В 1925–26 годах иеромонах Аркадий, вернувшись в Житомир, отдавал все время Свято-Николаевскому братству. Кроме того, он боролся с обновленчеством, отстаивая Православную Церковь . В это время ему по церковным делам часто приходилось бывать в Киеве и в Москве. В Киеве он служил в Никольском монастыре, в Москве останавливался на Валаамском подворье, служил в храме Пимена Великого (Троицы Живоначальной) в Новых Воротниках на Новослободской улице. За каждым Богослужением отец Аркадий проповедовал. Его проповеди собирали много молящихся, желавших послушать вдохновенное слово пастыря. В начале 1926 года был возведен в сан архимандрита. 15 сентября митрополитом Сергием (Страгородским) со епископами хиротонисан по епископа Лубенского, викария Полтавской епархии. В октябре 1926 года, как только епископ Аркадий прибыл в Полтавскую епархию и своим словом всколыхнул народные массы, он был арестован и выслан – с запретом возвращаться в свою епархию – в Харьков, куда ГПУ высылало многих выдающихся архиереев и священников украинских епархий. Епископ Аркадий тайно приехал в Лубны и перед самым началом пасхальной полунощницы, около половины двенадцатого, вошел в алтарь. Он был в пальто, в темных очках – в таком виде мало походил на епископа. Диакон собора стал прогонять незнакомца, говоря, что они ждут приезда назначенного к ним архиерея, и ему совсем не место в алтаре. Незнакомец попросил вызвать настоятеля, диакон уступил, и когда пришел настоятель епископ Аркадий сказал, что он и есть назначенный к ним архиерей. Совершалось пасхальное Богослужение, но в храме появились представители властей. Пребывание владыки Аркадия в соборе грозило арестом, и он был вынужден скрыться. Это было единственное Богослужение в назначенной ему епархии. Он уехал в Новоафонский монастырь на Кавказе, жил в горах, встречался с подвижниками, которые населяли в то время пропасти и ущелья Кавказских хребтов. Но и здесь положение было неспокойным, власти предпринимали меры к аресту монахов, с помощью охотников выслеживали их, арестовывали и расстреливали. Осознавая, что в любой момент он может быть также убит, епископ носил под подкладкой сапога свою фотографию, чтобы в случае смерти люди могли узнать о его участи. Несмотря на то, что пришлось вести полулегальный образ жизни, Владыка продолжал поддерживать тесную связь и частую переписку с духовенством Полтавской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

В это время подходит к ним молодой инок. Это был Аркадий, постриженник старца. «Садись подле нас, – сказал ему старец, – и расскажи нам про жизнь твою». Аркадий начал было рассказывать, но не нужно было говорить много: Иоанн тотчас понял, что это был брат его Аркадий; Аркадий понял, что это был Иоанн, и оба брата бросились друг к другу в объятия. Так свиделись два брата после скорбной их разлуки! Прошло два дня, старец опять сидел с Иоанном и Аркадием близ Голгофы. Теперь сюда же Господь привел Ксенофонта и Марию. Родители не узнали своих детей, и дети не узнали своих родителей. У родителей опять первое слово было о детях. «Когда же мы увидим своих родных?» – сказали они старцу. «Скоро, скоро увидите», – отвечал старец Божий. «Отец святой, – спросили они еще, – по крайней мере, скажи нам, где теперь наши родные и как они поживают?» – «О, благодарите Бога, – отвечал им старец, – они трудятся, усердно трудятся во славу Божию и во свое спасение». – " " Как хороши, – заметил Ксенофонт, – ученики твои! Вот если бы такие же были и наши дети! Это было бы величайшее наше счастье!» – «Аркадий, – сказал старец, – расскажи этим странникам жизнь свою.» Аркадий начал... И вот, близ Голгофы, где открылся неиссякаемый источник всех радостей наших о Христе Иисусе, окончились страдания Ксенофонта и Марии. Над ними исполнилось слово Священного Писания : «Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь» ( Пс. 33:20 ). Радость их свидания с детьми, чувство благодарности к Господу и сладость слез, пролитых при этом свидании, и пересказать нельзя. После такого счастья благочестивые души Ксенофонта и Марии стремились принадлежать только Господу Богу. Они не хотели более оставаться в миру и тогда же упросили старца постричь их в иночество. Старец исполнил их желание. Радостно простились они друг с другом и с детьми своими; Мария поступила в женский монастырь, Иоанн и Аркадий со старцем удалились в пустыню, Ксенофонт – в особое пустынное место. Каждый из них усердно служил Богу постом и молитвой, и после жизни земной все опять соединились друг с другом на целую вечность в Царствии Небесном. Церковь совершает память их 26 января. Главы Кенофонта и Марии находятся в Палестинском монастыре преподобного Саввы. 537. Благодатная Исцелительница

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Великий Феодосии имел двух сынов от царицы Плакиллы – Аркадия и Гонория – и дочь Плакидию. Раз Аркадий возвращался в Константинополь из Рима, где тогда оставались соцарственниками Феодосию зять его Константин и Гонорий. После благополучного плавания нескольких дней, когда корабль, на котором плыл Аркадий, поравнялся с островом Имвро, соседственным Святой Афонской Горе, вдруг поднялась сильная буря, так что Аркадий опасался за жизнь свою. В грустном предчувствии и страхе он взад и вперед ходил по кораблю, непрестанно взывая: Пресвятая Богородице, помози мне! Тогда как он был близ борта, налетевший вихрь тряхнул мачтою, корабль перекачнуло с необыкновенною силою в наклонность той самой стороны, где был Аркадий... Чтоб предупредить опасность, Аркадий хотел прыгнуть на противоположный, возвышенный край корабля, но запнулся за лежавшие веревки, упал, и бурная волна унесла его со собою в бездну. Избавление царевича на Афоне Спутники Аркадия, которым он поручен был для охранения, вне себя от страха, боязни царского гнева и в сетовании о погибшем царевиче, вскоре пристали к Афону к Ватопедской обители. По выходе на сушу некоторые из них случайно вернулись в прибрежные кустарники, и что же? Под тенью одного терновника они видят измокшего царевича в глубоком и тихом сне; улыбка тайного сердечного спокойствия играла на устах его. Изумленные такою нечаянностью, вельможи тихонько удалились от спящего Аркадия и в невыразимой радости и признательности прославили Бога и Царицу Небесную. Впоследствии ц аревич, когда пробудился, сам рассказал всем о своем избавлении Божиею Матерью от погибели. Место, где найден был спящий и чудом спасенный от потопления царевич, ныне занято святым алтарем главной соборной церкви. На том месте в тогдашнее время был колодезь, а при строении храма он вошел внутрь алтаря и остается под помостом. Феодосий Великий, признательный Пресвятой Богородице за спасение сына его Аркадия, воздвиг монастырь в новом и отличном против прежнего виде. На освящение соборной церкви и всего монастыря сам Аркадий нарочно приезжал со Святейшим Патриархом Константинопольским Нектарием.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pisma-...

Знавший упоминаемую духовную дочь владыки Аркадия, продававший иконы иеромонах Иеремия (Оленич), спросил её, знает ли она, где находится Епископ Аркадий. Вслед за этим она услышала, что кто-то окликает её по имени. Оглянувшись, она увидела самого владыку Аркадия. Он был тяжело болен и с трудом передвигался. Девушка предложила владыке остановиться в её квартире, где она жила вместе с матерью. Чтобы не стеснять Епископа, она на это время перешла жить к подруге, навещая владыку для оказания ему врачебной помощи. В этом доме Епископ Аркадий прожил три недели и с помощью Божией, благодаря заботе благочестивых женщин, оправился от своих недугов 518 . Заехав в Житомир, где встретился с братчиками, Епископ Аркадий поехал в Москву. Там он пробыл несколько дней, останавливаясь опять у духовных чад 519 . Из Москвы Епископ Аркадий поехал в Ленинград на подворье Киево-Печерской Лавры. Очевидец пребывания его в Ленинграде будущий владыка Леонтий (Филиппович) вспоминал об этом так: «Как-то в начале весны, в Великом посту 1929 года (здесь ошибка, правильная дата – 1928 год – сост. ), в Петербурге на подворье мой сосед по келии о. Иустин привёл вечером, совершенно неожиданно, Епископа Аркадия, викария Полтавской епархии. Он был одет в простой плащ, и трудно было подумать, что это духовное лицо Мы ему предложили немного у нас пожить, не открывая никому, что он Епископ. Так прошёл Великий пост, наступала Святая Пасха, и наш владыка неожиданно для нас выразил желание вместе с нами помолиться в Светлую Пасхальную заутреню, несмотря [на то], что это было не без риска для него. Взяли мы разрешение у Отдела религиозных культов, сказав, что проезжий Епископ желает помолиться с нами на Пасху, а также разрешение у Митрополита Серафима [Чичагова, священномученика, 1937, память 28 ноября/11 декабря], не открывая ему, что Епископ Аркадий бежал, иначе он убоялся бы дать разрешение служить» 520 . «Наш величественный храм, вмещавший около двух тысяч человек, а также вся набережная, были полны людей, так что пришлось о. Иустину служить и на улице, т.к. в храм нельзя было протиснуться. Зажгли все паникадила, свечи, и весь многочисленный сонм священнослужителей, облачённый в пасхальные ризы, во главе с владыкой Аркадием, вышел с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе» из алтаря; я, как иподиакон, стоявший близко к владыке, видел, как по лицу его струились ручьём слёзы. И мне понятно стало, что бывают в жизни моменты, ради которых не жаль и последующей жизни, что бы ни ожидало впереди, а ожидать доброго было трудно, но в тот благодатный час, он как возглавитель этого духовного пиршества был счастлив, что хоть на этот миг он с народом, таким же измученным, как он, может помолиться и прославить воскресшего из мертвых Христа Жизнодавца» 521 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Аркадий». На запросы о добавлении к бывшей надписи, Спиридон отвечал: «По какому ведению икона подписана именем Аркадия Вяземского и Новоторжского чудотворца, какого жительства был Аркадий, Мирским ли житием жил, или иноческим, и которого града родимец, и в котором граде жил, и где тело его погребено»… это он, Спиридон, ничего «не ведает», а знает только, что резную подпись на серебряном окладе привез из Москвы посадский человек Михаил Блудов. Расспросы об иконе с вновь сделанной подписью архимандрит Питирим послал (в 1679 г.) к митрополиту на Крутицы (вероятно, к Варсонофию, впоследствии тверскому митрополиту), в ведении коего тогда была Вязьма. Митрополит потребовал к себе икону преп. Аркадия для свидетельства, а также и икону Аркадия из Спасского Нижнего (Вяземского) монастыря, что, по заказу братии оного и граждан, была писана и прислана из Торжка (т. е. икону преп. Аркадия Новоторжского) да и «канун (службу) Аркадию, который прислан из Торжка, прислать с тою же иконою». Видно, что в Вязьме был свой местный святый Аркадий, но он не был прославлен, хотя была и древняя его икона (по показанию старца Спиридона). Была попытка (в 1594 г.) при Спасском монастыре (в Вязьме) у церкви происхождения древ Честнаго Креста пристроить и придел (церковь) во имя Аркадия (своего, а не Новоторжского; см. история г. Вязьмы И. Виноградова, стр. 43). Жители Вязьмы верили в заступничество за них пред Богом преп. Аркадия (Вяземского); ему приписывали спасение города Вязьмы в 1661 г. от разорения Литвой. В житии Аркадия Вяземского об этом событии записано такое предание: «И видеша литовские вои едуща на сером коне от Вязьмы юношу», и когда он подехал к литовским полкам, то многих литовских людей сек мечем, так что никто с ним не мог сразиться, причем запретил им идти на Вязьму, угрожая, что если вы не послушаете меня, то все погибнете: «Меч гнева пояст вы». На вопрос литовцев: кто он? Юноша ответил: «Я Аркадий, град этот мое отечество» (там же стр. 57). Но несмотря на все это преп. Аркадий не был канонизирован и Вяземцы, воспользовавшись открытием в Торжке тезоименитого их Аркадию святого Аркадия, ученика преп.

http://pravicon.com/info-1814

Святитель Феоктист на иконе «Собор Тверских святых» представлен с большой седой, продолговатой, бородой, с впалыми щёками, в монашеском одеянии, в клобуке, в святительском омофоре; правая рука молитвенно возложена на перси, а в левой держит свиток, на котором написано: «Поборая за храмы и православную веру и за Государево крестное целование, скопища врагов и изменников отразил». 30. Преподобный Аркадий, ученик пр. Ефрема, Новоторжского чудотворца О сем святом известно только то, что был учеником св. Ефрема и скончался в г. Торжке, в Тверской губернии, так как гробница его находится в Борисоглебском монастыре: он изображается и вместе с преподобным Ефремом и отдельно, в виде юноши, в монашеском одеянии. У русских апологов о пр. Аркадии, ученике св. Ефрема Новоторжского, много недоуменного и спорного; одни признают одного только пр. Аркадия ( И. Виноградов , «Пр. Аркадий Вяземский Новоторжский чудотворец», Тверь. 1905). Другие – двух святых с именем Аркадия Новоторжского и Вяземского (см. месяцеслов русских святых архиепископа Димитрия, 11 июня); третьи – трёх: Аркадия Вяземского, Аркадия Новоторжского и Аркадия Дорогобужского (у Архимандрита Леонида «Св. Русь», под Аркадий Затворник, Дорогобужский чудотворец; под Аркадий, келейник пр. Ефрема Новоторжского – и под Аркадий Вяземский затворник чудотворец); и, пожалуй, с течением времени к ним присоединятся ещё Аркадий Болдинский и Вязниковский... Трудно разобраться в спутанных сказаниях об ученике пр. Ефрема Новоторжского. – Очевидно, что Аркадия Вязниковского смешивали (Погодин, Архиепископ Сергий в I издании Месяцеслова, Барсуков и др.) с Аркадием Вяземским (г. Вязьма – в Смоленской, а г. Вязники во Владимирской губернии, два города отдельно существующих). Г. Стромилов, знаток Владимирских церковных древностей, пишет (см. Владимирские Епархиальные Ведомости, 1884 г. «При тщательных поисках в Вязниковском и в смежных с этим уездах такого местно чтимого угодника Божия Аркадия нигде не оказалось, и писавшие описания русских святых сделали описку и назвали Вязниковским Аркадия Вяземского»...

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Избегая славы человеческой, преподобный Аркадий удалился в верховья реки Тверцы, где основал совместно со своим духовным наставником храм и обитель во имя святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Преподобный Аркадий строго соблюдал монастырский устав, трудился в обители наравне со всеми иноками. Но ночи он по-прежнему проводил в коленопреклонных молитвах и слезах. Совершенно отсекая свою волю, по благословению преподобного Ефрема, блаженный Аркадий никогда не пропускал Божественной литургии, первым приходил к богослужению. Около 1077 года (13 декабря) преподобный Аркадий мирно скончался. Однако и после своей блаженной кончины он неоднократно являл чудесные знамения. При митрополите Московском Дионисии (1581–1586) было установлено совместное празднование преподобным Аркадию и Ефрему Новоторжским. В 1594 году на любимом месте подвигов святого Аркадия была устроена церковь во Имя Всемилостивого Спаса и освящен придел во имя преподобного Аркадия. 11 июля 1677 года были обретены прославленные многочисленными чудесами мощи преподобного Аркадия. Их положили в каменном склепе Борисоглебского собора обители, на левой стороне обители под приделом во имя святых Богоотец Иоакима и Анны. 14 августа 1798 года (по другим данным в 1785 году) святые мощи преподобного Аркадия положили в каменном гробу (служившем до 1572 года местом упокоения преподобного Ефрема) под спудом. В 1841 году на левой стороне Борисоглебского собора был освящен придел во имя преподобного Аркадия. В Иконописном подлиннике приводится внешний облик святого: «Подобием млад, аки Галактион, в схиме, ризы преподобническия». В рукописях XVIII века сохранилось «Сказание о мощах» святого. Литература: 1 . Книга, глаголемая о Российских святых. Тверь, 1899. 2 . Преподобный Ефрем, архимандрит, и Аркадий, ученик его, – Новоторжские чудотворцы. – Тверские епархиальные ведомости, 1885, 10. 3 . Лебедев Лев, священник, Никитин В. А. Преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский. – Журнал Московской Патриархии, 1977, 7, с. 66–75. 4 . Колосов И., священник. Новоторжский Борисоглебский монастырь. Изд. 3-е. Тверь, 1913. Читать далее Источник: Минея - М. : Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002-. 12 том./Минея июль. - 2002./Ч. 1. – 632 с.; Ч. 2. – 516 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Аркадий, со своей стороны, тоже доплыл до берега неизвестной ему земли и молил Бога о спасении брата своего, скорбя неутешно о разлуке с ним. Он дошел до какого-то селения, где добрые люди, встретив его, сжалились над ним и дали ему все потребное. Тут он взошел в церковь , со слезами помолился о любимом брате и потом заснул у дверей церкви. Во сне увидел он брата, который говорил ему: «Не скорби обо мне, брат Аркадий, ибо я жив милостью Божией». Этот сон чрезвычайно обрадовал Аркадия; но, успокоенный насчет брата, он долго не решался, куда ему идти и что ему делать. Возвратиться ли к родителям? Но мысль опечалить их вестью о брате удерживала его. Он вспомнил, что отец его часто хвалил иноческое житие, и решился вступить в монастырь. С этим намерением он отправился в Иерусалим. На пути встретился ему инок. Аркадий, поклонившись ему, сказал: «Помолись обо мне, отец святой, ибо я в великой печали». – «Не печалься, – отвечал инок, – ибо брат твой жив и все бывшие на корабле спаслись. Иоанн, брат твой, вступил в монастырь, и ты увидишься с ним». Аркадий удивился, слыша эти слова от незнакомого ему человека. Инок, встретившийся ему, имел от Бога дар прозорливости. По просьбе Аркадия инок ввел его в лавру святого Харитона; тут он пожил с ним год, наставляя его в иноческом житии, и потом ушел в пустыню. Аркадий же остался в монастыре и исполнял усердно обязанности свои, день и ночь трудясь для Бога. Прошло два года. Ксенофонт и Мария удивлялись и скорбели о том, что не получают никакого известия от сыновей, и, наконец, решились послать верного служителя проведать их. Тот прибыл в Вирит, но ничего не мог узнать об Иоанне и Аркадии; никто не видал их с тех пор, как они уехали из Царьграда. Удивленный этим, служитель спрашивал о них в других городах, но нигде не мог иметь ни малейшего известия. Он уже был на возвратном пути к господам своим, когда однажды, в путевой гостинице, увидел монаха, лицо которого показалось ему знакомо. Вглядевшись пристальнее, он узнал в нем одного из служителей, отправленных с Иоанном и Аркадием, и тот узнал его. Он начал расспрашивать о них. Монах, вздохнув глубоко, поведал ему о случившемся. «Молодые господа наши утонули, – говорил он, – и из всех бывших с ними, я, кажется, один спасся и вступил в монастырь, не решившись возвратиться к господам моим и опечалить их скорбною вестью».

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ   Главная Новости Фонд Материалы о новомучениках Слово новомучеников Книги Аудио Видео Отправить письмо в Фонд Баннер сайта   Наши материалы на   Яндекс Дзен   " Чтец смыслов "   " Живое слово "   Наш канал на You Tube   Наша страница в Telegram     Наша страница в Контакте     Священномученик Аркадий (Остальский) епископ 1937   Епископ Аркадий. Следственный изолятор поселка Кремль в Соловках. 1931 год Епископ Аркадий. Внутренняя тюрьма ОГПУ. 1928 год Аркадий, епископ Лубенский, викарий Полтавской епархии Архимандрит Аркадий Священник Аркадий Остальский 03.04.2024 5 апреля в 20:00 гостями программы «Светлый вечер» на радио «Вера» будут архимандрит Дамаскин (Орловский), научный руководитель Фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», и протоиерей Максим Максимов, главный редактор книжной серии «Церковность», где печатается духовное наследие новомучеников. Разговор пойдет о новомучениках и исповедниках Церкви Русской, о почитании новомучеников, их духовном наследии и проекте «Живое слово» по созданию документальных фильмов о новомучениках. 31.03.2024 Архимандрит Дамаскин (Орловский). Научиться узнавать Христа. 23.03.2024 Священноисповедник Сильвестр (Ольшевский). В Неделю Православия. 16.03.2024 В рамках реализации проекта " Живое слово " по созданию фильмов о новомучениках, вышел трейлер фильма " Священноисповедник Роман Медведь. Стремиться неразрывно к совершенству " . 11.03.2024 Священномученик Иоанн Восторгов. Страшное и гибельное заблуждение. 06.03.2024 Архимандрит Дамаскин (Орловский): Жития новомучеников – духовное лекарство, которое надо принимать всю жизнь. Интервью порталу bogoslov.ru . 05.03.2024 Проповедь архимандрита Дамаскина (Орловского) в неделю о блудном сыне. Воскресшая от духовной смерти душа. 27.02.2024 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Дверь к покаянию. 05.02.2024 Проповедь архимандрита Дамаскина (Орловского) в день Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в храме Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе.

http://fond.ru/foto/person_page/photo/15...

поиск:   разделы   рассылка Аркадий Мамонтов: " Мир справедливости – это ад, а рай – это мир любви " Известный журналист о Поясе Богородицы, горе Афон и " нашумевшей " очереди Источник:  Фома Аркадий Мамонтов начинал работать на телевидении корреспондентом в " горячих точках " . Сегодня его хорошо знают по сюжетам в жанре расследовательской журналистики. А в день прибытия Пояса Богородицы в Россию вышел в эфир – хотя и далеко не в прайм-тайм, а почти в час ночи – документальный фильм Аркадия Мамонтова об этой святыне и о монастыре Ватопед, откуда она была привезена. Мы предполагали поговорить о съемках этого фильма, но Аркадий Викторович рассказал гораздо больше, чем мы ожидали услышать... СПРАВКА: Аркадий Викторович Мамонтов Родился в 1962 году в Новосибирске. После службы в армии окончил факультет журналистики МГУ (кафедра телевидения и радиовещания). Работал спецкором в " ТВ-Новости " , с 1991 по 1994 гг. – корреспондентом в " горячих точках " на территории Молдавии, границе Нахичевани и Армении, в Таджикистане, государствах Балтии. С 1995 года – спецкор НТВ. Работал на военных конфликтах в Чечне, Ингушетии, Дагестане. В числе первых вошел в захваченную боевиками Басаева больницу в Буденновске. С 2000 года работает на ТК " Россия " . Автор программы " Специальный корреспондент " . Член Академии российского телевидения. Награжден орденом " За личное мужество " , медалью ордена " За заслуги перед Отечеством " 2-й степени и др. Афон: попытка вторая – Аркадий, летом этого года вы ездили на Афон снимать фильм о Поясе Богородицы. Но, насколько я знаю, это не первая Ваша попытка приехать на Святую гору со съемочной группой? – Да, я был на Афоне 7 лет назад, тогда мы впервые решили попробовать снять фильм про Святую гору, про наш русский монастырь Святого Пантелеимона. Не удалось: Кинод (это высший орган управления Афона) не дал благословения на это. Поэтому мы просто пробыли в монастыре три дня как паломники: жили в архандарике (гостинице. – Ред.) втроем с коллегами. А уже в июле этого года все получилось!

http://religare.ru/2_91258.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010