В древних святцах имени митрополита Илариона не было потому, почему не было и других имен преподобных отцов Дальних пещер. Их имена доселе не помещены в святцах. Они чтились местно. И святые мощи преподобного Ефрема, епископа Переяславского, долгое время считались святыми мощами просто преподобного Ефрема. То же самое было и со святыми мощами Михаила, первого митрополита Киевского. Будучи перенесены из Десятинной церкви в Антониеву пещеру в 1103 году, они оставались там в неизвестности до 1730 года, когда они были перенесены в большую Лаврскую церковь . В древности все святители погребались по чину монашескому, часто они принимали на себя схиму, и потому удобно имена их могли быть смешиваемы с именами других святых иноков, не имевших епископского сана. Митрополит Иларион принял монашество от преподобного Антония, как сказано в его житии (Житие преподобного Антония. Киев, 1825 г.), и, если он скончался в 1067 году, приняв на себя схиму, то мог быть сожителем преподобного Феодосия, который до кончины Антония, или до 1073 года был строителем ветхого Печерского монастыря, или нынешних Дальних пещер. Митрополит Иларион мог отказаться от управления паствой прежде своей кончины, чтобы остальные свои дни жизни провести в иноческих подвигах там, куда он удалялся на молитву, когда был еще священником села Берестово, и где он принял монашество – в Дальних пещерах. Потому представляется вероятным мнение, что святые мощи преподобного Илариона схимника суть действительно мощи святого митрополита Илариона. Память его 3 ноября (21 октября). Преподобный Арсений трудолюбивый Преподобный Арсений назван трудолюбивым потому, что днем и ночью никто никогда не видел его в праздности. Он всегда что-нибудь делал: или молился, или послушание монастырское исполнял, и до захождения солнца никогда не употреблял пищи. За эти труды он в сей жизни получил дар чудотворения от Бога, по смерти же его душа обитает на небе со святыми, а тело его почивает нетленным в пещере. Память его празднуется 21 (8) мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

272 По переводу описания лавры (стр. 288) у Кальнофойского крест Евфимия «раменный»: но в подлиннике rzemienny krzyz. Кальнофойский пишет: «преп. иеросхимонах Евфимий: знак того – ременный крест на святом; приходящие благословляются им и некоторые больные исцеляются». К сожалению, перевод м. Евгения часто не точен. Напр. Кальнофойский определенно говорит, целое ли тело святого лежит или только кости его? – Под 52 «преподобные двое, во св. Духе братья, Мартирий и Моисей, положены в одном гробе; целые в телах своих». Последних слов нет у м. Евгения. Под 36 «кости святаго инока Пимена», у Евгения – мощи. Под 55. 56. 65 – многое не переведено. 273 Надпись на пещерной доске: «преп. отец наш Вениамин, бесчисленными, в мире живя, обвязан был куплями житейскими. Егда же слыша словеса евангелия, яко неудобь богати внидут в царствие небесное, абие измени богатство на нищету произвольную Христа ради и раздав имение все требующим, сам присовокупился к нищим в духе, преп. отцем печерским, с ними же добре потрудися, пройде душею к подвигоположнику Христу прияти венед победы. Мощи его святые зде нетленно почивают». 274 Надпись на доске пещерной: «преп. Арсений трудолюбивый никогда же являшеся празден, но всегда или моляшеся или послушание делаше монастырское; хлеба не вкушаше, разве по захождении солнца. Ныне же во свете немерцающем видения лица Божия наслаждается». Почти то же в малорус. известии. 275 Надпись на доске пещерной: «преп. Логгин, вратарь печерский, свято и праведно моностырское проходя послушание, сицеваго от Всеведца Бога сподобился дара чудотворения, яко ведал приходящих в монастырь и исходящих мысли сокровенные; добрых во благом предложении тверждал, злых же нещадно обличал, приводя к покаянию. По многотрудном житии, отъидя к Господу, есть неусыпающий о всех приходящих к Богу молитвенник». 277 Слав. древняя надпись на уцелевшей пещерной доске: «преп. Тит воин, бывший на брани, поражен бе во главу оружием, едва не смертне и сего ради остави воинствование; мало нечто возмог, прииде в монастырь печерский и прият быв от ту живущих преподобных отцев, облекся в чин иноческий и доблественно подвизался постом и молитвою противу невидимых супостат, вооружися, слезами же безпрестанными, толику сниска благодать, яко извеидено бысть ему прежде смерти о отпущении грехом в его. После переселилыя духом на небо к торжествующим ликом, доброподвижное же тело его зде положенное почивает». Украинское известие короче.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1072 Надпись на пещерной доске: «преп. отец наш Вениамин, бесчисленными, в мире живя, обовязан был куплями житейскими. Егда же слыша словеса евангелия, яко неудобь богатии внидут в царствие небесное, абие измени богатство на нищету произвольную Христа ради и раздав имение все требующим, сам присовокупился к нищим в духе, преп. отцом печерским, с ними же добре потрудися, прейде душою к подвигоположнику Христу прияти венец победы. Мощи его святые зде нетленно почивают». 1073 Надпись на доске пещерной: «преп. Арсений трудолюбивый никогда же являшеся празден, но всегда или моляшеся или послушание делаше монастырское, хлеба не вкушаше, разве по захождении солнца. Ныне же во свете немерцающем видения лица Божия наслаждается». Почти тоже в малорус. известии. 1074 Надпись на доске пещерной: «преп. Логгин вратарь печерский, свято и праведно монастырское проходя послушание, сицевого от Всеведца Бога сподобился дара чудотворения, яко ведал приходящих в монастырь и исходящих мысли сокровенные, добрых во благом предложении утверждал, злых же нещадно обличал, приводя к покаянию. По многотрудном житии, отъидя к Господу, есть неусыпающий о всех приходящих к Богу молитвенник». 1076 Слав. древняя надпись на уцелевшей пещерной доске: «преп. Тит-воин, бивши на брани, поражен бе во главу оружием, едва не смертне и сего ради остави воинствование, мало нечто возмог, прииде в монастырь печерский и прият быв от ту живущих преподобных отцов, облекся в чин иноческий и доблественно подвизался постом и молитвою, противу невидимых супостат, вооружися, слезами же беспрестанными, толику сниска благодать, яко извещено бысть ему прежде смерти о отпущении грехом, в его. После переселился духом на небо к торжествующим ликом, доброподвижное же тело его зде положенное почивает». Украинское известие короче. 1077 Перлштейна острог в чтен. общ. ист. 4. смесь стр. 139, 140. На величавых развалинах замкового Богоявленского храма надпись 6921 (1413). Храм Пречистой, обращенный в 17 в. в костел, по визитационной книге, основан кн. Феодором Васильевичем, будто бы в 1442 г. и будто бы для Домиканцев митр. Исидора. Но в 1442 г. кн. Феодора уже не было в живых. Несецкий (Aerbarz 6:178) в свое время читал в гродских львовских книгах запись о том, что кн. Феодор построил в Галиче клиросскую церковь и дал для содержания село Перечинское.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые канонизированные до 1988 г. АДРИАН УГЛИЧСКИЙ († после 1504), прп. (пам. 26 авг., в субботу сырную, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) АКАКИЙ (1482 – 1567), еп. Тверской и Кашинский, свт. (пам. 14 янв. и 29 июня - в Соборе Тверских святых) АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АНТОНИЙ (Арапов; 1880-1919), игум., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНТОНИЙ ЧЕРНОЕЗЕРСКИЙ († 1598), осн. Антониевой Черноезерской пустыни, прп. (пам. 17 янв., в Соборе Новгородских святых) АРЕФА ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) АРСЕНИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ (кон. XIII-XV в.?), преподобный Киево-Печерский (пам. 8 мая, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АФАНАСИЙ (Филиппович; ок. 1595-1648), игум. Брестского мон-ря, прмч. (пам. 5 сент., 20 июля, в Соборе Белорусских святых и в Соборе Волынских святых) БОРИС Сергеевич Заварин (1910- 1938), мч. (пам. 25 янв., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), псаломщик БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) ВАРЛААМ (Надёжин Василий Федотович; 1774 - 1846), игум. Чикойского мон-ря, прп. Чикойский (пам. 23 янв., 5 окт., 10 июня - в Соборе Сибирских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122342.html

1. Часть Животворящего Древа Креста Господня 2. Часть Дуба Мамврийского 3. Святой Пророк и Предтеча Господень Иоанн 4. Сщмч. Харалампий 5. Свт. Василий Великий 6. Свт. Григорий Богослов 7. Свт. Иоанн Златоуст 8. Свт. Тихон, Патриарх Всероссийский 9. Свт. Митрофан Воронежский 10. Свт. Тихон Задонский 11. Вмч. Артемий 12. Вмч. Пантелеимон 13. Вмч. Евстратий 14. Мч. Трифон 15. Прп. Александр Свирский 16. Прп. Сергий Радонежский 17. Прп. Агафон Афонский 18. Прп. Павел Латрийский 19. Прп. Арсений Коневецкий 20. Прп. Зосима Соловецкий 21. Прп. Савватий Соловецкий 50 святых мощей в мощевике [ править править код ] 50 святых мощей в мощевике 1. Ап. Лука 2. Равноап. Кн. Владимир 3. Свт. Филипп 4. Свт. Димитрий Ростовский 5. Свт. Игнатий Ростовский 6. Свт. Иоанн Суздальский 7. Свт. Исайя Ростовский 8. Свт. Феодосий Черниговский 9. Свт. Игнатий Брянчанинов 10. Свт. Феофан Затворник 11. Свт. Лука Симферопольский 12. Вмч. Пантелеимон 13. Сщмч. Харалампий 14. Сщмч. Модест 15. Вмч. Артемий 16. Вмч. Евстратий 17. Вмц. Варвара 18. Прмч.Иоасаф Снетогорский 19. Вмц. Параскева 20. Прмч. Евфимий Афонский 21. Мч. Мамант 22. Мц. Татиана 23. Блгв. кн. Давид Ярославский 24. Блгв. кн. Владимир Новгородский 25. Блгв. кн. Глеб Владимирский 26. Блгв. кн. Феодор Смоленский 27. Блгв. кн. Константин Ярославский 28. Блгв. кн. Константин Муромский 29. Прп. Даниил Переяславский 30. Прп. Феодор Печерский 31. Прп. Савва Сторожевский 32. Прп. Авраамий Трудолюбивый 33. Прп. Моисей Угрин 34. Прп. Феодор Санаксарский 35. Прп. Иоанн Многострадальный 36. Прп. Корнилий Переяславский 37. Прп. Авраамий Ростовский 38. Прп. Иов Почаевский 39. Прп. Никон, игум. Печерский 40. Прп. Серафим Саровский 41. Блж. Пелагия Дивеевская 42. Прп. Ефросиния Полоцкая 43. Прп. Ефросиния Суздальская 44. Прп. Амвросий Оптинский 45. Прп. Лев Оптинский 46. Прп. Макарий Оптинский 47. Прав. Симеон Верхотурский 48. Прав. Иоанн Русский 49. Блж. Андрей Симбирский 50. Блж. Косьма Верхотурский Ковчег с мощами великого благоверного князя Георгия Владимирского [ править править код ] Ковчег с мощами великого благоверного князя Георгия Владимирского

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_Свят...

Преп. Арсений трудолюбивый никогда не был праздным, а всегда – то молился, то выполнял монастырское послушание; пищи никогда не принимал прежде захождения солнца. Преп. Евфимий схимник жил чисто и безмолвно, подражая добродетелям великих святых. Кальнофойский пишет, что ременным крестом преп. Евфимия благословляются приходящие к нему, и некоторые больные получают исцеление. По древнему известию, он с тех пор, как облекся в схиму, ни с кем не говорил ни слова: пищи вареной никогда не вкушал, а только одно суровое зелье. Преп. Тит воин, будучи на войне, смертельно был ранен в голову, вследствие чего оставил военную службу. Немного оправившись от болезни, он пришел в печерский монастырь и был принят в число иноков; постригшись, он усердно подвизался в посте и молитве, воюя с невидимым врагом – диаволом; усердными молитвенными слезами он снискал у Бога такую благодать, что ему еще при жизни было возвещено об отпущении его грехов. Преп. Ахила диакон не только никогда не вкушал вкусной пищи, приправленной или вареной, но и суровой ел мало; пищею ему служила просфора, вкушаемая раз в неделю. При таком посте «он был тверд в молитвенных бдениях». Препп. Паисий и Меркурий живя между собою в неразлучной братской любви и единомыслии, непрестанно просили Бога о том, чтобы Он не разлучил их друг с другом ни в сей жизни, ни в будущей. И Господь дал им по молитве и вере их: на земле они жили всегда в одной кельи и по смерти были положены в одном гробе. Ныне, неизвестно с какого времени, они почивают в особых раках друг против друга, по обоим сторонам пещерного коридора. Преп. Макарий диакон, будучи больным ребенком, обещан был Богу, если выздоровеет, и, по выздоровлении, отдан был печерским отцам; обученный в монастыре всему доброму удостоился монашества и диаконства, в каковом сане еще усерднее служил Богу в посте и молитве, так что сподобился дара чудес. Преп. Пимен постник был игуменом печерского монастыря с 1132 года до 1141 года; при нем подвизались св. князь Николай Святоша, преп. Спиридон и Никодим.Он имел от Господа ту благодать, что вкушал еду только один раз в неделю и то весьма мало и никогда не ослабевал от поста и труда в монастырских послушаниях: днем он молол в жерновах, носил дрова для братии, а ночью подвизался в молитвах.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мысль о фильме появилась через несколько лет общения с братией, наверное, из-за атмосферы, которая царила в монастыре, я бы ее охарактеризовал как атмосфера жертвенности. Жизни не ради себя, бегство от эгоизма, служение ближнему. Геронда Григорий все время говорил, что невозможно искать духовных высот, если ты не принес себя в жертву Богу через ближнего, через своего собрата. Пожертвуй ему свое время, пространство, силы, отдай ему одежду последнюю, отдай своему брату весь твой комфорт. В фильме потрясающие звучат слова о том, как монах приносит себя в жертву Богу. Перед самым постригом священник читает молитву, где обращается к Богу и говорит: «Прими, Господи, раба Твоего, который приносит себя в живую жертву». И потому через несколько лет у меня возникло желание как-то зафиксировать все это. Книги я писать не умею, вот и пришла мысль снять фильм. В кино каждый зритель переживает за главного героя, человек очень глубоко погружается в сам сюжет, в образы и переживания героев фильма. Эта мысль возникла в 2007 или в 2008 году, но до 2014 года геронда Григорий не давал добро на съемки, потому что это был человек, о котором говорят, что он бегает от славы. Ему были присущи особенные скромность и смирение, а еще — цельность: его «да» всегда было «да», а его «нет» всегда было «нет». Если ты у него спрашиваешь и слышишь в ответ «нет», то уговаривать его бесполезно, «нет»! И геронда Григорий говорил о фильме: «Нет, нет, нет». А в 2014 году он спросил меня: «Все-таки о чем ты хочешь фильм снять, расскажи мне подробнее». Я ему сказал: «Геронда, фильм не о Вас, я хочу показать атмосферу монастыря, чтобы сохранить ее для потомства. Потому что то, как живет монастырь, мне напоминает Киево-Печерский патерик. У каждого есть характерное имя, например: Арсений трудолюбивый, Федор молчаливый и т.д.». Когда я приехал на полгода в Дохиар, меня потрясло, что каждого монаха я могу охарактеризовать. И я сказал ему, что хочу сохранить хроники монастырские, чтобы через кино сберечь атмосферу Дохиара, которая есть сейчас, при геронде. Он говорит: «А что, потом будет другая атмосфера?» Я отвечаю: «Мы не говорим, что будет хуже или лучше, мы просто хотим зафиксировать, сделать исторический срез, он сейчас особенный из-за Вашей персоны. Дальше, может быть, будет даже лучше атмосфера, чем сейчас. Но мы хотим вот этот исторический срез зафиксировать». И тогда он дал добро.

http://ruskline.ru/opp/2020/10/28/probud...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЕНИАМИН (кон. XIII-XV в.?) прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 13 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских). В кратком жизнеописании В., основанном на надписи, к-рая была переписана в XVII в. с его надгробной доски (ср. ст. Арсений Трудолюбивый ), сказано, что в миру В. был купцом, потом раздал свое имение нищим и стал иноком Печерского мон-ря, угождая Богу постом, молитвой, нищетой и послушанием. В. упоминается в числе святых Дальних пещер в «Тератургиме» мон. Афанасия (Кальнофойского) (К., 1638), где сказано: «Преподобный отец Вениамин, почивает в осмоленой колоде». Местная канонизация В. совершилась при архим. Варлааме (Ясинском ; 1684-1690), установившем празднование Собору преподобных отцов Дальних пещер. Тогда же, вероятно, была составлена служба Собору, в к-рой В. воспевается в 4-м тропаре 7-й песни канона (Минея (МП). Август. Ч. 3. С. 136), и отдельный тропарь и кондак (Минея (МП). Октябрь. С. 358). Общецерковное почитание фактически установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. В.) в общецерковные московские месяцесловы. В 1843 г. отдельным указом было установлено общецерковное празднование памяти всех преподобных отцов Киево-Печерских, во 2-й пол. XIX в. учреждены празднования отдельных памятей преподобных отцов Дальних пещер. Ист.: Модест (Стрельбицкий), архиеп. Краткие сказания о жизни и подвигах св. отцев Дальних пещер Киево-Печерской Лавры. К., 1901. С. VIII, 22-23, 66-68; Описание Киево-Печерской лавры. С. 287; Минея (МП). Август. Ч. 3; Октябрь. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 100-101; Филарет (Гумилевский). РСв. Август. С. 124; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 261; Голубинский. Канонизация святых. С. 202-210; Кабанець. Icmopiя печерськоï kahohuзaцiï. С. 65.

http://pravenc.ru/text/150255.html

Жил в темной пещере. 10. ПРЕПОДОБНЫЙ МОИСЕЙ чудотворец (20 июля) Носил железный пояс и крест своей работы. Любил псалмопение и земные поклоны 11. ПРЕПОДОБНЫЙ ИЛЛАРИОН СХИМНИК (21 окт.) По мнению некоторых, он был в миру священником села Берестова и стал митрополитом Киевским, знаменитым проповедником. В обители он писал книги в келье прп. Феодосия, в то время когда прп Феодосий прял нитки, а прп. Никон сшивал книги. 12. ПРЕПОДОБНЫЙ АРСЕНИЙ трудолюбивый (8 мая) Он никогда не был праздней, но всегда занимался или трудом, или молитвой, а пищу принимал по захождении солнца. 13. ПРЕПОДОБНЫЙ ПИМЕН постник, игумен (27 авг.) Днем занимался тяжелыми работами, ночью молился, а пищу принимал раз в неделю. 14. ПРЕПОДОБНЫЙ АФАНАСИЙ затворник (см. 2 дек.) Жил в пещере (XIII в.), в безмолвии, и непрестанно стоял на молитве. 15. ПРЕПОДОБНЫЙ СИСОЙ схимник (6 июля) Великий пещерный подвижник. Предвидел свою кончину. 16. ПРЕПОДОБНЫЙ ГРИГОРИЙ чудотворец (8 янв.) Исцелял болящих сырыми овощами, которыми питался, пил одну воду. 17. ПРЕПОДОБНЫЕ ЛЕОНТИЙ (18 июня) и ГЕРОНТИЙ (1 апреля) Малолетние канонархи, разделяли подвижническую жизнь взрослых иноков в подземном монастыре и оба были пострижены в мантию. Прп. Геронтий произнес стих: «Изведи из темницы душу мою» — и скончался. Прп. Леонтий заступил его и, произнеся стих: «Меня ждут праведницы», предал душу свою Господу. 18. ПРЕПОДОБНЫЙ ПАВЕЛ послушливый (10 сент.) Никогда не нарушал волю настоятеля и не был в праздности. В свободное время или молился, или молол на жерновах. 19. ПРЕПОДОБНЫЙ НЕСТОР некнижный (28 окт.) Ни разу не задремал во время богослужения и старался думать лишь о Боге. Не раз в церкви видел Христа и ангелов и предвидел день своей кончины. 20. ПРЕПОДОБНЫЙ ТИТ воин (27 февр., см. его житие на эту дату) 21. ПРЕПОДОБНЫЙ ПАМВА (ПАМВО) послушливый и затворник (18 июля) Будучи на послушании, был захвачен язычниками и на понуждение отречься от Христа и пытки исповедал Единого Господа, могущего спасти его от плена. Ангел освободил его от уз и поставил здравым в келью.

http://sedmitza.ru/lib/text/437597/

д) Канонархисты: Геронтий и Леонтий , «в младых летах постриглися в образ иноческий и жили угождаючи Господу Богу в постах и молитвах, подобячися совершенным святым отцем». е) Странническую жизнь проводил преподобный Аммоний , полное бескорыстие стяжал Мардарий , молчанием спасался Феодор , Паисий и Меркурий жили в братской любви. Преподоный Аммоний , по словам кондака, много странствовал в жизнь свою. По древнему известию, «за благословением игумена ходил до Святой горы и до Иерусалима, кланяючись местам святым и ревнуючи житию святых великих отцев, а потом вернувшися, так жил святобливо (свято), иж за него многие вызорунок (образец) жития иноческого брали у старости». Преподобный Мардарий , по рукописным святцам «нестяжательный», по древней надписи «бескелейный». С тех пор, как стал он иноком, «не только старался хранить пост, молитву и послушание, но приучил себя полному бескорыстию, так что ничего не хотел держать в келье своей, кроме одежды, которую носил на себе». Преподобные Паисий и Меркурий «жили в братской любви и просили Господа, чтобы нигде не разлучал Он их. Господь дал им по молитве их: на земле жили они в одной келлие и по смерти положены вместе, и на небе наслаждаются вместе радостью у Христа Господа». Любовь не умирает, сказал апостол (см.: 1Кор. 13, 8 ). ж) Трудолюбивые: Арсений, Логгин вратарь, Нестор некнижный, Павел и Руф послушливые . О преподобном Арсении древнее известие говорит, что «его никогда не видали праздным, а всегда то молился он, то выполнял послушание монастырское; пищи не принимал никогда прежде захождения солнца». По словам Кальнофойского, «лежит над другим в пещере» 305 . Преподобный Логгин исполнял послушание вратаря; «он имел, – по древнему известию, – такой дар от Господа, что знал мысли людей, с какими кто входил в монастырь и с какими выходил; кого видел с дурными мыслями, напоминал тому, чтобы отстал от злой мысли своей, грозя ему гневом Господа Бога» 306 . Преподобный Нестор , по древнему известию, «не книжный, не тот, что написал летописец о Руссии, а другой; этот был неученый и рода простого. Оставив свет и хлопоты мирские, так горячо служил Господу, что, слушая благочестивые поучения, никогда не дремал, молясь не думал ни о чем другом, как о Боге и о том, что говорил языком; день от дня стараясь быть лучшим, он видал при молитвах ангелов и Самого Христа, и узнал день смерти своей». Преподобный Павел послушливый, приняв на себя иноческий образ в Печерском монастыре, безропотно выполнял послушание, какое ни назначал ему настоятель, и никогда не был праздным, во время свободное от послушания усердно молол жерновами, изнуряя тело свое. Преподобному Руфу послушливому кондак: «Честна смерть твоя, преподобне Руфе, пред Господем; честне бо и преподобне жизнь твою в послушании святом препроводил еси; тем тя почитаем, яко послушником образ и наставника». По древнему известию, выполняя послушания, постоянно заботился быть лучшим. Почил в затворе.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010