С Успенским собором связаны трагические страницы Отечственной войны 1812 года. Французские варвары устроили в соборе конюшню. После войны из серебра, отбитого у интервентов, была отлита центральная люстра храма. В Успенском соборе погребены все митрополиты и патриархи московские за исключение митрополита Алексея (Елевферий Фёдорович Бяконт) (между 1292-1305 - 1378), погребённого в Чудовом монастыре, и низвергнутого патриарха Никона (Никита Минин (Минов) (1605-1681), похороненного в Новоиерусалимском монастыре. Из кн. А.Ю. Низовского " Самые знаменитые монастыри и храмы России " , Вече, 2000. Успенский собор Московского Кремля расположен на Соборной площади. Простой, но вместе с тем и величественный храм является образцом соборной архитектуры. Это одно из старейших сохранившихся зданий Москвы. На протяжении нескольких веков являлся кафедральным храмом России. Находки археологов показали, что там, где сейчас расположен Успенский собор, еще в конце 12 века находилась деревянная церковь. А в конце 13 века сын Александра Невского Даниил построил на самой высокой точке Московского Кремля каменный храм, который стал первым каменным строением Москвы. В 1326 году митрополит Петр подал идею князю Ивану Калите соорудить новый храм. Собор торжественно заложили 4 августа 1326 года. В северной части церкви Петр собственноручно устроил себе гробницу. Храм строился год, но до освещения храма 25 августа 1327 года он не дожил. С того времени почти 150 лет служила святыня. В 1472 году, когда церковь совсем обветшала, было решено построить новый больший по размерам храм. За образец был взят Успенский собор во Владимире. Но новый храм было решено построить и шире и длиннее. Строительство велось под руководством мастеров Кривцова и Мышкина. Но завершить работу не удалось. 20 мая 1474 года храм разрушился. Одна из причин – происшедшее землетрясение в столице, а возможно раствор для кладки был слишком жидким. Почти год храм лежал в развалинах. Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти. С 1475 по 1479 годы велось строительство храма. Как и положено по канонам православия храм был сооружен пятиглавым, шестистолпным и пятиапсидным. Выполнен из белого камня. Часть конструкций построена из кирпича. Как и другие постройки Москвы, храм несколько раз горел. Поэтому много раз его восстанавливали. В 1547 году после пожара по указу Иоанна Васильевича (Грозного) купола были покрыты позолоченными медными листами. В золотую раку были переложены мощи митрополита Петра. В этом же году впервые было совершено венчание на царство Ивана IV. Здесь проходила коронация всех российских императоров. В 1624 году было выполнено укрепление сводов храма. В XIV – XVII вв. в нем хоронили глав русской церкви – митрополитов и патриархов.

http://sobory.ru/article/?object=03386

Схиархимандрит Зосима (Сокур) Иван Алексеевич Сокур (так звали старца в миру) родился 3 сентября 1944 года в селе Косолманка Свердловской области. В 1961 году окончил среднюю школу в городе Авдеевка Донецкой области. Затем учился в Донецком сельхозтехникуме и занимался гражданской работой. С 1968 по 1975 год учился в духовных семинарии и академии в Ленинграде. Академию окончил со степенью кандидата богословия и принял монашеский постриг с именем Савватий, был рукоположен сначала в иеродиаконы, затем – в иеромонахи. После учебы несколько месяцев прослужил в Одессе, после чего в декабре 1975 года был принят в клир Ворошиловградско-Донецкой епархии. В 1980 году возведен в сан игумена, в 1990-м – в сан архимандрита. 21 августа 1992 года был пострижен в схиму с именем Зосима. Пять лет назад в Святое Воскресенье нам довелось поклониться православной святыне в селе Никольском Волновахского района, близ Донецка, где стараниями этого удивительного человека возрождены, даже созданы два монастыря. Почивший 29 августа 2002 года, в день попразднования Успения Богородицы, что и предсказал, 58-летний старец Зосима снискал немалую славу среди православных. И хотя его уже при жизни называли донбасским, донецким святым, о нем знали в Иерусалиме и на Святом Афоне, в Москве и Киеве. И приезжали к нему за спасительным словом, советом, помощью, благословением – порой весьма издалека. Теперь в часовню, где он покоится, стекаются люди просить молитвенной помощи старца – так же, как приходили к нему при его жизни. Удивительно, но, в сущности, за 6 последних лет жизни отец Зосима, возродив и старые храмы, возвел посреди донецкой степи почти что лавру. Причем, как сказали бы сегодня, с «евростандартом». Здесь все благолепно – старые и новые храмы, современного вида жилые и административные строения и растительные насаждения. Березовая аллея здесь приведет вас к огромному белому собору Успения Богородицы – копии одноименного собора Московского Кремля. Мы стоим перед Успенским собором Никольского монастыря и вспоминаем итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти, даровавшего нам эту московскую красоту и самого, в свою очередь, вдохновившегося Успенским собором древнего Владимира. Тогда в Успенском соборе в Никольском, как водится на Пасху, был открыт алтарь, открыт пасхальный праздничный хлеб, а также икона «Сошествие во ад», – единственный иконописный образ главного праздника Православия. Страшное название, не правда ли? Не к сегодняшней ли нашей жизни?

http://pravoslavie.ru/73350.html

Среди его собственных сочинений, в контексте анализа русско-византийских культурных связей, особенно следует отметить агиографическую повесть «Житие митрополита Петра», которая отчетливо демонстрирует синтез русских и византийских культурных традиций. Митрополит Петр (ум. в 1326 г.) известен в истории древнерусской культуры прежде всего тем, что именно он заложил Успенский собор в комплексе Московского Кремля. Этому храму, особенно после возведения в 1479 г. нового здания Аристотелем Фиораванти, предстояло сделаться главным палладиумом Руси-России, ее некрополем и важнейшей святыней. Закладка Успенского собора свидетельствовала о культурно-историческом значении практической деятельности митрополита Петра, который наряду с этим проявил себя как литератор и иконописец. В «Житии», составленном Киприаном, все указанные аспекты нашли свое рельефное отражение. Взяв за основу текст начальной редакции, составленный в 1327 г., после кончины первого московского митрополита, Киприан превратил это краткое, просто и строго изложенное повествование в панегирическое славословие, имеющее отчетливую публицистическую направленность 131 . Киприан создал портрет канонизированного митрополита как общественно-политического деятеля исихастского типа и приурочил житийный текст ко дню его памяти – 21 декабря. Агиограф отметил, что родиной Петра была Волынская земля, т. е. территория, входившая в религиозную юрисдикцию Киевской митрополии. Автор повествует о приобщении Петра к высшей Премудрости в Константинополе, где в храме св. Софии он был рукоположен митрополитом «всея Руси». Проводя неявную аналогию с событиями собственной жизни, Киприан подчеркивает, что Петру как митрополиту пришлось столкнуться в Москве с корыстью, клеветой, завистью и наветами, но он все претерпел и вышел победителем, служа укреплению духа своих соотечественников. Киприан также восхваляет талант иконописца, свойственный Петру, и повествует о чудодейственной силе его нетленных мощей, хранящихся в Успенском соборе. В агиографической повести Киприана Москва предстает политическим, духовным и культурным центром Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На Западе её считали частью Орды. Но планам венецианцев и папы не суждено было сбыться. В Москве, первым делом, униатку Зою перекрестили в православие и женой Ивана она стала под именем Софья, а по Европе пошли многочисленные посольства с целью разведки, поисков союзников, вербовки специалистов в самых разных отраслях. Самыми первыми послами были итальянцы и греки, но довольно скоро их сменили русские. Так в Москве в 1475 году оказался Аристотель Фиораванти – строитель нового Успенского собора, создатель Пушечного двора (Рособоронпрома того времени) и первый командующий российской артиллерией. И пока в Москве занимались строительством, в Новгороде в очередной раз творилось беззаконие. Обиженные новгородцы призвали Ивана III в качестве верховного судьи. - Что это было за беззаконие? – Посадники занимались " наездами " , произволом, и на них просто не существовало никакой управы. Судиться с посадниками в Новгороде – это было примерно то же самое, что москвичам судиться с нашим горячо любимым мэром несколько лет назад. По просьбе новгородцев в 1476 году Иван III приехал в Новгород. Произошел знаменитый " Суд на Городище " , на котором он осудил посадников. Он имел право быть верховным судьёй в Новгороде. После этого православная церковь стала называть Ивана III " Государем всея Руси " . Вереницы людей из Новгорода потянулись к нему в Москву с просьбой о суде. И он судит уже в Москве. В конце концов, новгородские послы назвали Ивана III государем. Но Иван осторожничает и присылает в Новгород своих послов с вопросом: " Какое государство вы хотите? " - Вот прямо так? – Именно. Литовская партия в Новгороде, конечно, взбесилась... - Вопреки воле большинства новгородцев? – Да. Из советской школьной программы принято считать, что древний Новгород – это образец демократии. А на самом деле в XV в., как я уже говорил, власть принадлежала тремстам " золотым поясам " . Демократия без ограничений в виде сильной центральной власти, всегда вырождается в олигархию. Тех, кто хотел сближения с Москвой, было подавляющее большинство, но были и те, кто симпатизировал Литве.

http://religare.ru/2_103926.html

Как Христос в третий день пробудился от смертного сна и воскрес телесно, так и Успение Богородицы оказалось лишь кратковременным сном. Христос воззвал Ее от смерти к вечной жизни, и в третий день апостолы убедились, что Она не просто жива: теперь она пребывает с нами всегда и везде, утешая и поддерживая нас на пути к Христу/Подготовил Игорь Цуканов ; Икона праздника : Изображение иконы и пояснения  к ней (всего 11 пояснений); Три факта о празднике ].   Ил.: Икона праздника Успение Пресвятой Богородицы. Успенская церковь, Кемь, XVI в. Собрание Русского Музея; Спуск в гробницу Пресвятой Богородицы в Гефсимании. Елеонская гора, Иерусалим. Фото Светланы Макаровой; Успенский собор. Москва (перестроен в 1470-х гг. Аристотелем Фиораванти, до ХХ века оставался главным кафедральным храмом России). Фото Сергея Власова//Фома. - — август 2019. - С.26-27. - (раздел « Вера », раздел « Школа “ Фомы ”. Праздник »). Что такое церковные каноны: объясняем на пальцах   Специально для «Фомы» тему раскрывает протоиерей Дмитрий Пашков , преподаватель кафедры общей и русской церковной истории и канонического права ПСТГУ. Беседовал Тихон Сысоев. Фото Gaia Armelin on Unsplash//Фома. - — август 2019. - С.28-33. - (раздел « Вера »). выходит в рамках проекта «Добрая воля», который создан для людей, находящихся в местах лишения свободы. См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает заместитель декана философского  факультета МГУ по научной работе, доцент кафедры истории русской философии Алексей Козырев //Фома. - — август 2019.  - С.98-99/3-я стр.         обложки/. - (рубрика « Эпилог »). « Соблюдай жесткие правила или гори в аду? Эту каторгу верующие называют свободой ?»  На вопросы из письма, пришедшего в редакцию «Фомы»/ Никита , - отвечает протоиерей Стивен (Стефан) Фриман , настоятель храма святой Анны в городе Оук-Ридж, штат Теннесси, США. Пер. с англ. Игорь Цуканов . Фото  Алексея Мякишева//Фома. - — август 2019. - С.34-37. - (раздел « Вера »). [ Читаем Писание: ] Марина Андреевна Журинская (1941-2013).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-8196-a...

Из Москвы прислали чертежи, однако, новый проект был разработан лишь в царствование императрицы Екатерины II, в 1765 году. В конкурсе победил архитектор Антонио Ринальди. Как и Аристотель Фиораванти, тремя веками ранее воздвигший Успенский собор Московского Кремля, он был уроженцем Италии. В своем проекте А. Ринальди с редким мастерством передал композицию древнерусского первоисточника и достиг неповторимой гармонии колокольни и самого храма. Пятиглавый собор на Петербургской стороне был вчерне отстроен в 1766-1772 годах. Он занял центральное место в панораме города, открывающейся из парадных залов невской анфилады Зимнего дворца, а его высокая столпообразная колокольня служит ориентиром для судов, плывущих из залива в Малую Неву. В 1772 году пришедший в ветхость деревянный Успенский собор бы уничтожен пожаром. Каменный храм к тому времени оставался еще совсем неотделанным внутри, поэтому для службы наскоро приспособили его притвор: там 8 сентября того же года освятили одноименный придел. На этом в строительных работах вновь наступил многолетний перерыв. Тем временем Российская империя победоносно вышла на берега Черного моря. 19 октября 1778 года в устье Днепра был заложен город Херсон. Свое название он получил в честь древнего Херсонеса (в русских летописях — Корсунь) — крымского города, где в 988 году великий князь киевский Владимир Святославич принял крещение и вступил в брак с царевной Анной, сестрой византийских императоров. Своими мудрыми шагами князь, причисленный Церковью к лику святых, достойно ввел Киевскую Русь в круг государств христианского мира. Борьба за черноморские рубежи в XVIII веке не могла не оживить память св. равноапостольного князя Владимира. 22 сентября 1782 года по представлению князя Г.А. Потемкина императрица Екатерина II учредила орден святого Владимира «в поощрение службы военной и гражданской». Он подразделялся на 4 степени и имел девиз: «Польза, честь и слава». Лента ордена состояла из трех полос: двух черных и красной. Орден св. Владимира I степени занял место непосредственно за орденом св.

http://azbyka.ru/palomnik/Князь-Владимир...

В 1339 г. митрополит Пётр был торжественно причислен к лику святых. Когда храм, в котором лежали мощи святого Петра, разрушился, они были перенесены в церковь «святого Ивана под Колоколы» 43 . Из Италии был вызван архитектор Аристотель Фиораванти, под руководством которого на месте разрушенного храма выстроили новый собор, куда в августе месяце 1479 г. «принесоша честныя мощи великаго чудотворца Петра... и с празднственным пением устроивше и поставиша близ святаго жертвенника» 44 . С этого времени святые мощи почивали открыто до нашествия поляков. Последние похитили драгоценную раку Святителя, и мощи опять были положены под спуд. Наполеон открыл гробницу с надеждой найти в ней сокровище, как это делал в 1382 г. Тохтамыш. После изгнания французов Московский архиепископ Августин с дозволения Святейшего Синода торжественно открыл нетленные мощи Святителя и обносил их вокруг Успенского собора при его освящении (30 августа 1813 года). 45 В настоящее время они находятся в алтаре этого собора. Память святителя Петра празднуется Церковью три раза в году: 21 декабря (3 января) – день кончины Святителя, 24 августа (6 сентября) – в воспоминание перенесения его мощей в новопостроенный Успенский собор и 5 октября (18 октября) – вместе с другими святителями Московскими: Алексием, Ионой, Филиппом и Гермогеном. На иконах Святитель изображается по старинному подлиннику маститым старцем, с недлинной, но широкой седой бородой, с открытыми любящими глазами, сосредоточенным выражением лица, держащим в левой руке святое Евангелие, а правой благословляющим. Изображение Святителя отражает его духовное устремление, любвеобильность, архипастырскую мудрость и заботу о своих чадах. Святой Пётр был выдающимся и славным Святителем Русской Православной Церкви. Жизнеописатели и летописи называют его «великим во святителех», «дивным» 46 , «святым чудотворцем» 47 , угодником Божиим», «блаженным», «истинным пастырем» 48 . Святая Церковь прославляет его как Божественного святителя «всего священства украшение» 49 , «столпа Церкве неподвижима, веселие земли нашея...

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Успенский собор в Москве стал новым звеном в этой цепи религиозно-политических символов, уходившей своим началом ко временам первых киевских князей. С постройкой этого храма Иван Калита включился в борьбу за роль наследника духовных ценностей, накопленных предшествующим историческим развитием русских земель. Отныне эта борьба станет неотъемлемой частью его деятельности, залогом прочности, необратимости его военно-политических успехов. Археологические раскопки последних лет свидетельствуют о том, что московский Успенский собор 1327 г. отличался большими размерами и, вероятно, повторял архитектурные формы владимиро-суздальских храмов. Однако упадок строительной техники в результате монголо-татарского ига дал о себе знать. В то время как многие храмы XII в. сохранились и доныне, собор Ивана Калиты уже через полтора столетия обветшал, дал трещины и был разобран. На его месте итальянский зодчий Аристотель Фиораванти в 1475— 1479 гг. выстроил новый Успенский собор, ставший архитектурным символом единого Российского государства. Забытый  чудотворец «Заделаша   мощи   его   в   землю...   и   покрова на гробнице каменной не положиша...» Софийская летопись,  1474 г. Русские летописи полны сообщений о разного рода «чудесах» и «знамениях». Эти события всегда происходили удивительно своевременно, освящая ту или иную политическую акцию, создавая необходимое религиозное возбуждение. Обычно летописец сообщает о «чудесах» с полной уверенностью в их реальности. Лишь изредка он приоткрывает механизм «чудотворений», высказывает сомнения в их подлинности. Среди таких уникальных известий — рассказ о «чуде» у гробницы митрополита Феогноста (1328—1353) в 1474 г. Начало правления митрополита Геронтия (1473— 1489) было отмечено целой серией «чудес» в Успенском соборе московского Кремля. Они были связаны с культом предшественников Геронтия — митрополитов Филиппа и Ионы. Искусно подогреваемый митрополичьей кафедрой религиозный ажиотаж привел и к незапланированному «чуду» — «исцелению» немого у гробницы митрополита Феогноста. Однако прославление Феогноста как святого натолкнулось на резкое противодействие великого князя Ивана III и митрополита Геронтия. Оба они, по свидетельству летописца, весьма необычно отреагировали на известие о «чуде»: «неверием одержими беша, не повелеша звонити и всему городу славити его» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

  Никто не отрицает, что Зоя или София была византийской царевной, но ведь воспитана она была во Флорентийской Унии, по началам этого собора, и опекуном ее был кардинал Виссарион. И брак с Иваном был действительно венчан в Ватикане. Этот брак привел к активному сближению Московии с итальянской современностью, нежели к оживлению византийских преданий и воспоминаний. «Раздрал завесу между Европой и нами», – говорит Карамзин. «Издыхающая Греция отказывает нам остатки своего древнего величия, Италия дает первые плоды рождающихся в ней художеств. Москва украшается великолепными зданиями». Иван III имел несомненный вкус и склонность к Италии. Не зря в это же время итальянские мастера обстраивают и перестраивают Кремль. Вполне естественно, что новые постройки проникнуты, как пишет Герберштейн, " итальянским духом " (more Italico). Достаточно известны имена Аристотеля Фиораванти, Аливеза, Петро Солари. Русские дипломаты в начале XVI века больше были заняты проектами о союзе с Солиманом, чем грезами об «отчине Константиновой» или крестовым походом на Царьград. Об этом напоминали скорее с Запада, где со всем вниманием учитывали силу Москвы в международном обороте. Поэтому есть все основания считать Ивана III западником и еще более таковым его сына Василия III, женатого вторым и спорным браком на Е. Глинской, воспитанной уже вполне по западному образцу. В таких действиях Ивана III многое заставляет вспоминать о Н. Макиавелли и тем более это можно повторить о Василии III. В его жестоком и властном единодержавии, на которое так роптали в боярских кругах, чувствуется скорее подражание современным итальянским князьям, нежели давним византийским василевсам. Во все более нараставшем западном влиянии на Русь, еще показательней то, что Максим Грек, вызванный в Москву из Афонского монастыря для помощи в переводах, не нашел в Москве ни единого человека, знавшего по-гречески. Это кажется почти неправдоподобным, однако, в самом деле, Максим переводил с греческого на латинский, а уже с латинского толмачи переводили по-русски: " он сказывает по-латински, а мы сказываем по-русски писарем " .

http://pravoslavie.ru/298.html

Князя в это время в городе не было. Когда он вернулся, тело почившего было перенесено священниками в Успенский собор и там погребено при громадном стечении народа. Во время этого шествия один инославный христианин увидел, что святитель сидит в гробу и благословляет народ на обе стороны. Исцеления начались тотчас же.  Через год (1327) Успенский собор был закончен и освящен. Новый митрополит Феогност был во всем верен памяти и заветам почившего. Он остался жить в Москве, непрестанно молясь у гроба его, и сам был свидетелем многих чудес. Обо всем этом он донес Вселенскому Патриарху и получил повеление причислить новоявленного чудотворца к лику святых. Святые мощи святителя Петра трижды обретались нетленными: в 1382 г., во время нашествия хана Тохтамыша, когда гроб его обгорел; в 1477 г., когда обрушились стены собора, и в 1479 г., когда Успенский собор был вновь воздвигнут в настоящем его виде итальянским зодчим Аристотелем Фиораванти.  Сохранились два поучения святителя Петра к пастве, касающиеся семейной жизни. Житие святителя Петра было написано преосвященным Прохором, епископом Ростовским, рукоположенным самим святителем, а также митрополитом Киприаном. •  Собор этот состоялся в г. Переяславле-Залесском в 1311 г. Святой благоверный князь Феодор Стародубский (+ 1330) Память его празднуется 21 июня Св. благоверный князь Феодор Стародубский мученически пострадал в Орде при татарском хане Узбеке. По народному преданию, тело св. князя было изрублено на куски татарами. К всеобщему удивлению, птицы не садились на честные останки благоверного князя Феодора. Святые мощи его отвезли в село Алексино, располагавшееся  в удельном, княжестве  князя мученика. Погребен он был в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы.  От могилы святого совершались исцеления болящих, в основном исцелялись страдавшие глазными болезнями. Над его могилой была устроена гробница с балдахином, пострадавшая во время пожара в XVIII в. Память благоверного князя местно чтилась в день памяти мученика Иулиана Тарсийского (+ 305).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010