Николаевский Антониев монастырь, 3 класса, общежительный, близ заштатного города Красного Холма, в 76 верстах от уездного города Весьегонска. Основан в 1461 году пустынножителем и иеромонахом Белозерской области Антонием. В соборном храме во имя святого Николая чудотворца, построенном в XV веке из белого камня, находятся существующие с того времени две иконы сего святителя, из коих одна почитается явленною. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Краснохолмский Антониев монастырь основан в 1461 году пустынножителем Антонием: он поставил здесь часовню «для пропитания» и келью «для упокое­ния». Скромную обитель очень полюбил угличский князь Андрей Большой, и уже через 20 лет началось возведение белокаменного собора. Его детали и конструкции, возможно, говорят о том, что в строительстве участво­вал итальянский мастер из числа первых фрязинов , прибывших в Москву в княжение Ивана Третьего  . В авторстве даже подозревали великого Аристотеля Фиораванти: неизвестно, чем он занимался как раз в эти годы. По другой версии, Никольский храм строил неизвестный русский мастер, знакомый с самыми новыми веяниями. В 1930-е годы пострадала самая ценная часть комплекса — говорят, колхозный трактор то ли нарочно, то ли случайно снес алтарь собора, а следом рухнули своды. Тогда же была разрушена трапезная c церковью 1494 года. Но и нетро­нутых построек XVII века — узорчатый надвратный храм, богатые кельи и баш­ня ограды — хватило бы, чтобы сделать монастырь украшением Тверской области. Это даже не глушь — монастырь находится на окраине райцентра Красный Холм, мимо проходит трасса Р-84, рядом железнодорожная станция. Удивительно, что вспомнили о заброшенном монастыре только в 2014 году, когда аварийные руины были переданы в ведение РПЦ. В сентябре 2018 года в соборе, от которого остались три стены с фрагментами фресок XVII века, провели первую литургию. Были возведены леса и положена временная кровля, но реставрацией такого масштабного и уникального объекта может заниматься только государство. Сейчас община собирает деньги на подготовку документов, необходимых для заявки на госфинансирование.

http://sobory.ru/article/?object=06781

Но занимаясь внутренним управлением и внешним устройством Чудова монастыря, Геннадий не ограничивал одним этим своей деятельности. Как настоятель одного из главных русских монастырей, Геннадий принимал участие в решении вопросов, имевших общецерковное значение. Из таких вопросов нам известен один, который, как увидим ниже, послужил для Геннадия источником некоторых неприятностей. Иван Васильевич III, знаменитый в истории объединением Руси, любил по примеру своих предков строить церкви, благотворить монастырям. Женившись на царевне Софии, он надумал украсить Москву постройкой нового каменного собора, и чтобы собор вышел как можно лучше, выписал из-за границы мастеров, главою которых был Аристотель Фиораванти. В 1478 году постройка собора была окончена и в том же году приступили к освящению храма (12 августа). Освящал храм сам митрополит Геронтий с ростовским архиепископом Вассианом, епископами: суздальским Евфимием, сарским Прохором, с архимандритами, игуменами, протопопами и со всем московским освященным собором. По освящении начались пиры. «Бысть радость велия тогда, – замечает летописец, – во граде Москве... великий князь повеле тогда раздати милостыню по монастырем и нищим, а митрополит и епископы, и архимандриты и протопопы ядоша и пиша у великого князя» 20 . Никто и не подозревал, чтобы освящение Успенского собора могло поднять церковную бурю. Поводом к ней послужило то, что когда митрополит Геронтий освящал собор и совершал крестный ход вокруг храма, то ходил не по солнцу, а против солнца. Такой образ крестного хождения показался некоторым «прелестникам» противозаконным. Это были люди, которые держались противоположного обычая, чем какого держался митрополит Геронтий при освящении собора 21 . Привыкши к обряду и в обряде полагая всю сущность христианства, они возмутились до глубины души, когда увидели, что митрополит Геронтий во время крестного хода при освящении храма ходил не по их старине, т.-е. не по их обычаю. Возмущенные до глубины души, они жалуются на митрополита великому князю, «яко не по солонь ходил со кресты около церкви, егда свящал: и того ради гнев Божий приходит» 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Novgo...

Поскольку в тот год ничего не случилось, еретики подвергли резкой критике веру вообще во «второе пришествие», а заодно и писавших на данную тему церковных авторов, в частности св. Ефрема Сирина . 29 Преподобный Иосиф Волоцкий здесь и далее воспроизводи текст Священного Писания не вполне точно (ср. С «Острожской Библией» С ним он вообще, подобно другим древнерусским писателям, обращается довольно свободно, смело изменяя по необходимости его структуру – как грамматико-синтаксически, так и лексико-семантически (разновидность самостоятельного литературного творчества). При переводе таких библейских цитат переводчик, следуя тексту, заданному преподобным Иосифом, конечно же, учитывал опыт синодального русского перевода Библии. 31 Успенский собор в Кремле. Основан в 1326 г. московским князем Иваном Калитой. В 1479 г. заново построен по образцу Владимирского Успенского собора мастером из Венеции Аристотелем Фиораванти. Здесь хранились главные государственные святыни, покоились мощи русских первосвятителей. 32 Архангельский собор в Кремле. Основан в 1333 г. Иваном Калитой. В 1508 г. перестроен «фрязином» Алевизом Новым. Служил усыпальницей московских великих князей и царей. 33 Иван Черный – московский писец. Сохранилось несколько переписанных им и при его участии книг: «Летописец Еллинский и Римский», «Лествица» Иоанна Синайского, «Библейский сборник». Игнат Зубов – купец. Оба были связаны с еретиками и, боясь наказания, бежали между 1487 и 1490 гг. в Литву. Там и тот и другой вскоре умерли, еще до начала церковного собора на еретиков 1490 г. 2. 1:393–394]. 34 Святитель Геннадий (Гонозов). Окормлял Новгородскую епархию с 1484 до 1504 г. Первым обнаружил ересь и начал борьбу с еретиками. К этому же в ряде посланий 80–90-х гг. XV в. призывал наиболее видных русских иерархов, причем был сторонником жестких мер. Опасаясь распространения еретических умонастроений в обществе, заботился о просвещении и повышении уровня образованности духовенства. С этой целью собирал и изучал бывшую в ходу у еретиков литературу, создал в Новгороде литературный кружок, силами которого были написаны несколько антиеретических сочинений (это прежде всего послания самого Геннадия 1487–1490 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

В греческих больших храмах иногда устраивалось по два притвора — внутренний, предназначенный для оглашенных и кающихся, и наружный (или крыльцо), обставленный колоннами. В русских храмах, даже больших, устраивались одни внутренние паперти небольших размеров. В греческих храмах колонны составляли необходимую принадлежность как во внутренних, так и во внешних частях; в русских храмах, вследствие отсутствия мрамора и камня, колонн не было. Благодаря этим различиям, некоторыми специалистами русский стиль называется не просто византийским (греческим), а смешанным — русско-греческим. В некоторых храмах в Новгороде стены заканчиваются вверху остроконечным «щипцом», подобным щипцу на крыше деревенской избы. Каменные храмы в России были немногочисленны. Деревянных церквей, вследствие обилия древесных материалов (особенно в северных местностях России), было гораздо больше и в постройке этих церквей русскими мастерами было проявлено больше вкуса и самостоятельности, чем в постройке каменных. Форма и план старинных деревянных церквей представляли или квадрат, или продолговатый четырехугольник. Купола были или круглые, или башнеобразные, иногда в большом количестве и разнообразной величины. Характерную особенность и отличие русских куполов от куполов греческих составляет то, что над куполом под крестом устраивалась особая главка, напоминавшая луковицу. Московские храмы до XV в. обыкновенно строились мастерами из Новгорода, Владимира и Суздаля и напоминали храмы киево-новгородской и владимиро-суздальской архитектуры. Но эти храмы не сохранились: они или окончательно погибли от времени, пожаров и татарских разрушений, или перестроились по новому виду. Сохранились другие храмы, построенные после XV в. после освобождения от татарского ига и усиления Московского государства. Начиная с царствования великого князя Иоанна III (1462–1505), в Россию приезжали и вызывались иностранные строители и художники, которые, при посредстве русских мастеров и по руководству древнерусских преданий церковного зодчества, создали несколько исторических храмов. Главнейшими из них являются Успенский собор Кремля, где совершалась священная коронация русских государей (строитель итальянец Аристотель Фиораванти) и Архангельский собор — усыпальница русских князей (строитель итальянец Алоизий).

http://azbyka.ru/simvolika-i-ustrojstvo-...

Внимательный наблюдатель московской жизни барон Герберштейн, два раза приезжавший в Москву послом германского императора в княжение Василия III , наслушавшись боярских толков, замечает о Софие в своих записках, что это была женщина необыкновенно хитрая, имевшая большое влияние на великого князя, который по ее внушению сделал многое. Наконец, летописцы подтверждают это, говоря, например, что по внушениям Софии Иван III окончательно разорвал с Ордою. Будто бы однажды молвила она мужу: «Я отказала в руке своей богатым, сильным князьям и королям, для веры вышла за тебя, а ты теперь хочешь меня и детей моих сделать данниками; разве у тебя мало войска?» Как царевна, София, пользовалась в Москве правом принимать иноземные посольства. Согласно легенде, приведенной не только русскими летописями, но и английским поэтом Джоном Милтоном, в 1477 году София смогла перехитрить татарского хана, объявив, что имела знак свыше о строительстве храма святому Николаю на том месте в Кремле , где стоял дом ханских наместников, контролировавших сборы ясака и действия Кремля. Этот рассказ представляет Софью решительной натурой («выставила их из Кремля, дом снесла, хотя храм не построила»). Иван III действительно отказался платить дань и растоптал ханскую грамоту прямо на ордынском дворе в Замоскворечье , Русь фактически прекратила выплату дани Орде. Софья сумела привлечь в Москву врачей, деятелей культуры и особенно архитекторов. Творения последних могли сделать Москву равной по красоте и величественности европейским столицам и поддержать престиж московского государя, а также подчеркнуть преемственность Москвы не только Второму, но и Первому Риму. Прибывшие архитекторы Аристотель Фиораванти , Марко Руффо, Алевиз Фрязин, Антонио и Петро Солари возвели в Кремле Грановитую палату , Успенский и Благовещенский соборы на Соборной площади Кремля ; завершилось строительство Архангельского собора . Все пять посольств, которые отправил в Италию великий князь в конце XV века, возвращались в Москву в сопровождении архитекторов и врачей, ювелиров и мастеров-денежников, специалистов в области оружия и крепостного дела. Потянулась в Москву греческая и итальянская знать, представители которой подвизались на дипломатической службе; многие из них осели на Руси.

http://drevo-info.ru/articles/16552.html

Мало заинтересовали автора и сведения о «великом Фиораванти», построившем в 1475 – 1479 гг.  Успенский собор в московском Кремле. В ближайшем рассмотрении, Аристотель Ридольфо, надо сказать, оказывается довольно сумбурной личностью, если не сказать проходимцем. Инженер, не архитектор, пробавлялся в Италии печатанием фальшивой монеты, от преследования законом был вынужден бежать, приехал к Ивану III на расчистку развалин рухнувшей церкви, набился в зодчие, ни одного храма более не построил, а московский Успенский целиком срисовал с одноименного во Владимире, применив от себя некоторую техническую смётку, после чего подался командовать артиллерией. Как говорится, «ещё то» проявление западной духовности… Маркиза де Кюстина ещё бы на роль просветителя и обогатителя всея Руси предложить. Однако же надобно разбираться в исканиях о. Петра, чтобы понимать: главное в его историософии не достоверность, главное – это идейность. Подобно тому, как и популисты наподобие Резуна, Солонина и Фоменко не просто так, от одной своей прихоти берутся переписывать историю Второй Мировой или создавать Новую Хронологию, абсолютно фантасмагорическую, - нет, всякий ревизионизм, любая попытка раскрыть таинственные и волнующие загадки прошлого в наше время кому-нибудь политически выгодны. Переписать в корне историю – простейший из способов перестроить идентичность отдельного человека и общества.   Как завещал великий Терстеген! Вот и сейчас, судя по тому, что пишется в свежей статье о. Петра «Терстеген и православие (с маленькой буквы): зачем нам это нужно?» - принцип подгонки материала под заранее заданный результат в полной мере и, можно сказать, с некоторой уже виртуозностью был реализован автором. Если верить игумену Петру, православное богословие и вообще православная церковность стоят на пороге эпохального открытия. Не в египетской и синайской пустынях, не внутри братства студитов и не в афонитских обителях периода Григория Паламы совершился самый решительный прорыв к богообщению, к умному деланию и соработничеству Христу. Угадайте, где и когда? Не угадали, шах и мат, двоечники! Пик христианской истории приходится на Германию, XVII – первую половину XVIII в., когда жили и творили великие протестантские писатели Арндт, Вайгель, Терстеген. Этой-то троице взамен Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, «неправильно позиционировавшим веру», допустившим многочисленные «богословско-педагогические лакуны» и «недоработавшим» в понимании настоящей молитвы, подобает (прости, Господи) воздавать честь и хвалу настоящих вселенских учителей и святителей.

http://radonezh.ru/2018/07/04/fomenkovsh...

489  (О древних Новгородских церквах см. архимандрита Макария в Археологическом Описании церковных древностей в Новгороде). 490  Что собор был большой и, следовательно, – такой, при котором с вероятностью должны быть предполагаемы паперти, видно из того, что он строен был в продолжение трёх лет, и что за его стройку было заплачено мастерам 400 рублей, – 1 и 2 Псковские летописи под 1365 годом. 491  [Перечень церквей см. ниже в Приложениях стр. 395–403 ]. О собрании фасадов Новгородских церквей Стасова и Горностаева см. Известия Археологического Общества т. 2, стр. 380. ( Церковь Андрея Стратилата начала XIV века в Новгородском Кремле, в виде квадрата, без восточного полукружия (длина 5 сажён, ширина 3 сажён), алтарь небольшим выступом (в стене западной кресты), одна небольшая глава; над западной стеной церкви выкладен каменный дугообразный пролёт для колоколов, – Макария Описание Новгородских древностей, т. I, стр. 115 и 116. Покровская церковь в Зверине Новгородского монастыря XIV века, но после возобновлявшаяся, квадратная, с выдающимся на восток полукружьем, – Макария, I, 136 (алтарь трёхчастный). Другая церковь в том же монастыре XV века такая же (алтарь трёхчастный), – Макария, I, стр. 142. Церковь приписная к нему древняя такая же, – Макария I, 148). 494  Когда весной 1474г. обрушился Московский Успенский собор, складенный русскими мастерами, Иван Васильевич поручил своему послу, отправленному в том же 1474г. в Италию, привести архитектора, и этот весной следующего 1475г. привёл из Венеции Аристотеля Фиораванти, см. выше [первой половины тома стр. 552 ]. В 1487г. мы находим в Москве другого западного архитектора, – Марка Фрязина, неизвестно когда прибывшего вслед за Аристотелем, – Никоновская летопись VI, 122. В 1490г. приведены были новые архитекторы, в том числе Пётр Антоний Соларий из Медиолана с учеником Замонтонием, – ibid. стр. 125 и у Карамзина к т. VI примечание 104, col. 25 sub fin.. В 1494г. приведён, также из Медиолана, архитектор Алевиз, – Никоновская летопись VI, 140 (cfr 157).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

После Октябрьской революции Успенский собор был превращен в музей. Создавая его экспозицию, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. Богослужения в соборе были возобновлены в 1990 году. Описание [ править править код ] Архитектура [ править править код ] Архитектор Аристотель Фиораванти довольно точно повторил образец - Успенский собор во Владимире, - древний храм XII века, но создал принципиально новое по своей архитектуре сооружение. Собор выложен из небольших блоков белого камня. Он отличается особой монолитностью: все членения равны по размерам, алтарные апсиды уплощены и скрыты массивными лопатками, крупные главы сближены. Гладь стен лишь подчеркивают узкие щелевидные окна и небольшой аркатурный фриз. Летописи отметили, что здание смотрится " как един камень». Своеобразие архитектуры Успенского собора сильнее ощущается в его интерьере: применение новых технических средств позволило увеличить все членения храма, круглые столпы не затесняют пространство, создавая впечатление огромного дворцового зала. Собор поразил современников " величеством и высотою, и светлостью и пространством». Интерьер [ править править код ] Стенопись собора, многочисленные иконы и разнообразная утварь являются произведениями искусства мирового значения. Современный облик собора определяют памятники середины XVII в. – росписи 1642-1643 гг. и грандиозный иконостас 1653 года. Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Наиболее интересно царское моленное место. В юго-западном углу возвышается ажурный бронзовый шатер для хранения священных реликвий. В XIV – XVII вв. Успенский собор являлся усыпальницей глав русской церкви – митрополитов и патриархов. Все захоронения святителей, кроме почитаемых святых, чьи мощи были помещены в раки, находятся под «спудом», под полом собора, над ними в XVII веке соорудили надгробия, причем патриаршие надгробия у южной стены снабдили резными белокаменными надписями – эпитафиями. В 1913 году все гробницы закрыли латунными посеребренными чехлами.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_собо...

Рубрики Коллекции Не сгоревшие в огне 9 мин., 08.09.2015 Поделиться 200 лет или около того – средний возраст большинства «старинных» московских зданий. Пожар 1812 года уничтожил большинство исторических построек. Сегодня облик дореволюционной столицы представляют относительно новые сооружения. Тем не менее, в Москве есть здания, которые уцелели в пожаре 1812 года. Мы решил вспомнить несколько наиболее известных из них ко дню Бородинского сражения.    Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря (1420-1425 гг.) Фото www.flikr.com, Sergey Melkonov Андроньевская площадь, д. 10 Согласно летописям, первое деревянное здание храма было возведено в 1357 году, но в результате пожара 1368 года сгорело. На его месте был построили новый собор из камня, который между 1420 и 1425 годами, был перестроен и в таком виде дошёл до наших дней. В росписи храма принимали участие Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. От нее сохранилась только орнаментальная роспись на косяках алтарных окон. Убранство собора не раз сильно изменялось. Согласно описи 1763 года, здесь была паперть с ризничной палатой, от которой сегодня ничего не осталось, а в 1812 году архимандрит Феофан сообщал о значительных разрушениях, которые устроила отступающая наполеоновская армия. Французы ограбили собор, зажгли иконостас, отчего «своды с главою упали внутрь храма…». В 1934 году весь Спасо-Андронников монастырь планировалось снести, но по разным причинам этого не произошло. Во многом его спасению способствовала опубликованная в 1940 году Академией архитектуры работа о соборе, после которой значение храма как памятника русского зодчества стало понятно всем. В 1959–1960 годах здание было реконструировано в первоначальных формах.   Успенский собор Московского Кремля (1479 г.) Фото www.flikr.com, PROMartha de Jong-Lantink В 1326 году первое здание заложили первый Московский митрополит Петр (его мощи сейчас пребывают как раз в кремлевском Успенском соборе) и князь Иван Калита. В 1479 году итальянский архитектор Аристотель Фиораванти построил новый Успенский собор на месте прежнего. Его мы и видим сегодня. Перестроить собор велел великий князь Иван III. Он объединил русские княжества под властью Москвы и начал создавать в столице новую резиденцию. Строительство нового собора – что-то вроде обозначения нового статуса Москвы.

http://foma.ru/ne-sgorevshie-v-ogne.html

Так возник Новый Симоновский, а потом просто Симоновский монастырь. Для него и были подарены земли, будто бы названные иноческим именем прежнего владельца, а его сын Григорий Стефанович, прозванный Ховриным, участвовал в обустройстве этого монастыря. Да и вообще Ховрины не раз были причастны к судьбам московских церквей. Симонову обитель достраивал Владимир Григорьевич Ховрин, будущий схимник московского Крестовоздвиженского монастыря, который спас многих москвичей во время нашествия казанского хана Магмета в 1440 году. А вот его сын, строитель Иван, прозванный Головою (Голова) своеобразно повлиял на ход истории Москвы: Успенский собор в Кремле мог быть построен и русским архитектором. В начале 1470-х годов для его строительства пригласили видного московского зодчего Василия Ермолина, но поставили условие: работать только вместе с Иваном Головой. Тот счел это обидой и отказался. Так строить Успенский собор поручили Аристотелю Фиораванти. Потомков же Ховриных с тех пор стали именовать Головиными, некоторые из них честно прослужили державе Российской и упокоились в Симоновой обители. Новый Успенский храм, заложенный в 1379 году, был освящен только в 1405 году. Все это время церковная жизнь Симоновой обители протекала в ее старых стенах, при церкви Рождества Богородицы, и иноки, поселившиеся в кельях в Новом Симонове, ходили в нее на богослужения. Когда же новоосвященный Успенский храм стал соборным , старый монастырь официально был назван Рождественским, что на Лисьем пруду (или просто – Старым Симоновым), а храм Рождества Богородицы стал скитским. В кельях Старого Симонова жили в уединении старцы-молчальники первого поселения, которые не хотели покинуть свои убежища, или же те, кто избрал Старое Симоново для спасения в уединении и безмолвии. Так, волей провидения место, выбранное преподобным Феодором для уединения и безмолвия, обратилось в обширный Симонов монастырь, а обитель, которую он покинул ради безмолвия, превратилась в строгий скит пустынников и молчальников. Но прежде чем иноческая жизнь переместилась в другой духовный центр, накануне Куликовской битвы преподобный Феодор отслужил в соборной церкви Рождества Богородицы молебен за победу святой Руси.

http://pravoslavie.ru/587.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010