Благовещение Пресвятой Богородицы: картины и иконы В шестой месяц после явления Ангела Захарии тот же Архангел Гавриил послан был от Бога в город Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостною вестью, что Господь избрал Ее быть Матерью Спасителя мира. 6 апреля, 2012 В шестой месяц после явления Ангела Захарии тот же Архангел Гавриил послан был от Бога в город Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостною вестью, что Господь избрал Ее быть Матерью Спасителя мира. Благовещение Пресвятой Богородицы празднуется 7 апреля В шестой месяц после явления Ангела Захарии тот же Архангел Гавриил послан был от Бога в город Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостною вестью, что Господь избрал Ее быть Матерью Спасителя мира. Благовещение. XIV век. Охрид Ангел явился в дом праведного Иосифа, когда Мария читала Священное Писание и, вошел к Ней, сказал: «радуйся благодатная! (то есть исполненная благодати Божией — даров Святого Духа). Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами». Мария смутилась от слов Ангела и думала: что значит это приветствие? Санта-Мария-Мадджоре. 1295 г. Ангел же продолжал говорить Ей: «не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И, вот, Ты родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус. Он будет велик, и назовется сыном Всевышнего, и Царству Его не будет конца». Благовещение. Армянская рукопись Мария в недоумении спросила Ангела: «как это будет, когда Я мужа не знаю?» Ангел ответил Ей, что все это совершится силою всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот, и родственница Твоя, Елисавета, не имевшая детей до глубокой старости, скоро родит сына; ибо у Бога не останется бессильным никакое слово». Синайская икона Благовещение Пресвятой Деве Марии празднуется Св. Православною Церковью 25-го марта (7 апр. н. ст.). Праздник благовещения один из самых великих праздников. Собор Рождества Богоматери, 1502, Дионисий Благовещение. Франческо Албани Благовещение. Бальдоовинетти Благовещение. 13 в. Армянское Евангелие

http://pravmir.ru/blagoveshhenie-kartiny...

«И когда я еще говорил и молился, и исповедывал грехи мои и грехи народа моего, Израиля, и повергал мольбу мою пред Господом Богом моим о святой горе Бога моего; когда я еще продолжал молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы» ( Дан. 9:20–21 ). Не успел еще Даниил закончить молитву, как тотчас же пришел к нему вестник – муж силы, тот самый архангел Гавриил, который явился позднее Богоматери в Назарете. И он коснулся его именно во время вечерней молитвы, чтобы показать, что это служение уже приближается к вечеру, к закату Ветхого Завета. Жертвы пока принимаются, Храм второй будет построен, как и было обещано Богом, но наступают последние времена для Ветхого Завета. Молитва Даниила была принята как жертва, как и было сказано: «Воздеяние рук моих – как жертва вечерняя» ( Пс. 140:2 ). Точно так же мы знаем, что, когда во время гонений не было возможности быть в храме, люди молились Богу и в тюрьмах, и в концлагерях, – и эта молитва принималась Богом как великая жертва. Коснулся архангел его, чтобы показать, что это не привидение, а действительно архангел подлинный перед ним стоит. «И вразумлял меня, говорил со мною и сказал: «Даниил! теперь я исшел, чтобы научить тебя разумению. В начале моления твоего вышло слово, и я пришел возвестить [его] [тебе], ибо ты муж желаний; итак вникни в слово и уразумей видение» ( Дан. 9:22–23 ). Бог дает ответ на молитву еще в самом ее начале, потому что Он эту молитву слышит, она уже перед ним, хотя она еще не произнесена, но Бог знает молитву до ее произнесения. И эта молитва используется Богом для того, чтобы дать откровение пророку, чтобы показать еврейскому народу те пути, которые перед ним стоят в ближайшие столетия. Многие говорят, а зачем молиться, если Бог и так все знает? Бог знал молитву Даниила – «в начале молитвы вышло слово», не в конце, а в начале. И Гавриил был послан возвестить Даниилу откровение Божие еще в самом начале его молитвы. Но тем не менее, молитва была нужна, потому что, если бы молитвы не было, он бы не получил откровения. Здесь очень такое тонкое соединение нашей свободы и свободы Бога, без которой ничего не происходит. Поэтому когда люди говорят: зачем молиться, если Бог и так все знает, то они забывают о той простой вещи, что молитва – это один из инструментов, при помощи которого Бог слышит мир. Дальше сказано: «я пришел возвестить его тебе, ибо ты муж желаний». Что значит «муж желаний»? Муж, который много чего желает и много чего хочет. А с другой стороны, это муж, который достоин любви Божией, на котором почивает желание Божие, который окутан любовью Божией, – вот такое двойное значение. Откровение о 70-ти седминах

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Как сказано, «под конец же царства их, когда отступники исполнят меру беззаконий своих, восстанет царь наглый и искусный в коварстве». Пророк Даниил объясняет причину, почему царь Антиох смог совершить эти великие преступления. Ответ дает ему некий облик человека, который появился над рекою Улая. «И он подошел к тому месту, где я стоял, и когда он пришел, я ужаснулся и пал на лице мое; и сказал он мне: «знай, сын человеческий, что видение относится к концу времени!» И когда он говорил со мною, я без чувств лежал лицем моим на земле; но он прикоснулся ко мне и поставил меня на место мое». Этот облик потом явился Деве Марии – это был сам архангел Гавриил. Мы часто представляем, что архангел Гавриил – это некий юноша, но это совсем не так. Писание описывает архангела Гавриила, как мужа Божьего, имеющего суровый облик, который своим видом приводит всех в трепет и ужас. Архангел Гавриил объяснил Даниилу, что стало причиной беззакония: «Отступники наполнят меру беззаконий своих». Причина появления Антиоха Епифана заключается в том, что израильский народ превысил меру своих преступлений. Согласно книге Маккавейской, перед тем как пришел Антиох Епифан, в общине иудейской был первосвященник Ионнай, который был очень прогрессивных взглядов. Он утверждал, что все Моисеево устарело и обветшало. Закон иудейский нужно отбросить или реформировать и стать на передовые позиции, активно перенимать греческую культуру. Для этого он сначала ввел гимнастии – гимнастический зал, где занимались нагими, что было для евреев мерзостью. А собственно гимнастиями они назывались, по той причине, что перед началом занятий нужно было пропеть гимн языческим богам Геркулесу и Дионису. Чтобы быть с новой культурой, первосвященник Ионнай, устраивает гимнастии прямо под Иерусалимским Храмом. Потом он начинает приветствовать единство культурных мероприятий, для этого он начинает участвовать в празднике Диониса, который сам и ввел в Иерусалиме. Только после таких экуменистическо-синкретических беззаконий и приходит Антиох Епифан, только после того, как иудейский народ стал поклоняться греческим обычаям – язычеству. Иудеи очередной раз стали тяготиться своей особенностью, что они не такие, как прочие народы. Многим христианам сегодня не нравится, что они не такие, как прочие люди, и хотят быть как все народы. И вот как раз, когда такое начинается, приходит злодей, которого ждали, и он как бы доводит до логического конца то, что начали делать уже сами отступники. Евреи хотели получить греческую культуру? Вот вам греческая культура, в вашем Храме! Она будет вас убивать, резать – вот вам греческая культура, самая настоящая!

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Однажды Пресвятая Дева Мария читала книгу пророка Исайи. Когда Она дошла до того места, где говорилось, что Спаситель родится от девы, то подумала: «Как счастлива та Дева, которая удостоится быть Материю Господа, и как желала бы Я быть у нее хотя последнею служанкой!» В это время к Ней явился архангел Гавриил и сказал Ей: «Радуйся, благодатная, Господь с Тобою! Благословенна ты между женами». Дева Мария смутилась и подумала, что значит это приветствие? Архангел продолжал: «Не бойся, Мария! Ты обрела благодать у Бога; Ты родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус. Он будет велик и назовется Сыном Всевышняго». Дева Мария с недоумением спросила архангела: «Как это может случиться, когда Я не замужем?» Архангел ответил Её: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое назовется Сыном Божьим». Тогда Мария со смирением сказала: «Я раба Господня, пусть будет Мне по слову твоему». Получивши благую весть, Дева Мария поспешила к родственнице своей Елисавете. Войдя в дом, она приветствовала Елисавету, и как только Елисавета услышала приветствие Марии, то исполнилась Духа Святаго и громко воскликнула: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что Матерь Господа моего пришла ко мне?» Пресвятая Дева Мария ответила на слова Елисаветы, прославила Бога и сказала: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, потому что Он призрел на смирение рабы Своей; отныне будут ублажать Меня все племена». Около трех месяцев пробыла Дева Мария у Елисаветы и затем возвратилась в Назарет. Тропарь праздника: Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление, Сын Божий, Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует, тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. (Сегодня начало нашего спасения и открытие тайны, предназначенной от вечности: Сын Божий становится Сыном Девы, и Гавриил благовествует благодать. Поэтому и мы с ним воскликнем Богородице: радуйся, благодатная, Господь с Тобою!) Рождество Христово (25-го декабря)

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Таким образом, суммируя содержание этой главы, мы видим, что ветхозаветные пророки очень определенно говорили об искупительных страданиях, смерти, а затем — о воскресении и славе Мессии . Ему предстояло умереть для очищения людских грехов и воскреснуть для возглавления вечного Царства Им спасенных. Эти истины, впервые раскрытые пророками, позже легли в основу Христианской веры.   Пророчества Даниила. Патриарх Иаков, как мы показали во 2-й главе, приурочил время пришествия Примирителя к времени, когда потомки Иуды утратят свою политическую независимость. Это время пришествия Мессии уточнил пророк Даниил в записанном им пророчестве о семидесяти седьминах. Пророк Даниил записал предсказание о времени пришествия Мессии, находясь вместе с другими евреями в Вавилонском плену. Евреи были уведены в плен вавилонским царем Навуходоносором, разрушившим город Иерусалим в 588 году до Р. Хр. Св. Даниил знал, что семидесятилетний срок вавилонского пленения, предсказанный пророком Иеремией (в 25-й главе его книги), подходит к концу. Желая скорого возвращения еврейского народа из плена в родную землю и восстановления св. города Иерусалима, св. Даниил стал часто в горячей молитве просить Бога об этом. В конце одной из таких молитв внезапно перед пророком предстал архангел Гавриил и сказал, что Бог услышал его молитву и скоро поможет евреям восстановить Иерусалим. При этом архангел Гавриил сообщил другую более радостную весть, а именно, что со времени издания указа о восстановлении Иерусалима следует начать исчисление года пришествия Мессии и утверждения Нового Завета. Вот, что сказал об этом архангел Гавриил пророку Даниилу: «Семьдесят седьмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видения и пророк, и помазан был Святый святых. Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины. И возвратится народ, и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена.

http://pravmir.ru/za-sotni-let-do-rozhde...

в этом роде. Архангел, увещевая Пр. Деву не бояться его, говорит, что он сам объят страхом и трепещет Ее, потому что он только служитель Божий, а Она будет матерью Бога. «Почему Ты боишься того, который сам боится Тебя? спрашивает арх. Гавриил Пр. Деву, – почему Ты устрашаешься того, который сам устрашен Твоим достоинством? Почему Ты трепещешь того, который сам поражен Твоею благодатию» и т.д. «Не бойся, Мария, продолжает архангел, ибо Ты обрела благодать у Бога, и вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь имя Ему Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышняго, и даст ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и царству Его не будет конца» ( Лук. 1, 30–33 ). Высказавши эти слова, архангел затем объясняет их. «Вот Ты зачнешь во чреве, говорит он, но не думай о зачатии других женщин, ибо Ты зачнешь во чреве безсеменно, зачатием неизреченным, божественвым, помимо супружескаго общения. «Родишь Сына», природа Котораго не подвластна времени и смерти, но Который имеет природу вечную; «родишь Сына», Который по плоти будет видимым, но Который по безтелесвому Своему существу пребывает невидимым и т.д. «И наречешь имя Ему Иисус», что значит – Спаситель, дабы уже из самаго имени открывалось, что Его рождение будет спасительно для всех людей». Объясняя, далее, слова «Он будет велик и наречется Сыном Всевышняго», архангел Гавриил говорит, что имеющийся родиться от Пр. Девы отрок всегда велик и всегда есть Сын Всевышняго, и что выражения «будет» и «наречется» употреблены в отношении к Его человеческой природе. – На это приветствие архангела Пр. Дева, зная законы человеческого рождения и чувствуя Себя вполне невинною, отвечает: «как это будет, когда я не знаю мужа? как я могу поверить твоим словам, продолжает Дева, когда они так далеко отстоят от законов человеческого рождения? Я знаю много рождающих жен, но не зваю ни одной, которая родила бы помимо супружескаго общения. Каким образом со мною, не знающей этих путей природы, может случиться то, что ты говоришь? Как я могу быть матерью, когда не знаю мужа? Пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

По истечении непродолжительного времени после того, как Пресвятая Дева переехала в Назарет, Ее посетил Архангел Гавриил, возвестивший перед этим священнику Захарии о рождении Иоанна Крестителя. Застав Ее читающей пророчество Исаии о рождении Мессии от Девы, Архангел приветствовал Ее словами: Радуйся Благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами! Это внезапное появление Ангела и радостное приветствие насторожили юную Деву: Не есть ли это какое-нибудь искушение. Но небесный вестник, успокаивая Ее, объясняет, что Он возвещает Ей Божие веление: Не бойся, Мария! Ты обрела благодать от Бога, и Ты зачнешь и родишь Сына и назовешь Его Иисусом. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и будет царствовать в дому Иаковля вовеки, и Его Царству не будет конца. Пресвятая Дева, еще в храме давшая обет девства, возразила Ангелу: Как же это будет, когда Я не имею мужа? — на что он ответил Ей: Дух Святой найдет на Тя, и сила Вышнего осенит Тебя, а посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Открыв этим благовестием высочайшую и непостижимую тайну воплощения Сына Божия, Архангел Гавриил в подтверждение истинности своих слов, добавил: Вот Елизавета, Твоя родственница, зачала сына в своей старости, и это шестой месяц ее, называемой неплодной. У Бога все возможно! Услышав это, Пресвятая Дева увидела в своем призвании стать Матерью Мессии волю Божию, которой нельзя противиться. Проникшись чувством благодарности Богу и послушания Ему, Она смиренно ответила: Я раба Господня, да будет Мне по слову твоему. После этого Архангел стал невидим. Так совершилось величайшее чудо всех времен: наитием Духа Святого на юную Деву, в Ее утробе принял плоть Сын Божий и таким образом стал истинным человеком, оставаясь в то же время всесовершенным Богом, единосущным Богу Отцу и Духу Святому. Православная Церковь учит, что став Матерью, Пресвятая Мария осталась Девой. Установление праздника Благовещания принадлежит самой глубокой древности.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Благовещение Пресвятой Богородицы. 7 апреля н.с. (25 марта с.с.) Историко-экзегетическое описание праздника Поселившись в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела здесь почти тот же образ жизни, что и при храме. Большинство времени Она проводила в уединенной молитве, безмолвии, чтении св. Писания и рукоделии. Но не пренебрегала Она и домашним хозяйством, будучи верной помощницей престарелого Иосифа. По истечении непродолжительного времени после того, как Пресвятая Дева переехала в Назарет, Ее посетил Архангел Гавриил, возвестивший перед этим священнику Захарии о рождении Иоанна Крестителя. Застав Ее читающей пророчество Исаии о рождении Мессии от Девы, Архангел приветствовал Ее словами: Радуйся Благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами! Это внезапное появление Ангела и радостное приветствие насторожили юную Деву: Не есть ли это какое-нибудь искушение. Но небесный вестник, успокаивая Ее, объясняет, что Он возвещает Ей Божие веление: Не бойся, Мария! Ты обрела благодать от Бога, и Ты зачнешь и родишь Сына и назовешь Его Иисусом. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и будет царствовать в дому Иаковля вовеки, и Его Царству не будет конца. Пресвятая Дева, еще в храме давшая обет девства, возразила Ангелу: Как же это будет, когда Я не имею мужа? — на что он ответил Ей: Дух Святой найдет на Тя, и сила Вышнего осенит Тебя, а посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Открыв этим благовестием высочайшую и непостижимую тайну воплощения Сына Божия, Архангел Гавриил в подтверждение истинности своих слов, добавил: Вот Елизавета, Твоя родственница, зачала сына в своей старости, и это шестой месяц ее, называемой неплодной. У Бога все возможно! Услышав это, Пресвятая Дева увидела в своем призвании стать Матерью Мессии волю Божию, которой нельзя противиться. Проникшись чувством благодарности Богу и послушания Ему, Она смиренно ответила: Я раба Господня, да будет Мне по слову твоему. После этого Архангел стал невидим.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Церковное предание говорит нам, что Архангел Гавриил вошел к Пресвятой Деве Марии, когда Она размышляла о пророчестве Исаии, где говорится о рождении Еммануила от Пресвятой Девы (Ис. 7, 14). В Ее мыслях было желание стать последней служанкой этой Избранницы Божией. И Господь призрел на движение Ее сердца — «призрел на смирение Рабы Своея». Ее дух горел небесной любовью послужить тайне Боговоплощения. И когда Архангел вошел к Ней, Она была открыта для принятия этого дара. В Евангелии сказано, что Она смутилась, слыша Архангельское приветствие. Это смущение было не оттого, что Она увидела Ангела, ибо, находясь при храме, Она постоянно имела Ангельское общение. Это было смущение, вызванное приветствием, которого никогда никому, ни на небе, ни на земле, ни одному творению не было: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Глубиной Своего смиренномудрия, в сердце Своем Она пытается проникнуть в тайну этих слов. Читая Ее мысли, Архангел отвечает Ей, что Она и есть Та Самая Избранница Божия. Он говорит о рождении от Нее Сына Божия и называет Его освящающее Имя, перед Которым преклонится «всякое колено небесных, земных и преисподних» (Флп. 2, 10). Этим Именем творятся все знамения и чудеса, и Им совершается спасение мира. «Днесь спасения нашего главизна». Радость Благовещения открывается Пресвятой Деве Марии и всему роду человеческому, всем, кто примет эту радость. Радость о том, что Бог стал человеком. Никогда еще в мире не было ничего подобного. Эта тайна самая высокая и самая смиренная, самое великое благовестие от Бога, которое когда-либо было. Ничто не может сравниться ни на небе, ни на земле с этой тайной. Нет ничего драгоценнее во всем, что было в истории мира, и не будет никогда ничего драгоценнее. Все святые предстоят перед этой тайной, и всем святым всех веков не хватит вечности, чтобы созерцать ее. Архангел Гавриил возвещает Божией Матери о Божественном царском достоинстве Сына, Которого Она зачнет и родит: «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца». «Когда Она стала Матерью Творца, — говорит святой Иоанн Дамаскин, — Она стала поистине Госпожой всей твари». Мы называем Ее Царицей неба и земли, потому что Она — Мать Царя, Творца и Владыки мира видимого и невидимого. И чем больше Ее смирение, тем больше возвышает Ее Господь. Чем больше Она раба Господня, тем больше Царица. Благодаря Ее исключительному участию в деле спасения всего человечества, совершенного Ее Божественным Сыном, Она первая получает дар спасения.

http://pravoslavie.ru/4129.html

Церковное предание говорит нам, что Архангел Гавриил вошел к Пресвятой Деве Марии, когда Она размышляла о пророчестве Исаии, где говорится о рождении Еммануила от Пресвятой Девы ( Ис.7:14 ). В Ее мыслях было желание стать последней служанкой этой Избранницы Божией. И Господь призрел на движение Ее сердца – «призрел на смирение Рабы Своея». Ее дух горел небесной любовью послужить тайне Боговоплощения. И когда Архангел вошел к Ней, Она была открыта для принятия этого дара. В Евангелии сказано, что Она смутилась, слыша Архангельское приветствие. Это смущение было не оттого, что Она увидела Ангела, ибо, находясь при храме, Она постоянно имела Ангельское общение. Это было смущение, вызванное приветствием, которого никогда никому, ни на небе, ни на земле, ни одному творению не было: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Глубиной Своего смиренномудрия, в сердце Своем Она пытается проникнуть в тайну этих слов. Читая Ее мысли, Архангел отвечает Ей, что Она и есть Та Самая Избранница Божия. Он говорит о рождении от Нее Сына Божия и называет Его освящающее Имя, перед Которым преклонится «всякое колено небесных, земных и преисподних» ( Флп.2:10 ). Этим Именем творятся все знамения и чудеса, и Им совершается спасение мира. «Днесь спасения нашего главизна». Радость Благовещения открывается Пресвятой Деве Марии и всему роду человеческому, всем, кто примет эту радость. Радость о том, что Бог стал человеком. Никогда еще в мире не было ничего подобного. Эта тайна самая высокая и самая смиренная, самое великое благовестие от Бога, которое когда-либо было. Ничто не может сравниться ни на небе, ни на земле с этой тайной. Нет ничего драгоценнее во всем, что было в истории мира, и не будет никогда ничего драгоценнее. Все святые предстоят перед этой тайной, и всем святым всех веков не хватит вечности, чтобы созерцать ее. Архангел Гавриил возвещает Божией Матери о Божественном царском достоинстве Сына, Которого Она зачнет и родит: «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца». «Когда Она стала Матерью Творца, – говорит святой Иоанн Дамаскин , – Она стала поистине Госпожой всей твари». Мы называем Ее Царицей неба и земли, потому что Она – Мать Царя, Творца и Владыки мира видимого и невидимого. И чем больше Ее смирение, тем больше возвышает Ее Господь. Чем больше Она раба Господня, тем больше Царица. Благодаря Ее исключительному участию в деле спасения всего человечества, совершенного Ее Божественным Сыном, Она первая получает дар спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010