А что делают вестники, то делается, собственно, не ими, а тем, кто посылает их, ибо они делают это по повелению и вместо пославшего их. Значит, и апостолы возвещали Евангелие не только по повелению, но и вместо Иисуса Христа; иначе говоря, они возвещали его во имя Иисуса Христа. Для подтверждения Своей проповеди Господь творил великие чудеса. Подобно Ему творили чудеса и апостолы. Так, вскоре после сошествия Святого Духа апостол Петр исцелил нищего хромого, сказав ему: «серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея, встань и ходи». А когда удивленный этим народ стал думать, будто апостол своею силою совершил это чудо, то Петр вразумил его и сказал, что не своею собственною силою он исцелил хромого, а «ради веры во имя Иисуса Христа». Значит, апостол был только орудием, посредством которого Сам Иисус Христос совершил это чудо. Таким образом, если мы говорим, что апостолы проповедовали и творили чудеса во имя Иисуса Христа, то этим выражаем, что они поступали так вместо Иисуса Христа и по вере в Него. Если бы они именно не имели веры в Иисуса Христа, то не могли бы и проповедовать во имя Его. Равным образом, если бы они не верили обещанию Спасителя о даровании им власти творить чудеса, то не могли бы творить и чудес во имя Его. Теперь становится отчасти понятным и то, что значит молиться во имя Иисуса Христа. Но прежде, чем ответить на этот вопрос, мы приведем здесь следующий пример из жизни одного человека, который просил другого во имя же человека. В некотором месте жил один человек, впавший в великую бедность. Между тем к известному сроку ему непременно нужно было иметь некоторую сумму денег. В таком положении он пришел к своему священнику. Последний охотно желал помочь ему, но, не имея и сам в то время денег, посоветовал ему обратиться с просьбою к одному зажиточному человеку, жившему в том же месте. На это бедняк заметил: «я бедный человек, и богач тот не знает меня; потому я не смею идти к нему и сомневаюсь, чтобы он помог мне».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня». Если же Христос в нас живет, то Он и молится также в нас, так что мы можем говорить: «если мы молимся во имя Иисуса Христа, то молимся не мы собственно, но в нас молится Христос». «Истинно, истинно говорю вам, о чем ни попросите от Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна», – говорил Господь. Последние слова «просите и получите» содержат, очевидно, повеление, и мы можем поэтому сказать, что кто молится потому, что это заповедал Иисус Христос, тот молится во имя Христа. Эти же слова содержат и обетование исполнять наши просьбы, и если мы в молитвах своих полагаемся на это обетование Спасителя, то и в этом случае мы будем молиться во имя Христа. Таким образом, во имя Иисуса Христа молится тот, кто делает это по повелению Иисуса Христа и в надежде на обетование Его о том, что Бог услышит возносимую к Нему молитву. Но здесь мы должны заметить еще одно. Все мы – грешники, и как таковые, не заслуживаем милостей Божиих. Кроме того, и Писание свидетельствует, что Бог не слышит молитв нераскаянных грешников. Тем не менее это не должно смущать нас. В Иисусе Христе мы имеем прощение всех грехов, по ясному слову Писания: «в Нем мы имеем искупление кровью Его, прощение грехов, по богатству благодати Его». Кроме того, мы не должны забывать, что Сам Бог Отец послал Сына Своего в мир, чтобы искупить нас и соделать детьми Своими. «Бог во Христе примирил с Собою мир», – говорит апостол. Значит, если мы верою соединяемся со Христом, то через это самое мы вступаем в мир с Богом и становимся детьми Его. А при таком положении Бог, несомненно, услышит нашу молитву, возносимую во имя Сына Его. Итак, все молитвы, возносимые нами во имя Иисуса Христа, бывают слышимы Богом, по слову Самого Иисуса Христа. Но при этом нельзя думать, что это обетование простирается также и на неразумные молитвы христиан неразумных. Чтобы предохранить нас от таких молитв, Господь Иисус Христос даровал нам образец молитвы, с которым мы должны сообразовать все наши молитвы. Этот образец предложен нам в молитве Господней. Высочайшая молитва эта читается так: «Отче наш, Иже еси на небесех! да сятится имя Твое, да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Яко Твое есть царство, и сила, и слава, во веки, аминь». Господней молитва эта называется потому, что ее даровал нам Сам Господь Иисус Христос. Для удобнейшего изъяснения ее разделяют на призывание, семь прошений и славословие. И по содержанию, и по Виновнику своему она превосходит все молитвы, и есть молитва молитв. Правда, прошений в ней немного, всего семь, но прошения эти обнимают все наши нужды. В этом мы убедимся при изъяснении их, которое будет предложено далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Авва Даниил сказывал, что авва Арсений, когда приходил по временам в церковь, становился за столбом, чтобы никто не видал лица его и чтобы самому также не смотреть на других. Молясь, не многословь А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Мф. 6, 7–8 Молись много и долго, а духом непрестанно молись; но молясь, не рассеивайся в выражениях многоразличных желаний временного и земного. Проси у Бога того, чего Он Сам как нужного и полезного для нас заповедует нам просить у Него, и проси не столько гласом уст своих, сколько гласом сердца, любящего, верующего, уповающего, во всем преданного. Авва Нил говорил: " Если ты хочешь молиться, как должно, не огорчай свою душу, иначе напрасно будешь подвизаться " . Некоторые просили авву Макария: " Как нам должно молиться? " . Старец отвечал им: " Не нужно многословить, но должно воздеть руки, и говорить: " Господи! Как Тебе угодно и как знаешь, помилуй! " . Если же нападает искушение: " Господи! Помоги! " . Он знает, что нам полезно, и поступает с нами милосердо " . Авва Нил говорил: " Желай, чтобы с тобой сбывалось не то, чего хочется, но что Богу угодно, и тогда ты будешь спокоен и благодарен в молитве своей " . Рассказывали об авве Аммоне: пошел он однажды в пустыню почерпнуть из колодца воды и, увидев василиска, пал на лице свое и сказал: " Господи! Или я должен умереть, или он " . И действием силы Христовой василиск тотчас расторгся. Авва Епифаний говорил: " Женщина хананейская кричит и услышана (см.: Мф. 15, 22–28); кровоточивая молчит и ублажается (см.: Мф. 9, 20–22); фарисей взывает и осуждается, а мытарь едва отверзает уста свои и – услышан (см.: Лк. 18, 11–14) " . Молись молитвою Господней, которую Он даровал нам в образец всех прочих молитв Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Авва Дорофей пишет, что «спасение – во многом совете», но не со многими. Потому что в Святом Писании сказано: Друзьями твоими да будут многие, а советником твоим – один из тысячи (см. Сир. 6, 6 ). Поэтому нахожу неполезной для тебя поездку в К., кроме сказанной причины и потому, что находишься в тревожном состоянии. Вода, когда находится в мутном состоянии, для очищения своего требует того, чтобы дать ей спокойно постоять и отстояться, тогда чистую воду сливают, а тину выбрасывают. Еще в Ветхом Писании сказано: Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего ( Еккл. 10, 4 ). Есть и простая поговорка: «На одном месте и камень обрастает». И в старчестве сказано: «Сиди в келье твоей, и та всему тебя научит». Положим, что А. вызывает тебя под благовидным предлогом принести тебе пользу душевную, но враг наш душевный и искуситель через это ухищряет тебе сделать вред душевный. Святой апостол предостерегает нас, глаголя: Нам не безызвестны его умыслы ( 2Кор. 2, 11 ), т.е. вражии, которые скрываются под благовидными предлогами, как волки в овчих кожах. Поэтому лучше сидеть дома и искать пользы душевной внутри себя приличными духовными средствами, так как сказано, что Царствие Божие внутрь вас ( Лк. 17, 21 ). А совне от людей получаем пользу лишь тогда, когда не осуждаем их (2, ч. 1, с. 68). В первом письме писала ты, что взяла келейницу, но что она во многом тебя затрудняла и стесняла; а во втором письме пишешь, что она уже ушла от тебя. Но сама видишь, что с келейницей одни неудобства, а без келейницы другие неудобства. Особенно в случае болезни или изнеможения тебе невозможно обходиться без келейницы, как самое дело показывает. Что бы с тобой было, если бы 13-го августа в Киеве ты была одна без келейницы? Одной можно бы тебе душевно повредиться. И вообще сказано в Писании: Двоим лучше, нежели одному… Горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его ( Еккл. 4, 9–10 ). Высочайшим образцом безмолвия был Арсений Великий ; но и он в своем уединении имел при себе двух человек, Александра и Троила. Как же нам, немощным душевно и телесно, жить одним? Разве мы выше Арсения Великого ? (2, ч. 3, с. 135–136).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Александру сказал: " Ступай на корабль и плыви вверх " . Он так и сделал. Потом Зоилу сказал: " Пойдем со мной до реки, там сыщи мне судно, плывущее вниз к Александрии, а потом и ты плыви вверх к брату своему " . Зоил, смущенный сими словами, молчал. Так разлучились они друг с другом. Старец пришел в Александрию и занемог тяжкой болезнью. Прислужники же его рассуждали между собой: " Не огорчил ли кто из нас старца, и потому он удалился от нас? " . Но не находили в себе никакой вины, ибо никогда не ослушались его. Старец, по выздоровлении, сказал: " Пойду к моим отцам " ,– и, отплыв вверх, пришел в Петру, где были прислужники его. Когда находился он близ реки, какая-то служанка, эфиоплянка, подойдя, прикоснулась к его милоти. Старец обличил ее. Служанка же сказала ему: " Если ты монах, то иди в гору " . Старец, пораженный сим словом, говорил сам в себе: " Арсений! Если ты монах, то иди в гору " . Между тем встретились с ним Александр и Зоил. Когда они пали к ногам его, повергся и старец, и все плакали. Старец спросил: " Ужели не слышали вы, что я был болен? " . Они отвечали: " Слышали " .– " Что же вы не пришли навестить меня? " – сказал старец. Авва Александр отвечал: " Горько для нас было твое разлучение с нами, и оно не на пользу послужило многим, которые говорили о нас: " Если бы не ослушались старца, он не удалился бы от них " " . Старец сказал им: " Теперь опять будут говорить люди: " Не нашла голубица покоя ногам своим, возвратилась к Ною в ковчег " " . Таким образом они примирились, и старец пребыл с ними до смерти своей.Авва Даниил, ученик аввы Арсения, рассказывал: " Пришли однажды из Александрии некоторые отцы видеть авву Арсения. Один из них был дядя старшего Тимофея, архиепископа Александрийского, прозванного нестяжательным, и имел с собой одного из племянников по брату. Старец был тогда болен и не хотел видеться с ними, дабы и другие также не пришли и не стали беспокоить его. В то время находился он в Петре Тройской. Отцы возвратились с печалью. После того случился набег варваров, и старец пошел и захотел остаться в нижних пределах Египта.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1225...

Апостол имеет здесь в виду евреев, которые часто роптали на Бога во время странствования своего по пустыне. Так, когда соглядатаи, возвратившиеся из земли Ханаанской, рассказали евреям о силе хананеев, то евреи стали говорить: «для чего Господь ведет нас в землю сию, чтобы мы пали от меча? Не лучше ли нам возвратиться в Египет?» Это был ропот против Бога, ибо им евреи выражали жалобу и недовольство на то, что Бог вывел их из Египта. Господь наказал за него евреев, ибо все роптавшие умерли в пустыне и не увидели земли Ханаанской. В другой раз евреи роптали на Бога за то, что у них не было мяса. «Кто накормит нас мясом? мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, а ныне душа наша изнывает», – так говорили евреи, выражая свое недовольство на милостивое промышление Божие о них. Об этом грехе евреев вспоминал псалмопевец, когда говорил о них: «искушали Бога в сердце своем, требуя пищи по душе своей, и говорили против Бога, и сказали: может ли Бог приготовить трапезу в пустыне?» Таким образом, ропот на Бога состоит в жалобах на провидение Божие, когда выражают недовольство на это провидение. Люди верующие должны избегать этого греха, и даже в том случае, если бы их постигли величайшие несчастия, они должны рассуждать так, как некогда рассуждал Иов, который при всех бедствиях, постигших его, говорил: «неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» Дальнейший грех против третьей заповеди есть кощунство, когда священные предметы обращают в шутку или поругание. Так поступил некогда Валтасар, царь вавилонский, приказавший принести для пиршества своего священные сосуды храма иерусалимского и надругавшийся на ними. Также поступают ныне и все те, которые подвергают осмеянию священные обычаи, богослужение, церковные установления и прочее. С нарушением благоговения произносится также имя Божие в то время, когда молятся Богу без надлежащего внимания, когда произносят устами слова молитвы, а сердцем далеко отстоят от Бога и думают о другом. Так поступали фарисеи, которых Спаситель обличал, говоря: «приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Апостол Павел в послании ко Евреем, рассуждая о сей перемене, несколько оскорбительной для Евреев, заключает следующими словами: и так, если бы совершенство достигаемо было посредством священства Левитскаго, ибо с ним сопряжен закон народа, то какая была бы нужда воставать иному священнику, по чину Мелхиседекову, а не по чину Ааронову именоваться! ибо с переменою священства необходимо бывает перемена и закону: потому что тот, о котором сие говорится, принадлежит к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику. Ибо очевидно, что Господь наш Иисус Христос произошел от колена Иудина, в отношении к которому Моисей ничего не сказал о священстве. И сие еще более явствует из того, что по подобию Мелхиседека востает Священник иной, который был таковым не по закону плотской заповеди, но по силе непрестающей жизни: ибо сказано у Пророка: Ты еси Священник во веке по чину Мелхиседекову. Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и безполезности. Ибо закон ничего не довел до совершенства, но введена лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу ( Евр.7:11–19 ). И так, братия, имея свободу входить во святилище посредством крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который от вновь открыл нам чрез завесу, т. е. плоть свою, и имея великаго священника над домом Божиим: да приступаем с искренним сердцем и с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и тело омыв водою чистою, будем держаться исповедания надежды непоколебимо: ибо обещавший верен. Не будем оставлять собрания своего, т. е. публичного Богослужения, как у некоторых есть обычай, но будем наставлять друг друга тем более, чем более видите приближение оного дня. Ибо ежели мы, получив познание истины, произвольно грешим: то уже не остается жертвы за грехи, но предстоит страшное некое ожидание суда и яростный огнь, готовый пожрать противников. Ежели отвергшийся закона Моисеева при двух или трех свидетелях без милосердия наказывается смертию: то сколь жесточайшему, думаешь, мучению повинен будет тот, кто попирает Сына Божия, и не почитает за святыню кровь завета, которою он освящен и ругается над Духом благодати ( Евр.10:19–29 .)? Не увлекайтесь различными и чуждыми учениями (ибо хорошо укреплять сердца благодатию, а не учением о явствах, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

апостол Павел пишет к Тимофею, епископу Ефесскому: «не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» ( 1Тим.4:14 ); «напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение» ( 2Тим.1:6 ). О рукоположении в сан пресвитерский говорится в книге «Деяний апостольских»: Павел и Варнава, «рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, предали их Господу» ( Деян.14:23 ). В той же книге говорится и о рукоположении в сан диаконский: «их (избранных в число диаконов) поставили пред апостолами; и сии, помолившись, возложили на них руки» ( Деян.6:6 ). О браке, как таинстве, также свидетельствует слово Божие. Иисус Христос сказал: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мф.19:6 ). Св. апостол Павел брак называет великой тайной ( Еф.5:32 ): в послании к коринфянам он говорит: «жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умер, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» ( 1Кор.7:39 ). Выражение – «только в Господе» – естественно приводит к мысли, что брак христианский еще при апостолах заключался во имя Господа, т. е. был делом веры и Церкви и, следовательно, освящался и запечатлевался ими чрез какое-нибудь видимое священнодействие 596 . Таинство елеосвящения, по учению православной Церкви, имеет божественное происхождение. Св. апостол Иаков, делая общие наставления христианам о том, чем они должны заниматься в страданиях и в радостном настроении духа ( Иак.5:13 ), для тяжко-больных указывает особенное средство – елеосвящение. «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелить болящего, и восставит его Господь; и, если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак.5:14–15 ). Из связи стиха 13 со стихами 14 и 15 можно заключить, что апостол указывает на елеосвящение не как на новое врачебное средство, а как уже на существующее и общеизвестное между ними. Кроме этого, нужно вообще заметить, что св. апостолы ничего не проповедовали сами от себя ( Гал.1:11–12 ), но учили только тому, что заповедал им Христос ( Мф.28:20 ), и что внушал Дух Божий ( Ин.16:13 ); апостолы ведь называли себя слугами Христовыми и только строителями, а не установителями таин Божиих ( 1Кор.4:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

Апостолы, что Мессия будет Богочеловек, Сын Божий и Сын человеческий ( Деян. 3:30–31; 34–35; 4:11; 13:33, 35 ) послание к Евреем, первая глава, разъясняет места из представленных псалмов, что они свидетельствуют о Мессии, как о Богочеловеке. Евфимий Зигабен , на основании учения Апостольского и отцов Церкви, объясняет приведенные выдержки из псалмов, что они относятся к Мессии, как к Богочеловеку (толкование Псалтири Евфимия Зигабена означен. псалмов). Св. Пророк Исаия свидетельствует, что Мессия будет Бог и человек в одном лице; он пишет о сем следующее: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» ( Ис. 7:14 ). Слово Еммануил значит «с нами Бог», и, следовательно, указывает на такое лицо, через Которое и в Котором Сам Бог поживет посреди людей. Также, и следующее место из пророчества Исаии относится к Мессии: «Ибо Младенец родился нам, Сын, и дан нам; владычество Его на раменах Его, и нарекут имя Ему: Великого Совета Ангел, Чудный, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущего века» ( Ис. 9:6 ). О ком из людей можно выражаться так, кроме одного Мессии, в Котором ветхозаветные праведники ожидали себе Самого Бога. О Божестве Мессии свидетельствуют: 1) Те места ветхого завета, где Мессия называется прямо – Иеговой, именем, Которое, по сознанию всех Иудеев, принадлежит исключительно одному Богу, и Которое находилось у них в таком уважении, что только один раз в году произносимо было первосвященником в день очищения. Такого рода места читаем у пророка Иеремии: а) «Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: «Господь оправдание наше!» ( Иер. 23:5–6 ); б) «Вот, наступят дни, говорит Господь, когда Я выполню то доброе слово, которое изрек о доме Израилевом и о доме Иудином. В те дни и в то время возращу Давиду Отрасль праведную, и будет производить суд и правду на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Апофтегмы Арсений, 27. Аскеза… превращение дров в пламя. Изречения бодрствующих, в аскезе, 32. Заботливо хранящий сердце свое вскоре увидит, что сердце по природе испускает свет. Как уголь вспыхивает, как горящая восковая свеча светит, так Бог воспламеняет наше сердце на подступах к созерцанию – Бог, живущий в сердце нашем. Исихий Синаит О бдении, 104. Петр и сыны грома видели на горе Красоту, сверкавшую ярче солнечного сияния. Так они были удостоены увидеть собственными глазами залог Ее будущего пришествия в славе. Василий Кесарийский На Псалом 45, 5. Сегодня Божественное сияние, в его бесконечной протяженности, сверкает для апостолов на горе Фавор… От земного тела исходят лучи Божественного света; от смертного тела истекает слава Божества… Божественное справляет триумф и приобщает тело к своему собственному сиянию и славе. Иоанн Дамаскин Гомилия на Преображение. 5. Мученичество как опыт смерти-воскресения «Мученичество» (martyria) означает «свидетельство». Но свидетельствовать о Христе вплоть до смерти – значит стать воскресшим. Христианское мученичество есть первый мистический опыт, засвидетельствованный в истории Церкви. Прежде всего, это пример «первомученика» Стефана, описанный в Деяниях Апостолов: Стефан же, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога… Но они… выведя за город, стали побивать его камнями… И побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! Приими дух мой! И преклонив колена, воскликнул громким голосом: Господи! Не вмени им греха сего. И. сказав сие, почил ( Деян. 7,54–60 .). Видение славы, молитва за палачей: когда история замыкается в себе, приводя к смерти свидетеля, сама эта смерть «отверзает небо», позволяя энергиям любви затопить мир… Мученичество было первой почитаемой в Церкви формой святости. Когда же кончилось время мучеников крови, пришла пора мучеников аскезы – монахов. Это монахи выковали пословицу, выразившую смысл мученичества: «Отдай свою кровь и прими Духа». И мученичество вернулось…

http://azbyka.ru/otechnik/Olive_Kleman/i...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010