивших подзаконное священство (Евр.7:27), но, напротив, за спасение наших душ принес Себя, и притом однажды, ради наших грехов, и сделался ходатаем за нас, «и Он есть умилостивление за грехи наши», по слову Иоанна, и не за наши только, но и за целый мир (1Ин.2:2).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3517...

Исповедуй содеянное словом, делом, в ночи, во дни. Исповедуй во время благоприятное... и в день спасения ( 2Кор.6:2 ). Прими небесное сокровище. Будь прилежен к заклинаниям. Ходи неопустительно на огласительные поучения и помни, что сказано будет. Ибо говорится не для того, чтобы ты только слушал, но чтобы верой запечатлевал говоримое. Отложи всякое человеческое попечение, ибо ради души подвизаешься, все мирское совершенно оставляешь. Маловажно оставляемое, а велико от Господа даруемое. Оставь настоящее и верь в будущее. Столько лет провел ты в напрасных трудах для мира и в продолжение ли сорока дней не займешься молитвою в пользу души своей? Остановитесь и познайте, что Я – Бог ( Пс.45:11 ), говорит Писание. Убегай празднословия и ни сам не говори о другом худо, ни другого худо говорящего не слушай, но особенно будь готов на молитву. Покажи в себе затворника уединением сердца твоего. Очисти сосуд твой, чтобы получить тебе большую благодать. Ибо отпущение грехов равно дается всем, причастие же Святого Духа даруется по мере веры каждого. Если мало трудишься, мало получишь, если же делаешь много, то велика и награда. Для самого себя подвизаешься, смотри, что тебе полезно. 6 . Если на кого гневаешься, прости. Ты приступаешь к принятию прощения грехов; нужно, чтоб и сам ты простил согрешившему. Иначе с каким видом скажешь Владыке: отпусти мне многие мои грехи, – когда сам ты даже и малых не простил своему сослужителю? Будь прилежен к благочестивым собраниям не только ныне, когда и служители Церкви требуют от тебя этого, но и после принятия благодати. Ибо если вещь хороша, прежде нежели получил ты ее, то неужели после получения она не будет хороша? Если до насаждения с пользой мог ты быть напаяем и возделываем, то не с большею ли пользой можешь после насаждения? Подвизайся для души своей особенно в эти дни. Питай ее чтением Божественных Писаний, ибо духовную приготовил тебе вечерю Владыка. Скажи и ты с псалмопевцем: Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою ( Пс.22:1–3 ); чтобы и Ангелы возрадовались вместе с вами, и Сам Христос, Великий Архиерей, приняв ваше произволение и, представляя всех вас Отцу Своему, сказал: вот Я и дети, которых дал Мне Господь (см. Ис.8:18 ; Евр.2:13 ). Да сохранит Он всех вас благоугодными Себе. Слава Ему и держава в бесконечные веки веков. Аминь. Читать далее Источник: М.: Благовест, 2010. — 352 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Как в действительности частая божба приносила только вред обществу и государству, – в доказательство этого св. Василий Великий приводит пример из своего времени, когда сборщики податей заставляли поселян, просивших об отсрочке, клясться, «Нет пользы от клятв и для самих взысканий; а в душе своей клянущиеся дают место всему признанному злу. Как скоро люди научаются нарушать клятву, они не спешат уже платить должное, но думают, что клятва изобретена у них в орудие обмана и в предлог к отсрочке платежа» 314 . § 75. Учение Писания о клятве Ввиду такой опасности клятвы, уместен вопрос: дозволена ли клятва в священном Писании? Относительно Ветхого Завета ответ должен быть утвердительный. Там клятва предписана: «Господа Бога твоего да убоишися... и именем Его кленешися» ( Втор.6:13 ). Но и ветхозаветные Евреи понимали, какое это страшное дело клясться именем Божиим, а потому с чисто еврейской изобретательностью в клятве обходили имя Божие: клялись небом, землею, Иерусалимом, своею главою 315 . Иисус Христос в нагорной беседе высказывает высшее новозаветное учение о клятве, причем отвергает и еврейские обходные формулы клятвы: «Слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног его; ни Иерусалимом, потому что он город великого царя. Ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» ( Мф.5:33–37 ). Сам Спаситель, по евангельскому повествованию, ни разу не употребил клятвы. Если же Он нарушил Свое молчание, подвигнутый к тому заклятием ветхозаветного архиерея, то это ни мало не похоже на разрешение клятвы 316 . Из апостолов более обстоятельные указания на клятву находим у ап. Павла и ап. Иакова. В послании к Евреям ап. Павел пишет: «Люди клянутся высшим, и клятва в удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественное показать наследникам обетования непреложность своей воли, употребил в посредство клятву» ( Евр.6:16,17 ). Клятва человеческая здесь рассматривается не с нравственной ее стороны, но со стороны возможной от неё пользы – прекращения спора. Из слов апостола видно, что находящаяся в книгах ветхозаветных клятва Божия не может служить образцом для клятвы человеческой, так как невозможно Богу солгать ( Евр.6:18 ) и, клянясь, Он ссылается не на высшее, как люди, но на самого Себя, на Свою предвечную истинность. Здесь только форма клятвы для уверения ветхозаветных в непреложности воли Божией. Вообще в данном тексте ап. Павла не дается какого-нибудь разрешения употреблять клятву, а указывается только на факт существования клятвы (люди высшим клянутся) и на полезность клятвы, зависящую от несовершенства людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

На иконах «Спас Великий Архиерей», эта идея акцентируется сильнее . Там на фоне Креста с Распятым и четырехугольника с символами Евангелистов, частично перекрывающим сцену Распятия, пишется Господь Саваоф – в архиерейском облачении: крещатом саккосе, омофоре и митре. Правой рукой Он благословляет, а в левой держит ножны меча; на его лоне, в мандорле, расположенной на херувиме, обозначен Христос: в образе юноши, в доспехах и с мечом в руке; Распятию предстоят архангелы Михаил и Гавриил с орудиями страстей в руках; вся эта композиция заключена в сферу со звездами; вверху, над сферой со звездами, виднеется сегмент Небесной сферы. Раскрывая символику этого сложного визуального языка, получаем такую трактовку: Меч в руке Христа – оружие против диавола, символ власти и суда. Пустые ножны и благословляющий жест Господа Саваофа свидетельствуют о том, что власть вершить Правду и Суд дарована Сыну по человеческому естеству, и также о том, что Крестная Жертва не есть Жертва удовлетворения гневу Отца, а есть Жертва любви: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:16 ). «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее» ( Ин. 29:17 ). Так как любовь Бога Отца – это не ипостасное, а природное свойство, и оно равно принадлежит всем трем Божественным Лицам, и то и Крестная Жертва явила любовь к человеку всех трех Божеских Лиц. X. Наряду с тем, что Крест, в Православной иконографии, символизирует Жертвенник, он же символизирует и древо жизни. И этим фактором вновь даётся место противопоставлению ветхого Адама Новому Адаму – Христу: « ...первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий... Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба» ( 1Кор. 15:45,47 ). Как ветхий Адам через вкушение плода от древа произвел всеобщую смерть, так Новый Адам через Крестное древо даровал людям вечную жизнь: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили... Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествует для многих» ( Рим. 5:12,15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

«На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен: там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко» ( Ин.19:39–42 ). Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у благочестивого, потому что не сделал греха и не было лжи во устах Его ( Ис.53:9 ), – так духом Святым предрекал пророк Исаия о погребении Спасителя. Итак, пречистое тело воплотившегося Отчего Слова лежит во гробе; «камень велий» лежит над дверьми гроба, к камню приложена неспокойными в своей совести архиереями печать; приставлена стража ко гробу: «яко царя спяща» стерегли воины тело Господа. А за гробом совершилось во аде великое торжество, – изведенйе из ада первого Адама и всех праведников, спасенных послушанием Второго Адама. Христос, – говорит Святой Апостол Петр, – быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам сошед проповедал ( 1Петр.3:18–19 ). «Во гробе плотски, во аде же с душою яко Бог, в раи же с разбойником и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй Неописанный». Так поет Святая Церковь , прославляя Господа, весь мир просветившего крестом Своим. Святой Афанасий Великий , изъясняя ту церковную истину, что Богу Слову во спасение людей от греха и Его последствий надлежало в плоти умереть, говорит так: «Слово знало, что тление не могло быть прекращено в людях, как только непременно смертию: умереть же Слову, как бессмертному и Отчему Слову, было невозможно: для сего то самое приемлет Оно на Себя тело, которое бы могло умереть, чтобы, как причастное над всеми Сущего Слова, довлело оно к смерти за всех, чтобы ради обитающего в нем Слова пребыло нетленным, и чтобы, наконец, во всех прекращено было тление благодатию Воскресения. Потому принятое Им на Себя тело принося на смерть, как жертву и заклание, свободное от всякой скверны, этим приношением сходственного во всех подобных уничтожило немедленно смерть. Ибо Слово Божие, будучи превыше всех, в Сей храм Свое телесное орудие принося в искупительную за всех жертву, смертию Своею совершенно выполнило должное, и таким образом посредством подобного тела со всеми сопребывая, нетленный Божий Сын, как и следовало, всех облек в нетление обетованием Воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/iz-duh...

Неслучайно в дни Великого поста Церковь установила воздерживаться в некоторых случаях и от Евхаристии. Ведь полная Евхаристия Великим постом не служится, кроме суббот и воскресений, а по средам и пятницам совершается особая вечерняя Литургия Преждеосвященных Даров. Церковь как бы на время закрывает для нас в некоторые дни доступ на ту высокую гору, на которой мы «высокими умы» можем общаться с Господом. Это происходит для того, чтобы мы осознали свою греховность, принесли покаяние за все наши злые дела и лучше подготовились к этому великому Таинству. Таинство Евхаристии (кроме Великого поста) совершается в Церкви ежедневно, и всякий раз, когда совершается Евхаристия, мы приглашаемся быть ее участниками и ее причастниками. Нужно помнить, что всякий раз, когда на Литургии мы слышим слова Христа, произносимые священником или архиереем: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое... Пийте от Нея вси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, за вас изливаемая во оставление грехов», каждый раз, когда мы видим священника, выходящего с Чашей, и слышим: «Со страхом Божиим и верою приступите», — эти слова обращены к каждому из нас. Во все дни, когда служится Литургия, когда совершается Евхаристия, Бог призывает нас «высокими умы» взойти на эту гору и общаться с Ним не так, как Моисей — в страхе и трепете, — а соединяться с Господом духовно и телесно через Таинство Евхаристии. И только в некоторые дни Великого поста Церковь удерживает нас от участия в этом Таинстве ради того, чтобы мы могли понести покаяние. Господь призывает нас быть причастниками Тайной вечери всегда, когда мы этого пожелаем. Молясь «хлеб наш насущный даждь нам днесь», мы просим не только о хлебе материальном, не только о пище, которую употребляем для того, чтобы продолжалась наша жизнь, но и о том Небесном Хлебе, которым является Сам Господь. Это Хлеб, о котором Христос сказал, что вкушающий от него не умрет, ибо тот, кто вкушает этого Хлеба, по слову Господа, «во Мне пребывает и Я в нем» (Ин. 6:56). Человек, который причащается Святых Христовых Таин, соединяется с Богом духовно и телесно. Дистанция, которая существует между нами и Богом и которую никакой человеческий подвиг, никакое усилие, никакая человеческая святость неспособны преодолеть, преодолена Самим Богом, когда Он стал человеком, когда Он пришел на эту землю.

http://patriarchia.ru/db/text/3628073.ht...

Но мы имеем свидетельства по всему Священному Писанию о том, что Христос Бог — Тот, Кто родился в Вифлееме Иудейском от Девы Марии во дни Иудейского царя Ирода; что Он был распят, воскрес, вознесся на Небо и вновь придет судить живых и мертвых. Так мы веруем и так мы думаем — и проклинаем всякую ересь, в особенности же ересь Алексея протопопа и соучастников его беззакония: попа Дениса, Федора Курицына и всех, то же думавших и думающих, богохульствующих на Господа нашего Иисуса Христа, истинного Бога, и называющих Его простым человеком, а не Богом по естеству, ожидающих губителя-антихриста, вместе с которым они сгорят в неугасающем пламени. Мы же доподлинно знаем, что не только святые апостолы, но и пророки, праведники, цари и патриархи многократно и во многих образах предсказали Рождество Христа — и время, и место его. Не только Рождество, но и Распятие Его, и Воскресение, и Вознесение на Небо, и второе Пришествие, когда Он в славе придет судить живых и мертвых, — все это они предсказали в мельчайших деталях.    Здесь мы прежде всего напишем о Его Божественном Рождестве от Девы Марии, после — о Распятии, о Воскресении, о Вознесении на Небо и о Его втором Пришествии. О Рождестве Господа нашего Иисуса Христа    Великий среди патриархов Иаков говорит: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Тот, Которому принадлежит царство, и Он — надежда народов» (См. Быт. 49:10). Он справедливо сказал «народов», а не «иудеев». От пророчества Иакова до Христова Рождества прошло 1808 лет. Сначала иудеи жили в Египте, после исхода из Египта до Саула у них начальствовали судьи, после, до вавилонского пленения, ими управляли цари, потом, до Христова Рождества, ими правили архиереи. Поэтому сказано: «Когда Иисус родился... во дни царя Ирода Иудейского» (Ср.: Мф. 2:1). Уже исчезли из народа жидовского, собственно из колена Иуды, цари и властелины, и царствовал Ирод, который не был жидом (Ирод Великий — идумеянин. Идумея была захвачена Израилем в царствование Иоханана Гиркана (135—104 гг.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010