К весне следующего года стены и своды собора были уже готовы; принялись заканчивать главный купол, как вдруг 20 мая вся эта самодельная московская работа рухнула. Давления не выдержала прежде всего северная стена, в которой русские мастера нерасчетливо устроили полый ход на хоры; за ней повалилась западная стена и все своды. «Не разумеша силы в том деле», говорит летописец о доморощенных архитекторах, «известь жидко растворяху с песком, ино неклеевито, а внутрь того же камения малаго сбираху, да внутрь стены сыплюще да известию поливаху, яко же раствором тестенным, потому же не крепко дело: яко же тягина того камения потягнет в место, и правило стены извихляется». На помощь беде явился сам великий князь. Он совершенно отставил от дела посрамившихся москвичей и через своего посла, отправленного в 1474 г. в Венецию, постарался выписать итальянского архитектора. Даже простых рабочих наняли в Пскове, потому что тамошние каменщики пользовались хорошей репутацией, как перенявшие искусство у немцев. В следующем году приехал из Венеции архитектор Аристотель Фиоравенти (или, как советует произносить его фамилию о. Пирлинг — Фиораванти) и признал нужным уничтожить всю старую работу до фундамента включительно. Раки святых были унесены в церковь Иоанна Листвичника, что под колоколами, и началась сверху до низу новая строительная работа, оконченная к августу 1479 г. Этот, стоящий и доныне Успенский Собор, был торжественно освящен летом 12 августа 1479 г.    Происшедший при освящении инцидент, разыгравшийся в целое дело, не лишен характерности в истории русской митрополии. Московский великий князь, все возраставший в собственном самосознании, особенно под влиянием идей о переходе к нему власти византийских кесарей, что и фактически до некоторой степени произошло через брак его в 1472 г. с племянницей последнего из императоров, Зоей Палеолог — все чаще и смелее начинал вмешиваться в церковные дела. А митрополит, поставляемый князем, начинал понемногу терять свою прежнюю силу и независимость, какую в оно время сообщала ему связь с КПльским патриархом...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Настоятели и иноки Богоявленской обители всегда отличались выдающимися качествами, это были истинные подвижники веры. Здесь жил старший брат преподобного Сергия Радонежского Стефан, который вначале был иноком, а затем стал игуменом Богоявленского монастыря. Здесь принимал постриг боярский сын Елевферий Бяконт, который пользовался доверием самого Ивана Калиты, а прибыл в Москву еще во время княжения Даниила. Подвиги иноков не раз спасали монастырь от бедствий. Частые пожары на удивление обходили монастырь стороной. Когда в Москве свирепствовал хан Тохтамыш, в попытках отомстить за проигранную Куликовскую битву, он лично повелел поджечь Богоявленский монастырь, но обитель все равно уцелела. Конечно же, не всегда ситуация складывалась счастливо для монастыря. В 1451 году он сгорел вместе с московским посадом – это случилось во время нашествия царевича Мазовши из Золотой Орды. После этого монастырь отстроил великий князь Василий II, а его сын, Иван III приказал поставлять в Богоявленский монастырь " годовой корм " для поминанния родителей и для моления святых старцев за здравице государя. Иван III подарил Богоявленский монастырь богатыми вотчинами, в которых был запрещено попрошайничать, скоморошничать, вставать на постой и требовать подводы даже государевым людям. В это же время на территории монастыря была построена трапезная из кирпича, отличавшегося особой прочностью, который производили на Калитниковском заводе по рецепту Аристотеля Фиораванти специально для кремлевского Успенского собора. В 1547 году огромный ущерб монастырю нанес сильный пожар. Случилось это спустя полгода после вступления на царство Ивана Грозного. В период правления этого русского царя Богоявленский монастырь стал местом заточения опального митрополита Филиппа (Колычева), который принародно осудил царя за антинародную опричнину. Опричники схватили святителя в Кремлевском Успенском соборе, в праздник архангела Михаила. Когда митрополита увозили в Богоявленский монастырь, люди бежали за санями, чтобы получить последнее благословение из уст своего духовного наставника. Существует легенда о чудесах, которыми сопровождалось пребывание митрополита в Богоявленском монастыре. Один раз вошедшие к нему стражники обнаружили, что оковы чудесным образом пали с пленника. Второй раз, когда Иван Грозный велел запустить в темницу со священником голодного медведя и оставить на ночь, по утру обнаружили, что медведь тихо спит в углу, а арестованный цел и невредим.

http://sobory.ru/article/?object=23750

Адрес: Россия, г. Москва, Андроньевская пл., д. 10, стр. 5 Проезд: Метро " Площадь Ильича " , " Римская " . Подробнее... Успенский собор Московского Кремля [ править править код ] Успенский собор Московского Кремля — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля, Патриарший кафедральный собор Патриарха Московского и всея Руси (с 1991 года). Сооружён в 1475-1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Русского государства. Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы. Современный статус Открыт как музей в 1955. В феврале 1960 передан в ведение Министерства культуры СССР. С 1991 года входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» . С 1990 совершаются богослужения в отдельные дни по благословению Патриарха; именуется «Патриаршим кафедральным». Адрес: Россия, г. Москва, Андроньевская пл., д. 10, стр. 5 Проезд: Метро " Площадь Ильича " , " Римская " . Подробнее... Церковь Ризоположения (Московский Кремль) [ править править код ] Церковь Ризоположения (Церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы, Ризоположенская) — православный храм на Соборной площади Московского Кремля. Название церкви идёт от византийского праздника, отмечающего прибытие в Константинополь Ризы Богоматери, которая, по преданию, несколько раз спасла город от нашествий врагов. Предшествующая одноимённая церковь была заложена на этом месте митрополитом Ионой в 1451 году в память об избавлении Москвы от нашествия Мазовши, когда ордынские войска отступили от Москвы 2 июля, в день праздника Положения ризы Пресвятой Богородицы. В 1484—1485 годах при митрополите Геронтии старая церковь была заменена новой. Возвела церковь артель русских мастеров, приглашённая в Москву из Пскова. До середины XVII века церковь являлась домовым храмом московских митрополитов, а затем патриархов. В 1655 году при патриархе Никоне церковь передана великокняжескому дворцу. Её соединили переходами с хоромами цариц и царевен, а во второй половине XVII века над северной и западной папертями возвели крытые галереи. Несколько позднее с западной стороны была пристроена часовня для доступа к чудотворному образу Печерской Богоматери, располагавшемуся в нише на западной стене (в 1930—1940-х годах часовня была разобрана, а образ был утрачен).

http://azbyka.ru/palomnik/Храмы_Москвы

Кремль с соборами, монастырями и башнями Кремль есть слово, однозначащее с греческим словом Акрополис или с русским Вышгород. Московский Кремль – это место на возвышенной плоскости в центре Москвы с соборами, монастырями и царскими дворцами, обнесенное высокими каменными стенами, на которых возвышаются огромные башни с воротами. Московский Кремль есть достопримечательное место для всех россиян. В нем подвизались наши святители; думали крепкую думу цари и знаменитые бояре; в нем хранились и доселе хранятся православие и самодержавие, которым наше отечество обязано тем, что оно так обширно и так крепко; в нем до сих пор коронуются наши цари, поставляются нередко иерархи; сюда изо всех концов земли стекаются русские люди на поклонение святыням своей русской земли. Московский Кремль – это нечто заветное и священное для каждого из нас, русских. В Кремль ведут много ворот; но главные из них – это так называемые Спасские, на восточной стороне Кремля. Название свое ворота эти получили от поставленной на башне над ними царем Алексеем Михайловичем иконы Спасителя. На этой же башне устроены по распоряжению Петра В. городские боевые часы с музыкою гимна „Коль славен“. Вышиной башня в 30 саж. Спасские ворота – это как бы святые ворота, ведущие к кремлевской святыне, и царем Алексеем Михайловичем постановлено „не проходить через них мужскому полу с покрытой головою“. В 1812 г. французам, когда они увидели необходимость бежать из Москвы, хотелось взорвать эту башню, как равно и другие, и вообще весь Кремль. И только благодаря тому, что некоторые подкопы были указаны добрыми из французов и тому, что Бог послал дождь, взрывы почти все были остановлены, а Кремль хотя и пострадал, но не погиб совершенно. Кремлевский Успенский собор Большой Успенский собор, или дом Пресв. Богородицы, первоначально основан по совету первосвятителя Московского Петра в 1826 г. великим князем московским Иоанном Калитою. Последнее сооружение собора было в 1478 г. выписанным из Венеции зодчим Аристотелем Фиораванти. Поляками в 1612 г. и французами в 1812 г. был ограблен. В этом соборе уже более З-х столетий наши государи коронуются и помазываются св. миром. В числе местных икон здесь драгоценны и замечательны следующие: 1) Чудотворная Владимирская икона Божией Матери, которая, по преданию, написана евангелистом Лукой. В 1160 г. она перенесена была князем Андреем Боголюбским из Киева во Владимир и оттуда в Москву для защищения от Тамерлана в 1395 г. Золотая риза и драгоценные камни на этой иконе ценятся более 200 000 рублей. 2) Храмовая икона Успения Пресв. Богородицы, по преданию, писанная святит. Петром. 3) Благовещения, взятая из Устюга, где она ознаменована была чудесами: источением мира и спасением города от каменной тучи в 13 столетии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/r...

В августе месяце в 1336 году, великий князь повелел заложить храм во имя Успения Божией Матери. Начатое построение шло быстро. Скоро были воздвигнуты стены храма. Между тем святой Пётр приближался уже к концу своей жизни. Перед кончиною его великий князь видел сон: ему представилась высокая гора со снегом, который быстро исчез. Когда пересказал князь свой сон святителю, то он сказал: «высокая гора – ты князь, а снег – я смиренный, который скоро должен буду выйти из этой жизни». За некоторое время перед этим святитель приготовил себе могилу в новом храме, и спустя четыре месяца после основания его, скончался. Спустя 146 лет после смерти святителя Петра, воздвигнутый храм Успения Богоматери, по причине ветхости и тесноты был разобран, и заложен новый – обширнее прежнего, по образцу храма Успения во Владимире; это было в 1472 году, при великом князе Иоанне Васильевиче III и митрополите Всероссийском Филиппе I . Новый собор доведён был до сводов, но по причине неопытности строящих его мастеров обрушился. Имея попечение о храме Успения Богоматери, великий князь; начал заботиться, о построении нового храма. В то время славился в Венеции зодчий Фиораванти, прозванный за своё искусство Аристотелем. Великий князь послал звать, его в Москву, где он принят был с радостью. В 1474 году он приступил к сооружению нового храма Успения Богоматери. Великий князь и митрополит доставляли всё необходимые для сего средства. В 1479 году собор был кончен и августа 12 освящён митрополитом Геронтием. Когда в новосозданную церковь перенесены были мощи, святого Петра митрополита из церкви Иоанна Лествичника , где они находились во время перестройки храма, то было неописанное торжество. Бесчисленные свечи, горевшие в новосозданной церкви, уподоблялись небесным звёздам; народ день и ночь стекался к святому угоднику, и от сладости духовного пения и торжества воображал себя на небесах стоящим. Все с умилением взывали: «Господи помилуй» 2 . О святых иконах, находящихся в Успенском соборе Успенский собор, в расположении икон иконостаса, представляет собой всю торжествующую на небеси церковь . На пятиярусном его иконостасе изображены: святые праотцы, патриархи, пророки, апостолы, господские и богородичные праздники, по стенам – вселенские соборы, мученики и другие святые.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

345 Успенский кремлевский собор был заложен в августе 1326 г. по инициативе митрополита Петра Иваном Даниловичем Калитой. Митрополит Петр завещал похоронить себя в этом соборе. В 1472 г. храм был разобран за ветхостью; в 1475 г. итальянский архитектор Аристотель Фиораванти начал возводить его по образцу владимирского Успенского собора. Начиная с XVI в. Успенский кремлевский собор в Москве стал главным храмом Руси. 346 Никита (ум. 372) – готский воин, принявший крещение от епископа Феофила, участника Первого Вселенского собора. Никита проповедовал христианство между соплеменниками и за это после истязаний был сожжен по приказу царя Афанариха. Кроме канонического Жития Никиты Готского, существовало апокрифическое переводное житие другого христианского мученика Никиты. В Прологах и Минеях они стояли рядом, что привело к отождествлению этих героев-святых. Древнерусский человек видел в мученике Никите главного защитника от демонов, поэтому на иконах, как правило, святой изображался попирающим беса и бьющим его цепью. 347 В евангельской притче о богатом и бедном Лазаре, в которой изображена загробная участь праведных и грешных, нищий и больной Лазарь обрел после смерти вечную жизнь, так как был добродетельным и богобоязненным человеком ( Лк. 16:19–31 ). Евангельская притча о Лазаре дважды упоминается в Волоколамском патерике, как и в Римском. В главе 29 четвертой книги Римского патерика Григорий Двоеслов вспоминает ее, чтобы доказать, что душа грешника «терпит от огня не только видением, но и ощущением», поскольку богач умолял Авраама: «поели Лазаря, да омочит конец перста своего в воде, и устудит язык мой, яко стражду во пламени сем»; в главе 33 – утверждая, что «добрые узнают добрых в царстве небесном, а злые злых в аде», недаром богач просит за братьев, которые, как и он, могут попасть в «место мучное». Популярность притчи о богатом и Лазаре в иосифлянской среде связана с обострением внимания к проблемам эсхатологии, с борьбой за утверждение идеи личного нестяжания среди монашества.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

334]. Роль писателя и философа Михаила Пселла (воскресившего в XI веке интерес к забытому неоплатонизму) в распространении герметических текстов была весьма важной. Именно ему мы обязаны сохранившимся до наших времен наиболее полным текстам т.н. «герметического корпуса». В дальнейшем, один из последователей Пселла - Георгий Гемист Плетон перенес свое увлечение герметическими знаниями в Италию, где тексты корпуса были переведены на латынь главой неоплатонической Флорентийской академии Марсилио Фиччино в 1463 году С. 130]. Именно Флорентийская академия оказала огромное влияние на мировоззрение гуманистов (особенно в области их мистической натурфилософии и т.н. «натуральной магии»). К сожалению, повальное увлечение герметизмом не миновало и молодое Московское государство. Если внимательно осмотреть массивные золоченые ворота Успенского собора Московского Кремля (сооруженного Аристотелем Фиораванте в XV в.) то в нижней части их можно найти изображение «еллинского философа Ермия (Гермеса)». Этого самого Ермия (Гермеса) просвещенные русские книжники величали так: «...бе муж хитр и уму учен, иже изобрете руду златую првие и ковати злато» С. 5]. На вратах этого православного храма имеются и другие герметические символы: например, «еллинский философ» Платон и Аполлон стоят над гробом и мертвым телом, а Бог-Отец взирает на них сверху. В верхней стороне изображено солнце с человеческим лицом и лучами, исходящими из его рта. Надпись, оставленная неизвестным мастером, гласит: «Аполлон не бог, но жрец...». Причем, философ Платон изображен дважды - мертвым, лежащим в гробу и живым, стоящим у гроба. Мертвый и живой философ в одном лице наглядно выражают идею Воскрешения. Этот символ часто встречается на иллюстрациях к алхимическим трактатам, которые изображают одну из стадий Великого Делания, поскольку согласно герметическому учению, каждому металлу соответствует небесное светило. Солнце и его бог - Аполлон являются символами золота. Как известно секрет технологии т. н. «огненного золочения» пришел на Русь из Византии.

http://ruskline.ru/analitika/2019/02/11/...

Подвиги святых иноков хранили монастырь от всяких бедствий. Несколько раз бушевавшее пламя чудесно не касалось его стен и собора. Даже в нашествие Тохтамыша в 1382 году, когда хан, бесчинствуя в Москве в отместку за Куликовскую битву, лично повелел запалить Богоявленскую обитель, она чудом уцелела. Но не все годы были столь счастливыми. Известно, что монастырь сгорел вместе с посадом в 1451 году при нашествии ордынского царевича Мазовши, и был восстановлен с помощью великого князя Василия II. Его сын Иван III велел отпускать в монастырь из дворца «годовой корм» на помин родителей и на молитву старцев за государево здравие. Кроме того, он оделил монастырь богатыми вотчинами, в которых запрещалось скоморошничать, попрошайничать, требовать подвод даже государевым людям и вставать на постой. При нем же в монастыре была построена трапезная из нового очень прочного кирпича, изготовавливавшегося на Калитниковском заводе по рецепту Аристотеля Фиораванти для кремлевского Успенского собора. Чуть раньше, в 1473 году, во время сильного пожара в Кремле сгорел митрополичий двор. Беда эта настолько потрясла митрополита Филиппа, что его сразил удар. Больного, его отвезли на покой в Богоявленский монастырь, где он и умер в том же году. Новопостроенный Успенский собор освящал уже его преемник – митрополит Геронтий, а в торжестве принимал участие епископ Сарский и Подонский Прохор, прежде бывший игуменом Богоявленского монастыря и потом вернувшийся в него на покой. А другой игумен обители, Киприан, участвовал в Московском соборе 1547 года, на котором был прославлен в лике святых Александр Невский. Монастырь очень пострадал в пожаре 1547 года, случившемся через полгода после венчания Ивана Грозного на царство. Его правление оставило самую печальную страницу в истории обители, да и всей России. Именно в Богоявленский монастырь Грозный приказал заточить опального митрополита Филиппа (Колычева), открыто осудившего царя за антинародную опричнину. Как известно, святитель был схвачен опричниками в ноябре 1568 года, на праздник архангела Михаила, во время богослужения в Успенском соборе, облачен в рваную иноческую рясу и на простых дровнях увезен в Богоявленский монастырь.

http://pravoslavie.ru/3927.html

Например, у него встречаются розовые, малиновые, бирюзовые краски, то есть его палитра гораздо богаче, чем любого другого древнерусского художника. Он ищет какие-то неведомые раньше сочетания, то есть ему интересно найти художественные оттенки, не только символические. Он насыщает свои фрески огромным числом персонажей, которых мы раньше не встречали. У него такое количество ликов, сцен, которых раньше мы тоже не видели. То есть ему интересна художественная сторона. Нет, он иконописец и потому не забывает о стороне религиозной. Его искусство тоже все проникнуто молитвой, богословием и т.д. Но это, скорее, гимнография. Если у Феофана Грека это проповедь Божественных энергий, нетварного света, величия Бога. У Андрея Рублева это молитва, созерцание, углубление в тайну общения Святой Троицы. У Дионисия же это гимнография, музыка, симфония. С этого времени, может быть, начинает расходиться художественное и религиозное. Но поскольку Дионисий гений, то этого зазора в нем практически не видно. Зато мы видим, что последующая эпоха начинает как бы уходить от всех тех завоеваний, которые были прежде. И, действительно, к XVII веку художественное и религиозное очень сильно разойдется. Конечно, все это надо увидеть в Дионисии. Дионисий – это вершина, но эта вершина последняя, с которой, к сожалению, древнерусское искусство начинает снижать те завоевания, которые им были достигнуты. Но как о вершине о Дионисии принято говорить, потому что это действительно художник европейского уровня. Ведь он живет в то время, когда в Москве работают итальянцы. Половину Кремля, как мы знаем, отстроили итальянские зодчие. Иван III, уже не только князь Московский, но и носящий титул Всея Руси, как мы знаем, женится на племяннице последнего императора Византии (разгромленной к этому времени) – Софии Палеолог, через которую осуществляется связь с Италией. Она воспитывалась в Италии и имеет с ней связь. И когда итальянские зодчие приезжают в Москву, Аристотель Фиораванти строит новый Успенский собор, то расписывает его Дионисий.

http://academy.foma.ru/tag/bogoslovie-ik...

Москва. Кремль. Патриарший собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский Собор Кремля Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Успенский собор на протяжении шести столетий был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, а удельные присягали им на верность, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед. Первое каменное здание собора было заложено в 1326 г. первым Московским митрополитом Петром и князем Иваном Калитой. В конце XV в. великий князь Иван III, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание новой резиденции с перестройки Успенского собора. Его возвел в 1479 г. специально приглашенный итальянский архитектор Торжественное назначение определило особое внимание к убранству храма. Стенопись собора, многочисленные иконы и разнообразная утварь являются произведениями искусства мирового значения. Современный облик собора определяют памятники середины XVII в. – росписи 1642-1943 гг. и грандиозный иконостас 1653 г. Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Наиболее интересно царское моленное место. В юго-западном углу возвышается ажурный бронзовый шатер. В XIV – XVII вв. Успенский собор являлся усыпальницей глав русской церкви – митрополитов и патриархов. После революции 1917 г. Успенский собор был превращен в музей. Создавая его экспозицию, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. С 1990 г. в соборе возобновились богослужения. Дата создания: 1474-1479 гг. Автор: Аристотель Фиораванти. Местонахождение: Государственный историко-культурный музей-заповедник " Московский Кремль " . Материал, техника: кирпич, белый камень Археологические находки рассказывают, что уже в конце XII века на месте теперешнего собора стояла на самой высокой точке кремлевского холма деревянная церковь. В конце XIII века первый самостоятельный московский князь Даниил Александрович, сын Александра Невского, заложил на этом месте каменный храм - первое каменное строение Москвы. Все это позволяет высказать предположение, что Успенский собор со дня своего основания стал патрональным храмом города.

http://sobory.ru/article/?object=03386

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010