В завещании еп. Ниноцминдского Саввы (Тусисшвили; 1744-1784) сказано, что в 1771 г. он обновил кафоликон Н.: был заменен купол (барабан нового купола построили на остатках старого, но купол «не удержал воду», поэтому его пришлось дважды разбирать и в итоге выстроить заново), в алтаре перестелили полы, построили новый иконостас, устроили новые двери, была обновлена ограда ( Барнавели. 1950. С. 225-235). Видимо, материалы приходилось привозить издалека; кроме того, существовала опасность нападения лезгин. Главной проблемой был недостаток зодческого знания: еп. Савве пришлось лично руководить строительством, и результатом его неопытности стало то, что купол оказался несоразмерным и тяжелым. По преданию, работу увидел царь Картли-Кахети Ираклий II , к-рый по пути из Тбилиси в Сигнахи заехал в Н. и сказал еп. Савве: «Поверь мне, архиерей, что ты разрушил церковь, а не построил ее... храм ты украсил, но и убил его!» ( Иоселиани. 1846. С. 133; Бакрадзе. 1875. С. 114; Гулисашвили. 1884; Беридзе. 1956. С. 46). В 1824 г. кафоликон значительно пострадал от землетрясения (рухнул купол). В 1848 г. храм был руинирован, сохранились алтарная часть, диаконник и жертвенник, где видны надписи и фрески (ок. XVI в.), а также часть зап. стены. Богослужение в кафоликоне было восстановлено в 90-х гг. XX в., Н. был возвращен статус епархиальной кафедры. В мон-ре были произведены реставрационные и строительные работы: рядом с кафоликоном построена малая церковь, с запада от архиерейского дворца - дом с кельями для монахинь. Настоятель Н.- еп. Сагареджойский и Ниноцминдский Лука (Ломидзе), в обители подвизаются 4 монахини и 2 послушницы. Святыни В Н. находилось много ценных икон. П. Иоселиани описал «древнейшую, замечательную», окованную по краям икону-складень св. Нины (очевидно, греческого происхождения), к-рая в 1825 г. была перенесена в тифлисский кафедральный собор Сиони. В нижней части иконы хранились частицы мощей, в т. ч. часть Животворящего Креста Господня (в центре). На иконе были греч. надписи, к-рые читались с трудом. На 2 створках было изображено Распятие с 37 изумрудами разного размера, 28 жемчужинами, 29 рубинами (среди них 2 украшены 2 четырехугольными яхонтами большого размера). Изображение было снабжено надписью: «Святая апостол Нино; я, царь Арчил (царь Кахети Арчил II (1664-1675).- Авт.), украсил эту икону» ( Иоселиани. 1846. С. 133). Арчилу II принадлежит украшение еще 2 икон св. Нины. На одной сохранилась его надпись: «Дева апостол Нино, помяни в обеих моих жизнях меня, который украсил эту икону и пожертвовал за поминовение моей души и моего царствования» ( Ткемаладзе. 1904. С. 44). На др. иконе с надписью царя Арчила II (1674) изображен сонм святых, она украшена драгоценными камнями и содержит частицы мощей (Там же. С. 44, 45).

http://pravenc.ru/text/2577675.html

16 . Григорий (1737 г.), Иеромонах из князей Вахваховых, написавший историю мученичества царицы Кетевань. Он же писал в честь ее стихиры, воспеваемые доныне церковью. 17 . Иоанн Чхатурийский (1698 г.) из Гурии, инок, 1698 г писавший в стихах историю и похвалы Святым, и историю христианства в Кобулете или западной Гурии. 18 . Иосиф (1779 г.) Католикос Имеретинский, брат царя Соломона I. 19 . Козьма Иеромонах (1672 г.) писатель похвального слова царице Кетевань. 20 . Иов Архимандрит (1691 г.) Фитаретский, знаток Св. Писания и проповедник, писавший стихиры в честь мучеников. 21 . Тимофей (1755 г.) Архиепископ Тифлисский, путешествовавший с 1755 года в Константинополь, в Афонскую гору и Палестину. Из его сочинений известно только путешествие к Св. местам. 22 . Иессей (1640 г.) Архиепископ Тифлисский. 23 . Досифей (1671 г.), Епископ Некреский, философ. 24 . Савва (1759 г.) Епископ Ниноцминдский, восприемник последнего Грузинского царя Георгия XIII. 25 . Захария (1762 г.) Протоиерей из роду Габаевых. 26 . Афанасий (1772 г.) Архиепископ, печатавший Богослужебные книги в Москве. Глава 12 Возвращение Католикоса Антония I в Грузию, и труды его в пользу Православной церкви; Архиепископ Гаий писатель Савва Орбелиан; дела царя Соломона II в Имеретии; Святые мужи сего времени Каталикос Грузии есть вместе член святейшего Всероссийского Синода; Последний и величайший крест для Грузинской церкви – разорение Тифлиса персами в 1795 году; царь Георгий XIII Католикос Антоний I (1762 г.), по возвращении своем из России на прежнюю свою кафедру, способствовал к поддержание православия, изложением веры Греко-Восточной церкви в разных книгах, и распространением просвещению Грузии. По любви к наукам 95 , не зная никаких языков, при помощи других, успел он перевести много книг прекрасных и полезных для истинного просвещения. Сию же самую любовь к наукам, показал он и в том, что старался собирать древние книги, рассеянные по Грузии чтобы сохранить их от истребления времени для потомства. Монахи и вообще духовенство в сие время сделались наставниками сынов церкви в истинной мудрости, а монастыри убежищами наук и книгохранилищами. В них обучалось все дворянство; из них исходили пастыри церкви и наставники народа. Главою всех наук, как и прежде было Богословское учение. После Антония, полезным для церкви своими сочинениями и ученостью мужем быль Гаий, в последствии Архиепископ Астраханский. Будучи немного времени Ректором Телавской Семинарии (в Кахетии), образовал он многих на пользу церкви и царства. Плоды трудов его до ныне ходят в рукописях 96 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К 1-му десятилетию после основания И. м. относится и появление на Афоне выходцев из Юж. Италии и с Сицилии: в Житии преподобных Иоанна и Евфимия Святогорцев говорится о приезде Льва Беневентского, брата венецианского дожа Беневенто Пандольфа II, и его 6 учеников, к-рые были приняты в И. м. Льва связывало духовное братство с прп. Гавриилом Иверским, их часто видели беседующими. Когда число приверженцев Льва выросло, иверские монахи оказали беневентанцам финансовую помощь в возведении единственного на Афоне лат. Амальфитанцев мон-ря (ок. 993; уничтожен в кон. XIII в., при нашествии каталонцев, сохр. башня), организованного по уставу прп. Венедикта Нурсийского. Ок. 984 г. скончался прп. Иоанн-Торникий и в И. м. наступил кризис. Прп. Иоанн решил вместе с сыном, прп. Евфимием, и неск. учениками уехать в Испанию, где надеялся встретить «немалое число иверийцев [грузин]», чтобы, как указано в Житии, «избавиться от житейских забот, связанных с настоятельской должностью. Ибо он принял ее на себя преимущественно ради блаженного Торникия, чтобы помогать ему в построении и утверждении новой Иверской обители». В 985 г. он покинул мон-рь, однако в портовом г. Авидос его друг, правитель города, воспротивился этому и сообщил в К-поль. Император, не желая упадка И. м., вызвал прп. Иоанна в К-поль и убедил вернуться на Афон и принять настоятельство И. м. (Lefort. 1985. Vol. 1. P. 32-33). Сохранилась дарственная, выданная в нояб. 996 г., где говорится о пожертвовании бывш. мандатора (офицерский чин) Захарии, сына Михаила, своему духовному отцу прп. Иоанну и его Великой Лавре своего имения на о-ве Лемнос, куда входили: ферма, 10 домов, мельница, 4 глиняных кувшина емкостью 500 тетарт (1,25 тыс. литров), виноградник площадью 20 плинфиев (ок. 0,5 га), пахотная земля и пастбище на 2 тыс. модиев, 3 пары волов, 2 коровы и 2 осла (Actes d " Iviron. 1985. Vol. 1. N 11). Однако болезнь вынудила прп. Иоанна передать управление мон-рем сыну, прп. Евфимию, ставшему экономом. В Житии цитируется письмо преподобных Иоанна и Евфимия, относящееся к периоду их совместного управления И. м. и адресованное груз. подвижникам свт. Арсению Ниноцминдскому и прп. Иоанну (Грдзелисдзе), ранее подвизавшимся в Великой Лавре, но затем перебравшимся в Отхтаэклесиа. Преподобные просили монахов прибыть на Афон, с тем чтобы помочь прп. Евфимию в его переводческой деятельности, т. к., будучи настоятелем, он не имел времени на лит. деятельность. Прп. Иоанн и свт. Арсений вначале обосновались в построенных для них келлиях и близ Кареи, в Караве, основали скит во имя прп. Симеона Столпника, а позднее перебрались в И. м. (Lefort. 1985. Vol. 1. P. 34).

http://isihazm.ru/1/?id=748

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОАНН (ГРДЗЕЛИДЗЕ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Иоанн (Грдзелидзе) (Иоане; груз. ; кон. X - нач. XI в.), монах Иверского монастыря на Афоне , грузинский книжник, каллиграф, преподобный Память 31 июля (Груз.) Прп. Иоанн подвизались в монастыре Отхтаэклесиа в Кларджетской пустыни , где до этого монашествовал один из основателей Иверского монастыря - прп. Иоанн Святогорец . Здесь Иоанн (Грдзелидзе) подружился с Арсением Ниноцминдским , и они более не разлучались; вместе покинули Отхтаэклесиа, избегая чрезмерного внимания окружающих, и перебрались в один из монастырей Понта. Спустя некоторое время грузинские афониты узнали о местонахождении Иоанна и Арсения и послали к ним монаха с письмом: " Святые отцы! Мы наслышаны о вашей святости и узнали, где вы находитесь, и очень огорчены, что вы не пожелали прибыть к нам, и пребывали бы вместе, ибо вы знаете, что и мы на чужбине " . Иоанн и Арсений обрадовались приглашению и на следующий год прибыли на Афон , где были радушно встречены грузинской братией и размещены в специально построенных для них кельях скита во имя прп. Симеона Столпника близ новопостроенного Иверского монастыря , где подвизались приблизительно в 1044-1050 годах. Иоанн и Арсений стали активно участвовать в жизни Иверского монастыря: следуя именно их совету, прп. Евфимий около 1019 года передал управление монастырем прп. Георгию Строителю (до 1029), дабы иметь возможность все свое время уделять литературно-переводческой деятельности. Многие рукописи, содержащие переводы прп. Евфимия, переписаны совместно Иоанном и Арсением . Нетленные мощи святых Иоанна и Арсения, упокоенные в месте их подвига, возле скита прп. Симеона, были найдены настоятелем Иверского монастыря прп. Георгием Святогорцем (1044-1056) и перенесены в южную часть нартекса кафоликона Иверского монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы, близ раки с мощами основателей Ивирона.

http://drevo-info.ru/articles/13680582.h...

11 августа по н. ст. Это житие составлено автором в Иверии летом 1871 года, по одному древнему рукописному Синаксарию грузинских святых, относящемуся к концу XVI века. 177 См. Исх. 20: 1-17. 178 Видно, что мученик Христов принял оглашение от Самуила, когда он был еще архидиаконом, а святое Крещение - когда Самуил был уже Патриархом Иверским. 179 Прежде кончины своей мученик просил Стефана, о котором упоминалось выше, чтобы после смерти погребли его во Мцхете. 180 День его памяти начали отмечать в царствование Гурама, в 590 г. по Р.Х. 181 См. " Жизнь Артемия Араратского, уроженца села Вагаршапат близ горы Арарат " . Часть II, СПб., 1813, стр.38-41. 182 25 июля и 26 мая по н.ст. Житие преподобного Иоанна мы извлекли из жития преподобного Евфимия, которое составил преподобный Георгий Святогорец, один из первых настоятелей Иверской обители. При чтении этих рукописей и книг, относящихся ко времени св. Евфимия, изумляет плавность слога, богатство, выразительность и чистота грузинского языка, который в них совершенно чужд влияния другого языка. Из этого можно заключить, что язык грузинский в полной своей силе и красоте процветал во времена этих святых отцов, а позже он в некоторой степени утратил эти свойства. 183 Он жил во времена царя Баграта, Гургенова, сына; в 1014г. приняв монашество в Иерусалиме, он был вызван в Грузию и возведен в сан епископа Ниноцминдского, затем оставил кафедру, отправился на Афон и жил в лавре св. Афанасия. Умер и погребен в Иверской обители. Он перевел с греческого на грузинский язык " Богословие " Иоанна Дамаскина, одно из сочинений св. Григория Нисского и метафразы в честь некоторых святых. 184 Жил при царе Баграте IV Куратпалате (1027-1072гг.), сын царя Георгия I Багратида. Из сочинений его особенно замечательны: „Опровержение магометанского учения " и „Слово к сарацинам об обращении их в христианство " , „Описание истории семи Вселенских Соборов " , „Неполная церковная история " Феодорита, перевод с греческого, полный молебный канон Иверской иконе Божией Матери (Портаитиссе). 185

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРБЕЛАШВИЛИ Исповедники Полиевкт и Василий, священномученики Петр и Андрей Карбелашвили. Фотография. 90-е гг. XIX в. Исповедники Полиевкт и Василий, священномученики Петр и Андрей Карбелашвили. Фотография. 90-е гг. XIX в. [груз. ], груз. семья, представители к-рой в кон. XVIII - 1-й трети XX в. были известными священнослужителями и певчими, пятеро из них прославлены в лике святых. Предки К. носили фамилию Хмаладзе и жили в с. Карби (пров. Саамилахвро - владения князей Амилахвари, историческая обл. Шида-Картли; в XIX в. Горийский у. Тифлисской губ.; ныне Горийский муниципалитет, Грузия). Затем они переселились в близлежащее с. Квемо-Чала. По месту происхождения рода представитель старшего поколения этой семьи певчий Петре получил прозвище Карбела, от к-рого образовалась фамилия К. Петре (Петр) Григорьевич Хмаладзе (Карбела) (1754, с. Квемо-Чала - 1848, там же), певчий ( , букв.- «полный певчий», т. е. знающий весь церковнопевческий репертуар наизусть). Овладел певческим искусством при дворе царя Картли-Кахети Ираклия II . На протяжении многих лет был певчим в хоре католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония II (Багратиони). До 1818 (или 1819) г. был главным певчим кафедрального собора Самтависи (Самтависская епархия Восточногруз. (Мцхетского) Католикосата; с 30 июня 1811, с вхождением Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) в состав РПЦ,- в юрисдикции Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви ; Мцхетско-Карталинская епархия), где находилась родовая усыпальница князей Амилахвари. Обучал пению в церквах и селах на р. Лехура. До 1840 г. руководил архиерейским хором в резиденции архиеп. Руставско-Ниноцминдского Стефана (Джорджадзе) (28 дек. 1818 - 18 нояб. 1839 епископ Горийский Грузинского Экзархата РПЦ), к-рая была расположена в мон-ре Марткопи (Карталино-Кахетинская епархия Грузинского Экзархата). Григорий Петрович (23.04.1812, с. Квемо-Чала - 28.04.1880, там же), свящ., певчий («полный певчий»). Певч. искусству Григория обучил отец - Петре Карбела. Духовное образование он получил в 1820-1824 гг. в мон-ре Шиомгвиме . В 1829 г. служил псаломщиком в ц. в честь Успения Пресв. Богородицы в с. Квемо-Чала (ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Д. 62156. Кн. 2. Л. 2). Точная дата рукоположения во диакона неизвестна. В последующие годы под руководством отца пел в хоре еп. Стефана. В 1844 г. рукоположен во иерея. Служил в придворной церкви князей Амилахвари, в с. Квемо-Чала, на собственные средства содержал готовившихся к рукоположению юношей, обучал их грамоте и пению. В 1862 г. его пригласили для преподавания церковного пения в жен. мон-рь Бодбе во имя св. Нины. В 1864-1872 гг. обучал груз. песнопениям в Тифлисской ДС. У Григория К. было 6 детей: дочь Сидония и сыновья Филимон, Андрей, Полиевкт, Василий и Петр.

http://pravenc.ru/text/1681013.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЦАРЕТСКАЯ ЕПАРХИЯ [груз. ] (до 506/7 - 1765; с нач. XVII в. Самебская) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (Мцхетский Католикосат), кафедра - в церкви (позже - монастыре) Кацарети , во имя Св. Троицы (Самеба), расположенной в 8-10 км от с. Хашми (Сагареджойский муниципалитет, Кахети). География Территории К. е. находились в исторической пров. Кахети (Вост. Грузия), в среднем течении р. Иори. Наиболее ранние сведения о точных границах К. е. относятся к XVIII в. По описанию царевича Вахушти Багратиони (1696-1757), «выше (Хашми.- Авт.), в ущелье (р. Самебисхеви.- Авт.) стоит церковь Святой Троицы, большая, со сводом. Сидит там епископ, пастырь страны выше этого (Самебисхеви.- Авт.) до Эрцо» ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 530). Зап. граница К. е. проходила по р. Самебисхеви (ныне Жати, левый приток р. Иори), которая отделяла земли К. е. от территорий Ниноцминдской епархии. Села Хашми и Карабулахи (на карте Вахушти обозначено юго-восточнее Хашми) считались уделом Кацаретского (Самебского) архиерея (кацарели или самебели), а с. Патардзеули находилось вне его юрисдикции ( Вахушти Багратиони. 1997. С. 42-43; Жордания. 1903. С. 34-35, 160-161; Исторические док-ты Гареджи. 2008. Т. 1. С. 206, 291, 488). Т. о., можно установить, что К. е. принадлежали земли: по левому берегу р. Иори - ограниченные вершинами, разделяющими ущелья Жати и Твалт-Хеви; по правому берегу - защищенные горным массивом с вершинами Сиони, Натахтари, Сарыял, Шестепе. На севере К. е. граничила с пров. Эрцо, к-рая входила в состав Челетской (позже Харчашнийской) епархии. Здесь естественную границу составляли хребет Иално и горные вершины, разделяющие ущелья рек Гомбори и Вашлиани. На востоке К. е. была отделена от территорий Руставской епархии Куро-Иорским водоразделом: граница шла от хребта Иално до горы Шестепе. На юге К. е. граничила с Гареджийской пуст., на северо-западе Гомборский хребет отделял территории К. е. от Алавердской епархии .

http://pravenc.ru/text/1683957.html

И епископ Некресей говорил им: ...А попов у меня нет, а которые попы и есть, и им недосужно, ходят ныне за пашнею, и мне послать к вам неково. И начал часы говорить у себя в кибитке и вечерню пел один; и оне дожидались отпуску» (Материалы по истории грузино-рус. взаимоотношений. 1937. С. 385). По документам известен еще один некресели 1-й пол. XVII в.- еп. Роман, он засвидетельствовал сделку между неким Моисеем и католикосом-патриархом Вост. Грузии Иоанном IX (Авалишвили ; 1612-1617) ( Какабадзе. 1913. Т. 4. С. 9). С XVIII в. сведения о некресели умножаются. В 1709 г. еп. Некресский Николай утвердил грамоту архиеп. Ниноцминдского Иосифа (Вачнадзе) о дарении виноградников мон-рю Додо (Ист. док-ты Гареджи. 2008. Т. 1. С. 216). Весьма важной является грамота царя Кахети Константина II (Махмад Кули-хана) (1722-1733) от 10 июня 1724 г., согласно к-рой некоему Авиву, сыну Шермазана Русисшвили, была пожалована должность некресели, ставшая к тому времени наследственной привилегией этого рода. Там же сказано, что если среди потомков Русисшвили не будет монахов, они имеют право передавать должность по своему усмотрению. Пожалование было сделано за верную службу, особенно проявленную во время набегов лезгин ( Какабадзе. 1967. С. 142). Однако наследственные права Русисшвили на Некресскую кафедру вскоре были отменены. Ок. 1739-1740 гг. Некресским архиереем был поставлен настоятель Давидгареджи Иоанн (Джорджадзе), сын моурави Енисели (Ист. документы Гареджи. 2008. Т. 1. С. 331, 339). Изменения произошли в статусе некресели. В 1740 г. католикос-патриарх Вост. Грузии Доментий IV (Багратиони ; 1705-1741) по просьбе царя Кахети Теймураза II (1733-1744; царь Картли в 1744-1762) посвятил епископа Некресского Иоанна (Джорджадзе), сына моурави Енисели, во митрополита. После него всех некресели должны были возводить в сан митрополита (ПГП. 1970. Т. 3. С. 754), однако в источниках этого периода некресели иногда именовали архиепископами (Список архиереев Картли и Кахети, 1770-е гг.//ПГП. 1970.

http://pravenc.ru/text/2564852.html

Но тогда не учреждены еще были вновь униатские епархии, и уже в 1808 г. Высочайшим указом возобновлено архиепископство Полотское для униатов, в Белорусской губернии находящихся, Брестское епископство в Литовской и Минской, а для других епархий епископство Луцкое. Первая епархия поручена архиепископу Ираклию Лисовскому; Брестская епископу Арсению Гловневскому, а Луцкая по-прежнему епископу Стефану Левинскому; а указом 14 февраля 1809 г. повелено по-прежнему восстановить униатскую Литовскую митрополичью епархию, причислив к ней от Брестской 300 церквей, Супряльскую в Белостотском округе упразднить и церкви причислить к Брестской; вкладные от панов Виленской кафедральной и Соборной Новогродской церкви имения, после называвшихся столовыми митрополичьими, отдать паки возобновляемой Литовской митрополичьей епархии, для управления сей епархии учредить в Вильне под ведением митрополита консисторию и суффрагана и проч. Все сии достопамятные перемены по бывшей Киевской епархии начались и происходили во время правления Преосвященного митрополита Самуила, хотя кончились уже после него. (Ибо он преставился 5 января 1796 г. от рождения на 66 году и погребен Преосвященным Амфилохием, викарием епископом Киевской митрополии, в Софийском Соборе). В его время пребывание имели в Киеве на пенсии: греческой Проиловской епархии митрополит Кирилл, Грузинский Руйский митрополит Иона, в 1795 г. въехавший в Москву для излечения; Максим католикос Грузинский, скончавшийся в Лавре 30 мая 1795 г., Кирилл, бывший епископ Севский, скончавшийся в Михайловском монастыре 24 сентября 1793 г. В 1786 г. указом Св. Синода сентября 28 назначено было здесь, пребывание и грузинскому Ниноцминдскому архиепископу царевичу Антонию; но он не прибыл. 64 . ИОРОФЕЙ Малицкий родился в городе Чернигове 1727 г. и в тамошней семинарии обучался наукам. Преосвященный Кирилл Ляшевецкий, бывший епископ Воронежский, вызвал его в 1758 г. в Воронеж к учительскому званию и в том же году постриг в монашество. Там обучал он юношество поэзии и риторике и был префектом семинарии, по временам исправляя и проповедническую должность, так же присутствуя и в тамошней консистории.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Настоятель Иверского монастыря прп. Георгий Святогорец (1044-1056) перенес в южную часть нартекса кафоликона мощи Иоанна Святогорца, прп. Евфимия и прп. Иоанна-Торникия, а позже свт. Арсения Ниноцминдского и прп. Иоанна (Грдзелидзе) и распорядился, чтобы возле рак горели три неугасимые лампады. Во время его настоятельства были зафиксированы случаи исцеления от мощей Иоанна Святогорца и преподобных. Сочинение " Житие блаженных отцов наших Иоанна и Евфимия и повесть об их достойном подвижничестве "  было создано прп. Георгием Святогорцем между 1042 и 1044 годами. Наиболее ранний текст сохранился в Афонском сборнике 1074 года , в рукописи 1713 года  и в 7 других рукописях XVIII века . Сведения об Иоанне Святогорце содержатся также в составленном Георгием Мцире в 1066-1068 годах " Житии и подвижничестве святого и блаженного отца нашего Георгия Святогорца " , в греч. Сказании об Иверской иконе Божией Матери (XVI в.), в принадлежащей Василию Багратисдзе синаксарной ред. Жития прп. Евфимия , послужившей одним из источников для прп. Георгия при составлении им Жития Иоанна Святогорца и прп. Евфимия, а также в сочинении греч. автора " Повесть о Евфимии, Иоанне и Георгии Ивирах " , дошедшем в двух рукописях первой половины XVIII века  и впоследствии включенном в сб. «Неон Эклогион» прп. Никодима Святогорца. Ценным историческим источником является хранящееся в ризнице Иверского монастыря собрание документов (актов) монастыря X-XV веков, изданное франц. византинистами при участии груз. ученых в 1985-1995 годах в 4 томах (Actes d " Iviron) и снабженное очерками по истории монастыря франц. византиниста Жака Лефора. Иоанн Святогорец неоднократно упоминается в актах . Его имя также упомянуто в " Книге агап Афонского Иверского монастыря " , содержащей 167 расположенных в круге календарного года поминальных записей X-XVII веков . Некоторые сведения об Иоанне Святогорце, основанные большей частью на указанных источниках, содержатся также в других письменных памятниках, связанных с историей Иверского монастыря.

http://drevo-info.ru/articles/13680579.h...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010