Денис, см. Дионисий Диана, лат. «богиня Диана» Димитрий, Дмитрий, гр. «принадлежащий Деметре – богине земледелия» Дина, др. евр. «суд» или др. евр. «справедливость» Дианида, этимология неясна Дионисий, гр. «бог виноделия» Дия, Дея, ж. к Дей, гр. «божественный» Домна, лат. «госпожа, хозяйка дома» Домника, Доминикия, лат. «хозяйская, господняя» Дора, уменьш. от Дорофея, гр. «дарованная богом» или от Феодор (см.) Дориан, ит. «Из Дорин» (название города) Дормидон, Доримедонт, гр. «носимый на копьях» (царь–ставленник войска) Дорофей, гр. «божий дар» Ева, др. евр. «подательница жизни» Евгений, Евген, гр. «благородный» Евгения, ж. к Евгений Евграф, гр. «хорошо нарисованный», «писаный красавец» Евдоким, гр. «славный» Евдокия, гр. «благоволение» или «славная» Евлалия, гр. «благоречивая», «красноречивая» Евлампий, гр. «благосветлый», «яркий» Евлампия, ж. к Евлампий Евпраксия, нар. Апракса, гр. «благодетельница» Евсигней, Евстигней, Евсигний, гр. «благое предзнаменование» Евсей, Евсевий, гр. «благочестивый» Евстафий, гр. «твердостоящий» Евстолия, гр. «нарядно одетая» Евстратий, Евстрат, Елистрат, Аллистрат, гр. «хороший воин» Евтей, Евтий, Евтихий, гр. «счастливый» Евтропий, Еувтропий, Антроп, гр. «благонравный» Евфим, Евфимий, нар. Ефим, гр. «благодушный» Евфросиния, Ефросинья, гр. «благоразумная» Егор, см. Георгий Екатерина, гр. «чистая», «непорочная» Еким, см. Иоаким Елена, гр. «светлая», «факел» Елисей, др. евр. «коего спасение – бог» Елизавета, гр. «давшая клятву» Елизар, Елезар, др. евр. «божья помощь» Еликонида, гр. «жительница горы Геликон», «муза» Елистрат, см. Евстратий Елифтерий, Елевферий, Еллиферий, гр. «свободный» Елпидифор, гр. «приносящий надежду» Емельян, гр. «принадлежащий Емилию» Епистима, Епистимия, гр. «знающая» Епифан, Епифаний, гр. «славный» Еремей, Ерема, Иеремия, др. евр. «возвышенный богом» Ермил, гр. «принадлежащий Гермесу» Ермолай, Ермол, гр. «народный вестник» Ерофей, Иерофей, гр. «освященный богом» Ефим, Ефимий, см. Евфим Ефимия, Ефимья, ж. к Евфим

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

[Ср. Кочебар] Качак Каловский [см. Каловский], помещик, 1608 г., Нижний Новгород Качалкин Евстрат, казначей Ипатьева монастыря, 1604 г. Качало, Качалов : Качало Григорий, крестьянин, конец XV в., Новгород; Харитон Качалов, псковский посол в Москву, 1478 г.; Никита Яковлев Качалов, взят в плен в 1514 г. под Оршей; Данило Качалов, дьяк, 1576 г. [см. Мещеряк, Осталец, Санбар] Качелский Третьяк [см. Третьяк], середина XVI в., Кострома; Пятый Афанасьевич, 1568 г., Ярославль Качиков Лука, 1480 г., Юрьев Польский; Третьяк [см. Третьяк] Петрович, 1560 г., Белоозеро Качкаров Андрей Малафеевич, 1518 г., Вологда Качкар, Кучкар, Кашкар – собственное имя (татар.) [Ср. Кашкар, Кочкар] Качуров Василий Никифорович, 1576 г. Кучур, кочур – селезень Каша, Кашин : Каша Васильевич Огарков [см. Огарок], 1536 г.; кн. Василий Владимирович Каша Оболенский, конец XV в.; от него – князья Кашины [см. Копыря]; Игнат Григорьевич Каша Билибин [см. Билибины], 1634 г., Москва [см. Скок, Суш] Кашаев Михаил Степанович, дворянин, из татарских новокрещенов, 1658 г. Кашевар , крестьянин, 1545 г., Новгород Кашеня , крестьянин, 1545 г., Новгород Кашинцев Яков Кузьмич Поляна [см. Поляна], 1506 г., Соль Галицкая; Кашинцевы, отрасль рода тверских бояр Бороздиных (от г. Катина) [см. Борозда, Правоторх] Кашка, Кашкин : Кашка, крестьянин, 1545 г., Новгород; Никита Акимович Кашкин, 1470 г., Переяславль; Никита Федорович Кашкин, убит в 1552 г. под Казанью; Третьяк [см. Третьяк] Васильевич, дворянин дома св. Софии, 1564 г., Новгород [см. Листов] Кашкала , крестьянин, 1545 г., Новгород Кашкар, Кашкаров : Михаил Андреевич Кашкар Сорокоумов-Глебов [см. Сорокоум], вторая половина XV в.; Иван Григорьевич Кашкар, 1512 г., Кашин; Иван Тимофеевич Кашкаров, середина XVI в., Кашин [см. Кошкодамов] Кашкар, Качкар, Кучкар – собственное имя (татар.) Ср. кашкара – кустарник черногрив (татар.) Кашута, Кашутин : Кашута, крестьянин, 1495 г., Новгород; Пантелей Кашутин, тогда же, там же Кащеев см. Кощеев Каюр Тимофей Федорович Долгово-Сабуров [см. Долгово-Сабуров], 1568 г., Ярославль

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

635 Благаго и преблагаго Бога и Царя в Троице славимаго Отца и Сына и Святаго Духа благочестия рачителем, святыя церкви поборник, возлюбленным отцем и братиям, Сионским чадом, всем правоверным истинным христианом, рабом Божиим, благодать, милость, мир и любы от Спасителя нашего Исуса Христа да умножится и во святых благочестивых церковных догматех утвержатись, возрастать, воспитоватися вкупе и радоватися. (об.). Слыше сонме святый, отцы и братия, сынове света Христа истиннаго Бога и Спаса нашего, вси христоименитыи правовернии благочестивии людие, братолюбне и кротце молю послушати о исповедании единоя истиныя святыя и непорочныя православныя християнския веры, и единоя святыя соборныя апостольския церкве, и о пречистых тайнах тела и крове Христовы, о едином крещении, и о священстве и о прочих церковных догматех, и о истинных пастырех и учителех, и о познании еретиков и отступников и лжеучителей, богопротивных развратников и неосвященных самочинных самогубительных преблазнителей, тайных татей и сокровенных самогубительных преблазнителей, тайных татей и сокровенных волков, како познавать по делом и по плодом их. Молю же вы, отцы и братия, аз многогрешный, последний в человецех, худый и любокальный червь, окаянный, страстный. Судите праведно, яко суд Божий есть, и присудите по святых отец правилом и по святым писаниям и разсуждайте о истине и о правде посреди освященных и неосвященных, посреди братом и пришельцом правое и ложное: кто стоит во святей вере и в предании святыя церкви догматех, кто ли не имеет пристанища святей церкви и самочинно творит недарованная духовная дела. О собрании обительных большаков и наставников на духовную беседу, чтобы познать истинное учение о вере и о церкви Глава 2. Бысть сие собрание обительных наставников и большаков по призванию соседа нашего тщание Сергея и прочих в доме нешем в прошлом 7230 (1722 г.) марта в 13 день и поведаша нам имена свои: Терентий Васильев, Евстрат Федосиев сын и прежния два Игнатия и прочии поборники учения их послушать беседы нашея.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

1447 Монастырь Ксинап. – Монастырь прп. Ксенофонта (Ксенофонт, Ксеноф) во имя вмч. Георгия Победоносца находится на самом берегу моря. Назван по имени основателя обители благочестивого греческого вельможи Ксенофонта в X в. 1448 ...образ чудотворной, некогда от одного варвара ударено было ножвм в шею икона, и потече кровь... и ныне присохшее у иконы тело видно. В соборном храме Георгия Победоносца находятся две чудотворные иконы – Божией Матери и св. вмч. Георгия. Легенда об иконе Богородицы, которую приводит паломник, традиционно на Афоне связывается с «самописным» образом вмч. Георгия из Зографского монастыря (см. коммент. 262). 1449 Монастырь Духояр по храму Архангелов назван. – Монастырь Дохиар во имя св. Архангелов. Основанный в X в. монастырь получил название от должности своего основателя Евфимия, который был дохиаром, или келарем, лавры Афанасия Афонского . 1450 ...остров Евстрат...– Очевидно, речь идет о деревне Сикья, которую до сих пор называют полуостровом Лонгоса. Далее приводится легенда, известная как «Чудо архистратига Михаила, бывшее во Святой горе». 1451 Монастырь Констоманит построен царем Констянтином. – Монастырь Кастамонит во имя св. первомуч. Стефана. По одной из легенд, монастырь основан Константином Великим или его сыном Константом, поэтому в переводе Костамонит означает «обитель Константина». 1452 Монастырь, называемый Изограф. – Монастырь Зограф во имя вмч. Георгия Победоносца находится на северо-западном склоне Святой горы. Основан в XI в. тремя братьями из Охриды (Болгария). 1453 В нем образ великомученика Георгия, а сам собою написася еще образ чудотворной, по воде пришедши. – Название монастыря Зограф – живописец, дано по местной иконе Георгия Победоносца. Согласно преданию, лик великомученика изобразился на ней сам. На этой иконе, на лике великомученика, виден маленький бугорок, напоминающий о наказании, которому подвергся екклезиарх, оказавший иконе непочтение, ткнув в ланиту святого пальцем. Эту легенду наш паломник. Яким Васильев, связал с иконой Богородицы из монастыря Ксенофонт (см. коммент. 1057). Еще одна икона св Георгия, по местной легенде, приплыла на Афон из Аравии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

да над ними милосердуют и подают (л. 146). Пьяницы дерутся: я лих, я одолех и нешто мне зделали, ино у беднаго едва очеса не выбиты... сие нам лечба и доктурство и здравие все: вино заутрея, пиво под вечер, пей, да пой, не бойся... (л. 149). Любопытны еще упоминания о Мерлине (л. 147 и 162) и Лоэнгрине (л. 163, рук. Погодина 108). Вообще памятник заслуживал бы исследования и издания. В конце перевода (1670 г.) Космографии читаем; Возведем очеса мысленнии и посмотрим разумным видением и побеседуем душевным разсуждением о превращении престол сильных иже есть царств и государств и стран великих и держав преславных: где Вавилон первый в славе и Персида многородная? где над вселенною властвующее Римское владычество? где пресветлый Царьград, святых телес наполненный? где ж многоплодная Болгария и Сербия и Селунь?.. ови грады от войны разрушением, инии же опустением осиротеша... колико зло сила греховная! о немощней слабости человеческия прелести и лукавыя блудницы и многомятежныя жизни сея! но слава Единому, Премудрому Зиждителю Богу, вся устрояющему недоведомым судом своим! (Космография 1670, изд. О. Л. Д. П., стр. 448) 490 Достаточно указать «Уложение» царя Алексея, созданное под сильным влиянием Литовского статута. 491 О переселениях крестьян см. выше. Вот несколько малоизвестных указаний на переселения и поездки южных монахов в Москву. В апреле 1626 года в Москву для вечного житья прибыло девять старцев Лубенского Мгарского монастыря (Каптерев, Патриарх Никон как церковный реформатор и его противники. Правосл. Обозрение 1887, I, стр. 148). В 1626 г. в октябре Киевский игумен Петроний похоронен в Калязинском монастыре (Библиотека Калязинского Троицкого монастыря, рукописные документы, книга III, X 2). В 1629 г. в Казанском Спасском монастыре живут киевляне: иеродьякон Мартирий и чернецы Евстрат и Герасим, да литвин Федька Котельницкий и Якуп Стрешневский (Белокуров, Материалы для русской истории. М. 1888, стр. 249). В 1630, 1631 и 1632 г. приходят на вечное житье в Москву старцы из Межигорского и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

быта древ. Росс.”, II, 342 (Купчая 1511 г. на село Хлябово; тоже, что и у Строева); “Продолж. древ. Вивлиоф.”, 1788 г., IV, 356 (межев. грам., таже, что и в “Собр. госуд. грам.”). 1547 . Воскресенский на Шеше, мужской, ныне село Воскресенское на Шоше, Московской губ., Клинского у., в 33 вер. к сев. от Клина, при р. Шоше. О нем упоминается в период 1361–1437 г. и в это время он состоял приписным к Отрочу м-рю. Макарий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 194, 216. 1548 . Всеволож Пречистой Богородицы, мужской, ныне село Успенское-Дудино, Тульской губ., Венявского у., в 28 вер. к сев.-вост. от Венева, при р. Осетре. По писцов. кни­гам 1578 г. Ростовского стана Каширского у. находился в следующем со­стоянии: «М-рь Всеволож Пр. Бог., а церк. Преч. Богор. древена, клецки, сто­ит от м-ря четверть версты, а около ее ограды и келей нет, одна сторожня; ….. Да на м-ре же церк. Никола чудотворца.... А на м-ре келей 7, в одной игумен Еустата (вероятно, Евстрат), в прочих старцы, да 2 кельи пусты». Вотчину м-ря составляли дер. Житовка и Мягкое, лежавшие по рч. Осетру, и пу­стошь по рч. Березыни. Село Мягкое су­ществует и поныне на р. Осетре и находится не в дальнем расстоянии от с. Успенского. У Строева показаны игумены Сергий 1653–62 г., Феодор 1662–63 г. и снова Сергий с 1664–67 г. Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.”, I, Отд. 2, 1430; Строев, “Спис. иер. и наст.”, 798 (Каширский-Все­воложский). 1549 . Всехсвятская Лаврен­тиева, мужская пустынь, совсем уни­чтоженная, Харьковской губ., Волчанского у., в окрестностях села Кочетка, в 65 вер. к юго-зап. от Волчанска и в 6 вер. к сев.-вост. от Чугуева. Основана около 1724 г. и упразднена вскоре после 1731 года. “Ист. стат. опис. Харьков. епар.”, I, 225, 228, 229. 1550 . Высоцкий – Рождествен­ский, женский, совсем уничтоженный, в гор. Михаилове, Рязанской губ. Су­ществовал в XVII ст. и был перво­начально мужским; в 1669 г. преосвящ. Моисей узнал, «что на Михаилове от женского пола имеют иноческий чин, а живут у сродников, у мирских лю­дей, а иные скитаются меж двор; и девича м-ря на Михаилове нет; а в Высоцком м-ре игумена нет, а братии мало: то преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1916 Non ergo mortuis nova merita comparantur, cum pro eis bulli aliquid operantur sui, sed eorum praecedentibus consequentia ista redduntur (Serm. CLXXII, n. 2). 1919 «Изречения: яко ты воздаси комуждо по делом его, и – всяк пожнет, что посеял, и сим подобные, без сомнения, относятся к пришествию Творца, к имеющему быть тогда страшному суду, и скончанию мира сего; ибо тогда не будет места никакой помощи, и всякое моление будет недействительно. Ибо когда кончится торг, тогда уже поздно заниматься торговлею. Ибо тогда где будут бедные? Где священнослужители? Где псалмопения? Где милостыни? Где благотворения? Итак, прежде наступления оного часа будем помогать друг другу, и любящему братство, человеколюбивому и милосердующему о душах Богу приносить жертвы братолюбия» (Иоан. Дамаск. Слов. об усопш. в вере, Хр. Чт. 1827, XXV, 513). 1920 Прав. испов. ч. I, отв. на вопр. 64–66; посл. восточн. патриарх. о прав. вере чл. 18. Так же учили Марк ефесский , Гавриил филадельфийский и другие православные учителя востока (см. apud Le-Quien, Dissert. Damascen. V, p. LXV-LXVIII). Посему нельзя согласиться ни с теми, которые говорят, будто души, по молитвам Церкви, освобождаются не из ада, а от мытарств, составляющих, таким образом, как бы особое среднее или третье место между небом и адом (см. Камень веры, кн. II, стр. 440 о благотвор. престав. ч. II, гл. 3); ни с теми, которые хотя допускают, что души освобождаются из ада, но признают ад за одно с мытарствами, как особое, среднее место между небом и геенною (Прот. Никольск. О молитве за умерших, стр. 62–94, Спб. 1847). Нельзя согласиться: потому что среднего состояния душ по смерти, третьего места между небом и адом, или геенною, православная Церковь не допускает (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 64. 67. 68). 1922 Ефрем. cup. завещан. в Xp. Чт. 1828, XXVII, 292; Макар. алекс. слов. об исходе души, в Хр. Чт. 1831, XLIII, 126–131; Амврос. Orat. de obitu Theodosii; Паллад. Lavsaic. c. 26; Исид. пелус. Epist. lib. 1, epist. 114. 1923 Иустин. Novell. 133; Евстрат. apud Phot. Bibliotb. cod. CLXXl; Дамаск. слов. об усоши. в вере, Хр. Чт. 1827, XXVI, 322; Филып. пустын., apud Coteler. Patr. Apost. T. 1, p. 424, not. 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

По этому поводу и состоялся федосеевский «собор» в деревне Давыдове. На этом «соборе» участвовало 13-ть «духовных» лиц, т. е. 13-ть фодосеевских «отцов духовных» и отправителей духовных треб. В знаменитых федосеевских «Отеческих Завещаниях» определение «собора» 1739 года в ряду федосеевских «соборных» определений, как подлинный документ, занимает первое место. И это неудивительно: «самый текст» собора 1739 года является, – как справедливо указывают 123 , – «очень близким перифразом определений федосеевского «собора» 1694 года, а «иногда и буквальным их повторением». Отсюда понятно, почему определения 1694 года в «Отеческие Завещания» не вошли: их вполне заменяют определения «собора» 1739 года. Вопрос: где находилась деревня Давыдово? – остается открытым, хотя не без оснований предполагают, что она существовала в восточной части теперешнего Себежского уезда, Витебской губернии, и что именно эта местность являлась в XVIII веке главным центром федосеевщины в Польше 124 . Из 13-ти «духовных человек», участвовавших на «соборе» 1739 года, более известны в истории федосеевщины собственно лишь 4-ре лица. Первое место здесь занимал Терентий Васильев. В первый раз мы встречаем Терентия в 1719 году, когда он жил на Разиной мызе. По всему видно, что еще в то время этот Терентий пользовался в федосеевщине большим влиянием. По крайней мере, когда на Ряпиной мызе возникли «разногласия о божестве», вызванные исправлениями в старопечатных книгах, какие дозволил себе известный Евстрат Федосеев, то федосеевцы Ряпиной мызы, решив созвать по этому делу «собор», послали некоего Калину Михайлова с письмом к Терентию Васильеву на Разину мызу, прося Терентия приехать к ним «для совещаний». Калина приехал туда в тот же день ночью и отдал письмо Терентию, который обещал ехать на Ряпину мызу завтра. Но на другой день, когда они собирались ехать, пришли офицеры с солдатами, причем последовало известное разорение Ряпиной мызы 125 . После этого мы встречаем Терентия Васильева в Лифляндии, где федосеевцы живут под его «начальством» 126 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Кроме него, славились тогда федосеевские писатели и мудрецы – Иван Трофимович и Илья Иванович: последний был пастырем московских федосеевцев. О приёмах, употреблявшихся в то время при этих спорах, можно отчасти судить по рассказу Любопытного о том, как поступил глава федосеевцев, Евстрат Федосеевич, когда к нему в Старую Русу приехали поморцы состязаться о пилатовой титле. Он наложил на своих старух шестинедельный пост и молитвы, чтобы получить откровение свыше; приём этот употреблялся в древности не раз; подобный пост с молитвами наложен был и в «Смутное Время», чтобы получить свыше указание, как спасти погибающее отечество. «Изуверство и ложь федосиян – говорит Любопытный – открывают посредством сих пустосвяток на воздухе химерический в звёздах крест, изображающий на нём титлу Пилата и вопиющий от него глас: подвижницы! пилатова титла прията на кресте! Сия басня глупых старух поразила федосиянцев все умы: она всех встревожила и разрушила священнейший мир между всем христианством». В это время явился со своими литературными произведениями стародубский поморец Иван Алексеевич, один из замечательнейших писателей староверства. С одной стороны он обличал поповщину в своей известной книге: «О бегствующем священстве», с другой – защищал брак против врагов его в беспоповщине. Он, так сказать, регулировал учение о возможности брака, развивши мысль, что брак есть учреждение общечеловеческое, общественное, а не исключительно церковное таинство. Со вступлением Петра III, а в особенности Екатерины II, в истории раскола начался новый период – период свободы. Доведя свою историю до этого времени, автор представляет картину раскольничьего быта в законченный период гонения и утеснения. Это одно из любопытнейших мест в его сочинении, и мы считаем не лишним привести его нашим читателям. « Церковь Христова, находясь в лютом гонении, имела образ своего бытия в своих положениях следующий: «1) Богослужение. «Оное от нея всегда отправлялось везде, кроме Выгореции и Польши, в праздничные дни, по псалтыри и часослову, тихо и благоговейно по домам в ночное время и тайно с тонким фимиамом и немалым страхом, при определённом у врат дома страже, в случае появления надзорных фискалов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

описан. раск. сочин. А. Б. ч. II, стр. 308–310. 437 Впрочем, по свидетельству «истории обновления молитвенного храма в Москве, в покровской улице» (рукоп. публ. библ. 28), Ковылин доз¬волял себе иногда безобразным поступки даже в отношении к Емельянову. «Призвал Ковылин к себе в дом, читаем в «истории» (л. 4), на слове Божии опочивающего Василия Емельяновича, где сей раб Божий сего Ковылина уста словом Божиим связа и молчати того устрои и его учение, еже с писанием несогласное, сокруши. Коего ради обличения, яко вторый Ирод возмятеся о словеси истины, ударил истину глаголющего по лицу своею рукою; но Христова смирения подражатель рече: друже, аще дана ти десная рука на сие, бий мя грешного человека. Но злейший нравы, яко иркан зинув усты своими, уведите, рече, отсюду сего адского сына». 439 А не Федосеевичу, как сказано у г. Надеждина (см. Споры беспоповц. Преобр. кладб. и Покр. час. о браке, стр. 54). Евстрат Федорович был сотрудником Василья Емельянова в защите брачной жизни (Истор. извещ о безпр. продол. закон. брака в старое. л. 15). 440 Все эти сведения взяты вами из рукоп. публ. библ. по отд. браков. соч. 28, ч. II, подч. заглавием: «история о бывшем с Ильею Алексеевым Ковылиным разговоре поморского согласия христиан о происшедшем несогласном со стороны федосиан, яко бы ныне кроме брака человеческий род существо своего бытия должен иметь». 441 В «дружеских известиях» (Прав. Обозр. 1863 г. т. II, стр. 217–231) сказано, что «предложения» федосеевцев были доставлены поморцам 23-го апреля 1807 г., а о времени уведомления о написании поморцами «объяснений» замечено только: 28 сентября 18... года; но в «истории обновления молитвенного храма в Москве в покровской улице» (Сборн. публ. библиот. 473, рукоп. соч. под 28) прямо сказано, что поморцы уведомили федосеевцев о написании своих «объяснений» в сентябре 1808 г. На ту же, впрочем, мысль невольно наводят и некоторые выражения «дружеских известий». 442 Все эти сведения взяты нами из «дружеских известий» (см. Прав. Обозр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/s...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010