м. стал испрошенный свт. Алексием у прп. Сергия Радонежского любимый ученик последнего прп. Андроник Московский , выбравший место для обители на берегу Яузы, «недалече града», т. е. Кремля. В А. м. со времени его основания по благословению свт. Алексия был введен общежительный устав. В числе насельников обители и учеников прп. Андроника были преподобные Савва и Александр Московские (впосл. игумены), Андрей Рублёв и предположительно прп. Даниил . В XIX в. мощи преподобных Андроника и Саввы (время обретения неизвестно) почивали в одной раке под сенью в Спасском соборе А. м. в сев.-зап. углу (позолоченная серебряная рака пожертвована в 1876 г. А. М. Полежаевым - не сохранилась). Многие настоятели А. м. были удостоены архиерейского сана либо управляли мон-рем, будучи архиереями на покое: Митрофан (XVI в.), еп. Коломенский, Симеон (Стремоухов; † 1515), еп. Суздальский, свт. Серапион , архиеп. Новгородский, Сергий († ок. 1521), еп. Рязанский, Евфимий († ок. 1642), еп. Тверской, Никифор († 1682), митр. Астраханский, Симеон (Милюков ; † 1699), архиеп. Смоленский, Трифиллий (Инихов ; † 1702), митр. Сарский, Авраамий († 1708), митр. Рязанский, Арсений (Костюрин ; † 1712), архиеп. Воронежский, Иосиф († 1726), еп. Воронежский, Киприан (Скрипицын ; † 1740), еп. Коломенский, Сильвестр (Страгородский ; † 1802), еп. Крутицкий, Авраам (Шумилин ; † 1844), архиеп. Ярославский, Сергий (Спасский; † 1904), архиеп. Владимирский, и др. В нач. XVI в. в А. м. был заточен осужденный на Соборе 1509 г. и лишенный кафедры свт. Серапион, архиеп. Новгородский и Псковский. В 1653 г. в течение 4 недель находился в заточении расколоучитель расстриженный протопоп Аввакум . Спасский собор. 1410-1427 гг. Спасский собор. 1410-1427 гг. В смутное время А. м. был разорен польско-литов. отрядами, восстановлен в 1613 г., в XVII в. считался «божедомским», т. е. в нем отпевали скончавшихся внезапной или насильственной смертью. По описи 1678 г., обитель владела 210 крестьянскими дворами. А. м. пострадал от сильного пожара в 1748 г.

http://pravenc.ru/text/115428.html

рядов, обратившись к иконе Софии Премудрости Божией, святые. Л. замыкает 1-й ряд слева, на нем святительские ризы, омофор, белый клобук; борода длинная, сужающаяся. Подобные иконы, на к-рых изображены многие Новгородские святители, писали в Новгороде в XIX и в нач. XX в. Фигура святителя не всегда может быть отождествлена из-за утраты надписи (напр., на иконе 1-й трети XIX в. из частного собрания). Образ Л. есть также на 2 иконах кон. XIX в. (с поновлениями, в т. ч. имен святых, 2-й пол. XX в.). Он изображен обычно в 3-м ряду, имеет нек-рые особенности. Как и др. Новгородские святители, Л. облачен в крещатые ризы, но голова не покрыта, поэтому видны длинные волосы. В руках он держит одноглавый храм, условное обозначение новгородского Софийского собора, как на иконе «Собор всех святых Новгородских угодников» кон. XIX - нач. XX в. (все - в ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде); почти идентичное изображение Л. воспроизведено на хромолитографии Е. И. Фесенко, отпечатанной в Одессе (1902), только Св. София здесь изображена как 5-главый храм, с фасадом, разделенным пилястрами. Подпись на нимбе именует святого его историческим прозвищем - Жидята. Схожий тип лика святого написан на иконе (60-е гг. XX в.) из местного ряда иконостаса нижнего придела ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде. Л. стоит во 2-м ряду рядом со свт. Никитой (в центре), его руки не видны, в подписи он назван как «Ст. епкпъ Лука». Лит.: Бекенева Н. Г. Об иконе «Образ новгородских святых» из собр. ГТГ//Худож. наследие: Хранение, исслед., реставрация. М., 1984. 9(39). С. 94; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. 198. С. 399, 618-619; Т. 2. С. 156-157. М. А. Маханько Рубрики: Ключевые слова: ГЕРМАН († 1096), еп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ (нач. 20-х гг. XVI в. - 1588), еп. Вологодский и Великопермский , свт. (пам. 26 окт., в Соборе Вологодских святых и в Соборе Смоленских святых) АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок.

http://pravenc.ru/text/2110778.html

Арсений, свт. Тверской, св. Арсений, строитель Спасского мон. за иконным рядом Арутюнова Н.Д. Архангельский М. Архелай (Ирод), ц. Иудейский, библ. Арцыбашев Богдан, гонец Ассур, библ. Астар, языческий бог§Атюляк, хан татарский Афанасий (Пателар), патр. Константинопольский Афанасий I, иг. Ф. мон. Афанасий II, иг. Ф. мон. Афанасий Великий , архиеп. Александрийский, свт., отец Церкви Афанасий, иг. Высоцкого мон. Афанасий, митр. Иконийский Афанасий, митр. Холмогорский Афанасий, патр. Константинопольский Афанасьев Михаил, крещёный еврей, с.б. Аффоний, митр. Новгородский и Великолуцкий Ахав, царь Израильский, библ. Ахан, вор, библ. Ахия, пророк из Силома, библ. Ахутина Т.В. Б адаланова-Покровская Ф.К. Базилевич К.В. Балдуин I, король Иерусалимский Баранкова Г.С. Баранова О.Г. Баранова С. И. Барберини, кардинал Барсков Я.Л. Барсов Е.В. Барсуков А. Бартенев П. Башковский Игнатий, сл. Башмаков Дементий Минин, дум, д. Безмин И.А., художник Белоброва О.А. Белокуров С.А. Белоненко В.С. Бельский Григорий (см. Скуратов М.Л.) Беляев И.Д. Беляев С. Белякова Е.В. Бенешевич В.Н. Бергер К. (Berger K.) Бердебек, хан татарский Берестов Д.А., д. Бестужев-Рюмин К.Н., кн. Бильбасов В.А. Бирнбаум X. Блеу, автор «Атласа» Боборыкин Роман Фёдорович, ок. ст. Бобров А.Г. Богданов А.П. Богданов Григорий, пдч. Богословский Н. Богоявленский С.К. Богуславский В.В. Борис Владимирович, св., кн. Ростовский, сын Владимира Святославича Борисенков Е.П. Борков Александр, вкладчик в К.-Б. мон. Брелоер М. (Breloer М.) Брехов Иван, д. Брике (Briquet С.М.) Брилиантов И. Брокгауз Ф.А. Брюсова В.Г. Брюховецкий Иван М., гетман Бубнов Н.Ю. Буганов В.И. Буйносов (Буйносов-Ростовский) Юрий Петрович, кн., бр. Буланин Д.М. Булычёв А.А. Булычёв Стёпка, пдч. К.-Б. мон. Булычов Васька, сл. Бурцов Василий Фёдорович, печатник Буслаев Ф. Бутурлин Фёдор Васильевич, воев. Бухвостов Василий, гол. стр. Бушуева Н.В. Бычков В.В. В imbiцьka О. Ваал, идол, библ. Вавилин Гришка, крст. Вакула, кузнец К.-Б. мон. Валаам, пророк из Месопотамии, библ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (мастера иеродиаконы Паисий и Анатолий, кон. 60-х - 70-е гг. XIX в., поновления - 70-е гг. XX в., ок. 2010). К.- старец в схимническом куколе, написанный в профиль в академической стилистике. На одной из икон «Собор св. учеников прп. Сергия» 2-й пол. XIX в. (ок. 1882?), расположенной на зап. грани юго-зап. столба в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры, преподобный с именем Ксенофонт подписан «Робейский» (ошибочно К. был отождествлен с последователем прп. Сергия Радонежского прп. Ксенофонтом Тутанским). Образ К. включен в группу Новгородских чудотворцев на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г., нач. и кон. 50-х гг. XX в. (Троицкий собор и ризница ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) и на подготовительном эскизе в альбоме кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. (карандашный набросок непокрытой головы преподобного; частное собрание). В кон. XX - нач. XXI в. получили распространение списки этой композиции (храм Христа Спасителя, ц. свт. Николая в Клённиках в Москве и др.). Я. Э. З. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АЛФАНОВЫ Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий (кон. XIV - нач. XV вв.), преподобные (пам. 4 мая, 17 июня, в неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей) АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) АРСЕНИЙ НОВГОРОДСКИЙ (Амвросий; нач. XVI в.-1572?), прп. (пам. 12 июля и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых) АФАНАСИЙ МУРОМСКИЙ (2-я пол. XV - XVII в.?), игум., прп. (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/2462137.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРИГОРИЙ Свт. Григорий еп. Ростовский. Фрагмент иконы «собор Ростовских святых». Кон. XIX - нач. XX в. (ц. Толгской иконы Божией Матери, Ростов) Свт. Григорий еп. Ростовский. Фрагмент иконы «собор Ростовских святых». Кон. XIX - нач. XX в. (ц. Толгской иконы Божией Матери, Ростов) († 3.05.1416, Ростов), свт. (пам. 3 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), еп. Ростовский и Ярославский. 19 марта 1396 г. в Москве Г. был хиротонисан на кафедру «Ростову и Ярославлю, и Белуозеру, и Углечю Полю, и Устюгу, и Молозе» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 381; см. также: Т. 6. Вып. 1. Стб. 513-514). Хиротонию возглавил Киевский митр. Киприан , в ней также участвовали епископы Евфросин Суздальский, свт. Арсений Тверской, Феогност Рязанский, Григорий Коломенский, Феодосий Подольский. Современная Г. запись в рукописи 16 слов свт. Григория Богослова называет его «священноепископом... Ростовским и Ярославским» (Ярославский музей-заповедник. Инв. 15473, 1406-1410 гг.). В 1397 г. Г. посетил Устюг, один из главных центров миссионерской деятельности в Пермском крае. По его приказу на месте сгоревшего годом раньше деревянного храма устюжане воздвигли деревянный собор в честь Успения Пресв. Богородицы. В 1398 г., когда Г. собирал в Устюге церковную десятину, к городу подошли новгородские войска, целью к-рых была поимка двинского воеводы боярина Анфала Никитина, восставшего против власти Новгорода и объявившего себя сторонником Московского вел. князя. В ходе переговоров Г. и местный кн. Юрий Андреевич убеждали новгородцев, что они не поддерживают двинского воеводу. Однако во время сражения, развернувшегося у острога под Медвежьей горой на берегу р. Сухоны, выяснилось, что в войске Анфала сражался 2-тысячный отряд устюжан, что было поставлено в вину Г. новгородскими летописцами (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 383-384; Т. 6. Вып. 1. Стб. 515-516; Т. 16. Стб. 143). В ответ новгородцы разграбили и сожгли новоотстроенный устюжский Успенский собор, вывезли из него неск. икон, в т. ч. чудотворный образ Божией Матери «Одигитрия». По сообщению Устюжской летописи, новгородцы были наказаны за разбой: «Начало им корчити руки и ноги и хребты им ломити, и мало их приидоша здоровых в Новгород», где на них «напала слепота». Болезни прекратились, после того как Новгородский архиеп. Иоанн , поместивший чудотворный образ Божией Матери в Софийском соборе, отслужил молебны. Новгородцы заключили мир с устюжанами, в 1399 г. они за год отстроили в Устюге Успенский собор и вернули все иконы и полон (Там же. Т. 37. С. 80-81).

http://pravenc.ru/text/166531.html

и авг. 1548 г. был проведен еще один «канонизационный» Собор ( Клосс Б. М. Избранные труды. М., 2001. Т. 2: Очерки по истории рус. агиографии XIII-XVI вв.: Агиография Москвы, Твери, Ярославля, Суздаля. Сказания о чудотворных иконах. С. 369). Эта гипотеза основана на том, что месяцеслов из собрания ГИМ Син. 336 содержит большее количество имен по сравнению со списками грамоты Собора 1547 г. А. Е. Мусин выступил с критикой этой гипотезы. Он указал на то, что по сравнению с известными редакциями грамоты Собора 1547 г. в Уставе ГИМ Син. 336 отсутствуют 5 общерус. святых: св. Александр Невский, прп. Александр Свирский, прп. Савватий Соловецкий, прп. Михаил Клопский и свт. Никита Новгородский, а также 2 местночтимых святых: свт. Арсений Тверской и блж. Иоанн Устюжский. Из числа святых, к-рые, как полагают, были канонизированы Собором 1549 г., в Уставе уже присутствуют свт. Иаков Ростовский, свт. Евфимий Новгородский, прп. Евфимий Суздальский, прп. Стефан Пермский, прп. Авраамий Смоленский, прп. Ефрем Перекомский и Виленские мученики. В этом же списке есть святые, которые не упомянуты ни в деяниях Собора 1547 г., ни в реконструкции соборного списка 1549 г.: прп. Ефрем Смоленский, блж. Николай Кочанов и прп. Евфросиния Суздальская (канонизирована в 1576). О. Б. Страхова провела сопоставление рукописи ГИМ. Син. 336, наверняка написанной до Собора 1549 г. и, вполне вероятно, до Собора 1547 г., со Святцами Серапиона (Курцова), архиеп. Новгорода и Пскова (РГБ. Троиц. 364), написанными, вполне вероятно, вскоре после Соборов 1547 и 1549 гг. (ок. 1552). Святцы архиеп. Серапиона 1552 г. на фоне Устава 1548 г. содержат памяти гораздо большего числа рус. святых, хотя они и не упоминают свт. Нифонта Новгородского и прп. Евфросина Псковского, канонизированных, как полагал Голубинский, Собором 1549 г. Месяцеслов Устава 1548 г., определенно составленный до Собора 1549 г., помимо того что он содержит имена святых, якобы канонизированных этим Собором, не упоминает некоторых святых, канонизированных в 1547 г.: прп.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Явление Богоматери прп. Савве Сторожевскому. Икона. XVIII в. (ГММК) Отсутствие в источниках «канонизационного списка» Собора 1549 г. заставляет исследователей реконструировать его на основании косвенных данных. Митр. Макарий (Булгаков) предложил реконструированный список, в который вошли: святители Киприан и Фотий, митрополиты Московские; святители Никита, Евфимий и Иона, архиепископы Новгородские; святители Леонтий, Исаия, Игнатий и Иаков, епископы Ростовские; прп. Стефан Пермский; мученики Михаил и Феодор Черниговские; преподобные Авраамий и Исидор Ростовские; прп. Варлаам Хутынский; прп. Кирилл Белозерский и прп. Никита Переяславский. При этом историк ссылается на факт упоминания этих святых царем и митрополитом вскоре после Собора 1549 г. и внесения их имен в месяцесловы ( Макарий. История РЦ. 1996. Кн. 4. Ч. 1. С. 124). Ключевский, с которым впоследствии согласился митр. Макарий (Булгаков), предложил др. реконструкцию списка святых, канонизированных Собором 1549 г. В составе «Особой редакции» Жития свт. Ионы Московского находится общий список подвижников благочестия, которым было установлено литургическое празднование при митр. Макарии. Исключив из этого списка имена, перечисленные в Волоколамской редакции грамоты Собора 1547 г., Ключевский получил следующий «канонизационный список» Собора 1549 г.: святители Евфимий и Иона Новгородские, прп. Стефан Пермский, свт. Иаков Ростовский, св. блгв. кн. Всеволод-Гавриил Псковский, св. блгв. кн. Михаил Тверской, прп. Савва Сторожевский, прп. Евфимий Суздальский, прп. Авраамий Смоленский, прп. Савва Вишерский, прп. Евфросин Псковский, прп. Ефрем Перекомский, прп. Григорий Пельшемский, блж. Максим Московский, мученики Антоний, Иоанн и Евстафий Виленские, а также два нерус. святых - мч. Иоанн Болгарский и свт. Арсений Сербский. Ключевский предлагал включить в этот перечень свт. Нифонта Новгородского, св. Петра Ордынского, а также преподобных Ферапонта и Мартиниана Белозерских на основании косвенных свидетельств об учреждении им службы в кон. 40-х - нач. 50-х гг. XVI в. ( Ключевский. 1871. С. 40, 273). Голубинский предполагал, что существовал царский или митрополичий указ об общецерковном прославлении 15 рус. святых, которые уже почитались к 1547 г.: кнг. Ольги, кн. Владимира, мучеников Михаила и Феодора Черниговских, князей Феодора, Давида и Константина Ярославских, святителей Леонтия, Исаии и Игнатия Ростовских, прп. Антония Печерского, прп. Никиты Переяславского, прп. Варлаама Хутынского, прп. Димитрия Прилуцкого и прп. Авраамия Ростовского (Там же. С. 90-91). Список святых, канонизированных Собором 1549 г., восстанавливается Голубинским с помощью того же метода вычитания, которым пользовался Ключевский ( Голубинский. 1903. С. 103). Ничего принципиально нового в исследование проблемы Соборов 1547 и 1549 гг. сочинение Голубинского не внесло.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Владимирские свв. - житие АВРААМИЙ [АВРАМИЙ] БОЛГАРСКИЙ († 1229), мч. (пам. 1 апр., 9 марта, 4 нед. по Пасхе и в Соборе Владимирских святых) АГАФИЯ ВСЕВОЛОДОВНА († 1238), св. блгв. кнг. местночтимая (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе Эстонских святых) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; 1550-1625), свт., архиеп. Суздальский и Тарусский, ученый, писатель БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) БОРИС ЮРЬЕВИЧ 1031/33-1159, св. блгв. кн. (пам. 23 июня- в Соборе Владимирских святых) ВАРЛААМ († 1585 ), еп. Суздальский и Тарусский, свт. (пам. 8 сент., 6 июля - в Соборе Владимирских святых) ВАСИЛИЙ еп. Рязанский († 1294 или между 1356 и 1360), свт. (пам. 12 апр., 3 июля, 10 июня - отдельная и в Соборе Рязанских святых, 21 мая - совместно с Муромскими чудотворцами блгв. кн. Константином и чадами его Михаилом и Феодором, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ВАСИЛИЙ [Василько] КОНСТАНТИНОВИЧ (1208–1238), мч. (пам. 4 марта, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых и в Соборе Тверских святых) ВЛАДИМИР ГЕОРГИЕВИЧ (1215? - 1238), мч. (пам. 4 февр., 23 июня - в Соборе Владимирских святых)

http://pravicon.com/info-1998

Жёлтиков мон-рь. Вид с юго-востока. Фотография. Кон. XIX — нач. XX в. Со времени основания Ж. м. управляли игумены. По преданию, насельником Ж. м. был прп. Савва Вишерский. Ок. 1435 г. во епископа Тверского хиротонисали игум. Илию. В 1566 г. (после чуда исцеления рыболова Терентия в Ж. м. у гроба свт. Арсения) повелением царя Иоанна IV Васильевича и по благословению митр. Московского и всея Руси Афанасия настоятель обители был возведен в сан архимандрита. В 1759-1760 гг. архимандритом Ж. м. был свт. Тихон Задонский . 18 февр. 1767 г. в Ж. м. принял постриг будущий архиеп. Ярославский и Ростовский Арсений (Верещагин) . В 1836-1838 и в 1867-1873 гг. монастырем управляли епископы Старицкие, викарии Тверской епархии, с 29 нояб. 1876 г.- проживавший на покое бывш. еп. Сумский Геннадий (Левицкий), с мая 1891 г.- вновь архимандриты, с 26 марта 1905 г.- бывш. еп. Сухумский Арсений (Изотов), скончавшийся в 1909 г. и погребенный в соборе обители. С 21 мая 1909 г. настоятелем Ж. м. был бывш. ректор Тверской ДС архим. Антоний, с 22 нояб. 1911 г.- бывш. еп. Омский Гавриил (Голосов) , с 23 сент. 1916 по 17 февр. 1918 г.- бывш. еп. Астраханский Филарет (Никольский). В 1615 г. в разоренном поляками Ж. м. остался только архим. Иосиф, в 1685 г. в мон-ре проживали архимандрит, казначей, 2 черных священника, 9 «братов», дьячки; слуги (коровник, конюх, дьячок и стряпчий, при хлебне - 3 работника); в 1702 г.- архимандрит, келарь, казначей, 3 черных священника, черный диакон, 2 «крылошанина», 8 старцев, монах; вне монастыря - слуги (скотник, 2 конюха, повар, часоводец, дьячок и др.); в 1737 г.- архимандрит, 5 иеромонахов, 2 иеродиакона, 18 монахов; слуги (стряпчий, 3 конюха, повар, хлебник, столяр и др.); в 1764 г.- архимандрит, 8 иеромонахов, 6 иеродиаконов, 4 монаха, белый священник, псаломщик и пономарь, а также 26 служителей (2 звонаря, 4 слуги, стряпчий, истопник, печник, 2 повара и др.); в 1801 г.- архимандрит, 5 иеромонахов (в т. ч. духовник и казначей), иеродиакон, 2 монаха, 7 послушников; в 1829 г.- 6 иеромонахов (в т. ч. казначей, ризничий и помощник ризничего), 3 иеродиакона, монах, вдовый священник, диакон, 2 послушника; в 1901 г.- архимандрит, 9 монахов и 12 послушников. В 1917 г. в Ж. м. положено по штату 17 насельников, реально в обители проживали настоятель (епископ на покое), казначей, 7 иеромонахов, 3 иеродиакона, монах, 5 послушников на испытании.

http://pravenc.ru/text/182239.html

Первая икона была написана архим. Зиноном (Теодором) после включения И. в Собор Тверских святых. Образ И. присутствует на совр. иконах «Собор Московских чудотворцев» (напр., на иконе из ризницы ТСЛ). В серии созданных в академической манере портретов русских патриархов В. В. Шилова (после 1996, Патриаршая резиденция в Чистом пер. в Москве) И. показан оплечно, в патриаршем куколе. Образ И. включен в серию медалей с изображениями 15 русских патриархов, созданную к 10-летию интронизации Святейшего Патриарха Алексия II (ЦАМ СПбДА и др.), а также в совр. серию серебряных плакеток «Патриархи Московские и всея Руси». В собрании ГММК находятся вещи, принадлежавшие святителю: саккос, омофор и архиерейская митра с изображением Богоматери «Воплощение» и Деисуса и с надписью на серебряной пластине: «                      » (1595; Маясова Н. А. Древнерус. лицевое шитье: Кат./ГММК. М., 2004. С. 220-223. Кат. 64, 65), а также панагия (1589), полученная И. в дар от царя Феодора Иоанновича в день интронизации (включает визант. камею с изображением Распятия (IX в.) на лицевой стороне и равноапостольных имп. Константина и Елены (XI) на обороте; см.: Лифшиц Л. И. К вопросу о дате создания визант. камеи панагии патриарха Иова//Образ Византии: Сб. статей в честь О. С. Поповой. М., 2008. С. 257-272). Принадлежавшие И. реликвии из старицкого Успенского монастыря: саккос, палица и кресты - запечатлены на фотографиях нач. XX в. С. М. Прокудина-Горского (негативы хранятся в Б-ке Конгресса США). Лит.: Иткина Е. И. Русский рисованный лубок кон. XVIII - нач. XX в.: Из собр. ГИМ. М., 1992; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 340-341; Т. 2. С. 130; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; Липатова С. Н. Фрески собора Сретенского мон-ря. М., 2009. С. 66. Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: АКАКИЙ (1482 – 1567), еп. Тверской и Кашинский, свт. (пам. 14 янв. и 29 июня - в Соборе Тверских святых) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АРСЕНИЙ († 1409), еп.

http://pravenc.ru/text/578144.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010