Манглисские: еп. Христофор (Цицкишвили) (титулярный, 19 марта - 13 июня 1922); еп. Сухумо-Абхазский Ефрем (Сидамонидзе) (27 марта - 4 июля 1927); митр. Ниноцминдский Каллистрат (Цинцадзе) (4 июля 1927 - 21-22 июня 1932); он же, как католикос-патриарх (21-22 июня 1932 - 3 февр. 1952); вдовствовала (3 февр. 1952-1959); митр. Урбнисско-Маргветский Давид (Девдариани) (1959-1972); он же, как католикос-патриарх Давид V(VI) (Девдариани) (1972-1974); еп. (с 1978 - митрополит) Георгий (Гонгадзе) (13 янв. 1974 - 1 окт. 1980); архиеп. Фаддей (Иорамишвили) (1 окт. 1980 - 25 авг. 1986); митр. Батумско-Шемокмедский Константин (Меликидзе) (25 авг. 1986 - 15 мая 1992); еп. Иов (Акиашвили) (17 мая 1992 - 25 дек. 1992); архиеп. Анания (Джапаридзе) (25 дек. 1992 - 17 июня 1995); Манглисско-Цалкский: архиеп. (с 15 нояб. 2001 - митрополит) Анания (Джапаридзе) (17 июня 1995 - 11 окт. 2013); Манглисско-Тетрицкаройский: митр. Анания (Джапаридзе) (с 11 окт. 2013). Арх.: ГЦИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Д. 460. Л. 8; Ф. 1698. Оп. 1. Д. 39. Л. 31; Ф. 2100. Оп. 1. Д. 9. Л. 2; Арх. Груз. Патриархии. Д. 621. Л. 28; Д. 1819; Д. 1973. Л. 5; Д. 1839. Л. 28; Д. 1859; Арх. Службы госбезопасности Грузии. Протокол 49; Протокол 51; Протокол 68. Лит.: Карбелашвили П. Грузинские духовные и светские наречия. Тифлис, 1898 (на груз. яз.); Описание рукописей/Кутаисский ист. музей. Тб., 1953. Т. 1. С. 205 (на груз. яз.); Пайчадзе Г. К истории рос.-груз. отношений 1-й четв. XVIII в. Тб., 1960. С. 232 (на груз. яз.); Иоселиани П. Жизнь Георгия XIII. Тб., 1978. С. 119 (на груз. яз.); Каллистрат (Цинцадзе), митр. Церковь св. Георгия Квашвети в Тбилиси. Тб., 1994 (на груз. яз.); Анания (Джапаридзе), митр. Церковные Соборы Грузии. Тб., 2003. Т. 1: Законодательные Соборы XII-XX вв. С. 341, 368; Т. 2: Соборы IV-XVIII вв. С. 233 (на груз. яз.); Матешвили Л., диак. Манглисско-Цалкская епархия//Карибче (Врата). Тб., 2005. Вып. 19 (на груз. яз.); Талаквадзе Н. Из дневника гражданина-священника. Тб., 2013. С. 210 (на груз. яз.). Г. Мачуришвили

http://pravenc.ru/text/2561816.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН (Грдзелисдзе) [Иоане; груз. ], прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 31 июля), мон. Иверского мон-ря (Ивирон) на Афоне, груз. книжник, каллиграф (кон. X - нач. XI в.). Биографические сведения об И. содержатся в Житии преподобных Иоанна и Евфимия Святогорцев, написанном прп. Георгием Святогорцем (Мтацмидели) в 1042-1044 гг. (НЦРГ. A 558, 1074 г.,- Афонский сб.; НЦРГ. А 130, 1713 г.; 7 рукописей XVIII в.), в Житии прп. Георгия Святогорца, созданном прп. Георгием Мцире в 1066-1068 гг. (НЦРГ. S 353, XI в.; А 130, 1713 г.; 9 рукописей XVIII в.), а также в колофонах рукописей собрания Иверского мон-ря, переписанных И. И., а позже свт. Арсений Ниноцминдский подвизались в мон-ре Отхтаэклесиа в Кларджетской пуст., где до этого монашествовал один из основателей Иверского мон-ря - прп. Иоанн Святогорец (Мтацмидели). И. и свт. Арсений подружились и более не разлучались; они покинули Отхтаэклесиа, избегая чрезмерного внимания окружающих, и перебрались в один из мон-рей Понта. Спустя нек-рое время афониты узнали о местонахождении И. и свт. Арсения и послали к ним монаха с письмом: «Святые отцы! Мы наслышаны о вашей святости и узнали, где вы находитесь, и очень огорчены, что вы не пожелали прибыть к нам, и пребывали бы вместе, ибо вы знаете, что и мы на чужбине». И. и свт. Арсений обрадовались приглашению и на следующий год прибыли на Афон, где были радушно встречены груз. братией и размещены в специально построенных для них кельях скита во имя прп. Симеона Столпника близ новопостроенного Иверского мон-ря, где подвизались приблизительно в 1044-1050 гг. И. и свт. Арсений стали активно участвовать в жизни Иверского мон-ря: следуя именно их совету, прп. Евфимий ок. 1019 г. передал управление мон-рем прп. Георгию Строителю (до 1029), дабы иметь возможность все свое время уделять литературно-переводческой деятельности. Мн. рукописи, содержащие переводы прп. Евфимия, переписаны совместно И. и свт. Арсением, напр. Ath. Iver. georg. 4, 1008 г.; 8, X в.; 10, X в.; 13, 1008 г.; НЦРГ. А 1103, 1011-1019 и др.

http://pravenc.ru/text/469021.html

д. «Законы католикосов» сохранились в сборнике гражданского права груз. царя Вахтанга VI (Кекел. S 51, 1794 г.; Н 3167, 1797 г.; Н 3046 и др., XIX в.- ПГП. Т. 1. С. 393-397) и были приняты на Соборе 1543-1549 гг., созванном в Имерети по инициативе католикосов Вост. и Зап. Грузии. На Соборе присутствовали 9 епископов (сохр. их подписи), в примечании указано, что при составлении документа они руководствовались Великим Номоканоном. В «Законы католикосов» вошли 23 постановления Собора, к-рые предусматривают суровые наказания за ограбление мон-рей и церквей, смертоубийство, воровство, измену царю, незаконные браки, торговлю пленниками и т. д. «Распорядок и заповеди» (Кекел. А 1085, XV-XVI вв.- ПГП. Т. 3. С. 351) - это характерный памятник церковного права XVI в., касающийся приходского устройства Церкви. Содержит 4 пункта правил, установленных патриархом для прихода Гергетского храма. Принятый в пределах только одного прихода, он регулировал отношения священно-церковнослужителей и прихожан, напоминал о соблюдении поста и выходных дней, запрещал священству ношение и держание холодного оружия и т. д. Царь Картли-Кахети Ираклий II. Прижизненный Портрет (ЛМГ) Царь Картли-Кахети Ираклий II. Прижизненный Портрет (ЛМГ) От XVIII в. сохранилось неск. документов церковного права. «Постановление Церковного Собора о монастырском чине и распорядке» (Кекел. Ad. 340, 1702 г.- ПГП. Т. 3. С. 633-635) было принято в присутствии католикоса Евдемона, архиеп. Алавердского Николая, архиеп. Ниноцминдского Христофора и др. епископов, а также представителей мон-рей и приходов. Оно состояло из 5 правил, касающихся распорядка монастырской жизни (запреты на переход монахов Давидгареджи в др. мон-рь, запрет о принятии на светскую службу отлученных от Церкви и т. д.). В 1748 г., на собранном в царском дворце в Тбилиси царем Кахети Ираклием II Церковном Соборе под председательством католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония I (Багратиони) были приняты «27 правил» (Кекел. Q 412. Л. 1-8, 1755 г.- ПГП. Т. 3.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Священный Синод постановил, что указанный документ содержит экклезиологические и терминологические ошибки и подлежит серьезной переработке. Если эти изменения не будут учтены и внесены в текст документа, Грузинская Церковь не находит возможным его подписать. По инициативе митрополита Потийского и Хобийского Григория (Бербичашвили), Священный Синод постановил, создать богословскую группу, которая по ряду богословских вопросов представит свои предложения на рассмотрение Священному Синоду. Священный Синод выслушал доклад митрополита Хонского и Самтредийского Саввы (Гигиберия) по организационным вопросам. Священный Синод определил делегацию Грузинской Православной Церкви в следующем составе: Католикос-Патриарх Илья II; митрополит Кутаисский и Гаенатский Каллистрат (Маргалиташвили); митрополит Даниил Сачхерский и Чиатурский (Датуашвили); митрополит Манглийский Анания (Джапаридзе); митрополит Ткибульский и Терджольский Георгий (Шаламберидзе); митрополит Алавердский Давид (Махарадзе); митрополит Некресский Сергий (Чекуришвили); митрополит Шемокмедский Иосиф (Киквадзе); митрополит Николай Ахалкалакский, Кумурдойский и Южноамериканский (Пачуашвили); митрополит Ахалцихский и Тао-Кларджетский Теодор (Чуадзе); митрополит Хонский и Самтредийский Савва (Гигиберия); митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим (Шарашенидзе); митрополит Горийский и Атенский Андрей (Гвазава); митрополит Цагерский и Лентехский Стефан (Калаиджишвили); митрополит Сенакский, Чхороцкуйский и Австралийский Шио (Муджири); митрополит Руставский Иоанн (Гамрекели); архиепископ Схалтский Спиридон (Абуладзе); архиепископ Сагареджойский и Ниноцминдский Лука (Ломидзе); епископ Тианетский и Пшав Хевсуретский Михаил (Габричидзе); епископ Хорнабуджский и Геретский Дмитрий (Капанадзе); епископ Самтависский и Каспийский Дамиан (Хупения); епископ Цалкийский Григорий (Кациа); епископ Бельгийский и Голландский Досифей (Богверадзе); епископ Североамериканский Савва (Инцкирвели); Никорцминдский епископ Вахтанг (Липартелиани); Протопресвитер Георгий Звиададзе;

http://pravmir.ru/gruzinskaya-tserkov-ne...

Ф. 1880. Оп. 3. Д. 22. Л. 2) и фактически нигде не служил (возможно, только тайно в домах прихожан). В этот же период в семье Шавианидзе случилось горе: 9 янв. 1942 г. был арестован и 17 окт. расстрелян старший сын Н., 26-летний Шалва, аспирант филологического фак-та Тбилисского гос. ун-та, ученик проф. К. Кекелидзе , участник антисоветского заговора 1941 г. и секретарь антисоветской орг-ции. В семье не знали о расстреле Шалвы (младший сын Н., Отар, узнал об этом в кон. 80-х гг. XX в., когда при президенте Грузии З. Гамсахурдии был открыт доступ к архивам). Н. до конца жизни ждал Шалву и просил семью, «когда появится его старший сын», позаботиться о нем (Семейный архив митр. Наума). В 1943 г. католикос-патриарх Каллистрат отозвал Н. в Тбилиси и назначил ключарем кафедрального собора Тбилисский Сиони . Святейший поселил его рядом с собой, Н. выполнял обязанности секретаря католикоса-патриарха, считался постоянным представителем ГПЦ в Правительстве Грузии. При его участии был исправлен и усовершенствован месяцеслов ГПЦ, к-рый стали помещать в издаваемом с 1945 г. Календаре Грузинской Патриархии; с 1947 г. Н. подписывал Календарь как ответственный за выпуск. В 1943 г. Н. участвовал в переговорах ГПЦ с офиц. представителем патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского) архиеп. Ставропольским и Пятигорским Антонием (Романовским) , после к-рых РПЦ признала автокефалию ГПЦ и между Церквами установились дружественные отношения (Джвари вазиса. 1989. Вып. 4. С. 83-84). 28 янв. 1945 г. Н., еп. Ниноцминдский Димитрий (Лазаришвили), прот. Симеон Монаселидзе и игум. Зиновий (Мажуга) в составе делегации ГПЦ во главе с католикосом-патриархом Каллистратом прибыли в Москву для участия в Поместном Соборе РПЦ (31 янв.- 2 февр. 1945), на к-ром был избран патриарх Московский и всея Руси Алексий I (ЦГА новейшей истории Грузии. Ф. 1879. Оп. 1. Д. 2. Л. 70, 76). Во время этого визита патриарх Алексий I наградил Н. крестом с украшениями. В 1943-1944 гг. в Грузинскую Патриархию неоднократно поступали ходатайства жителей Кутаиси, прихожан храма в Мцване-Квавила, о назначении им пастыря.

http://pravenc.ru/text/2564752.html

Н. сразу же по восшествии на кафедру занялся упорядочением церковной жизни Алавердской епархии, вопросами, касавшимися духовенства, паствы и церковного устройства Кахети в целом. Сохранилось множество документов, в т. ч. жалованные книги, 1685 и 1687 гг. (НА Грузии. Ф. 1449. Д. 1856-1858; Ф. 1451. Д. 82-86, 88; НЦРГ. Ad 824, 849, 854, 864; ПГП. 1970. Т. 3. С. 586). Согласно документу, датированному приблизительно 1688-1694 гг., Ираклий I передал Н. в с. Ходашени землю и мон-рь в честь Благовещения Пресв. Богородицы, настоятелем которого был свящ. Николай (НЦРГ. Ad 587). Н. был участником церковного Собора, созванного по распоряжению Ираклия I в 1690 г., где также присутствовали католикос-патриарх Вост. Грузии Иоанн Х и груз. архиереи: Бодбийский Евдемон, Ниноцминдский Арсений, Руставский Николай, Самебский Николай и др. (НЦРГ. Ad 349; ПГП. 1972. Т. 4. С. 597-598). Постановления Собора были подписаны 12 марта, на документе стоит собственноручная подпись Н., а также его печать, содержащая слова «верующий в Господа». В 1694 г. католикос-патриарх Иоанн Х, Н., еп. Руставский Николай (Чолокашвили), архиеп. Тбилисский и представители знати участвовали в разбирательстве Ираклием I известного в то время «Дела Гурамишвили» (НА Грузии. Ф. 1448. Д. 57). Ист.: Переписка на иностранных языках груз. царей с российскими государями, от 1639 г. по 1770 г./Сост., предисл, примеч., ист. обзор: М. И. Броссе, Ф. Плоен. СПб., 1861 (на рус., франц. и др. яз.); Надписи ист. памятников Кахети/Сост., коммент.: Т. Барнавели. Тб., 1961 (на груз. яз.); Вахушти Багратиони. История царства Грузинского/Сост.: С. Каухчишвили. Тб., 1973. (КЦ; 4); Эпиграфические памятники Гареджи. Тб., 1999. Т. 1. Ч. 1: Лавра св. Давида, мон-рь Удабно, XI-XVIII вв./Сост.: Д. Клдиашвили, З. Схиртладзе (на груз. яз.). Лит.: Качарава Э. К истории полит. раскола Грузии//Мацне (Вестник). Сер. истории, археологии и истории искусств. Тб., 1987. 3. С. 113-121 (на груз. яз.); она же. Алавердское епископство (епархия) - составная часть Грузинского Патриархата//Вопросы истории Грузинской Церкви, груз. духовной лит-ры и христ. искусства: Мат-лы конф. 11-13 окт. 1995. Тб., 1998. С. 179-186 (на груз. яз.); она же. Хронология Алавердских архиереев, XVII в. Ч. 2//Аналеби (Анналы)/Науч. центр истории, этнологии, изучения религии и пропаганды. Тб., 2011. 7. С. 295-298 (на груз. яз.); Кавлелишвили Е. Митра Алавердских архиереев в Национальном музее Грузии//Исторические листки Алавердской епархии. Тб., 2007. Вып. 1 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/2565962.html

На родине святой устроил из родного дома монастырь, в котором постриг мать и сестру в монашество, и оставался при нем до кончины матери. Затем часть оставшегося имущества он отдал Давидогареджийскому монастырю, другую же роздал нищей братии; кроме женского монастыря Илларион основал также монастырь мужской, в котором поселил 76 иноков и который также наделил имениями. В Гареджийском монастыре он на собственные средства расширил пещерную келью св. Давида и обратил её в храм. В Житии св. Давида (I. 136) об этом замечено: «потом преподобный и богоносный отец Илларион расширил и украсил церковь для богослужения, и в ней с южной стороны устроил раку, где ныне почивают мощи св. Давида». Дядя его по матери, военный человек, вознегодовал, что имение отдано не ему, а монастырю, напал со своими единомысленниками на обитель и разграбил её. Братия горько жаловалась Иллариону на обиду его дяди, но святой просил их молиться. Между тем с грабителем случилась падучая болезнь. Больной покаялся и просил у племянника прощения; святой изобразил на нем крестное знамение, помолился и исцелил его; тогда дядя пожертвовал все свое имущество Гареджийскому монастырю и сам облегся в монашескую рясу. Слава об Илларионе распространилась по всей Кахетии; из дальних стран к нему приходили больные и святой не оставлял никого своими поучениями и милостынею. По смерти епископа, поставившего его во священника, царь со всем народом желали возвести на кафедру (по мнению Сабинина: Ниноцминдскую) 102 Иллариона; святой, считая себя недостойным такого сана, пожалел, что оставил Иорданскую пустыню; поставил настоятелем Гареджийского монастыря одного инока, а сам, простившись с братией и взяв с собою двух самых близких лиц, отправился для обозрения монастырей, «построенных им еще до путешествия в Иерусалим», а равно монастыря, поставленного для его матери. Так как мать святого умерла, Илларион направился в столицу греческой империи – Константинополь, «во времена верного царя Михаила, царствовавшего после отца своего Феофила» (842–867).

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

25.11(08.12)193 06.1933 03.1934 22.11(05.12)1935 Тираспольская Основана в 1921 г. (?) Одесское викариатство. Упразднена в 1922 г. Возобновлена в 1948 г. Упразднена в 1949 г. Возобновлена 23.09(06.10)1998 как самостоятельная (в составе Кишиневско-Молдавской митрополии). Именовалась: Тираспольская; с 23.09(06.10)1998 – Тираспольская и Дубоссарская. 1921 21.05(03.06)1948 25.05(07.06)1949 Нектарий Григорьев 23.09(06.10)1998 Иустиниан Овчинников Тифлисская Основана в V в. Митрополия. Присоединена 30.06.1811. В составе Грузинского Экзархата (см.). Упразднена в 1814 г. (вошла в состав Карталинской митрополии). 30.06.1811 30.11.1813 Тифлисская, обн. Основана в 1924 г. Упразднена в 1927 г. Викарная кафедра: Ниноцминдская. 1924 Тифлисская и Бакинская (см. Грузинский Экзархат Святейшего Синода Православной Российской Церкви) Тихвинская Основана в 1907 г. Именование – по г. Тихвин (Ленинградская губерния). Новгородское викариатство. Упразднена в 1927 г. Возобновлена в 1965 г. С.-Петербургское (Ленинградское) викариатство. 03.09.1907 15.02.1908 Феодосий Феодосиев 14.03.1908 08.03.1913 28.04.1913 08(21)02.1921 Алексий Симанский 11(24)10.1965 01(14)05.1966 Филарет Вахромеев 24.10(06.11)1966 17(30)07.1968 Михаил Мудьюгин 23.11(06.12)1968 12(25)06.1970 Герман Тимофеев 12(25)06.1970 12(25)07.1970 в/у Мелитон Соловьев 13(26)07.1970 22.10(04.11)1986 28.08(10.09)1987 04(17)10.1987 05(18)10.1987 31.08(13.09)1989 Прокл Хазов 06(19)07.1993 19.09(02.10)1993 19.09(02.10)1993 14(27)12.1995 Симон Гетя 04(17)07.1996 Тихвинская, обн. Основана в 1924 г. Именование – по г. Тихвин (Ленинградская губерния). Ленинградское, Череповецкое викариатство. Упразднена в 1934 г. 21.11(04.12)1924 05.1925 (?) Александр Сахаров 20.05(02.06)1925 13(26)06.1926 Александр Сахаров, паки 28.04(11.05)1926 Нил Ушаков 28.04(11.05)1926 Досифей Степанов 12(25)02.1931 12(25)11.1932 10(23)12.1932 12(25)05.1933 Тмутараканская Древняя; ныне не существующая. Основана до 519 г. Местопребывание – в г. Фанагория (бывшая столица Боспорского царства; Таманский полуостров; ныне – Краснодарский край).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так, к периоду Патриаршества Антония I число епархий в Вост. Грузии сократилось до 14; в 1765 г. была упразднена Кацаретская епархия в Кахети, территория к-рой вошла в Ниноцминдскую и Руставскую епархии (ПГП. Т. 3. С. 860). Католикосы стремились укрепить пограничные епархии, в Некресской и Гишской епархиях, охватывавших отторгнутые от Грузии провинции Саингило, Чари и Каки, резко повысился процент мусульм. населения. В 1762 г. на Церковном Соборе был поднят вопрос о Некресской епархии, еп. Досифей (Пицхелаури) открыл здесь школу под личным покровительством Ираклия II; в 1765 г. епархия была возведена в ранг митрополии ( Анания (Джапаридзе), митр. Соборы. 2003. Т. 2. С. 201). В 70-х гг. XVIII в. в Кахети действовали Алавердская, Ниноцминдская, Кизикская, Руставская, Некресская епархии, в Картли - Мцхетская, Тбилисская, Самтавро-Горийская, Руисская, Урбнисская, Никозская, Самтависская епархии. Опустошенными и фактически упраздненными числились Самебская, Гишская, Черемская, Харчашнийская (Кахети), а также Цинцкаройская, Цалкская, Болнисская, Дманисская, Ахтальская, Манглисская, Цилканская (Картли); последние 3 позже были восстановлены (ПГП. Т. 3. С. 929). В марте 1788 г. Антоний I скончался и на Патриарший престол был избран сын Ираклия II 26-летний митр. Алавердский Антоний II (Багратиони) . До взятия Тбилиси Агой Мухаммад-ханом в 1795 г. положение Вост. Грузии было стабильным: в перерывах между набегами лезгинских племен и нашествиями иран. войск пустующие земли заселялись крестьянами, возрождались села и города, налаживалось хозяйство и церковноприходская жизнь. Однако в приграничных приходах проведение богослужений было затруднено. Так, митр. Некресский Амвросий (Микадзе) писал, что во время своего настоятельства в мон-ре Икорта он постоянно подвергался нападениям леков, а после перевода в Цилкани (1777) по этой же причине месяцами не мог проводить службу, церковь оставалась без прихожан даже в великие праздники ( Амвросий [Микадзе], митр. Некресский. Проповеди. 2003.

http://pravenc.ru/text/638558.html

Иосиф (Джандиери) , один из монахов Давидгареджи. Во время Патриаршества он вел аскетический образ жизни и обладал даром исцеления ( Иоанн Багратиони. Калмасоба. 1948. С. 211). В 1762 г. он созвал Собор, где были упорядочены права и обязанности архиереев и иереев (ПГП. Т. 3. С. 848). В марте 1764 г. на Патриаршем престоле был восстановлен Антоний I, а свт. Иосиф переведен на Харчашнийскую кафедру. Собор 2-8 окт. 1764 г. полностью оправдал Антония I, подтвердив версию царя Ираклия II и самого католикоса-патриарха об удалении его Теймуразом с кафедры по политическим мотивам как возможного претендента на царский престол. За клевету на патриарха свящ. Захария Габашвили и его сын диак. Иосиф были лишены сана. Антоний I учредил Телавскую ДС (1782), продолжал руководить Тбилисской ДС. В 1772 г. в С.-Петербурге вел переговоры с российской стороной, что способствовало заключению в 1783 г. Георгиевского трактата. Нек-рые исследователи (митр. Анания (Джапаридзе), З. Абашидзе) считают, что это по его вине 8-й артикул трактата содержит неточное определение статуса ГПЦ и ее первоиерарха после принятия Грузией покровительства России. В том же году Антоний I был избран членом Святейшего Синода РПЦ. Этот момент сыграл немаловажную роль в вопросе упразднения автокефалии ГПЦ (католикос-патриарх Антоний II (Багратиони) и архиеп. Ахтальский Варлаам (Эристави), впосл. Грузинский экзарх, также стали членами Синода РПЦ). Перед отъездом в Россию в дек. 1771 г. Антоний I передал управление Церковью подвластному царю Совету, куда вошли митр. Самтавройский и Горийский Виссарион, митр. Тбилисский Михаил, митр. Ниноцминдский, архим. 12 гареджийских мон-рей Савва, прот. патриаршего храма Анчисхати Георгий (фамилии неизв.) (ПГП. Т. 3. С. 892-895). Грамота католикоса-патриарха Антония I (Багратиони). 1771 г. (Ин-т рукописей Корнелия Кекелидзе) Грамота католикоса-патриарха Антония I (Багратиони). 1771 г. (Ин-т рукописей Корнелия Кекелидзе) Продолжавшиеся набеги кавк. племен, разорявших церкви и мон-ри, приводили к упразднению епархий.

http://pravenc.ru/text/638558.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010