В XVII-XVIII вв. церковные кафедры часто сливались (Руставская и Самебская (Кацаретская) - в сер. XVII в.; Алавердская и Харчашнийская - в 1-й пол. XVIII в.; Руставская и Бодбийская - к кон. XVIII в.) или вдовствовали (Кацаретская, Некресская, Харчашнийская, Гишская - в 60-х гг. XVIII в.). В 1757 г. по указу царей Теймураза II и Ираклия II и католикоса-патриарха Вост. Грузии (Мцхетского) Иосифа (Джандиери) (1755-1764) территории Черемской епархии были распределены между Алавердской, Бодбийской и Ниноцминдской епархиями. В 1765 г. царь Ираклий II и католикос-патриарх Вост. Грузии Антоний I (Багратиони) передали Кацаретскую епархию в управление Руставскому и Ниноцминдскому епископам. Историк царевич Иоанн Багратиони (1768-1830) упоминает в этот период бедели (Бедийского архиерея), пастыря христиан Энисели, Белакани (Белокан) и Чар ( Иоанн Багратиони. 1986. С. 83). Однако в других источниках сведений о нем нет. В документах XVIII в. архиереи Алавердский, Ниноцминдский и Некресский попеременно именовались архиепископами и митрополитами, епископ Бодбийский - митрополитом, епископ Руставский и Харчашнийский - архиепископом. Мон-рь Алаверди. Общий вид Мон-рь Алаверди. Общий вид В 1801 г., с присоединением Вост. Грузии к Российской империи, К. вошла в состав Тифлисской губ. России. Согласно ответу католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония II (Багратиони) (1788-1811) на запрос главноуправляющего Грузией ген. К. Ф. Кнорринга, в К. в это время существовали 6 епархий: Алавердская, «состоявшая под управлением католикоса», Бодбийская, Ниноцминдская, Руставская, Некресская и Харчашнийская (Отзыв католикоса Антония//АКавАК. 1866. Т. 1. С. 529-530). Вскоре Харчашнийская епархия слилась с Алавердской (точная дата неизв.), Ниноцминдская - с Руставской (1803), архиерей Стефан стал именоваться митрополитом Ниноцминдским и архиепископом Руставским (Повеление католикоса Антония архиеп. Руставскому Стефану, 26 апр. 1803 г.//АКавАК. 1868. Т. 2. С. 264; Ответ на предыдущее//Там же. С. 265; ПГП. 1970. Т. 3. С. 1095, 1097; 1977. Т. 6. С. 427). Согласно статистическим данным нач. XIX в., в Алавердской епархии насчитывалось 48 селений, 342 крестьянских двора и 113 церквей; в Бодбийской - 31 селение, 729 дворов, 100 церквей, проживали 28 князей; в Некресской - 14 селений, 86 дворов, 56 церквей, было 5 князей; в Ниноцминдской - 30 селений, 113 дворов, 67 церквей, жил князь; в Руставской - 8 селений, 58 дворов, 20 церквей, был князь (Наличный состав Грузинского Патриархата//АКавАК. 1866. Т. 1. С. 531; Отношение ген. Тормасова к кн. Голицыну, 18 февр. 1811 г., 28//Там же. 1870. Т. 4. С. 164-165).

http://pravenc.ru/text/1683949.html

близ оной, с западной стороны, устроена палатка, в которой хранится ризница с утварью. По пребыванию прежде в оной пустыне Грузинских Преосвященных, имеются Архиерейские облачения, кресты, искусно сделанные с каменьями, и несколько икон со Св. Мощами; 3. с восточной стороны высечена пространная палатка для хранения монастырских вещей; 4. по обеим сторонам сих двух палаток высечены братские кельи. На самом хребте каменной горы возвышается Готической работы башня, вышиною 8 сажен, каменная, выстроенная иждивением и рачением Преосвященного Митрополита Иоанна Бодбеля. Всход на сию башню, с третьего возвышения, из ризничнои палатки, сквозь каменную гору, саженей 10. Оная башня выстроена на тот конец, что монастырские врата в утреннее время не прежде отпираются, доколе монастырский страж, взошед на оную, не осмотрит со всех сторон, не скрываются ли где хищные Лезгины.– Как пустыня сия состоит в безводном и уединенном месте; то в небольшом расстоянии от св. ворот, высечена в той же каменной горе глубокая и широкая с узким отверстием яма, в которую сверху скалы проведены небольшие протоки, во время дождя наполняющие оную водою, служащею на потребу братии, В сей пустыне Грузинские Цари имели по временам свое пребывание, как-то, во время св. постов и в летние жаркие дни. До 1711 года, по монастырской записи, находилось в оной пустыне более 200 братий; чему доказательством служат весьма многие обветшалые и разломанные кельи. Настоятель оной пустыни Ректор Тифлиской Семинарии, Архимандрит Евгений, родом из Великороссиян, Калужской Епархии; братии 14 человек, а именно: 5 Иеромонахов, 2 Иеродидкона. 7 Послушников. В ней погребены Преосвященные Грузинские: 1-й Зинон, Митрополит Алавердский, скончавшийся в 1779 году; 2-й Архиепископ Виссарион, в 1786; 3-й Савва, Митрополит Ниноцминдский, в 1788; Михаил, Митрополит Ниноцминдский, в 1807 годах. 4. Шуамтинскй монастырь, считающийся во втором классе. Монастырь сей состоит в Телавском уезде, близ дороги, с северной стороны, из Тифлиса в Телав, расстоянием от первого в 80-ти, а от последнего в 15-ти верстах, построен в 380 году по Рождестве Христове, блогочестивою супругою Кахетинского Царя Левана, Татианою, по-грузински Тинатиною, на полугоре, окруженный с восточной, южной и западной сторон высокими горами, покрытыми лесом. В оном церковь , во имя Рождества Пресвятыя Богородицы, каменная, древней Греческой архитектуры. Первым настоятелем сего монастыря был Архимандрит Гавриил, при котором существовал оный до З0 лет; после того разорен и опустошен Горскими народами во время нашествия их на Кахетию; а восстановлен не более 80 лет Грузинским Царем Ираклием.– Означенная церковь длиною 6, шириною 4 саженей, – и колокольня каменная, которая приходит в ветхость. Монастырь сей обнесен каменною оградою, защищающею оный от набегов Лезгин. Ризницею и утварью церковною недостаточен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ НИНОЦМИНДСКИЙ [груз. ] († 1018, мон-рь Ивирон на Афоне), свт. Грузинской Православной Церкви (пам. 31 июля), переводчик, каллиграф. Биографические сведения о нем содержатся в житиях преподобных Иоанна и Евфимия Мтацминдели (Святогорцев) (в редакции прп. Георгия Святогорца ) и прп. Георгия Святогорца (в редакции прп. Георгия Мцире ; 2-я пол. XI в.) и многочисленных приписках, оставленных А. Н. в переписанных им рукописях собрания мон-ря Ивирон . Время и место пострига А. Н. неизвестны. Он был рукоположен во епископа Ниноцминдского (совр. Сагареджойский р-н Грузии), но вскоре оставил кафедру, решив посвятить себя сугубо монашескому деланию. Прибыв к царю Тао-Кларджети Давиду III Куропалату, А. Н. испросил позволения поступить в к.-л. мон-рь в пределах его страны. Царь направил его в мон-рь Отхтаэклесиа (Четырех церквей) в ущелье р. Чорох (совр. Турция), где А. Н. встретился с мон. Иоанном (Грдзелисдзе), с к-рым более не разлучался. Чрезмерное внимание к благочестивым монахам вынудило их в поисках более уединенного места для своих молитв покинуть Грузию и поступить в один из мон-рей Понта (пров. Византийской империи, совр. Турция). Вскоре их пригласили к себе груз. монахи Афона , где под рук. преподобных Иоанна и Евфимия Святогорцев незадолго до этого был основан груз. мон-рь Ивирон (983). Поселившись в мон-ре, А. Н. стал ближайшим соратником преподобных игуменов и много трудился, организовывая монастырскую жизнь и переписывая и переводя рукописи, хранившиеся в мон-ре. Именно уговорами А. Н. прп. Евфимий Святогорец в 1019 г. оставил игуменский пост, чтобы более интенсивно заниматься лит. деятельностью. А. Н. похоронен в ц. святых Архангелов; при игум. прп. Георгии Святогорце (1044-1056) мощи А. Н. были перезахоронены вместе с мощами основателей мон-ря в главном соборе во имя Успения Пресв. Богородицы. Ист.: Catalogue des Manuscrits Géorgiens de la bibliotèque de la lavre Iviron du mont Athos/Par R. P. Blake//ROC. 1934. 3 Sér. Т. 8 (28). 1931/1932. 3, 4. Р. 23, 114-159; /. . , 1967. Т. 2. С. 56-57, 95, 133; A . Тбилиси, 1954. Т. 4, 1103. С. 76-84.

http://pravenc.ru/text/76308.html

Таин. Страдальческие кости их, по чудесному видению, Грузинскими Царями в весьма великом множестве собраны и хранятся на месте избиения их, в Св. Отаре, за престолом сооруженной во имя Воскресения Христова церкви, в устроенном во всю восточную стену каменном ковчеге. Память сих Св. мучеников совершается Грузинскою Церковию во вторник Светлой недели. В сей пустыне был Настоятелем Преподобный Отец Иларион, происходивший из роду Кахетинских Князей Вачнадзевых, которого за многие добродетельные подвиги убеждали Царь и народ принять Епископство; но сей Святый, бегая славы человеческой, удалился в Грецию в 862 году по Рождестве Христове, и, обходя многие Св. места, прибыл в Фессалию, где и скончался в 882 году, на 98 году от рождения своего. Сверх сих Преподобных Отец Давидгареджийская пустыня породила и других многих Святых мужей, в горах устроивших монастыри, коих остатки, за всеми в разные времена неприятельскими опустошениями, еще и по ныне видны. В означенной пустыне погребены тела Грузинских Царей: и. Александра первого, скончавшегося в 1414. году и погребенного в церкви Воскресения Христова; 2. Багратиона, который по блогочестию своему, оставя престол Царский, посвятил себя Богоугодной монашеской жизни, и наречен был Афанасием; 3. сына его Димитрия, преемника престола, который, последуя блогочестивому примеру родителя своего, оставя также земное царство, постригся в монашество, и по многих подвигах своих, скончавшись в 1469 году, погребен при гробе его: 4. Супруги Грузинского Царя Георгия, Екатерины, по-грузински Кетеваны, скончавшейся в 1782 году: Преосвященных: 1. Иосифа Митрополита Ниноцминдского, скончавшегося в 1711 году; 2. Николая Ниноцминдского же; 3. Иоанна Мшпрополита Бодбийского; 4. Дометия Митрополита Руставского; 5. Давида Митрополита Бодбийского. Настоятель оной пустыни, Архимандрит Антоний Всликороссиянин, родом из Рязани. Братии: 4 Иеромонаха. 5 Иеродиаконов. 6 Послушников. 3 . Иоаннокрестительская пустыня, считающаяся в Грузии во втором классе. Пустыня сия состоит в Телавском уезде от Тифлиса на Юго-восток, расстоянием в 60 верстах от Тифлиса, между двух высоких гор, в каменном утесе, на полугоре; открытый её вид на Юг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Николай (Пачуашвили). Мон-ри: Пока, св. Нины (ставропигиальный) (с. Пока, Ахалкалакский р-н, жен., основан в 1992 при ц. св. Нины); Пока, св. Нины (ставропигиальный) (в 1,5 км от с. Пока, Ахалкалакский р-н, муж., основан в 1989); Ахалкалакский, Св. Троицы (г. Ахалкалаки, жен., основан в 1998); Ниноцминдский, св. Нины (г. Ниноцминда, жен., основан в 2002); Сагамо, св. царицы Тамары (с. Сагамо, Ниноцминдский р-н, жен., основан в 2004); Баралети, св. Нины (с. Баралети, Ахалкалакский р-н, жен., основан в 2005). Ахалцихско-Тао-Кларджетско-Лазская, митр. Феодор (Чуадзе). Мон-ри: Зарзма, Успения Пресв. Богородицы (с. Зарзма, Адигенский р-н, муж., основан в IX в. прп. Серапионом Зарзмским, возобновлен в 1989); Зеда-Вардзиа, Успения Пресв. Богородицы (в 30 км от г. Аспиндза, жен., основан в 1-й пол. XI в. Липаритом Багваши, возобновлен в 1997); Вардзиа, Успения Пресв. Богородицы (в 30 км от г. Аспиндза, муж., основан в XII в. груз. царем Георгием III и св. блгв. царицей Тамарой, закрыт в 1938, возобновлен в 1998); Сафара (Сапара), Успения Пресв. Богородицы (Уравельское ущелье, в 10 км от г. Ахалцихе, муж., основан в IX-X вв., возобновлен в 1989); Чуле, св. Георгия (Кваблианское ущелье, в 5 км от пос. Адигени, муж., основан во 2-й пол. XIV в., возобновлен в окт. 1999); Рабатский, св. Марины (г. Ахалцихе, жен., основан в 90-х гг. XX в. при ц. св. Марины; хранятся мощи св. Марины); Абастуманский, св. Пантелеимона (г. Абастумани, Адигенский р-н, жен., основан в 1995 на месте резиденции царей Романовых, построенной имп. Николаем II в кон. XIX в.; хранится частица черепа св. Пантелеимона); Ахалцихский, Успения Пресв. Богородицы (г. Ахалцихе, жен., основан в 1996; хранятся частицы мощей (пальцы) св. Евстафия Мцхетского и мощи Гареджийских преподобномучеников); Абастуманский, св. Георгия (г. Абастумани, Адигенский р-н, муж., основан в 2005). Батумско-Схалтская, архиеп. Димитрий (Шиолашвили). Мон-ри: Хино, св. Иоанна Крестителя (с. Хино, Кобулетский р-н, Аджария, муж., основан в X-XI вв.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЖУМАТСКАЯ ЕПАРХИЯ [груз. ], историческая епархия (XV в.- 1833) Абхазского (Западногрузинского) Католикосата . Территории Д. е., а также Шемокмедской и Ниноцминдской епархий входили в состав Гурийского княжества. Основание Д. е. связано с процессом выделения Гурийского княжества из состава Имеретинского царства в XV в., что отразилось также и на стремлении гурийских князей к церковному сепаратизму и автономии от Кутаисской епархии , распространявшей свою юрисдикцию на Имеретинское царство. Кафедрой Д. е. являлся муж. мон-рь Джумати , во имя архангелов Михаила и Гавриила. Зимняя резиденция Джуматского епископа, Джуматели, находилась в с. Богили. Д. е. ограничивалась с севера р. Риони, с юга р. Супса, с запада Чёрным м., с востока регионом Саджавахо, являвшимся спорной территорией между Гурийским княжеством и Имеретинским царством (АКавАК. Т. 4. С. 432-434). В 70-х гг. XVIII в. Саджавахо перешло под власть имеретинского царя Соломона I (1752-1784) и расположенные на его территории 19 церквей, в т. ч. ц. св. Иоанна Крестителя в Удабно, духовный и культурный центр Гурии, вошли в состав Кутаисской епархии (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 1851. Л. 134). Джуматскую кафедру, как и др. кафедры Гурии, занимали в основном представители влиятельных гурийских (позже и имеретинских) княжеских родов: Гуриели, Шарвашидзе, Чхетидзе, Мачутадзе, Абашидзе и др. Первым известным епископом Джуматским был Симеон I (Чхетидзе) (30-60-е гг. XVI в.). Период его правления совпадает с активным продвижением представителей его рода на высокие церковные должности в Зап. Грузии (напр., католикосы-патриархи Зап. Грузии Евдемон I (Чхетидзе ; 1557-1578), Симеон II (Чхетидзе; 1660-1666) и др.). С нач. XVII в. и до 1639 г. Д. е. возглавлял Малахия I (в 1616-1639 католикос-патриарх Зап. Грузии Малахия II (Гуриели) ), сын гурийского кн. Георгия II Гуриели, занимавший одновременно с Д. е. также Цаишскую и Хонскую кафедры. В 1625 г. он сосредоточил в своих руках и светскую власть в Гурийском княжестве. Период его правления характеризуется созидательной деятельностью: он восстановил и украсил мн. мон-ри и церкви, упорядочил вопросы, связанные с доходами епархии, и материально обеспечил церкви Зап. Грузии.

http://pravenc.ru/text/171877.html

Нижне-Ломовская (обн.) 26 .02(11.03).1923–04(17).03.1925: Иоанн Ягодинский 25 .05(05.06).1925–: Иоанн Ягодинский, паки 08(21).06.1925–1925: Иоанн Чернобаев 12(25).08.1929–: Георгий Лапшин 03(16).02.1930–07.1931: Викентий Никипорчук Нижне-Тагильская 26 .01(08.02).1923–1927: Лев Черепанов –1927: 03(16).09.1927–10(23).08.1928: Никита Делекторский Николай Нижне-Тагильская (обн.) 25 .07(07.08).1925–23.10(05.11).1925: Серапион Сперанцев 9(22).12.1925–02(15).09.1926: Михаил Фивейский 14(27).07.1926–: Серапион Сперанцев, паки –1934: 1934–1934: Сергей Иванцов 09 .1934–1935: Михаил Вяткин Нижнеудинская 1924–1924: Виктор Богоявленский 1924–1925: Кирилл Соколов 1926–1927: Евсевий Рождественский 02(15).09.1927–19.06(02.07).1929: Киприан Комаровский Нижнеудинская (обн.) Антоний Семигановский-Диенти –1926: Андрей Нижне-Чирская 1921–1922: Николай Орлов 1 1922–1923: 22 .09(05.10).1923–1928: Захарий Любов Нижне-Чирская (обн.) 01(14).05.1923–1924: Пётр Добринский 06(19).01.1925–19.12(01.01).1925: Константин Запрудский 08(21).06.1926–21.01(03.02).1927: Сергий Добромыслов Нижнедунайская см. Кишинёвская Николаевская (Самарское вик.) 1923–08(21).01.1924: Николай Амассийский Николаевская см. Херсонская н Николаевская Николаевская (Одесско-Херсонское вик.) (обн.) 04 .1923–11.1924: Константин Спасский 02 .1925–1930: Рафаил Прозоровский 1930–23.09(06.10). 1937: Амвросий Нагорский Николаевская (укр.) –1923: Филипп Буцило 1923–1942: 08(21).07.1942–1944: Серафим Кушнерук Никольская 1926–1933: Варсанофий Вихвелин –1928: Иерофей Афоник 22 .03(04.04).1933–11(24).08.1933: Николай Клементьев Никольская (обн.) 1934–09(22).04.1936: Михаил Соколовский Никольско-Уссурийская см. Уссурийская Никольско-Уссурийская (обн.) см. Уссурийская обн. Ниноцминдская (обн.) 05(18).10.1925–1925: Нил Ушаков Новгород-Северская 16(29).10.1916–1923: Иоанн Доброславин 02(15).02.1923–1926: Матфей Храмцев Новгородская 05(18).11.1910–29.07(11.08).1933: Арсений Стадницкий 1922–1924: Серафим Велицкий, в. у. 1923–1924: Иоанникий Сперанский, в. у.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В кон. XVII-XVIII в. самебели активно участвовали в церковной и культурной жизни Грузии. Почти 70 лет (90-е гг. XVII в.- 1760) в юрисдикцию епархии входил монастырь Натлисмцемели ( Какабадзе. 1913. Т. 5. С. 76-77; Исторические документы Гареджи. 2008. Т. 1. С. 413-414). В 90-х гг. XVII в. Самебские епископы Николай (Чолокашвили) и Николай (Мдивнишвили) оказали существенную помощь возрождению монастыря Натлисмцемели и вернули потерянные земли (Исторические док-ты Гареджи. 2008. Т. 1. С. 97-98; 2011. Т. 2. С. 734-735). В 1690 г. в постановлениях картлийских и кахетинских архиереев, касавшихся положения дел в Давидгареджийской лавре, настоятелем к-рой был назначен Онуфрий (Мачутадзе), упомянут еп. Николай (Чолокашвили) (ПГП. 1970. Т. 3. С. 597-598). В 1696 г. еп. Николай (Мдивнишвили) составил «Иммунитетную грамоту кахетинских епископов и вельмож для Давидгареджи» (Там же. С. 605-607). В 1697 г. по его заказу был переписан свод груз. летописей «Картлис Цховреба». Этот вариант получил в историографии наименование «Список самебели Николая» (также «Мцхетский список»). Не позднее 1701 г. самебели Николай получил сан архиепископа (Дарственная грамота архиеп. Самебского Николая мон-рю Натлисмцемели//Исторические док-ты Гереджи. 2008. С. 125). В 1701 г. архиеп. Николай пожертвовал рукопись мон-рю Натлисмцемели. Также известно, что он был участником Собора архиереев Картли и Кахети 1702 г., на к-ром были определены устав и правила для мон-рей пуст. Гареджи (Там же. С. 633-635). В 1705 г. архиеп. Николай на правах арбитра участвовал в имущественном разделе внутри рода князей Чолокашвили (Решение по делу разделения семьи Чолокашвили//ЦГИАГ. Ф. 1448. Д. 5329; ПГП. 1971. Т. 4. С. 213-216). Архиеп. Николай был упомянут также в грамоте пожертвований мон-рю св. Додо, составленной еп. Ниноцминдским Иосифом в 1709 г. (ПГП. 1970. Т. 3. С. 654-663), в «Решении Акури и Ванта по делу имения Давида» от 1 июня 1710 г. (ЦГИАГ. Ф. 1448. Д. 3175; ПГП. 1971. Т. 4. С. 231-232) и в «Книге самебели Николая к руствели Христофору об уступке крепостного» (1710) (ПГП. 1970. Т. 3. С. 666). В 1710 г. царь Давид II пожертвовал мон-рю Кацарети и архиеп. Николаю поместья, к-рые принадлежали К. е. с давних времен: земли «Самебской усадьбы» близ Сагареджо, берега реки «под Котмани... дорогу до Иори, у речки Мцарецкали», территории «по эту сторону храма Самеба и по ту сторону Патардзеули», с. Хашми, земли «в Орхеви Батаани и Джораани», виноградник, пожертвованный царем Кахети Леваном «по эту и ту сторону реки Иори в Ахмета», владения в Энисели, Алиабаде, Тасмалури (ныне Тосмало), Сакени и др. ( Жордания. 1903. С. 32-36; ПГП. 1970. Т. 3. С. 205-206).

http://pravenc.ru/text/1683957.html

К.-К. е. в 1-й пол. XIX в.: реорганизация церковного правления, секуляризация земель и коммутация налогов, положение духовенства В нач. XIX в. российское руководство на основании полученных от грузинских архиереев сведений располагало точными данными о собственности епархий Вост. Грузии. В юрисдикцию Восточногрузинского (Мцхетского) католикоса-патриарха Антония II, управлявшего Мцхетской, Алавердской и Самтавройской епархиями, входили 88 сел в Картли и 58 в Кахети; в его непосредственном подчинении были 6 мон-рей в Картли и 5 в Кахети. Митр. Тбилисский Арсений (Наибидзе) имел в подчинении 18 сел, а также владения 3 князей и 4 дворян; митр. Руисский Иустиний (Магалашвили) - 46 сел, владения 21 князя и 95 дворян; митр. Цилканский Иоанн (Карумидзе) - 46 сел, а также поселения живших в горных районах мохевцев, мтиульцев, гудамакарцев, хандохевцев, чартлинцев, владения 14 дворян; митр. Урбнисский Иулон (Юлон) (Тухарели) - 20 сел, владения 5 князей и 8 дворян; еп. Самтависский Гервасий (Мачавариани) - 17 сел, владения князя и 8 дворян; еп. Никозский Афанасий - 18 сел. Паству митр. Бодбийского Иоанна (Макашвили) составляло население 31 села и владений 28 князей; митр. Ниноцминдского Михаила - население 30 сел и владений князя; архиеп. Руставского Стефана (Джорджасдзе) - население 8 сел и владений князя; митр. Некресского Амвросия (Микадзе) - население 14 сел и владений 5 князей (Наличный состав Груз. Патриархата//АКавАк. 1866. Т. 1. С. 531; Гурули. 2010. С. 17 (на груз. яз.)). По данным главнокомандующего в Грузии ген. А. П. Тормасова (1808-1811), предоставленным в нач. 1811 г. правительству, в 13 епархиях Картли и Кахети числилось 2218 семей церковных крестьян; 9 архимандритиям принадлежало 637 монастырских крестьян; доходы картлийских епархий (Мцхетской, Самтавройской, Руисской, Урбнисской, Цилканской, Никозской) составляли ок. 1696 серебряных рублей, кахетинских (Алавердской, Ниноцминдской, Руставской, Некресской, Бодбийской) - 9500 р.; действующими оставались 799 церквей, в к-рых числились 746 священников, 146 диаконов и 661 церковнослужитель ( Кирион (Садзаглишвили). 1901. С. 49; Отношение кн. Тормасова к кн. Голицыну от 18 февр. 1811 г., 28//АКавАК. 1870. Т. 4. С. 164; Карталино-Кахетинская епархия Грузинского Экзархата. 2012. С. 165).

http://pravenc.ru/text/1681175.html

Башня мон-ря Кацарети. XVI–XVIII вв. Башня мон-ря Кацарети. XVI–XVIII вв. Осенью 1846 г. эти места посетил историк А. Н. Муравьёв . Он назвал К. «отпечатком лучших времен Грузинской Церкви», описал кафоликон, указав, что местами сохранилась стенная живопись ( Муравьёв. 1848. Ч. 1. С. 204-206). К последней четверти столетия «здание храма... ничем и никем не защищенное, сделалось убежищем для... животных» ( Пурцеладзе. 1891). В 1885 г. по инициативе грузинского историка Д. Бакрадзе и настоятеля Натлисмцемели архим. Макария в К. были расчищены территория и здание церкви, перебрано перекрытие, вставлена дверь, воздвигнута алтарная преграда. Выявлены хозяйственные сооружения монастыря - колодец, пекарня, марани (винный погреб) с 50 квеври (большими амфорами для хранения вина и воды), бассейн, вода в который поступала из леса по глиняным трубам. Двое иноков из мон-ря Натлисмцемели поселились в башне и стали присматривать за церковью. 17 февр. 1891 г. архим. Макарий и 4 иеромонаха освятили храм. Видимо, постоянного клира в К. на тот момент не было. В периодике того времени упоминается народный обычай устраивать возле К. по церковным праздникам пикники: напр., на 3-й день Пасхи отмечали Самебоба (праздник Св. Троицы). В 1925 г. в К. проводили полевые исследования архитекторы Т. Бейер и Н. П. Северов. Бейер зарисовал ансамбль, снял замеры церкви, составил чертежи (план, разрезы). Нек-рые его работы использовал В. Беридзе при иллюстрировании своих трудов; архив хранился в Ин-те искусствознания в Тбилиси, но погиб при пожаре в кон. 1991 - нач. 1992 г. В 1982 г. произведена реставрация кафоликона. Монастырская жизнь была восстановлена. В 2004-2009 гг. в К. находилась резиденция еп. Сагареджойского и Ниноцминдского Луки. В 2005-2007 гг. храм был вновь отреставрирован. Г. Чеишвили Архитектурный ансамбль К. окружен каменной оградой. Главные ворота расположены с юж. стороны, внутри арочные, снаружи прямоугольные, датируются XIV-XV вв. В ограде, с юго-зап. стороны от церкви, устроена жилая 3-этажная башня, имеющая трапециевидную форму. На территории К. также расположены частично руинированный архиерейский дом и хозяйственные постройки.

http://pravenc.ru/text/1683955.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010