Так, в 1722 году на беседе 13 марта, бывшей в Лыбовке, Евстрат выступал главным возражателем «священноиерею» Матвею Андрееву. Около этого же времени начался его раздор с некиим федосеевцем Савином Михеевым – из-за исправлений в старопечатных книгах, допущенных Евстратом. В 1735 году видим Евстрата в деревне Ступилишках, в Польше, где он на «соборе» произносит свое «исповедание веры» 131 . Тогда Евстрат всеми был одобрен и принят в общение. Однако, на «соборе» 1739 года Евстрат значится не на первом месте: возможно, что споры Евстрата с Савином Михеевым значительно ослабили его авторитет. Умер Евстрат в 1768 году. Упомянутый Савин Михеев, известен своими спорами с Евстратом Федосеевым. В определении федосеевского «собора» 1739 года он значится «духовным отцом» и в ряду таковых занимает седьмое место. Когда федосеевцы жили на Ряпиной мызе, то Савин Михеев состоял там кузнецом федосеевской «обители» 132 . Тем не менее и тогда он был человеком, по-видимому, влиятельным: заведя раздор с Евстратом, Савин решился даже перекрещивать сторонников Евстрата, если таковые приходили для общения к нему 133 . Г. И. Х. С. Б. П. Н. А. 134 Лета седмь тысящ двести четыредесять сфдьмого, июня в 11-й день 135 . По совету всех духовных человек: Терентия Васильева, Игнатия Трофимова, Ивана Иванова, Лазаря Захарьева, Фаддея Дионисиева, Василия Семенова, Савина Михеева, Симеона Сергеева, Игнатия Тимофеева, Георгия Андреева, Герасима Яковлева, Макария Иванова , Феодора Феодорова, и прочих человек духовных, книжных и простых, всех православных христиан, мужеска полу и женска, – было у нас общее братское собрание – в Польше, в деревне Давыдове – и приговорили мы вкупе, чтоб нам по правилам святых отец чинить: Отныне в колиях на уединении, с зазорными лицы, и с духовными дочерьми, – и с девицами, и с женами, – не жить, и со старейшими, и с преемницами. И которые люди обыщутся в духовном сродстве крещены; един кум у мужа и жены, – и нам, отцем духовным, таковых разводить, и жить вкупе не велеть, и тем житием православных христиан не соблажнять, и такового жития впредь не иметь, дабы нам проклятым не быть.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

VI. Случайные споры в расколе Случайными спорами в расколе мы называем споры по догматическим вопросам. В первой четверти XVIII века такие споры имели место как в поповщине, так и в беспоповщине. В рассматриваемый нами период времени споры в поповщине прекратились, остались же только споры в беспоповщине. Известно, что повод к таким спорам подал федосеевец Евстрат Федосеев, сын основателя федосеевщины Феодосия Васильева и один из главных наставников федосеевских на Ряпиной мызе и потом в Польше. Евстрат Федосеев стал делать исправления в старопечатных книгах. Ему показалось сомнительным то, что в старопечатных книгах, разных изданий, употребляются в приложении к Святой Троице разные выражения; в изданиях патриарха Филарета встречается выражение «трисиянне образы», а в изданиях патриарха Иосифа – «трисиянне лицы». Известно, что Евстрат стал делать поправки в книгах: вместо слова «образы» он подписывал «лицы». Это было в то время, когда федосеевцы жили на Ряпиной мызе. Узнав об этом, ряпинцы заволновались. В 1719 году на «Святой неделе», был назначен по этому поводу особый «собор». Но Ряпина мыза вскоре – пред этим – была разорена, поэтому «собора» тогда не состоялось. Но настоящий раздор в федосеевщине продолжался и в последующее время. «Воссташа некий на оного Евстрата... паче же... некто Савин Михеев, который, по согласию с прочими, от оного Евстрата, – оле, дерзости! – и вторично крестити смелость возиме, и долго сей раздор в них протяжеся, даже до лет настоятельства Семена Денисьевича, кий своими мудрыми богословеньми оный раздор погаси» 99 . Известно, что Семен Денисов сделался настоятелем Выговской пустыни по смерти своего брата Андрея, в 1730 году. Значит, к этому времени и нужно относить вмешательство Семена Денисова в названные споры в федосеевщине. К этому времени относится и сочинение Семена Денисова «Показание велемудрого настоятеля господина Симеона со истолкованием и ясным свидетельством о богословском речении образ, и како оно приемлется: овогда за вид естества, овогда же за начертание и лице» 100 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

В древнерусской языческой мифологии злой дух, воплощение смерти. Чучело под названием «Мара» сжигали в ночь на Ивана Купалу. Считается, что Марью в купальских песнях можно отождествлять с образами Мары и Мокоши. Мардарий (Дарий, Евстрат) Народное название дня мчч. Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста, при имп. Диоклетиане и Максимилиане пострадавших, а также дня прп. Мардария, затворника Печерского (XIII в.), 13/26 дек. В этот день крестьяне убирали в дом метлу, которой мели двор, чтобы ее не утащили ведьмы. Нельзя было ругаться, т. к. нечистая сила сразу же накинется на сквернослова. Считалось, что в этот день ведьмы на метлах летают и метель поднимают. Солнца в этот день было мало. Поэтому крестьяне говорили: «Мученик Евстрат солнышку рад». Маремьяна Народное название дня св. Мариамны, 17 февр./2 марта. Св. Мариамна в народном сознании трансформировалась в Маремьяну – кикимору в образе женщины. Она жена домового, дворового или лешего. Детей своих она рожает во время Святок, зовут их шулыканы (шуликаны). Они вылетают из трубы и стараются навредить людям. По народным поверьям, у Маремьяны надо просить прощения за грехи, ибо она их хорошо знает. На Маремьяну на вечерней заре произносили заговоры. Вечерняя заря считалась темной, в то время как утренняя – чистой. По поверью, солнце к вечеру темнеет от созерцания людских грехов, а умывшись ночью в море, утром встает чистым и ясным. Марена (Марана, Морена) В древнерусской языческой мифологии богиня, воплощавшая смерть и сезонное умирание и воскресение природы. В поздней русской традиции образ ее превратился в былинную ведьму Маринку. В Малороссии Мареной называли соломенное чучело, сжигавшееся на костре на Ивана Купалу. Марина Лазоревая (Марина, Лазарь) Народное название дня вмц. Марины (IV в.) и перенесения мощей прп. Лазаря (II в.), 17/30 июля. В этот день крестьяне с особым вниманием следили за хлебным полем и молили Бога о ниспослании дождей и спасении от молнии. В этот день часто на горизонте сверкали молнии. В народном сознании св. Марина ассоциировалась с большой водой или большим дождем, а прп. Лазарь – с лазоревым отблеском молнии. Отсюда складывалось название Марина Лазоревая. Мария – зажги снега (Марья Пролубница, Марья – заиграй овражки, Марья – пустые щи)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако, Терентий еще продолжал навещать Ряпину мызу: так, он присутствовал на беседе федосеевцев с «священно-иереем» Матвеем Андреевым, бывшей 13 марта 1722 года в Лыбовке, – деревне на Ряпиной мызе 127 . Второе место на федосеевском «соборе» 1739 года занимал некий Игнатий Трофимов. По отзыву Павла Любопытного, Игнатий «у федосиан был столп, утверждение, слава и честь их». Действительно, Игнатий много потрудился на пользу своей общины. «Он был роста среднего, лицом бел и продолговат, взор имел скромный и приятный, браду окладистую и мало продолговатую, украшенную всю сединами: все это показывало в нем мужа важного и редкого» 128 . Между прочим, Игнатий принимал деятельное участие в собеседованиях федосеевцев с «священноиереем» Матвеем Андреевым. Еще в первый приход на Ряпину мызу Матвей беседовал с Игнатием О «богоустановленном священном чине». Затем. Игнатий вел беседу с Матвеем 17 января 1722 года в Лыбовке; а на беседе Матвея 13 марта 1722 года, которую вел со стороны федосеевцев Евстрат Федосеев, Игнатий много помогал Евстрату 129 . Умер Игнатий в 1761 году. Есть еще два лица, участвовавшие на соборе 1739 года и известные в истории федосеевщины: это – Фаддей Денисов, записанный здесь на пятом месте, и Савин Михеев – записанный на седьмом месте. Под именем Фаддея Денисова нужно разуметь известного Евстрата Федосеева, сына Феодосия Васильева, основателя федосеевского толка. Любопытный так характеризует Евстрата: «он был во всей Польше столп своей церкви, утверждение ее в Москве, и прочих странах России, обращавший на себя не раз внимательные взоры Выгорецкой киновии и всех староверческих церквей в Москве. Он был муж тщательный в создании церкви, рачитель церковного благолепия и строгой жизни, ревнитель правил и обычаев своей церкви» 130 . На Ряпиной мызе он был «настоятелем» и занял это место по смерти своего отца. По разорении Ряпиной мызы Евстрат бежал опять в Польшу и поселился там во владениях пана Эльзана. Но отсюда он не раз приезжал на Ряпину мызу и в Москву.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Кто такой Савин Михеев, противник Евстрата Федосеева? В определении федосеевского «собора» 1739 года, бывшого в Польше, в деревне Давыдове, Савин Михеев упоминается, как «духовный человек», как видный член этого «собора», строгий ревнитель в вопросах, касающихся федосеевства. Очевидно, этот Савин Михеев и был главным противником Евстрата Федосеева, требовавший для последователей Евстрата нового перекрещивания. Евстрат Федосеев, нужно заметить, также был на данном «соборе» – под именем Фаддея Денисова, очевидно – по имени, полученному при беспоповщинском перекрещивании, и по имени своего отца, в перекрещивании названного Дионисием. Влияние сочинения Семена Денисова сказалось и на самом исходе данного «раздора». Денисов так писал: «Аще бы кто в таковых распрениях, или дерзновениях, погрешил, и, покаялся, от оного своемышленного отшел разума, и совокупился согласно с кафолической церковью: всерадостно долженствует приимати оного к церковному согласию по древним образцем». А известно, что, когда 24 марта 1735 года, в Польше, в деревне Ступилишках, Евстрат произнес пред «собором» свое «исповедание», из которого всякий мог видеть, что по догматическим вопросам он рассуждает вполне согласно с старопечатными книгами, – то «от всех христиан, яко грамотных, тако и простых похвален» был и любезно принят в общение, так что всякий «раздор» по этому вопросу уничтожился. Аще 151 и дерзостно есть и зело бедовметно в вышесильная таинства вметатися и в пучину неудобознаемую богословского вреватися моря, по Премудрому, вопиющу: высших себе не ищи, глубльших себе не пытай: Сирах, 3, но слышание любопрящихся и раздор соединенных понуди конечную нашу грубость в толь превысокое, в толь всепревзятое таинство всепревознесенного богословия вступити, еже о пресвятей, единосущей и пресущественней Троице младенческими немотовати языками; о единстве образа святые, и преестественные, триипостасные Троицы известити; святых богословцев богословными словесы и разуменьми, даже раздельшихся писательными гласы, во един божественного совокупления соберем разум, еже да будет всепресвятая, триипостасная, единица Твоей преестественной благодатию. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Только через пятьдесят с лишним лет плоды, посеянные Феодосием, снова принесут обильные плоды, когда Илья Ковылин создаст новый, уже более мощный центр движения в Москве 1169 . В результате упорной миссионерской работы Феодосию и его ученикам, среди которых особенно выделялись Василий Степанов, Игнатий Трофимов и Терентий Васильев, удалось организовать немало общин в Западной Великороссии, Прибалтике и Польско-Литовской Федерации. Его сын Евстрат продолжал проповедь в тех же районах и расширил влияние федосеевской веры даже до Молдавии, где он создал небольшие общины среди эмигрантов-старообрядцев. Из западно-великорусских Федосеевеких центров в первой половине XVIII века особенно значительны были Старая Русса, Новгород, Псков, московская же община из-за преследований не окрепла до начала 1770-х гг. 1170 Большинство из этих общин были просто городскими или сельскими объединениями верующих, живших среди православного населения, и по своему социальному и экономическому типу ничем не отличались от внешней среды. Больших монастырских общин с общей собственностью и центральным управлением, после ликвидации Невельского и ряпинского монастырских общежитий мы среди федосеевцев не видим. Правда, и в России, и в Польше еще существуют небольшие федосеевские монастыри, вроде того, в котором умер в 1768 г. сам Евстрат Федосеев 1171 , но по своим размерам и организации они существенно отличались от первых федосеевских религиозных коммун и были, скорее, монастырями, чем религиозными общинами. 6. Выг-Поморский оплот раскола Самым удачным и знаменитым центром беспоповского раскола XVIII века была так называемая Выговская пустынь, основанная в 1695 г. умеренной, но твердой в своей преданности старой вере группой беспоповцев-поморян под водительством дьячка Данилы Викулина и Андрея Денисова. Их монастырь, организованный у северного берега Онежского озера, на слиянии речек Выга и Сосновки, находился приблизительно в 35 километрах на восток от того места, где теперь проходит Беломорканал. Этот монастырский поселок, известный в настоящее время как село Данилово, в течение более полутора веков был гнездом пропаганды раскола почти по всей России. Когда Данила Викулин и обращенный им в раскол Андрей Денисов, отпрыск славного, но захудалого рода князей Мышецких, поселились у берегов Онежского озера, там уже проживали несколько старообрядцев-монахов во главе со знаменитым в летописях раскола старцем Корнилием, умершим чуть ли не ста тридцати лет от роду. Корнилий родился около 1570 г., долгие годы состоял при патриархе Филарете и, несмотря на свой столетний возраст, принял самое деятельное участие в борьбе с новым обрядом 1172 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Сведения из статьи «Храмы Брянского благочиния», опубликованной в «Брянском Православном Календаре на 2006 год» (Издание Брянского Епархиального Управления). После Октябрьской революции село Голяжье было переименовано в Отрадное. В 1921 году церковь Димитрия Солунского отремонтировали, поновили росписи свода купола, но ... уже в 1929 году храм был закрыт, передан колхозу и использовался под склад. От красивейшего некогда здания, выполненного в стиле барокко, с уникальными декоративными деталями, к концу ХХ века остались лишь стены, поросшие деревьями и травой. Глава церкви, кресты, верхний ярус колокольни, кровля - всё было утрачено " за ненадобностью " . Сохранились лишь некоторые прежние решётки, остатки напольной плитки да в верхней части стен фрагменты написанных маслом изображений восьми апостолов. После образования прихода, храм Димитрия Солунского в селе Отрадном (Голяжье) стали восстанавливать с 2001 года, но из-за недостатка средств этот процесс длится уже 18 лет. Первое богослужение состоялось 19 декабря 2003 года. С февраля 2004 года службы стали проводиться регулярно. В 2005 году был отреставрирован и покрыт металлом купол. При храме работает воскресная школа для детей. Стоит сказать, что, поставив храм в Голяжьем, Алымовы продолжили благочестивую традицию своего рода, внесшего заметный вклад в духовную жизнь местного населения. Дед Ивана Акинфеевича, строителя Димитриевского храма, Евстрат Тимофеевич, в 1698 году построил на свои средства Брянский Покровский собор. Во все времена русские зодчие хорошо понимали роль архитектуры в пейзаже и значение пейзажа как составной, неотъемлемой части архитектурной композиции. Все значительные постройки в селениях, а это главным образом были храмы, они располагали с большим искусством. Над Десной, в селе Голяжье, среди болотистой местности было найдено возвышение, на котором построили церковь, ставшую главным зданием села и архитектурным акцентом в окружающем пространстве поймы. Село раньше называлось Голяжье, что связывалось со словом " голь " , так как жители села отличались крайней бедностью. На деревянном кресте, хранившемся в те " безотрадные " годы в построенном храме, была надпись, повествующая о том, что церковь во имя великомученика Димитрия Солунского с приделом во имя священномученика Харлампия построен в 1755-1757 годах, а " освятился храм сей Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, святого великомученика Солунского при державе ... Государыни императрицы Елисаветы Петровны всея России ... Святил сей храм города Брянска Покровского собора протопоп Алексий, усердием и тщанием и потреблением имущества благородной госпожи полковницы Анны Васильевны Алымовой... "

http://sobory.ru/article/?object=05032

А в день священномученика Никиты (+ ок. 372; память 28 сентября) , в народе прозванного гусарем, гусятником, по де­ревням и селам вершились лихие обряды, а перво-наперво, жестокие гусиные сражения, а меж тем, «покровитель» гусей, святой Никита принял великомученичес­кий венец от язычников готфов, не отрекшись от Христа, не принеся богомерзкую жертву идолам. Священномученик Иерофей, епископ Афинский (+ I ; память 17) , был обращен ко Христу вместе с Дионисием Ареопагитиком апостолом Павлом. По преданию, святой Иерофей был при погребении Пресвятой Богородицы, а позже принял мученический венец за Христа Бога. Скончался мученической смертью. А суеверные крестьяне считали, что на Ерофея лешие дурят в лесу - кричат лихоматом, хохочут, хлопают в ладоши, ломают деревья, гоняют зверье, а потом проваливаются сквозь землю и спят в недрах до вешней оттепели. «Во весь день ветер воет по лесам, птицы не смеют прилетать к деревьям. Об мужике и говорить нечего: ни за что из доброй воли не пойдет в лес. Леший не свой брат - переломает все косточки не хуже медведя». (И.Сахаров). Так же обошлось простолюдье с именами иных святых, коих по святцам, да на свой природном-крестьянский лад, вольно и грубовато именовали в народном месяцеслове. Так мученица Акилина (+ ок. 284-305; память 26 июня) в крестьянском календаре - Акулина-задери хвосты и побегай в кусты (о ту пору крупный рогатый скот одолевали комары, пауты и мошка) . А про великомученницу Варвару (+ 305-311; память 17 декабря) и преподобного Саввы Освященного (+ V век; память 18 декабря) так говаривали: Саввы-Варвары-ночи урвали, кур воровали, под печку клали (в дни памяти сих святых трещали морозы, особо по ночам, и крестьяне заносили кур в избу, усаживали под печку). Повторю, редкие святые столь грубо именовались в крестьянском месяцеслове, чаще звучало либо имя святого ( скажем, Амвросий, Евстрат, Модест, Анисья, Маланья, Петры и Павлы...) , либо имя святого с добавлением покровительства, времени года, страды: Наум-грамотник, Никола Зимний (Летний) , Анна Зачатье, Зиновий-синичник, Спиридон-солноворот, Анастасия-узорешительница, Григорий-летоуказатель, Федосей-весновей, Татьяна Крещенская, Петр-полукорм, Антон-перезимник. Афанасий-ломонос...; а чаще именовалось - чей день: Иванов, Петров, Селиверстов, Макарьев, Васильев...

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/05/...

414 В архив Моск. Архива Мин. Юст. сохранилась опись этого м-ря, составленная 27 июня 1764 г. Здесь читаем, между прочим: «По каким грамотам или указу оная пустынь построена, о том никакого письменного о строении ее виду во оной не отыскалось, ибо за давностью того лет и за неимением прежнего бывшего во оной монашества – нынешние состоящие на лицо монашествующие (?) отыскать где не знают и не помнят». Судя по сохранившейся на месте пустыни надгробной плите с надписью о первом игумене Феодосии, скончавшемся в 1686 г., основание пустыни следует отнести ко второй половине V века (Сообщ. М. П. Трунова). «Во оной пустыни напред сего бывал строитель, монашествующих до 10, более и менее». К 1764 году монашествующих, вместе со строителем Феофилактом, было 7. Пропитание братия имела от князя А. Долгорукова из собственных его доходов и от прочих доброохотных дателей. От князя же шло подаяние вином, ладовом и пшеничной мукой. В. 1755 году с. Кривца, Добренского уезда, помещик Евстрат Олесов дал монастырю скотницу с малолетним сыном. (Арх. Мин. Юстиции, Описи монастырей, 567/79). 423 Указ Ворон. Д. Конс. в Елецкое Дух. Правление от 24 сент. 1775 г., 3015, см. у иером. Геронтия – «Ист.-стат. описание Елецкого Св. Тр. монастыря». СПБ. 1894, стр. 17. 425 21 июня 1772 г. Св. Синод потребовал от пр. Тихона II справку подлинно ли эти монастыри на малороссийской земле, и после утвердительного ответа, 10 июня 1773 года эти монастыри были оставлены на своем содержании. Архив св. Синода 1779, 57,5. 430 Там же I, 14 – В 1779 г. оставленные монастырю владения были отмежеваны. Они следующие: Озеро Матюшино – 29 д. 1731 с.; озеро Кривое – 30 д. 1237 с.; под лугом Опушным – 110 д. 16 с.; в пустоши Черенковой 378 д. 1048 с.; под монастырем 23 д. 45 с. (Там же, т. I, 115). 440 Принял монашество в Троицком Елецком м–ре в 1750 г.; в 1752 г. переведен в Алексеевский монастырь; в 1775 г. определен строителем Донецкого м-ря. 446 Архив Толшев. м-ря, т. XV, 43. Потом он был строителем Корот. м-ря. 11 марта 1783 г. возвратился на обещание в Толшев. м-рь. (Арх. Толш. м-ря, т. XV, 56).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

2507 В 11-й статье федосеевских «Петербургских статей», составленных 22 января 1809 г., об этих отступлениях говорится следующее: Составитель «Истории Выговской пустыни» «все умолчал, потому что и сам он в число тех попал», которые были строго допрашиваемы и отреклись от православия… (ркп. Каз. Дух. Академии 1750, см. л. 205 об. – 206). Свидетельство это, как видим, позднее, – но несомненно так мыслили и говорили федосеевцы о поморцах с самого 1739 года. 2508 В «Книге отеческих завещаний» (ркп. Владим. Дух. семин. 75, л. 59–62 обор.) помещается «Список с приговору» этого собора. Памятник этот начинается так: «Лета седмь тысящь двести четыредесятъ седьмаго, июня в м день. По совету всех духовных человек, Терентия Васильева, Игнатия Трофимова, Ивана Иванова, Лазаря Захарьева, Фаддея Дионисиева, Василья Симеонова, Савина Михеева, Симеона Сергеева, Игнатья Тимофеева, Георгия Андреева, Герасима Яковлева, Макария Иванова , Феодора Феодорова и прочих человек духовных, и книжных, и простых всех православных христиан, мужеска полу и женска. Было у нас общее братское собрание в польше, в деревне Давыдов, и приговорили мы вкупе, чтоб нам по правилам святых отец чинить. От ныне в кельях на уединении с зазорными лицы, и с духовными дочерми, и с девицами, и с женами не жить… (Конец) … А прочее все творити нам как у прежних отцев и страдальцев в писме положено. И в том мы духовнии и мирстии меж собою отнюдь на сей приговор нам инаково дерзати не будем». Кроме «книги Отеч. Завещаний» в раскольнической литературе нигде не упоминается ни о соборе 1739 года, ни о составленном на нём приговоре. Но, не смотря на это, в действительном бытии собора и в подлинности занесенного в «Книгу отеческих завещаний» документа мы оснований сомневаться не имеем. Точнее указать в «приговоре» места собора, года, месяца и числа, подробный перечень главнейших участников собора, многие из которых действительно известны как деятели польские (четверо из 13-ти «отцев» собора 1739 г. прямо значатся в перечне «Польских» федосеевских отцов в той же «Книге Отеч. завещаний», в 1-й главе, на л. 23 обор. Эти отцы – Терентий Васильев, Игнатий Трофимов, Иван Иванов и Савин Михеев. Польскими же они называются и в «Сказании о прежде бывших начальных отец наших новгородския области» – ркп. Вифанск. семин. 172, л. 9–16. Фаддей Дионисиев, т. е. Евстрат Федосеев, тоже называется в «Историч. словаре» П. Любопытного «славным пастырем и учителем Федосеевой Церкви в Польше». Остальные восемь поименованных отцов – лица неизвестные в литературе), всё это достаточно убеждает в том, что собор 1739 года есть действительное событие.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010