Арх.: Архив УФСБ по Новосибирской обл. Арх. 22888-СО. Соч.: Институт бандита Хамбо-ламы у бурят в его отношении к ламаизму и миссии//ПС. Нояб. 1911. С. 611-626; Религиозно-нравственные переводы на калмыцкий язык как средства миссионерского воздействия//Там же. 1914. Янв. С. 31; Отзыв о соч. студента Александра (Углянского): «Филарет (Гумилевский), архиеп. Черниговский и Нежинский, его жизнь и деятельность»//Там же. 1915. Май. С. 271-275. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 1. С. 199-201; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 75-76; Дамаскин (Орловский). Кн. 6. С. 195-209. Игум . Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АМВРОСИЙ (Гудко Василий; 1867-1918), еп. Сарапульский и Елабужский, викарий Волынской епархии, сщмч. (пам. 27 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Казанских святых) АНТОНИЙ (Панкеев; 1892-1938), еп. Белгородский, сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АРКАДИЙ (Ершов Александр Павлович; 1878-1937), еп. Свердловский, сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АРКАДИЙ (Остальский Аркадий Иосифович; 1888-1937), еп. Бежецкий, викарий Тверской епархии, сщмч., (пам. 16 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Санкт-Петербургских святых) БОРИС (Воскобойников Семен Тимофеевич; 1875 - 1937), еп. Ивановский, сщмч. (пам. 23 нояб., в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРСОНОФИЙ (Лебедев Василий Павлович, 1871 - 1918), еп. Кирилловский, вик. Новгородской епархии, сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВАСИЛИЙ (Зеленцов Василий Иванович; 1870-1930), еп. Прилукский, вик. Полтавской епархии., сщмч. (пам. 25 янв, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) ГЕРМАН (Коккель (Кокель) Григорий Афанасьевич; 1883-1937), еп. Благовещенский, сщмч. (пам. 20 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/114616.html

Блаженная. Жила в Харбине. Дни и ночи проводила в посте и молитве, молясь и за христиан и за врагов. Имела дар прозорливости. Многие любили и почитали ее. Была жива еще в конце 1950-х гг. Р. Б. Аполлинария Державина Полина Георгиевна. Владелица дровяным складом в Харбине. Постоянно помогала дровами и деньгами Дому милосердия владыки Нестора (Анисимова) в Харбине. Скончалась от тифа в 1943 г. Р. Б. Аркадий Ходырев Аркадий Яковлевич. Родился в 1923 г. в Харбине. Окончил здесь гимназию и университет (1944 г.) В 1961 г. уехал в Австралию. Жил в Сиднее. Церковный деятель в Харбине и в Австралии. Член ревизионной комиссии Свято-Петропавловского прихода в Сиднее. Скончался в 1997 г. Р. Б. Артемий Рублев Артемий Федорович. Родился в 1886 г. Русский эмигрант в Китае. Жил в Тяньцзине. Казначей Свято-Иннокентьевской церкви. В 1932 г. по благословению архиепископа Симона (Виноградова) основал здесь третью православную общину, во имя преподобного Серафима Саровского . В 1949 г. уехал в Шанхай. Позднее эмигрировал в США. Скончался в Калифорнии. Р. Б. Борис Апрелев Борис Петрович. Родился в 1888 г. в Новгородской губернии в дворянской семье. Отец убит в имении во время революционных событий 1906 г. Окончил Морской кадетский корпус с отличием (1907 г.) Вахтенный офицер на императорской яхте «Штандарт» (1908 г.) Во время Гражданской войны служил на флоте ВМС Франции. Жил в Югославии, а затем переселился в Харбин. Работал секретарем настоятеля и делопроизводителем в Казанско-Богородицком мужском монастыре. Сотрудник журнала Харбинской епархии «Хлеб Небесный» (1930–1931 гг.) В конце 1931 г. уехал в Шанхай. В последние годы жил в США. Скончался 05.03.1951 г. в Сан-Франциско. Р. Б. Борис Брадович Борис Николаевич . Родился около 1896 г. В 1920–1930-х гг. жил в Харбине. Интересовался богословием. Под влиянием пастора Пейсти в 1924 г. перешел в секту методистов. Однако через шесть лет в 1931 г. вернулся в православие и в дальнейшем вел активную религиозно-публицистическую деятельность в защиту Православной Церкви. Скончался в Харбине 29.03.1932 г. от сердечной болезни. Похоронен на Новом кладбище. Р. Б. Борис

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

АЛЕКСИЙ Алексеевич Мечёв (1859 - 1923), прот., московский старец, св. прав. (пам. 9 июня, 16 сент. и в Соборе Московских святых) АЛФЕЙ Анатольевич Корбанский (1871 (по другим данным 1873) – 1937), сщмч. (пам. 24 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), диак. АМОС († 1611), протопоп новгородского Св. Софии собора, герой обороны Новгорода от шведской армии под командованием Я. Делагарди АНАТОЛИЙ Авдеевич Правдолюбов (1862-1937), прот., сщмч. (пам 10 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) АНДРЕЙ Владимирович Шершнев (1869 – 1937), сщмч. (пам. 25 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АНДРЕЙ Ковалёв (1871 – 1921), сщмч. (пам. 15 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АНДРЕЙ Иванович Ясенев (1868 – 1938), сщмч. (пам. 22 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Рязанских святых), прот. АНДРЕЙ Георгиевич Беднов (1885 – 1938), сщмч. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), свящ. АНДРЕЙ Николаевич Бенедиктов (1885-1937), свящ., сщмч., (пам. 21 сент. и в Соборе Новомучеников и исповедников Российских) АНДРЕЙ Петрович Быстров (1873-1937), свящ., сщмч. (пам. 24 сент. и в Соборе Новомучеников и исповедников Российских) АНТОНЕНКО Георгий Карпович (1879-1958), архидиак. Святейших Патриархов Московских и всея Руси Сергия (Страгородского) и Алексия I (Симанского) АРЕФА [Арефий] Акимович Насонов (1888 – 1938), сщмч. (пам. 28 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых), свящ. АРИСТОКЛИЙ АФОНСКИЙ (Амвросиев Алексей Алексеевич; 1846-1918), старец Московский, иеросхим., прп. (пам. 24 авг. и в Соборе Московских святых) АРКАДИЙ Николаевич Гаряев (1877 – 1918), свящ., сщмч. (пам. 1 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АРКАДИЙ Иванович Лобцов (1895 – 1938), сщмч. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), свящ.

http://pravenc.ru/rubrics/121674_3.html

Оплакав потерю брата на Альте, он взял с собой дорогую главу его и приняв (вероятно в Киеве или Переяславле) иночество, удалился от бурь суеты на берег р. Тверцы. 152 Здесь, в Новом Торжке, принадлежавшем тогда, как и долго после, к новгородским владениям 153 , построил он странноприимный дом. Подвиг странноприимства был тогда подвигом церкви; она принимала странников под свою защиту, покоила, питала, одевала; по уставу Владимира они были люди церковные. Лучшие русские христиане высоко уважали подвиг странноприимства и считали его святым подвигом. Такой подвить принял на себя блаж. Ефрем, отказавшийся от мирских почетных должностей и утешений. – Этот подвиг совершал он с любовью несколько лет. – Когда открылись мощи св. князей: блаж. Ефрем в 1038 г. создал каменный храм в честь св. мучеников и при нем основал монастырь. Он веселился духом, что в его храме верующие славят св. князей, к которым он при жизни был так близок. Свободной душей молился он любимому князю своему, прославленному Господом. – Он подвизался в посте и молитвах и ревностью наставлял благочестию братию обители своей. 154 Пр. Ефрем достиг высокой духовной силы и мирно почил в глубокой старости, 28 янв. 1053 г. 155 По его завещанию, с ним положена была во гроб и глава брата его Георгия, убиенного вместе с св. Борисом. – Из числа учеников его особенно ревновал подражать строгой жизни учителя Аркадий. Он начально подвизался на родине в Вязме, уединено занимаясь молитвой, на том месте, где ныне женский Аркадиев монастырь. Св. Ефрем, увидавшись с ним дорогою из Киева в Торжок, полюбил его: Аркадий сперва посещал Ефрема в Торжке, а потом остался навсегда в его обители, принял иночество и до гроба шел путем строгого подвижничества. 156 Еще в начале XIV в. обитель Ефремова хранила у себя житие преподобного основателя своего и вместе с тем благоговейной чтила память его. В 1315 г. князь Михаил Ярославич после победы над кн. Афанасием, сторонником новгородцев и брата своего кн. Юрия Даниловича, захватил все имущества новоторжцев и в том числе взял в Тверь и дорогое житие пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

По-видимому, она была мало известна церковным историкам: говоря об Аркадие, они обыкновенно ограничиваются летописными известиями, начинающимися с основания им Успенского Аркажского монастыря в 1153 73 . Записка представляет некоторый интерес тем, что сообщает черты жизни Аркадия до этого года, взятые, очевидно, из другого источника, столь же близкого, как и древняя новгородская летопись тех годов, ко времени этого епископа († 1163). Аркадий «бе нищ», говорит записка, в молодости покинул родителей и постригся в Юрьевом, новгородском монастыре; здесь, достигнув сана пресвитера, он стал потом игуменом и наконец был почему-то изгнан из монастыря. Когда приехал из Руси в Новгород кн. Изяслав, он полюбил Аркадия и поручил ему «место» св. Пантелеймона; оттуда Аркадий удалялся потом в пустынное место, где и основал в 1153 г. свой монастырь 74 Пантелеймонов монастырь около Новгорода упоминается в грамоте кн. Всеволода Мстиславича Юрьеву монастырю, след. существовал еще до 1136 г., когда Всеволод был изгнан из Новгорода. Изяслав, как видно, заботился о его благосостоянии, он приезжал в Новгород на короткое время в 1148 г.; к этому времени можно отнести сохранившуюся грамоту его на земли, выпрошенные им у Новгорода для Пантелеймонова монастыря; тогда же поручил он Аркадию управление этим монастырем, о чем говорит записка. В известиях летописи об игуменах Юрьева монастыря есть пробел между 1134 г., когда упоминается Исаия, и 1158, когда был поставлен Дионисий. Очевидно, к промежутку 1134–1148 гг. и относятся игуменство Аркадия в этом монастыре 75 . Первоначальное житие св. кн. Александра Невского составляет большую редкость в уцелевших древнерусских рукописях: по-видимому, отдельные списки его попадались редко и старинным нашим переписчикам 76 . Это можно отчасти объяснить тем, что в позднейшей письменности, наиболее сохранившейся, древнее житие было вытеснено из обращения несколькими редакциями его. составленными в XVI в. в духе позднейшего житейного стиля. При такой редкости списков, первое сличение их может возбудить некоторые сомнения относительно первоначального состава жития.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Седьмой день. Поуч. 2-ое. Святой Иоанн, архиеп. Новгородский. (Как относиться к клевете и клеветникам?) I. Ныне совершается память св. Иоанна, архиеп. новгородского. Родители Иоанна были знатные и благочестнвые новгородские граждане. С малых лет Иоанн полюбил молитву, воздержание, храм Божий и, достигнув совершеннолетия, избрал духовное звание. Новгородский епископ Аркадий посвятил его в сан священника к церкви св. Власия на Софийской стороне. Но недолго Иоанн служил при этой церкви; ища полного безмолвия, он принял иночество в одном из новгородских монастырей с именем Илии, вел строго подвижническую жизнь, пребывал в посте, молитве и уединении. Слух о его святой жизни распространялся по Новгородской земле и доставил подвижнику общее уважение В 1163 году умер новгородский епископ Аркадий, и новгородцы единодушно избрали иеромонаха Илию на место почившего Аркадия. В 1165 году он был посвящен и затем, первый из новгородских святителей, получил сан архиепископа. Во время его святительства чудесным заступлением Богоматери Новгород был избавлен от грозившего ему разорения. Несмотря на общее уважение, которым до сего времени пользовался Илия, нашлись люди, которые не задумались взводить на него разные клеветы. Завистники начали распространять слухи, что он живет безнравственно. Народ взволновался, собрался у дома архиепископа и решил погубить его. Илию вывели из покоев к мосту через реку Волхов, там спустили его на плот, не имеющий весел, и предоставили его плыть по течению. Но здесь совершилось чудесное явление: плот пошел не по течению реки, а против течения, к Юрьеву монастырю. Иноки монастыря с честью встретили архипастыря. Народ пришел в страх; у храма св. Софии собралась толпа, просили духовенство взять иконы и кресты и ходатайствовать перед Илиею о прощении виновных. Незлобивый Илия простил их и возвратился на кафедру. Незадолго до кончины он отказался от управления новгородскою паствою, принял схиму с именем Иоанна и скончался 7 сентября 1186 года. II. а) Мы слышали возлюбл.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Архимандрит Игнатий (Крутиков) был экономом Вологодской семинарии 1886-1896 г. (см. далее в воспоминаниях Н.А. Ильинского). Лопухин Виктор Александрович (1868–1933). Образование получил в Николаевском кавалерийском училище. На государственной службе находился с 1881 года, (офицером). На службу в Министерство Внутренних Дел перешел в 1895 г. В должности губернатора состоит с 1909 года. Занимал должность Пермского, Новгородского и с 31 декабря 1912 г. Тульского губернатора. Действительный статский советник. Вологодский губернатор - 1914–1915 гг. Член Совета министра внутренних дел 1915–1917 гг. Умер в Бутырской тюрьме. См. Вологодский листок. 1914. 661. С. 2; Лопухины//Большая российская энциклопедия. Т. 18. М., 2011. С. 39-41. Лопухина (Гессен) Нина Исидоровна (1868–1929) – родилась в семье управляющего Днестровской линией Русского общества пароходства и торговли в Одессе. Сестра русского историка и литератора Юрия Исидоровича Гессена (1872–1939). Занимался историей еврейского народа в России. Вероятно, здесь имеется в виду сын Никифора Александровича – Леонид Ильинский (1896–1959?), обучавшийся в семинарии с 1911 по 1915 гг. Окончил Ленинградский политехнический институт. Инженер. Таким образом, речь идет о марте 1912 г. Самый большой электротеатр в Вологде на 220 человек. Располагался на втором этаже дома на Гостинодворской площади (сегодня улица Мира) Аркадий Островский 25.6.1916 определен на место священника к Вешкурской Христорождественской церкви Сольвычегодского уезда Вологодской губ. 24.7.1916 освобожден от назначения по прошению. См. Островский Аркадий//Православные приходы и монастыри Севера: http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=12060 . Имеется в виду гостиница «Эрмитаж». Располагалась на правом берегу реки Золотухи. Первым ее хозяином был купец 2-й гильдии Василий Иванович Семенков. В настоящее время в здании размещается вологодская администрация. Подвинский Евгений Викентьевич – вологодский городской полицмейстер с 15 февраля 1912 г. До этого времени был старшим помощником пристава Московской столичной полиции. Титулярный советник (См. Вологодские губернские ведомости. 1912. 8. С. 2). С 26.10.1913 был перемещен в С.-Петербург предположительно царскосельским исправником (Вологодский листок. 1913. 609. 8 октября. С. 2; 623. 10 ноября. С. 2). См. З. С. Кочина. Вологда при Николае II (1894–1917) день за днем. Вологда, 2014.

http://bogoslov.ru/article/6176964

Клопский Свято-Троицкий монастырь, 3 класса, в 22 верстах от Новгорода, на берегу реки Веряжи, в 3 верстах от озера Ильменя. Существовал в начале XV века. Здесь под спудом почивают мощи преподобного Михаила. Над ними бронзовая позолоченная рака, сооруженная в 1806 году. В обители показывают колодезь, устроенный из того источника, который, по преданию, низведен молитвою преподобного Михаила во время засухи. Ежегодно 23 июня, в день прибытия преподобного Михаила в монастырь, сюда бывает крестный ход на лодках из окружных сел. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Судьба монастырского архива нам неизвестна - лишь около двух сохранившихся десятков дел XVIII-XX вв. являются жалкими свидетельствами истории этой интереснейшей обители новгородской. По ним трудно проследить даже основные вехи истории Клопского монастыря в XVIII -XIX вв. До начала XX в. монастырь был мужским и сохранил ведомость о монашествующих за 1798 г. дает сведения о монастырской братии в количестве 13 человек (7 монахов и 6 послушников). Описи церковного и ризничего имущества 1800 г. и 1811 г. содержат подробное описание предметов церковного обихода, главного иконостаса, раки под мощами прп. Михаила Клопского: " Бронзовая хорошей работы, вызолоченная и местами посеребренная. Наверху отлитый образ прп. Михаила и на нем подпись (...) Вокруг раки медная решетка. Балдахин столярной и резной работы (...) С западной стороны большой посеребренный подсвечник местами золочен " . Среди документов середины XIX в. почти детективное дело о рассмотрении жалобы на настоятеля монастыря игумена Дмитрия, который якобы, притеснял " монаха Аркадия за отказ дать показания на виновника, якобы желавшего поджечь монастырь. Из рапорта благочинного архимандрита Мануила митрополиту Новгородскому, С-Петербургскому и Эстляндскому Никанору, следует, что монах Аркадий притеснениям не подвергался, хотя вел себя в монастыре не должным образом: собирал в своей келье по ночам братию, однажды явился в трапезу пьяным и другой раз приехал из города в таком же виде. Благочинный сообщал, что монах Аркадий был переведен в Клопский монастырь из Тихвинского Дымского монастыря за провинность под строгий надзор. Он предполагал Аркадия " определить в черные труды " , а в случае дальнейшего ропота - перевести в другой какой-либо монастырь. На этом дело монаха Аркадия прерывается, но следующий рапорт архимандрита Мануила митрополиту Никанору 1852 г. уже показывает далеко не благовидную деятельность игумена Дмитрия, особенно по части хозяйственной деятельности и отношений с братией. К сожалению, не сохранилось заключительных документов о решении судьбы игумена Дмитрия. Столь же обрывочны, но все таки очень любопытны данные приходно-расходной книги монастыря за 1862 г. Очевидно, что в монастыре регулярно проводились мелкие ремонтные работы, закупались строительные материалы и ряд продуктов.

http://sobory.ru/article/?object=00491

Аркадий Григорьев Посвящается памяти архимандрита Ионафана   Не перевелся у простого люда русского, православного, старый обычай: тяжкий недуг, лихая напасть посетят дом верующего человека, и несутся горячие молитвы к небесным заступникам, даются зароки и обещания послужить Богу за чудесную помощь в беде. Разнедужился, обмер у матери любимый ребенок, и готова она отдать его на служение богоугодное в далекую честную обитель, лишь бы жив остался. Идут паломники по обещанию своему в отдаленные монастыри, ведут и посылают туда выздоровевших детей своих, будущих трудников монастырских. Грех большой не исполнить данного святителям обета... Таковы обстоятельства, которые привели семнадцатилетнего юношу Ивана Федоровича Баранова в Соловецкий монастырь, пользующейся осо­бенно большою известностью у жителей северных русских губерний. Иван Федорович, будущий архимандрит Ионафан, родился в 1850 году в крестьянской семье Боровичского уезда, Новгородской губ. Не успев окончить курса низшей лесной школы, он по обету матери оказался в числе «годовиков» монастыря, постепенно сжился с ним и принял в нем впоследствии пострижение (1880 г.). Монастырская жизнь, монашеской уклад довершили воспитание о. Ионафана и в соединении с суровыми условиями трудовой жизни на Севере выработали из юноши стойкого деятеля, не боявшегося ни физического труда, ни напряжения воли. Незаурядные способности молодого иеромонаха выдвинули его из прочей монастырской братии, и в 1890 году он был назначен на от­ветственный пост настоятеля – устроителя самого северного на земном шаре Трифоно – Печенгского монастыря. Жизнь о. Ионафана так тесно связана с развитием этого мона­стыря, являющегося ныне единственным очагом культуры на нашем далеком Мурмане, что трудно себе представить этот неизбалованный природою и заботами правительства край без крупной личности о. Ионафана. Утрата такого деятеля, каким был о. Ионафан, для государства должна быть весьма ощутительна. Быть может – и дай Бог , – Трифоно – Печенгский монастырь и впредь будет высоко держать знамя культуры и не утратит государственного значения, какого он достиг при покойном своем архимандрите – настоятеле, но для этого уже не потребуется столько энергии и уменья, которые были проявлены о. Ионафаном.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Православие в городе «вечного короля Норвегии» Беседа со священником Александром Волоханем из Тронхейма Аркадий Рябиченко Об особенностях жизни в Норвегии, восприятии норвежцами русских и Православия, норвежском наследии преподобного Трифона Печенгского и святом Олафе Норвежском рассказывает иерей Александр Волохань, настоятель прихода святой Анны Новгородской в древней столице Норвегии – Тронхейме. Иерей Александр Волохань. Фото: Аркадий Рябиченко В «варяги» из… Львова – Как православный человек оказался за границей, в Норвегии? – Я оказался в Норвегии, по обычным представлениям, случайно. Моей жене, она кандидат биологических наук, в 2002 году предложили место в лаборатории Института биотехнологии Норвежского университета естественных и технических наук, где разрабатывали антираковые препараты. Наша семья на тот момент находилась в сложном экономическом положении, и мы решили поехать в Норвегию лишь на пару лет. Я в то время, закончив Московскую государственную юридическую академию, заочно получал в Православном Свято-Тихоновском богословском институте в Москве богословское образование. Мы жили во Львове, где был один-единственный храм Русской Православной Церкви; при избытке духовенства и прихожан, в этом городе трудно было что-либо предпринять для развития церковной жизни – сильно противодействовали местные власти. В Тронхейме православного прихода не было, и это было, конечно, плохо, но и хорошо: может быть, Православие окажется востребованным здесь, в первой столице страны, городе «вечного короля Норвегии», многовековом месте пребывания его святых мощей? Православный приход в Осло посвящен святой княгине Ольге, а мою жену зовут Ольга, и мы подумали, что это, возможно, неслучайное совпадение. Я посоветовался со священниками, которым доверял, и они рассудили, что поездка может быть полезна и мне, и, возможно, миссионерскому служению Церкви. Вот так я и оказался в Норвегии. Святой Олаф Норвежский – небесный покровитель Выборга, и тут регулярно проходят празднования в его честь

http://pravoslavie.ru/91123.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010