Святой принял мученическую кончину во времена императора Диоклетиана. Священномученик Артемон родился в первой половине III-ro века в Лаодикии Сирийской от христианских родителей. В 16-летнем возрасте святой был поставлен чтецом и в этом звании трудился в течение 12 лет. За усердие к Божественным службам, Сисиний, епископ Кизический возвел его в сан диакона. С такой же ревностью и старанием святой Артемон исполнял это служение в течение 28 лет, после чего был рукоположен во пресвитера. В этом сане святой Артемон служил в Церкви Божией 33 года, проповедуя христианскую веру среди язычников. Когда император Диоклитиан (284 — 305) начал жестокое гонение на христиан, святой Артемон был уже старцем. Император издал указ, чтобы все христиане принесли жертвы идолам. Святитель Сисиний, узнав о скором прибытии в Лаодикийскую область военачальника Патрикия, вместе со священником Артемоном проник в капище богини Артемиды. Там они разбили и сожгли идолов. Затем святитель Сисиний и святой Артемон собрали паству в церкви и горячо убеждали христиан оставаться твердыми в вере и не страшиться угроз мучителей. Прибыв в Лаодикию, Патрикий устроил пятидневные торжества в честь языческих богов, а затем направился в капище Артемиды для принесения жертвы. Он узнал, кто разрушил капище, и с отрядом воинов направился к церкви, где молились христиане. Не дойдя до церкви, Патрикий почувствовал внезапный озноб, а затем жар, так что его пришлось, еле живого, внести в первый находившийся на пути дом. «Христиане прокляли меня, и это их Бог мучит меня», — сказал он приближенным. Мольбы Патрикия к идолам не облегчили его страданий. Он послал гонца к святителю Сисинию и просил его помощи, обещая в благодарность сделать золотую статую епископа. Святитель ответил: «Золото твое да будет с тобою, а если хочешь исцелиться, уверуй во Христа». Патрикий испугался смерти и объявил, что верует во Христа. По молитве святителя Сисиния болезнь оставила его. Но совершившееся чудо не изменило закоснелой души язычника. Хотя он не тронул святителя Сисиння, однако отправился выполнять императорский указ к другим христианам в город Кесарию. По пути он встретил старца, за которым шли попарно шесть диких ослов и два оленя. Это был священник Артемон.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-den-...

Чрез год два какие-то мужа открыли гроб и увидели преп. Афанасию как бы уснувшею, брови, уста и лице сияющие красотою, тело мягкое, руки сгибающиеся и все тело ее цело и нетленно, мvpo источающее. Святые и по смерти гнушаются одежды тленной Когда сестра вместо власяницы захотела покрыть мощи препод. Афанасии шелковою одеждою; то преподобная крепко прижала к груди свои руки так, что та никак не могла их раздвинуть, чтоб одеть ее. Послушание и по смерти святыми выполняется Когда же сестры напомнили преп. Афанасии о том, что она и при жизни любила послушание и их тому учила, – и стали просить, чтобы она ради послушания приняла от них шелковую одежду, тогда мертвая поднялась, как бы живая, простерла руки для облачения и опять возлегла. 18. Св. священномученик Артемон Звери повинуются святым Святый Артемон для епископа Сисинния вел из леса зверей; но, встреченный на пути воином и связанный, повелел зверям идти к епископу; когда же епископ спросил зверей, стоящих при дверях храма: «откуда они?» – олень, по повелению Божию, человеческим голосом отвечал: «Артемон, раб Божий, взятый злочестивым воином, связанный и отведенный в Кесарию; послал нас к тебе». Язычники верили, что соименные их богам человеки пользуются их покровительством На мучилище мучитель святому Артемону сказал: «узнав, что ты нарицаешься Артемоном, я надеялся, что ты раб богини Артемиды, и что она хранит жизнь твою ради тезоименитства с нею». Между тем Артемон сокрушил ее статую. Помощь святого Архангела Рафаила Храм Асклипиев полон был змеев, из которых один был в пять локтей длины; – все их почитали и приносили им жертвы. Но св. Артемон словом вывел их оттуда и умертвил. Когда его спросили: «какою силою ты победил и убил змей»? – он отвечал: «силою Христовою и содействием св. Архангела Рафаила, на то от Бога посланного». Целомудрие равно мученичеству Некоторая жена, по имени Фомаида, защищая свое целомудрие против свекра, была от него рассечена мечем и за это причислена к лику мучениц. 16. Св. мучениц трех дев сестер

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Песнь 8 Ирмос: Царя Небеснаго,/Егоже поют вои Ангельстии,/хвалите и превозносите во вся веки. Царя Небеснаго, якоже предпочел еси по достоянию от всех земных,/с Сим во веки, Артемоне, срадуешися. Превознесена тя душею к Зиждителю,/прилози мучителей, страстоносче, никакоже Сего отвлекоша любве. Света Божественнаго блистаньми, страстотерпче, просвещся,/вшед в незаходимый жертвенник таин,/яко таинник неизреченных. Богородичен: Иже человеческое естество приемый, Богородице,/из Тебе паче ума и слова/сыны человеческия содела свойственны. Песнь 9 Ирмос: Воистинну Богородицу,/Тя исповедуем,/спасеннии Тобою, Дево Чистая,/с Безплотными лики Тя величающе. Зиму безбожия, мучениче, претек, во благочестия весну достигл еси/и солнца славы света сподобился еси. Душевными и разумными очесы/провидев одесную тебе стояща Господа,/не поколебался еси мук, Артемоне, волнами. Яко Божественныя неизреченныя славы, страстотерпче,/сподоблься со страстотерпцы и ученики Христовы,/о нас умоли Сего, яко Благоутробнаго. Богородичен: Свыше, Богородице, Твоим благоутробием нашу нищету посети/и от тли и бед нас избави. Священномученик Артемон Священномученик Артемон родился в первой половине III века в Лаодикии Сирийской от христианских родителей. С юных лет он посвятил себя служению Церкви. В 16-летнем возрасте святой был поставлен чтецом и в этом звании трудился в течение 12-ти лет. За усердие к Божественным службам святитель Сисиний возвел его в сан диакона. С такой же ревностью и старанием святой Артемон исполнял это служение в течение 28-ми лет, после чего был рукоположен во пресвитера. В этом сане святой Артемон служил в Церкви Божией 33 года, проповедуя христианскую веру среди язычников. Когда император Диоклитиан (284–305) начал жестокое гонение на христиан, святой Артемон был уже старцем. Император издал указ, чтобы все христиане принесли жертвы идолам. Святитель Сисиний, узнав о скором прибытии в Лаодикийскую область военачальника Патрикия, вместе со священником Артемоном проник в капище богини Артемиды.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

III. Молитвами преп. Исаака Сирина да избавит нас Господь от греха неправедного стяжания и да сохранит нас Он от мести нашим врагам. Аминь. (Составлено с дополнениями «Московских Епархиальных Ведомостей» 1879 г.). Тринадцатый день Св. священномученик Артемон (Великое значение имени человека вообще и христианского имени в особенности) I. Cb. священномученик Артемон, память коего совершается ныне, во время великого Диоклитианова гонения на христиан, пред страданием позван был к допросу; на вопрос, как его зовут, святой отвечал: «Если ты хочешь знать мое имя, то уразумей, что, когда я был в матерней утробе, мне дано от Самого Бога имя Артемон». II. Этими словами св. священномученик Артемон желал, очевидно, выразить ту истину, что имя человека вообще, и в особенности христианина зависит не от случая и имеет великое значение. Часто имя святого, которое нам дано, указывает по своему значению качества, которые мы должны иметь в жизни, например, имена Веры, Надежды и Любви – научают тех, которые носят их, иметь веру в Бога, надежду на Него и любовь к Нему и ко всем. Тем более имена, которые, по Божиему предведению, предрекаются людям еще до их рождения, должны непременно знаменовать образ их жизни. Так, Крестителю Господню дано было от Бога еще до рождения имя Иоанн, в ознаменование того, что он и родился по благодати Божией, и исполнен будет благодати. Имя Господа Иисус предназначено архангелом Гавриилом еще во время благовещения Пресвятой Богородицы в знамение того, что Он спасет люди Своя Израиля, ибо еврейское слово Иоанн значит по-русски «благодать», а Иисус – значит «спасение». – Артемон, слово греческое, толкуется так: «малое ветрило», в знамение того, что он как бы корабельщик с малым парусом и сам достигнет тихого пристанища Царствия Небесного и других руководит к тому же пристанищу. Имя, даваемое всякому христианину при крещении, указывает на те преимущества и блага, которые даруются крещаемому. а) Во-первых, Св. Церковь, нарицая нас новым именем в таинстве св. Крещения, усыновляет нас Богу Отцу о имени единородного, возлюбленного Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа, Который непостижимым снисхождением Своим к падшему роду человеческому, крестными страданиями и смертью заслужил нам право чадами Божиими быти, верующими во имя Его. Таким образом, мы из сынов гнева и проклятия по естеству соделываемся чадами любви и благоволения Божия по благодати. Во всех обстояниях и нуждах жизни можем со дерзновением приступать к престолу благодати, просить и вопиять о помощи, ибо Сам Господь неба и земли уверяет нас: еже аще что просите от Отца во имя Мое, то сотворю, да прославится Отец в Сыне. Аминь, аминь глаголю вам, яко елика аще чесо просите от Отца во имя Мое, даст вам; просите, и приимете. При всех превратностях мира, во всех самых скорбных обстоятельствах жизни можем быть уверены совершенно, что и влас главы нашей не погибнет без воли Отца нашего небесного. Что может быть отраднее и утешительнее сих поистине божественных обетований?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Впрочем, оставим [и] города телесные. Взглянем на города счастья, возводимые людьми из рода в род. Материалы, из которых выстроены эти города, суть веселье, услады, имение, власть, честь, слава. Где эти города? Точно паутина, стремительно оплетают они людей, но так же быстро рвутся и исчезают, делая «счастливых» несчастнее самых несчастных. И впрямь не имеем мы здесь постоянного града . Поэтому ищем града будущего . Это град, созидаемый из духа, жизни и истины. Это град, единственным и уникальным Зодчим коего выступает Господь Иисус Христос. Град сей называется Царством Небесным, бессмертной жизнью, чертогом Ангелов, пристанищем святителей, оплотом мучеников. В граде сем нет двойства из добра и зла, но царствует единство добра. Всё возведенное в этом граде отстроено навеки. Любой кирпичик в нем не имеет ни конца ни края. Ведь кирпичики суть живые Ангелы и люди. На престоле в граде сем восседает и владычествует воскресший Господь Иисус Христос. О Господи воскресший, извлеки нас из-под руин времени и, по Своей милости, введи в Твой вечный небесный град. Тебе слава и похвала вовеки. Аминь. 13 апреля 1. Священномученик Артемон . Был священником в Лаодикии в правление императора Диоклетиана. Перед судией и мучителем так сказал о себе: «Имя мое Артемон, раб Христа, Бога моего. 16 лет был я чтецом и читал книги в церкви Бога моего, 28 лет был диаконом и читал Священное Евангелие, 33 года исполнил как пресвитер, поучая людей и, с помощью Христовой, наставляя их на путь спасения». Судья ввел его в храм Эскулапа, где жрецы специально вскармливали огромных змей, посвященных этому «богу». Все были уверены, что змеи ужалят Артемона. Но он, осенив себя крестным знамением, приковал всех змей к земле, так что не могли они даже пошевельнуться. Потом вывел их всех во двор, дунул на них и всех мгновенно умертвил. Всех присутствующих объял неимоверный ужас. А главный жрец этого храма, Виталий, увидев это чудо, пал на колени перед Артемоном и воскликнул: «Велик Бог христианский!» И крестил его мученик вкупе с некоторыми его друзьями. Но лютый судья остался упрямым в своей злобе и подверг старца Артемона различным мукам. А затем повелел бросить его в кипящую смолу. [Желая сам присутствовать при казни, мучитель на коне подъехал к раскаленному котлу,] но сорвался с коня прямо в котел и сгорел в дымящейся массе. [Люди видели] двух Ангелов в образе орлов, которые подняли его из седла и ввергли в котел. Святой Артемон некоторое время оставался на свободе, обходил города и веси, всегда сопровождаемый своими двумя любимыми оленями, и учил народ. Но снова был схвачен и в 303 году обезглавлен. Душа его переселилась в Царство Христа, Бога нашего, Которому святой Артемон верно служил.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

– Христиане меня прокляли, и их Бог меня мучит. Те отвечали: – Сильные боги и светлая богиня Артемида возвратят тебе здоровье. Испытывая сильные боли и не думая уже остаться в живых, Патрикий сказал воинам: – Идите в христианскую церковь и скажите епископу Сисинию: так говорит царский посол – Патрикий: велик Бог христианский! Помолись Ему, чтобы мне избавиться от моей тяжелой болезни; тогда я сделаю из золота твое изображение и поставлю его посредине города. Воины пошли и передали слова Патрикия епископу. Последний велел передать ему следующий ответ: – Золото твое пусть останется при тебе; если уверуешь в Господа нашего Иисуса Христа, будешь здоров. Патрикий вторично отправил к епископу послов, говоря: – Верую в твоего Бога, только бы мне исцелиться. Епископ помолился о нем, и тотчас Патрикий сделался здоров, совершенно избавившись от болезни. Спустя несколько дней по своем выздоровлении, Патрикий отправился в палестинский город Кесарию. Когда он отошел от Лаодикии приблизительно на три поприща, то встретил на пути святого пресвитера Артемона, возвращавшегося с молитвы: он ловил диких зверей словом Христовым, и за ним следовало два оленя и шесть диких ослов. Святой Артемон вел их к епископу Сисинию, которому очень хотелось иметь диких зверей в своем саду. Приказав остановиться колеснице, Патрикий спросил раба Божия Артемона: – Как ты поймал этих зверей? – Я поймал их словом Христа моего – отвечал он. – Мне думается, – спросил снова Патрикий, – что ты, старец, христианин? Святой Артемон сказал на это: – От юности моей я христианин. Тогда Патрикий приказал заковать святого двумя цепями и передал его двум воинам, чтобы они вели святого Артемона за ним до Кесарии. Не имея возможности продолжать свой путь, святой Артемон обратился к следовавшим за ним зверям и приказал идти к епископу Сисинию. Те пошли и остановились при дверях церковной ограды. Епископ спросил привратника: – Откуда пришли эти звери? Один из оленей, получивший от Бога дар слова, сказал: – Раб Божий Артемон взят нечестивым царским послом, и его связанного ведут теперь в Кесарию; нас же он послал к тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

– Я именно, – ответил святой. – Скажи мне, – спросил снова Патрикий, – как ты преодолел силу богини и не пощадил ее изображение? Как не убоялся наказания: ведь она лишь по кротости своей еще не отняла у тебя жизни? – Молясь моему Богу, – возразил святой Артемон, – я одержу победу даже над тобою и мучениями твоими; тем более я мог преодолеть мёртвого и немого идола. Патрикий сказал: – Услыхав твое имя – Артемон, я подумал, что ты раб богини Артемиды; полагаю, что она и жизнь тебе сохранила за твое тезоименитство с нею. Святой Артемон воскликнул на это: – Беззаконный, нечестивый и потемненный умом сын диавола, если хочешь знать об имени моем, то пусть тебе будет известно, что оно даровано мне Богом еще в то время, когда я находился во чреве матери. Патрикий продолжал, увещевая: – Пожалей твою старость и седины, принеси жертву великому в этом городе богу Асклипию 2524 . – Шестнадцать лет, – отвечал святой, – я был чтецом в церкви моего Бога, двадцать восемь лет был диаконом, читая Святое Евангелие; тридцать три года я носил пресвитерский сан, уча и наставляя с помощью Христовою людей на путь спасения, и теперь ты требуешь, чтобы я, подражая тебе, принес жертву бесу, находящемуся в бесчувственном идоле, но всё-таки я хочу посмотреть твоего бога и испытать силу его. Патрикий сказал: – Великой силой и славой обладает бог Асклипий: кто не принесет ему курение с молитвою пред дверями его храма, тот не может войти внутрь. В капище же Асклипия жили змеи, которым однажды в год приносили жрецы сладкую пищу. – Пойдем ко храму Асклипия, – сказал святой Артемон, – и если он не дозволит мне войти в него, то я принесу ему курение. И вот когда святой приближался в сопровождении Патрикия и народа к капищу Асклипия, то змеи, точнее заключавшиеся в них злые духи, не вынося приближения одаренного силою Христовою мученика, подняли страшный свист и смятение в капище, так что оно колебалось точно дерево от ветра; видя это, Патрикий и народ бежали от страха. Патрикий сказал святому: – Смотри, как велика сила Асклипия, который никому не допускает войти к себе без предварительного вознесения ему курения.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Епископ ужаснулся, слыша человеческую речь от оленя, и вместе с тем опечалился, узнав о взятии святого Артемона. Призвав диакона Филеа, он сказал ему: — Явилось новое чудо! Вот из этих зверей, которых ты видишь сейчас, один олень человеческою речью передал мне, что раб Божий Артемон схвачен нечестивым Патрикием и связанный отправлен в Кесарию; я не могу удержаться от ужаса, видя оленя, обладающего даром слова, и — от скорби при мысли о случившемся с Артемоном. Возьми просфору и иди со слугою в Кесарию; разузнай, справедливо ли переданное оленем. Диакон взял просфору и, помолившись, отправился в сопровождении слуги в дорогу. Придя в Кесарию, он действительно нашел там святого Артемона, заключенного в темницу. Сердечно приветствовав его, он сказал ему: — Раб Бога Вышнего и пастырь словесных овец, мы до сих пор не знали бы, как ты разлучился с нами и впал в руки мучителя, если бы не рассказал епископу об этом олень; по этой причине он послал меня сюда, чтобы проверить справедливость сказанного им; епископ очень скорбит о тебе. Святой Артемон отвечал: — Иди, слуга Божий, и возвести моему владыке, святому епископу, что я взят на мучение за Христа и сижу в темнице; пусть он помолится о мне, чтобы я мог победить козни христоненавистника мучителя и удостоился, таким образом, сделаться сопричастником Христу. Поцеловав друг друга, они расстались: диакон возвратился к себе, а святой Артемон остался в темнице. Когда диакон, возвратившись, передал епископу слова святого Артемона, то последний со слезами помолился, говоря: — Господи Иисусе Христе, избавивший Даниила из уст львовых, спасший трех отроков от огненной пещи Навуходоносора, избавь и раба Твоего Артемона от враждебного Патрикия, дай ему силы для преодоления козней мучителя и сопричти его к лику святых мучеников. В один день, устраивая в Кесарии зрелища, Патрикий приказал привести к себе святого Артемона и спросил его: — Скажи нам, старец, как тебя зовут? Он ответил: — Я называюсь рабом Христа Бога моего и есть Артемон. — Это ты разбил изваяние великой богини? — сказал Патрикий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

— Я именно, — ответил святой. — Скажи мне, — спросил снова Патрикий, — как ты преодолел силу богини и не пощадил ее изображение? как не убоялся наказания: ведь она лишь по кротости своей еще не отняла у тебя жизни? — Молясь моему Богу, — возразил святой Артемон, — я одержу победу даже над тобою и мучениями твоими; тем более я мог преодолеть мёртвого и немого идола. Патрикий сказал: — Услыхав твое имя — Артемон, я подумал, что ты раб богини Артемиды; полагаю, что она и жизнь тебе сохранила за твое тезоименитство с нею. Святой Артемон воскликнул на это: — Беззаконный, нечестивый и потемненный умом сын диавола, если хочешь знать об имени моем, то пусть тебе будет известно, что оно даровано мне Богом еще в то время, когда я находился во чреве матери. Патрикий продолжал, увещевая: — Пожалей твою старость и седины, принеси жертву великому в этом городе богу Асклипию [ 4 ]. — Шестнадцать лет, — отвечал святой, — я был чтецом в церкви моего Бога, двадцать восемь лет был диаконом, читая святое Евангелие; тридцать три года я носил пресвитерский сан, уча и наставляя с помощью Христовою людей на путь спасения, и теперь ты требуешь, чтобы я, подражая тебе, принес жертву бесу, находящемуся в бесчувственном идоле, но всё-таки я хочу посмотреть твоего бога и испытать силу его. Патрикий сказал: — Великой силой и славой обладает бог Асклипий: кто не принесет ему курение с молитвою пред дверями его храма, тот не может войти внутрь. В капище же Асклипия жили змеи, которым однажды в год приносили жрецы сладкую пищу. — Пойдем ко храму Асклипия, — сказал святой Артемон, — и если он не дозволит мне войти в него, то я принесу ему курение. И вот когда святой приближался в сопровождении Патрикия и народа к капищу Асклипия, то змеи, точнее заключавшиеся в них злые духи, не вынося приближения одаренного силою Христовою мученика, подняли страшный свист и смятение в капище, так что оно колебалось точно дерево от ветра; видя это, Патрикий и народ бежали от страха. Патрикий сказал святому: — Смотри, как велика сила Асклипия, который никому не допускает войти к себе без предварительного вознесения ему курения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

— Христиане меня прокляли, и их Бог меня мучит. Те отвечали: — Сильные боги и светлая богиня Артемида возвратят тебе здоровье. Испытывая сильные боли и не думая уже остаться в живых, Патрикий сказал воинам: — Идите в христианскую церковь и скажите епископу Сисинию: так говорит царский посол — Патрикий: велик Бог христианский! Помолись Ему, чтобы мне избавиться от моей тяжелой болезни; тогда я сделаю из золота твое изображение и поставлю его посредине города. Воины пошли и передали слова Патрикия епископу. Последний велел передать ему следующий ответ: — Золото твое пусть останется при тебе; если уверуешь в Господа нашего Иисуса Христа, будешь здоров. Патрикий вторично отправил к епископу послов, говоря: — Верую в твоего Бога, только бы мне исцелиться. Епископ помолился о нем, и тотчас Патрикий сделался здоров, совершенно избавившись от болезни. Спустя несколько дней по своем выздоровлении, Патрикий отправился в палестинский город Кесарию. Когда он отошел от Лаодикии приблизительно на три поприща, то встретил на пути святого пресвитера Артемона, возвращавшегося с молитвы: он ловил диких зверей словом Христовым, и за ним следовало два оленя и шесть диких ослов. Святой Артемон вел их к епископу Сисинию, которому очень хотелось иметь диких зверей в своем саду. Приказав остановиться колеснице, Патрикий спросил раба Божия Артемона: — Как ты поймал этих зверей? — Я поймал их словом Христа моего — отвечал он. — Мне думается, — спросил снова Патрикий, — что ты, старец, христианин? Святой Артемон сказал на это: — От юности моей я христианин. Тогда Патрикий приказал заковать святого двумя цепями и передал его двум воинам, чтобы они вели святого Артемона за ним до Кесарии. Не имея возможности продолжать свой путь, святой Артемон обратился к следовавшим за ним зверям и приказал идти к епископу Сисинию. Те пошли и остановились при дверях церковной ограды. Епископ спросил привратника: — Откуда пришли эти звери? Один из оленей, получивший от Бога дар слова, сказал: — Раб Божий Артемон взят нечестивым царским послом, и его связанного ведут теперь в Кесарию; нас же он послал к тебе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010