Аркадий (Остальский) 15.09.1926 хирот. во еп. Лубенского, вик. Полтавской епархии, епархией не управ., был в ссылке; в 1937 г. назначен на Бежецкую кафедру, но назначения не принял; расстрелян 29.12.1937. Арсений (Денисов) 19.09.1927 хирот. во еп. Марийского, вик. Нижегородской епархии; в 1928–1929 гг. еп. Ефремовский, вик. Тульской епархии; с марта 1931 г. еп. Каширский, вик. Московской епархии; с дек. 1931 епархией не управ. Арсений (Жадановский) с 8.06.1914 еп. Серпуховской, вик. Московской епархии; с 1931 г. под арестом и в ссылке; расстрелян 27.09.1937. Арсений (Епифанов) 5.10.1989 хирот. во еп. Ладожского, вик. Ленинградской епархии; с 20.07.1990 еп. Истринский, вик. Московской епархии; с 25.02.1997 в сане архиепископа. Арсений (Крылов) 26.08.1945 хирот. во еп. Калининского и Великолуцкого; с 17.03.1950 еп. Уфимский и Башкирский (с 31.07.1952 Уфимский и Стерлитамакский); с 17.11.1953 еп. Черниговский и Нежинский; с 29.07.1954 на покое; с 11.11.1954 еп. Костромской и Галичский; с 17.09.1956 на покое; † 26.05.1962. Арсений (Смоленец) с 7.09.1917 еп. Приазовский и Таганрогский, вик. Екатеринославской епархии; с 1918 г. управ. Ростовской епархией; 1920–1922 еп. Ростовский (на Дону); с 6.06.1925 управ. Минской епархией; с 1.11.1927 архиеп. Ставропольский; с 25.11.1927 архиеп. Сталинградский; с 25.06.1930 архиеп. Крымский; с 27.07.1932 на покое; с 17.09.1935 назначен архиеп. Семипалатинским, но назначения не принял по болезни; † 19.12.1937. Арсений (Соколовский) 27.08.1924 хирот. во еп. Прикаспийского и Бакинского; управ. епархией до 1928 г.; с 30.12.1931 еп. Оренбургский; с 8.10.1936 епархией не управ.; с 22.05.1937 на покое; дальнейших сведений нет. Арсений (Стадницкий) с 29.11.1917 митр. Новгородский и Старорусский; 1922–1923 в ссылке; с 11.08.1933 митр. Ташкентский; † в янв. 1937 г. Арсений (Чеговец) в 1918 г. хирот. во еп. Канадского; управ. епархией до 1920 г.; † до 1925 г. Артемий (Ильинский) 30.07.1917 хирот. во еп. Лужского, вик. Петроградской епархии; с 1922 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Частые смены князей в Новгороде сопровождались переменами и в личном составе новгородской администрации. Князь правил в Новгороде при содействии назначаемых им или великим князем киевским помощников - посадника и тысяцкого. Когда князь покидал город добровольно или поневоле, и назначенный им посадник обыкновенно слагал с себя должность, потому что новый князь приводил или назначал своего посадника. Но в промежуток между двумя княжениями новгородцы, оставаясь без высшего правительства, привыкали выбирать на время исправляющего должность посадника и требовать от нового князя утверждения его в должности. Так самым ходом дел завелся в Новгороде обычай выбирать посадника. Этот обычай начинает действовать тотчас после смерти Мономаха, когда, по рассказу летописи, в 1126 г. новгородцы " дали посадничество " одному из своих сограждан. После выбор посадника стал постоянным правом, которым очень дорожили новгородцы. Понятна, перемена в самом характере этой должности, происшедшая вследствие того, что она давалась не на княжеском дворе, а на вечевой площади. Из представителя и блюстителя интересов князя пред Новгородом посадник должен был превратиться в представителя и блюстителя интересов Новгорода пред князем. После и другая важная должность - тысяцкого - также стала выборной. В новгородском управлении важное значение имел местный епископ. До половины XII в. его рукополагал русский митрополит с собором епископов в Киеве, следовательно, под влиянием великого князя. Но со второй половины XII в. новгородцы начали выбирать из местного духовенства и своего владыку, собираясь " всем городом " на вече и посылая избранного в Киев к митрополиту для рукоположения. Первым таким выборным епископом был игумен одного из местных монастырей Аркадий, избранный новгородцами в 1156 г. С тех пор за киевским митрополитом осталось лишь право рукополагать присланного из Новгорода кандидата. Так во второй и третьей четвертях XII в. высшая новгородская администрация стала выборной. В то же время новгородцы начали точнее определять и свои отношения к князьям.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1985...

Затем, когда Киев перестал быть для них указчиком в гражданском отношении, а они сами уже настолько стали христианами, что не только не могли держать епископов в совершенном удалении от дел земских, но и не могли обходиться без них в этих последних делах, как представителей веры, подающих или не подающих своё благословение и через то содействующих или препятствующих, они не тотчас же присвоили избрание и ведание епископов самим себе потому, что это значило присвоить себе права митрополита, а всякое правонарушение совершается не вдруг. Вообще, Новгородцы начали сами избирать, а вместе с тем и сами ведать своих епископов с 1156г. Перед тем епископом Новгородским был известный Нифонт, непримиримый противник митрополита Климента. Этот Нифонт резко отделяется от ряда предшествующих ему епископов тем, что принимал самое деятельное участие в земских делах Новгородских, и не только Новгородских, но даже и общерусских 1019 . Не знаем, условливалось ли это личными государственными талантами и стремлениями Нифонта, или к его времени положение и авторитет епископов в Новгороде стали таковы, что без них уже не могли обходиться в делах земских. Как бы то ни было, но, от чего бы ни зависевшее, это деятельное и решительное участие Нифонта в делах земских должно было побудить Новгородцев к тому, чтобы, обходя и забывая каноны церковные , взять епископов в свои земские руки. Это и поспешили они сделать после смерти Нифонта, избрав преемника ему сами народным вечем и, разумеется, из среды своего собственного духовенства. При первом приступе к введению новых порядков Новгородцам благоприятствовали обстоятельства: когда умер Нифонт, в Киеве не было митрополита, вследствие чего они, сами избрав епископа, могли оправдываться тем, что кроме них самих некому было избрать последнего. Необходимо думать, однако, что дело не обошлось без некоторой борьбы с митрополитом и что последний не сразу отказался от своих весьма важных прав. Вскоре после избрания Новгородцами кандидата на место Нифонта в Киев прибыл митрополит из Константинополя, именно – в том же самом 1156г.; но избранный кандидат, – игумен Аркадий, оставался без посвящения весьма долго, до 1158г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

есть памяти: пяти дев, замученных Павлом, муч. Ариадны, Хиры жены и праведного Гедеона, которых нет в славянском и т. п.     Укажем на некоторые сказания, перенесенные в русский стишной пролог из 1 и 2 славян. редакций месяцеслова Василия; из 1 редакции взято сказание о Глебе, русском князе, и вставлено 5 сент. вместо сказания о Вафуиле и Вевее, которые у нас 15 окт., из 2 редакции взяты сказания: 6 сент. о св. Кирилле гортинском, 19 окт. о муч. Уаре и Клеопатре, 3 ноябр. проявление крещения всех русских земли, 29 февр. об Иоанне Варсонофие, о пр. Карионе и Захарии (во 2 редакции М. В. оно 5 дек.), 3 марта о муч. Василиске, 5 мар. о перенесении мощей князя Вячеслава, 24 мар. о мучч. Иакове и Азе, 26 мар. о св. Иринее Сирмийском, 30 мар. об Иоанне безмолвнике, 31 мар. о пр. Аполлонии пустыннике, апр. 10 о пр. Афанасии, 2 мая о пренесении мощей Бориса и Глеба; вновь внесено сказание, коего нет в греческих и в редакциях месяц. Василия, 14 окт. о св. Параскеве; эти прибавления и другие находятся уже в самом древнейшем русском стишном чудовском прологе и, вероятно, они внесены при самом переходе южнослав. пролога в Россию и внесены, может быть, священноиноком Симеоном. Стишной славянский пролог не имеет богослужебных прибавлений, как 1-я и 2-я редакции месяц. Василия; в южнорусских и чудовском нет и нравственных повестей; в лаврском прологе 1429 внесены почти на все дни, за немногими исключениями, уже нравственные сказания: более отрывки поучений из отцов, из патерика, из Луга духовного (Лимониса), но совершенно отличные от статей 1 и 2 редакции месяцеслова Василия; это едва ли не единственный экземпляр, обязанный по нравственным сказаниям лавре своим происхождением. В других стишных прологах вставлены уже нравоучительные статьи 1 и 2 редакций месяцеслова Василия, даже и в прологах Макар. миней не стишном и стишном оне повторяются. Экземпляров стишного пролога в славянском переводе в библиотеках встречается гораздо менее, чем экземпляров 2 редакции месяцеслова Василия, эта редакция была у нас в силе и после явления стишного пролога и не могла быть им вытеснена до самого издания печатного пролога. Так из 70 виденных нами в библиотеках рукописных прологов на бумаге, с начала XV по первую половину XVII века или до напечатания славянского пролога, 9 приходится на первую редакцию месяцеслова Василия, 45 на вторую и 15 стишных. Были попытки сделать смесь или большее соединение двух видов прологов стишного и редакций месяцеслова Василия; таков 285 публич. библиот. XV в.; в 302 XVI века в той же библиотеке сказания большею частию по стишному прологу, но есть и по 2 редакции месяцеслова Василия, а стихи опущены, из русских святые 18 сент. Аркадий, архиеп. новгородский, и 25 сент. пр. Сергий радонежский, в других прологах не встречающиеся.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

М. 1880. Часть Ш. N 12 (декабрь). Отделение П. С. 473–489. В сравнении с цитированным выше отчетом, подписанным «А.Б.» и опубликованном в журнале «Православное обозрение» отчет И.Корсунского более лаконичен, в нем пропущены самые существенные в источниковедческом плане замечания В.О.Ключевского ). А. Павловым было оспорено мнение диссертанта об авторстве митрополита Георгия (половина Х1 в.) в отношении «Устава, или номоканонца» и «Стязания с латиною». Проанализировав их содержание, оппонент пришел к выводу о том, что «все доселе указанные источники мнимого «Устава митрополита Георгия» ведут нас в Болгарию, родину почти всех наших апокрифов». Что касается «Стязания с латиною», то А.Павлов высказал предположение, что оно «может быть приписано известному митрополиту Григорию Цамблану, переименованному переписчиками... в Георгия» ( Павлов А. О сочинениях, приписываемых русскому митрополиту Георгию... С. 350–351). Е.В.Барсов не согласился с трактовкой Е.Е.Голубинского летописной «Повести о крещении св. Владимира» как вымысла. По его мнению, эта повесть отражает противоречивую ситуацию, сложившуюся в конце 80-х гг. Х в. в связи с намерением киевского князя объявить один из мировых религий – восточное или западное христианство , мусульманство, иудаизм – государственной в Киевской Руси. За влияние на князя Владимира, напоминает диссертант, соперничали Византия, Рим, Халифат, Хазарский каганат. Е.В.Барсов полагал, что в основе повести лежат народные предания, отражавшие реальные «исторические факты» и «исторические мотивы» ( Барсов Е.В. Письмо профессору Е.Е.Голубинскому ... С.4). Оппонент указал Е.Е.Голубинскому ряд невключенных в текст его диссертации фактов о распространении христианства в Х1-ХП вв. на обширных пространствах Новгородской земли – в Олонецком крае, на побережье Ледовитого океана, где возникли православные монастыри (Муромский, Палеостровский, Шунгский). Не согласился Е.В.Барсов и с концепцией Е.Е.Голубинского об отсутствии просвещения в древнерусском обществе (при наличии в нем грамотности). Приводя в качестве контраргумента широко бытовавшее на Руси «Слово о полку Игореве», он заключал: «В самом деле: если в ХП в. и раньше было немало таких письменных литературных произведений, как дошедшее до нас «Слово о полку Игореве», то уж становится весьма сомнительным, чтобы наше просвещение в домонгольский период по крайней мере в ...дружинно-боярском слое стояло на такой низкой ступени, к какой приводит глава вашей церковной истории» ( Барсов Е.В. Письмо профессору Е.Е.Голубинскому... С. 14). К сожалению, нам неизвестно, ответил ли Е.Е.Голубинский своим заочным оппонентам.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРКАДИЙ (Карпинский Аркадий Константинович; 26.01.1851, Новоград-Волынск Волынской губ.- 17.08.1913, Валдайский в честь Иверской иконы Божией Матери мон-рь в Новгородской губ.), еп. Рязанский и Зарайский. Род. в семье священника. Обучался в Дерманском ДУ, в Волынской ДС, МДА окончил 28 июня 1877 г. со степенью канд. богословия. В 1879-1889 гг. преподавал пространный катехизис и литургику (в 1881-1885 также географию) в 3-м и 4-м классах Клеванского (бывш. Дерманского) ДУ. В сент. 1879 г. устроил общежитие для епархиально-коштных учеников, 1 нояб. 1879 г. открыл больницу для учащихся, привел в порядок и пополнил б-ку. По ходатайству собрания преподавателей Клеванского ДУ от 10 сент. 1881 г. А. К. Карпинскому была объявлена благодарность, утвержденная резолюцией архиеп. Волынского Димитрия (Муретова) . В 1879 г. указом Сената утвержден в чине надворного советника, в 1883 г.- коллежского советника, в 1887 г.- статского советника. В 1884-1889 гг. являлся председателем строительного комитета Клеванского ДУ, в 1888 г. устроил при уч-ще храм. В 1889-1891 гг. инспектор Могилёвской ДС, одновременно преподавал Свящ. Писание в 5-м классе семинарии, в 1891-1893 гг. ректор Могилёвской ДС. Аркадий (Карпинский), еп. Рязанский Аркадий (Карпинский), еп. Рязанский В нач. 1887 г. овдовел (четверо его детей умерли ранее). 20 марта 1893 г. в крестовой архиерейской церкви Могилёвским еп. Иринеем (Ордой) пострижен в монашество с наречением имени в честь прп. Аркадия К-польского. 21 марта рукоположен во иеродиакона, 25 марта - во иеромонаха, 17 окт. возведен в сан архимандрита. С 20 марта по 6 сент. 1893 г. являлся членом Могилёвского епархиального училищного совета, с 25 окт. 1893 по май 1895 г.- председателем совета. В 1895-1896 гг. настоятель Антония Римлянина новгородского мон-ря , ректор Новгородской ДС, цензор Новгородских ЕВ, товарищ председателя совета Новгородского епархиального братства Св. Софии.

http://pravenc.ru/text/76044.html

После кончины в Киеве новгородского архиепископа Нифонта (21 апреля 1156) новгородцы решают поставить на епископскую кафедру " мужа Богомь избрана Аркадия " : " събрася всь град людии… и шьдъше всь народъ, пояша и (его. — А. К.) из манастыря от Святыя Богородиця, и князь Мьстиславъ Гюргевиць (Мстислав Юрьевич, сын Юрия Долгорукого; княжил в Новгороде с 1155 по 1157. — А. К.), и всь клиросъ Святыя Софие, и вси попове городьстии, игумени и церньци (чернецы. — А. К.), и въведоша и, поручивъше епископью въ дворе Святыя Софие, дондеже придеть митрополитъ в Русь; и тъгда поидеши ставитъся " . Это был первый случай избрания новгородского владыки самими новгородцами (со времени Аркадия он становится традиционным). Приняв это великое звание, он нес его с честью: в его время не было в Новгороде ни убийств, ни грабежей, и это надо приписать всецело стараниям блаженного Аркадия. Однако прибывший в Киев летом 1156 г. митрополит грек Константин, по-видимому, не спешил признать совершившийся выбор. Лишь спустя два года, летом 1158 г., Аркадий наконец отправился в Киев " ставитъся епископомь " , и 10 августа (по Житию, 6 августа) был рукоположен митрополитом Константином. Но в отличие от своего предшественника на кафедре Нифонта и преемника Илии, он не получил сан архиепископа, оставшись только епископом. На обратном пути, в пределах Смоленского княжества, Аркадий встретился со смоленским князем Ростиславом Мстиславичем, выступившим было в поход против прежнего полоцкого князя Ростислава Глебовича (в помощь своему союзнику полоцкому князю Рогволоду Борисовичу), и сумел отговорить его от этого военного предприятия. 13 сентября того же года, " на канонъ Святого Въздвижения " , Аркадий вернулся в Новгород. В годы святительства Аркадия в Новгороде " заморскими " (т. е. немецкими) купцами была поставлена церковь Св. Параскевы Пятницы на Торгу (1156). Сохранилась печать епископа Аркадия с изображением Божьей Матери Знамения и русской надписью: " Арькад[ии, еп]иск[опъ] Нов[город]сь[кии] " . Стоит отметить, что Аркадий первым из новгородских владык (и вообще из известных нам русских иерархов) стал использовать на своих печатях вместо греческого русский язык.

http://pravicon.com/info-1813

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРКАДИЙ ДОРОГОБУЖСКИЙ (XVI в. ?), прп. (пам. в последнюю неделю перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых), подвизался и погребен в Герасимовом Болдинском мон-ре , архиеп. Филарет (Гумилевский) считал А. Д. учеником прп. Герасима Болдинского († 1554). Упоминание об А. Д. содержится в «Описании о российских святых» (известно в списках кон. XVII-XVIII вв.). В «Описании» по списку МДА. 209 (РГБ) сказано: «Преподобный отец Аркадий затворник, Дорогобужский чудотворец» (С. 86). Почитание преподобного сохранялось в Болдин-ском мон-ре еще в 1-й пол. XIX в., однако к 1900 г., по свидетельству настоятеля архим. Макария, память об А. Д. и о местонахождении его могилы была утрачена, поэтому нек-рые агиографы кон. XIX - нач. XX в. сомневались в существовании А. Д.: архиеп. Димитрий (Самбикин) отрицал существование преподобного, этого же мнения придерживался вяземский краевед И. П. Виноградов, архим. Леонид (Кавелин) необоснованно отождествил А. Д. с прп. Аркадием Вяземским . А. Д. включен в Собор Смоленских святых, установленный в 1984 г. по инициативе архиеп. Смоленского и Вяземского Феодосия (Процюка) . Ист.: Описание о российских святых. Лит.: Зверинский. Ч. 2. С. 77; Филарет (Гумилевский). РСв. Май. С. 29; Леонид (Кавелин). Святая Русь. С. 200, 776; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 42, 549; Виноградов. Прп. Аркадий Вяземский Новоторжский чудотворец. Тверь, 1905; Димитрий (Самбикин), архиеп. Тверской патерик. Каз., 1907. С. 95-96; Минея (МП). Июль. Ч. 3. С. 247. Е. В. Романенко Рубрики: Ключевые слова: ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ЕФРЕМ Новоторжский, прп. (пам. 28 янв., 11 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/76056.html

Некоторые из них составили себе даже литературную известность, как например иеромонах-святогорец Серафим 291 , старец Азария 292 , духовник Иероним, иеромонах Арсений (бывший заведующий афонским Пантелеимоновским подворьем в Москве), миссионер иеромонах Арсений и игумен Парфений (бывший Переяславский). Затем внесли свои литературные лепты в афонскую сокровищницу покойный о. архимандрит Макарий 293 , здравствующий монах Аркадий, о. грамматик и библиотекарь Матвей, монах Михаил (бывший после архимандритом Казанской Раифской пустыни), архимандрит Паисий 294 (начальник неудавшейся Абиссинской миссии), о. иеромонах Владимир, монах Селевкий и монах Пантелеймон (впоследствии архимандрит Киренского Тобольского монастыря). Из названных отцов – афонских иноков, труды которых издавались русским Пантелеимоновским монастырем, совершенно новыми личностями для наших читателей являются только о. иеромонах Владимир и монах о. Аркадий. Первый, новгородской губернии уроженец, человек молодой, весьма начитанный в святоотеческой литературе, симпатичный по характеру, с любовию и усердием исполнял свое послушание, которое заключается в заведовании и распоряжении из монастыря относительно монастырских изданий. О. Владимир постоянный и, можно сказать, единственный корреспондент с Афона в «Душеполезный Собеседник». Отдел в этом ежемесячнике под названием «Афонская летопись» принадлежит исключительно перу о. Владимира. О. Аркадий почтенный старец из вятских семинаристов. Замкнутый и весьма скромный от природы Аркадий остался в скромном звании простого инока в течение всей своей многолетней жизни в обители, отказываясь от рукоположения во иеромонахи, не раз ему предлагаемого старцами обители. Глубокий знаток древнегреческого языка и прекрасный каллиграф, он весь свой досуг от молитв и иноческих подвигов посвящает келейным книжным занятиям. Его усердием не мало сделано переводов с древнегреческого языка для афонских изданий и славянских служб на греческий язык для типикарницы Пантелеимоновского собора и употребления в богослужебной его практике.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Св. Аркадий, о происхождении, воспитании и первоначальном звании и жизни коего ничего неизвестно, избран и поставлен в епископа, как полагать надобно, после довольно продолжительных подвигов иноческих и, стало быть, в пожилых летах; потому что он в это время был уже игуменом Новгородского Успенского Аркадиева (Аркажского) монастыря, устроенного им в 1153 году. Но где и когда именно полагал он начало иноческому житию, где и от кого принял игуменство – это опять неизвестно. Известно только то, что, в Аркажской обители своей, св. Аркадий вел жизнь самую строгую в добродетельную, служившую примером для иноков и его обитель в тогдашнее время была одною из лучших Новгородских обителей; так как святые братья Иоанн и Григорий, бывшие один после другого преемниками его на кафедре Новгородской, избрали ее местом своих подвигов. Она, по свидетельству летописи, была убежищем христиан, радостью Ангелов и пагубою диаволу. Основатель же её преподобный Аркадий был таким подвижником, от которого можно было научиться многому на отраду души. Усовершившись сам в добродетели, он и учеников своих вел к совершенству. К нему обращались за советами и такие люди, которые сами были довольно знакомы с путями спасения. Новгородцы высоко ценили добродетельного и мудрого Аркадия, а потому, когда в 1156 году скончался в Киеве Св. Нифонт, епископ Новгородский, сряду же порешили избрать Аркадия на упразднившуюся святительскую кафедру. Но, желая возвести на кафедру Св. Софии мужа достойнейшего и в то же время не желая, чтобы избрание архипастыря зависело единственно от произвола человеческого, новгородцы предоставили промыслу решить – кому восседать на кафедре Новгородской, прибегнув к известному в древности выбору посредством жребия. И вот, когда жребий пал на Аркажского игумена, Новгородцы были очень довольны этим, потому, что истинно любили и уважали его за святую жизнь и тогда же с великими почестями вывели его из обители и возвели на сени Владычни. С этого времени т. е. с 1156 г. св. Аркадий вступил уже в управление церковными делами, хотя и не был еще рукоположен, потому что, после удаления митрополита Киевского Михаила в Царь-град, Русь оставалась без первосвятителя; так как митрополит Климент не был признан законным.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010