Все русские православные люди знают имя блаженной Ксении, останки которой почивают в Ленинграде на Смоленском кладбище. Она подвизалась на улицах Петербурга в середине прошлого столетия, и слава об ее жизни и подвигах распространилась по всей нашей стране и привлекла к себе наши сердца. Ей молятся как святой, и известны бесчисленные случаи ее невидимой помощи людям. Перед лицом Господа Бога нет ни мужеского пола, ни женского, ибо все мы “одно во Христе Иисусе”. После многих веков язычества на земле, когда женщина не имела никаких прав в общественной и государственной жизни, когда она была унижена до того, что ее не признавали за человека, когда в семейной жизни ее почти приравнивали к домашнему скоту, — в христианстве женщина поднята Основателем его на небывалую высоту. А в лице Божией Матери, перед Которой преклоняются и будут преклоняться миллионы человеческих сердец, женщина возвеличена над всем миром видимым и невидимым. Вот одно из величайших проявлений силы христианства, которое разрушило старый обветшавший мир и построило новую жизнь на земле на началах, принесенных в этот мир нашим Спасителем. В христианстве все люди равны перед Богом и совершенное равенство среди людей и возможно только в христианстве. Разве не так? Во внешней, земной нашей жизни, мы, например, неизбежно считаемся с возрастом человека. Есть возраст совершеннолетия: с этого момента человек получает гражданские права; до наступления совершеннолетия он их не имеет. Есть возраст, которым определяется нетрудоспособность человека: достигнув этого возраста, человек уже освобождается от работы, а в некоторых отраслях труда и не имеет права работать. А перед лицом Бога и вечной жизни все мы равны независимо от возраста. Каждый из людей имеет одинаковые права на вечную жизнь и наследование вечного блаженства: и только что родившийся младенец, принявший святое крещение, и утружденный годами старец. Уходя из этой жизни, и младенец и старец вступают в ту жизнь, в которой оба в одинаковой мере будут участниками тех благ и тех радостей, какие обещаны Господом Его верным детям. Среди святых много и столетних старцев: преп. Антоний Великий , преп. Евфимий Великий, дожившие до такого возраста. Немало и святых детей: праведный Артемий Веркольский, младенец Иоанн, или вот эти трое деток: Вера, Надежда и девятилетняя Любовь, которые предпочли переносить на глазах своей матери самые жестокие пытки, но не отреклись от Того, Кого полюбили своим детским чистым сердцем. И святые старцы, и святые дети увенчаны одинаковой бессмертной славой.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

Вторник. 20. Вторник. Вмч. Артемия. Прав. Артемия Веркольского (службу зри 23 июня). Служба вмч. Артемия шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха. На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры великомученика, глас 4-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – великомученика, глас 2-й: «Разумнаго светильника…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Непроходимая врата...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й. «Слава» – великомученика, глас 6-й: «За Христа законно…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Никтоже притекаяй к Тебе...». По Трисвятом – тропарь великомученика, глас 4-й . «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «К Богородице прилежно...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь великомученика, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «К Богородице прилежно...». Кафизмы 7-я, 8-я и 9-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и великомученика на 6. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – седален великомученика, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос великомученика, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен великомученика, «И ныне» – Богородичен Минеи. «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й. «Слава» – великомученика, глас 6-й: «Днесь вселенная вся…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Великих дарований...». По Трисвятом – тропарь великомученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Тя величаем, Богородице, вопиюще: Ты еси купина...». На часах – тропарь и кондак великомученика. На Литургии блаженны Октоиха – 4 и великомученика, песнь 3-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня, тропарь великомученика; кондак дня, кондак великомученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь дня, тропарь храма, тропарь великомученика; кондак дня, кондак храма, кондак великомученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…». Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня (и великомученика) . Апостол и Евангелие – дня и великомученика. 48 Типикон и Минея синодального периода (см.: Минея-Октябрь. Киев, 1893. Л. 167 об.) указывают тропарь великомученика, глас 4-й: «Мученик Твой, Господи, Артемий...». 49 Прокимны, аллилуиарии и причастны дня и великомученика совпадают. ← предыдущий день   следующий день → Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/bu/2021-11-02/

70. В тоже времена Анна Кирилова не чаколы имея у себе младенца болезнию огневою велми одержима, помолися верою святому Артемию. Св. Артемий избавляет младенца от тоя болезни. 71. Евдокия Якимова с ваймущи бысть в недузе опухло бяше лице ее и не виде очьми ничтоже и не владея собою, и начать молитися Господу Богу и св. Артемию чюдотворцу. Егда же прииде в верколу и по совершении молебного пения, приложися ко гробу святого праведного Артемия, и бысть здрава от болезни своея. 72. Дионисии ис чаколы, у него же болеша очи и не видя ничто же 10 недель и слышав чюдеса Артемия святого, притече ко ко святому и помолися верою и здрав бысть. 84 О многократных переселениях мощей прав. Артемии в бронь 1899 г. В. А. Шульгина о Веркольской обители. 94 В 1890 году ркп. служба праведного Артемия издана печатно – в Москов. Синод. типографии. Это – малопеределанная служба великомуч. Артемию, находящаяся в минеях под 20 октября. 95 Барсуков 62 стр. Относительно празднования правед. Артемия в XVII в. у г. Барсукова (62 и 63 стр.) собраны след. сведения: «Последовавшие от мощей св. Артемия исцеления, распространили о нем славу, вследствие чего Новгородский митр. Киприан» во 147 (1639) г., послал из Великого Новгорода свидетельствовати и тутошними околними игумены, попы и дьяконы». Составленная роспись исцелениям была доставлена к митрополиту, который «после свидетсльствова», на другой год прислал «Сотворенное празднество святому праведному Артемию полный праздник: стихиры и славники, и литею, и стиховну, и тропарь, и кондак, и седалны, и богородичны, и канон, и икос, и светилен и хвалитны, и распев под знаменем». 13 февраля 1645 года, по благословению патриарха Иосифа и Новгородского митр. Афония, освящена церковь во имя св. Артемия, на том месте, где он лежал. Эту церковь поставил Кевролский воевода Афанасий Пашков; а «по поставлении та церковь стояла многа лет не священа, бе бо князь той поставила, церковь его без благословения епископля; а ныне Божиею благодатию церковь его святого и праведного Артемия совершена стоит... и колокола и во церкви всяких книг церковных больши треюсот». (Бычков, «Опис. Сборн.» – стр. 94 95).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Жития святых для детей Жития святых для детей Жизнеописания Сборники Святой князь Александр Невский родился в семье благочестивых русских князей Ярослава и Феодосии. Господь с детских дней готовил в нем духовный светильник, горящий верою и добродетелями. Никогда святой князь не предавался детским играм и развлечениям. Его любимым занятием было чтение священных книг и пламенная молитва к Богу. • Благоверный князь Александр Невский • Свт. Алексий, Митрополит Московский • Прп. Алексий, человек Божий • Прп. Амвросий Оптинский • Преподобномученица Анастасия Римляныня • Прп. Антоний Печерский • Преподобный Арсений Великий • Святой отрок Артемий Веркольский • Благоверные князья Борис и Глеб • Вмч. Варвара • Прп. Варлаам Хутынский • Свт. Василий Великий • Великие святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст • Свв. муч. Вера, Надежда, Любовь и матерь их София • Равноап. князь Владимир • Собор архангела Гавриила • Великомученик Георгий Победоносец • Преподобный Герасим Иорданский • Благоверный князь Даниил Московский • Свт. Димитрий, Митрополит Ростовский чудотворец • Великомученик Димитрий Солунский • Великомученик Евстафий Плакида • Вмч. Екатерина • Пророк Елисей • Пророк Илия • Праведные Иоаким и Анна • Апостол и евангелист Иоанн Богослов • Свт. Иоанн Златоуст, Патриарх Константинопольский • Прп. Иоанн Лествичник • Святитель Иоанн Милостивый • Прор. Иоанн Предтеча, рождество • Прор. Иоанн Предтеча. 1-е и 2-е обретение главы • Праведный Иов многострадальный • Прав. Иосиф Прекрасный • Пророк Исаия • Сщмч. Киприан и мч. Иустина • Мч. Кирик и Иулитта • Сщмч. Климент, папа Римский • Равноапостольный царь Константин и матерь его Елена • Бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан • Блаженная Ксения Петербургская • Апостол и евангелист Лука • Прп. Мария Египетская • Равноап. Мария Магдалина • Прп. Марк Афинский • Блаж. Матрона Московская • Свв. равноап. Мефодий и Кирилл, учители Словенские • Собор святого Архистратига Михаила и прочих небесных бесплотных • Преподобный Моисей Мурин

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4276...

Ист.: Описание о российских святых. С. 160; ГВНиП. 110, 129. Лит.: ИРИ. Ч. 4. С. 629-637; Филарет (Гумилевский). РСв. Апр. С. 79-82; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Тверь, 1898. Вып. 8. Апр. С. 118-120; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 185-186; Леонид (Кавелин). Святая Русь. С. 102-105; Никодим (Кононов), архим. Древнейшие Архангельские святые и исторические сведения о церковном их почитании. СПб., 1901. С. 5-12, 58; он же. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 127-129; Маркелов Г. В. Святые Древней Руси. СПб., 1998. Т. 2. С. 228. Игум. Андроник (Трубачёв) Рубрики: Ключевые слова: АРТЕМИЙ ВЕРКОЛЬСКИЙ (1532-1545), прав. (пам. 23 июня., 20 окт., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) ИОАНН И ЛОНГИН († ранее 1569 (?) праведные (пам. 3 июля; в 3-е воскресенье по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых; 21 мая - в Соборе Карельских святых; 9 авг.- в Соборе Соловецких святых; пам. И.- 24 июня, пам. Л.- 16 окт.) АВРААМИЙ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ [Олонецкий] († сер. XV в.), прп. (пам. 21 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (Завалишин Андрей Никифорович; † 1550), прмч., (пам. 26 авг. и 17 мая - перенесение мощей, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт–Петербургских святых) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской)

http://pravenc.ru/text/116070.html

В среднике святые представлены в рост, вполоборота к центру, босыми, в молении Иисусу Христу Еммануилу в облачном сегменте. И. одет в зеленую, Л.- в желтую рубаху. Образцом для композиции средника, очевидно, послужил лист Сийского иконописного подлинника. Клейма размещены вдоль верхнего и боковых краев иконы в нетрадиц. порядке чтения, пояснительные надписи уцелели полностью только для 6 верхних сюжетов. Состав клейм восстановлен в хронологическом порядке на основании Сказания о чудесах святых Иоанна и Логгина Яренгских: 1. Обретение мощей И.; 2. Погребение И.; 3. Явление И. жительнице Яреньги Акилине; 4. Рассказ Акилины о явлении И. в Яреньге; 5. Поездка за мощами И.; 6. Обретение мощей И.; 7. Перенесение мощей И.; 8. Погребение мощей И. в храме; 9. Чудо о расслабленном; 10. Исцеление расслабленного; 11. Обретение мощей Л.; 12. Перенесение мощей Л.; 13. Погребение мощей Л. в храме; 14. Чудо о Якове Носыреве; 15. Исцеление Анисима Панова; 16. Исцеление от «трясовичной» болезни. Икона была создана на Поморском Севере (о чем свидетельствует, напр., изображение характерных поморских рыболовных карбасов с парусами), либо иконописцем в Соловецком мон-ре, к-рый был заинтересован в распространении почитания И. и Л., либо холмогорским мастером, работавшим по заказу недавно учрежденной Холмогорской и Важской епархии. На небольшой сев. иконе «Праведные Артемий Веркольский и Иоанн Яренгский, с 8 клеймами жития» 1-й пол. XVIII в. (ВГИАХМЗ), происходящей из ц. св. Иоанна Предтечи Дюдиковой пуст. в Вологде, воспроизведены в нижней части в 2 ряда по 4 сюжета из Житий прав. Артемия и И., в частности: обретение мощей И., явление святого Акилине во сне, исцеление жены у гроба И. и перенесение его мощей ( Комашко Н. И. Рус. икона XVIII в. М., 2006. С. 290, 336. Кат. 251). В XVII-XIX вв. образы И. и Л. вводились в состав ростовых деисусных чинов поморских храмов, напр. на иконах «Преподобные Герман Соловецкий и Логгин Яренгский» кон. XVIII - нач. XIX в. (из Кьяндского прихода Шенкурского у., АМИИ), «Праведный Логгин Яренгский» XVII в.

http://pravenc.ru/text/471222.html

представлены фронтально на нижнем поле. И. включен и в необычайно широкий сонм Московских чудотворцев на прориси с иконы 2-й пол. XVII в. (?), находившейся в одной из моленных Преображенского кладбища в Москве; вместе с др. юродивыми и Московскими преподобными он показан в центральной части композиции, у престола с евхаристическими сосудами, на котором стоит Господь Вседержитель (рядом, перед престолом, стоит св. царевич Димитрий, к-рый в XVII-XIX вв. неоднократно сопоставляется с московскими блаженными в произведениях разной иконографии). Образы И. встречаются и на иконах с более индивидуальной программой. Известны композиции, где он, как и др. московские юродивые, изображен вместе со святыми (в т. ч. юродивыми) из др. регионов России. Это, напр., икона 1-й пол. XVII в. (ГТГ), на к-рой Богоматери с Младенцем предстоят и к Ней припадают Василий, И. и Максим Московские, Прокопий и Иоанн Устюжские, мученики Флор и Лавр, мц. Анастасия, святые царица Феодора и царевич Димитрий. Вместе с многочисленными вселенскими и рус. святыми И. представлен на правом поле иконы «Богоматерь Троеручица» 80-х гг. XVII в. из иконостаса над погребением царицы Евдокии Лопухиной в Смоленском соборе Новодевичьего мон-ря (ГИМ, музей «Новодевичий монастырь»; Шведова М. М. Царицы-инокини Новодевичьего мон-ря. М., 2000. С. 27. Кат. 25-30); симметрично изображен мч. Иоанн Воин, а ниже - прав. Артемий Веркольский. Вместе с тем образ И. не был обязательным для композиций с изображением Московских чудотворцев или юродивых; в частности, он отсутствует на чтимой Боголюбской-Московской иконе Божией Матери, находившейся над Варварскими воротами Китай-города, и на ее списках, хотя там представлены блаженные Василий и Максим (см.: ПЭ. 2002. Т. 5. С. 463-464). В отличие от этих юродивых И. не входил в офиц. сонм Московских святых, чем объясняется и отсутствие упоминаний его икон в описях кремлевских храмов и царской Образной палаты и памяти святого в Чиновнике Успенского собора (о неофиц. характере почитания И., выразившемся в отсутствии в Покровском соборе посвященного ему престола, см.: Кузнецов.

http://pravenc.ru/text/469402.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АРСЕНИЙ НОВГОРОДСКИЙ (Амвросий; нач. XVI в.-1572?), прп. (пам. 12 июля и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых) АРСЕНИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ (кон. XIII-XV в.?), преподобный Киево-Печерский (пам. 8 мая, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; 1550-1625), архиеп. Суздальский и Тарусский, ученый, писатель, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) АРТЕМИЙ ВЕРКОЛЬСКИЙ (1532-1545), прав. (пам. 23 июня., 20 окт., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР Московского Кремля, в честь Собора арх. Михаила (8 нояб.), храм-усыпальница московского великокняжеского, затем царского дома АСАФЬЕВ Борис Владимирович (лит. псевд. Игорь Глебов; 1884-1949), рус. музыковед, автор статей о церк. музыке и духовных композиций АССЕМАНИЕВО ЕВАНГЕЛИЕ Евангелие-апракос краткий, старослав. рукопись западноболг. происхождения, одна из древнейших слав. книг АСТАФЬЕВ Алексей Михайлович (1873-1956), автор церковных песнопений, регент, педагог, помощник дирижера Русского хорового общества в Москве АФАНАСИЙ (Сахаров Сергей Григорьевич; 1887-1962), еп. Ковровский, священноисп. (пам. 15 окт., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ (ок. 925 или 930 - ок. 1000), основатель Великой лавры на Афоне, прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/123062_8.html

Изображение иконы Артемий Веркольский, прав. #4307 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Артемий Веркольский, прав. #4307 Эта страничка относится к разделу   Артемий Веркольский, прав. Скачать или распечатать изображение 4307.jpg 1257x1800, 2.26 MPix, 352 Kb. 10.6x15.2cm @ 300DPI (16x22.9cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 2 (305) , (6) . в этом году (за прошлые годы с 2009-12-14) Происхождение изображения: Загружено 2009-12-14, анонимно. Описание: [Пинега. XVIII.] Праведный Артемий с житием. Холмогорская и Важская епархия (Пинега). 1-я треть XVIII в. 113 х 78. Из Никольской ц. деревни Едома Пинежского района Архангельской области. С 1968 г. в Архангельском музее изобразительных искусств. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Артемий Веркольский, прав. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-4307

Изображение иконы Артемий Веркольский, прав. #4309 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Артемий Веркольский, прав. #4309 Эта страничка относится к разделу   Артемий Веркольский, прав. Скачать или распечатать изображение 4309.jpg 987x1200, 1.18 MPix, 230 Kb. 8.4x10.2cm @ 300DPI (12.5x15.2cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 3 (403) , (7) . в этом году (за прошлые годы с 2009-12-14) Происхождение изображения: Загружено 2009-12-14, анонимно. Описание: [Россия. XVIII.] Св. Артемий. Икона. Россия. XVIII в. 32.7 х 27.8. Coleccion Roger Cabal. Париж. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Артемий Веркольский, прав. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-4309

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010