Скачать epub pdf 21. Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Пророчества о святом Иоанне Крестителе и их исполнение (Лк. 1:6–25) «Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей» ( Лк. 1:15 ). Сегодня святая Церковь чтит и прославляет святого Иоанна Крестителя. Трудно достойно прославить того, о ком Сам Господь наш Иисус Христос сказал, что между рождённых жёнами не восстал больший, чем Иоанн Креститель ( Мф. 2:11 ). Необычайна и чудесна была вся жизнь его, начиная с самого зачатия. Родители его были благочестивые люди – Захария, священник иерусалимского храма, и Елисавета, жена его. Они были праведны перед Богом, поступая непорочно по всем заповедям и уставам Господним. Но у них была большая скорбь: они не имели детей; хотя и непрерывно просили Бога избавить их от неплодства. И вот однажды Захария, во время своего священнического служения, вошёл в храм воскурить фимиам. Здесь ему явился архангел Гавриил и сказал: Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречёшь ему имя Иоанн. Он будет велик перед Господом: не будет пить вина и сикера и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей. И многих из сынов израилевых обратит к Господу Богу их. И предыдет пред Ним в духе и силе Илии... дабы представить Господу народ приготовленный ( Лк. 1:13–17 ). Праведный Захария устрашился, смутился и не сразу смог умом своим удостовериться в том, что услышал от ангела. И поэтому сказал в ответ: Почему я узнаю это, ибо я стар, жена моя в летах преклонных (18 ст.). Ангел сказал ему на это: Я – Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан благовестить и говорить тебе сие. И вот ты будешь нем до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в своё время ( Лк. 1:19–20 ). Так закончилось благовестие архангела Гавриила праведному Захарии. Теперь предстояло исполнение этого благовестия. Оно началось сразу же и тут же: Захария онемел у жертвенника курения фимиамом и не мог объясниться с народом. Он заговорил лишь на восьмой день после рождения сына, когда, нарекши его Иоанном, стал пророчествовать о новорождённом, как грядущем пророке Всевышнего и Его Предтече, посланном приготовить пути Ему ( Лк. 1:76 ), т. е. стал пророчествовать о том же и то же, что говорил ему самому архангел Гавриил.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Слава и ныне: гл. тот же: Архангел Гавриил послан с неба предвозвестить Деве зачатие и, придя в Назарет, изумлялся пред чудом и размышлял в себе: «Как Всевышний, будучи непостижимым, рождается от Девы? Как вмещается в девическое чрево имеющий престолом небо и подножием землю? По одному слову благоизволил воплотиться от Нее Тот, на Кого не могут воззреть шестокрылатые и многоочитые. Божие Слово присутствует! Что же стою и не говорю Отроковице: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; радуйся, Чистая Дева; радуйся, Невеста Вечнодевственная, Матерь Жизни, благословен Плод чрева Твоего». Стихира на литии гл. 1: В шестой месяц после возвещения о зачатии Иоанна Предтечи Архистратиг Гавриил был послан к Тебе, Деве и Чистой, возвестить слово о спасении людей и вместе с тем приветствовать Тебя: «Радуйся, обрадованная, Господь с Тобою! Ты родишь Предвечного от Отца Сына; Он спасет людей Своих от грехов их». Стихира на стиховне, гл. 4: В шестой месяц Архангел послан был к Чистой Деве и он, сказав Ей: «Радуйся», – возвестил о рождении от Нее Избавителя мира. Поэтому Она, приняв приветствие с верою, зачала Тебя, Превечного Бога, неизреченно благоволившего вочеловечиться для спасения наших душ. Тропарь гл. 4: Ныне начало нашего спасения и проявление бывшей от века тайны: Сын Божий становится Сыном Девы и Гавриил благовествует благодать. Поэтому мы с ним воскликнем Богородице: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Величание: Словами Архангела восклицаем Тебе, Чистая: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Стихи псалмов Боже, даруй Царю Твой суд и Сыну Царя Твою правду, да судит праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде; да судит нищих народа, да спасет сынов убогого ( Пс. 71. 1–2.4 ). Благовествуйте со дня на день спасение Его ( Пс. 95, 2 ). Господь даст слово: провозвестниц великое множество ( Пс. 67, 12 ). Клялся Господь Давиду в истине и не отречется ее: от плода чрева Твоего посажу на престоле Твоем ( Пс. 131, 11 ). Он сойдет, как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю ( Пс. 71, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Чудо, ибо бессмертное соединяется со смертным, Второе Лицо Пресвятой Троицы воспринимает естество человеческое. Радость, ибо разрешается осуждение первозданного Адама и даруется благодать к стяжанию рая, из которого преслушание изгнало нас. Чудо, ибо бестелесный, бесплотный и невещественный Бог благоволит принять тело, плоть и вещество, соединяя человеческое и Божественное. Величественное и трогательное зрелище Небесной радости, духовного восторга представляла назаретская горница Пресвятой Девы Марии в минуту архангельского Благовестия о Рождении от Нее Спасителя мира. Вот перед нами Благовестник - Архангел Гавриил. Он полон безграничного восторга, сподобившись великой почести - принести на землю весть о Рождении от Девы Сына Божия. На Небе бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк. 15, 10), - говорит Евангелие. А он - Гавриил - явился с Благовестием о Рождении Того, Кто весь мир призовет к покаянию, прольет кровь Свою за спасение мира и бесчисленное множество людей покаявшихся спасет от вечной погибели. И Гавриил полон восторга, неудержимого восторга. Он и изливает этот наполняющий его душу восторг в пламенных, утешительных словах: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами (Лк. 1, 28). Предмет Благовестия, значение его так восторгает посланца Небес, блаженство Богоизбранной Посредницы так поражает его, что он еще прежде самого Благовестия называет Ее возлюбленною Богом, Который с Нею, благословенною между женами. И когда Пресвятая Дева смущается от его слов и размышляет, что бы это было за приветствие, он успокаивает, умиряет Ее смущение новым восторженным изречением Благовестия. Не бойся, Мария, - говорит он Деве, - ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца (Лк. 1, 30-33). На новое недоумение Девы о том, как будет Рождение от Нее Сына, когда Она мужа не знает, Архангел вновь, исполняясь силы и восторга, возвещает Ей: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1458...

Естественно духам производить такой шум, не только духам святым, но и духам отверженным: естество тех и других — одно, естественные свойства — одни; различие в качествах происходит от святости одних и от решительного повреждения злобою других. Перемещение Ангела с места на место, занятие им определенного места, что дает понятие даже о естественной величине или росте духов, с особенною ясностию изображено в следующих местах Священного Писания. Архангел Гавриил, повествует евангелист Лука, явился во храме, во время всенародного богослужения, пророку Захарии и благовестил ему рождение Предтечи Господня; при этом явлении Архангел стоял одесную олтаря кадильнаго [ 672 ]. Тот же Архангел Гавриил был послан Богом в галилейский город Назарет к Пресвятой Деве Марии для возвещения Ей, что Она соделается Богоматерию. Он вошел в Ее жилище и, исполнив поведенное Богом, вышел от Нее [ 673 ]. По повествованию евангелиста Марка, жены-мироносицы, пришедши к гробовой пещере, в которой было положено тело Господа, увидели в ней юношу, одетого в белую одежду и сидевшего на правой стороне [ 674 ]; то был Ангел. Об этом Ангеле евангелист Матфей говорит, что он, сошедши с неба, отвалил камень от входа в гробовую пещеру, и сидел на камне. Вид лица его был, как молния, и одежды его были белы, как снег [ 675 ]. Мария Магдалина, пришедши к гробовой пещере, наклонилась и посмотрела во внутренность пещеры; при этом она увидела двух Ангелов в белых ризах; Ангелы сидели в тесной гробовой пещере: один сидел у головы, другой у ног в том месте, где лежало тело Господа Иисуса [ 676 ]. — Способность к передвижению с места на место и к странствованию по разным местам имеют и демоны. Господь сказал о странствовании демона, скучающего об изгнании своем из человека, следующее: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то проходит по безводным местам, ища покоя, и не обретает его. Тогда говорит: возвращусь в дом мой, из которого я вышел; и, пришедши, находит его пустым, выметенным и убранным. Тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших его, и, вшедши, живут там» [ 677 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Мария была простой девушкой, не отличавшейся ни знатностью, ни богатством, ни какими-то выдающимися достижениями. Она была по-настоящему верующей, но раскроется это только в евангельском повествовании. В тот момент, когда мы встречаем Ее в этом повествовании, Она была помолвлена с человеком по имени Иосиф, он был плотником, был намного старше Ее. Скорее всего, он был вдовцом, так что для него это должен был быть второй брак, именно за такого человека, опытного и не слишком горячего, решено было выдать эту замечательную девушку. Но никто еще не знал, что из этого получится – Она была обручена, но до свадьбы должно было пройти немалое время. И вот тут, посреди обычной жизни, самых простых ожиданий и житейских расчетов, в Ее жизнь врывается чудо. Архангел Гавриил появляется, чтобы возвестить: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Но что бы это означало? И тогда Архангел объяснил: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца». Однако как может быть сын у девушки, которая никогда не была с мужем? Гавриил объяснил и это: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Мы знаем, что произойдет потом, Она – не знала. Архангел, по сути, возвестил Ей беременность, для которой не было никаких оснований. По закону вообще-то полагалось за такое побить камнями – откуда еще могла быть беременность, как не от прелюбодеяния? И уж во всяком случае, Ее ждал несмываемый позор на всю жизнь. За что Ей такое? Множество других людей с ужасом отшатнулись бы от такой перспективы или, по меньшей мере, постарались бы все заранее выяснить, потребовать гарантий безопасности… Но Мария просто доверилась Богу: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Именно после этих слов произошла встреча Марии с Ее родственницей Елисаветой, о которой мы говорили в прошлой главе. Обе они ждали рождения необычных сыновей, обе скрывали свою беременность – Елисавета, видимо, опасалась открыться раньше времени, ведь она оставалась бесплодной до вполне зрелого возраста. А Марии еще не было известно, как отнесется к такому событию Ее жених Иосиф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Мария жила в Назарете, в доме своего обрученника, и вот спустя шесть месяцев после возвещения о рождении Иоанна, является к Ней Архангел Гавриил и приветствует Ее такими словами: «Радуйся, благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты в женах!» Пречистая Дева смутилась от такого приветствия, но Архангел ободрил Ее: «Не бойся, Мария! Ты обрела благодать у Бога. И вот зачнешь во чреве, и родишь сына, и дашь ему имя Иисус. Он будет велик и назовется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и воцарится над домом Иаковлевым во веки, и царству Его не будет конца.» Когда же Мария спросила, как это может совершиться, когда она не имеет мужа, Гавриил отвечал: «Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя, – почему и рожденный Тобою будет свят и назовется Сын Божий.» Далее прибавил Архангел: «Для Бога нет ничего невозможного, и родственница Твоя, Елизавета, престарелая и бесплодная, вот уже шестой месяц носит во чреве младенца...» После этих слов, Пренепорочная Мария благоговейно и со смирением предала Себя Богу, сказав: «Буди Мне по глаголу Твоему», – и Ангел отошел от Нее. Событие это празднуется 25 марта. Рождество Господа нашего Иисуса Христа Перед тем, как родиться Иисусу Христу, римский император Август повелел сделать народную перепись всем своим подданным. Поэтому Иосиф и Мария отправились в Вифлеем, откуда они происходили. Пришедши туда, они нашли в нем такое стечение народа, что ни в одном доме не могли найти себе пристанища, и поместились в пещере, куда на ночь загоняли скот. Здесь Мария родила сына и, спеленав его, положила в ясли. Первая весть об этом событии пришла к людям на землю с неба. Ангел возвестил о рождении Спасителя вифлеемским пастухам, которые пасли свое стадо недалеко от Вифлеема, места рождения Христова. Они услышали притом божественную песнь небесных сил: «Слава в вышних Богу и на земли мир, к человекам благоволение», пошли в Вифлеем, нашли Христа, лежащего в яслях, и поклонились Ему. Великое событие для христиан – Рождество Христово – случилось в 5508 году от сотворения мира и празднуется 25 декабря. Обрезание и Сретение Господне

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobroe...

Наконец, в свете новозаветных писаний отождествление Личности Сына Божия из свитка 4Q246 представляется ещё более очевидным. В Евангелии от Луки приведены слова благовестия архангела Гавриила Пресвятой Богородице о рождении Ею Мессии – Христа от Духа Святаго: 30 «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего , и даст Ему Господ Бог престол Давида, отца Его; В словах благовестия содержится несколько фраз, почти дословно совпадающих (с учётом перевода) с описаниями Мессии из рукописи «Сын Божий»: и 7 «... Он станет великим на земле. ... ии 1 ... Он будет называться Сыном Божиим; они будут называть Его Сыном Всевышнего ии 5 ... Его Царство будет вечное Царство , и Он будет Праведен во всех путях Своих». Объяснить сходство нетрудно. Речь не идёт о заимствовании одного текста из другого : кроме указанных общих идей в евангельском повествовании имеется одна значительная деталь, отсутствующая в кумранской рукописи, сообщение которой представляет собой основную задачу благовестия архангела Гавриила Богородице. Вначале архангел напоминает Пресвятой Деве те положения учения о Мессии, которые были известны из Священного Писания Ветхого Завета как Ей, так и представителям палестинского иудейства, и которые как раз отражены в кумранской рукописи: что Мессия произойдёт из рода Давида, будет наречён «Сыном Всевышнего» и «Царству Его не будет конца». Богородица внимательно и благоговейно слушает эти слова, потому что уже знает пророчества. Но далее евангелист описывает крайне важную деталь, отсутствующую в кумранской рукописи и сразу же отвергающую мысль о каком-либо заимствовании: Дева Мария не сильно удивляется словам архангела о Мессии и Его чудесном рождении; Она спрашивает его не о том, что будет, а о том, как это произойдет. Вопрос естественнен, ведь Она должна приготовить себя к тому, что благовествует архангел. Поэтому на её слова « как будет это, когда Я мужа не знаю?», архангел отвечает, что это произойдет силой Святаго Духа : «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим ( Лк. 1:34–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Перемещение Ангела с места на место, занятие им определенного места, что дает понятие даже о естественной величине или росте духов, с особенной ясностью изображено в следующих местах Священного Писания. Архангел Гавриил, повествует евангелист Лука, явился во храме, во время всенародного Богослужения, пророку Захарии, и благовестил ему рождение Предтечи Господня; при этом явлении Архангел стоял одесную олтаря кадильного 674 . Тот же Архангел Гавриил был послан Богом в галилейский город Назарет, к Пресвятой Деве Марии, для возвещения Ей, что Она соделается Богоматерью. Он вошел в Ее жилище, и, исполнив повеленное Богом, вышел от Нее 675 . – По повествованию евангелиста Марка, жены-мироносицы, пришедши к гробовой пещере, в которой было положено тело Господа, увидели в ней юношу, одетого в белую одежду, и сидевшаго на правой стороне 676 ; то был Ангел. Об этом Ангеле евангелист Матфей говорит, что он, сошедши с неба, отвалил камень от входа в гробовую пещеру, и сидел на камне. Вид лица его был как молния, и одежды его были белы, как снег 677 . Мария Магдалина, пришедши к гробовой пещере, наклонилась и посмотрела во внутренность пещеры; при этом она увидела двух Ангелов в белых ризах; Ангелы сидели в тесной гробовой пещере: один сидел у головы, другой у ног, в том месте, где лежало тело Господа Иисуса 678 . – Способность к передвижению с места на место и к странствованию по разным местам имеют и демоны. Господь сказал о странствовании демона, скучающего об изгнании своем из человека, следующее: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то проходит по безводным местам, ища покоя, и не обретает его. Тогда говорит: возвращусь в дом мой, из которого я вышел; и, пришедши, находит его пустым, выметенным и убранным. Тогда идет, и берет с собой семь других духов, злейших его, и, вшедши, живут там» 679 . – Сатана, представ пред Господа в сонме Ангелов, на вопрос Господа, откуда он пришел, отвечал: обшед землю, и прошед поднебесную, се есмь 680 . – Искушая Господа, диавол взял Его во святой град, поставил на кровле храма, потом взял Его на очень высокую гору.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Прежде всего, о Матери Мессии имеются пророчества в священных ветхозаветных книгах ( Быт.3:15 ; Пс.44:10–18 ; Ис.7:14 ; Мих.5:3 ). Это однозначно указывает на то, что в многовековой истории спасения человечества Ей отведено особое место. Поэтому явившийся к Ней архангел Гавриил, извещая об этом великом событии, называет Её благодатной. Слово это во всей Библии ни к одному лицу больше не применяется. Архангел прибавил слова, в которых заключено свидетельство о том, что Матерь Мессии отмечена особым избранничеством: благословенна Ты между женами ( Лк. 1:28 . В ответ на эти слова Дева Мария смутилась и стала размышлять, что значит это приветствие. Архангел Гавриил сказал: Ты обрела благодать у Бога.Греческое evres harin точно соответствуют еврейскому masa hen (находить благоволение). В Ветхом Завете эти слова значили Божественное избрание определенного лица в планах спасения людей. Можно твердо и решительно сказать, что почитание Божией Матери началось еще при Её жизни. Об этом свидетельствует евангелист Лука, когда описывает посещение Матерью Божией дома святой Елизаветы. Они были близкие родственники, и отношения между ними были привычными, но сошедшая на Деву Мария благодать Святого Духа настолько возвеличила Её, что Елизавета воскликнула громким голосом: И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? ( Лк. 1:43 . Как только приветствие Её дошло до слуха Елизаветы взыграл младенец радостно во чреве ее. Есть ли что-либо общее между холодными рассуждениями о Божией Матери протестантов и возвышенными словами о Деве Марии святой Елизаветы: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! ( Лк. 1:42 . Это не были лишь выражением восторженных чувств праведной Елизаветы. В ответ на её слова Матерь Божия воспела: величит душа Моя Господа( Лк.1:46–47 ). Она говорит: отныне будут ублажать Меня все роды ( Лк. 1:48 . Исполняется ли это евангельское слово у протестантов? Разве православные христиане сами установили почитание Божией Матери? Именно в святом Евангелии мы находим слова: сотворил Мне величие Сильный ( Лк. 1:49 . Почему Спаситель сказал: «Отец Мой более Меня»?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В этот самый момент Ей явился Архангел Гавриил и, сказав обычное тогда приветствие: «радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.“ прибавил загадочные для Марии слова: «благословенна Ты в женах». Не столько испугалась Мария явление Ангела, сколько смутилась его словами, значение которых для Нее было непонятно. «Не бойся, Мария, продолжал Архангел, «Ты обрела благодать у Бога. Ты родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус. Сей будет велий и Сыном Вышнего наречется и дастъ Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и воцарится в дому Иаковлем во веки и царству Его не будетъ конца». Слыша эти необычайные слова, Мария указывает благовестнику на свой обет всегдашнего девства. Архангел, продолжая благовестие, показывает, что обет Ее не нарушится, и Она исполнит волю Божию, пребывая девой: «Дух Снятый найдет на Тебя и сила Вышняго осенит Тебя, темже и раждаемое Свято, наречется Сын Божий.» Мария ничего более не сказала кроме слов смиренной покорности воле Божией: «Я раба Господня; буди Мне по слову твоему». Архангел отошел от Нее. Открытие тайны Благовещения Елисавете, жене Захарии, и Иосифу. (Лк. 1:39–56). Находясь под впечатлением необычайного благовестия Архангела, Дева Мария чувствовала потребность поделиться мыслями с какимъ-либо близким человеком. Таким человеком для Нее была Ее родственница Елисавета, жена Захарии, сама недавно получившая благодаь от Господа. Не взирая на дальность расстояния, Мария отправилась к ней из Назарета в Горнюю страну, к югу от Иерусалима. Встреча Марии и Елисаветы вызвала сильное волнение в обоих. Лишь только Елисавета услышала приветствие Марии, как исполнилась Святаго Духа и воздала Ей честь, как Матери Господа, воскликнув: «благословенна Ты в женах, и благословен Плод чрева Твоего! И откуда мне сие, что приходит Матерь Господа моего ко мне?» На восторженные слова Елисаветы Мария ответила еще более восторженным гимном, слова которого взяты Ею из священных книг: «Величит душа Моя Господа и возрадовался дух Мой о Боге Спасе Моем, что призрел Он на смирение рабы Своей, ибо отныне ублажат Меня все роды».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010