Основными методами «разложения тихоновщины» у чекистов, как правило, были аресты видных священнослужителей и архиереев. В 1924 году епископ Аркадий был арестован местными органами ОГПУ и отправлен в Свердловск, где находился в тюрьме около месяца. Обвинение ему не предъявили и вскоре отпустили на свободу. Вернувшись в свою епархию, епископ Аркадий продолжил борьбу с обновленчеством. Для церковной жизни Урала, как и всей страны, в этот период было характерно, что один архиерей, занимая назначенную ему кафедру, становился одновременно управляющим одной или несколькими соседними епархиями. Такое тяжелое бремя пришлось нести и Кунгурскому епископу Аркадию. С 28 июля 1924 года он был назначен временно управляющим Екатеринбургской епархией, вскоре переименованной в Свердловскую, с 1925 года он стал самостоятельным епископом Кунгурским, а с февраля 1927 по 11 мая 1928 года вновь временно управлял Свердловской епархией. По свидетельству очевидцев, Преосвященный Аркадий был неутомимым проповедником – изъяснял Слово Божие, обличал обновленцев и атеистов. Он ввел совершение всенощного бдения по Афонскому уставу в дни памяти великомученицы Параскевы и мученика Мины. Эти святые считаются небесными покровителями Кунгура, так как первый городской храм был построен и освящен во имя великомученицы Параскевы, а святому мученику Мине посвящен один из храмов города, находившийся рядом с Успенским. На эти службы съезжались всегда по несколько десятков священнослужителей, приходило множество народа. Кроме того, Владыка ввел совершение в Великий пост пассий, которых раньше в Кунгуре не знали. Имя епископа Аркадия было хорошо известно среди верующих Урала. К нему приезжали с просьбой принять под духовное окормление настоятели православных храмов и представители церковных приходов различных районов области. Владыка часто служил, несмотря на множество административных обязанностей. Из воспоминаний протодиакона Всехсвятской церкви Кунгура отца Арсения Пантелеймонова известно, что епископ Аркадий совершал богослужения не только в близлежащих к Кунгуру городах и селениях, но и в Перми, Свердловске, Нижнем Тагиле, Верхотурье и других.

http://pravicon.com/info-1811

После объяснений владыка облачился, и началось пасхальное богослужение. Но ещё не закончилась служба, как в храме стали появляться представители властей, дальнейшее пребывание владыки Аркадия в соборе грозило арестом, и сразу после богослужения он был вынужден скрыться» 506 . Другое свидетельство записано владыкой Феодосием (Процюком): «Протоиерей Иоанн Богданович был хорошо знаком с Епископом Аркадием. Встретившись с ним в Полтаве, куда Епископ Аркадий приехал по своим делам, о. Иоанн узнал от него о следующем интересном случае. Оказывается, на Пасху 1927 года Епископ Аркадий приехал в Лубны совершенно внезапно и, придя перед светлой заутреней в Троицкий собор [здесь ошибка, Троицкий собор был давно в руках раскольников – булдовцев, а владыка Аркадий служил в Рождество-Богородичном соборе – сост. ], предъявил свои архиерейские грамоты о том, что он хиротонисан во Епископа Лубенского. Духовенство приняло его, и он совершил пасхальную заутреню и литургию, а затем сразу же поехал на вокзал, сел в поезд и уехал из Лубен» 507 . Рождество-Богородичным собором «булдовцы» завладели только в июле. 7 июля Лубенский административный отдел объявил православной соборной общине о расторжении договора на право пользования храмом, 13 июля состоялась передача собора и его имущества группе соборно-епископцев 508 , а 27 июля православная община при Рождество-Богородичном соборе была ликвидирована, будто бы «за нарушение типового договора» 509 . Жалобы православных на незаконные действия властей услышаны не были 510 . После Пасхального богослужения в Лубнах владыка Аркадий приехал в Полтаву. Он стал широко известен в Полтавской епархии, где служил и проповедовал, заслужив любовь православных 511 . Как же реагировало ГПУ на смелого Епископа, пренебрегшего запретом появляться в вверенной ему епархии? Об этом мы имеем свидетельство владыки Леонтия (Филипповича), которое написано со слов Епископа Аркадия: «Как только он прибыл в Полтавскую епархию и своим словом всколыхнул народные массы, его тотчас схватили и отправили в ссылку на вольное поселение на Кавказ, засадив в глухую осетинскую деревню на три года. Пробыв в таком безлюдном одиночестве около года, владыка задумал было бежать. И решил ездить по обширной России под видом странника и проповедовать, насколько возможно, слово Божие» 512 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

С несколькими семействами он удалился на берега Босфора, где и провел время военных действий. Оставшиеся на месте епископы Аркадий и Алимпий были между тем арестованы русскими войсками и, как беглые русские подданные, заключены в суздальский Спасо-Евфимиев монастырь. По окончании войны раскольники хлопотали об их возвращении через турецкое правительство, жаловались даже Наполеону III, но без всяких последствий. Возвратившийся с берегов Босфора Аркадий Шапошников, – хотя и не охотно, признан был епископом славским. На место Алимпия в Тульчу в 1861 г. был поставлен послушник Аркадия Иустин, родом из московской губернии волоколамского уезда, человек мягкосердечный и довольно начитанный. Таким образом, положение белокриницкой иерархии у турецких раскольников было упрочено. В Молдавии и Валахии старообрядцев насчитывалось до 20,000 человек; жили они во многих городах. Еще Амвросий поставил для живших в Яссах старообрядцев попа Никифора. Затем, наместник митрополии Онуфрий назван был епископом браиловским и заведывал делами молдо-влахийских раскольников. В 1853 г. к ним поставлен был особый епископ, тоже по имени Аркадий, названный васлуйским (Васлуя–город в Молдавии), – саратовский урожденец, человек полуграмотный и фанатичный. Он разъезжал по епархии и наставил очень много попов. Сначала правительство относилось к раскольникам, как и прежде, довольно строго. Аркадий должен был разъезжать секретным образом. Но после турецкой войны, когда Молдавия и Валахия были соединены в одно княжество Румынское, и правителем его сделан был князь Куза, покровительствуемый Наполеоном, положение раскольников значительно изменялось. Православное духовенство было стесняемо, а раскольники получали больше и больше свободы. Они открыто стали совершать свои церковныя службы. Местные гражданские власти оказывали Аркадию почести, присвоенные архиереям. На принесенную православным ясским митрополитом жалобу, министерство отвечало, что теперь всем верам свободно. Мало того; в 1860 году Аркадий был утвержден правительством в звании архиепископа Молдавии, и ему был выдан надлежащий вид на свободный проезд по всей Молдавии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Владыка Аркадий успешно боролся не только против обновленчества, но и против возникшего в Православной Церкви григорианского раскола. Он называл григорьевцев «новыми врагами» Церкви Христовой, видя в их действиях проявление властолюбия. При активной внешней деятельности Владыка не забывал и о духовной жизни, которую он проводил под руководством бывшего насельника Белогорского монастыря иеромонаха Афанасия (Трушкова). Об отце Афанасии известно, что после того, как обитель была закрыта, он жил в уединении в лесу, множество верующих обращалось к нему за советом и назиданием. Иногда иеромонах Афанасий и сам приходил в Кунгур, где исповедовал людей. В 1927 году он был возведен владыкой Аркадием в сан игумена. Огромный авторитет епископа Аркадия, его непримиримость в борьбе с обновленцами вызывали зависть и ненависть у последних. Начались интриги, клевета. Одним из клеветников был соборный протоиерей Алексий Попов (впоследствии публично отрекшийся от веры в городе Кирове). На Владыку стали поступать в Патриархию жалобы и доносы, вследствие которых епископ Аркадий в январе 1929 года был удален из Кунгура и переведен в Омск. На Омскую кафедру епископ Аркадий заступил в марте. После его приезда в городе стали чаще совершаться богослужения. Владыка сумел добиться официального разрешения на совершение монашеских постригов. Часто на постригах он произносил поучения, которыми напутствовал постригаемых на несение монашеского подвига в миру. Так, на одном из мантийных постригов, происходивших после Пасхи 1930 года, епископ сказал новопостриженному: «В настоящее время, при неверии и развращенности народных масс, приобретают большое значение подвижники, на которых лежит обязанность спасти народ от этой развращенной жизни». В своих напутствиях тем, кто решался во время гонений встать на путь монашества, Владыка советовал «углубля[ться] в самого себя и принужда[ть] себя к удалению от мира, который, по слову апостола Иоанна Богослова, во зле лежит». Владыка часто говорил своим прихожанам о необходимости быть в ограде Церкви Христовой: «…от [мирского]… зла нас спасает Святая Церковь и зовет к соблюдению Закона Христова, удаление от которого влечет преступление заповедей Евангельских и крайнее развращение всего христианского общества». Епископ Аркадий благословлял своих духовных чад оказывать всевозможную помощь репрессированным священнослужителям.

http://pravicon.com/info-1811

Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» находится в Москве, в церкви св. Николая, что на Пупышах; полагают, что принесена она в Москву казаками в царствование Алексея Михайловича, в 1640 г. Благоговейное почитание этой иконы особенно проявилось во время чумы, в 1771 г., в Москве. 26-е число Преподобные Ксенофонт и Мария с сыновьями своими: Иоанном и Аркадием, жили в V веке. Будучи сами благочестивыми людьми, Ксенофонт и Мария такими же благочестивыми воспитали и детей своих. Они не гордились своей знатностью и богатством, были просты и доступны для всех. Для образования отправили они детей своих в финикийский город Вирит. Случилось так, что корабль, на котором плыли Иоанн и Аркадий, разбила буря, но они спаслись: Иоанн был выброшен на берег в одном месте, а Аркадий в другом. Не зная о спасении, каждый из них скорбел о погибели другого. Спасшись от неминуемой гибели, Иоанн решился поступить в монастырь; то же сделал и Аркадий. Бог показал Иоанну во сне брата, который просил его не плакать о нем, потому что он жив. Когда Аркадий шел в монастырь, то встретил прозорливого старца, который предсказал ему, что он через некоторое время увидит брата. Ксенофонт и Мария, долго не получая известий от детей, послали одного из слуг в Вирит узнать, живы ли их дети. Слуга, случайно узнав, что Иоанн и Аркадий должны были погибнуть во время бури, не хотел было и возвращаться к своим господам, но знакомые убедили его вернуться. Ксенофонт и Мария приняли весть о погибели детей своих с покорностью воле Божией и обратились с молитвой к Богу, чтобы Господь во сне показал им детей. И Бог внял молитве праведных: оба они увидели во сне, что дети их предстоят пред престолом Божиим в великой славе. «Живы наши дети! – сказал Ксенофонт жене своей. – Мне думается, что они в Иерусалиме. Пойдем туда на поклонение святым местам. Быть может, увидим там милых детей наших». В Св. Земле, на Иордане, Ксенофонта и Марию встретил тот самый прозорливый муж, который предсказал Аркадию встречу с братом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

В управление делами вступил теперь наместник белокриницкой митрополии Кирилл. Из предосторожности, чтобы не оскудела иерархия, что в виду появления холеры было возможно, а главное – из желания стать „белокриницким митрополитом и верховным властителем всех древлеправославных христиан“, Кирилл созвал „духовный собор“ и решил поставить нового епископа. Общим согласием избран был священноинок Онуфрий (Иванов) и вскоре рукоположен Кириллом во епископа Браиловского, с званием наместника митрополии. Умножение и расширение славской „паствы“ требовало нового епископа для раскольников-некрасовцев. Пользуясь этим случаем, белокриницкие власти, чтобы оказать внимание Аркадию и вместе упрочить его зависимость от нового митрополита, решили возвести его в сан архиепископа и таким образом учредить в Славе архиепископию, а в епископа Майносского, место которого теперь было праздно, найти достойного кандидата. С этою целью епископ Онуфрий с иноком Павлом, снабженные доверительною грамоток. Кирилла, в 1850 году прибыли в Славский монастырь. Аркадий, конечно, не был против возведения его в сан архиепископа, поэтому к учреждению архиепископской кафедры препятствий не было. Однако будущего епископа нашли более удобным поставить не для Майноса, а для города Тульчи. Кандидатом на эту кафедру общим собранием раскольничьего духовенства и братии Славского монастыря избран был священноинок Алимпий (Вскринцев). 27 сентября в тульчинской церкви св. Иоанна Богослова, Аркадий, при участии Онуфрия, рукоположил Алимпия во епископа, а на следующий день в той-же церкви сам возведен был в сан архиепископа. Несколько позже (1854 г.) для молдо-влахийских раскольников поставлен особый епископ, с именем васлуйского (Васлуя – город в Молдавии). Этим епископом был Аркадий, родом из Саратова, человек полуграмотный, и фанатичный. В 1854 году, как известно, открылась война России с Турциею и русские войска стояли около Дуная. В виду этого, турецкое правительство предложило некрасовцам удалиться подальше от места военных действий. Некоторые из них не обнаружили большой готовности к переселению, другие-же изъявили на это согласие. Тогда, чтобы переселенцы во время странствия не остались без высшего духовного пастыря, Аркадий решился поставить для них особого архиерея с названием, епископа странствующих христиан“. Таким епископом был Аркадий (Шапошников), тот самый, которому Амвросий отказал в посвящении за то, что он женат был на вдове. За свою бороду он прозван был раскольниками „брадатым“ а по уму слыл у них „дюжесловесным и многоначитанным“.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

Получивши эту грозную грамоту Кирилла, Аркадий отправил к нему 22 июня из Предтечева монастыря, где в то время находился, объяснительное письмо, в котором изложил ему дело Макария в настоящем виде и просил утвердить его распоряжения относительно этого непокорного попа, а его, Аркадия, разрешить от неправильного запрещения, которое сделано «единственно по неосмотрительности и по одним криводушным и недобросовестным полоумного попа Макария наговорам». Вскоре после этого Аркадий возвратился в Яссы и узнал здесь о новых безрассудных деяниях Кирилла: немедленно явились к нему ясские старообрядцы с печальным известием, что «его высокопреосвященство изволили нарушить заключенный с российскими епископами мир», и в доказательство представили полученную ими из города Баташан копию от Кирилловой грамоты, данной Крючкову. 16 Эти новые деяния Кирилла привели Аркадия в крайнее негодование; особенно же возмутила его эта последняя грамота, наполненная ложью и клеветами на дело, хорошо ему известное. Аркадий решился написать на нее подробное опровержение. Опровержение это, названное у Аркадия Объяснением, документ очень замечательный. 17 В нем с величайшею подробностью рассмотрена, пункт за пунктом, вся Кириллова грамота, и со всею ясностью выведена наружу лживость и нелепость ее содержания. В объяснениях с белокриницким первосвятителем Аркадий не щадил нисколько его самолюбия; напротив, со всею бесцеремонностью говорил ему о его крайней тупости и непростительной слабости характера, «свойственной одним только младенцем, а не верховному правителю», при которых, однако ж, он хочет властвовать неограниченно во всем старообрядческом мире, воображая себя чем-то вроде Римского Папы. Например, по поводу того места, где говорится, что Кирилла заставили подписаться под мирными грамотами ночью, не прочитавши их как следует, Аркадий замечает: «Эдакую небылицу писать в свет такой особе, как вам, поверьте, ваше высокопреосвященство, очень стыдно, ибо вы везде стараетесь себя именовать верховным святителем и главою Церкви; главе же больше нужно иметь осмотрительности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

76 Конон Новозыбковский летом 1858 г. отправился из Москвы в Белую Криницу, но за неимением надлежащего вида, дальше Черновиц пропущен не был. Здесь он виделся с Алимпием и вручил ему привезенные из Москвы 850 руб. денег. Тогда-то, вероятно, было предложено, чтобы Конон перешел в турецкие владения; но он отправился назад в Россию и здесь на пути из Киева в Куреневский монастырь, 16-го октября 1858 г., взят полицией. 78 В одном письме Аркадия Васлуйского (от 7-го карта 1860 г.) сказано: «старец Иаков прокислай (sic) туда (то-есть в Суздаль) из Турции послал епископов в узах седящих посетить, между тем и самого посадили туда же.» Этот Яков-прокислый был однакоже скоро выпущен на свободу и даже на казенный счет довезен до Одессы, так как имел при себе законный вид, полученный от турецкого правительства. 79 Аркадий уроженец селения Куницы в Бессарабской области, куда его родители переселилась из Ветки вскоре после так-называемой «второй ветковской выгонки», бывшей в 1768 году. Отец Аркадия простой поселянин по прозванию Лысый. Аркадий, будучи еще шестнадцати лет отг роду оставил родительский дом и ушел за границу. Это было в 1824 году. Он жил сначала в Яссах мальчиком в лавках тамошних старообрядцев, потом несколько времени был послушником в старообрядском Мануиловском монастыре, что в Молдавии. В 1829 году Аркадий воротился в Россию, жил в Лаврентьеве монастыре (Гомельского уезда Могилевской губернии). Отсюда в партии монахов и бельцов ходил он в странствие по разным местам Востока отыскивать небывалых старообрядских архиереев. Возвратясь из странствия, Аркадий поселился в Молдавии. Мы слышали от достоверных людей, имевших случай по делам службы быть в тюремном отделении Суздальского Спасоевфимьева монастыря года через два по заключении туда Аркадия, что он доволен своим положением, так как, говорил он, постоянною целию его было жить отшельником где-нибудъ в уединенной келье. 81 В Турцию известие об этом принесла некая схимница Таисия. Аркадий Васлуйский, от 7-го марта 1860 г., писал к Кириллу: «Епископ Алимпий помер. Сказывала нам инокиня схимница Таисия, которая ездила в Суздальский монастырь с женою Федора, бывшего попа тульчинского, кой взят в Россию, для разыскания онаго.» Алимпий умер 25-го августа 1859 г. после двухнедельной болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

— Теперь уж недалеко, — заметил Николай Петрович, — вот стоит только на эту горку подняться, и дом будет виден. Мы заживем с тобой на славу, Аркаша; ты мне помогать будешь по хозяйству, если только это тебе не наскучит. Нам надобно теперь тесно сойтись друг с другом, узнать друг друга хорошенько, не правда ли? — Конечно, — промолвил Аркадий, — но что за чудный день сегодня! — Для твоего приезда, душа моя. Да, весна в полном блеске. А впрочем, я согласен с Пушкиным — помнишь, в Евгении Онегине: Как грустно мне твое явленье, Весна, весна, пора любви! Какое… — Аркадий! — раздался из тарантаса голос Базарова, — пришли мне спичку, нечем трубку раскурить. Николай Петрович умолк, а Аркадий, который начал было слушать его не без некоторого изумления, но и не без сочувствия, поспешил достать из кармана серебряную коробочку со спичками и послал ее Базарову с Петром. — Хочешь сигарку? — закричал опять Базаров. — Давай, — отвечал Аркадий. Петр вернулся к коляске и вручил ему вместе с коробочкой толстую черную сигарку, которую Аркадий немедленно закурил, распространяя вокруг себя такой крепкий и кислый запах заматерелого табаку, что Николай Петрович, отроду не куривший, поневоле, хотя незаметно, чтобы не обидеть сына, отворачивал нос. Четверть часа спустя оба экипажа остановились перед крыльцом нового деревянного дома, выкрашенного серою краской и покрытого железною красною крышей. Это и было Марьино, Новая слободка тож, или, по крестьянскому наименованью, Бобылий хутор. IV Толпа дворовых не высыпала на крыльцо встречать господ; показалась всего одна девочка лет двенадцати, а вслед за ней вышел из дому молодой парень, очень похожий на Петра, одетый в серую ливрейную куртку с белыми гербовыми пуговицами, слуга Павла Петровича Кирсанова. Он молча отворил дверцу коляски и отстегнул фартук тарантаса. Николай Петрович с сыном и с Базаровым отправились через темную и почти пустую залу, из-за двери которой мелькнуло молодое женское лицо, в гостиную, убранную уже в новейшем вкусе. — Вот мы и дома, — промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами.

http://azbyka.ru/fiction/otcy-i-deti/

Братство имело много забот. Братчики помогали бедным, больным, обучали детей Закону Божьему, хоронили умерших. Все члены братства были полны энтузиазма, а горячие молитвы о. Аркадия всех воодушевляли. Популярность о. Аркадия всё возрастала. Приток молящихся и прихожан вырос настолько, что о. Аркадий не в силах был выполнять требы, особенно исповедь. О. Аркадий вынужден был применять иногда общую исповедь, представлявшую собою умилительную картину. Все исповедники стояли на коленях, очи их были направлены на стоявший впереди Крест с изображением Распятия, а о. Аркадий, стоя на амвоне, призывал к покаянию в совершённых грехах» 201 . О деятельности братства в это время вспоминала также и София Зиновьевна Каррик: «В братство я поступила в 1921 или 1922 году (точно не помню). Возглавлял это братство протоиерей Аркадий Остальский . Я узнала, что в братстве есть группы, как-то: больничная, благотворительная, погребальная, группа по пению и чтению в церкви. Записалась я в больничную группу, цель которой состояла в следующем: посещать больных, оказывать им медицинскую санитарную помощь, а также и материальную. Средства для этого были от добровольных взносов членов братства. Собрания братские бывали в церкви после службы, на которых говорилось о нуждах по поступавшим в братство заявлениям, и здесь же распределялось, каким лицам надо было выполнять эти нужды» 202 . С 28 июня по 2 июля 1921 года в Житомире проходил Волынский епархиальный съезд (названный в документах также совещанием) православного духовенства и мирян, на котором присутствовали: управляющий епархией Епископ Владимир-Волынский Фаддей (председатель съезда) и Епископ Острожский Аверкий, а также 35 представителей от духовенства и 27 от мирян, – всего 64 человека. Среди кандидатов в товарищи председателя была названа и кандидатура протоиерея Аркадия Остальского , но за него отдали свои голоса только 13 человек, а избранным оказался протоиерей Константин Лебедев. На совещание явился и представитель Всеукраинской церковной рады Стороженко, которой просил допустить его к участию в съезде, но совещание постановило:

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010