Нифонт , 1778–80. Иоанн в апр. 1780 перев. из Розважского. (†?) Герман , 7 июня 1780–88, 5 апр. † … Пахомий Карпинский 21 авг. 1788–91, уволен на покой (21 мар.). Иосиф , 1791–94. Архимандриты Иннокентий , с 25 июня 1795; архим. с сент. 1798; 6 февр. 1804 перев. в Рыльский Николаевский. Моисей 10 февр. 1804 перев. из Сковородского; до 1814. Дионисий , 1814–23. Варсонофий , 1823–27. Арсений , 1827–30. Серафим , 1830–34. Антоний перев. из Новгородского Кириллова, 1834–39. Иннокентий , 1842–52. Владимир Кобылин , 1853–55,29сент. перев. в Тихвин. Иннокентий , 1856–60. Паисий , 1861–63. Серапион , 1863–64. Иринарх , 1865–69. 15 Ферапонтов, от города Кириллова в 15 верстах; основан св. Ферапонтом в 1398. Упразднён в 1798. [VI, 849.] Игумены Св. Ферапонт Белоезерский † 27 мая 1426. Св. Мартиниан Белоезерский 1426–48, перев. в Троицкую Сергиеву Лавру. Мощи открыты в 1514. Герман , 1450–54. Иоаким (при кн. Михаиле Андреевиче Белозерском). Мартиниан (паки строительствовал с 1455; † 12 янв. 6991). Филофей упом. 1467, а 2 нояб. 1471 хирот. в еписк. Пермского. Иоасаф , кн. Оболенский , 22 июля 1481 хирот. в архиеп. Ростовского. Сильвестр , 1511–14. Акакий , 1522. Мартиниан , 1526. Ферапонт , 1530 (sic), а 9 мар. 1539 хирот. в еписк. Суздальского. Нектарий , 1540. Кассиан , 1543. Гурий , 1545–51. Корнилий , 1554–57. Сергий , 1563. Арсений , 1567. Игнатий , 1568. Евфимий 15 янв. 1580; после на покое в Кирилло-Белоезерском (Акт. Ист., I, 404). Геннадий , 1583–85. Савва , 1597–99. Макарий , бывший Корнилиево-Комельский, определён 31 мар. 1613; упом. 1614. Герасим , 1620–23. Матфей , 1624 и 25. Евфимий , 1625–34. Антоний , 1636–40, уволен 25 апр. Герасим , 1640 и 41, уволен 21 нояб. Иоаким , 1641 и 42. Арсений , 1642–44. Варлаам , 1644–51. Афанасий , 1651–55. Варлаам , 1655–58. Ферапонт , 1658–61. Афанасий , 1661–80. Два сего имени: один уволен, а другой определён в июне 1673. Дионисий , 1681–83. Иона Сямский , 1683–85. Варлаам , 1686 и 87. Иона , 1688–89. Мардарий , 1690–92. Филипп , 1692–94.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

191 По записи в одной Лаврской рукописи, 647, Памва Мошнин преставился 6 мая 1520 года. Следовательно, в 1515 году он оставил игуменство и жил после этого в монастыре на покое. А преемник его, Иаков Кашин, поставлен в марте 1515 года (Типогр. лет., с. 362). 192 В Уставе церковном, принадлежавшем Аврамию Палицыну и при-ложенном от него в лавру, а теперь находящемся в числе рукописей Синодальной библиотеки, между прочим читается замечание, что в великую субботу на утрени, когда совершалось «надгробное величание, у Троицы в Сергиеве прежь сего бывали белыа ризы (на игумене и священниках), игумен же Перфирей (причем, по всей вероятности, разумеется именно Порфирий 1-й) уставил постныа ризы» (см. в Опис. синод. ркп. Горск. и Невостр., 391, л. 206, с. 335 нач.). 193 Что в 1505 году Арсений подвизался в каком-то из Вологодских монастырей – это видно из записи на одной рукописи, которая была написана им в сем году (см. «Истор. иерарх.», т. III, с. 206). Порфирий удален с места в сентябре 1524 года, Арсений поставлен в январе 1525 года (Типогр. лет., с. 381). Под игуменом Троицким, которого будто бы посылал великий князь к дьяку Федору Жареному подговаривать, чтобы этот солгал на Максима Грека («Акт. Экспед.», т. I, 172, с. 144), должен быть разумеем именно Арсений. 194 В январе (27-го) 1529 года Александр был Троицким игуменом («Акт. Истор.», т. I, 132, с. 193), а в октябре (22-го) того же 1529 года называет себя бывшим Троицким игуменом (запись на одной принадлежавшей ему рукописи, теперь находящейся в библиотеке Ярославского купца И. А. Вахрамеева, по описанию А. А. Титова, 778 (был жив в 1534 году, ibid.). 195 В бывшей библиотеке Царского есть рукопись, написанная в 1536 году иноком Артемьем, постриженником Корнилия Комельского, жившим в Порфириевой пустыне (в Опис. Строева, 25, с. 11). Несомненно, что это есть наш Артемий (который потом приглашаем был в игумены Корнилиева монастыря). 197 Поставлен в архимандриты между 1 и 25 августа 1566 года («Акт. Экспед.», т. I, 272 и 273, с. 308 и 309).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Вблизи креста он поставил себе хижину и стал подвизаться. Крестьяне, ходившие сюда для звериной ловли, сочли помехою для себя келью Арсения и убили его келейного старца. Смиренный отшельник оставил на время дикий комельский лес и пришел в шилегонский, на речку Ингорь (или Маслянку), где стал опять подвизаться в посте и молитве. Он поставил здесь келью, и к нему начали стекаться ревнители благочестия ради душевной своей пользы. Арсений всех принимал с любовью, поучая их всем сердцем любить Господа. Довольно времени прожил пр. Арсений в шилегонском лесу, проводя время в подвигах и молитве. Вдруг на вологодскую страну сделали нападение татары, все предавая огню и мечу. Толпами бежали жители из селений в шилегонский лес, куда вслед за ними хотели проникнуть и татары, но были удержаны молитвою человека Божия. Все, искавшие себе убежище под его кровом, спаслись от меча татарского, но в дикой пустыне составилось целое поселение, и уже не возможно было там безмолвствовать. Любитель безмолвия, поручив не безмолвную «Арсеньеву пустынь» одному из своих учеников, решился поселиться опять в комельском лесу. Уже не люди, но звери стали там тревожить его дикое уединение, но преподобный молитвою смирил суровость медведей, и они уступили ему свои берлоги. Когда собралось к нему довольно братии, он испросил благословение у вологодского святителя Алексия – поставить церковь в пустыне, в честь положения ризы Богоматери во Влахерне и составить общежительную обитель. Бывший игумен великой Троицкой лавры благолепно украсил и эту малую свою обитель, снабдив ее святыми иконами и книгами. В 1543 году великий князь Иоанн Васильевич пожаловал игумена Арсения грамотою, в силу которой обитель его с ее имениями освобождалась, как от подсудности мирским властям, так и от постоев. Пр. Арсений не оставлял однако и Шилегонской своей пустыни, отстоявшей за 30 верст от нового монастыря: он посещал и ее. На пути из одной пустыни в другую он имел обыкновение беседовать со всеми, кто ему встречался, наставляя каждого душевному спасению; иногда заходил в селения, останавливаясь там даже на несколько дней, чтобы назидать своим словом крестьян.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Св. Арсений был епископом в Твери. Здесь он и родился от благочестивых, богатых и знатных родителей. Получил высокое по тогдашнему времени образование. Но ни богатство, ни знатность рода, ни образование не прельщали Арсения: он с ранних лет стремился к Богу. И со смертью родителей начал расточать имение на бедных и убогих, так что многие смеялись над ним и укоряли его в безрассудной расточительности. Расточив имущество и отпустив на волю своих рабов, Арсений удалился в Киево-Печерскую лавру и принял монашество. Здесь днем он исполнял трудные монашеские послушания, – рубил дрова, носил воду, готовил» пищу, а ночью молился. Скоро он был посвящен в иеродиакона и взят митрополитом Московским Киприаном для заведывания письменными делами по митрополии. Затем, по желанию князя Михаила Александровича, посвящен в епископа в Тверь. Сначала святой не соглашался на принятие высокого епископского сана, ссылаясь на свое недостоинство. 20 лет он управлял тверской паствой, служа для нее первым примером во всем добром. Св. Арсений примирял враждующих князей. Основал в 4-х верстах от Твери, на берегу реки Тмаки, в урочище Желтикове, монастырь. Сам приготовил для себя гроб из большего камня. Скончался в 1409 г. Через 80 лет мощи его обретены нетленными и почивают в Желтиковом монастыре. Преподобный Агафон подвизался в Египте, в Скитской пустыни. Жил в V веке. Мученик Троадий, будучи юношей, пострадал в Неокесарии при Декии. Кончину его зрел духом св. Григорий Неокесарийский (память 17 ноября). Мученица Евфалия дева, рожденная в Сицилии, за веру Христову была убита собственным братом, воеводой Сирмилианом, в 257 году. Мученики 440 пострадали в VI веке в Италии от лонгобардов на то, что отказались служить идолам. Преподобные Савватий Тверской и ученик его Евфросин жили в XV веке. Св. Савватий основал пустынь (ныне село Савватиево) в 15 верстах от Твери. Он был весьма строгим подвижником. Святые подвижники Корнилий Комельский (19 мая) и Иосиф Волоколамский (9 сентября) приходили к нему поучиться иноческой жизни. В одном из бывших монастырских храмов стоит доселе гробница св. Корнилия. Св. Евфросин был достойным учеником и подражателем св. Корнилия. Многие князья и бояре приходили к нему для назидания. Для уединения удалился он на один из островов Ладожского озера. Но и здесь не мог иметь его, так что снова возвратился в Савватиеву пустынь. Скончался св. Евфросин во 2-й половине XV века.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Эта-то беспорядочность и произвол, вероятно, и послужили для Макария одним из главных побуждений созвать Соборы 1547 и 1549 гг., чтобы соборне обсудить и определить, каким святым следует праздновать по всей ли России или только местно. Автор упомянутого нами выше сказания о русских святых, перечислив тех из них, которым Церковь наша праздновала повсеместно еще до митрополита Макария, представляет перечень и новопрославленных чудотворцев, которым она установила праздновать уже при Макарии на Соборах 1547–1549 гг., составляющих по единству их предмета и по внутренней связи их между собою как бы один Собор, причем подразделяет этих чудотворцев на пять классов. К первому классу отнесены святители: митрополит Иона, архиепископы Новгородские Иоанн, Никита, Нифонт, Евфимий и Иона, епископы – Стефан Пермский, Арсений Тверской, Иаков Ростовский и Сербский архиепископ Арсений. Ко второму – праведные: князь Александр Невский, князь Всеволод Псковский, князь Петр и княгиня Феврония Муромские, князь Константин и чада его Михаил и Феодор Муромские и Михаил Клопский. К третьему – мученики: великий князь Михаил Тверской, Иоанн Сочавский, пострадавший в Белеграде, и Антоний, Иоанн и Евстафий, пострадавшие в Литве. К четвертому – преподобные: Пафнутий Боровский, Никон Радонежский, ученик Сергиев, Савва Сторожевский, Макарий Колязинский, Дионисий Глушицкий, Павел Комельский, Савватий и Зосима Соловецкие, Александр Свирский , Евфимий Суздальский, Авраамий Смоленский, Савва Вышерский, Евфросин Псковский, Ефрем Перекомский и Григорий Пельшемский. К пятому – юродивые Христа ради: Максим Московский, Иоанн и Прокопий Устюжские. Каким из этих святых установлено праздновать, в частности, на Соборе 1547 г., мы уже знаем из официального документа – окружной грамоты митрополита Макария, равно как знаем и то, что двенадцати из них установлено праздновать повсюду в Русской Церкви, а девяти – только местно. Теперь, имея в виду представленный перечень святых, легко можем указать в нем и тех чудотворцев, в честь которых установил праздники Собор 1549 г.: это святители – Никита, Нифонт, Евфимий и Иона Новгородские, Стефан Пермский, Иаков Ростовский и Арсений Сербский; праведный Всеволод Псковский; мученики – Михаил Тверской, Иоанн Сочавский и Антоний, Иоанн и Евстафий Литовские; преподобные – Савва Сторожевский, Евфимий Суздальский, Авраамий Смоленский, Савва Вышерский, Евфросин Псковский, Ефрем Перекомский и Григорий Пельшемский.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Многие из выдающихся подвижников Русского Афона ждут своего прославления. Прежде всего, это великие и богоносные старцы Арсений, Иероним и Макарий, посредством которых Промыслом Божиим возродилось русское монашество на Афоне в XIX веке. Именно от них началось и продолжается до сих пор непрерывная духовная преемственность русского святогорского старчества. Достойны почитания и прославления земной Церквью многие подвижники Пантелеимонова монастыря, такие как старец Иоанн Вишенский, иеромонахи Арсений (Минин) и Иерон (Носов), старцы-основатели Андреевского скита Виссарион (Толмачов) и Варсонофий (Вавилов), а также Иннокентий (Сибиряков), подвижники Свято-Ильинского скита, многие русские пустынники и келлиоты, такие как Тихон (Голенков) — наставник преп. Паисия Святогорца, старцы Феодосий и Никодим Карульские, и многие, многие другие — все они без сомнения прославлены у Бога и молятся сейчас о своих соотечественниках. Они также поминаются в богослужебном последовании праздничной службы в качестве непоименнованных, но почитаемых русских святых.      Собор Преподобных Русских Святогорцев: 1. Преподобный Антоний Печерский (†1073). 2. Преподобный Моисей Угрин, Киево-Печерский (1043). 3. Святитель Савва, Архиепископ Сербский (1236) (прославлен Сербской ПЦ). 4. Преподобный Аммон Киево-Печерский (XIII век). 5. Преп. Исаия Афонский, Серб, игумен Руссика (†1380) (прославлен Сербской ПЦ). 6. Святитель Киприан, митрополит Киевский и всея Руси (†1406). 7. Преподобный Сергий Нуромский (†1412). 8. Святитель Дионисий Ростовский (†1425). 9. Преподобный Арсений Коневский, Новгородский чудотворец (†1447). 10. Преподобный Савва Крыпецкий (†1495). 11. Преподобный Савва Вишерский (†1461). 12. Преподобный Нил Сорский (†1508). 13. Мученик Антоний Карсотис (†1516) (прославлен Константинопольской ПЦ). 14. Преподобный Иннокентий Комельский (†1521). 15. Афанасий III Пателларий, Лубенский чудотворец, Патриарх Константинопольский (†1654). 16. Преподобномученик Пахомий Русин (†1730). 17. Прпмч. Константин (Константий) Русин, Лавриот, иером. (†1743). 26(8) января (прославлен Константинопольской ПЦ).

http://pravoslavie.ru/93739.html

По достатку – был очень богат; был учен, красив по наружности, молод и здоров. Не мирских почестей, сокровищ и радостей искал юный боярин. Всецело преданный Господу Богу, он в Нем едином искал обрести все сокровища и радости и тесным, тяжелым путем жаждал достигнуть царства небесного. Юноша покинул дом свой в Москве, его родине, и постригся в иноки в Троицком Сергиевом монастыре. Несколько лет провел преподобный Арсений в Троицкой обители. Житие его было столь поучительно, слова его столь назидательны, что он был избран в 1625 году, Игуменом великой Лавры. Степень начальственная не умалила в нем любви к добровольной нищете и затворнической жизни. Однажды, Великий Князь Василий Иоаннович пришел помолиться в Троицкую Сергиеву Лавру. Он увидел на игумене такие ветхие, разодранные и во множестве заплат ризы, что невольно стал расспрашивать о нем братию, которая, в свою очередь, молила Князя упросить их любимого игумена и наставника не покидать Лавры, так как он желает удалиться в пустыню. Государь просил праведного игумена не оставлять монастыря и только слово Государя вынудило преподобного Арсения отложить на время свое желание. Еще несколько лет продолжал он игуменствовать, но душа его так жаждала уединенного безмолвия, что он, в 1527 году, тайно отошел из монастыря и поселился в Вологодских пределах в диком, болотном, необитаемом Шилегонском лесу, на реке Масляне, впадающей в реку Вологду. Как ни старался преподобный Арсений укрыться от молвы людской, но не могло утаиться ангельское житие его. Слава о святости великого подвижника распространилась и привлекла к нему нескольких тружеников, подобно ему искавших спасения души. Преподобный Арсений общими силами соорудил не большую, деревянную церковь и устроил пустынную обитель. Быть может, в этой пустыни потрудился бы Преподобный до конца дней своих, если бы нежданное обстоятельство не заставило его оставить созданную им обитель. Татары, ворвавшиеся в пределы Вологодские, опустошали Комельские окрестности. Жители Комельских селений бежали в лес Шилегонский, куда молитвами преподобного Арсения Господь не допустил татарских воинов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Подпишитесь на наш Телеграм   Преподобный Арсений Комельский “Жития святых” – полезная книга. Потому что из неё можно узнать, что люди за века, прошедшие с описанных там событий, не изменились совершенно. Сегодня совершается память святого преподобного Арсения Комельского, жившего аж в XVI веке (его житие есть здесь ). С юности он был монахом Троице-Сергиевой обители, и братия избрала его игуменом. Но долго быть игуменом он не смог – самоуглублённого, молитвенного монаха раздражали бесконечные хозяйственные хлопоты, необходимость постоянно с кем-то общаться, и в конце концов он чуть ли не тайно бежал из монастыря. Монахом Арсений был искренним и честным, руководящее послушание исполнял изо всех сил, но отсутствие природной склонности к высоким постам давало о себе знать. Игумен самого большого монастыря на Руси ходил в грязной залатанной рясе, ел что попало, самолично переписывал старые книги, а из всех окрестных монастырей больше всего любил отдалённый Махрищский, где было мало людей и много покоя. Вёл себя Арсений настолько не по-игуменски, что посещавший обитель Великий князь Василий Иоаннович уточнял у братии, всё ли с ним в порядке. Ну не мог князь понять, как может распорядитель огромных богатств и влияния Троицкой обители выглядеть как простой монах, а то и как монах особо бедный. Братия подтвердила, что игумен в норме, просто “живёт в Боге”. А вот вполне современные новости : “Богатые жители Омска на губернаторских выборах хотят голосовать на ВИП-участках. Как показал опрос респондентов с уровнем годового дохода выше 2,5 млн, они отказываются участвовать в голосовании, так как не хотят «смешиваться с толпой». При этом респонденты выразили готовность участвовать в выборах при наличии более комфортных условий – отдельных УИКов с премиальной атмосферой, выраженной, по мнению участников опроса, в «отдельных помещениях, хорошем ремонте, симпатичных девушках-ассистентках, кофе и улыбках». То есть за 500 лет князья не изменились, и по-прежнему предпочитают отделяться от людей менее значительных. Правда, тогда князь был один, а нынче их много, но пожелания прежние, описанные ещё Евангелием: “Несть якоже прочие человецы”. А этот игумен, который не одевается в шёлковую рясу, не носит золотого креста и ест вместе с братией – наверное, что-то не в порядке с ним.

http://blog.predanie.ru/article/zhitiya-...

Илии. Любитель пустынной жизни устроил общежитие, по духу любви апостольской, и храмом пр. Илии указывал пустынникам на великого пустынника и постника, питавшегося надеждою на Господа. 1011 Онежская сторона поныне бедна хлебом, – такова почва ее. Зато Палий остров мог питать пустынников своих рыбою: близкие заливы берегов твердой земли известны особым родом рыбы, сообщившим острову свое имя: палий – рыба, род форели. Сам преподобный и тогда, как занимался строением обители, часто удалялся для уединенной молитвы в пещеру, за полверсты от обители. В последнее же время своей жизни он пребывал в ней постоянно, посвящая время молитве и подвигам поста. Тяжелые вериги, бывшие на теле его, служат памятником сурового подвижничества его. Он почил в пещере около 1420 г. и мощи его перенесены в храм обители учеником его Аврамием. Аврамий также проводил подвижническую жизнь; о нем в ркп. святцах сказано: «преп. Аврамий игумен рождества Богородицы палеостровский, на Ониге, новгородский чудотворец». – Ныне мощи преп. Корнилия и Аврамия покоятся под спудом в храме обители их. 1012 Преподобный Арсений комельский Преподобный Арсений, из рода дворян Сухарусовых, 1013 родился в Москве и еще в юных летах постригся в обители преп. Сергия Радонежского. Здесь он обучал себя благочестью послушаниями; здесь в 1506 г. со списка печенгского, добытого князем Юрием († 1434 г.), «писал евангелие многогрешный чернец Арсеньишко – Сухарусов», которое ныне находится в Арсениевой комельской обители. Это евангелие драгоценно для нашего времени, как потому, что писано великим подвижником, так и потому, что писанное без расстановки слов, с точкою и двоеточием, оно представляет собою список с весьма древнего подлинника. Преподобный в послесловии говорил: «аще будет, по грехом, опись, в ведении или неведении: исправите Бога ради, зане многи пословицы приходили новгородские, аз окаянный скуден умом, рассудити на се груб и невеглас, тесен разумом». 1014 Вот наставление святого для нерассудительных чтителей старины! В обители Сергия Арсений столько преуспел в жизни иноческой, что не только удостоен был сана священства; но и поставлен был в игумена Сергиевой обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

При нём был Наместник Игумен Трифиллий в 1725 году. 41 . ФЕОФИЛАКТ, бывший Игумен Глушицкий, Казначей и Судья Архиерейского дома, посвящён в Архимандрита в 1720 году, Августа 20, Преосвященным Афанасием. В 1732 году переведён в Кирилло-Белоезерский монастырь. 42 . ВАВИЛА, с 1732 года. В 1734 году переведён в Кирилло-Белоезерский монастырь. 43 . АРСЕНИЙ I, с 1735 года. При нём был Наместник монах Михей в 1737 году. Феофилакт с 1739 года вторично; отсюда переведён он в Ипатский монастырь в 1740 году, и был Членом Синода. Наконец, Епископом в Воронеже. 44 . ПАВЕЛ, в 1741 году посвящён из Игуменов Ферапонтова монастыря. 45 . БОГОЛЕП II. Записан в Синодике без лет. 46 . MEЛXICEДEK. Записан в Синодике без лет. 47 . ФАДДЕЙ. Записан в Синодике без лет. В) Игумены: 48 . ИННОКЕНТИЙ, с 1770 года. 49 . ЮВЕНАЛИЙ Воейков, с 1775 года. 50 . ГЕДЕОН, с 1785 года. 51 . АВГУСТ Албенский, с 1784 года Июля 18. Наконец, Архимандрит Павло-Обнорский. 52 . АРСЕНИЙ II, с 1799 года Декабря 25. 53 . ВАРЛААМ, с 1807 года Июля 2. 54 . ГЕРМАН, с 1809 года Июля 2. 55 . ВЛАДИМИР, с 1811 года Октября 14. Крестьян за сим монастырём до Штата имелось 3.088 душ. Ныне в монастыре следующие каменные здания: 1 . ЦЕРКОВЬ Соборная во имя Введения Пресвятой Богородицы о пяти главах, Сия церковь строена в конце 16 столетия мастером иноком Ефремом, который там, в паперти, и погребён с западной стороны. 2 . ЦЕРКОВЬ во имя Преподобного Корнилия Комельского, пристроенная с правой стороны к соборной. Она первоначально построена была во имя Феодора Стратилата, а в 1600 году переименована во имя Преподобного Корнилия. В этой церкви почивают и мощи Преподобного под спудом, а над ними устроена гробница за решёткой. 3) ЦЕРКОВЬ во имя Благоверного Князя Александра Невского, (бывшая прежде во имя Феодора Стратилата), пристроена при той же соборной церкви, с правой стороны. 4) ЦЕРКОВЬ во имя Воскресения Христова, при настоятельских двухэтажных кельях; прежде бывшая на этом месте во имя Антония Великого. В нижнем этаже помещается тут и вся братия со службами.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010