12 марта 1917 г. в мцхетском патриаршем кафедральном соборе Светицховели прошел Мцхетский Собор духовенства всей Грузии, на к-ром была восстановлена автокефалия ГПЦ. Был создан Комитет по временному управлению ГПЦ во главе с еп. Гурийско-Мингрельским Леонидом (Окропиридзе) (католикос-патриарх всей Грузии в 1918-1921), к-рый вел переговоры с Временным правительством и Святейшим Синодом РПЦ, не признавшим постановления Мцхетского Собора. 9 июля - 2 авг. 1917 г. в Петроград была направлена делегация ГПЦ во главе с еп. Горийским Антонием (Гиоргадзе) , в ее состав вошли архим. исп. Амвросий (Хелая) (католикос-патриарх всей Грузии в 1921-1927) и К. Были проведены встречи с представителями Гос. Думы, а также с главой Временного правительства А. Ф. Керенским, министром исповеданий Временного правительства А. В. Карташёвым , обер-прокурором Святейшего Синода РПЦ В. Н. Львовым . Переговоры не увенчались успехом: Временное правительство было готово признать автокефалию ГПЦ как национальной, а не территориальной Церкви, с сохранением юрисдикции РПЦ на территории Грузинской демократической республики. Свящ. Каллистрат Цинцадзе. Фотография. 20-е гг. ХХ в. Свящ. Каллистрат Цинцадзе. Фотография. 20-е гг. ХХ в. К. активно участвовал в подготовке и работе Поместного Собора ГПЦ, прошедшего 8-17 сент. 1917 г. в Тифлисе. На Соборе была утверждена автокефалия ГПЦ, избран Глава Церкви - католикос-патриарх всей Грузии сщмч. Кирион III (Садзаглишвили) , учреждены новые епархии, на которые возведены новоизбранные архиереи. Также на Соборе был основан как совещательный орган при католикосе-патриархе Католикосский Совет, его членом стал К. После того как католикос-патриарх исп. Амвросий обратился к участникам Генуэзской конференции (апр. 1922) с воззванием, в котором обличал большевистскую власть, 12 янв. 1923 г. по обвинению в контрреволюционной деятельности ЧК арестовала его и неск. членов Совета - митр. Кутаисско-Гаенатского сщмч. Назария (Лежаву) , К., настоятеля Светицховели свящ. Павла (Джапаридзе) (впосл. епископ), протоиереев Антония Тотибадзе, Марка Ткемаладзе, Иосифа Мирианашвили, диак. Димитрия Лазарешвили (впосл. епископ Ниноцминдский). Суд приговорил К. к 3 годам 9 месяцам и 23 дням тюремного заключения с полной конфискацией имущества. К. содержался в Метехской тюрьме в Тифлисе, год он провел в одиночной камере. В авг. 1924 г. в Тифлисе было подавлено антибольшевистское восстание: многим участникам был вынесен смертный приговор. Однако представители духовенства были помилованы: растущее в Грузии возмущение по поводу содержания в тюрьмах духовных лиц высокого ранга достигло Запада. К большевистскому руководству с ходатайством об их освобождении обратился архиеп. Кентерберийский Рэндалл Дейвидсон. 10 марта 1925 г. К. по личному распоряжению председателя ЦИК М. И. Калинина от 8 марта был досрочно выпущен на свободу.

http://pravenc.ru/text/1320121.html

С избранием 8 сент. 1943 г. на вдовствующий Патриарший престол РПЦ Сергия (Страгородского) К. вновь поднял вопрос о признании РПЦ автокефалии ГПЦ. 14 сент. того же года он направил депешу Патриарху Московскому, в которой поздравил РПЦ с «ее возглавлением Патриархом Московским и всея Руси и избранием Священного при нем Синода» и выразил надежду, что «Церкви-сестры заживут в добром согласии, духовном единении и взаимной любви, исполняя каждая свое призвание во славу Божию и ко благу великого Отечества». 21 сент. последовал ответ патриарха Сергия, «всегда болевшего душой и скорбевшего сердцем о молитвенном и каноническом разрыве между двумя соседними Православными Церквами и не перестававшего думать о возможностях и способах его ликвидации»: «Радуюсь, слыша голос Грузинской Церкви, разделяю надежды, желания. Благодарю Ваше Святейшество за поздравления. Русскому епископу Антонию Ставропольскому быть у Вас, выяснить подробности» (НЦРГ. Ф. 50. Д. 114. Л. 4). 28 окт. Тбилиси «для выяснения на месте способов ликвидации молитвенного и канонического разрыва между Русской и Грузинской Церквами» посетил архиеп. Ставропольский и Пятигорский Антоний (Романовский) , которому Патриарх Сергий поручил при благоприятном исходе дел вступить от имени Патриарха и духовенства РПЦ в евхаристическое общение с католикосом-патриархом Грузии и груз. духовенством. Архиеп. Антоний провел ряд встреч с К. и груз. архиереями. По поручению Патриарха архиеп. Антоний должен был выяснить у грузинской стороны, состоит ли ГПЦ в молитвенном общении «с отделившимися от нашей Русской Церкви разными церковными группами антиканонического характера». К., отметив историческую «стойкость грузин в вере Христовой» и процитировав слова митр. Московского Филарета (Дроздова) , называвшего ГПЦ «верною хранительницею древнего Православия и свидетельницею Православия Русской Церкви», ответил: «Чем мы были в прошлом, тем же и остаемся в настоящем». После этого стороны приступили к переговорам. Архиеп. Антоний задал К. еще неск. вопросов: существует ли в ГПЦ практика женатого епископата и второбрачного духовенства и др. 31 окт. в Тбилисском Сиони состоялась литургия, на к-рой служили К., архиеп. Антоний, викарий католикоса-патриарха еп. Ниноцминдский Димитрий (Лазарешвили), а также груз. и рус. духовенство. Этот день считается днем восстановления евхаристического общения между РПЦ и ГПЦ. После службы К. и архиеп. Антоний обратились к пастве и оповестили ее о факте восстановления общения. От лица патриарха Сергия архиеп. Антоний просил К. принять «в свое Патриаршее ведение и попечение всех православных верующих», живущих на территории ГПЦ. Был отслужен молебен о даровании победы в войне. К. и патриарх Сергий обменялись поздравительными телеграммами ( Антоний (Романовский), архиеп.//ЖМП. 1944. 3. С. 13-19).

http://pravenc.ru/text/1320121.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОМЕНТИЙ I [груз. ], католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (ок. 1556-1560). Сменив на Патриаршем престоле Зебеде I , Д. стал католикосом сразу после воцарения в Картли Симеона I (1556-1569, 1578-1600), как об этом сказано у историка XVIII в. Вахушти Багратиони ( Вахушти Багратиони//КЦ. Т. 4. С. 406). В грамоте верности 1556 г., данной еп. Тбетским Саввой, Д., посадивший его на эту кафедру, упомянут как католикос-патриарх (ПГП. Т. 3. С. 262). При Д. были упорядочены вопросы церковной земельной собственности Мцхетского Католикосата. В грамоте 1559 г., освобождающей от податей церковные земли, приводится список патриарших владений в Картли: села Цихедиди, Дзегви, Теловани, Агаиани, Атени и др. (Там же. С. 264). Документ подписан Александром - по всей вероятности, царевичем, братом Симеона I. Др. документ того же года - грамота Д., обращенная к царю с просьбой обновить и заново утвердить пожертвования (мон-ри, села, деревни, а также крестьян и др.), сделанные царским домом Патриаршему престолу в предыдущие годы (Аннотированный словарь. 1991. С. 362-364). В период Патриаршества Д. был осуществлен один из важнейших дипломатических актов Грузинской Церкви XV-XVIII вв.- пресечена попытка церковного сепаратизма Кахети, и Церковь в этих районах осталась в сфере влияния Мцхетского престола. Сохранились клятвы верности (1656-1560), данные Д. епископами Алавердским Филиппом, Бодбийским Захарией, Черемским Антонием, Харчашнийским Климом, Ниноцминдским Малахией, Некресским Василием (ПГП. Т. 3. С. 268-269). Симеон I, оценивая необходимость консолидации груз. земель перед внешней угрозой в лице иран. шаха Аббаса I, обвенчался с дочерью кахетинского царя Левана, что способствовало также укреплению церковного единства Вост. Грузии. В 1560 г. сын Левана царевич Георгий вернул Мцхетскому престолу мн. кахетинские церковные владения, отнятые по причине «обстоятельств времени» (Там же. Т. 3. С. 276). Ист.: Жордания. Хроники. Т. 2. С. 402 (на груз. яз.); Вахушти Багратиони. История царства Грузинского//КЦ. Т. 4. С. 406 (на груз. яз.). Лит.: Гучуа В. Грузия в 50-70-х гг. XVI в.//ОИГ. 1973. Т. 4. С. 116 (на груз. яз.); Аннотированный словарь личных имен по груз. ист. док-там XI-XVII вв. Тбилиси, 1991 (на груз. яз.); Качарава Э. Алавердская епархия как составляющая часть Груз. Патриархата//Мат-лы 1-й науч. конф., посвящ. Светицховели. Тбилиси, 1998. С. 179-187 (на груз. яз.); она же. Доменти I//Груз. католикосы-патриархи. Тбилиси, 2000. С. 94-96 (на груз. яз.). Э. Качарава Рубрики: Ключевые слова: ЕВДЕМОН I (Диасамидзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 4 окт.) АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788)

http://pravenc.ru/text/178801.html

дома Абашишвили//Труды Ин-та истории и этнологии. Тб., 2012/2013. Вып. 12/13. С. 332-350 (на груз. яз.); он же. Материалы для истории мон-ря Пиргебули и его настоятелей//Грузинское источниковедение. Тб., 2013/2014. Вып. 15/16. С. 29-39 (на груз. яз.). Г. Чеишвили История М. е. с 1917 г. После восстановления автокефалии ГПЦ в 1917 г. решением I Поместного Собора 8-17 сент. территории исторической М. е. вошли в состав новообразованной Тифлисской епархии. 19 марта - 13 июня 1922 г. титулярным Манглисским епископом был хиротонисанный во епископа 18 марта Христофор (Цицкишвили; впосл. католикос-патриарх всей Грузии Христофор III ), с 27 марта 1927 г.- хиротонисанный во архиерея архим. Ефрем (Сидамонидзе) (впосл. католикос-патриарх всей Грузии Ефрем II ). 4 июля на IV Поместном Соборе ГПЦ было вынесено решение о выделении М. е. из состава Мцхетско-Тифлисской (Мцхетская и Тифлисская епархии были объединены на II Соборе ГПЦ 27 июня - 7 июля 1920), управляющим М. е. был назначен митр. Ниноцминдский Каллистрат (Цинцадзе ; впосл. католикос-патриарх всей Грузии), отказавшийся принять должность кандидата во католикоса-патриарха всей Грузии, но согласившийся управлять Манглисской кафедрой при условии, что он останется настоятелем тифлисского храма Кашвети (Квашвети) во имя вмч. Георгия и будет жить в Тифлисе. Собор в виде исключения принял условия митрополита, его кафедрой был назначен Манглиси, резиденцией - Тифлис, «определение границ епархии» Собор постановил «доверить Синоду» (Стенограмма заседания Собора//Архив Груз. Патриархии. Оп. 1. Д. 1859. Л. 1; Каллистрат (Цинцадзе). 1994. С. 79). В состав М. е. вошли территории исторической груз. пров. Сабаратиано (земли древних М. е. и Цинцкаройской епархии), зап. часть Тифлисского уезда - территории между Цхнети, Телети, Тетри-Цкаро и Манглиси. По состоянию на 14 мая 1929 г. в состав М. е. входило одно благочиние, к-рым в 1917-1937 гг. управлял настоятель кафедрального храма в честь Успения Пресв. Богородицы в мон-ре Манглиси прот. Иоанн Читадзе, действовали 10 приходов: храм в Манглиси, ц.

http://pravenc.ru/text/2561816.html

«Как первоиерарх Грузинской Церкви, экзарх должен знать грузинский язык, главный национальный язык экзархата», но о. Т. Буткевич находит, что без этого знания можно обойтись. Странная логика нетерпимого и братоненавистнического папаса, а еще христианина! Не напрасно один из епископов в Предсоборной Коммиссии указал, что многоученый о. прот. Т. Буткевич получил докторскую степень за то, что «книгу протестантского богослова проф. Зайделя присвоил и издал ее под своим именем в 1888 г.». Хотел было владыка указать «о. грузинофобу» и на другие его сочинения, но остановился... Проф. И. Бердников «подчиненность» Грузинской Церкви Русскому Синоду основывает на том, что, «сын царя Ираклия, Антоний, посвящен в сан католикоса в Царском Селе», но это указание ложное. В Царском Селе в 1786 г. июня 10 Антоний был хиротонисан в митрополита Ниноцминдского, с разрешения патриарха Католикоса Антония 1-го. Г. Бердникову не мешало бы к истории относиться внимательнее и на лжи не основывать истину. Проф. Цагарели о сочинении прот. Буткевича отозвался так: «Сочинение о. Б–ча об автокефалии Грузинской Церкви «свидетельствует о глубоком невежестве ее автора в истории Церквей Русской и Грузинской, равно и Русской гражданской, но и большую наклонность его «кормчемствовати истинною» (2 кан. 6 Всел. соб.). Полное незнание предмета, неразборчивость средств, «научная неподготовленность, явно негодные средства» характеризуют работу о. Буткевича, а еще более его невежественного единомышленника, под гипнозом которого он находится». Как экзарх Евсевий заботился о сохранении древних грузинских рукописей, видно из того, что «один архимандрит, в ожидании приезда экзарха, жадного к грузинским древностям, из страха закопал ценные древние книги в яму, благодаря чему они навсегда погибли». Много вывез за границу древних грузинских книг и рукописей барон де-Бай, и, конечно, лучше им было быть в заграничных музеях и библиотеках, нежели быть сожженными в печах, чем именно занимался экзарх Павел в Кишиневе и отчасти в Тифлисе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда патриарх садился на кафедру, то оборотная половина откидывалась. Свидетельство веры, т. о. всегда у всех было на виду. Митра, усыпанная жемчугом, украшалась бриллиантовым крестом, некогда венчавшим корону царя Вахтанга (446–489), который добыл этот крупный бриллиант во время походов в Персию. Крест, предносимый перед католикосом Имеретии, был из цельного рубина, замененного ныне сердоликовым». «При экзархе Павле исчезла из Метехской церкви чудотворная икона Метехской Богоматери (Вифлеемской), в золотом окладе, стоившем 50 тыс. рубл. В нем было вложено множество св. мощей. Св. икона была под тремя замками. В 1891 г., при экзархе Палладие, она найдена на чердаке в той же церкви, без оклада. При экзархе Павле из ризницы Сионского собора исчезла чудотворная икона Ниноцминдской Божией Матери, на которой был многоценный оклад, из чистого золота». Не лучше стояло дело и при экзархе Палладие. Он «предоставил своему любезному художнику, армянину Сабингусу, взять из монастырей: Мингрелии и Гурии лучшие и драгоценные украшения с древних икон, под видом изготовления новых риз. Сабингус взял из монастырей Мартвильского, Хобского, Джуматского и Шемокмедского эмалевые образа замечательной работы и высокой стоимости, а до того он «поснимал» замечательные малиолики с икон Гелатского монастыря. Все взятые сокровища Сабингус предоставил экзарху Палладию и тот дозволил ему все это продать». Часть эмалей приобрел известный любитель древностей г. Звенигородский. В настоящее время лучшие и богатейшие грузинские манускрипты находятся в библиотеках: Лондона, Парижа, Вены, Берлина, Рима, куда они охотно сбывались при деньголюбивом экзархе Евсевие. За то в Тифлисском музее можно видеть целые манускрипты с вырезанными миниатюрами и листами, чем занимались многие русские высокопоставленные лица». «Святыни наши, – говорит д-р Эрнстов-Шервашидзе в кн. «Памятная записка о нуждах Грузинского народа», – которые грузинский народ в былые времена всем своим существом берег и защищал, ныне среди белого дня расхищаются, наши храмы, видевшие течение веков, сделались достоянием грабителей, и монастыри приходят в мрак запустения или невежественными (русскими афонскими) монахами оскверняются». И кто же были главными расхитителями? Русские экзархи! При экзархе Евсевие разграблены почти что все монастыри – в Грузии. «Из них, – говорит ревнитель Грузинской церкви, выше названный автор, – похищены святыни, уцелевшие от нашествия турок-османов. Но этим одним не ограничил своей деятельности внутренний враг и он, как воплощение безверия и атеизма, стал распространять среди грузинского народа семена неуважения к самой идее церкви, и, в своих агрессивно настроенных действиях, стал настолько дерзким, что открыто воспретил народу посещать храмы и монастыри дедовских времен».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лишь через 7 лет, получив от духовника Георгия Затворника строгое взыскание за то, что не приступил к переводу священных книг, Г. С. решился принять иерейский сан и приступить к переводам. Он был назначен сначала деканом и начальником над певчими соборного храма, в 1044 г. был избран настоятелем Иверского мон-ря. В первую очередь он перевел с греч. языка Устав К-польского собора Св. Софии и Великий Синаксарь (куда входили уставы К-польской Церкви и мон-ря Феодора Студита - см. ст. Георгия Мтацминдели Типикон ), по к-рому велось чинопоследование богослужения в Студийском мон-ре. О значении этой работы прп. Георгий Мцире писал, что «это та основа, без которой невозможно управлять Церковью» ( . С. 128). Г. С. установил в соборе в честь Успения Пресв. Богородицы драгоценную раку для мощей прп. Евфимия и с почестями перенес их из ц. Иоанна Крестителя; позже из ц. Всех святых перенес и мощи прп. Иоанна Святогорца. После долгих поисков Г. С. смог найти мощи и др. подвижников Ивирона, согласно афонскому обычаю похороненных на месте их подвига. Так, в притвор юж. части соборного храма он перенес мощи святых Арсения Ниноцминдского и Иоанна Грдзелисдзе. Г. С. сразу же по прибытии на Афон приступил к сбору сведений о прп. Евфимии и об Иоанне Святогорцах, об их учениках, о строительстве мон-ря и о начале монашеской жизни в Ивироне. Используя рукописи прп. Евфимия, он создал жития преподобных, содержащие точные сведения об истории мон-ря и о грузино-визант. отношениях. В 1050 г. Г. С. посетил К-поль и испросил у визант. имп. Константина Мономаха свинец на покрытие собора, а также новые хрисовулы, подтверждающие старые, о расширении монастырских территорий и о подтверждении права грузин на Ивирон. В 1054 г. в связи с приездом груз. царя Баграта IV († 1072) и его матери Мариам Г. С. вновь посетил К-поль. Царица пожелала принять монашество из его рук. Заботы о мон-ре отнимали у Г. С. все время, и он скорбел, что вынужден урывками заниматься переводом священных книг. Приведя все монастырские дела в порядок, он оставил Афон и направился на Чёрную Гору.

http://pravenc.ru/text/164429.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВФИМИЙ МНОГОТРУДНЫЙ [Еквтиме Натлисмцемели; груз. - Креститель] (Мчеделашвили) († ок. 1805), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 8 авг.), архим., настоятель (1775 - ок. 1805) мон-ря св. Иоанна Крестителя (Натлисмцемели) в Гареджи , гимнограф. Царевич Иоанн Багратиони (Батонишвили) в соч. «Калмасоба» характеризует Е. М. как замечательного деятеля своего времени, знатока и ценителя литературы, преподававшего философию и богословие в монастырской школе ( Иоанн Багратиони [Батонишвили]. С. 197). Е. М. упоминается в колофонах различных рукописей, первые сведения сохранились под 9 июня 1776 г. 8 июня 1778 г. Е. М. попал в плен к дагестанцам ( Сулхан-Саба Орбелиани. Груз. словарь//НЦРГ. A 1157); преподобный был освобожден царевичем Георгием (впосл. груз. царь Георгий XII (1798-1800)). В 80-х гг., в период настоятельства Е. М. в Натлисмцемели, обитель окрепла. В ее скриптории были переписаны мн. рукописи, среди к-рых: НЦРГ. H 1684, 1777 г., H 891, 1784 г., сочинения прп. Максима Исповедника (НЦРГ. S 367, 1781 г.), «Риторика» (НЦРГ. H 256, 1782 г.) и др. Е. М. принадлежит акафист просветительнице Грузии св. Нине (НЦРГ. H 1283. Л. 216-223), созданный по благословению еп. Ниноцминдского Саввы (Тусишвили) и написанный с учетом характерных для груз. гимнографии способов стихосложения. Поэтическая фактура в основном опирается на метафрастическую редакцию Жития св. Нины, выделяется риторический стиль песнопения. Во всех изданиях ( Сабинин. Рай. С. 156-165; в публикациях Тифлисского церковного музея, а также в Календаре ГПЦ за 1977 г. (С. 13-32)) его автором ошибочно назван еп. Савва (Тусишвили). Е. М. был знаком или состоял в дружеских отношениях со мн. общественными и духовными деятелями Грузии, в частности с еп. Некресским Амвросием (Микадзе) (НЦРГ. H 1684). Его ученики, подвизаясь в разных уголках Грузии, не забывали своего учителя. Так, служивший в мон-ре Икорта прот. Антоний навещал Е. М. несколько раз в год.

http://pravenc.ru/text/187783.html

Георгия Святогорца (с. Дзегви, Мцхетский р-н, жен., основан в дек. 2001 при детском доме); Махата, Иверской иконы Божией Матери (г. Тбилиси, гора Махата, муж., основан в 2002); Преображения Господня (г. Тбилиси, гора Табори, муж., основан 7 сент. 2002); Марткопский, Всех грузинских святых (с. Марткопи, Мцхетский р-н, муж., основан 5 окт. 2004); Кумиси, Св. Троицы (с. Кумиси, Гардабанский р-н, жен., основан в 2005). Некресско-Эретская, митр. Сергий (Чекуришвили). Мон-ри: Некреси, Успения Пресв. Богородицы (близ с. Шилда, Кварельский р-н, муж., основан в VI в., возобновлен в 2000); Греми, во имя Архангелов (с. Греми, Кварельский р-н, муж., основан в 1565 кахетинским царем Леваном II, возобновлен 12 дек. 1999); Кварельский (Дуби), Рождества Пресв. Богородицы (г. Кварели, жен., основан в 2000); Лагодехский, св. Варвары (г. Лагодехи, жен., основан в 2000); Лагодехский, Иверской иконы Божией Матери (г. Лагодехи, жен., основан в 2002); Кахи, св. Георгия (г. Гах (Кахи), Азербайджан, муж., основан в 2002). Никозско-Цхинвальская, митр. Исаия (Чантурия). Мон-ри: Сабацминда, прп. Саввы Освященного (с. Сабацминда, Цхинвальский р-н, муж., основан в X в., возобновлен в 1997); Никози, св. Раждена первомученика (с. Земо-Никози, Горийский р-н, муж., основан в 1995); Ахалгорский, Успения Пресв. Богородицы (пос. Ахалгори, жен., основан в 2000); Икоти, св. Алексия (Шушания) (с. Икоти, Ахалгорский р-н, жен., основан в 2002). Никорцминдская, архиеп. Елисей (Джохадзе). Мон-рь: Челиши, Успения Пресв. Богородицы (в 4-5 км от с. Никорцминда, Амбролаурский р-н, муж., основан не позднее XI в., возобновлен в 60-х гг. XVI в. имеретинским царем Георгием II, вторично возобновлен в 2000). Ниноцминдско-Сагареджойская, еп. Евфимий (Лежава). Мон-ри: св. Давида Гареджийского (ставропигиальный) (хребет Гареджи, Сагареджойский р-н, муж., основан в VI в. прп. Давидом Гареджийским, закрыт в 1923, возобновлен в 90-х гг. ХХ в.; находятся мощи прп. Давида Гареджийского и его учеников, преподобных Лукиана и Додо); св. Иоанна Крестителя (ставропигиальный) (хребет Гареджи, Сагареджойский р-н, муж., основан в VI в. прп. Давидом Гареджийским, закрыт в 1921, возобновлен в 2000); Ниноцминда, св. Нины (с. Ниноцминда, Сагареджойский р-н, жен., основан в 1990); Патардзеули, св. Рождества Пресв. Богородицы (с. Патардзеули, Сагареджойский р-н, муж., основан в 1999); Хашми, Св. Троицы (с. Кацарети, Сагареджойский р-н, муж., основан в 2005).

http://pravenc.ru/text/ГРУЗИНСКАЯ ...

Одним из первых деяний настоятельства его было – для хранения мощей блаженного Евфимия приготовить драгоценную раку, в которую с великим торжеством перенес он мощи святого из Церкви Крестителя, где были они первоначально погребены, в новоустроенный благолепно храм Богоматери. Десницу же Евфимия, богомудрыми писаниями просветившую народ иверский, положил в особенный ковчег, со святыми мощами первомученика Стефана, Богоносца Игнатия, Иакова Персского, Космы и Дамиана, сорока Мучеников и целителя Пантелеймона, и этот кивот всегда носил с собой, так что имя Евфимиево от Святой Горы до горы Черной славилось нераздельно с другими великими угодниками Божиими. Не хотел благочестивый Георгий оставить вне сыновней ограды и родителя Евфимиева, который дотоле почивал в церкви Архангелов: он мощи старца Иоанна положил подле любимого им сына и потом озаботился обретением и перенесением в тот же храм мощей прочих великих подвижников, помогавших Евфимию в переводе Священного Писания. Это были: блаженный Арсений, епископ ниноцминдский, для безмолвия пустынного на Святой Горе оставивший кафедру свою в Кахетии и знаменитый своей ученостью, священноинок Иоанн Гердзелидзе; оба они – скончавшиеся в затворе, вне обители, и погребенные при малой церкви святого Симеона Столпника. Много перевели они и переписали своей рукой священных книг, ибо тогда Афон был духовными Афинами, рассадником просвещения для земли иверской. Георгий и сам, как великий писатель, умел достойно оценить труды их и восхотел сохранить потомству самые их останки. Он скорбел духом, что не знал места погребения их, но Промысл Божий, для возбуждения большей веры, открыл ему это. На общей их могиле выросло финиковое дерево, корни которого, глубоко проникнув в землю, обвились вокруг этих святых мощей и распространяли благоухание их. Георгий, вынув мощи из среды корней, положил их в притворе южной части соборной церкви, близ мощей святого Евфимия, и запечатал гробницу, чтобы никогда не открывать ее, украсив ее иконой и крестом, и установил, чтобы постоянно горели пред ними три неугасимые лампады.

http://isihazm.ru/1/?id=1826

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010