В 1538 г. Вологда и ее окрестности подверглись нападению казанских татар, мн. жители города и близлежащих деревень бежали в леса, нек-рые поселились близ пустыни А. К. Святой молился о спасении людей, укрывшихся в пустыни, и татары обошли ее стороной. Однако уединение и безмолвие подвижника были нарушены, и преподобный вернулся в Комельский лес. Перед этим он, видимо, посетил Москву, т. к. 13 июля 1539 г. ему была выдана несудимая грамота, к-рая также предоставила Арсениеву Комельскому мон-рю права на надел земли на 5 верст вокруг. Преподобный сам осваивал новые земли, «лесы сечаше и нивы насеваше». Однажды на корову из монастырского стада напал медведь. Старец помолился Богу и «зверя аркуда молитвою связа», затем преподобный повелел своему ученику наказать вора, «да впредь пакости не деет». Ученик отстегал зверя розгой, медведь же поклонился до земли, и иноки отпустили его (РГБ. Ф. 354. 65. Л. 34). С тех пор звери перестали нападать на монастырский скот. Это чудо нашло отражение в кондаке преподобному: «И зверя свирепаго аркуда молитвами укротил еси» (Там же. Л. 16). 2 июля 1541 г. по благословению еп. Вологодского и Великопермского Алексия А. К. освятил в своей обители ц. в честь Положения честной ризы Пресв. Богородицы во Влахерне. В мон-ре преподобный ввел общежительный устав. Святой продолжал также заботиться об основанной им пустыни в Шилегодском лесу, часто посещал ее. По дороге А. К. имел обыкновение останавливаться в домах крестьян и беседовать об их нуждах, он строго обличал работавших в праздники. Однажды некая женщина в праздничный день вышла в поле жать, А. К. запретил ей, но она стала работать еще быстрее, торопясь закончить. На др. день внезапно поднявшийся ветер разметал все снопы, и жители села поняли, что совершилось наказание за ослушание святого. В «Сказании» сообщается также о неск. чудесах, свидетельствующих о прозорливости преподобного. Жители близлежащего села попросили у А. К. разрешения на ловлю рыбы в р. Леже, относившейся к монастырским угодьям. Преподобный благословил их и попросил в случае хорошего улова отдать часть рыбы братии мон-ря. По молитве А. К. улов оказался обильным. Однако, придя в мон-рь, рыбаки утаили самую большую рыбу. Посмотрев на принесенный улов, А. К. обличил их: «Толико сих вижу рыб, а иное почто скрысте и чесо ради благословенное крадете» (РГБ. Ф. 354. 65. Л. 39). Рыбаки принесли утаенную рыбу и просили прощения у святого.

http://pravenc.ru/text/76294.html

И затем вторично, стянувши петлю и ослабивши ее, предложили Сире отречься от Христа, но получили тот же ответ. После сего окончательно стянули петлю, и таким образом мученица скончала свое земное поприще в 28 день месяца перития (февраля) 870 года по сирскому счету (т. е. 558 по нашему). Тело ее взято верными и похоронено с честию в некоем сокровенном месте (См. Acta ss. 18 мая). Св. священномуч. Евтиха В тот же день св. священномуч. Евтиха, ученика Иоанна Богослова. Родом палестинянин, ученик ап. Иоанна Богослова и епископ Севастопольский; за проповедь евангелия был гоним и скончался в узах. † В тот же день преподобного Арсения Комельского Преподобный Арсений, из рода дворян Сухарусовых 214 , родился в Москве и еще в юных летах постригся в обители преп. Сергия Радонежского. Здесь он обучал себя благочестию послушаниями; здесь в 1506 г. со списка печенгского, добытого князем Юрием († 1434 г.), «писал евангелие многогрешный чернец Арсеньишко – Сухарусов», которое ныне находится в Арсениевой Комельской обители. Это евангелие драгоценно для нашего времени, как потому, что писано великим подвижником, так и потому, что писано без расстановки слов, с точкою и двоеточием, оно представляет собою список с весьма древнего подлинника. Преподобный в послесловии говорил: «аще будет, по грехом, опись, в ведении или неведении: исправите Бога ради, зане многи пословицы приходили новгородские, аз окаянный скуден умом, разсудити на се груб и невеглас, тесен разумом» 215 . Вот наставление святого для нерассудительных чтителей старины! В обители Сергия Арсений столько преуспел в жизни иноческой, что не только удостоен был сана священства, но и поставлен был в игумена Сергиевой обители. Это было в 1525 году. При том богатстве доходов, какие тогда имела обитель Сергиева, преп. Арсений не изменялся в любви своей к нищете и посту. Раз в. к. Василий пришел на богомолье в обитель Сергия и на игумене богатой лавры увидел одежду раздранную и ушитую заплатами. На вопрос изумленного в. князя братия отвечали: «игумен наш истинный раб Божий и живет в Боге; но он думает только о том, как бы оставить нас и удалиться в безмолвную пустыню». В. князю жаль было, если обитель лишится такого настоятеля, и братия просила его держать блаж. наставника их с ними. В. князь убедил Арсения остаться на несколько времени в Сергиевой обители, и Арсений исполнил волю в. князя. Но в конце 1527 г. он оставил игуменство 216 и отшел в Комельский лес.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Чрез этого охотника келья Арсений сделалась известною и один за другим стали приходить к нему из окрестности для духовных бесед монахи и миряне. Старец всех принимал с отеческою любовью, поучал всем сердцем любить Господа, пролившего за нас кровь свою на кресте, и ближних, как самих себя; когда некоторые из посетителей, желая постоянно иметь его своим наставником и руководителем в духовной жизни, стали принимать от него пострижение и селиться близ его кельи, Арсений водрузил крест и построил часовню для общей молитвы; таким образом в дремучем Шилегодском лесу составилось братство любителей безмолвия и основалась пустыня, известная впоследствии под именем Александро-Коровиной, что ныне приходская Троицкая пустынская церковь грязовецкого уезда. Уже около семи лет пр. Арсений подвизался в шилегодском лесу, довольный его безмолвием, как в 1538 году казанские татары неожиданно вторглись в вологодские пределы, сожигая селения, а беззащитных жителей частью грабя и убивая, частно уводя с собою в неволю. Ужас распространился в стране и жители, чтобы спастись от смерти, толпами бежали из селений в шилегодский лес, где находилась пустыня преподобного, думая найти себе защиту в неприступности места, удаленного от дорог. Варвары хотели было проникнуть и туда вслед за бежавшими жителями, но были удержаны Промыслом по молитвам человека Божия, так что все те, которые искали себе убежища в его пустыне, остались невредимы. Многие из жителей и поминовании опасности не захотели более возвратиться на пепелища своих жилищ и поселились со своими семействами близ келий отшельников, вследствие чего любимое преподобным безмолвие было нарушено близостью мирского шумного селения. Тогда Арсению пришла мысль опять идти в Комельский лес на прежнее свое место и терпением одолеть препятствия; когда он объявил о своем намерении жившим с ним пустынникам, то нашелся между ними и товарищ ему инок Герасим, не захотевший разлучиться с своим наставником. Еще в 1530 году в. князем выдана была пр. Арсению жалованная грамота, которою строго запрещалось всем около пустыни его в комельском лесу на речке Кохтыше во все стороны на две версты рубить лес, становить новые поселения, заниматься звероловством и обращать в свое владение землю или лес, – но испытавши после того столько притеснений и обид, Арсений решился снова идти в Москву искать защиты от своеволия грубых людей и в 1539 году получил новую грамоту с большими правами и наделом земли уже на 5 верст.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Один из Вологодских купцев по имени Гавриил, человек богобоязненный, много раз посещавший обитель еще при жизни преподобного и пользовавшийся его любовью, – плыл однажды по озеру по своим торговым делам, как вдруг поднялась страшная буря и волны грозили потопить утлую ладью его. Находясь в крайности и каждую минуту ожидая себе смерти, Гавриил стал призывать на помощь угодников Божиих и в числе их преподобного Стефана, тогда уже скончавшегося. Едва только он произнес молитву и призвал преподобного на помощь, как тотчас же увидел на корме своей лодки святолепного старца, который сказал ему: «не бойся сын смирения, внял Господь твоей молитве и послал меня избавить тебя от потопления». – Кто ты? спросил Гавриил, пришедший в ужас от предстоящей ему неминуемой смерти и от внезапного видения старца. «Разве ты забыл, сколько милостыни подавал в обитель святителя Николая, что на озере Комельском и мне смиренному строителю ее Стефану»? отвечал явившийся и стал невидим. Буря тотчас же утихла и Гавриил, благополучно достигши берега, поспешил в пустынную обитель отправить панихиду над гробницею преподобного, которую он в благодарность за свое избавление, покрыл богатою пеленою. Преподобный Арсений Комельский Комельский лес, простиравшийся по южной окраине Вологодской страны на сотни верст и служивший жилищем диких зверей и притопом разбойников, – издавна казался какою то обетованною землею любителям безмолвия, стремившимся сюда со всех сторон. С легкой руки афонского пришельца Сергия, променявшего голубое небо и благорастворенный климат своей прекрасной родины на болота и дебри сурового и сумрачного севера и прежде всех водрузившего в нем свою кущу, монашеская секира в продолжении двух веков то там, то инде почти не переставала рубить вековые сосны и ели, пролагая новые пути и обращая в иноческие обители берлоги медведей и становища разбойников. По течении одной только незначительной речки Нурмы было несколько инческих обителей, а сколько было разсеяно пустынь и уединенных келий по громадному пространству леса? Там, в непроходимых чащах леса, за мхами и болотами жили люди, проникнутые древним христианским духом и составлявшие свой особый мир, не похожий ни на какие другие миры.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

7 декабря), которого особенно чтила Супруга Грозного, благочестивая Царица Анастасия, и служба коему составлена ее старшим сыном, Иоанном. Просветители лопарей: преподобные Лазарь Мурманский († 1391. 8 марта), Феодорит, Митрофан и Трифон Печенгский или Кольский († 1583. 15 декабря). Преподобные: [преподобномученик] Галактион Вологодский († 1612. 24 сентября), приковавший себя к стене, убитый поляками; Иринарх, затворник Ростовский († 1616. 13 января), носивший длинную цепь; Симеон Верхотурский († 1642. 12 сентября); Иов, игумен Почаевский († 1651. 28 октября), все ночи проводивший в молитве в пещере, от великих подвигов покрытый язвами и гнойными струпьями, пятьдесят лет подвизавшийся на Почаевской горе и скончавшийся на сотом году подвижнической жизни; [священномученик] Макарий, игумен Каневский († 1678. 7 сентября); Дионисий, архимандрит Троицкий († 1633. 12 мая) и сонм других угодников Божиих, просиявших за это время на Русской Земле... Огромное влияние на русскую жизнь оказывали монастыри. «За стенами монастыря, – писал историк Соловьев, – грубым страстям давался полный разгул при первом удобном случае; в стенах монастыря один ест через день просвиру, носит власяницу, никогда не ляжет спать, но вздремнет иногда сидя, не выходит на свет из пещеры; другой не ест по целым неделям, надел вериги и закопался по плечи в землю... Неудивительно, что монастырь привлекал к себе многих и лучших людей». Из боярского рода происходили: Преподобный Сергий (ростовских бояр), святые – митрополиты: Алексий (черниговских Бяконтов-Плещеевых), Филипп (Колычевых); архиепископы: Казанские: Гурий (Руготиных) и Герман (Полевых); преподобные: Савва Вишерский (Борозды), Нил Сорский (Майковых), Кирилл Новоезерский († 1532 г., из дворян Галича), Галактион Новгородский (кн. Вельских), Григорий Пельшемский (из галичских бояр Лопотьевых); Корнилий Комельский (из ростовских бояр); Арсений Комельский († 1550. 24 августа; из рода бояр Сухаревых); Иаков Железноборовский († 1442. 11 апреля; из рода бояр Аносовых); Адриан Андрусовский († 1549.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

16 Преосв. Евлампий называет ректора Адриана своим воспитанником вероятно потому, что во время учения Адриана в Московск. дух. академии Евлампий был в этой академии инспектором. 17 Адриан Тяжелов, старший кандидат VI курса Моск. дух. акад. Определен в 1828 году инспектором Вятской семинарии. В 1833 г. ректор Тамбовской семинарии; в 1841 г. ректор Черниг. семин.; в 1848 г. ректор Волог. семинарии; в 1849 г. уволен на покой и помещен на жительство в Александроневскую лавру; потом быль настоятелем Старицкого, Тверск. губ., монастыря. В 1868 г. назначен настоятелем Астраханского Преображенского монастыря; в 1870 г. перемещен в Волынскую епархию, но не достигши места назначения, скончался в Угрешском монастыре близ Москвы.–Бывшие воспитанники Волог. семин. 40-х годов, вероятно хорошо помнят этого ректора–чудака. 18 Афанасий Борисович, из воспитанников и профессоров Киевск. дух. академии, назначен ректором Волог. семинарии в 1841 году (в один год с прибытием в Вологду преосвященного Иннокентия); в 1846 г. переведен в ректоры Черниговской семинарии и там в 1847 году скончался от холеры. 20 Профессор Московской дух. академии, протоиерей Петр Спиридонович Делицын, ревизовавший Вологодскую семинарию в 1848 году дважды, сперва в Июле, а потом в Сентябре. Следствием этой ревизии было увольнение ректора Адриана в Марте 1849 года от должности ректора и от настоятельства в Спасоприлуцком монастыре. 21 „Ваши аввы“: так названы ниже упоминаемые игумены Арсений, настоятель Корнильево-Комельского монастыря и Палладий, настоятель Арсениево-Комельского монастыря, потому, что они поступили в Вологодскую епархии в один год с прибытием в Вологду Преосв. Иннокентия, и по его приглашению. 22 Буде не окажется препятствие со стороны сочинения; что будет препятствовать в сочинении, то, по Вашему усмотрению, благоволите устранить. Примеч. автора. 23 Перевод „Первой седмицы“ на французский язык сделан быль в 1845 году известным Александром Скарлатовичем Стурдзою, который впоследствии перевел эту седмицу и на греческий язык.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Характер редактирования текстов ТМ до сих пор точно не определен. Все собранные Жития иером. Герман стремился дополнить новейшими Чудесами святых. Так, Житие прп. Корнилия Комельского в майской Минее (РГБ. Троиц. 676) сопровождается подборкой чудес, неизвестной по другим источникам ( Сергеев А. Г. История текста Жития св. Корнилия Комельского//Опыты по источниковедению: Древнерус. книжность. СПб., 2000. Вып. 3. С. 240). В июньской Минее (РГБ. Троиц. 677) помещена особая редакция Жития прп. Александра Куштского, содержащая в дополнение к остальным известным вариантам текста чудо 1599 г. ( Семячко С. А. Житие Александра Куштского//Святые подвижники и обители Рус. Севера. СПб., 2005. С. 236). Тот же принцип, т. е. дополнение Жития новейшими чудесами, характерен и для подготовленной иером. Германом редакции Жития прп. Сергия Радонежского (вне Миней, в особом сборнике РГБ. Троиц. 699). «В основу редакции положен Основной вид Пространной редакции, дополненный описанием чуда о зачатии Василия III и чуде о победе над литовцами у Опочки» ( Клосс Б. М. Избр. тр. М., 1998. Т. 1. С. 224). Открытым остается вопрос об источниках этих дополнений. Исследование ноябрьской Минеи привело В. Н. Алексеева к заключению, что одним из ее источников стал протограф сборника, из которого в московские списки ВМЧ извлекались дополнительные (по отношению к Софийскому) статьи ( Алексеев. 1981. С. 129). Алексеев предположил, что благодаря посредничеству архим. Дионисия иером. Герман мог пользоваться рукописями Патриаршей б-ки. Кроме того, книжнику была доступна б-ка Чудова мон-ря, где в годы работы иером. Германа жили справщики Печатного двора, бывш. троицкие старцы Антоний (Крыло) и Арсений Глухой (Там же. С. 131-132). Следует отметить, что список Жития прп. Кирилла Новоезерского, выполненный Германом, содержит чудо 1627 г., отсутствующее в других списках редакции; в тексте говорится, что эти сведения были доставлены царю и патриарху. Поэтому намеченная Алексеевым связь иером. Германа с Патриаршей б-кой представляется весьма перспективной.

http://pravenc.ru/text/2563256.html

Младая, как роса, но мудростью обильная, И верой, и надеждою, и кротостью всесильная, Се Сира дева, от Персиды воссиявшая И во Христе распятом Бога Вышнего познавшая. Она молилась Господу нередко до рассвета, Примером благочестия была на свете этом, Молитвами святыми душу щедро богатила; Беседуя с Творцом, любовью сердце веселила. Христовым миром дева неизменно исполнялась, Но жречество и царство на нее уж ополчалось. Однако с кем Христос, тому победа подобает – Хотя в сырой темнице Сира пребывает И тьма вокруг, но в сердце – свет небесный, То райские лучи искрятся в подземелье тесном. Христос грех человечества навеки искупил – И свет угасший верным людям паки возвратил. Кто крест берет и вслед за Господом идет, – Тот горним светом озарен, и лик его цветет. И Сира воссияла, как звезда благословенная: Вкусила смерть – и поспешила в жизнь нетленную. 4. Преп. Арсений Комельский . Родом из Москвы, из семьи знатных [граждан]. Юношей принял иночество в обители преподобного Сергия Радонежского. В качестве примерного монаха был избран в игумены, однако, желая молитвенного уединения, удалился он в Комельский лес, где подвизался до смерти, мужественно отражая великие демонские искушения. Упокоился в Господе в 1550 году. 5. Преп. Георгий Лимниот (Озерный) . Исповедник. Великий подвижник на горе Олимп. Пострадал в 716 году от иконоборцев. В ту пору ему было 95 лет 126 . Рассуждение Если вы спросите многих людей, почему не идут они в храм на молитву, то обычно они вам ответят: «Нет у нас времени! Мы должны работать!» Посмотрите на тех людей, которые только и знают, что работают и не ходят в церковь , надеясь лишь на плоды собственных трудов, и сравните их с теми, которые уделяют время и труду, и молитве, – и вы быстро убедитесь, что сии вторые более состоятельны, а главное – они довольнее первых. Рассказывают о двух соседях, у которых не было равенства ни в работе, ни в молитве, ни в имуществе, ни в довольстве [жизнью]. У одного из них была большая семья, а другой жил в одиночестве. Тот первый имел обыкновение каждое утро ходить в церковь на молитву, а сей второй никогда не переступал церковного порога. Тот первый не только меньше работал, но и мастерством уступал сему второму. Однако у первого всего было вдосталь, а второй терпел нужду. [И тогда] второй спросил первого, как это живет он в полном достатке, хотя и трудится меньше его. А тот богомолец ответил, что ежедневно идет он в храм и по дороге туда находит потерянное кем-то золото. Позвал он и своего соседа утром на церковную молитву, обещав ему, что если найдут они золото, то поделят его поровну. [С той поры] оба соседа стали исправно ходить в церковь и вскоре сравнялись один с другим в достатке и довольстве. Разумеется, никакого золота на дороге они не находили, однако Божие благословение приумножало изобилие благ обоим богомольцам. Тем, кто ищет прежде Царства Божия и правды Его ( Мф. 6:33 ), Бог подает и с преизбытком доставляет всё прочее, что нужно им для телесной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

– Пей, если жаждешь, и иди отсюда, но говорю тебе, чтобы ты и твой род отныне на этой горе не смели никому и никогда причинять вреда! Услышав слова святого отца, медведь послушно опустил мохнатую голову и ушел. С той поры все хищники, живущие на Зедазнийской горе, убегают прочь, встречаясь с человеком, исполняя волю преподобного Иоанна» [VIII, с. 130–131]. Преподобный Колумбан Ирландский (9 июня) «...Заметив в скале пещеру, он подошел ближе, чтобы по­лучше рассмотреть ее, и обнаружил логово большого медведя. Старец ласково попросил зверя уйти и больше не возвращаться к этому горному перевалу. Медведь послушался его слова и более не возвращался » [VIII, с. 92]. Преподобный Арсений Комельский (24 августа) «Преподобный решил вернуться опять в Комельский лес, на место своих первоначальных подвигов; его сопровождал инок Герасим. Теперь уже не злые люди, а медведи стали обижать их, расхищая их огород, но Преподобный молитвой своей отогнал их, и медведи ушли » с. 470]. Преподобный Вин (Бен) «Когда в одно время бегемот производил в соседней стране опустошение, этот Святой, быв упрошен земледельцами, стал у реки и, увидевши зверя огромной величины, кротким голосом сказал ему: – Именем Иисуса Христа повелеваю тебе не опустошать более этой страны. Зверь, как будто прогнанный Ангелом, совсем скрылся. Точно так в другой раз прогнал он и крокодила » с. 128]. Руфин передает данный эпизод следующими словами: «Однажды гиппопотам опустошал близкие по соседству страны. Земледельцы просили его о помощи. Придя в ту местность и увидав огромного зверя, он обратился к нему со словами: – Именем Иисуса Христа запрещаю тебе опустошать эту землю! Зверь бросился бежать, как бы гонимый Ангелом, и никогда более не появлялся там. Сказывали нам, что подобным образом в другой раз он прогнал крокодила » с. 16]. Иногда власть над зверями Святые проявляли, являясь не в телесном облике, а духовно – таинственным образом. Преподобный Иоанн Молчальник (3 декабря) Старец помог защититься от льва двум своим ученикам Феодору и Иоанну, которые поведали монаху Кириллу, написавшему впоследствии его житие, следующее.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Антоний добавляет еще несколько наставлений о внимании к братии: во всем советоваться с собором, заботиться о больных, посещать их. Все его поучения, слова и факты, описанные в житии, свидетельствуют о том, как был преподобный проникнут насквозь глубиною Евангельского учения. У него, как и у прочих святых Кирилловской школы, выступает характерная для всех их черта – нестяжательность. В житии говорится: «...многа... борениа показа... работая Богови, былии земными саморастущими в пустыни сей питашеся и от своих трудов потребна себе и братии исполняше». В поучении иноку Филофею он советует: «учися рукоделию и по вся дни делай рукама своима». Кадлубовский отмечает, что сам Антоний склоняется «к той жизни отшельничества, которая была соединена с безмолвием, уединением, нестяжательностью. Приобретения при нем земельных владений объяснять, может быть, следует так же, как и подобные факты в жизни Кирилла Белозерского и Дионисия Глушицкого. Преподобный Арсений Комельский († 1557 г.). Из боярского рода Сухоруковых. Постриженик и игумен Троицкой лавры. Удалившись для безмолвия, преподобный поселяется сначала в Комельском лесу, откуда его изгоняют местные жители, убив его ученика. Тогда он устраивает пустынь в Шелегодском лесу. Когда же вокруг его обители, называвшейся потом Александро-Коровиной, образовалось многолюдье, он снова возвращается в Комельский лес, и, не вспоминая о причиненном ему здесь зле, «хождаше хождение святый имея косно вельми людей же на поле, где найдет труждающихся, там с ними беседу духовную творит и учит их како спасение душам своим получити, и Божий заповеди храните и поучения Св. Отец слушати, а в праздники Божий не делати земнаго». В рукописи гр. Уварова 1247) текст жития сопровождается рисунками, из которых некоторые изображают крестьян, занятых полевыми работами, а преподобного, сидящего в иноческом одеянии и ведущего с ними духовную беседу. «В итоге следует признать, – говорит Кадлубовский, – что в житии Арсения Комельского отразилось кроткое снисхождение к людям, что проповедь любви занимает в нем видное место, выделяясь и в поучениях, приписанных преподобному, что внешние проявления благочестия оставляются биографом в стороне».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010