Зло, соединившись с гением созерцания, достигает высшей меры, вопиющей к небу об отмщении. Однажды хорошо известная гениальная нация в центре Европы, знаменитая своим творчеством и изобретательностью, подарившая миру самую передовую науку и чей язык был языком тогдашней науки, поддалась дьявольскому искушению и вступила в сотрудничество с дьяволом - боль от этого до сих пор не заживает на карте Европы. Теперь же русский гений созерцания (а гениален у нас так или иначе каждый человек!) употребляется не на познание сущности вещей, а на попытки осквернять эти самые вещи до основания, до сущности. И главным объектом осквернения выступает сам человек, подвергаемый злонамеренному унижению и самоунижению. Одно из древнейших пророчеств о России было оставлено больше двух с половиной тысяч лет назад. Пророк Осия написал: «будут блудить, и не размножатся» (Ос. 4: 10). Эти слова одинаково применимы как к древнему Израилю, так и к современной России, потому что духовные законы не изменились. Какие бы меры ни принимало наше Правительство, население России не растёт. Как ни странно, здесь же стоит упомянуть примечательный эпизод из Евангелия от Луки. Праведные Иосиф и Мария, Мать Иисуса, потеряли Того на пути из Иерусалима, уже после праздника Пасхи иудейской. В результате долгих поисков по огромному городу обнаружили они Отрока «в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их» (Лк. 2: 46). На тот момент Иисусу Христу было... двенадцать лет! А есть ещё у нас в Церкви святые дети и отроки - Вера, Надежда и Любовь, Артемий Веркольский, Димитрий Угличский, Василий Мангазейский, царственные княжны-страстотерпицы... Их жития словно жгучий упрёк современному обществу: добрая часть наших меньших братьев и сестер, к величайшему стыду, не по-детски «балуется» половыми связями вместо приличествующего юному возрасту поведения. Иисусу было двенадцать лет, когда Он сидел с учителями и слушал их. Совсем не таковы наши дети сейчас... Не очень давно на РНЛ прозвучало предложение снизить брачный возраст до 17 лет с целью повышения рождаемости. В обществе с крепкими семейными устоями это предложение имело бы смысл. Однако в обществе нынешнем оно не приведет ни к чему иному, кроме как к ещё большему усилению блуда. Сейчас есть ещё не совсем лишенные стыда девушки, которые специально ждут 18 лет, чтобы начать блудить легально: сдерживает уголовный кодекс и нежелание стать второй шурыгиной. Снижение допустимого возраста для них просто губительно. Вдобавок к этому в стране невероятное количество разводов по причине «глупый был, неопытный». Особую боль доставляют проблемы с семьёй среди священнослужителей. Следовательно, при столь ветреном отношении к браку правильной мерой будет не снизить, а, напротив, поднять возраст вступления в брак. С учётом реалий оптимальным было бы установить планку в 21 год.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/09/19/tr...

Святой праведный Артемий Веркольский Святой праведный Артемий Веркольский родился в селении Верколе Двинского округа в 1532 году. Сын благочестивых родителей, Артемий был отроком терпеливым, кротким и прилежным ко всем добрым делам. 23 июня 1545 года тринадцатилетний Артемий и его отец были застигнуты в поле грозой. При одном из ударов грома отрок Артемий упал мертвый. Люди подумали, что это знак суда Божия, а потому оставили тело в сосновом лесу непогребенным. Через 28 лет сельский клирик увидел свет над местом, где лежало нетленное тело праведного Артемия. Перенесенные в храм святые мощи явились источником многих исцелений. Позже в этом селении был основан монастырь, названный Веркольским. Память праведного Артемия совершается еще 20 октября . Иконописный подлинник Москва. 1959-1962. Лицевые святцы русских святых. Октябрь (лист 3). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского/Сахарова/(Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собрание. Русь. XVII. Св. Артемий и мч. Уар. Икона. Русь. XVII в. (около1670 г.). 33 х 28. ГТГ. Москва. Русь. XVII. Св. Артемий Веркольский. Икона. Русь. XVII в. Пинега. XVIII. Праведный Артемий с житием. Холмогорская и Важская епархия (Пинега). 1-я треть XVIII в. 113 х 78. Из Никольской ц. деревни Едома Пинежского района Архангельской области. С 1968 г. в Архангельском музее изобразительных искусств. Русский Север. XVIII. Св. Артемий Веркольский. Икона. Русский Север. 1-я треть XVIII века. В 1961 г. из Архангельского областного краеведческого музея поступила в Архангельский музей изобразительных искусств. Россия. XVIII. Св. Артемий. Икона. Россия. XVIII в. 32.7 х 27.8. Coleccion Roger Cabal. Париж. Москва. 1920-30. Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/911041.htm...

Г.В. Маркелов Указатель изображений Атласа Александр Невский 1–5 Александр Ошевенский 6 Александр Свирский 7–14, 17, 18 Александр Свирский и избранные святые 15 Алексий митрополит 22–25 Алексий митрополит, Антоний Римлянин, Екатерина великомученица 26 Алексий митрополит и Симеон преподобный 21 Амфилохий и Дионисий Глушицкие 27 Андрей Смоленский Переяславский 19 Андроник Московский (предположи­тельно) 28 Анна Кашинская 20, 29, 30 Антоний Дымский, Ксения преподобная, Артемий мученик 31 Антоний Дымский с монастырем 32, 33 Антоний и Исаия Сийские (предположительно) 43 Антоний Печерский 41 Антоний Римлянин с монастырем 34, 35 Антоний Сийский 36–40, 42 Артемий Веркольский 44, 46 Артемий Веркольский, Антипа мученик и Власий священномученик 49 Артемий Веркольский и Симеон Столпник 45 Артемий Веркольский и Успение святой Анны 47 Артемий Веркольский с монастырем 48 Белозерские чудотворцы: Мартиниан, Кирилл, Кирилл Новоезерский, Ферапонт (предположительно) 50 Богоматерь – Боголюбская и Иосиф Волоцкий 52 ---- и князь Андрей Боголюбский 51 -- – с предстоящим в молении на­родом 57 -- – с предстоящими Леонтием Ростовским и (предположительно) Андреем Боголюбским 152 -- – с предстоящими митрополитами Петром, Алексием, Ионой и Филиппом Московскими 54 –Никитская с предстоящими Ники­той Новгородским и неизвестными святыми 181 –  Петровская с изображением мит­рополитов Петра, Ионы и Алек­сия 211 –  Печерская с предстоящими Анто­нием и Феодосием Печерскими 212, 213 –  с избранными русскими святыми 53, 55, 56 Борис, князь 58 Борис и Глеб 60–69 Борис, Владимир и Глеб 70, 71 Варлаам Хутынский 72, 73 Василий Блаженный 75, 76, 128 Василий Блаженный и Максим Юродивый 74 Василий Блаженный (предположительно), Прокопий Устюжский и неизвестный святой 77 Василий и Константин Ярославские 78 Владимир и Агриппина Ржевские 81, 82 Владимир Равноапостольный 79, 80 Всеволод-Гавриил Псковский 83, 84, 86 Всеволод-Гавриил   Псковский и Антипа священномученик 85 Геннадий Костромской Любимоградский и Макарий Калязинский 87

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

Архангельск. Часовня Артемия Веркольского. /// Объект утрачен Часовня.  Утрачена.   Освящена в честь: Артемия Веркольского Год постройки:1994. В кон. 2000-х перестроена в двухэтажную. Год утраты:2019 (снесена по решению суда) Адрес: Россия, Архангельская область, г. Архангельск, пр-кт Чумбарова-Лучинского, д. 37, корп. 1 Координаты: 64.536217, 40.524689 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты До революции на этом месте был дом священника и иконная лавка. В годы НЭПа находилась свечная мастерская К.И. Ковалёвой. В 16-17 веках, по исследованиям историков и археологов, на этом месте было стрелецкое кладбище. Нынешняя часовня – одна из первых в городе – построена в 1994 году. Первоначально сооружение было одноэтажным. До 2004 года в нём находилось подворье Артемиево-Веркольского монастыря, ныне - часовня Святого праведного отрока Артемия Веркольского.  В конце первого десятилетия 21 века основная часть сооружения была поднята и под ней выстроен первый этаж. Часовня находится на реставрации. После её окончания на главном фасаде появится мозаичная икона Артемия Веркольского. Отрок этот жил в 16 веке на Пинеге в селе Веркола. В 1544 году, двенадцати лет от роду, святой Артемий погиб от удара молнией. Через 32 года односельчане обнаружили мощи Артемия нетленными. По преданиям, около останков мальчика начались исцеления больных. Клочев С.Ю. Заповедная улица (проспект Чумбарова-Лучинского). Архангельск, «Кира», 2011. Комментарии и обсуждение Часовня находится в пешеходной зоне на улице Чумбарова-Лучинского. Эта улица - своеобразный заповедник деревянного зодчества (что не мешает ей быть деловым и торговым центром). С конца XX века сюда стали свозить из разных мест города деревянные дома конца XIX - начала XX века - то немногое, что уцелело после десятилетий истребления архитектурного наследия города. К сожалению, я ничего не знаю об истории часовни св. Артемия Веркольского. Скорее всего, это тоже одно из перенесенных сюда зданий. И похоже, что у нее не очень-то счастливая судьба.

http://sobory.ru/article/?object=18086

Веркольский монастырь выпустил книгу о чудесах по молитвам к отроку Артемию 16 апреля 2019 г. 13:18 Книгу «По молитвам к праведному отроку Артемию» выпустил Веркольский монастырь на Пинежье. Автор-составитель нового сборника — пресс-секретарь Пинежского благочиния  Архангельской епархии Людмила Соснина. В первый раздел издания вошли житие святого и краткая история обители. Во второй — чудеса по молитвам  к Артемию Веркольскому из одноименной книги 1900 года. В третьем разделе размещены рассказы наших современников о том, как им помог святой отрок. Книгу проиллюстрировала архангелогородка Елена Лобанова. «Иллюстрации похожи на детские рисунки. Мы это сделали намеренно, поскольку праведный Артемий Веркольский — отрок, и чудеса по его заступничеству происходили и с детьми, и со взрослыми», — отметила Людмила Соснина. Издание отпечатано в типографии «Эталон» в Санкт-Петербурге и рассчитано на широкий круг читателей. Приобрести сборник можно будет в Веркольской обители, а также на ее подворьях в Архангельске и Карпогорах. Наместник монастыря архимандрит Иосиф (Волков) благодарит за помощь в создании книги петербургского предпринимателя Андрея Рогалева и всех причастных к этому событию. Напомним, выпуск сборника «По молитвам к праведному отроку Артемию» приурочен к двум юбилейным датам пинежской обители в 2019 году: 6 июля будет отмечаться 475-летие преставления праведного отрока, а 19 декабря — 400-летие причисления его к лику святых. Отрок  Артемий  родился в 1532 году в Верколе в благочестивой крестьянской семье. Воспитанный в страхе Божием, мальчик отличался кротостью, послушанием и трудолюбием. В возрасте 12 лет, работая в поле, он был убит ударом грома. Суеверные односельчане оставили тело Артемия, как умершего от внезапной смерти, неотпетым и положили его в лесу, поверх земли, прикрыв хворостом и берестой. Там оно пролежало больше 30 лет. В 1577 году мощи святого отрока были найдены нетленными, от них стали происходить многие чудеса. Так, во время распространившейся в Двинском краю злокачественной лихорадки веркольский селянин Каллиник, взяв с гроба святого Артемия бересту, привесил ее к крестику на груди умиравшего сына, и тот получил исцеление. На месте обретения мощей святого был основан Артемиево-Веркольский монастырь . Архангельская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Святой Артемий Веркольский был причислен к лику новоявленных праведников, и именно эта основа его святости – праведность – должна была быть отражена в жизнеописании отрока. Отсюда столь формализованный, нарочито этикетный стиль событийной части, единственными реальными фактами которой являются соответствующие канону отказ от детских игр и земледелие – работа в поле 12-летнего отрока. Несмотря на экспрессивное описание стихии – грозы, во время которой погиб св. Артемий, автору жития не удалось отразить причины изначального местного прославления пинежского мальчика – народного почитания убитых молнией как страстотерпцев во имя Бога. С одной стороны – это смерть без покаяния, смерть, не соответствующая христианским канонам, с другой – это смерть, свершившаяся по воле Божией, – «Артемий является как чистая жертва, угодная Богу, приближаясь к чину святых страстотерпцев» ( Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М., 1990. С. 212). Но в изложении автора жития причиной гибели святого служит не удар молнии как физическое явление, а страх, ужас отрока перед грозой – воплощением Божьего величия. Вступление и событийная часть Жития Артемия Веркольского являются «ярким образцом искусственности, нарочитости употребления риторических приемов в угоду требованиям жанровых канонов» (Дмитриев Л. А. Житийные повести Русского Севера... С. 255). Вступление компилятивно по своей структуре, оно буквально соткано из пересказа, в начале дословного, вступительной части «Исторической Палеи» (см.: Попов А. Книга бытиа небеси и земли: (Палея историческая с приложением Сокращенной палеи русской редакции)//ЧОИДР. 1881. Кн. 1. С. 1) и « Символа веры ». Столь же невыразительны и первые 53 чуда, очень краткие, схематичные, похожие по языку и композиции друг на друга. Эти чудеса несомненно были стилистически обработаны, унифицированы при создании 1-й редакции жития и не в полной мере отражают те рассказы (или записи), которые легли в их основу. Второй период литературной истории памятника связан с его бытованием в тех местах, где прославился святой Артемий Веркольский. Именно в ряде чудес, дополненных в Веркольском монастыре или при местных приходских храмах, в рассказах об истории монастыря можно найти те бытовые подробности и яркие детали, в которых и заключается по существу самоценность Жития Артемия Веркольского как памятника севернорусской агиографии. Мы публикуем текст 3-й редакции памятника по списку нач. XVIII в. (БАН. Арх. Д. 351), созданному в Веркольском монастыре иеромонахом Антонием (Поповым). Ошибки списка исправлены по еще одному списку руки иеромонаха Антония (РНБ. Q.I.907). Все исправления выделяются курсивом. Читать далее Источник: Библиотека литературы Древней Руси/РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) ; под. ред. Д. С. Лихачева и др. - Санкт-Петербург : Наука, 1997-./Т. 16. - 2010. - 663 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Слава, глас 2: Возсия днесь пресветлая радость,/и многоцелебныя мощи твоя источают здравие,/яко алавастр миро,/недужныя исцеляюще,/лукавыя духи прогоняюще/ и от всякой язи избавляющее приидите убо, ныне/радостными усты восхвалим праведнаго и целомудреннаго Артемия,/сподобившагося таковыя благодати прияти,/той бо молится Христу Богу/спастися душам нашим. И ныне, Богородичен. Славословие великое и отпуст. НА ЛИТУРГИИ Блаженны от канона, песни 3-я и 6-я. Прокимен, глас 3: Хвалите, отроцы, Господа,/хвалите Имя Господне. Стих: Буди Имя Господне благословено от ныне и до века. Апостол к Коринфяном, зачало 154 от полу ( 1Кор. 13:11–14, 14:1, 20 ). Аллилуия, глас 4: Радуйтеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала. Стих: Всякия кончины видех конец, широка заповедь Твоя зело. Евангелие от Матфея, зачало 74 (глава 18, 1–5). Причастен: Радуйтеся, праведнии, о Господе,/правым подобает похвала. Молитва Святый угодниче Божий, праведный Артемие, присный хранителю святыя веры Православныя и близкий защитниче всего севернаго края Российския страны! Призри милостивно на усердную молитву нас, грешных, и твоим благомощным предстательством испроси нам у Господа прощение согрешений наших, преспеяние в вере и благочестии и ограждение от козней диавольских. Моли Господа, да хранит в здравии и непременяемем благополучии верных людей Своих, да подаст стране нашей мир и тишину, а нам нелицемерное послушание, да сподобит всех нас получити, по христианстей кончине, Небесное Царствие, идеже вси праведнии вместе с тобою вечно славят Отца, и Сына и Святаго Духа. Аминь. Святой праведный Артемий Веркольский Святой праведный Артемий Веркольский родился в 1532 году в Двинском округе, в селении Верколе, что на реке Пинеге. Богобоязненные родители его Косьма и Аполлинария воспитывали свое дитя во всяком благочестии и чистоте. Уже с 5 лет Артемий отличался от своих сверстников, чуждаясь обычных игр и забав. Однажды в 13-летнем возрасте святой Артемий пошел с отцом на поле. Неожиданно сверкнула молния, ударил гром, и отрок пал мертвым, хотя молния и не коснулась его. Крестьяне сочли случившееся за гнев Божий, поэтому тело отрока оставили непогребенным в пустынном месте, в сосновом лесу. Произошло это 23 июня 1545 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Артемиев Веркольский мужской монастырь Артемиев Веркольский монастырь, затерянный среди лесов и болот Архангельской области, имеет насыщенную событиями историю. Основан он был на берегу реки Пинеги в начале XVII столетия, в тот период, когда иночество процветало в северных краях Российской империи. У каждого, кто побывал в этой обители, отрезанной от «мира» Пинегой, возникает убеждение, что именно таким и должен быть северный монастырь, побуждающий к молитвенному подвигу. Быть может, оттого так богат русский север монастырями, так плодотворна здесь иноческая жизнь, так обилен этот суровый край праведниками. Неподалеку от монастыря, на левом берегу реки, – около 30–40 домов, но люди приезжают туда только на лето, так что в долгие морозные зимы братия монастыря живет в полном уединении. Монахи даже шутят, что они в обители, «как на подводной лодке», потому что весной и осенью на левый берег практически не перебраться. Кого-то это вдохновляет, кого-то отпугивает… В 1990-е годы, годы восстановления, монастырь переживал трудные времена. Тогда даже картошку ели только по праздникам, а молоко пили редко. Но ведь Господь не оставляет детей Своих, если искренне на Него уповают они. Но вернемся к истории. Покровитель монастыря святой отрок Артемий (1533 – 6 июля 1544) родился в Верколе в благочестивой крестьянской семье. С юных лет славился он кротостью нрава, смирением и прочими добродетелями, не свойственными детям. Он любил молитву и уединение. Однажды, когда святой отрок трудился в поле, помогая отцу, разразилась гроза, и он был принят Господом (6 июля, в день памяти Артемия, каждый год небо плотно затягивает тучами, а к обедне бывает короткая гроза, после которой небо практически моментально очищается и выходит яркое солнце. В прошлом году сам был свидетелем этого неописуемого чуда!) Поселяне не решились предать тело земле, подумав, что так отрок был наказан за тайные грехи. Но через 33 года его мощи нашли в лесу нетленными, и от них исходил яркий свет. После обретения святых мощей стали происходить исцеления. И говорят, что обретение мощей не дало развиться Двинской лихорадке, бушевавшей в то время в Пинежье. Многие люди были тогда спасены. На месте обретения мощей и был основан монастырь.

http://pravoslavie.ru/4398.html

Повесть о житии Варлаама Керетского публикуется по списку РНБ, Соловецкое собр., 182 (Сборник второй половины XVIII в., л. 155–160 об.) с исправлениями явных ошибок по другим спискам «Повести». Научное издание текстов «Повести» по всем спискам см.: Дмитриев Л. А. Повесть о житии Варлаама Керетского//ТОДРЛ. М.; Л., 1970. Т. 25. С. 178–196. стр. 448. Житие Артемия Веркольского «Житие Артемия Веркольского» – одно из замечательных севернорусских житий, героем которого выступает не подвижник, посвятивший жизнь защите и прославлению христианства, а простой человек, «народный святой». Крестьянский отрок Артемий из Пинежского села Веркола, убиенный молнией во время земледельческих работ, не успел ничем прославиться, но горестная судьба мальчика привела к его почитанию сначала как местного святого, а затем он был причислен к лику общерусских святых. Исследованию литературной истории жития посвящен одни из разделов монографии Л. А. Дмитриева (см.: Дмитриев Л. А. Житийные повести Русского Севера как памятники литературы XIII–XVII вв. Л., 1973. С. 249–261). Первые записи о святом, не дошедшие до нас, могли появиться не ранее 1577 г., когда произошло обретение нетленных мощей отрока, захороненного в лесу «одаль церкви». Очевидно, сразу после обретения мощей св. Артемия начинается его местное почитание. Об этом свидетельствует упоминание о нем в нач. XVII в., еще до составления известной нам 1-й редакции жития, в «Видениях Евфимия Чакольского 1611–1614 гг.» (см. наст. изд.: т. 14, с. 220–237, 706–710) – памятнике местной литературы, в котором отрок является в видении одному из персонажей, ищущему исцеления. Первая дошедшая до нас редакция жития с 53 чудесами и служба святому были составлены около 1618 г., после официального освидетельствования мощей Артемия Веркольского. Самый ранний из известных на сегодняшний день список этой редакции относится к 30-м гг. XVII в. (РГБ, ф. 304, 696), и создан он иноком Троице-Сергиева монастыря, книгописцем Германом (Тулуповым). Таким образом, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Комментарии иконописца-профессионала Никодима имеют характер критических замечаний, таких как: «Написан брада велика, широкоглав» (Атлас, 40 ) или: «Брада велика написана, образом написан подобен игумену Феодосию, толико окружна глава и чело и плешив. У Феодосия брада проста, мало шире и короче, не вилась» (Атлас,    38 ). Комментарии носят и рекомендательный характер: «Образ Антония благоумерен, иконописцам писать» (Атлас, 37 ). Подборка изображений Антония Сийского в Атласе позволяет судить о стилистических изменениях в трактовке облика преподобного при сохранении его основных портретных черт. 17 На прориси с изображениями в рост двух преподобных (Атлас,   43 ) в правом иноке легко узнается Антоний Сийский. Левый преподобный – скорее всего, Исаия Сийский, облик которого совпадает с описанием подлинника (Свод,  Образ отрока Артемия Веркольского достаточно хорошо известен в иконографии. Поэтому не составило большого труда обнаружить ошибку в атрибуции прориси из ГРМ (Атлас, 45 ), где отрок назван Иоанном Устюжским. На самом деле это Артемий праведный. В руке у него имеется такой характерный для икон Артемия атрибут, как ветка («пруток», «лоза»), который часто приводится в словесных описаниях отрока по подлиннику (Свод, 65 ). Иоанну же Устюжскому подлинник (Свод, 231) предписывает иные устойчивые атрибуты (см. ниже). Изображенный рядом с праведным Артемием святой столпник является, по нашему мнению, Симеоном Дивногорским, поскольку именно его облик соответствует описанию столпника в иконописных подлинниках под 1 сентября; особенно характерна его борода, напоминающая бороду Николая Чудотворца. Для икон Артемия Веркольского вообще характерно наличие пейзажного фона с изображениями орамой пашни, облаков с молнией и т. п. (Атлас, 46 , 48 ). Особый интерес представляет прорись с изображением деревянного Веркольского Артемиева монастыря в Пинежском уезде, который запечатлен на ранней стадии своего существования (Атлас,   48 ). Монастырь основан в 1645 г., каменные постройки возникли только в XIX в., следовательно, данная прорись отражает древнейший извод в изображениях праведного Артемия.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010