Вместо предисловия В сем выпуске о жизни и церковном почитании Архангельских святых мы предлагаем благочестивым читателям ряд очерков о церковном почитании тех Архангельского края святых мужей, кои жили и подвизались в XV веке. Четыре столетия протекло с тех дней, когда эти великие мужи украшали родной им край праведною своею жизнью; они почили сном смерти; духом воспарили в горния обители, плоти же их не прикоснулось тление. А православный народ не забыл и не забывает их памяти. Он свято чтит своих древних учителей в праведной жизни по завету Христову. Толпами стекается к их ракам, возносит молитвы и получает исцеления. – Таковыми мужами XV века были: преп. Евфимий, Феликс и Антоний Корельские, Афанасий Новолоцкий, также Георгий и Захария Шенкурские, Варлаам Керетский, преп. Макарий Красногорский, св. отрок прав. Артемий Веркольский и прав. Параскева его сестра – отроковица. О том, как чтилась и чтится память этих св. избранников Божией благодати мы и будем говорить далее. Свою речь начнем о древнейшем подвижнике Преп. Евфимие Архангельско-Корельском и закончим о прав. Параскеве Варлааме Керетском и Макарие Красногорском. Глава I. О церковном почитании преп. Евфимия, архангельского чудотворца, и Феликса и Антония корельских Церковное почитание преп. Евфимия, архангельского чудотворца, началось с обретения его мощей. Обстоятельства этого дела по изысканиям арханг. историка И. М. Сибирцева представляются в следующем виде. В г. Архангельске, на месте, где ныне находится каменная церковь во имя архангела Михаила и где до пожара 15 июня 1636 г. находились церкви архангельского монастыря, после пожара была построена деревянная церковь Происхождения (древ) честного креста Господня с приделом архангела Михаила, находившаяся в ведении монашествующих. На месте же нынешнего кафедрального собора, до пожара также принадлежавшем монастырю, был построен двор для воеводы, прежде находившийся несколько дальше этой местности. 7 Июля 1647 г. холмогорец Евстафий Трофимов, будучи в Архангельске, начал на дворе воеводы, которым был тогда князь Юрий Петрович Буйносов-Ростовский, «для кузнечного дела горн ставить и где стул с наковальней должен быть, тут стал копать яму».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Оп. 1. Д. 135. Л. 32). Церковь была закрыта в 1931 г., сгорела в 1985 г. Святая с надписью на нимбе «с Праскева» представлена в правой группе на иконе «Чудотворные иконы и Новгородские святые» 1721 г. из собрания Успенских (ГЭ; см.: Косцова А. С., Побединская А. Г. Рус. иконы XVI - нач. XX в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст./ГЭ. СПб., 1996. С. 59, 136. Кат. 54), однако надписи относятся ко времени поновления иконы и не везде соответствуют традиции изображения местных святых. В нач. XXI в. появилась новая иконография П. В 2009 г. архангельский иконописец И. И. Лапин включил поясной образ П. в роспись Успенской ц. Архангельска. Святая изображена в красновато-коричневом одеянии с прижатой к груди правой рукой (левая под одеждой), на голове белый плат, перекинутый вперед через плечо; надпись по сторонам от нимба: «СТА ПАРАСКЕВА ПИРИНЕМСКА». В 2013 г. аналойную поясную икону П. (хранится в Артемиевом Веркольском мон-ре) написала выпускница иконописного отделения СПбДА А. Ю. Карагина. Святая одета в синее платье и белый плат, перекинутый через плечо, руки развернуты ладонями перед грудью; на фоне аналогичная надпись. Деревянная ц. Двенадцати апостолов вновь построена в Пиринеми в 2014 г. на месте храма вмч. Георгия. Иконописец из Красноярска Н. Кочеткова создала для церкви неск. икон, в т. ч. образ П. и прав. Артемия Веркольского, поскольку существует предание, согласно к-рому они были братом и сестрой. Святые представлены в белых одеждах, в рост, вполоборота к центру, на фоне реки со скалистыми берегами; между ними - деревянный 5-главый храм. П.- в платье и платке, руки сложены крестообразно на груди. Печатные копии совр. икон П. хранятся в Артемиевом Веркольском мон-ре (напр. в иконостасе 2013 г. ц. прав. Артемия Веркольского на Ежемени; П.- дева в светлом платье со скрещенными на груди руками, ее голова не покрыта, в волосах, лежащих прядями на плечах,- голубые ленты). Т. М. Кольцова Рубрики: Ключевые слова: АРТЕМИЙ ВЕРКОЛЬСКИЙ (1532-1545), прав. (пам. 23 июня., 20 окт., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/2579012.html

Позднее таким же образом на фресках кафоликона монастыря Дионисиата на Афоне (1546/47) писали соименного ему свт. Нифонта II, патриарха К-польского. Н.-монах изображен в ряду преподобных на вост. стене собора Рождества Пресв. Богородицы в псковском Снетогорском мон-ре (1313); в медальоне на щеке арки в зап. рукаве нефа в ц. св. Апостолов в Печской Патриархии (ок. 1355). У Н. гладкие светлые волосы, такого же цвета длинная клиновидная борода, плащ зеленоватый, опущенный куколь синего цвета ( Tomekovi . 2011.P. 279, 303). В рус. искусстве к образу Н. особенно активно обращались с кон. XVII в. и в синодальный период. Использовались оба типа иконографии Н., но вариант изображения как святителя встречается реже (напр., в сев. апсиде ц. св. блж. Исидора Ростовского в Ростове, 20-е гг. XVIII в., см.: Алитова Р. Ф., Никитина Т. В. Церк. стенные росписи Ростова Великого и Ростовского у. 18 - нач. 20 в.: Кат. М., 2008. С. 78), чем образы Н. преподобного. Последние получили широкое распространение в иконописи, очевидно, в связи с тем, что к Н. обращались с молитвами об избавлении от искушения страстями и, видимо, от «нужной» (внезапной) смерти. Возможно, поэтому его могли изображать вместе с др. святыми, к-рым молились в сходных обстоятельствах. Известны иконы, где Н. изображен в молении в паре с прав. Артемием Веркольским, почитавшимся на Рус. Севере как святой, к-рому нужно молиться во время грозы и при иных природных явлениях, угрожающих человеку. На иконе из Прикамья (кон. XVII в., частный Музей русской иконы, Москва) Н. и прав. Артемий представлены в молении Спасителю в облачном сегменте. Между святыми - 3-главая церковь, у ее подножия лежит пораженный грозой отрок, от к-рого бежит впряженный в борону конь (эпизод из Жития прав. Артемия); на переднем плане - пещера, в к-рую падает оглядывающийся на Н. бес. Надпись на свитке Н. предостерегает от «бесовских игрищ». Средовек Н. с недлинной бородой, разделяющейся на еле заметные пряди-космы, на нем мантия, схима, на голове куколь. На (храмовой?) иконе с ростовым образом Н. (2-я пол. XVII в., Соликамский краеведческий музей) на святом (средовек с русыми волосами и короткой бородой) помимо перечисленных выше монашеских одежд - схима, в руках он держит свиток и модель 3-главой церкви, внутри к-рой видны икона Божией Матери и Распятие.

http://pravenc.ru/text/2577703.html

Спасо-Кижского погоста, 1-я четв. XVIII в., ГИАМ «Кижи). Н. обычно предстает в виде средовека или старца в пророческих одеяниях. В памятниках на стыке западно-христианской и визант. традиций встречаются варианты его изображения с платом на голове (мозаики в соборах в Монреале, Сицилии и Сан-Марко в Венеции). Текст на свитках рус. икон воспроизводит фрагмент Пс 32. 13-15: «С небес призирает Господь, видит... сынов человеческих». Иконописный подлинник алфавитной редакции (в составе Сборника) XVII в. (РНБ. Q.XVII. 32. Ф. 550. Л. 217 об.) приписывает Н. пророчество Гада (2 Цар 24. 1-13): «Нафан рече: Гсдь отъят согрешение твое от тебе неимаше умерети. И рече: избери себе едину: три лета глад на землю твою или три мсцы бе быти пред враги твоими или три дни смерти быти в земли твоей». В Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) изображение Н. описывается следующим образом: «Пророк Нафан, старец плешивый, с круглою бородою» (Ерминия ДФ. С. 83 25)). Также в Ерминии содержится описание 2 сцен: «Давид, обличенный Нафаном, покаялся в грехе Ерминия» («В царском чертоге у золотого престола Давид преклонил колена. Пред ним стоит пророк Нафан и говорит ему на хартии: «отьял Господь грех твой». Подле него ангел влагает меч свой в ножны (2 Цар. 12)» - Там же. С. 66 81)) и «Помазание Соломона на царство» («Давид сидит на престоле. Пред ним стоит Соломон, а один иерей помазывает его елеем из рога. В другом отделении этой картины Соломон сидит на златоубранном коне; позади него стоят священники и народ, играющий на разных инструментах, а впереди пророк Нафан (3 Цар. 1)» - Там же. С. 67 83)). М. И. Антыпко Рубрики: Ключевые слова: АГГЕЙ первый послепленный пророк, 10-й в ряду малых пророков, автор названной его именем книги (пам. 16 дек. и в Неделю праотец) ИЕРЕМИЯ (ок. 645 г. до Р. Х.- 1-я пол. VI в. до Р. Х.), 2-й из великих ветхозаветных пророков (пам. 1 мая) МОИСЕЙ прав. (пам. 4 сент. и в Соборе Синайских преподобных), ветхозаветный пророк, законодатель и вождь евр. народа АРТЕМИЙ ВЕРКОЛЬСКИЙ (1532-1545), прав. (пам. 23 июня., 20 окт., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/2564764.html

Наиболее распространенным иконографическим изводом является поясной прямоличный образ с богослужебными атрибутами - потиром, Евангелием. На иконах И. К., прославленного в РПЦ в чине праведника, прослеживаются иконографические признаки святительского чина, чина преподобных, праведников, существуют отдельные примеры изображения атрибутов пророков. Такая широкая трактовка образа И. К. оправдана особенностями его личности и подвижнического служения. Лит.: Духовные светочи России. С. 252-253. Кат. 231-233; Обретение портрета: Св. прав. Иоанн Кронштадтский: Кат. выст. М., 2001; Современная правосл. икона: Альбом. СПб., 2003; Кутейникова Н. C. Иконописание России 2-й пол. XX в. СПб., 20052. С. 98-112; СПбЕВ. 2005. Вып. 33: [Юб. вып. к 300-летию основания г. Кронштадта]; Образ Божий: Икона, стенопись, мозаика. СПб., 2009. Прот. Геннадий Беловолов,С. Е. Большакова Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ИОАНН Александрович Кочуров (1871-1917), прот., сщмч. (пам. 31 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Рязанских святых, в Соборе святых Эстонской земли) КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) АРТЕМИЙ ВЕРКОЛЬСКИЙ (1532-1545), прав. (пам. 23 июня., 20 окт., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп.

http://pravenc.ru/text/471321.html

Н. Померанцева, НГОМЗ), где И. показан в левой группе, в центре 2-го ряда сверху. Если на иконах такого типа И. представлен одним из мн. Новгородских святых (прорись с иконы XVIII в.- Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 398-399; икона кон. XIX в. из ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде), то на нек-рых иконах избранных Новгородских чудотворцев (в т. ч. входивших в большие иконные ансамбли) его образ занимал одно из главных мест. Так, согласно описи 1749 г., в новгородском Софийском соборе находилась настолпная икона с изображением И. вместе с преподобными Антонием Римлянином, Александром Свирским, Саввой Вишерским, Варлаамом Хутынским, Никандром Пустынножителем (Псковским?), Николой (юродивым Николаем Кочановым?) и с образом Божией Матери «Знамение» вверху (Описи имущества новгородского Софийского собора. 1993. Вып. 2. С. 78; Описи имущества Софийского собора 1833 г.//НИС. 2003. Вып. 9(19). С. 528). И. в рост, в рубахе, со сложенными на груди руками показан в правом нижнем клейме на иконе кон. XIX в. с врезным крестом-мощевиком нач. XVIII в. (частное собрание), в других клеймах - Новгородские святители Моисей, Иоанн, Иона и Евфимий. В числе многих избранных святых И. (в нижнем ряду в отдельном клейме, одет в рубаху; рядом - блж. Максим Московский и прав. Артемий Веркольский) изображен на кресте с частицами мощей 278 святых в Богоявленском соборе костромского Анастасиина монастыря (кон. XVIII в., происходит из Богородицко-Игрицкого мон-ря). Редким примером парного изображения И. и прав. Артемия является икона 1846 г. (НГОМЗ): вместе с 2 св. отроками в белых рубахах представлен арх. Рафаил (вероятно, под воздействием поздней иконографии арх. Рафаила с отроком Товией, к-рому здесь уподобляются рус. святые). Образ И. включался в композицию «Собор русских святых»: на поморских иконах кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), 1814 г. письма мастера-старообрядца П. Тимофеева (ГРМ) и на прориси с нее ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 460-461), 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл.

http://pravenc.ru/text/200241.html

В почитании П. отразился культ визант. св. Параскевы Пятницы, Параскевы-целительницы. Неслучайно большинство описанных в тексте чудес связаны с исцелениями женщин от различных недугов. В то же время в описании чудес П. есть особенности местного народного культа. Святая относится к распространенному на Русском Севере типу «святых из гробницы», единственным признаком святости к-рых был дар чудотворения. По преданию, к-рое бытует среди пинежан до наст. времени, П. считается сестрой прав. Артемия Веркольского . Вместе с ним она является в видениях местным жителям, особенно детям, наказывает или исцеляет их; такие примеры детского визионерства описаны в «Видениях Евфимия Чакольского», в пинежской «Повести о строителе Иване Семенове». Артемий Веркольский и П. помогают крестьянским детям и через них - их родителям. В народном почитании святой сохранялись и элементы языческих обрядов, вызывавшие неодобрение церковных властей. Страждущие исцелялись, взяв «персть» с места погребения святой. П. даже приносили своеобразную жертву (т. н. участки) в виде части промысловых доходов: «Которые промышленыя люди, поидучи на промысел, обещались приношение ей принести, великомученику Георгию и новоявленной участки, и на промыслу им Бог помогал. И которого зверя не могут добыть, и сулили участки Георгию и новоявленной, и Бог им давал. И они обетъ свой справливали и приношение в казну Георгию приносили и новоявленной». 23 мая 1710 г. составитель сказания свящ. Иоанн Козмин ходатайствовал перед архиеп. Холмогорским Рафаилом о разрешении петь молебны у мощей святой. Однако почитание прав. отроковицы не было одобрено духовными иерархами петровского времени, настороженно относившимися к местночтимым народным святым. Комиссия, в которую кроме архиеп. Рафаила входили иером. Холмогорского архиерейского дома Порфирий и строитель Артемиева Веркольского мужского монастыря иером. Антоний, осмотрев мощи, велела гроб закрыть, часовню «замкнуть и запечатать десятскому», молебнов святой не служить, а ее чудеса, «написанныя в тетрадех полудестно», изъять. Именно к такой изъятой тетради и относится, по всей видимости, сохранившийся в сборнике БАН список.

http://pravenc.ru/text/2579012.html

АННА († 1018 ?), св. блгв. кнг., вероятно, первая супруга вел. кн. Ярослава Мудрого (пам. 4 окт., 10 февр. и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей) АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ ЧЕРНОЕЗЕРСКИЙ († 1598), осн. Антониевой Черноезерской пустыни, прп. (пам. 17 янв., в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) АРСЕНИЙ НОВГОРОДСКИЙ (Амвросий; нач. XVI в.-1572?), прп. (пам. 12 июля и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых) АРТЕМИЙ ВЕРКОЛЬСКИЙ (1532-1545), прав. (пам. 23 июня., 20 окт., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АФАНАСИЙ МУРОМСКИЙ (2-я пол. XV - XVII в.?), игум., прп. (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АФФОНИЙ († 1652), митр. Новгородский и Великолуцкий, свт. (пам. 10 февр., 6 апр.в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРВАРА схим., прп. (пам. 30 авг., в Соборе Новгородских святых и в Соборе святых С.-Петербургской митрополии) ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/128873.html

АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) АРСЕНИЙ (Мацеевич Александр Иванович; 1697-1772), митр. Ростовский и Ярославский, в 1763 г. лишен сана, сщмч. (пам. 28 февр., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) АРСЕНИЙ Сергеевич Троицкий (1880-1937), прот., сщмч. (пам. 6 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АРСЕНИЙ († 1609), архим. угличского во имя святителя Алексия монастыря, прмч. (пам. в Соборе Ростово-Ярославских святых) АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) АРСЕНИЙ НОВГОРОДСКИЙ (Амвросий; нач. XVI в.-1572?), прп. (пам. 12 июля и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых) АРСЕНИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ (кон. XIII-XV в.?), преподобный Киево-Печерский (пам. 8 мая, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; 1550-1625), архиеп. Суздальский и Тарусский, ученый, писатель, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) АРСЕНИЯ (Добронравова Анна Гавриловна, в схиме Фома; 1879-1939), игум., прмц. (пам. 10 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ивановских святых) АРТЕМИЙ ВЕРКОЛЬСКИЙ (1532-1545), прав. (пам. 23 июня., 20 окт., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122346_10.html

Однако не только в обществе, но и в Церкви это не всегда в достаточной степени осознавалось. С XIII века Католическая Церковь отходит от традиции причащать ребенка с рождения. В XVI веке Тридентский собор закрепляет возрастной ценз, по достижении которого разрешалось приступать к таинству миропомазания и причастия — для девочек с 12 и для мальчиков с 14 лет. Это решение ставило такое качество, как сознательность ребенка, выше, чем все остальные качества, присущие детям. И умалялась та ценность детства, о которой говорит в Евангелии Христос: «…славлю Тебя , Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение» (Мф. 11: 25-26) . Но по сути этим нарушалось одно из самых главных прав ребенка — право на общение с Богом. Только в начале XX века папа Пий X снизил возрастной ценз для причастников до 7 лет. В Православной Церкви традиция причащать детей с младенчества не прерывалась. Доказательством признания в ребенке его абсолютной ценности является и канонизация детей, признание детской святости. Надо отметить, что в Православной Церкви их больше, чем в Католической. Одними из первых мучеников, канонизированных Церковью еще до ее разделения, были святые Вера, Надежда и Любовь ( II в.). Среди канонизированных детей известна также Агнесса Римская ( IV в.), принявшая мученическую смерть в 13 лет, Артемий Веркольский ( XVII в.), умерший в 12 лет, страстотерпец Иоанн Угльческий (Иван Чеполосов), младенец, убиенный в 6 лет ( XVII в.), Боголеп Черноярский ( XVII в), в 7 лет принявший схиму. Поэтому ценность души никак не определяется возрастом. Ребенок перед Богом столь же полноценная личность (причем не с момента рождения, а с момента зачатия), как и взрослый. Разница в том, что его личностные качества даны ему как дары, которые предстоит раскрыть: дар слова, свободы, воли, разума, И главная задача воспитания — создать такие условия, чтобы эти дары раскрылись! Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/prava-kotorye-dal-dety...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010