7 . Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. 8 . Прпп.: Георгия Хозевита, Домники, Емилиана исповедника, Григория Печерского, Илии пустынника египетского; мчч.: Иулиана, Василисы и прочих с ними: Келсия, Антония, Анастасия. Мариониллы; сщмч. Картерия, мчч.: Феофила диакона и Елладия простца (мирянина). 9 . Мч. Полиевкта, свт. Филиппа, митр. Московского; прп. Евстратия чудотворца, прор. Самея; свт. Петра, еп. Севастийского. 10 . Свт. Григория Нисского ; прп. Дометиана, еп. Мелитинского; прп. Маркиана, пресвитера и иконома великой Константинопольской Церкви; прп. Павла Комельского. Свт. Григорий Нисский († после 394 г.), родной брат свт. Василия Вел., присутствовал на 2 Всел. Соб. и ему приписывают дополнение Никейского Символа веры относительно учения о Св. Духе. Подобно своему брату, он отличался пламенною ревностью о правой вере. Прп. Маркиан († после 471 г.) отличался любовью к храмозданию. Так, он устроил великолепный храм во имя св. мч. Анастасии, и когда один из друзей его выразил удивление, почему он тратит большие суммы на этот храм, то святой ответил ему: «если бы ты выдавал свою дочь за знатного вельможу, то неужели не наградил бы ее богатым приданым? А я строю церковь невесте Христовой, пролившей за небесного Жениха свою кровь, как же мне жалеть богатства на украшения ей»? 11 . Прп. Феодосия Вел., общих житий начальника; прп. Михаила Клопского, прп. Феодосия Антиохийского. 12 . Св. мч. Татианы, свт. Саввы, архиеп. Сербского; мчч. Мертия и Петра Авессаломита; прп. Евпраксии, прп. Мартиниана Белозерского. Свт. Савва, первый архиеп. Сербский († 1236), был великий поборник православия. Он «многи книги преписа законныя о исправлении вере», напр. Кормчую, которая потом была прислана болгарским деспотом Святославом киевскому митр. Кириллу II и легла в основу нашей Кормчей; иногда сам объезжал страну, поправляя недостатки, обличая заблуждения и утверждая народ в вере и благочестии. Церковное венчание он считал необходимым условием законного брака и потому посылал отыскивать тех, которые жили с женами без церковного благословения, и венчать их (Жит. св. Саввы Серб. в библ. Каз. д. акад. 1381). Будучи великим поборником православия, свт. Савва признавал, однако, латинское поливательное крещение истинным, почему и принимал латинян в православную церковь не чрез крещение, а чрез миропомазание.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

войск к высадке на Сицилию, и в июне 1718 г. папа объявил о приостановке всех привилегий, данных Папским престолом испан. короне. В ответ кор. Филипп V выслал папского нунция из Мадрида и в июле испан. войска оккупировали Сицилию. Действия Испании привели к образованию Союза 4 держав (Свящ. Римская империя, Великобритания, Франция, Республика Соединенных провинций), не желавших нарушения условий Утрехтского мира, и к его войне с Испанией. Антииспан. позиция К. способствовала нормализации отношений с имп. Карлом VI; летом 1719 г. он распорядился вновь открыть нунциатуру в Неаполе. В окт. того же года английские и имперские войска освободили Сицилию, франц. армия начала боевые действия в Испании. 5 дек. кор. Филипп V был вынужден отправить кард. Х. Альберони в отставку. 17 февр. 1720 г. в Гааге был заключен мирный договор между Испанией и странами Союза 4 держав. Договор предусматривал передачу Сицилии под власть имп. Карла VI и присоединения ее к Неаполитанскому королевству, в качестве компенсации кор. Виктор Амадей II Савойский получил Сардинию, при этом напоминание Папского престола о вассальной зависимости Сицилии было вновь проигнорировано. Отставка кард. Х. Альберони, которому удалось бежать от папского суда на территорию Генуэзской республики, способствовало нормализации отношений папы с Испанией, где в июле 1720 г. была вновь открыта нунциатура. 11 марта 1721 г. папа подписал новый конкордат с испан. королем. В понтификат К. серьезной проблемой для католической Церкви вновь стала полемика со сторонниками янсенизма , вспыхнувшая после т. н. мира Климента, установленного в 1669 г. папой Римским Климентом IX . В кон. 1700 г. К. дал аудиенцию Петрусу Кодде, архиеп. Севастийскому in partibus infidelium, апостольскому викарию Батавии (Республика Соединенных провинций), к-рый прибыл в Рим для участия в каноническом процессе, начатом против него в 1697 г. по обвинению в распространении янсенистских взглядов. По поручению папы архиеп. П. Кодде подготовил и в марте 1701 г.

http://pravenc.ru/text/1841401.html

a V. Fol. 64r, XI в.); в груз. Минеи из Давидгареджи (Tbilisi A 648. б/п, XI в.); в греко-груз. рукописи и др., а также в настенных минологиях ряда средневек. серб. храмов (в ц. св. Георгия мон-ря Старо-Нагоричино (Македония), 1317; в нартексе архиеп. Даниила 2, Печская Патриархия (Косово и Метохия), 1561); в ц. свт. Николая в Пелинове (Черногория), 1717-1718) и на рус. минейных иконах на январь (напр., кон. XVI в. (ЧерМО), минея годовая, нач. XIX в. (УКМ)). Иконы святителя встречаются редко и, как правило, обусловлены желанием заказчика иметь образ соименного святого, напр. икона работы царских мастеров «Григорий Нисский и прп. Ксения», 1-я пол. XVII в. (ГТГ) - обе фигуры в 3/4-ном повороте в молении к Спасителю, изображенному в небесном сегменте вверху. Согласно греч. иконописному подлиннику нач. XVIII в., его следует писать так: «Старец с остроконечною бородою, говорит: «Благодарим тя, Царю невидимый» (по иерусалимскому списку - Благословляяй благословящия Тя, Господи)» («Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота. Ч. 3. § 8. 14); рус. иконописные подлинники по спискам Г. Д. Филимонова и С. Т. Большакова (оба XVIII в.) совпадают в описании Г.: «Подобием стар, сед власы, брада мало подоле Власиевой (сщмч. Власия Севастийского.- Э. Ш.), риза святительская, на плечах омофор, в руках книга. Бяше же, по телесному воображению, подобен брату своему Василию, обаче в сединах, но яко понизок» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 246). Лит.: Ерминия ДФ. С. 160; Большаков. Подлинник иконописный. С. 64; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. Кат. 859. С. 368; Ritter A. M.//LCI. Bd. 6. Sp. 450-451; Менолог. С. 193, 201, 236, 271, 283, 368, 383. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок.

http://pravenc.ru/text/166529.html

лет ежегодно в Ростове совершали крестный ход с участием этой иконы. В сер. XIX в. реликвия размещалась в резном деревянном киоте на постаменте на зап. стороне юго-зап. столба Зачатьевского собора, возле мощей свт. Димитрия; жемчужная риза, украшенная алмазами и драгоценными камнями, была пожертвована А. А. Орловой-Чесменской . В ярмарочные и праздничные дни, когда в Ростове было много богомольцев, желавших приложиться к образу Пресв. Богородицы, киот с иконой переносили к алтарю, близ юж. угла иконостаса; впосл. это место для Ватопедской иконы стало постоянным. В посл. четв. XIX в. образ поместили над царскими вратами Зачатьевского храма. По воскресным дням после вечерни икону спускали вниз и читали перед ней акафист. Со временем келейный образ свт. Димитрия наряду с его мощами и хранившимися под спудом мощами свт. Иакова Ростовского стал одной из главных святынь Спасо-Иаковлевской обители. В 1916 г. был освящен придел в честь Ватопедской иконы Божией Матери в монастырской ц. свт. Иакова Ростовского. В 1-й четв. XX в., согласно описи мон-ря (Архив ГМЗРК. А-1035), в обители было неск. икон этого извода. Чудотворная икона по-прежнему находилась над царскими вратами в Зачатьевском соборе. В этом храме было еще 2 списка: в местном ряду и позади настоятельского места. В ц. свт. Димитрия, куда с 1909 г. на лето переносили мощи святого, список Ватопедской иконы располагался над ракой святителя, в приделе свт. Николая он был написан на мраморной доске престола. Такое же изображение на доске престола было в ц. свт. Иакова Ростовского. На паперти Иаковлевского храма в киоте находилась большая икона (141×86 см; 2-я пол. XIX в. под записью нач. XX в.), к-рая в наст. время хранится в приделе во имя св. Иоанна Предтечи и сщмч. Власия Севастийского в ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове. Последнее упоминание о Ватопедской иконе встречается в документах 20-х гг. XX в.: архиеп. Ростовский Иосиф (Петровых) в 1925 и 1926 гг. обращался в милицию с просьбой разрешить крестные ходы по Ростовскому у. с этой иконой и с образом свт. Димитрия Ростовского. После закрытия Спасо-Иаковлевского монастыря, в 1928 г., судьба икон из храмов обители неизвестна. После передачи РПЦ в 1991 г. Спасо-Иаковлевского мон-ря и мощей свт. Димитрия начались поиски Ватопедской иконы. В 1997 г. она была возвращена в обитель: святыню передал в мон-рь митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), к-рый получил ее от митр. Ленинградского и Ладожского Никодима (Ротова), возглавлявшего в 1960-1963 гг. Ярославскую кафедру. По сообщению В. Н. Сергеева (получено в 1964 во время экспедиции ЦМиАР в Угличский р-н), икона в 1963 г. была взята архиеп. Никодимом из закрытой ц. Св. Троицы в с. Дивная Гора (Угличский р-н Ярославской обл.). Икона реставрирована до передачи в мон-рь, но сведений об этих работах нет. По случаю возвращения образа в Спасо-Иаковлевской обители установлен праздник Сретения Ватопедской иконы Божией Матери (25 авг.).

http://pravenc.ru/text/2581723.html

А вот характерный отзыв о Полууставах: «Полуустави в сей день (8 января) полагают св. Емелиана исповедника, неведомо чесого ради, того бо память августа 6-го» (Пролог, ч. III, л. 555-й). В рукописи бывш. Московской Патриаршей библ. 130, в каталоге патриархов Цареградских, есть также указания на ошибки месяцесловов: «Месяцесловы Московский, Львовский и Киевский, недавний, в лето 1691 печатанный, полагают 24 окт. память св. патриарха Афанасия, но его в Московских месяцесловах и Прологах нет». Затем приводится о том же мнение Киевского месяцеслова, при Иннокентии Гизеле печатанного, и делается заключение: «Разве того Афанасия месяцесловы в святых окт. 24 полагают, о нем же будет ниже, иже святи митрополита Киевского Петра св. в лето 1368-е» (л. 133). Или далее, в той же рукописи: «Месяцеслови малороссийстии: Киевский, Львовский, Виленский, Черниговский месяца февраля 10 числа полагают между святыми некоего патриарха Цареградского Анастасия, лета же ему, коего бе, не полагают. Неведомо убо, который то Анастасий, сей ли еретик, или ин некий, во всех бо каталогах патриархов Цареградских несть иного Анастасия, разве сего единого, еретика бывша. А великороссийский месяцесловы и Прологи Анастасия патриарха Цареградского в святцах не полагают» (л. 148-й). Архиеп. Сергий считает здесь Афанасия, умершего в 131 г., а Анастасия называет епископом Иерусалимским (Полный месяцеслов Востока, т. II, с. 39 и 329). 101 Пролог, ч. I, л. 38 об. В Полном месяцеслове Востока, архиеп. Сергия тоже Лукий, но не Аполлос, а Апеллий, Аполлос – 8 декабря (т. II, с. 277). 109 Четии-Минеи, ч. IV, л. 153 об. и рукоп. бывш. Московской Типографской библ. 420 (472), л. 455. 124 Рукоп., л. 468 и далее. Из отмеченных в списке житий не все оказались внесенными в Четии-Минеи; к подобным относятся: Аттика, патриарха Цареградского (январь, т. I, с. 493), Петра еп. Севастийского (там же, с. 589), в Четиих-Минеях только память (9 января), свв. Пегрия и Евтропия (январь, т. I, с. 725), св. епископа Илария (там же, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

1 св. муч. Трифона. 2 Сретение Господа нашего Иисуса Христа. 3 св. прав. Симеона и Анны пророчицы. 11 св. священномуч. Власия, еписк. севастийского. 16 св. мучеников в Мартирополе и св. Маруфы и св. муч. Памфила, Валента и проч. 23 св. муч. Поликарпа, еписк. смирнского. 24 обретение честные главы Крестителя Иоанна. Март 9 св. 40 мучеников в Севастии. 22 Фомы, патриарха константинопольского. 25 Благовещение Пресв. Богородицы. Апрель 6 св. отца нашего Евтихия, архиеп. константинопольского. 23 св. великом. Георгия. 25 св. ап. и евангелиста Марка и обновление св. апостола Петра, прилежащего Великой церкви. 26 св. священномуч. Василия, еписк. амасийского. 30 св. апостола Иакова, брата Господня. Смотри службу в неделю по Рождестве Христове. Май 2 св. Афанасия, архиеп. александрийского (см. службу 18 янв.). 8 св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова. 11 обновление города (Константинополя). 12 св. Епифания, архиеписк. кипрского, и св. Германа, патриарха константинопольского. 21 св. царей Константина и Елены. Июнь 2 св. Никифора, архиеписк. константинопольского. Служба Иоанна Златоустов а в ноябре. 4 св. отца нашего Митрофана, архиеписк. константинопольского. 5 избавление от варваров и лития на поле. 11 св. апостолов Варфоломея и Варнавы. 14 св. прор. Елисея и Мефодия, патр. константиноп. (Служба пророку. Апостол и Евангелие те же, что и ныне). 24 Рождество Иоанна Предтечи. 25 Избавление от Сарацынов и лития во Влахернах. 29 св. первоверховных апостолов Петра и Павла. 30 св. апостолов. Июль 1 свв. чудотворц. Космы и Дамиана. Служба написана 1 нояб. 2 Ризы Богоматери во Влахернах. 4 пр. отец наших Марка и Андрея иерусалимского. Служба, что Григорию нисскому 10 янв. 8 св. муч. Прокопия. 10 45 муч. в Никополе арменском. Служба 9 марта. 11 св. муч. Евфимии. Служба 16 сентября. 15 св. муч. Кирина и Иулиты. 16 память IV вселенского собора в Халкидоне, в следующую затем неделю память V собора на Севира. 27 св. муч. Пантелеимона. 31 обновление святого храма Богородицы во Влахернах. Август

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В дек. 1951 г. в Туле был арестован архиеп. Антоний, а Н. Кутепов привлечен к следствию в качестве свидетеля и в течение месяца находился под подпиской о невыезде, его ежедневно допрашивали. Хотя обвинение ему предъявлено не было, но с этого времени он рассматривался властями как политически неблагонадежный. В апр. 1952 г., еще до окончания семинарии, был уволен Тульским еп. Сергием (Лариным ; впосл. архиепископ) с должности секретаря архиерея и 2-го иподиакона Всесвятского собора Тулы «ввиду нецелесообразности его дальнейшего пребывания в составе работников Тульской епархии». Окончив семинарию в том же году, не был направлен ни на продолжение учебы в ДА, ни на служение в приходе. В кон. 1952 г. принят Вологодским и Череповецким еп. Гавриилом (Огородниковым ; впосл. архиепископ) на службу в Вологодскую епархию и назначен на должность сверхштатного псаломщика в Воскресенскую церковь г. Череповца. 12 июля 1953 г. рукоположен во диакона в безбрачном состоянии, зачислен в штат Казанской ц. в г. Устюжна Вологодской обл. В сент. того же года поступил на заочный сектор Ленинградской ДА. В сент. 1954 г. перешел на очное обучение в академии. В июне 1958 г. окончил Ленинградскую ДА с ученой степенью кандидата богословия за соч. «Высокопреосвященный Исидор, Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский» (издано в 2009). 13 авг. 1958 г. назначен Учебным комитетом при Синоде на должность помощника инспектора и преподавателя Киевской ДС. 18 сент. того же года указом митр. Киевского и Галицкого Иоанна (Соколова) также был назначен сверхштатным диаконом Андреевской ц. Киева. 14 окт. 1959 г. рукоположен митр. Иоанном во иерея. 11 дек. того же года назначен инспектором Саратовской ДС с условием принятия монашества, и 20 дек. принял в Киево-Печерской лавре монашеский постриг с именем в честь св. воина Николая, мч. Севастийского (это был последний постриг в лавре перед ее закрытием советскими властями). 9 июня 1961 г. в связи с предстоящим закрытием Саратовской ДС и отсутствием преподавательских вакансий в др. оставшихся семинариях Н. решением Учебного комитета поступил в распоряжение Саратовского архиеп. Палладия (Шерстенникова ; впосл. митрополит).

http://pravenc.ru/text/2565990.html

Сведения о начале христ. общины в М. немногочисленны. Первым достоверно известным епископом М. следует считать исп. Акакия , который пострадал в гонение имп. Деция (249-251). С М. визант и др. правосл. традиции связывают историю Мелитинских мучеников, 33 . Стабильная христ. община окончательно сформировалась, видимо, к сер. IV в. Ок. 358 г. в М. состоялся Собор, в котором участвовали епископы из Каппадокии, из арм. провинций и некоторых др. областей востока М. Азии. Собор постановил низложить еп. Евстафия Севастийского и возвести на кафедру Севастии свт. Мелетия I (см. Мелетий I , архиеп. Антиохийский), уроженца М. ( Basil. Magn. Ep. 79(163)). Кто занимал кафедру в самой М. в это время - неизвестно. Осенью 363 г. еп. Ураний из М. участвовал в Антиохийском Соборе, на к-ром значительная часть вост. епископата подтвердила свою приверженность к Никейскому Символу веры. В 70-х гг. IV в. кафедру М. занимал свт. Отрий , который состоял в переписке со свт. Василием Великим ( Basil. Magn. Ep. 316), а также участвовал во II Вселенском Соборе в К-поле в 381 г. Ок. 377 г. в М. род. прп. Евфимий Великий , один из основателей палестинского монашества. Здесь же он был рукоположен во священника и провел первые 30 лет жизни. Наставниками Евфимия были свт. Акакий и Синодий, оба ставшие впосл. епископами М. ( Cyr. Scyth. Vita Euthym.). Преемником еп. Отрия был еп. Летоий, к-рый известен по одному из посланий, отправленных ему свт. Григорием Богословом . Свт. Акакий из М. сыграл значительную роль в жизни вост. Церквей в 30-х гг. V в. Он одним из первых обличил ересь Нестория , участвовал в III Вселенском Соборе в Эфесе в 431 г., состоял в переписке со свт. Кириллом Александрийским. Еп. Константин из М. в 448 г. участвовал в К-польском Соборе, на к-ром под председательством архиеп. Флавиана К-польского было впервые осуждено евтихианство ( монофизитство ). В 449 г. на Эфесском Соборе еп. Константин отсутствовал по неизвестной причине, и вместо него делегацию из пров. Армения Вторая возглавляли епископы Иоанн Никопольский и Акакий Ариаратийский. В 451 г., однако, еп. Константин участвовал в IV Вселенском Соборе в Халкидоне и подписал его акты. Еп. Отрий (II) в 458 г. подписал «Энкиклион» визант. имп. Льва I , в к-ром осуждал убийство монофизитами патриарха Протерия Александрийского. Среди епископов М. в кон. VI в. особую роль в политической жизни Византии сыграл свт. Дометиан , двоюродный брат визант. имп. Маврикия (582-602). Еп. Дометиан жил в основном в К-поле и, вероятно, выполнял роль духовного наставника имп. семьи арм. происхождения. Он также выполнял ответственные поручения императора; в 591 г. сопровождал из Сирии в Ктесифон персид. шаха Хосрова II, который был возвращен на персид. престол визант. войском. Остальные епископы М. позднеантичной и средневековой эпох известны в основном лишь по их подписям под актами различных Соборов КПЦ.

http://pravenc.ru/text/2562892.html

Научное исследование мощей отцов, почивающих в Дальних пещерах, произведенное в 1982 г., показало, что П. к моменту кончины было 20-25 лет, возраст М. определить не удалось (Дива печер. 1997. С. 94). Местная канонизация М. и П. совершена при архим. Варлааме (Ясинском ; впосл. митрополит Киевский), настоятеле Киево-Печерской лавры в 1684-1690 гг., когда был установлен Собор преподобных отцов, почивающих в Дальних пещерах. Тогда же, вероятно, была составлена «Служба преподобных отцов Печерских, ихже нетленные мощи в Дальней пещере почивают», в к-рой М. и П. прославляются в 6-м тропаре 3-й песни канона. Общецерковное почитание М. и П. установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., к-рыми было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. М. и П.) в общецерковные месяцесловы. В 1843 г. установлено празднование Собору всех Киево-Печерских святых и Собору всех святых, в Малой России просиявших. Не позднее XIX в. были составлены тропари и кондаки М. и. П. (опубл. в кн.: Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 44-46). Дни памяти М. и П., как и мн. др. св. отцов, почивающих в Дальних пещерах, были установлены во 2-й пол. XIX в. Ист.: Службы прп. отцам Печерским, ихже мощи в Ближней и Дальней пещере нетленно почивают. К., 1763; Канон собору прп. отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих//Минея (МП). Авг. Ч. 3. С. 132. Лит.: [Евгений (Болховитинов), митр.]. Описание Киево-Печерской лавры. К., 18473. С. 113, 294; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 359; Модест (Стрельбицкий), архиеп. Краткие сказания о жизни и подвигах св. отцев Дальних пещер Киево-Печерской Лавры. К., 1885. С. 8; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 24-25, 26-27; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 662; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Нояб. С. 127; Дива печер лаврських. К., 1997 (по указ.); Филарет (Гумилевский), архиеп. РСв. 2008. С. 477. М. В. П. Иконография Описания облика М. и П. представлены в Строгановском толковом иконописном подлиннике (т. н. Клинцовском, кон. XVIII в.) в составе Собора Киево-Печерских святых (все без указания дня памяти): М.- «сед, брада кругла, доле Николины, проста, на главе клобук черн, ризы преподобническия дичь, испод киноварь разбелен, правая рука молебна у сердца, длань вверх, левою поднял ризу с левыя страны» (кон. XVIII в.; БАН. Строг. 66. Л. 318 об.- «левыя страны» 46-й); П.- «сед, брада Власиева (сщмч. Власия Севастийского.- Э. Ш.), власы с ушей, на плечах клабук черн, риза преподобническая, испод вохра, правую руку прижал к сердцу, левою держит ризу, поднял мало» (Там же. Л. 316 - «левыя страны» 14-й).

http://pravenc.ru/text/2563016.html

«В Великом посту, – пишет свят. Димитрий в Диарии, – привезены ко мне из Гданска книги Болланда о житиях святых» 193 . Это было знаменитое Антверпенское издание ученых иезуитов, высланное в Киев в количестве 18 томов за первые, начиная с января, пять месяцев года. Богатство заключающегося в Актах агиологического материала, основательные к житиям святых введения и комментарии, широкая начитанность издателей и их свобода от узкой вероисповедной точки зрения не могли не привлечь внимания свят. Димитрия. Хотя вторая книга житий святых, как мы уже сказали, была совсем готова к печати, однако Святитель не захотел теперь выпускать ее и решил сначала дополнить новым материалом из только что присланного источника. Поступить так заставило его еще и то, что в новом источнике были два из трех месяцев, которые он готовил к печати. Биографы свят. Димитрия, ссылаясь на «Полный месяцеслов Востока» архиеп. Сергия, говорят, что во второй книге Четиих-Миней из Acta Sanctorum заимствованы жития: Петра, епископа Севастийского, 9 января, и преп. Дорофея, Христины и дружины их, 6 февраля 194 . Но это, очевидно, недоразумение. Архиеп. Сергий, изучавший месяцеслов Четиих-Миней, указал лишь те памяти святых, которые Святитель внес во вторую свою книгу из Acta Sanctorum 195 , а биографы свят. Димитрия памяти сочли за жития, и у них получилось, что всё влияние издания Болландистов на вторую книгу Четиих-Миней ограничилось внесением в нее двух житий указанных святых 196 . В действительности это влияние было значительно шире и важнее. Во второй части мы подробно укажем, что именно внесено Святителем во вторую книгу из Acta Sanctorum и какое оказали они на нее влияние. Здесь же только заметим, что из трех входящих в состав второй книги Четиих-Миней месяцев декабрь написан по старым источникам, и в нем нам не удалось найти ничего, что указывало бы на влияние Acta Sanctorum; что же касается января и февраля, то в этих месяцах имеется целый ряд житий и много заметок в месяцеслове, которые заимствованы из издания Болландистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010