Товита, существуют семь высших ангелов, предстоящих престолу Божию, т.е. архангелов. Рафаил – один из этих семи высших ангелов, которым принадлежит служение – возносить молитвы людей к Богу (ср. Откр. 8:3–4 ). Более близкого определения существа Рафаила книга не дает 655 . Обе, сейчас отмеченные, особенности ангелологии кн. Товита, сравнительно с ангелологией пр. Даниила, однако не такого свойства, чтобы вынуждали к предположению об иноземном влиянии на ангелологию кн. Товита. О внешнем или объективном явлении ангелов горорят древнейшие библейские книги (ср. особ. Быт. 18 ), и, если со времени Давида ( 2Цар. 16 ) в Библии не встречается повествований об объективных явлениях ангелов, то это не значит, чтобы дальнейшая возможность их явления прекратилась, и что у библейских лиц угасла самая вера в возможность этих явлений 656 . Против последнего предположения говорит уже рассказ 4 кн. Царств о поражении Ангелом Господним 185-тысячного войска царя ассирийского ( 4Цар. 19:35 ; ср. Ис. 37:39 ). Книга Товита, напротив, решительно свидетельствует о живучести этой веры в членах избранного народа Божия (ср. особ. Тов. 5:17 657 ), где Товит выражает ту же мысль, какую выражал и Авраам при посольстве раба в Харан, Быт. 24:7 . Равным образом и седьмеричное число архангелов, о котором говорит книга Товита, вышло прямо из библейского представления о значении этого числа вообще и, в частности, в приложении к ангелам. Прецеденты 658 учения о семи архангелах мы нашли в кн. Иезекииля ( Иез. 9 ) и Захарии ( Зах.4:10 ), и можем признать только маловероятною гипотезою мнение о заимствовании представления кн. Товита об ангелах из мидо-персидской теологии 659 . Не говорит (вопреки утверждению, напр., Лэнгина) о персидском влиянии и то обстоятельство, что ангел представляется говорящим о мнимом, только кажущемся, употреблении им пищи, между тем как, по кн. Бытия ( Быт. 18:2; 19:3 ), ангелы, действительно, употребляют пищу, – не говорит потому, что уже задолго до плена, как мы видели (в книге Судей гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Наш класс дружно поверил в существование инопланетян не после выхода на экраны фильма «Гостья из будущего», а тогда, когда мы узнали имя нашего военрука: Рафаил Урванович (!). Верь, не верь, а на уроки ходить надо – мы и ходили. Сначала, конечно, тупо хихикая или громко хохоча – и как только у Рафурвана хватало выдержки не поколотить кого-то из прыщавых, волосатых, джинсовых (перестройка!) подростков, мы до сих пор не представляем. Подполковник был воплощением советской военщины Подполковник был воплощением советской военщины. В приказном тоне настаивал на том, чтобы учебник по НВП мы читали и учили. Утверждал, что это пригодится. Заставлял нас не только учить строевой шаг, но и устройство АК-47, который мы часами (часами! годами!) собирали-разбирали. Немилосердно ставил «пары» и устраивал зачеты по сборке-разборке. Наорал на меня за то, что я опоздал на прием в военкомат. А я, может, пацифист: Give Peace A Chance! Make Peace, Not War! И значок соответственный приобрел в ларьке кооперативном. Вовку он грозился сдать санитарам – шевелюру ему сбреют – и правильно сделают. На Серегу злился, что марширует не в ногу. Матвею вообще влетало за медлительность и мечтательность. Вообще-то всем влетало, кроме девчонок: тут он был строг. Кстати, однажды паренек из параллельного класса пнул девчонку, и седой Рафурван это заметил. Долго паренек извинялся. С ушами красными. И сесть не мог. И не жалко. Не то чтобы мы ненавидели Урваныча, отнюдь нет: мы просто считали его таким военизированным пережитком старого времени. С которым надо расставаться, как и с этой дурацкой датой – 23-е февраля – и всей этой военщиной, тем более советской. Праздничек-то, и правда, непонятный, если взглянуть в историю. Но Раф его чтил. Рассказывал нам, подобрев после посиделок в тренерской с физруком и трудовиком, о том, как объехал всю страну вдоль границы, о том, как был на испытаниях атомной бомбы, всякие свои армейские истории-байки. Любили мы такие уроки – всё лучше, чем опять с «калашниковым» возиться.

http://pravoslavie.ru/90894.html

Реставраторы восстановили 300-летнюю Библию Москва, 29 ноября 2018 г.      1 декабря телеканал «История» покажет чудеса восстановления древней Библии, которая почти 300 лет пролежала на затонувшем корабле «Архангел Рафаил». Как это возможно, зрители увидят в новом фильме «Графика» из документального цикла «Спасенные шедевры России». В 2017 году в Москве началась уникальная реставрация, аналогов которой еще не было в истории России. Специалисты взялись за старопечатную немецкую Библию, которая пролежала на дне Финского залива с 1724 года. Уцелела лишь десятая часть от общего объема книги. Ее страницы были измяты и склеены между собой, бумага впитала следы песчано-глинистых отложений и полуразложившихся органических останков. Старинная бумага, которая в XVIII веке делалась из хлопкового сырья, и печатный текст сохранились достаточно хорошо, однако любое неаккуратное прикосновение могло нанести этому памятнику культуры непоправимый урон.      История восстановления Библии напоминает остросюжетное расследование. Специалистам пришлось решать задачи, с которыми раньше никто не сталкивался. За дело взялась отдельная мастерская Центра имени академика Грабаря, которая работает с поврежденными произведениями графики и старопечатными книгами. «Когда в процессе раскопок книгу подняли со дна, нужно было срочно решать, что делать с данным экспонатом. Методик и таких случаев в нашей реставрационной практике еще не встречалось», -- рассказала художник-реставратор Евгения Мымрина.      Древнюю Библию буквально разобрали по частям. Страницы подвергли физико-химическому анализу, чтобы определить тип бумаги и краски. Изучили в лучах ультрафиолетовой лампы и при инфракрасном излучении -- это позволяет увидеть поздние записи и слои. Внимательно рассмотрели под микроскопом, затем расщепили грязь в ванне и очистили страницы с помощью медицинских инструментов. Прежде чем приступить к реставрации книги, страницы выровняли и вернули целостность, избавив от трещин и даже дыр. Был использован метод доливки -- бумажную массу из хлопкового волокна пипеткой добавляли в проблемные участки и сушили. Все эти удивительные процессы зрители смогут увидеть в новом фильме «Графика» на телеканале «История».

http://pravoslavie.ru/117572.html

Моя первая Пасха – это Пасха 1993 года, когда мой отец, священник Андрей Пылёв, только еще рукоположенный, был направлен служить в Покровский храм под Кирилловом. Перед Вербным воскресеньем меня, вполне городскую девочку, мама привезла на автобусе в Кириллов. Батюшка встречал нас, и весь пятикилометровый путь до Покрова мы прошли пешком. Для меня все было не просто ново, мне казалось, что я попала в какой-то удивительный, сказочный мир. В это нетрудно поверить, если тебе от роду неполных пять лет. Почему в городе серо, а здесь белым-бело и чисто? Я шла, уцепившись за руки родителей, и в какой-то момент за поворотом возник Покровский храм. Это удивительное ощущение не исчезло со временем. Проселочная дорога петляет, лес обступает ее, озеро вздыхает рядом, а потом, неожиданно – белая стройная колокольня и синий купол. Я люблю этот храм, и во многом за неожиданность его появления. Это всегда сродни чуду. В Покрове нас встречала староста, Анна Ивановна Виноградова. Она жила в храмовой сторожке, и меня привела в восторг ее кровать с пологом. Кормили меня, как взрослую, обжигающим супом из «сушшика», как говорят в Кириллове, маленькой такой рыбки… Всю Страстную неделю я ходила по храму как по какой-то пещере сокровищ. Просто не получалось охватить взглядом все его диковины! Сумрачный зимний храм с закоулками, в которых спряталось бесчисленное множество икон, таинственно указующий путь архангел Рафаил, столетние, со сдержанным благородством поблескивавшие лампады, украшенные «камнями» (и никто бы тогда не убедил меня, что они не драгоценные) и чудесно пахнущие книги на клиросе – огромные, пожелтевшие, с коричневыми пятнами, с потускневшим золотом, изданные в царской России… Но в пасхальную ночь каждый закоулок храма оживился и наполнился светом. Гудел кирилловский люд, заполнив собой все таинственные уголки зимнего храма. Звенела мелочь на церковной лавке. Трещали свечи. Слипались глаза… А потом был крестный ход, совсем не страшно темнело кладбище, вздыхало за ним весеннее озеро. И именно тогда в первый раз я услышала и запомнила сердцем, как острый момент счастья, несильный голос моего батюшки, поющий самые ожидаемые мной и теперь в церковном году слова.

http://pravoslavie.ru/61383.html

Целью данного раздела исследования является иконография ангелов в истории воплощения Слова и ее связь с крестом, поэтому продолжим канву предлагаемых моделей, описывающих это воплощение в ранней христианской среде. В иудео-христианском памятнике II века «Завещание Господа Нашего Иисуса Христа», известного также как «Послание Апостолов» (Epistula Apostolorum), говорится: «Когда я прихожу от Всемогущего Отца, когда пересекаю небеса, я облечен в Премудрость Отца и Его Силу, (…) я подобен небесным существам, ангелам, архангелам, когда я прохожу по небесам в их облике, я подобен одному из них, когда я проходил через Ордена, Силы, Господства, архангелы Михаил, Гавриил, Уриил и Рафаил следовали за мной до пятого небосвода, поскольку я [был] подобен одному из них, ибо такая власть была дана мне Отцом. Затем я изумил архангелов своими словами, велев им идти к алтарю Отца и служить Ему, каждому по своему достоинству, пока я не вернусь к Нему» . В памятнике IV века «Физиолог» ( Physiologos ), сложившемся значительно раньше , снисхождение Логоса описано также подобным образом: «Это мой Спаситель, духовный лев, (…) посланный вечным Отцом, скрыл свои духовные следы, то есть свою божественность. С ангелами Он сделался ангелом, с людьми — человеком, с силами — силой, до конца Своего нисхождения. Он сошел во утробу Марии, чтобы спасти погибший род человеческих душ. Поэтому они не узнали Его, сошедшего свыше, и воскликнули: “Кто сей Царь славы?” Тогда Святой Дух ответил: “Господь могущественных, тот это царь славы”» . Восхождение Сына Человеческого описывается совершенно иначе, оно совершается явно и со славою. В книге «Вознесение Исаии» читаем: «И я видел некого, похожего на Сына Человеческого, находящегося с людьми и в миру. (...) И они не узнали его. И я видел Его возносящимся на небесный свод, и Он не принимал своих отличительных свойств. И все ангелы, которые были над небесным сводом, от этого зрелища пришли в ужас, и, поклоняясь ему, они говорили: “Как Ты оказался среди нас, Господь, и мы не увидели Царя Славы?” И Он, будучи восславлен еще более, вознесся на первые небеса и не менял своего облика. Тогда все эти ангелы восхваляли и воспевали [его], говоря: “Как Ты прошел сквозь нас, Господь, и мы не видели и не поклонились Тебе?” Так Он вознесся на второе и на третье небеса, и на пятые, и на шестые, на все небеса, и слава его возрастала. Когда он вознесся на седьмые небеса, все праведники пели ему, и все ангелы и силы, которых и я не мог видеть» .

http://bogoslov.ru/article/6176142

Не получают просимого только те, которые или сами злы и не хотят уклониться от зла, чтобы сотворить благое, или же просят у Бога злой вещи, или, наконец, хотя и доброй вещи просят, но зато просят не хорошо, не так, как следует. Злой человек, не желающий оставить своего беззакония, не может умолить Бога. Об Антиохе, гонителе и мучителе народа Божия, написано: «Моляшеся скверный некогда, помиловавшу его Владыце» (2 Мак. 9:13). Святый Павел советует воздевать руки к Богу; а какие же должны быть руки? Чистые, не запачканные кровью, похищением или удержанием чужого, не прикоснувшиеся ко всякой нечистоте и умытые слезами покаяния. «Хощу, — сказал он, — да молитву творят мужие, воздевающе преподобныя руки на всяком месте, без гнева и размышления» (1 Тим. 2:8). Иные же не выпрашивают потому, что не знают, чего просят, как, например, сыновья Зеведеевы. Таким Господь не дает для их же блага, подобно тому, как отец просящему сыну не дает ножа. «Зле просящий» — это те, которые молятся или по-фарисейски, или без прилежания, с мыслями рассеянными и блуждающими около дел своих и временных прибылей. А что нужно сказать о тех, которые вместо молитвы разговаривают между собой, со смехом осуждают одних, а другим и молиться не дают? У таких и прочих, о которых некогда ныне говорить подробно, молитва превращается в грех. Молитва сильна, но не какая-нибудь, а совершенная, молитва тех, которые хорошо молятся. Какая же молитва именно такова? Речь об этом требует не одного дня, и посему я вкратце вспомню хотя кое-что. Молитва того, кто слушается Господа, бывает слышна и приятна для Бога. Кто слушается слов Господних, как об этом сказал нам Сам Господь: «Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в царствие небесное, но творяй волю Отца Моего, иже есть на небесех» (Мф. 7:21), кто (Пс. 144:19) и творит волю Его, того Господь исполнит желание и услышит молитву слушающихся Его. Молитва смиренная, не фарисейская, восходит высоко, (Сир. 25:3). Такова, например, была молитва смиренного мытаря, говорившего: (Лк. 18:13), и Манассии, царя иерусалимского. Крыльями молитвы, на которых она взлетает к Вышнему, сидящему на шестокрылых серафимах, являются всякие добродетели, в особенности же смирение, говение и милостыня, как об этом сказал Товии архангел Рафаил, слетевший с неба: (Тов. 12:8). Как во всякой добродетели, так особенно в молитве необходимо прилежание и усердие: «Много бо может молитва праведнаго поспешествуема» (Иак. 5:16). Не напрасно Спаситель наш сказал: «Просите, и дастся вам; ищите и обрящете; толцыте, и отверзется вам».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2819...

Января 24 повелено продажу смолы, поташа, смолчуга, икры, клея, щетины, мачтовых деревьев ипроч. ведать Приказу Большой Казны: но вскоре потом торг щетиною дозволен всякому. Для поправления при Нарвском порте торговли, позволено Нарвским жителям торговать солью и табаком свободно и лес отпускать за море, кроме дубового. Запрещен выпуск за море семени льняного и конопляного, а велено отпускать масло. Запрещен от Российских портов выпуск хлеба за море. Указом 8 января Новгородским и Псковским купцам дана свобода возить свои товары к С. Петербургскому порту, а от обязанности возить оные и к Архангельскому, по причине дальнего пути, они освобождены. Тогда же разрешен и отпуск за море льняного и конопляного семени; а для поправления торговли города Нарвы повелено из Новгорода и Пскова и прочих смежных с оными городов лен, пеньку и юфть возить в Нарву. Для купечества уставлено во Пскове особое Магистратское IIpabлehue. Августа З0 мир и торговый договор с Швециею заключен в Финляндском городе Нейшптаде. По сему договору навсегда уступлены России Лифляндия, Естляндия, Ингерманландия, часть Карелии, округа Выборская, острова Езель, Даго и Моен. А Псковским купцам дано исключительное право товары Российские возить в Нарву и там торговать. Жемчуг, родящийся в реках Новгородского, Ржевского и Торопецкого Уездов, частным людям ловить не велено, а учреждены Казенные ловцы. Новгородским и Псковским Дворянам также и Нарвским обывателям дозволено рубить мачтовые деревья по рекам Луге и Плюсе для отпуска за море. Государь услышав, что у одного Посадского Псковского Иерофея Русинова, якобы находится старинных денег Князя Игоря 95 рублей, оставленных у него Пантелеймонова Монастыря Иеромонахом Евфимием, предписал Псковскому Всеводе отобрать сии деньги и прислать. Но найдены только деньги Великого Князя Ивана Васильевича с надписью Князь и Государь под титлою и г р6ь, вместо Игорь. Хиротонисан во Пскове Епископ Рафаил Заборовский, в 17З1 году переведенный в Киев Архиепископом. Из Псковской и Великолуцкой Провинции всякие родящиеся в оных произведения и товары доз волено возить в Нарву, Ревель, Ригу и Петербург; а для поддержания Петербургского порта перекупных товаров в означенные три порта не велено возить и пропускать, выключая восточных Сибирских, Персидских, Бухарских и других.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Это, сказал ему архангел Рафаил, благословенные места, где будут собраны души умерших; для них они сотворены, и сюда должны приходить души сынов человеческих и оставаться здесь до дня суда... Здесь Енох слышал душу Авеля, которая вопиет и будет вопиять и обвинять Каина до тех пор, пока его поколение не будет истреблено с лица земли. Для душ умерших назначены три отделения; они разделены между собою бездною, водой и светом над водой. Грешники также разделены и находятся в разных мучениях (глав. 22). В другом месте на западной же стороне Енох видел горящий непрестанно огонь... Это, по объяснению ангела Рагуила, огонь, который день и ночь катится не останавливаясь и возжигает все небесные светила (глав. 23). Далее Енох видел семь блестящих гор, отделенных одна от другой и образованных из прекрасных камней. Три из них были на востоке и три на полудни; там были также глубокие долины, отделенные одна от другой; посредине возвышалась седьмая гора. Все горы издали представлялись величественными тронами и были увенчаны благословенными деревьями. Между этими деревьями одно было такого приятного запаха, что даже в саду Эдемском не было ни одного такого дерева, которое издавало бы такое благоухание. Его листья и цветы никогда не увядают, а прекрасные поды его походят на плоды пальмы... Ангел Михаил объяснил Еноху, что эта гора будет седалищем, на котором воссядет святой и великий Господь, царь вечный, когда Он придет посетить землю по своей благости. А что касается древа, то никто до него не дотронется до времени великого суда; тогда оно будет дано праведным и смиренным в то время, когда нечестивые будут преданы вечным мучениям. Его плоды будут даны избранным. Тогда они будут наслаждаться и радоваться во Святом; приятное благоухание этого древа проникнет в кости их, и они, будут проводить долгую жизнь на земле, и эта жизнь не будет возмущаема ни несчастиями, ни бедствиями, ни страданиями (глав. 24). – При подошве одной горы, посреди глубоких и сухих долин, Енох видел узкую долину.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Напрасно псковичи указывают на харатейные грамоты и крепости на земли и крестьян, данные церквам; грамоты эти „кроме их посадских людей даны были», а они „из каменных церквей тайно вынесли их и держат за собою в домех своих, о чем на них надзиратель Петропавловского собора со священниками во псковской канцелярии били челом, и видя они псковичи посадские люди свою неправость, во псковскую канцелярию крепости принесли, а харатейные грамоты за свинцовыми печатями у себя удержали, не знаемо для какого умыслу. Что касается до разорения некоторых церквей, то оно произошло не по вине епархиальной администрации и духовенства, а от других причин; в Домонтовой стене церкви и монастыри засыпаны землей в раскаты во время шведской войны, в других церквах складены всякие артиллерийские припасы, амуниция и бумаги псковской канцелярии, а иные церкви опустели от морового поветрия и пожаров. Напрасно также псковичи хвалятся своею заботою о благосостоянии церквей; они владеют церковными землями, а церквей не строят, и многие их церкви разорены и стоят без пения еще с морового поветрия; одни церкви развалились, у других растащена утварь, у многих сокращены против прежнего причты, а у некоторых и никого из священно- и церковнослужителей не имеется за недостатком руги. Так как псковичи ссылались в своей челобитной на старые грамоты, то и Рафаил постарался выставить в своем доношении равносильные аргументы, сославшись на грамоту 7200 г., данную одной псковской Пороменской церкви, по которой вотчинами этой церкви велено владеть протопопу с братией, и на указы св. Синода 1722 и 1723 гг. о том, чтобы старосты церковные подлежали отчетности в архиерейском доме. Указов этих псковичи не желали исполнять оттого, по его объяснению, что хотели скрыть воровство своих выборных старост, воровство очень немалое; наприм. в Пороменской церкви один староста украл церковных денег 48 р. 1 алт. и 4 ден., другой продавал ночною порою церковный хлеб, третий украл целый мешок церковных денег, в чем все они и были обличены по суду; старосты и надзиратели Архангельского собора, Спасской, Георгиевской и друг.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Сын, не зная дороги и человека (к которому нужно было идти), выходит искать спутника, и по Божественному промышлению находить Рафаила, который стоял на площади в виде человека, и нанимает его, как знающего дорогу. Таким образом архангел Рафаил сопутствует ему в виде человека, под именем Азарии. Когда они дошли до реки Тигра, Товия хотел спуститься в нее, чтобы вымыться, но вдруг большая рыба кинулась на юношу. Ангел велел ему схватить рыбу, разрезать ее, вынуть из нее печень, сердце и желчь и хранить это. На вопрос юноши, какая от них польза, — ангел отвечал: печень и сердце, если покурить ими, могут прогонять злого духа, а желчью можно снимать бельма. Таким образом, по совету и при содействии ангела, юноша получает дочь Рагуила Сарру в жены, прогнав этим курением злого духа, который и был связан ангелом в верхних пределах Египта. Оставшись с женою, Товия посылает мнимого Азарию в Мидию, получает чрез него десять талантов и возвращается вместе с ним и женою к отцу. По возвращении, он помазал желчью рыбы глаза отца, и бельма отпали, и Товит тотчас стал видеть. Он ослеп, когда ему было пятьдесят восемь лет, а прозрел, когда было ему шестьдесят шесть. После того, как он прозрел, ангел открыл, что он не человек, а послан от Бога на помощь им и Сарре. Состарившись, Товит завещал сыну своему Товии удалиться в Мидию, в виду предстоявшего разрушения Ниневии, предсказанного пророком Ионою, и, ослабев, скончался 155 лет. Сын же его Товия, переселившись в Мидию, похоронил своего тестя и тещу, и, получив известие о разрушении Ниневии, скончался 107 лет. Этим и оканчивается книга.   Книга Иудифь   Книга Иудифь называется так потому, что чрез Иудифь Бог спас сынов израильских, подвергшихся нападению и осаде от Олоферна, а самого Олоферна поразил. Вот эта история: царь ассирийский Навуходоносор, начав войну с Арфаксадом, царем мидийским, требовал помощи от всех народов до Египта. Но так как они не подали помощи, и все отказались, то он, после победы и покорения Арфаксада, начал войну против отказавших ему.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010