Подлинными переводами Иоанна Петрици считаются переводы сочинений еп. Немесия Эмесского «О природе человека» (Кекел. S 1358, XVII в.) и Прокла Диадоха «Элементы теологии» (комментарии Петрици. Кекел. H 1337, XIII в.); оригинальным его сочинением является предисловие к несохранившимся Толкованиям Иоанна Петрици на Псалтирь (Кекел. Н 1337, XIII в.). Согласно источникам, ему принадлежит также перевод сочинений Аристотеля «Об истолковании» и «Категории». Т. Цкитишвили считает, что большинство названных сочинений гелатской школы принадлежат Иоанну Петрици. В XI-XII вв., возможно, были переведены или созданы неск. сборников высказываний т. н. внешних философов (ЦГИАГ. Ркп. 75, XV в.; Кекел. A 67, XVI в. и др.; изд. Лолашвили), распространенных в эллинистическую и визант. эпохи. В тот же период Петре Гелатели, Иезекиели, Иоанн Петрици, католикос-патриарх Арсений (Булмаисимисдзе), а также оставшиеся неизвестными авторы создали ямбические стихотворения в эллинофильском стиле (см. разд. «Нелитургическая духовная поэзия»). Ист.: Немесий Эмесский. О природе человека/Текст подгот.: С. Горгадзе. Тбилиси, 1914 (на груз. яз.); Кекелидзе К. Толкование Екклесиаста Митрофана Смирнского. Тифлис, 1920 (на груз. яз.); Иоанн Петрици. Труды/Текст подгот.: С. Каухчишвили, Ш. Нуцубидзе. Тбилиси, 1937-1940. 2 т. (на груз. яз.); он же. Рассмотрение платоновской философии Прокла Диадоха/Примеч.: Г. В. Тевзадзе. М., 1984; Ioane Petristi. Kommentare zur «Elementatio Theologica» des Proclos (Ausgewälte Texte)/Einl. von L. Alexidze//Orthodoxes Forum. St. Ottilien, 1995. Bd. 9; он же. Толкования «Элементов теологии» Прокла Диадоха/Пер., исслед.: Д. Меликишвили. Тбилиси, 1999 (на груз. яз.); КЦ. 1955. Т. 1 (на груз. яз.); Иоанн Петрици. Лествица добродетели/Подгот. текста: И. Лолашвили. Тбилиси, 1968 (на груз. яз.); Поучения и мудрость философов/Сост.: И. Лолашвили. Тбилиси, 1969 (на груз. яз.); ПГП. 1970. Т. 3; Рапава М. Сочинения Аммония, сына Гермия, в груз. лит-ре. Тбилиси, 1983 (на груз. яз.); Иосиф Флавий. Иудейские древности/Ред.: Н. Меликишвили. Тбилиси, 1987-1988 (на груз. яз.); Хоперия Л. Древнегруз. переводы «Диспута с Пирром» Максима Исповедника: Текст, исслед.: Дис. Тбилиси, 1998 (на груз. яз.); Gregorius Nazianzenus. Opera: Versio Iberica. Oratio XLIII (cum comment. Nicetae Heracliensis)/Ed. B. Coulie, H. Metreveli, T. Otkhmezuri etc. Turnhout; Leuven, 2004. (CCSG; 52. Corpus Nazianzenum; Vol. 17).

http://pravenc.ru/text/639853.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ ДОДОРКЕЛИ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 12 , С. 719 опубликовано: 4 августа 2011г. ГРИГОРИЙ ДОДОРКЕЛИ (Вахвахишвили) (XVII-XVIII вв.), гимнограф - см. ст. Кетеван , вмц. Грузинской Православной Церкви. Рубрики: Персоналии гимнографов Ключевые слова: Григорий Додоркели (Вахвахишвили) (XVII-XVIII вв.), гимнограф Гимнографы грузинские См.также: АРСЕНИЙ IV (Булмаисимисдзе), Католикос-Патриарх Мцхетский (1241/42-1249/50), гимнограф ЕВФИМИЙ МНОГОТРУДНЫЙ [Еквтиме Натлисмцемели; груз. - Креститель] (Мчеделашвили; † ок. 1805), архим., настоятель (1775 - ок. 1805) мон-ря св. Иоанна Крестителя (Натлисмцемели) в Гареджи, гимнограф, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 8 авг.) ЕЗРА груз. гимнограф (X в.) ЕЗРА МТАЦМИНДЕЛИ [Святогорец], груз. гимнограф (XI в.), подвизавшийся в Иверском мон-ре (Ивироне) на Афоне Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/166833.html

Н. был хорошо образован, его произведения свидетельствуют о том, что он превосходно разбирался в богословии и гимнографии, обладал даром слова. Груз. гимнограф католикос-патриарх Антоний I в соч. «Цкобилситкваоба» (Мерное слово) отозвался о нем как о замечательном проповеднике и красноречивом ораторе. По мнению акад. К. Кекелидзе , Н. вместе с гимнографом иером. Григорием Додоркели (Вахвахишвили) установил день поминовения прп. Антония Марткопского (17 янв.) и написал службу ему (НЦРГ. Н 1672, предположительно 1703-1711 гг.; Кекелидзе К. Из литургической деятельности Антония I// Он же. 1957. Т. 4. С. 175-186). Однако исследования М. Кавтарии выявили, что это произошло гораздо раньше, а служба написана в 1233 г. католикосом-патриархом всей Грузии гимнографом Арсением IV (Булмаисимисдзе ; 1241/42 - 1249/50) ( Кавтария. 1977. С. 268-306). Вслед за Антонием I И. Багратиони, П. Иоселиани и др. исследователи считали Н. автором службы прп. Додо Гареджийскому (НЦРГ. S 386. Л. 373-376 об.). Кавтария издал текст службы в 1977 г. (по рукописям НЦРГ. А 152 и А 220, переписаны в 1726 г. Доментием Джандиерисшвили в Москве). Песнопения написаны в ритмической форме на 5-й глас. По мнению Кавтарии, служба появилась благодаря тому, что в XVIII в. была заново оценена деятельность сир. отцов, основателей груз. монашества VI в., и их последователей, в т. ч. прп. Додо Гареджийского. В 1733 г. по распоряжению католикоса-патриарха Григория II Н. создал сборник гимнов и песнопений «Увеличенный иадгари» ( ); сборник также известен как «Пицундская грамота» ( Какабадзе. 1921. С. 131-147). Акростих посвятительного ямба содержит слова: «Николоз Руствели, музицирую» ( ); 1-я часть посвящена восхвалению Господа, 2-я - католикоса-патриарха Григория II. После ямба помещен значительный по объему богословский трактат, состоящий из 7 глав: 1-я глава посвящена вопросу Единосущия и Триипостасности Бога, 2-я - двум природам Христа, 3-я - учению об ангелах, 4-я - сотворению человека, 5-я - вопросу о священстве, 6-я - мученичеству, 7-я - преподобным отцам (НЦРГ. Ad 2251. Л. 718-735). Современники (Антоний I и др.) отзывались о Н. как об искусном составителе грамот ( Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 342). Сохранились автографы Н.- рукописи «грамота приданного» Хорешан, сестры царя Кахети Давида II Имамкули-хана (1717), и грамота Алавердского храма 1721 г. ( Жордания. 1903. С. 232-234). Ф. Жордания , Кекелидзе, Кавтария отожествляют Н. с митр. Тбилисским Николаем (Орбелиани) .

http://pravenc.ru/text/2566020.html

Судя по многочисленным рукописям, Шиомгвимский Типикон получил повсеместное распространение не только в Грузии, но и за ее пределами - в груз. мон-рях Палестины, Синая и Афона (см.: Кочламазашвили. 2005. С. 9). Тем не менее Великий Синаксарь прп. Георгия Святогорца продолжали переписывать вплоть до XVIII в. Вероятно, к XIII-XIV вв. относится особая груз. редакция Иерусалимского устава, сохранившаяся в Типиконе Кекел. А 647, 1511 г., скопированном с более раннего списка (особенности отмечены в кн.: Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 511). Эта версия предположительно была составлена груз. монахами на Афоне (к тому времени окончательно перешедшем на Иерусалимский устав в его новой, малоазийской редакции), т. к. в ней имеются памяти святых Евфимия и Иоанна Святогорцев, и сосуществовала параллельно с Шиомгвимским Типиконом. VI. Гимнография XII-XIII вв. Эти века оказались весьма значительны с т. зр. развития национальной груз. гимнографии. Определилась тенденция пополнения новыми песнопениями последований груз. святым и праздникам. Из гимнографов XII в. следует отметить царя Давида Строителя, к-рому принадлежит покаянный канон (см.: Давид IV Строитель...), еп. Иоанна Анчийского, Иоанна Шавтийского, католикоса Николая I (Гулаберисдзе) (см.: Tarchnischvili. 1955. S. 237-241). Из груз. гимнографов XIII в. следует назвать католикоса Арсения IV (Булмаисимисдзе) (ему принадлежат новая служба св. равноап. Нине, последование прп. Шио Мгвимскому, песнопения Нерукотворному образу Спасителя и прп. Антонию Марткопскому (см.: Tarchnischvili. 1955. S. 240-242), канон прп. Давиду Гареджийскому (см.: Кавтария. 1977. С. 136-137)), Савву Синкелла (см.: Tarchnischvili. 1955. S. 243), еп. Чкондидского Арсения (см.: Кавтария. 1999). Ванское Четвероевангелие. Кон. XII — нач. XIII в. (Кекел. А 1335) Ванское Четвероевангелие. Кон. XII — нач. XIII в. (Кекел. А 1335) К XII-XIII вв. относится начало формирования более компактных гимнографических сборников вместо больших и полных компиляций прп. Георгия Святогорца, в частности Садгесасцауло (, аналог Праздничной Минеи), содержащего расположенные в календарном порядке последования Минеи (не на все дни года). Гимнографический материал взят из Минеи прп. Георгия; в позднейших рукописях добавлены соответствующие библейские чтения, а после XVII в.- и синаксарные жития (см.: Кавтария. 1977. С. 39). Выбор памятей для Садгесасцауло нестабилен, в рукописях наблюдается большое разнообразие. В отличие от слав. Праздничной Минеи в Садгесасцауло часто входят нек-рые службы даже малых праздников (см.: Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. XXVIII). На первом этапе, однако, Садгесасцауло (см., напр., описание ркп. Кекел. А 44: Кавтария. 1977. С. 44-45) содержал лишь последования важнейших праздников и памятей особо чтимых в ГПЦ святых (напр., святых Кирика и Иулитты).

http://pravenc.ru/text/639853.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ V Католикос-патриарх всей Грузии (нач. 40-х гг. XIII в.). В грамоте (дацерили), данной М. своему мсахуртухуцеси (начальнику личного войска) Ваче Гуарамисдзе в 1241 г., сохранились сведения о том, что после разорения Грузии хорезмийцами и затем монголами Ваче и его брат сильно пострадали и обратились за помощью к М. Предстоятель даровал им «для служения Церкви деревни Атисопели и Оромашени, со всеми полями, горой, лугами, лесами, водой, мельницей» (ПГП. 1970. Т. 3. С. 155; Корпус груз. ист. док-тов. Тб., 1984. Т. 1. С. 115-117). Грамота, данная некоему Мгеле Абулахтарис-дзе мцигнобартухуцеси (главным везиром) архиеп. Чкондидским Арсением в 1241/42 г., подтверждена уже католикосом-патриархом Арсением IV (Булмаисимисдзе ) (1241/42-1249/50) (ПГП. 1970. Т. 3. С. 159). В церковных календарях Грузинской Церкви XX в. имя М. в списке предстоятелей Грузинской Церкви отсутствует. Следующим после Михаила IV (Мирианисдзе) католикосом-патриархом с таким именем назван Михаил (1325-1330). Внесение этого имени в список считается ошибкой, поскольку в известных источниках этого периода католикос-патриарх Михаил не упоминается. Лит.: Шошиашвили Н. Вопросы ист. хронологии Грузии XIII в.//Моамбе (Вестник)/Грузинский гос. музей им. С. Джанашия. Тб., 1954. Вып. 18 Б. С. 113-129 (на груз. яз.); Абашидзе З. Микел V//Католикосы-патриархи Грузии. Тб., 2000. С. 57-58 (на груз. яз.). З. Абашидзе Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788)

http://pravenc.ru/text/2563696.html

Арсений. Изображал. Я. Так же, как и ты, и как все старообрядцы? Арсений. Нет. Не Он, как мы, а мы, как Он. Я. Пусть будет по-твоему, дело не в игре слов. Когда ты кончишь изображение на себе крестного знамени, какую молитву проговариваешь? Арсений. Известно, какую. Какая полагается тут: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. Аминь. По Малому катехизису. Я. И Христос так же молился? Арсений. Так же и Христос. Я. Вот видишь, какая тут допущена несообразность. По-вашему выходит, что Христос молился Самому Себе и называл Себя грешным. Подумай, к чему ваше лжемудрование ведет нас? Арсений. Если не так, то как же Христос молился? Я. Святые евангелисты свидетельствуют о том, как Христос молился: пал на лицо Свое, молился ( Мф.26:39 ), пал на землю и молился ( Мк.14:35 ), преклонив колени, молился ( Лк.22:41 ). Есть и апостольское предание о том, как творить молитву, но никак не о сложении перстов, а именно: воздевая чистые руки без гнева и сомнения ( 1Тим.2:8 ). Да и для чего бы Господь наш Иисус Христос в молитве Своей к Отцу Своему Небесному слагал два перста? Арсений. Во исповедание двух естеств – божеского и человеческого. Я. В ком? Арсений (подумав). В Самом Себе. Я. Страшно подумать, что ты сказал. Вера есть несовершенство знания. Всеведущему Богу приписывать веру – богопротивно 5 . Исповедовать веру в Божество и человечество Иисуса Христа приличествует только нам, немощным, а не Богу. Далее, по 31-й главе Стоглава ты воздаешь поклонение пречистому образу и животворящему Кресту Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Богородице и Небесным Силам… Неужели ты по совести своей скажешь, что и Христос также молился, как и мы, грешные? Арсений промолчал. Но подумай, как же мог Христос молиться и поклоняться иконам, которых тогда еще и не было? Пойми, мог ли кланяться Творец твари? – С чем сообразно этому доверять и такую нелепость защищать? В 31-й главе Стоглава несправедливо написано о перстосложении и клятве. Святой Мелетий не учил о перстосложении для крестного знамения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Ночью, во время молитвы, Арсений услышал свыше голос, говоривший: «Арсений! Беги от людей, и ты спасешься». Услышав это, Арсений оделся в худые одежды и, выйдя тайно из дворца царского, пришел на берег морской; здесь, по Божию промышлению, он нашел корабль, отправлявшийся в Александрию Он сел на него и отправился в путь, возложив все упование свое на Бога. Когда корабль прибыл в Александрию, тотчас Арсений отправился в скит подвижников Придя в церковь, он начал слезно упрашивать пресвитеров посвятить его в монашество и наставить его на путь спасения. Эти же последние, видя, что с ними говорит муж честный и благоговейный, спросили его: — Кто ты и откуда ты пришел? Он же отвечал им: — Я странник и человек я убогий. Пресвитеры, посоветовавшись между собою о том, кому бы можно было отдать пришельца для наставления иноческому житию, решили отдать его авве Иоанну Колову о чем и известили его. Старец же Иоанн, помолившись Богу, сказал: «Да будет воля Господня!» Между тем Иоанн велел приготовить трапезу для братии, так как был десятый час дня. Братия сели за стол, но Арсений стоял, потому что никто не приглашал его садиться. Братия начали вкушать пишу, но Арсений не ел ничего и все время стоял, опустив голову вниз, как бы предстоя пред Богом и Его святыми ангелами. Старец же Иоанн взял один из сухарей, предложенных для трапезы, и бросил Арсению, сказав: — Ешь, если хочешь. Это сделал Иоанн для того, чтобы испытать смирение пришельца и узнать, пришел ли он сюда действительно для того, чтобы отречься от мира. Между тем Арсений думал про себя так: «Этот старец — ангел Божий и прозорливец, потому что он знает, что я хуже пса; поэтому и сухарь бросил он мне как псу; по той же причине я должен и съесть его, как пес». И наклонившись до земли, он пошел на четвереньках, как четвероногое животное, к сухарю, взял его прямо ртом, затем отошел с ним в угол и там съел его лежа на земле. Блаженный Иоанн, видя такое смирение святого Арсения, сказал пресвитерам: — Он будет великим подвижником.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Арсений Иванов. Здесь святитель Златоуст учит не о кончине мира, а о скончании Церкви Христовой. Я. Это не святитель Златоуст, а ты так учишь; на него ты только сваливаешь и делаешь его участником своих заблуждений в учении Христовой Церкви. Спрошу я вас, беспоповцев: когда мир кончится? Отвечай, Арсений Иванович, на основании тобою прочитанных слов святителя Златоуста. Арсений Иванов. Тогда, когда кончится вседневная жертва Христова во всей вселенной. Я. Смотрите же и понимайте, как крепка и непобедима Церковь Христова. Мир сей, или век сей, без Христовой Церкви существовать не может. Да какой бы смысл, какая цель была бы тогда в существовании мира без Христовой Церкви? В последней трубе вострубит, и мертвии восстанут нетленни. Когда Сам Господь снидет с небесе, тогда и мертвые во Христе воскреснут прежде. Потом мы, оставшиеся в живых, т. е. христиане, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем ( 1Фес.4:16–17 ). Зачем тогда существовать миру? Тогда все кончено. Мир огню блюдом. Зачем тогда существовать миру, когда на земле не будет ни живых, ни мертвых? Арсений Иванов. Как же сказано у апостола: так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога? В которой Церкви? Я. На этот вопрос Кириллова книга отвечает следующее: в смущенной глаголю жидовской, а не в той, в которой ныне есть мы… понеже бо к жидом (антихрист) приидет, яко Христос, и от жидов прият имать быти (л.50). Арсений Иванов. Вы теперь так и верите, что антихрист к жидам придет и в их жидовской церкви сядет, а нас он и не коснется. Я. Что антихрист придет к жидам, вы, беспоповцы, это слышали не от меня, а то, что он нас не коснется, – об этом я еще не говорил. Правду о вас, беспоповцах, сказал Евтихий Алексеев: вы роетесь по всем книгам, путаетесь, сбиваетесь с пути истинного и других смущаете, а о святом Евангелии, в котором свет и жизнь наша, забыли, и слова Самого Господа оставляете в небрежении. Арсений Иванов. Из чего это ты видишь?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

29. Авва Даниил рассказывал об авве Арсении: пришел некогда к нему чиновник и принес ему завещание одного сенатора, родственника Арсениева, который оставил ему очень большое наследство. Арсений, взяв завещание, хотел разодрать оное. Но чиновник пал к ногам его и говорил: прошу не раздирай завещания, иначе с меня голову снимут. Тогда авва Арсений сказал ему: он умер только теперь, а я умер еще прежде его. И отослал завещание, не приняв ничего. 30. Сказывали еще об авве Арсении, что по вечерам в субботу на воскресный день он становился спиною к солнцу и, подняв руки свои к небу, молился до того времени, как солнце начинало светить ему в лицо; после чего он садился. 31. Говорили об авве Арсении и авве Феодоре Фермейском, что они более всего ненавидели славу человеческую, почему авва Арсений редко показывался кому-либо, а авва Феодор, хотя и показывался людям, но был для них мечом. 32. Когда авва Арсений жил в Нижнем Египте и народ беспокоил его, вздумалось ему оставить келью. Ничего не взяв из нее, он пришел к ученикам своим, Александру и Зоилу Фаранским. Александру сказал: ступай на корабль и плыви вверх. Он так и сделал. Потом Зоилу сказал: пойдем со мною до реки; там сыщи мне судно, плывущее вниз к Александрии, а потом и ты плыви вверх к брату своему. Зоил, смущенный сими словами, молчал. Так разлучились они друг с другом. Старец пришел в Александрию и занемог тяжкою болезнию. Прислужники же его рассуждали между собою: не огорчил ли кто из нас старца и потому он удалился от нас? Но не находили в себе никакой вины, ибо никогда не ослушались его. Старец, по выздоровлении, сказал: пойду к моим отцам; и таким образом, отплыв вверх, пришел в Петру, где были прислужники его. Когда находился он близ реки, какая-то служанка, эфиоплянка, подошедши, прикоснулась к его милоти. Старец обличил ее. Служанка же сказала ему: если ты монах, то иди в гору. Старец, пораженный сим словом, говорил сам в себе: Арсений! если ты монах, то иди в гору. Между тем встретились с ним Александр и Зоил. Когда они пали к ногам его, повергся и старец, и все плакали. Старец спросил: ужели не слышали вы, что я был болен? Они отвечали: слышали. – Что ж вы не пришли навестить меня? – сказал старец. Авва Александр отвечал: горько для нас было твое разлучение с нами, и оно не на пользу послужило многим, которые говорили о нас: если бы не ослушались старца, он не удалился бы от них. Старец сказал им: теперь опять будут говорить люди: не нашла голубица покоя ногам своим и возвратилась к Ною в ковчег. Таким образом они примирились, и старец пребыл с ними до смерти своей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

29 . Авва Даниил рассказывал об авве Арсении: «Пришел некогда к нему чиновник и принес ему завещание одного сенатора, родственника Арсения, который оставил ему очень большое наследство. Арсений, взяв завещание, хотел разодрать его. Но чиновник пал к ногам его и говорил: «Прошу тебя, не раздирай завещания; иначе с меня голову снимут». Тогда авва Арсений сказал ему: «Он умер только теперь, а я умер еще прежде него». И отослал завещание, не приняв ничего». 30 . Сказывали еще об авве Арсении, что по вечерам в субботу на воскресный день он становился спиною к солнцу и, подняв руки свои к небу, молился до того времени, как солнце начинало светить ему в лицо: после чего он садился. 31 . Говорили об авве Арсении и авве Феодоре Фремейском, что они более всего ненавидели славу человеческую. Почему авва Арсений редко показывался кому-либо, а авва Феодор, хотя и показывался людям, но был для них мечем. 32 . Когда авва Арсений жил в Нижнем Египте и народ беспокоил его, – вздумалось ему оставить келью. Ничего не взяв из нее, он пришел к своим ученикам Александру и Зоилу Фаранским. Александру сказал: «Ступай на корабль и плыви вверх». Он так и сделал. Потом Зоилу сказал: «Пойдем со мною до реки; там сыщи мне судно, плывущее вниз к Александрии, а потом и ты плыви вверх к брату твоему». Зоил, смущенный этими словами, молчал. Так разлучились они друг с другом. Старец пришел в Александрию и занемог тяжкой болезнью. Прислужники же его рассуждали между собою: «Не огорчил ли кто из нас старца, – и потому он удалился от нас?» Но не находили в себе никакой вины, ибо никогда не ослушались его. Старец, по выздоровлении, сказал: «Пойду к моим отцам»; и таким образом, отплыв вверх, пришел в Петру, где были его прислужники. Когда он находился близ реки, какая-то служанка, эфиоплянка, подошедши, прикоснулась к его милоти. Старец обличил ее. Служанка же сказала ему: «Если ты монах, то иди в гору». Старец, пораженный этим словом, говорил сам в себе: «Арсений! Если ты монах, то иди в гору». Между тем встретились с ним Александр и Зоил. Когда они пали к ногам его, повергся и старец, и все плакали. Старец спросил: «Неужели вы не слышали, что я был болен?» Они отвечали: «Слышали». – «Что же вы не пришли навестить меня?» – сказал старец. Авва Александр отвечал: «Горько для нас было твое разлучение с нами, и оно не на пользу послужило многим, которые говорили о нас: «Если бы не ослушались старца, он не удалился бы от них«». Старец сказал им: «Теперь опять будут говорить люди: «Не нашла голубица покоя ногам своим и возвратилась к Ною в ковчег» ( Быт.8:9 )». Таким образом они примирились и старец пребыл с ними до смерти своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010