В 1390 г. А. вместе с митр. Киприаном, греч. митрополитами Матфеем и Никандром и рус. епископами Михаилом Смоленским и свт. Стефаном Пермским приехал в Тверь для суда над Тверским еп. Евфимием (Висленем) . Суд был не только церковный, но и мирской: Евфимия обвиняли «и архимандриты, и игумени, и священницы, и иноцы, и боаре, и велможи, и простии» (ПСРЛ. Т. 11. C. 125). Суть обвинений не вполне ясна: в летописях говорится о «мятеже церковном», причиной к-рого был Евфимий, в житии А. Евфимий обвинен в ереси, Никоновская же летопись называет «жалобы» на него «клеветами». Так или иначе, митр. Киприан был вынужден забрать Евфимия в Москву и в ответ на просьбу тверского кн. св. блгв. Михаила Александровича 24 июля 1390 г. поставил А. на Тверскую кафедру. О епископской хиротонии А. 24 июля 1390 г. сообщают Рогожский летописец (ПСРЛ. Т. 15. Стб. 160), Симеоновская летопись (Т. 18. С. 147), а также запись на бумажной вклейке в пергаменном Уставе: ГИМ. Син. 387, XV в. В Никоновской же летописи (ПСРЛ. Т. 11. С. 125-126) и исторических сборниках (ГА Тверской обл. Рук. Кол. Оп. 1. 1129 и 1554 и РГБ. Фадеев. 24) поставление А. на Тверскую кафедру излагается иначе: в июле Киприан, низложив Евфимия, «даде» вел. кн. Михаилу Александровичу А., «мужа дивна, и нарочита, и добродетелна суща», однако А., испугавшись вражды и несогласия, к-рые он увидел в Твери, не будучи хиротонисан во епископа, уехал вместе с митр. Киприаном и Евфимием в Москву. Кн. Михаил Александрович вновь просил Киприана о поставлении А., и митрополит вторично поехал с А. в Тверь в сопровождении тех же архиереев, к к-рым присоединились еп. Звенигородский Даниил и еп. Рязанский Иеремия. Согласно Никоновской летописи, А. был хиротонисан на Тверскую кафедру 15 авг. 1390 г. Пространное житие, не рассказывая о 2 приездах А. в Тверь, тем не менее сообщает, что первоначально А. «не восхоте и отнюд» принять епископскую кафедру, «недостоина себе нарицая таковаго начинания смирения ради» (РГБ. Унд. 286. Л. 15). Свт. Арсений Тверской. Икона. Сер.— 2-я пол. XIX в. (ЦАК МДА)

http://pravenc.ru/text/76186.html

плащаницу швеным художеством и изобразити на ней образ святаго великаго князя Михаила чюдотворца»). Он был вышит «тщанием и труды и верою ко святому безомздно царскаго величества стольнику Роману пореклу Бобарыкину в память себе и своему роду» ( Колосов. 1902. С. 23-31; Михаил Тверской. 2005. С. 212-225). По сообщению писцовой книги Твери 1685-1686 гг., в возглавии покрова находилось изображение Троицы (Писцовая и межевая книга Твери. 2014. С. 19). Покров, очевидно, не сохранившийся, был самой ранней известной «плащаницей» для раки князя и должен был стать одним из его эталонных изображений, способствовавших формированию в Твери устойчивой иконографической традиции. Вероятно, вскоре после вклада покрова в соборе появился шитый сударь (выносная пелена), упоминаемый в 1685-1686 гг.: «...шито Спас стоящей, а в молении благоверный великий князь Михаил Ярославич, по червчату отласу золотом и серебром…» (Там же. С. 18). Это произведение, представлявшее собой редкий асимметричный вариант композиции «Христос с припадающими святыми» («Спас Смоленский») и соединявшее образ М. Я. как заступника Твери с образом Спасителя - патрона кафедрального собора, или аналогичная икона воспроизведены в прориси, опубликованной В. И. Успенским ( Успенский В. И. Переводы с древних икон из собр. А. М. Постникова. СПб., 1898. Л. 80; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. Рис. 252. С. 502-503). В этой композиции, к-рая по стилю может быть отнесена к сер. XVII в., Спаситель показан склонившим голову и протягивающим благословляющую десницу в сторону падающего на колени М. Я.; иконографические признаки святого, в т. ч. «плешь», аналогичны образу на иконе из ГТГ. Вероятно, с той же внешностью князь был представлен и на покрове. Свт. Арсений и блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской в молении Спасу Еммануилу. Икона. 1-я пол. XVIII в. (частное собрание) Обретение мощей М. Я. и их переложение в новую раку, что послужило причиной установления праздника 30 сент., привели к распространению почитания князя в Твери и ее епархии.

http://pravenc.ru/text/2563780.html

с 1576 по 1582 лишен сана; † неизвест. Евфимий архиепископ, упоминается с 1583 по декабрь 1585 лишен кафедры; † неизвест. Иов архиепископ, свт., бывший, еп. Коломенский и Каширский с 9.01.1586 по 11.12.1587 митр. Московский и всея Руси, с 26.01.1589 патриарх Московский и всея Руси Ростовская и Ярославская Варлаам (Рогов) архиепископ, рукоположен с января 1587 митрополит с мая 1589 † 25.03.1603 Иона (Думин) митрополит, бывший архиеп. Вологодский Великопермский с 1603 по 1604 на покое; † неизвест. Кирилл (Завидов) митрополит, рукоположен с 18.03.1605 по апрель 1606 удалился в Троице-Сергиев монастырь, вернулся в 1611 Филарет (Романов) митрополит, рукоположен с мая 1606 по 1608 захвачен тушинцами; 17.08.1610 захвачен поляками и находился в заточении, с 29.06.1619 патриарх Всероссийский Кафедра около трех лет оставалась свободной. Кирилл (Завидов) митрополит, повторно с июня 1611 †7.05.1619 Варлаам (Старорушин) митрополит, рукоположен с 10.07.1619 † 9.07.1652 † неизвест. Иона (Сысоевич) митрополит, рукоположен с 15.08.1652 по 5.07.1690 (2.09.1664 –18.12.1664 местоблюститель патриаршего престола) на покое; † 20.12.1690 Иоасаф (Лазаревич) митрополит, рукоположен с 5.07.1691 † 10.11.1701 Димитрий (Туптало) митрополит, свт., бывший митр. Тобольский и Сибирский с 4.01.1702 по 4.01.1702 † 28.10.1709 Ростовская и Ярославская Досифей (Глебов) епископ, рукоположен с 17.06.1711 до 19.02.1718 † 18.03.1718 (казнен) Георгий (Дашков) епископ, рукоположен архиепископ с 13.07.1718 с 15.07.1726 по 28.12.1730 лишен сана и сослан в Спасо-Каменный монастырь, 4.03.1731 принял схиму; † 17.04.1739 Иоаким епископ, бывший еп. Суздальский и Юрьевский с 13.04.1731 архиепископ с 16.06.1731 † 25.12.1741 Арсений (Мацеевич) митрополит, свт., бывший митр. Тобольский и Сибирский с 28.05.1742 по 14.04.1763 лишен сана и сослан в Белозерский монастырь, 14.10.1767 расстрижен и назван Андреем Вралем; † 28.02.1772 Афанасий I (Вольховский) епископ, бывший еп. Тверской и Кашинский с 26.05.1763 † 15.02.1776 Самуил (Миславский) епископ, бывший еп. Крутицкий и Можайский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НЕКТАРИЙ (Теляшин Николай Павлович) († 15.01.1667, Москва), свт. (пам. 22 сент.- в Соборе Тверских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых), архиеп. Сибирский и Тобольский (1636-1639). Н. род. в крестьянской семье (был 6-м сыном) в 1586 или 1587 г. в Осташковской патриаршей слободе. Дед, 2 бабушки Н. и его родители в старости приняли постриг, а 2 дяди и 2 брата посвятили себя духовной карьере. Брат Н. Сергий (в монашестве) в 1624-1642 гг. был игуменом Николаевского Рожковского мон-ря, др. брат, Лев, был священником осташковской Воскресенской ц. (1624), протопопом соборной ц. г. Ржева (1638-1640), впосл. также принял постриг. Н. приходился двоюродным дедом автору «Арифметики» Л. Ф. Магницкому. Свт. Нектарий Тобольский. Икона. Нач. XXI в. (Воскресенский собор в г. Ханты-Мансийске) Свт. Нектарий Тобольский. Икона. Нач. XXI в. (Воскресенский собор в г. Ханты-Мансийске) В 1599 г. Н. пришел в Нилову Столобенскую в честь Богоявления пустынь , на оз. Селигер, где в 1601 г. принял постриг, а в 1613 г. был посвящен в иеромонаха. В пустыни Н. получил хорошее образование под рук. игум. Германа. Одним из наставников Н. мог быть известный впосл. книжный справщик Арсений Глухой ( Буцинский. 1891. С. 28; ср.: Успенский. 1887. С. 19). Н. стал переписчиком, образованным книжником своего времени - знал греческий и латинский языки, философию, риторику ( Ромодановская. 1993. С. 374). В письме 1639 г. кн. И. М. Катыреву-Ростовскому Н. описывал суровые условия первых лет жизни в пустыни, к-рые пришлись на Смутное время: терпел «труды, и раны, и глад, и жажду, и наготу, и босоту», вместо хлеба ели «траву папороть и кислицу, ухлевник и дягиль, и дубовые желуди, и дятловину, и с древес сосновых кору отымали и сушили и, с рыбою смешав, вместе истолокши» (Черты монастырского быта. 1873. Стб. 1773). Обучение также сопровождалось тяжкими испытаниями, напр. «по дважды на всякой день в два времени бит был… и того сочтено у меня в два года, по два времени на всякой день, боев тысяча четыреста и тридесять». Н., однако, вспоминал эти годы с благодарностью: «пастырь мой (игум. Герман.- И. У.) плоть мою сокрушал, а душу мою спасал» (Там же. Стб. 1774).

http://pravenc.ru/text/2564858.html

групп. К одной из них принадлежат иконы с фигурами святых на фоне пейзажа (близкие друг ко другу по стилю иконы 1-й пол. XVIII в. из частного собрания за рубежом и частной коллекции в России и образ 1760(?) г., ТОКГ; Бенчев И. Иконы святых покровителей. М., 2007. С. 372; Комашко Н. И. Русская икона XVIII в. М., 2006. Кат. 172), к которым примыкают более поздние произведения с нейтральным фоном. Вторую группу составляют образы с видом Тверского кремля или Спасского собора (иконы XVIII в. из церкви «Белая Троица» в Твери и из Торжка, ТОКГ; Майорова. 2001. С. 50-51). Для третьего иконографического варианта, вероятно, созданного еще в XVII в. под влиянием образа М. Я. и кнг. Ксении с моделью Тверского кремля в руках, характерно то, что М. Я. и свт. Арсений подносят Спасителю условно изображенный город с крепостью и храмами (икона XVIII в. в церкви «Белая Троица» в Твери; образ кон. XVIII в. (ГИМ; Образы рус. святых. 2015. Кат. 11); икона, возможно созданная во 2-й пол. XVII в., но полностью переписанная в XVIII-XIX вв. (Частный музей русской иконы; Возвращенное достояние: Рус. иконы в частных собр.: Кат./Ред.-сост.: И. А. Шалина. М., 2008. Кат. 62). К кон. XVIII в. появилась еще одна композиционная схема, потеснившая перечисленные варианты,- изображение М. Я. со свт. Арсением в молении образу Преображения или Спасу, на фоне архитектурного пейзажа, но уже не с кремлем и Спасским собором, а с тверским Жёлтиковым мон-рем, где хранились мощи епископа (возможно, возникновение этой иконографии связано с обителью, но подобные образы могли заказывать и Тверские архиереи). К этому изводу принадлежит целый ряд тверских икон кон. XVIII-XIX в., иногда имеющих надписи с датой (но без подписи иконописца): икона, на которой князь представлен с цветущей ветвью в руке и орудием убийства - ножом (ТГОМ, прорись из ГРМ, см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. Рис. 65. С. 362-363); икона 1802 г. (из собрания В. А. Бондаренко, ныне - Собрание рус. икон при поддержке Фонда ап. Андрея Первозванного; см.: Иконопись эпохи династии Романовых: Собр.

http://pravenc.ru/text/2563780.html

(СПГИАХМЗ) вид монастырских храмов с въездными воротами показан в облаках. К кон. 60-х гг. XIX в. облака перестали изображать и в пространство икон и картин ввели натурные элементы. Так, на литографии 1869 г. (СПГИАХМЗ) композиция расположена на поверхности естественного холма. На литографированных иконах такой извод сохранялся до кон. XIX в., варьируясь в деталях - напр., на тоновой литографии 1882 г. И. И. Старченкова (СПГИАХМЗ) пейзажный фон приобрел условный характер, фигуры помещены в ложбине среди холмов. Мн. литографии лаврской мастерской использовались для изготовления дешевых икон: наклеивались обычно на липовую или кипарисовую доску, реже на картон, раскрашивались акварелью и покрывались лаком, более дорогостоящие дополнительно пропечатывались золотой краской, фон мог быть с тиснением. Традиц. иконы этого извода, предназначавшиеся в основном для раздачи и продажи паломникам, выполнялись в небольших размерах в лавре, Хотьковском мон-ре и заказывались в иконописных слободах Владимирской губ. (Мстёра, Холуй). Сохранившиеся иконы из собраний ЦМиАР (см.: Прп. Сергий Радонежский. 1992. С. 115, 266. Ил. 61; на обороте штамп ТСЛ), ГЭ ( Косцова А. С., Побединская А. Г. Рус. иконы XVI - нач. XX в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст./ГЭ. СПб., 1996. С. 84, 167. Кат. 100), ГИМ (из ц. Св. Троицы в Никитниках в Москве; см.: Тысяча лет рус. паломничества: [Кат. выст.]/Сост.: Е. М. Юхименко. М., 2009. С. 244-245. Кат. 704), РГИАХМЗ (со штампом ТСЛ и с указанием цены на обороте), ЦАК МДА, частных собраний датируются в пределах 2-й пол. XIX - нач. XX в. Действие представлено на фоне пейзажа с видом Хотьковского мон-ря или интерьера с колонной; в верхней части изображалась икона Покрова Пресв. Богородицы, поддерживаемая ангелами, или Нерукотворный образ Спасителя. В 2008 г. редкая икона большого размера (2-я пол. XIX в., 108×72 см) была передана из Толгского мон-ря в Хотьковский (находится на хорах Никольского собора обители). На полях могли помещаться приписные святые, тезоименитые заказчикам иконы. Так, на иконе кон. XIX в. (СПГИАХМЗ; см.: Черкашина Г. П. Образ прп. Сергия в иконописи, шитье и мелкой пластике//Прп. Сергий Радонежский - великий подвижник земли Русской: Альбом-кат. М., 2004. С. 101. Кат. 84) прп. Сергий у гробов показан на фоне условной архитектуры, на полях написаны арх. Михаил, мч. Косма, свт. Антипа Пергамский, ап. Марк, мч. Дамиан, вмч. Пантелеимон. На одной из икон, с мч. Тимофеем на поле (кон. XIX - нач. XX в., частное собрание), монашеское имя М. подписано как «Eфpocihi». Редким примером совмещения этого сюжета с образами избранных святых является икона сер.- 2-й пол. XIX в. (ТОКГ): в левой части композиции написаны свт. Арсений и блгв. кн. Михаил Тверские, причем стоящий справа прп. Сергий обращен к ним, а не к гробам К. и М. под Казанским образом Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/1840437.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Древней Руси. Московская Русь ( XV -XVII вв.). Персоналии АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; 1550-1625), архиеп. Суздальский и Тарусский, ученый, писатель, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) АРТЕМИЙ († ок. 1575), мон., религиозный публицист, книгописец, один из виднейших идеологов нестяжательства БУЛЕВ католик, врач вел. кн. московского Василия III Иоанновича, переводчик, адепт астрологии, участник богословской полемики ВАРЛААМ († 1585 ), еп. Суздальский и Тарусский, свт. (пам. 8 сент., 6 июля - в Соборе Владимирских святых) ВЛАСИЙ (Влас Игнатов, Игнатьев, Толмач; 2-я пол. XV в.- между 1526 и 1534 гг.?), переводчик с латыни и нем. языка ВОНИФАТЬЕВ Стефан (в иночестве Савватий; 1656), протопоп Благовещенского собора в Московском Кремле, духовник царя Алексея Михайловича ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ДИМИТРИЕВИЧ (1374 - 1434), кн. звенигородско-галицкий (с 1389), вел. кн. владимирский и московский (1433, с 1434) ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ († 1407), кн. смоленский (1386-1404, с перерывами), кн. новгородский (1404-1406/07), новоторжский (1407) ДАНИИЛ БОРИСОВИЧ Даниил Борисович (2-я пол. 50-х - 60-е гг. XIV в.- между 1424 и нач. 1428), вел. кн. Нижегородский и Суздальский ДАРИЯ (Колтовская Анна Алексеевна; ок. 1554-1556 - 1626), 4-я супруга царя Иоанна IV Васильевича, с нач. сент. 1572 г. монахиня, местно почиталась в тихвинском в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ре ДИМИТРИЙ ГЕОРГИЕВИЧ (ок. 1415 -1440), св. (пам. 23 сент., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), кн. галичский и бежецкий ДОВМОНТ (Тимофей; † 1299), св. кн. (пам. 20 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) ЕЛЕНА ИОАННОВНА (1476 - 1513), супруга польск. кор. и Литовского вел. кн. Александра Ягеллончика, дочь Московского вел. кн. Иоанна III Васильевича и вел. кнг. Софии (Зои) Палеолог ЕРМОГЕН (ок. 1530 - 1612), патриарх Московский и всея Руси, сщмч. (пам. 17 февр., 12 мая, 5 окт.- в Соборе Московских святителей)

http://pravenc.ru/rubrics/134130.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМ († 17.02.1601), архиеп. Рязанский и Муромский. Хиротонисан в июне 1598 г. Патриархом Иовом. Поставление В., совершенное вскоре после того как Борис Феодорович Годунов 30 апр. «сел на царство», позволяет отнести архиерея к числу сторонников нового царя. В. наряду с др. церковными иерархами и боярами поставил подпись под соборной грамотой об избрании на царство Бориса Годунова. (В ранней редакции грамоты, составленной в мае, когда Рязанская кафедра еще пустовала (ДРВ. Ч. 7. С. 116), «Рязанскаго-де архиепископа имя бысть не написано». Окончательная версия грамоты об избрании, хотя и помеченная 1 авг. 1598, в действительности была составлена в янв. 1599, и тогда В. скрепил ее своей подписью.) В. получил от нового царя подтверждение не на все имения Рязанской кафедры: так, единственная принадлежавшая архиерейскому дому «рыбная ловля Сежа», на Оке под с. Польным, была отнята царем, возвращена в нач. XVII в. при свт. Феодорите (Сб. грамот и ист. док-тов Муханова. М., 1866. С. 203, 135). В. упоминается в «Лествице о соборных властях, кои были в 107-м (1599) году на соборе у Иова Патриарха на Москве»: на 3-м месте, после Феодосия, архиеп. Смоленского, перед Захарией, архиеп. Тверским (ЧОИДР. 1912. Кн. 2. Смесь. С. 40). Рязанский архиепископ имел подворье в Коломенском кремле, где останавливался во время приездов в Москву. В. обращался к царю Борису с просьбой о расширении рязанского архиерейского двора в Коломне, просьба была удовлетворена, архиепископ получил «в городе от Ивановских ворот по застенью место дворовое под двор… к его архиерейскому двору». Место погребения В. неизвестно. Упоминается в списках Рязанских епископов, сохранившихся в древних синодиках Спасского муж. монастыря Рязанского кремля (кон. XVI.) и рязанского кафедрального Успенского собора (нач. XVII в.). Арх.: РИАМЗ. Ф. «Письменные источники». Синодик рязанского Спасского мон-ря. Лит.: Макарий (Миролюбов), архим. Сб. церк.-ист. и стат. сведений о Рязанской епархии. М., 1863. С. 97-103, 105-107; Иероним, архим. Рязанские достопамятности/С примеч. И. Добролюбова. Рязань, 1889. С. 46; Мордовина С. П. К истории утвержденной грамоты 1598 г.//АЕ за 1968 г. М., 1970. С. 127-141; Скрынников Р. Г. Россия накануне Смутного времени. М., 1980. С. 120-125, 141-144; Дёгтев Ю. А. Рязань православная. Рязань, 1993. С. 92. Мон. Мелетия (Панкова), игум. Серафим (Питерский) Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; 1550-1625), архиеп. Суздальский и Тарусский, ученый, писатель, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/154165.html

АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых) АЛЕКСАНДР СПАССКИЙ, МОСКОВСКИЙ († после 1427), 3-й игум. Андроникова мон-ря, прп. (пам. 13 июня, 6 июля в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АЛЕКСИЙ ЗАТВОРНИК Киево-Печерский, прп., в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 апр., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, в неделю 2-ю Великого поста – в Соборе святых, в Малой России просиявших) АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых) АРЕФА ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121728.html

24. Макариева Жабынская Введенская пустынь, в 7 верстах от г. Белева, основана в 1585 г., закрыта 7 сентября 1921 г., возобновлена в 1991 г. 25. Георгий Иванович Шавельский (1871–1951 гг.), с 1911 г. протопресвитер Русской армии и флота. На Поместном соборе 1917–1918 гг. выдвигался кандидатом в Патриархи. Принимал участие в Белом движении. 26. Домбровица, местечко Ровенского уезда Волынской губернии, при реке Горыни. 27. Желтиков Успенский мужской монастырь располагался в 4 верстах к западу от Твери на левом берегу реки Тьмаки, основан в 1394 г. свт. Арсением, епископом Тверским, закрыт в начале 1920-х гг. 28. Хиротонию архимандрита Петра во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии, 15 февраля 1919 г. возглавил Патриарх Московский и всея России св. Тихон. 29. В воспоминаниях неточность, город переименован в Ленинград в 1924 г. 30. Убиты 21 января 1920 г. в деревне Сухая Рыльского уезда Курской губернии. 31. Нектарий (Тихонов; 1853–1928 гг.), прп., с 1873 г. в Оптиной пустыни, 14 марта 1887 г. пострижен в мантию, 19 января 1894 г. рукоположен во диакона, через 4 года во иерея. Имел многочисленных духовных чад, для которых был старцем. После закрытия монастыря арестован, затем жил в селе Холмищи, где и скончался. 16 июля 1989 г. состоялось обретение мощей прп. Нектария, которые в настоящее время почивают в раке в западной части Амвросиевского придела Введенского собора Оптиной пустыни. 32. Село Холмищи (Холмицы) Жиздринского уезда Калужской губернии. 33. Арсений Константинович Зверев. 34. Анна Ильинична Картавцева (род. 3 июля 1925 г.). 35. Мария Ивановна (Федина; + 1931 г.), св., Христа ради юродивая. 36. Церковь во имя свт. Спиридона Тримифунтского находилась на углу Спиридоньевской улицы и Большого Спиридоньевского переулка, храм не сохранился. 37. Церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери на Плющихе, храм не сохранился. 38. Церковь во имя мч. Трифона Апамейского, что в московской Напрудной слободе. 39. Церковь Рождества Христова, что в Палашах, разрушена во 2-й половине 1930-х гг.

http://pravoslavie.ru/36921.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010