—229— и ему – игумену посмотрити мощей его; а погребши отпеть над ним понахида и четыредесятница по нем петь; а на погребение роздать по нем нищим милостыня, что у них в монастыре лучилось; а как его погребут, и игумену о том о всем отписати святейшему патриарху Филарету Никитичу Московскому тотчас». 1498 Когда после 1626-го года было установлено местное празднование Адриану, остается неизвестным; служба есть в рукописях XVII века. 1499 106 . Арсений Комельский, с 1525-го по 1527-й год игумен Троицкого Сергиева монастыря, основатель двух монастырей – упраздненной Арсениевой пустыни, которая находилась в 40 верстах от Вологды, и Арсениева Комельского Ризположенского монастыря, который находится в 24-х верстах от города Грязовца Вологодской губернии, скончавшийся 24-го Августа 1550-го года. Судя по тому, что до половины XVII века было записано много его чудотворений 1500 , можно думать, что местное празднование ему было установлено ранее этой половины XVII века. 1501 107 . Нил Столбенский, уединенный отшельник, подвизавшийся на Столбенском озере в Осташковском уезде Тверской губернии, где после образовался монастырь его имени, скончавшийся 7-го Декабря 1554-го года. Спустя пять лет после его кончины была поставлена над его могилою часовня, в которой была устроена гробница, покрытая покровом, вслед за чем начали совершаться у его гроба чудеса. В 1595-м году была написана его икона, а вслед за тем было установлено и местное празднование его памяти. 1502 —230— 108 . Арсений, юродивый Новгородский, основатель упраздненного Арсениева монастыря, который находился в Новгороде, скончавшийся 12-го Июля 1570-го года. О начале установления местного празднования (которое совершается теперь 8-го Мая) ничего не может быть сказано. 109 . Иоанн Власатый, юродивый Ростовский, скончавшийся 3-го Сентября 1580-го года. Записи о чудесах преподобного заставляют предполагать, что местно празднование его памяти установлено в первой четверти XVII века. 1503 110 . Трифон Печенгский или Кольский, просветитель Лопарей, основатель упраздненного Печенгского монастыря, который находился на реке Печенге, в 250 верстах на северо-запад от Колы, скончавшийся 15-го Декабря 1583-го года. Судя по тому, что преподобный рано прославился как чудотворец, вероятно думать, что и местное празднование ему установлено более или менее вскоре после его кончины. 1504

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Увидав преп. Герасима, которого видал вместе с преп. Даниилом у царя, он с глубоким уважением поклонился ему и просил благословения. Наместник испугался и с честью отпустил подвижника. С того времени имя св. старца стало в уважении и в пустыню его начали приходить ревнители благочестия. Сперва построена была молитвенная храмина для общих молитв и поставлена хижина. Потом преп. Герасим отправился в Москву и там получил позволение на построение обители. Мало-помалу построены были храм св. Троицы и кельи для братий с трапезою. Преп. Герасим сам трудился при постройках, трудился потом и для общежития вместе с другими. Молол жерновом рож, даже и за других, пек хлебы, рубил и носил дрова, мыл для братии свитки, прислуживал больным. Спал он мало и никогда лежа. Пища его была хлеб с водою. Кроме Болдина монастыря преп. Герасим построил еще Предтечев монастырь в Вязьме; потом в Брынском лесу на реке Жиздри основал обитель Введения во храм Богоматери. В Болдиной обители под конец жизни преподобного было до 140 братий. Он бдительно вел всех их по путям спасения. Под его руководством воспитались строгие подвижники благочестия – блаж. Аркадий, после наставника своего скончавшийся в затворе и блаж. Антоний, почивший Вологодским епископом (в 1588) и допыне местно чтимый Вологжанами. После многолетних подвигов, преп. Герасим преставился 1 мая 1554 года. 49 Другой ревностный труженик, постриженик лавры Сергиевой, и в последствии один из достойных преемников великого чудотворца Сергия, – преподобный Арсений происходил из дворянского рода Сухорусовых. При том богатстве доходов, какие тогда имела обитель Сергиева, преп. Арсений не изменялся в любви своей к нищете и посту. Однажды в. кн. Василий пришел на богомолье в обитель Сергия и на игумене богатой лавры увидел одежду разодранную и ушитую заплатами. На вопрос изумленного в. князя братия отвечали: «Игумен наш истинный раб Божий и живет в Боге; но он думает только о том, как бы оставить нас и удалиться в безмолвную пустыню». И действительно, в 1527 году любитель безмолвия оставил игуменство и удалился в необъятный Комельский лес, где прежде его уединялись многие отшельники, избрал себе самое глухое место, на берегах речек Кохтыжа и Лежи, водрузил крест, поста-

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

С. 155–158). 8 Там же. С. 265. 260. О преподобном Арсении Комельском (†1550; пам. 24 авг.), бывшем в 1526–1527 годах Троицким настоятелем, см. Священник И. Верюжский. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковию и местно чтимых. Вологда, 1880. С. 457–474. 10 Иеромонах Арсений. Летопись наместников, келарей, казначеев, ризничих, экономов и библиотекарей Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. СПб., 1868. С. 20. 12 Акты Российского государства. Архивы московских монастырей и соборов. XV — начало XVII вв. М., 1998. С. 295. 14 ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. СПб., 1904. С. 158; Т. 29. М., 1965. С. 57, 156. Крещение было совершено 18 августа; возвращаясь после него в свою обитель преподобный Адриан Андрусовский погиб от рук разбойников (†1549; пам. 26 авг.) (Архиепископ Филарет Черниговский. Жития святых, чтимых Право­славною Церковию. Изд. 2. СПб., 1892. Месяц Август. С. 226). Старец же Геннадий — это преподобный Геннадий Любимоградский (†1565; пам. 23 янв.) (Архиепископ Филарет Черниговский. Жития святых… Месяц Январь. С. 235). 15 Черкасова М. С. Землевладение Троице-Сергиева монастыря… С. 191; Каталог древнерусских грамот, хранящихся в отделе рукописей Государственной Публичной библиотеки… Изд. 2. СПб., 1992. С. 62. 16 Иеромонах Арсений. Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Ч. 2. М., 1878. C. 267. 17 Произведения мелкой пластики XIII–XVII веков в собрании Загорского музея. Каталог. Загорск, 1960. С. 183. 18 Российское законодательство X–XX веков. Т. 2. М., 1985. С. 374. Смирнов И. И. называет игумена Серапиона и старца Герасима “доверенными лицами правительства и Митрополита Макария” (Смирнов И. И. Очерки политической истории Русского государства 30–50-х годов XVI века. М.–Л., 1958. С. 242). 20 Веселовский С. Б. Дьяки и подьячие… С. 281; Лихачев Н. П. Разрядные дьяки XVI века. Опыт исторического исследования. СПб., 1888. c. 241–242. О предшественнике владыки Серапиона см. Архимандрит Макарий (Веретенников). Новгородский архиепископ Феодосий (1542–1551; †1563)//Альфа и Омега. М., 2000. 3(25). С. 187–210.

http://pravmir.ru/iz-istorii-russkoy-ier...

Антоний Леохновской, он был из Тверских бояр; Святейший Патриарх Иов и Казанский Архиепископ Герман были уроженцы города Старицы; Пр. Дионисий, Троице-Сергиевской Лавры архимандрит и блаженный Арсений были родом из города Ржева; Пр. Ефрем Перекопский и пр. Савва Вишерский были родом из Кашина; Пр. Трифон был сын священника Крестовоздвиженской церкви города Торжка. Другие из них проживали в Твери и пределах Тверской епархии. А именно: Пр. Моисей, архиепископ Новгородский, Корнилий Комельский и Паисий Угличской были постриженниками Тверских монастырей – святитель Моисей Тверского Успенского Отроча монастыря, Корнилий – Савватьевского, Сретенского – и Паисий – Троицкого в Колязине Макарьевского монастыря. Пр. Иосиф Волоколамский проживал в монастырях Тверской епархии. Первосвятитель Казанский Гурий был настоятелем Селижаровского монастыря, из которого он, по воле царя Иоанна Грозного, возведён был на кафедру Казанскую. Св. Варсонофий (второй сего имени) был епископом Тверским; тверскую кафедру занимал и Арсений 2-й Эласонский, впоследствии Архиепископ Суздальский. Св. Тихон, епископ Воронежский – был настоятелем Успенского Отроча монастыря и занимал должность ректора Тверской Духовной Семинарии. Пр. Максим Грек почти двадцать лет томился в заключении Отроча монастыря. Благоверный князь Димитрий Юрьевич Красный был князем Бежецким. Наконец к Тверским святым присоединены пострадавшие в пределах Тверской епархии и мученической кончиной перешедшие в загробную жизнь. Так св. благоверный Великий князь Владимирский Георгий (Юрий) Всеволодович был убит в 1238 г. 4 марта в битве с татарами, на берегах р. Сити, близ с. Боженки в Кашинском уезде; – в том же уезде в Шеренгском лесу (где ныне деревня Васильева) мученически скончался племянник Великого князя Георгия Василько (Василий) Константинович, Ростовский князь: св. Филипп 2-й Московский митрополит, был задушен Малютой Скуратовым в Тверском Отроче монастыре (23 декабря 1569 г.). Икона «Собор Тверских святых» и местно чтимых, сооружённая Иоасафом Як. Кункиным (в 1902 г.) не полна: на ней нет некоторых подвижников благочестия местно чтимых и даже мучеников за св. церковь : Так опущены:

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Место это еще и доныне окружено болотами и трясинами, а тогда тут была такая глушь и непроходимая чаща, что с плеч путника сорвало тяжелый крест, который, ради смирения, он нес на себе. В ту же минуту необыкновенный свет озарил окрестность. Приняв это явление за тайное указание промысла Божия, преподобный исполнился радости и, водрузив свой крест, построил себе небольшую келлию. Крестьяне, ходившие сюда то для рубки леса, то для звериной ловли, сочли помехой себе келлию Арсения, разорили ее и убили келейного старца Арсениева. Давая место гневу, преподобный прошел в Шилегонский лес на речку Ингорь, или Маслянку, и здесь стал подвизаться. К нему стали приходить за наставлениями ревнители благочестия. Между тем безбожные татары сделали нападение на страну Вологодскую, предавая все огню и мечу. Жители толпами бежали из селений в Шилегонский лес. Варвары покушались проникнуть сюда же, но удержаны были невидимой силой. И, однако, безмолвие пустынное отселе уже изгнано было поселившимися вблизи пустыни изгнанниками. Любитель безмолвия, поручив не безмолвную «Арсениеву пустынь» одному из учеников своих, решился водвориться опять в Комельском лесу. Он отправился в Москву искать защиты от своеволия людей. Огражденный грамотой великого князя Василия (1530), преподобный Арсений возвратился с учеником своим Герасимом на прежнее место, где прежде водрузил крест. В лесу было много медведей, которые тревожили его уединение, но молитвой он смирил их, и они уступили ему свои берлоги. Когда собралось к нему несколько учеников, он поставил храм в честь Положения ризы Богоматери во Влахерне. Это было уже в царствование Иоанна Васильевича, при митрополите Иоасафе; бывший игумен великой лавры благолепно украсил и малую свою обитель, снабдив ее святыми иконами и книгами. Не оставил он однако и Шилегонской своей пустыни, отстоявшей за тридцать верст от нового монастыря, ибо и там собралось много народа. На пути из одной пустыни в другую имел он обычай беседовать со всеми, кто ему встречался, наставляя каждого душевному спасению, и заходил дорогой в селения, останавливаясь там даже на несколько дней, чтобы назидать словом простых людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь в период от учреждения автокефалии в 1448 г. до 1589 АГАФОН прп. (пам. 20 февр., 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), чудотворец Киево-Печерский АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (Завалишин Андрей Никифорович; † 1550), прмч., (пам. 26 авг. и 17 мая - перенесение мощей, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт–Петербургских святых) АКАКИЙ (1482 – 1567), еп. Тверской и Кашинский, свт. (пам. 14 янв. и 29 июня - в Соборе Тверских святых) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АЛЕКСАНДРОВ ОШЕВЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Каргопольском у. Олонецкой губ. близ Ошевенской слободы, основанной родственниками зачинателя мон-ря, прп. Александра Ошевенского, иером. Кириллова Белозерского мон-ря АНТОНИЙ (нач. 20-х гг. XVI в. - 1588), еп. Вологодский и Великопермский , свт. (пам. 26 окт., в Соборе Вологодских святых и в Соборе Смоленских святых) АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АРСЕНИЙ НОВГОРОДСКИЙ (Амвросий; нач. XVI в.-1572?), прп. (пам. 12 июля и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых) АРТЕМИЙ († ок. 1575), мон., религиозный публицист, книгописец, один из виднейших идеологов нестяжательства ВАРЛААМ († 1585 ), еп. Суздальский и Тарусский, свт. (пам. 8 сент., 6 июля - в Соборе Владимирских святых) ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРНИЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ СЕРГИЕВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в пос. Варницы, ныне в черте г. Ростова Ярославской обл., подворье Троице-Сергиевой лавры (с 1995) ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495 - 1576), еп. Тверской, свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых) ВАСИЛИЙ (2-я пол. XV в.), инок, прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121754.html

Это было в 1525 году. При том богатстве доходов, какие тогда имела обитель Сергиева, преп. Арсений не изменялся в любви своей к нищете и посту. Раз в. к. Василий пришел на богомолье в обитель Сергия и на игумене богатой лавры увидел одежду, разодранную и ушитую заплатами. На вопрос изумленного в. князя братия отвечали: «игумен наш истинный раб Божий и живет в Боге; но он думает только о том, как бы оставить нас и удалиться в безмолвную пустыню». В. князю жаль было, если обитель лишится такого настоятеля, и братия просила его держать блаж. наставника их с ними. В. князь убедил Арсения остаться на несколько времени в Сергиевой обители, и Арсений исполнил волю в. князя. Но в конце 1527 г. он оставил игуменство 1015 и отошёл в Комельский лес. На берегах речек Кохтыжа и Лежи была тогда такая глушь, что преподобный, неся на себе для смирения тяжелый деревянный крест, споткнулся и крест упал с плеч труженика; небесный луч, озаривший в туже минуту подвижника, заставил остановиться на месте; труженик водрузил тут крест. Он поставил себе хижину вблизи креста и стал подвизаться в безмолвном уединении. Место это в 36 верстах от Вологды, еще и поныне окружено трясинами и болотами. Крестьяне, ходившие сюда то для рубки леса, то для звериной ловли, сочли помехою себе келью Арсения и убили келейного старца Арсениева. Давая место гневу, преподобный прошел в Шилегонский лес, на речку Ингорь или Маслянку, и здесь стал подвизаться. К нему стали приходить за наставлениями ревнители благочестия. Между тем безбожные татары сделали нападение на страну вологодскую, предавая все огню и мечу. Жители толпами бежали из селений в Шилегонский лес. Варвары покушались проникнуть сюда же, но удержаны были невидимою силою. И однако безмолвие пустынное отселе уже изгнано было, поселившимися вблизи пустыни изгнанниками. 1016 Любитель безмолвия, поручив не безмолвную «Арсениеву пустынь» одному из учеников своих, решился водвориться опять в комельском лесу. Он отправился в Москву искать защиты от своеволия людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Скачать epub pdf Русские монахи начали обосновываться на Афоне в первые десятилетия XI века. На афонском греческом документе, датированном февралем 1016 г., рядом с другими подписями значится имя монаха Герасима, игумена русской обители, написанное на греческом языке. 1 В разное время на Афоне побывали или подвизались там известные русские подвижники: киево-печерский архимандрит Досифей, новгородский игумен Иларион, преподобный Арсений Коневский, иеродиакон Зосима и Епифаний Премудрый из Троице-Сергиевой обители, Иона Угрешский, игумен Савва Вишерский, преподобный Иннокентий Комельский и многие другие. В 1859 г. Святую Гору посетил архимандрит Антонин (Капустин) . Архимандрит Антонин (в миру Андрей Иванович Капустин) родился в селе Батурино Шадринского уезда Пермской губернии 12 августа 1817 года в семье священника. В 1843 году он окончил Киевскую Духовную Академию вторым магистром и был оставлен при ней бакалавром немецкого языка. Затем он преподавал греческий язык, нравственное богословие, герменевтику (изъяснение Священного Писания ) и обличительное (сравнительное) богословие. 7 ноября 1845 года Андрей Капустин принял монашество с именем Антонин – в честь святого мученика Антонина Анкирского, память которого отмечается в этот день. С 1850 года отец Антонин служил настоятелем русской посольской церкви в Афинах. Его труды по реставрации этой церкви были отмечены Святейшим Синодом, и 5 апреля 1853 года он был возведен в сан архимандрита. В 1860–1865 годах архимандрит Антонин – настоятель посольской церкви в Константинополе. А в 1865–1894 гг. – до конца жизни – начальник Русской Духовной миссии в Иерусалиме. 2 Архимандрит Антонин посетил Святую Гору Афон в составе научной экспедиции, отправившейся туда из России через Афины. Еще до отъезда из Афин его посетил будущий спутник и сотрудник П.И. Севастьянов. Вот что пишет об этом о. Антонин в своем дневнике: «… слышу внизу стук в двери… является… кто бы вы думали? Петр Иванович Севастьянов! ’’Что, не ожидали небось? А я вот за вами. Собирайтесь-ка на Святую Гору. Теперь уже вы не увернетесь от меня’’. Вот ведь какие оказии бывают иногда неожиданно-нечаянно! Голова пошла кругом!» (1 июля 1859 г.). 3

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Из истории известно о столкновении северного и южного течений монашеской жизни в споре о монастырских владениях конце XV века. Во главе нестяжателей стоял прп. Нил Сорский , за монастырские земли – прп. Иосиф Волоцкий . После поражения нестяжателей то, что сочеталось в духовной школе преподобного Кирилла – созерцательная жизнь и благотворительность, оказывается уже несовместимым. Преподобный Нил стоял за главное – внутреннее делание и тесно с ним связанную нестяжательносгь, но он потерял связь с жизнью государства, в этом его слабая сторона. Монашество московского направления наоборот, органически срастается с государством и продолжает традицию благотворительности, но уже в ущерб духовному деланию 687 . Проф. Г. П. Федотов , пользуясь данными проф. Е. Е. Голубинского , приводит сведения о резком уменьшении числа канонизированных святых последующих веков: на первую половину XVI века падает 22 святых, на вторую – 8, на первую половину XVII века – 11, на вторую – 4. В XVII веке убыль идет резко и равномерно; по четвертям XVII века соответственные цифры дают 7,4,2,0 688 . И. М. Концевич связывает это оскудение святости не только с поражением нестяжателей – представителей школы созерцательного подвига – в споре о земельных владениях, но и с отрывом от традиций восточного монашества после гибели Византийской империи в середине XV века (1453 г.) 689 . Печальным явлением следующих веков (XVI-XVII) стало изменение отношения к отшельникам. Теперь мир не идет за ними, а восстает против них. Рост монастырских владений приводит к неприязни со стороны крестьян, которые отныне считают отшельников личными врагами и часто убивают их. И. М. Концевич приводит такие данные: «Два прп. Адриана: Андрусовский (1549 г.) и Пошехонский (1550 г.) убиты с целью грабежа. Преподобный Агапит Маркушевский (1578 г.) убит крестьянами, и тело брошено в реку. Он перед этим ходил в Москву просить благословения у митрополита и земли у царя на мельницу. У этой мельницы и был убит. Далее Симон Воломский (1613 г.) мученически убит крестьянами. Такая же участь постигла Иова Ущельского (1628 г.). Преподобный Нил Столобенский (1554 г.) спасся живым из подожженного вокруг него леса. Случайно спасся прп. Арсений Комельский, ученик которого был принят за него и убит. Преподобный Диодор Юрьегорский (1624 г.) был изгнан и избит и, наконец, прп. Леонид Устьнедумский, также изгнанный, должен был перенести свою обитель с горы в болото» 690 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Чего же стыдиться? спросила в свою очередь мученица. Я не хищница, не блудница; если вы и обнажили меня, то я имею одежду пресветлую, нетленную, вечную на небесах, которую приготовил мне мой Господь, за Которого я обнажена!» Народ кричал: «повинна смерти, так как хулит богов, унижает царя и смеется над князьями!» Св. Сира была осуждена на смерть, но некоторые из советников отложили смерть ее до другого времени, чтобы она была убита не в этом городе, где было много христиан. Св. мученица была связана с прочими узниками. Царь отправился в город Вефармис; туда была приведена и св. Сира и брошена в темницу. Там она разболелась, но помолилась Господу, чтобы Он не лишил ее возможности скончаться мученически, – и Господь, исцелил ее. Один из темничных стражей хотел обесчестить св. деву, но был поражен за это проказою и, падши на землю, неистово кричал. He смотря на это, начальник темничный задумал сделать, тоже, но и он тоже пал замертво, будучи наказан Господом; во гневе он задумал удавить мученицу веревкою и призвал кузнеца, чтобы снять с св. мученицы железные оковы. Но святая, обратясь к начальнику, сказала: «не нужно здесь кузнеца!» и, сказав это, сбросила с себя оковы. Начальник велел связать ей руки, чтобы она не противилась, но святая сказала: «оставь, я свою шею добровольно отдам на смерть за Господа моего!» Посл этого св. Сира была удавлена за Христа Господа. Честное тело ее было отдано на съедение псам, но псы не прикоснулись к нему. Когда тело было выброшено за ограду, христиане взяли его и честно похоронили. Св. Сира скончалась в 558 году (Четьи-Минеи). Пренесение честных мощей св. Петра, митрополита Киевского и всея России Пр. Арсений происходил из боярского рода Сухорусовых и родился в Москве. Еще в юных летах он постригся в иноки в обители пр. Сергия Радонежского, где в продолжении многих лет преуспевал в подвигах иночества и занимался с усердием переписыванием священных книг. Здесь в 1506 г. он и «написал евангелие», которое и доныне находится в Арсеньевой комельской обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010