“Писатель почти бегом идет по склону к терраске, потом шаги его замедляются, ноги начинают заплетаться, он хватается обеими руками за голову, описывает замысловатую кривую и, шатаясь, как пьяный, возвращается обратно и садится на обломок бетона”. В сценарии здесь он произносит монолог, который в фильме звучит по выходе из коридора, называемого “мясорубкой” – монолог, который он обращает к своим воображаемым собеседникам, заканчивающийся словами: “Я пытался переделать вас, а переделали-то вы меня – по своему образу и подобию…”.  Глаза их были удержаны “Мы написали сценарий-притчу. В Зону за исполнением заветных своих желаний идут модный Писатель и значительный Ученый, а ведет их Апостол нового вероучения, своего рода идеолог”. Кадр из фильма «Сталкер» (1979) Так Аркадий Стругацкий фактически обозначает религиозный смысл этого произведения. Об отношении братьев Стругацких к христианству уже было сказано; но иным было мировоззрение Тарковского. Атеистом он не был никогда. Правда, в его “богоискательстве” не обошлось без оккультных издержек, но поиск его был искренним, и умер он через семь лет после съемок “Сталкера” христианином, причастившись перед концом. Православие было знакомо ему с детства: его отец, Арсений Александрович, был человеком верующим. Поэтому, кстати, вполне оправдан комментарий диакона Андрея Кураева к стихотворению Арсения Тарковского (“Вот и лето прошло…”), которое в фильме читает Сталкер: рефрен “только этого мало” – это о духовном голоде, о ненасыщаемости человеческого духа земными благами. Непостижимо, как работы Андрея Тарковского прорывались через худсоветы брежневской эпохи: в его фильмах звучат слова Нового Завета. Там, где в сценарии 1977 года Сталкер молится, в фильме он произносит строчки Евангелия от Луки, но пропускает в евангельском тексте все имена и названия: “В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от… (Иерусалима) называемое… (Еммаус). И Сам (Иисус), приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Один же из них, именем…”

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

А беседуя с Отцом, как единосущным, сказал об учениках: и они уразумели истинно, что Я изшёл из Тебя ( Ин.17:8 ). Да и теперь, сложивши притчу о Себе, говорит: вышел сеятель сеять семя своё. А богоглаголивый Павел в послании к Евреям явление Христа во плоти называет вшествием, говоря так: когда же опять вводит Первородного во вселенную ( Евр.1:6 ). Ужели божественные глаголы противоречат друг другу? И кто бы мог так худо думать, будто апостол говорит противно Евангелию. Но как по таинственной лестнице, виденной Иаковом, одни и те же ангелы восходили и нисходили, так и о вхождении и исхождении Единородного Сына Божия говорится не в одинаковом значении 43 , как это и ясно для принимающих таинственное учение так, как прилично мыслить о Боге. Ибо когда человеческая природа, уклонившись от пути, пала и отступила от Бога, то вышел и Он, как некий Посланник ( Евр.3:1 ), чтобы ввести нас туда, откуда мы ниспали. Но святой апостол говорит о вхождении или вступлении в наследство, о чём предсказывало божественное пророчество: проси у Меня и дам народы в наследие Тебе, и пределы земли во владение Тебе ( Пс.2:8 ). Ибо до Воплощения не было общения Бога с тварью; потому что какое же общение с чувственной тварью у невещественного, несозданного и непостижимого Существа? А когда чрез воспринятую природу нашу вступил с нами в общение, тогда и вошёл Он в мир тварный, как сказано: вышел сеятель. Когда же прилагаем к Богу выражение «вышел», то нужно отвергнуть всякую мысль о перемене места, а мыслить так, как требует богоприличный смысл выражения. Вочеловечившись, Он представляется нам как бы двинувшимся с места, но Он не подлежит никакому ограничению местом и неизменяем в Своём существе. О таком изшествии Бога и Михей пророчествовал, говоря: вот Господь сходит с места Своего ( Мих.1:3 ). Вышел сеятель сеять семя своё. Какое это семя – объяснил сам Он, предупреждая нас и сказавши, что это – слово Божие, и, следовательно, – евангельская проповедь . Сеятель же сего доброго семени есть Сам, говорящий это, Иисус; Он есть сеятель всякого добра, и от него зависит всякое плодоношение духовное ( Ин.15:4–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

А для всех этих дел требуется богатство. Только тогда богатство будет препятствовать достижению Царства Небесного и приобретению нищеты духовной, если мы будем иметь пристрастие к нему, будем поставлять его выше благ духовных и если будем употреблять его для роскошной и плотоугодной жизни, подобно тому неразумному богачу, который говорил душе своей: «душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей и веселись». Но от этого должно отклонять богатых слово Самого Иисуса Христа: «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» Душа человека дороже всех богатств мира, и потому неразумно привязываться к ним и ради них забывать о спасении души. Но из богатых немногие имеют столько твердости духа, чтобы хранить себя от пристрастия к богатству; большинство их привязываются к нему и впадают в те грехи, к которым склоняет оно. Посему таким людям для приобретения нищеты духовной Слово Божие внушает совершенно отказываться от богатства и избирать себе нищету телесную. «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на Небесах; и приходи и следуй за Мною», – так говорил Сам Господь богатому. Отсюда же видно, что нищета телесная может служить средством к усовершенствованию нищеты духовной. Но такое значение нищета телесная может иметь только в том случае, если она избирается добровольно ради Бога. В противном же случае нищета эта может причинять вред делу спасения, склоняя человека к отчаянию, тунеядству, воровству и тому подобным грехам. В награду за нищету духовную Господь обещает нищим духом Царство Небесное или вечное блаженство на небе. Но они становятся участниками этого Царства еще и здесь, на земле. Не имея пристрастия к земным благам, они не испытывают беспокойства о недостатке их и чувствуют мир в душе своей. Не надеясь на свои добродетели и совершенства, они во всем полагаются на благодать Божию, исполняющую их радостью и внушающую им твердую надежду на спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

А заиорданские колена, первые положившие начало размежеванию, пока всего лишь территориальному, первыми подвергнутся ассирийскому завоеванию и плену с последующей неизбежной ассимиляцией ( 4Цар. 15:29 ). Но должны пройти еще долгие столетия, пока это совершится, а пока Рувим, Гад и Манассия с решительностью готовы послужить своим братьям, доказать свою преданность общему делу и общеизраильскому предводителю: Они в ответ Иисусу сказали: все, что ни повелишь нам, сделаем, и куда ни пошлешь нас, пойдем; как слушали мы Моисея, так будем слушать и тебя: только Господь, Бог твой, да будет с тобою, как Он был с Моисеем; всякий, кто воспротивится повелению твоему и не послушает слов твоих во всем, что ты ни повелишь ему, будет предан смерти. Только будь тверд и мужествен! (1:16–18). Теперь уже и из уст своих подчиненных Иисус слышит призыв к решительности и слова ободрения. Ориген , обращая внимание на Нав. 1:12–18 , рассуждает в одной из гомилий о духовном значении этого диалога между Иисусом Навином и потомками Рувима, Гада и Манассии накануне форсирования Иордана. Как всегда, Ориген стремится «возвыситься от буквы к духу, от прообразов к истине» 91 . Из того факта, что все, решившие остаться по ту сторону Иордана, были потомками первородных, он выводит следующее заключение: «Рувим был первенцем, рожденным от Лии, Гад – первенцем Зелфы, Манассия – первенцем, рожденным от египтянки Асенефы, дочери елиопольского священника Потифара, жены Иосифа… Полагаю, что здесь скрывается прообраз двух народов: одного, казавшегося первородным по закону природы, и другого, который должен был получить благословение наследовать через веру и благодать» 92 . Согласно Оригену , колена, оставшиеся за Иорданом – иудеи, а заселившие Ханаан – христиане 93 . В помощи, которую оказали два с половиной колена девяти с половиной коленам в борьбе за Ханаан, Ориген видит прообраз той помощи, которую оказывают ветхозаветные праведники и вообще Ветхий Завет христианину в его борьбе за собственную душу: «Ко мне, устающему в баталии этой жизни и борющемуся с врагами, то есть с сопротивными силами, смотри, каким образом приходят на помощь те, которые были оправданы Законом прежде пришествия Господа моего Иисуса Христа. Смотри, как предлагает мне помощь Исайя, когда просвещает меня через чтение его бесед. Смотри, как спешит нам на помощь Иеремия, вооруженный и готовый к сражению, чтобы обратить в бегство самого неистового врага – тьму моего сердца – копьями своей книги. И Даниил вооружен, чтоб придти нам на помощь, когда наставляет нас и заранее предуведомляет о пришествии и воцарении Христа, о будущем обмане антихриста. Есть также Иезекииль, который описывает небесные тайны… Осия, в свою очередь, ведет строй двенадцати пророков: все они идут вперед, препоясавши чресла истиною ( Еф. 6:14 ), истиною, которую провозглашают в помощь своим братьям, чтобы, наставленные их книгами, мы не оставались в неведении об уловках диавола» 94 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

А когда после этого фарисеи вопросили Его: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею, то Господь сказал им в ответ: «не читали ли вы, что сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? – и сказал, – посему оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». В последних словах здесь прямо выражается, что Сам Бог соединяет мужа и жену, вступающих в брак. Но в Новом Завете Бог освятил брачный союз еще особым священнодействием, именно таинством брака. О сем в Первом послании к коринфянам (глава 7, стих 39) говорится: «жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти за кого хочет, только в Господе». В данном случае особенно важно выражение: в Господе. Из него видно, что христианский брак был делом отличным от других брачных союзов, заключался во имя Господа, то есть освящался священнодействием таинства. Вот почему в другом своем послании сей же апостол прямо называет брак таинством. «Посему оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви», – таковы эти слова апостола. По ним соединение мужа и жены есть таинство, ибо им изображается таинственный союз Христа с Церковью. Но союз Христа с Церковью исполнен благодати и истины, посему и брачный союз должен быть исполнен благодатью через особенное священнодействие. Итак, верно то, что таинство брака установлено Богом. Что касается видимой стороны таинства брака и невидимого действия его, то эти принадлежности указаны ясно в самом определении таинства. К видимой стороне принадлежат именно: во-первых, свидетельство жениха и невесты пред Церковью и священником о том, что они вступают в союз по добровольному согласию и сохранят до конца жизни супружескую верность, и, во-вторых, благословение их брачного союза священником. К невидимому же благодатному действию его принадлежат: освящение брачного союза во образ союза Христа с Церковью, утверждение брачного союза, в силу чего последний становится нерасторжимым, как нерасторжим союз Христа с Церковью, и дарование благодати чистого единодушия для благословенного рождения и христианского воспитания детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

«А кто ты?» –спросил я. «Я тот, – отвечал он, – который во время страсти Иисуса Христа ударил Его в ланиту». Могу ли после сего, – облившись слезами и задыхаясь от рыдания, присовокупил пустынник, – могу ли сколько-нибудь утешиться?» Таков этот рассказ. Упоминаемый в нем инок Исидор совершил страшный грех, повергнув святыню в грязь. Но подобный же страшный грех совершают и все те, которые приступают к таинству причащения без надлежащего приготовления, не очистив душу свою от грехов посредством покаяния, поста и молитвы. Что есть причащение? Кем и когда установлено таинство причащения? Что преподается нам в этом таинстве? Для чего установлено это таинство? Как должно причащаться святых Тайн? Что требуется от каждого, желающего приступить к таинству причащения? 17. Причащение Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба. 1Кор.10:17 . Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего. Мф.26:29 . Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. 1Кор.11:26 . Прошлый урок показал нам, сколь велико и спасительно для нас таинство причащения. В нем мы теснейшим образом соединяемся с Иисусом Христом, получаем прощение грехов и становимся причастниками вечной жизни. Святой Игнатий Богоносец говорит о нем: «святое причащение есть путь к бессмертию и верное средство против смерти, чтобы жить вечно во Христе». Справедливо поэтому, что таинство причащения составляет главную и существенную часть христианского Богослужения. Где и как совершается эта важнейшая часть Богослужения, это мы рассмотрим теперь. Богослужение, в котором совершается таинство причащения, называется Литургией, что, по обыкновенному словоупотреблению, значит общественное Богослужение. По правилам православной Церкви, Богослужение это должно быть совершаемо непременно в храме и притом в важнейшей части его – Алтаре, которого трапеза или по крайней мере вместо трапезы Антиминс, на котором совершается таинство, должен быть освящен архиереем. Обыкновенно храм называется церковью, а трапеза – престолом. Такое наименование усвояется храму потому, что в нем для молитвы и таинств собираются верующие, которые составляют Церковь . Наименование же престола усвояется трапезе потому, что на ней таинственно присутствует Иисус Христос, как Царь царствующих и Господь господствующих. Самое Богослужение Литургии можно разделить на три тесно связанные между собою части. Первая из них называется Проскомидией, вторая – литургией оглашенных и третья – литургией верных. Рассмотрим здесь эти части.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

А под окном разумеется чувство; ибо так чувства наши названы Иеремией, который сказал: смерть влезает в наши окна ( Иер.9:21 ). А три жилья, связанные между собою, суть: мнение, ум и рассудок. Храпящий во время поучения, как бы связанный земными представлениями, ниспадает с высших, сил способностей души; а кто падает с них, того уже нельзя считать в живых. Ибо сон есть брат смерти, как говорится и у внешних. Посему, умоляю вас, бодренно и трезвенно внимайте учению, чтобы и вам не быть осуждёнными, как не приносящим плодов, и нам не казаться всуе проливающими чистейшее молоко Писания или расточающими слово пред глухими. Слышание запечатлевайте деятельностью: потому что не слушатели закона праведны пред Богом, а исполнители, как говорит апостол ( Рим.2:13 ). И Господь говорит: блаженны слышащие слово Божие, и соблюдающие его ( Лк.11:28 ). Так поступая и божественную заповедь имея светильником, освещающим жизнь нашу, мы никогда не уклонимся с прямого пути и не сделаем для себя кривых изворотов жизни, но благонадёжны будем ( Лк.9:62 ) для блаженной жизни во Христе Иисусе, Господе нашем, Котором и слава и держава во веки». Всюду при красноречии в беседах преобладает простота и общепонятность, которая выше всего и украшает, и просветляет душу, и слушателям приносит пользы больше, чем учёные развития мыслей. Посему в беседах часто находятся указание на вещи общеизвестные, применение близкие к жизни слушателей. Так, например, к концу беседы о мытаре и фарисее говорит проповедник: «Итак, возлюбленные, научимся скромности, будем знать себе меру и не возноситься бессмысленно. Даже если бы мы хорошее что сделали, не должны считать себя лучше других. Но когда и что доброе совершим, станем воспевать с Давидом: не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу ( Пс.113:9 ); о Тебе похвала моя в собрании великом ( Пс.21:26 ), то есть в церкви будущего века. Потому что воистину Бог не презрит сердца сокрушенного и смиренного ( Пс.50:19 ), и помнит нас в унижении нашем ( Пс.135:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

а) Рассказ страшный и изумляющий ум Авва Макарий сказал: Когда я пришел в Константинополь, ибо у меня явилось желание видеть его, и я гулял в одной галерее, – то вот я видел умственными (νοερος) очами (истина свидетельствует мне в том, что я рассказываю), данными мне Господом к разумению чудес Его, что какой-то человек, как будто евнух 1028 , стоит пред дверьми обиталища блудниц, закрыв лице свое своими обеими руками и так плачет, что можно было подумать и небо плачет вместе с ним. Я подошел к нему и сказал: какая же причина твоего плача и почему ты печален? Почему ты не уходишь отсюда, ведь это обиталище блудниц и любострастных женщин? Скажи мне, – прошу тебя. Ибо плачь твой возбуждает сильное сострадание. И отвечал он мне: По природе я славный раб Божий, я Ангел, назначенный для охраны и защиты находящегося здесь человека, так как все христиане в час крещения, каждый получает своего Ангела от Бога. Я сильно огорчен, видя его здесь преданного похотям и нечистотам, находящегося в этом обиталище ради похоти, как ты видишь, с этою блудницею; и как же мне не оплакивать образ Божий, низринутый в такой мрак? Я сказал ему: Почему же ты не убеждаешь избегать мрака этого греха? И отвечал мне Ангел: Потому что я не имею места, чтобы приблизиться к нему. Ведь с тех пор, как он начал творить грех, он раб демонов, и я не имею над ним никакой власти. – Откуда видно, что ты не имеешь над ним никакой власти, ведь Бог его вверил тебе? И отвечал мне Ангел: Бог наш, благий и человеколюбец, создал человека свободным, и позволил ему по своей собственной воле избирать путь, указав ему два пути, один узкий, а другой широкий, сказав ему о конце того и другого, что шествие по узкому и обременительному пути сопряжено с большим трудом в настоящем, но в безконечные веки веков доставляет покой, а шествие по широкому пути доставляет наказание вечное и огнь геенский и все прочие наказания. Какое же у меня остается увещание, каким же увещанием я буду пользоваться к этому человеку, которого Бог мне вручил для охранения его? Ведь Сам Господь и Бог наш Иисус Христос, Сын Бога Живаго убеждает, увещевает и учит всех – воздерживаться от студных дел, и едва ли кто-нибудь соблюдает Божественные слова Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

А свидетельство апостолов неопровержимо и выше всякого сомнения, ибо воскресший Иисус Христос Сам уверил их в воскресении Своем, дабы они могли возвестить всему миру действительность сего славного события. Словами «если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна» апостол научает также, что все христианское вероучение утверждается, в сущности, на уверенности в этом великом событии. Объясним это хотя кратко. В Кессарии Филипповой апостол Петр торжественно исповедал, что Иисус есть Христос, Сын Бога живаго. Наименованием Иисуса Христа он выражал, что Иисус есть обетованный в Ветхом Завете Мессия, а наименованием Его Сыном Божиим – что Он единосущен с Богом Отцом и есть истинный Бог. И за это исповедание, как за истинное, Господь ублажил Петра. То же самое, что свидетельствовал об Иисусе Христе апостол Петр, свидетельствовал о Себе и Сам Иисус Христос. Так, на суде перед синедрионом, когда первосвященник с клятвою вопросил Его, Христос ли Он, Сын Бога живаго, Господь отвечал, что Он подлинно есть Христос, Сын Бога живаго. Синедрион хорошо понял смысл этого ответа, но не только не верил ему, но и осудил за него Иисуса Христа на смерть. Свидетельство это он считал самым тяжким преступлением и на него преимущественно указывал, требуя от Пилата смерти Иисуса Христа. «мы имеем закон, и по закону нашему Он дожен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим», – так говорил синедрион Пилату. После этого представим себе, что было бы, если бы Иисус Христос не воскрес! Тогда Он умер бы как простой человек, и свидетельство Его о божестве Своем было бы величайшим обманом. Льстец Он был, так сказали бы тогда об Иисусе Христе люди неверующие, и возражать им было бы трудно. Но, благодарение Богу! Чудо воскресения подтвердило не только свидетельство о Божестве, но и все вообще учение Спасителя, которого Бог послал в мир, чтобы свидетельствовать об истине. Имея в виду это чудо, и апостол Павел свидетельствует, что Бог открыл Иисуса Христа «…Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

А что все, изреченное пророками и Иисусом Христом, есть действительно слово Божие, это ясно видно из Священного Писания . Относительно пророков последнее свидетельствует, что они были только вестниками и как бы устами Божиими. Так, например, Моисей, этот первый пророк Божий, возвестил евреям, что Богу угодно вывести их из Египта, то это было не его собственно слово, а слово Божие. Бог открылся Моисею в пустыне Синайской и из огненной купины повелел ему возвестить то евреям. Точно так же Иисус Христос следующим образом свидетельствовал, что слова, возвещенные Им, суть слова Божии, слова Его Отца: «Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал мне заповедь, что сказать, и что говорить». Эти Божественные слова Свои Иисус Христос вручил святым апостолам, которым повелел возвестить их по всей вселенной. «Слушающий вас», – говорил Он о словах апостолов, – Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается пославшего Меня». Этим Иисус Христос ясно показал, что слова апостолов по достоинству своему совершенно равны Его собственным словам, так что слушать слова апостолов значит то же, что слушать Его Самого, и наоборот, пренебрегать словами апостолов значит то же, что пренебрегать словами Его Самого, а пренебрегать Им и словами Его столь же грешно, как и пренебрегать Богом и словом Божиим. Вот почему и сами апостолы ясно осознавали, что они были только посланниками, вестниками Божиими и возвещали не свои собственные человеческие мнения, но слова Божии. «Мы непрестанно благодарим Бога», – писал, например, апостол Павел к Фессалоникийцам, – что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, каково оно есть по истине». Таким образом, знание о Боге и о том, что требуется для угождения Ему, мы можем получить из рассматривания видимой природы, из голоса нашей совести и преимущественно из Слова Божия, переданного нам через пророков и Единородного Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, и через Его Святых апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010