Но самое удивительное, что чуть более 500 лет назад на Русь из Италии приехал знаменитый мастер Аристотель Фиораванти, который по повелению Ивана III основал в Москве Пушечнолитейную " избу " , а затем и " двор " , и именно он начал лить у нас первые колокола. Кстати, сохранился самый древний подлинный колокол с Пушечнолитейного двора. Он очень небольшой: весит примерно 20 пудов. А на нем подпись: " Лил колокол мастер Федько Пушечник " . Так 500 лет назад итальянцы помогли нам наладить свое колокольное производство. К слову, московский Пушечнолитейный двор был одним из самых крупных европейских предприятий. А теперь, через полтысячелетия, мы возвращаем в Италию лучшие произведения нашего колокольнолитейного искусства. Великое возвращение - Игорь Васильевич, Вы недавно ездили в США. Насколько я знаю, Вы входите в Комиссию по возвращению колоколов Данилова монастыря из Гарварда. Сейчас это возвращение реально? - Да, вполне. Сейчас мы действительно занимаемся возвращением гигантских великолепнейших колоколов древнейшего московского монастыря. Однако американцы боялись и, наверное, еще боятся их нам отдавать: " Где гарантия, что опять не переплавите " ,- говорят они. - Какие колокола, по Вашему мнению, необходимо добавить в сохраненный набор? - Во-первых, скажу, что " гарвардский " подбор колоколов - это единственный почти полностью сохранившийся подбор одной из московских колоколен. Если нам удастся вернуть эти колокола, это будет очень знаменательно. Замечу, что мы право выбора в этот раз предоставили американцам. Они сами определяют, какие колокола нужно отлить взамен. - Когда планируется возвратить колокола в Данилов монастырь? - Колокола обязательно вернутся, вопрос лишь в том, когда именно: в этом или в следующем году. Кстати, гарвардцам очень понравилось, как мы звоним. Они даже попросили нас отладить им систему колокольного звона. - Получается, у них колокола есть, а специалистов-звонарей нет? - Специалистов по колокольному звону у них сейчас действительно нет. Предприниматель Чарльз Крейн, который привез в Америку колокола Данилова монастыря, вывез из России выдающегося звонаря Константина Константиновича Сараджева. Но к тому времени Сараджев, человек увлеченный, стал... довольно странным. Для того, чтобы добиться определенного звучания, он напильником подпиливал колокола... В итоге получилось, что в США не оказалось человека, способного создать систему колокольного звона и научить американцев звонить по-русски.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

К XVII веку все деревянные здания монастыря были заменены на каменные. Основной – Никольский собор, возвышающийся и поныне, – был построен еще в конце XV века. Скорее всего, это работа великого итальянского мастера Аристотеля Фиораванти, построившего Успенский собор Московского Кремля. В Николо-Пешношский монастырь приезжал на богомолье и царь Иван Грозный . Он передал монастырю 25 деревень Суходольской волости, входившей в Тверское княжество. Останавливался он в этой обители и в 1553 году по пути в Кирилло-Белозерский монастырь. По преданию, царь спросил бывшего епископа Коломенского Вассиана (Топоркова), проживавшего тогда на покое в монастыре: «Отче, как лучше править государством?» И получил ответ: «Если хочешь быть истинным самодержцем, то не имей советников мудрее себя; держись правила, что ты должен учить, а не учиться, повелевать, а не слушаться. Тогда будешь твердым па царстве и грозою для вельмож». Иван Грозный на это сказал: «Сам отец мой не дал бы мне лучшего совета». В Николо-Пешношский монастырь приезжал на богомолье и царь Иван Грозный. В Смутное время монастырь сильно пострадал от польско-литовских захватчиков: был разорен и разграблен. Два иеромонаха, два священника, один иеродиакон, шесть схимонахов и семь монахов приняли тогда мученическую кончину от безбожных врагов. В потрясениях тех лет утратились имена погибших, но при перестройке Никольского собора в 1805–1806 годах обнаружились камни с высеченными именами защитников обители. В 1700 году Николо-Пешношский монастырь приписывают к Троице-Сергиевому ; Пешношская обитель приходит в упадок, а в 1764 году упраздняется. Но в 1766-м стараниями дмитровских купцов Ивана Сычева и Ивана Толченова и по ходатайству помещика действительного статского советника Михаила Веревкина в монастыре снова начинается возрождение. Он входит в состав Переславской епархии, начинается его благоустроение и процветание благодаря трудам первого строителя, назначенного от епархии, – иеромонаха Игнатия. При нем в церковную службу монастыря, и без того строгую, введен чин Афонской горы. Вскоре Пешношская обитель прославилась наравне с Валаамским монастырем и Саровской пустынью.

http://pravoslavie.ru/71505.html

Тро­парь, глас 1: В рож­де­стве дев­ство со­хра­ни­ла еси, во успе­нии ми­ра не оста­ви­ла еси, Бо­го­ро­ди­це, пре­ста­ви­ла­ся еси к жи­во­ту,  Ма­ти су­щи Жи­во­та, и мо­лит­ва­ми Тво­и­ми из­бав­ля­е­ши от смер­ти ду­ши на­ша. Пе­ре­вод Оль­ги Се­да­ко­вой: Рож­дая, со­хра­ни­ла Ты дев­ствен­ность. По­чив, не оста­ви­ла Ты ми­ра, Бо­го­ро­ди­ца: Ибо пе­ре­шла к жиз­ни Ты, ис­тин­ная Ма­терь Жиз­ни, И тво­им хо­да­тай­ством из­бав­ля­ешь От смер­ти ду­ши на­ши. Икона праздника Успение Богородицы: Богородица на престоле славы возносится в горний Иерусалим. Овальный нимб и чины ангелов вокруг Христа — символы славы Божией. Святители Дионисий Ареопагит, Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин — творцы посвященных празднику Успения богослужебных текстов. Младенец на руках у Христа — душа Богородицы Люди вокруг одра Богородицы — апостолы и плачущие иерусалимские женщины. Богородица лежит на одре, покрытом тканью багряного цвета. Багрянец — традиционный атрибут власти, в данном случае указывает на царское достоинство Пресвятой Девы. Иудейский священник Афония, попытавшийся опрокинуть гроб Пресвятой Богородицы во время шествия в Гефсиманию и наказанный ангелом. 3 факта о празднике: -1- Успение Пресвятой Богородицы — последний двунадесятый праздник церковного года. Церковное новолетие празднуется 14 сентября (по старому стилю — 1 сентября), так что первым праздником года оказывается Рождество Богородицы, а последним — Ее Успение. Получается, весь год выстраивается в соответствии с событиями жизни Божией Матери. -2- Спуск в гробницу Пресвятой Богородицы в Гефсимании. Елеонская гора, Иерусалим Празднику Успения предшествует Успенский пост — самый короткий (всего две недели), но по строгости сопоставимый с Великим постом. Установился он около Х века и изначально был частью «компенсаторного» летнего поста для тех, кто по каким-то уважительным причинам не смог выдержать Великий пост (например, находился в длительном плавании). -3- В связи с особым почитанием Богородицы бóльшая часть храмов в России начиная c XII–XIII bekob освящалась в честь праздника Успения. Первый Успенский собор был построен во Владимире в 1158–1160 годах: князь Андрей Боголюбский возвел его как главный кафедральный собор Руси. В 1326 году был заложен Успенский собор Московского Кремля, ставший усыпальницей Московских Патриархов; как раз в это время из Владимира в Москву переместился митрополит. ДоХХ века московский Успенский собор (перестроенный в 1470-х гг. Аристотелем Фиораванти) оставался главным кафедральным храмом России. В других городах Успенские церкви и соборы возводились в основном по подобию московского.

http://foma.ru/korotko-o-prazdnike-uspen...

Массивность конструкций и более простой рисунок деталей отличают монастырский собор от столичного храма, возведенного итальянским зодчим Аристотелем Фиораванти. С западной стороны к собору примыкала открытая паперть, которую в XVIII в. заменили на крыльцо (1781), расписанное по указанию митрополита Платона (Левшина). Внутреннее пространство Успенского собора поражает величественными размерами и насыщенностью светом. Шесть массивных пилонов размером 3x3 м держат высоко поставленные крестовые своды с пятью глубокими барабанами, оконные проемы которых излучают мощный световой поток. Строители монастырского храма не стали воспроизводить форму цилиндрических столбов кремлевского образца, а вернулись к традиционным русским опорам — пилонам прямоугольного сечения. Центральные нефы и соответствующие им стены фасадов сделаны шире остальных, не повторяя регулярности форм кремлевского собора. За иконостасом имеются хоры в виде трехъярусной галереи, аналогичные хорам Успенского собора Московского Кремля. При главном алтаре устроены два придела: великомученика Феодора Стратилата и мученицы Ирины — в честь небесных покровителей царя Федора Иоанновича и его жены царицы Ирины Федоровны Годуновой. Возникновение еще одного придела — святителя Николая Чудотворца — относится к 1608-1610 гг., времени героической 1б-месячной защиты монастыря от польско-литовских войск. В соборе с «полуденной» (южной) стороны в стеклянном саркофаге хранится главная святыня собора — деревянный гроб, в котором вплоть до 1585 года покоились мощи преподобного Сергия Радонежского. В 1585 году гроб был перенесен из Троицкого собора в Успенский, мощи же Преподобного в Троицком соборе были переложены в серебряную золоченую раку, выполнение которой было завершено при царе Федоре Иоанновиче. Собор был расписан фресками за три с небольшим летних месяца 1684 г. ярославскими и троицкими мастерами под руководством одного из известных иконописцев того времени Дмитрия Григорьевича Плеханова. С именем этого художника связано выполнение целого ряда замечательных росписей, в том числе фресок Архангельского собора в Московском Кремле (1660-1666), Успенского собора в Ростове (1676), Софийского собора в Вологде (1686-1688) и других.

http://sobory.ru/article/?object=03961

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРТЛЕБЕН Николай Андреевич (3.03.1827, Москва - 14.03.1882, Владимир), архит., реставратор. Окончил Дворцовое архитектурное уч-ще в Москве (1849), служил архитектором казенной палаты во Владимире (с 1851 по 1860), епархиальным архитектором (с 1857), в строительном отд-нии Владимирского губ. правления (с 1866), с 1864 г. чл.-кор., а с 1867 г. действительный член Московского археологического об-ва. С 1879 г. состоял редактором Владимирских губ. ведомостей. В 50-х гг. XIX в. участвовал (совместно с Д. А. Корицким) в реставрации собора Владимирского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря . Как практик-реставратор был приглашен по рекомендации Московского археологического об-ва для руководства реставрацией зданий Синодальной типографии в Москве (1871-1875). Работал на восстановлении собора Рождества Пресв. Богородицы в Муроме (1875-1878). Внес значительный вклад в спасение древнейших памятников Сев.-Вост. Руси. А. входит в плеяду рус. архитекторов, с именами к-рых связано превращение реставрации в особое направление архитектурной деятельности: его проекты имеют научное обоснование, опираются на документальные источники и подбор аналогов. Работы А. сформировали представление о владимиро-суздальском зодчестве во 2-й пол. XIX - нач. XX в. Он первым осуществил натурные и археологические исследования важнейших памятников этого региона (напр., соборов Княгинина мон-ря, Дмитриевского во Владимире, ц. Покрова на Нерли), открыл в 60-х гг. XIX в. фрагменты фресок XII в. (?) в Спасо-Преображенском соборе Переславля-Залесского (сняты со стен во время реставрации собора в 1892 В. В. Сусловым; большая часть погибла в 1895). Соч.: Древние фрески, открытые в Спасо-Преображенском соборе в Переславле-Залесском//Тр. Владимирского губ. стат. комитета. Владимир, 1864. Вып. 1. С. 77-85; Евангелие 1544 года Боголюбова мон-ря//Древности: Тр. МАО. М., 1865. Т. 1. С. 104-105; Кадило Городищенской церкви//Там же. С. 206; О подделке босфорских монет в Керчи и разграблении курганов Таврической губ.//Там же. 1870. Т. 2. Протокол 41. С. 354; По вопросу об архитектуре XII века в суздальском княжестве//Тр. 1-го Археол. съезда. М., 1871. Т. 1. С. 288-299; О рукописном синодике 1672 г.//Древности. 1874. Т. 4. Вып. 2. С. 65-67; О немецком надгробном памятнике XVI в., найденном в Троицкой церкви во Владимире на Клязьме//Там же. М., 1878. Т. 7. Вып. 2. Протокол 124. С. 44-45; Древности Владимиро-суздальской области, сохранившиеся в памятниках зодчества в пределах Владимирской губернии. Владимир, 1880; Казна Московского Успенского собора, устроенная Аристотелем Фиораванти в 1478 г.//Древности. 1880. Т. 8. С. 123-134.

http://pravenc.ru/text/76406.html

Станем и мы учиться так слушать, как слушают всей любовью и всем благоговением, вслушиваться в каждое слово Спасителя. В Евангелии много сказано; но сердце каждого из нас отзывается то на одно, то на другое; и на что отозвалось мое или твое сердце — это слово, сказанное Спасителем Христом тебе и мне лично... И это слово нам надо сохранить как путь жизни, как точку соприкосновения между нами и Богом, как признак нашего родства и близости с Ним. И если так будем жить, так слушать, так складывать в сердце своем слово Христово, как сеют семя во вспаханную землю, тогда и над нами исполнится то, что Елизавета сказала Божией Матери, когда Она к ней пришла: Блаженна веровавшая, ибо исполнится все, сказанное Тебе от Господа... Да будет это и с нами; да будет Матерь Божия нашим примером; воспримем Ее единственную заповедь, и только тогда прославление Ее нами в этом святом храме, который Ей дан в жилище, будет истинным, потому что мы поклонимся тогда Богу в Ней и через Нее и духом и истиной. Аминь. Успенский собор Московского Кремля В Успенском соборе в Кремле на протяжении шести веков возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед. Первое каменное здание собора заложили в 1326 году. Это сделали лично первый Московский митрополит Петр и князь Иван Калита. В конце XV века великий князь Иван III Васильевич повелел перестроить собор, в 1479-ом над этим проектом работал итальянский архитектор Аристотель Фиораванти. Современный облик собора определился к середине XVII века. Именно тогда были созданы сохранившиеся до наших дней росписи и иконостас. Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Также в XIV – XVII веках Успенский собор в Кремле был усыпальницей митрополитов и патриархов Русской Православной Церкви. После революции 1917 года храм стал музеем. Богослужения в нем вновь начали проводить в 1990 г. Успенский собор во Владимире Успенский собор во Владимире построили в 1158—1160 годах по повелению владимирского князя Андрея Боголюбского. Первоначально собор возвели из белого тесаного камня, он был одноглавым с тремя небольшими притворами и башнями у западных углов.

http://foma.ru/28-avgust-2013.html

Вскоре, в мае 1453 года, падением Константинополя завершилась агония последних веков существования восточной части Римской империи. Московское царство и Русская Церковь постепенно стали восприниматься в сознании русских, как преемники и хранители чистоты веры православной. Новому статусу митрополита должен был соответствовать и главный, кафедральный собор. Таким был собор Успенский, построенный в 1327-м году, но к тому времени обветшавший от многих пожаров. Поэтому было задумано возвести собор новый, огромных для того времени размеров. 1479 год был ознаменован для Москвы и всего княжества выдающимся и долгожданным событием – завершением строительства нового собора, главного храма Кремля, княжества и всего растущего Московского государства. Этому торжеству предшествовали непростые и даже драматические события (1471–1479). Создание собора стало символом восстающего от ордынской зависимости православного царства Несомненно, самым сильным потрясением и для князя, и для митрополита, и для городских обывателей было разрушение на третьем году строительства почти завершенного храма. Историк М. Карамзин писал: «заложили церковь с торжественными обрядами, с колокольным звоном, в присутствии всего двора но едва складенная до сводов, она с ужасным треском упала, к великому огорчению Государя и народа». Пришлось разбирать руины, искать нового мастера, которым стал зодчий «от фрязей» Аристотель Фиораванти. Создание собора, воздвигнутого из руин прежнего, стало символом восстающего от ордынской зависимости нового православного царства. 12 августа 1479 года митрополитом Геронтием новый собор был освящен. Спустя почти девяносто лет, в Лицевом летописном своде, созданном по заказу Иоанна Грозного, вот как описывалось это событие: Сретение иконы Пресвятой Богородицы стало основой праздника «О освящении соборныя церкви . Месяца же августа в 12 [день] священа бысть великая и соборная апостольская церковь в преименитом городе Москве преосвященным митрополитом Геронтием, бяхуж с ним на освящении архиепископ Вассиан Ростовский, и епископ Суздальский Евфимий, и Сарский епископ Прохор, и архимандриты, и протопопы, и игумены московтии со всем освященным собором. Тогда сущу ту и благоверному великий князь Ивану Василиевичу и брату его князю Андрею меншему и боляре их и вельможи и вси православные христиане. Священе же бывши церкви бысть радость велика во граде Москве, понеже бо уже по первя церкве разбранию минуло 7 лет и 4 месяцы» .

http://pravoslavie.ru/114191.html

  Смолич И.К.  История Русской Церкви. 1700–1917. М., 1996. Ч. 1. С. 190; См.:  Геллер М.  История Российской империи. М., 1997. Т. 2. С. 159.  См.:  Алитова Р.Ф., Никитина Т.Л.  Церковь святых апостолов Петра и Павла в селе Поречье Ярославской области – памятник архитектуры и живописи XVIII в.//Искусство христианского мира. Вып. 9. М., 2005. С. 252.   Скотникова Г.В.  Византийская традиция в русском самосознании. Опыт историко-культурологического исследования. СПб., 2002. С. 65–66, 80.  См.:  Иконников А.В.  Тысяча лет русской архитектуры: развитие традиций. М., 1990. С. 266.  Тут необходимо упомянуть многие архитектурные и инженерные новации, примененные Аристотелем Фиораванти при возведении Успенского собора Московского Кремля, или архитектурно-художественные элементы, примененные Алевизом Фрязиным Новым при строительстве Архангельского собора Московского Кремля.   Грабарь И.  История русского искусства. Т. 3. Архитектура. М., б.г. С. 50–51.   Лихачев Д.С.  Великая Русь. История и художественная культура. М., 1994. С. 347.   Каган М.С.  Се человек: Рождение, жизнь и смерть в «волшебном зеркале» изобразительного искусства. СПб., 2003. С. 33–34.  См.:  Олейников А.  Политическая экономия национального хозяйства. М., 2010. С. 26.  См.:  Швидковский Д.О.  Культура просвещения и русская архитектура второй половины XVIII века//Архитектура в истории русской культуры. М., 1996. С. 95.  См.: История русского искусства. Т. 5. М., 1960. С. 272–283.  См.:  Слюнькова И.Н.  Крупнопоместные имения в системе градостроительного переустройства России последней четверти XVIII – начала XIX в.//Архитектура в истории русской культуры. С. 114.  Ярким примером сохранения лесных массивов в черте города могут послужить: несохранившийся древнейший храм в Московском Кремле Спаса «на бору» (1330), храм святителя Николая «в кленниках» (1657) или новгородский храм святителя Николая «на липне» (кон. XIII в.).  Свидетельства о подобной застройке находим в наименовании улиц и переулков в старой части Москвы, не подвергшихся генеральной перестройке после пожара 1812 года.

http://pravoslavie.ru/103364.html

Уже служа в кафедральном соборе Христа Спасителя, о. Владимир Марков был председателем Управления по хозяйственному заведованию. В журнале «Русский архив» в 1908 г. была опубликована статья о. Владимира Маркова «Успенский собор в Москве. Устройство его отопления». Строитель собора, итальянец Аристотель Фиораванти, как житель теплых стран, не предусмотрел защиты от московских холодов. Тонкие верхние своды построенного в 1479 г. собора пропускали тепло, пол был железный. Мысль об устройстве отопления принадлежала императору Николаю I. В обсуждении приняли участие обер-прокурор гр. Протасов и митрополит Филарет, мнение которого – сохранить древнюю святыню в неприкосновенности – возымело действие. В 1850 г. работы были отложены, к ним вернулись в 1858 г. по воцарении императора Александра I. Владимир Семенович подробнейшим образом излагает как перипетии, связанные с проектированием и согласованием, так и опыт начальной эксплуатации. Приведены переписка и официальные документы, авторами которых являлись: проектировщик и производитель работ, инженер-капитан Быков, генерал-губернатор гр. Закревский, обер-прокурор гр. Толстой, протопресвитер Димитрий Новский, генерал-майор барон Дельвиг, митрополит Филарет. Технический контроль проекта осуществляла комиссия по построению Храма Христа Спасителя. Отец Владимир рассмотрел тонкие детали, включая обеспечение дополнительной охраны на время строительства в связи с проломами в стене, квалификация истопников, количество и качество дров, пределы изменения температуры в разных частях собора. В заключение автор затронул современные ему проблемы: топочная отстояла далеко, трубы были плохо изолированы. Он коснулся вопроса о новых видах отопления, в частности, водяного. Непреодолимым препятствием для новых работ является неприкосновенность святых гробниц. Статья «Храм св. Софии в Константинополе» была опубликована в «Душеполезном чтении» и вышла отдельным изданием в 1897 г. В статье отслежена история храма, начиная от Юстиниана и кончая падением Константинополя в 1453 г. и въездом в храм на коне султана Магомета II, разграблением храма, обращением его в мечеть. Приведены современные (конца XIX в.) фотографии, планы, подробности внешнего и внутреннего устройства. Свою работу о. Владимир закончил словами: «Таков был Храм св. Софии, который недаром старики называли «земным небом, вторым небом, колесницею херувимов, престолом и славою Господними " ». В 1911 г. новое издание о. Владимир начинает следующими словами: «В настоящее время есть предложение построить в Москве в память освобождения крестьян от крепостной зависимости храм во имя Благоверного Великого Князя Александра Невского по плану храма святой Софии в Константинополе. Благовременно ознакомиться и проследить историю судьбы его». По-видимому, включение Владимира Семеновича в комиссию по постройке храма (в 1904 г.) было сопряжено с его экспертными знаниями прототипа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Marko...

Согласно «Летописцу о зачатии Бежецкаго Верху Николаевскаго Антониева монастыря», строительство Никольского собора, как уже говорилось выше, началось в 1481 году. Ни имени зодчего, ни имени ктитора, ни имен тех, кто непосредственно трудился над сооружением храма, а также даты его освящения бездонный колодец памяти не сохранил. Знаем мы лишь то, что начатое еще при преподобном Антонии Краснохолмском строительство было завершено уже в эпоху его преемника – игумена Германа, возглавлявшего обитель между 1481 и примерно 1493 годами. Появившийся на свет храм удался на загляденье: неслучайно известный историк искусства В.П. Выголов подчеркивает, что Никольский собор «исключительно своеобразен» и «представляет собой очень интересное для своей эпохи сооружение». Построенный в классических московских традициях крестовокупольного храма, этот памятник в то же время нес в своем облике черты, которые почти на десятилетие опередили в развитии столичную архитектуру рубежа XV–XVI столетий. (Справедливости ради стоит отметить существование точки зрения о возведении собора в середине XVI века.) Данная особенность тем более интересна, если принять во внимание место появления храма – в глуши, не только на периферии московского культурного влияния, но и на перекрестке с новгородской культурной традицией. Но самое любопытное и значимое то, что искусствоведы единодушно отмечают особую изюминку постройки – присутствие в ее архитектуре явных итальянизмов: форма сводов и арок, на которые они когда-то опирались, полукруглые завершения частей стен, наличие специальных карнизов и некоторые иные элементы. Как следствие, часть специалистов поднимают вопрос об итальянском архитекторе собора. Возможно, строительство было осуществлено великим Аристотелем Фиораванти, зодческий талант которого создал Успенский собор Московского Кремля. К сожалению, неискушенному зрителю подчас трудно проникнуться всем величием Краснохолмского храма: от некогда монументального здания остались лишь три стены – наиболее значительные утраты собор понес в 1930-е годы…

http://pravoslavie.ru/48600.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010