40 своей способности к головокружительным путешествиям по кровлям и полетам оттуда на землю, еп. Порфирий воспоминает и в других случаях. «В детстве, пишет он, бывало, играя с сестрами в закоулки, без всякого страха взбирался по бревнам избы и смежной бани на откосные кровли их, быстро взбегал по ним до труб и садился за ними, дабы не отмокали меня, и когда соскучился тут, спрыгивал с любой кровли прямо на землю». (Путеш. в метеорские и оссо-олимпийские мон. в Феслии, стр 145) 46 Первое путеш. в Афонск. мон. и скиты, ч. I, отд. I, стр. 17. «Не думал приснопамятный В.И. Груздев, что я, пишет арх. Порфирий, в виду Афона, в дремучем лесу Киссионском буду повторять стихи Виргилия, которые он приказал нам выучить твердо-на-твердо. Да и я, заучивая их, не помышлял, что они потешат меня когда-либо. А потешили! 0, сладчайший классицизм! Без тебя и в Холомунтском дремучем лесу мне было бы скучно или страшно». (Там же, 13). 52 Путешествие по Египту и в мон. св. Антония велик. и пр. Павла Фивейского в 1850 г., стр. 259. 59 Там же, VII, 349; Александрийская патриархия. Т. I, стр. 402. Спб. 1898. – Достойно замечания, что покойный митрополит московский Филарет по поводу этого издания еп. Порфирия выразился так: «Желательно было бы знать, знает ли он, чего просит?» (Арх. Савва. Собран. мнен. и отзыв. Филарета, м. московского по учебным и церковно-государств. вопросам. т. дополнительн., стр. 558. Сиб. 1887. 74 Там же, VIII, 523. Епископ Порфирий покровительствовал и юношам-грекам, ищущим образования в России. «Сегодня 4 дня (сент. 1846 г.), пишет он в своих дневниках, приехал из Константинополя благонамеренный о Христе юноша грек, Димитрий Гумаликов, и я представил его в здешнюю семинарию и поручил вниманию и руководству наставников. Слава Господу за сие доброе дело!» (Там же, III, 27, 48, 50, 107, 142; IV, 211; VIII, 283, 524: Первое путеш. в Афон. мон. и скиты, ч. II, отд. II, стр. 303. 76 П. А. Сырку. Опись бумаг епископа Порфирия Успенского , пожертвованных им в импер. Академию Наук по завещанию. Спб. 1891, стр. 291. Сам пр. Порфирий свои «прежние профессорские сведения, во время путешествия по Афону в 1846 году называет «скудными». (Первое путешеств. в Афон. мон. и скиты. М. 1880, ч. II, отд. II, стр. 129, 213).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Вскоре предстал перед ним образ Тирезия; Одиссей позволил ему напиться крови, тогда Тирезий дал ему желанный ответ. Относительно же прочих теней Тирезий сказал Одиссею: Та из безжизненных теней, которой приблизиться к крови Дашь ты, разумно с тобою начнёт говорить, но безмолвно Та от тебя удалится, которой ты к крови не пустишь. Сыновняя любовь Одиссея к умершей матери, вызванной на землю: Увлечённый сердцем, обнять захотел я отшедшую матери душу. Три раза руки свои к ней, любовью стремимый простёр я, Три раза между руками моими она проскользнула Тенью или сонной мечтою... Вавилоняне, при вызывании из загробного мира душ человеческих, как значится в дошедшем до нас арабском переводе древнего вавилонского сочинения «О земледелии», зажигали для этого огонь и бросали туда разные курения, произнося при этом таинственные заклинания. В восходящем дыме дух материализовался перед ними до совершенно плотной непроницаемости. Халдеи веровали, что души умерших живут под землёй, без крови и жизненной теплоты, и что заклинаниями можно вызывать их и заставлять открывать живым будущую их судьбу. В Новом Завете прежде всего из загробного мира – из рая Илья, из ада Моисей, – явились спасителю во время Его преображения на горе Фаворе, при трёх свидетелях: Петре, Иакове и Иоанне ( Лк.9:28–32 ). В минуту смерти Христа воскресшие умершие проповедовали воскресение Христово. Из слов св. Матфея (27, 52) видно, что воскресшие были святые, и что их было много. Одни из древних учителей Церкви полагали, что в это время воскрешения были патриархи и пророки, особенно те, которые находились в родственном союзе по плоти с Иисусом Христом, как то: Авраам. Тавиц, или служившие прообразами Ему: Ион, Мельхиседек и др. Иные полагали, что давно умершим трудно быть узнанными, поэтому воскресшие святые принадлежали к числу недавно умерших, как то: Симеон Богоприимец, Анна Пророчица, Иосиф Обручник. Можно ещё добавить и то, что воскресли одни лишь те, которые были погребены в окрестностях Иерусалима. Древнейшее предание говорит, что скалы, где находились гробы, распались только около Иерусалима. Так называемое Первоевангелие Никодимово указывает на воскресение двух сынов Симеона Богоприимца (Пасха Господня, Пасха, афонск. изд. 1869, стр. 31). Ап. Пётр по просьбе плачущих вдовиц в Иоппии воскресил умершую их благодетельницу ( Деян.9:40,41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

(Афонск. Патер. Месяц. Вост. А. Сергия). Преподобн. Афанасия пустынника Преподобный Афанасий пустынник, называемый иначе «железный посох», был ученик святого Сергия. Еще при жизни преподобного Сергия, многие из его учеников, подражая учителю, отправлялись в пустынные места и способствовали основанию новых монастырей, которые являлись в одно и тоже время и прибежищами для ищущих уединения и могучим средством для населения пустынных стран. Афанасий вместе с преподобным Феодосием основали Череповецкий Воскресенский монастырь, около которого с течением времени возникла слобода. В 1780 г. эта слобода была обращена в уездный город Новгородской губернии, под названием Череповца (Пр. Макарий. Ист. Р. церкви. Т. 5-й). 6-е число Пр. Сисоя Великого. Св. муч. Лукии девицы и с нею Рикса, Антония, Лукиана, Исидора, Дюна, Дюдора, Кутония. Ароноса (Ориона), Капика и Сатура. Св. муч. Коинта. Свв. Мучч. Исавра дьякона, Иннокентия, Филикса, Ермия , Василия и Перегрина и с ними Руфа и Руфина. Свв. мучч. Марина и Марфы и чад их: Авдифакса и Аввакума и с ними Кирина, Валентина пресвитера, Астерия и иных многих. Св. Иулиании девицы, княжны Ольшанской. (Св. муч. Архиппа, Филимона и Онисима. Муч. Аполлония , Муч. Александриона. Муч. Епимаха. Пострадавших еще с Лукиею Анатолия, Серина, Апама, Виктора, Неаса, Аполлония, Паппиана). Пр. Сисоя Великого С юных лет св. Сисой стал думать об иноческой жизни. Образцом своим он избрал св. Антония Великого и, удалившись в Египетскую пустыню, жил в той самой горе, в которой подвизался св. Антоний. Окрестные жители считали пр. Сисоя великим чудотворцем и, приходя к нему, искали благословения, помощи и совета. Рассказывают, что однажды пришел к нему какой-то мирянин с маленьким сыном. Дорогою мальчик разболелся и умер. Отец нес своего мертвого сына к св. подвижнику с полною уверенностью, что последний возвратит ему жизнь. Положив мертвого мальчика к ногам святого, отец пал на землю, прося благословения Пр. Сисоя. Св. Сисой, не зная, что мальчик мертв, обратился к нему с следующими словами: «встань, дитя мое», и мертвый воскрес и пошел за своим отцом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Занимая высокое место по сану, по образованию и благочестию, Геннадий не раз вызываем был знаменитостями турецкой империи на объяснения относительно христианского учения. Так известны его сочинения: «о Боге едином по существу и троичном в лицах»; «Ответы на вопросы о Божестве Христа Иисуса»; «О человечестве Господа Иисуса». Против иудеев известны два сочинения Геннадия: «Обличение заблуждения иудейского из писания и истории» и «Собрание яснейших пророчеств о Христе». Но ученые труды Геннадия, как и самая жизнь его, преимущественно посвящены были борьбе с латинянами. Против них писал он трактаты, разговоры, слова и письма, в которых рассматривал и обличал латинские догматы об исхождении Св. Духа, о чистилище, о главенстве папы и пр. Кроме того от Геннадия осталось много слов, проповедей и надгробных речей. После Геннадия, до самого конца XV столетия история не называет ни одного замечательного писателя; это обстоятельство служит, между прочим, доказательством того, каким оглушительным ударом было для греков нашествие мусульман на империю и окончательное порабощение ее варварами. В XVI столетии замечательными деятелями на поприще христианского просвещения были следующие: Мануил Пелопонесский, ритор великой Церкви; Пахомий Ракендит, афонск. монах; Максим Маргунский, епископ кифирский; Гавриил Север, митрополит филадельфийский; иеромонах Максим Пелопонесский; Иеремия II, патриарх константинопольский, по прозванию Транос, Мелетий Пигас, патриарх александрийский. Характер сочинений этих писателей также – полемический: обличение отступлений католиков и протестантов от учения вселенской Церкви составляет главный предмет их. К числу известных писателей XVI в. принадлежит также Дамаскин Студит, митрополит навпактский и артский. Он в свое время пользовался и до настоящего времени пользуется весьма большой славой как проповедник, обличитель нелицеприятный и небоязненный. Во второй половине XVI в. его проповеди читались греческими сельскими священниками в церквях вместо своих; иерусалимский патриарх Досифей в XVII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

престола (приставляли к нему), а потом на все время литургии досаждали на священном сопрестолии, – под 3 Авг. и 5 Дек. 58 См. Феодорита Кирского сочинение:  Ελληνικων παθηματων θεραπευτικη, слово 8, в Nampoл. Muhя m. 83,col. 1008 и его же сочинение  Φιλθεος Ιστορα, гл. 21, в Патрол. Миня u. 82, col. 1449 ( α μν γεννααι τν νικηφρων  ψυχα  περιπολοσι τν ορανν,  τ δ σματα οχ ε ς νς κατακρπτει τφος κστου,  λλ πλεις κα κμαι τατα διανειμμεναι,  σωτρς κα ψυχν κα σωμτων κα ατρους νομζουσι κα ς πολιοχους τιμσι κα φλακας, мужественные души победоносцев витают на небе, что же касается до тел, то не скрывает один гроб тело каждого, но города и селения, разделив последние (тела) между собой, называют (их) спасителями и врачами душевными и телесными и чтут (их) как защитников и xpahumeлeй): Chronieon Paschale noд 362-м годом, в Nampoл. Muhя m. 92, col. 740 (мощи Иоанна Крестителя, вырытые из земли в Севастии и останки епископа Патрофила [святого арианского], вырытые в Скифополе, были расхищены, – διεσκορπσθησαν). Тело Константинопольского патриарха Евтихия († 582) едва не было расхищено, когда несено было в храм апостолов для погребения, см. y Дюkahжa b Consanminop. Chrism. Lib. IV, р. 111. Указываются примеры, что к умирающему подвижнику собирались жители окрестных селений, чтобы иметь возможность расхитить его тело тотчас, как он испустит дух, – см. у Никодима в Синаксаристе под 26-м Ноября; импер. Феодосий Великий издал было в 386-м году указ, чтобы мощей мучеников не расхищали и ими не торговали, – см. выше на стр. 33 прим. 2. Известны случаи расхищения мощей святых и в новейшее время, см. напр. в Новом Лимонаре стр. 141 (равно как и случаи мирного или ненасильственного разделения мощей на части. – Афонск. Патерика ч. II. стр. 38. 87 и 413. – В настоящее время каждый Афонский монастырь имеет до полуторых десятков, если не гораздо более, частей и частиц разных мощей святых, а что в прежнем Константинополе мощи некоторых святых по частям находились в разных церквах и монастырях, см.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

извест. )· (Сост. по брошюре: «Смысл и значение прав. богослуж.» изд. Афонск. Пантелеим. монаст. 1887 г.). О всенощном бдении. 1. Беседа, в которой изъясняется в общем обзоре всенощное бдение В праздники и воскресные дни богослужение вечернее и утреннее с первым часом соединяются в один состав. Так как такое богослужение может продолжаться на всю ночь, то и получило название всенощного бдения. К началу богослужения священник в облачении, с кадилом, становится перед престолом; диакон, приняв благословение от священника, отверзает царские врата, выходит и становится перед ними, держа в левой руке светильник, а правую с орарем возвышая перед церковным собранием, в котором иные – кому можно и где можно – в ожидании богослужения сидели, возглашает «встаньте»; затем, обращаясь к священнику, говорит: «Господи, благослови»; священник, отвечая на это, творит кадилом крестное знамение перед престолом и возглашает из алтаря: «слава святой, единосущной, животворящей и нераздельной Троице всегда, ныне и непрестанно, и на вечные веки!» Молящиеся отвечают кратким единодушным подтверждением: аминь, т.е. «истинно так». Отверстые царския врата, через них видимый для молящихся престол и алтарь, наполненный кадильным благоуханием, освещенный, означают, конечно, отверстое небо – место особенного откровения славы Триипостасного Бога; служитель Божий, предстоящий престолу Божию с кадилом указывает собою как бы на ангела Божия, приглашающего к славословию и благоговейной молитве певцов Божией славы на земле, как на небе. Но на земле Бог открывается и приближается людям во Христе Спасителе – Богочеловеке, Царе благодатного царства; видимый молящимся престол есть престол Христов, и славословия, благодарения и прошения христианские совершаются только именем Христа – Ходатая Бога и человеков; прямое и непосредственное богослужение на земле есть служение Христу Богу, во плоти явившемуся. Потому предстоятель церковного собрания, стоя у престола Христова, приглашает собрание вместе с собою приблизиться душами и сердцами ко Христу – Царю и Богу, таинственно присущему здесь, поклониться, припасть во благоговении. Таково значение троекратного приглашения, слышимого из алтаря: «приидите, поклонимся Царю нашему Богу; приидите, поклонимся и припадем Христу, Царю нашему Богу, приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Царю и Богу нашему; приидите, поклонимся и припадем Ему».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Так широко расходились по России лекции А. В-ча. Ими не только пользовались наставники и учащиеся, но некоторые мысли его попадали в печать путем переработки. 17-го авг. 1870 г. из Киева Филипп Терновский писал А. В-чу, что был на Афоне, и старцы русского Афонск. монастыря, в заботах о благосостоянии обители, издали сказание о жизни Богородицы и думают издать книгу о жизни Спасителя. «На вопрос об источниках для этого труда я говорил о ваших лекциях по новозаветной библейской истории, и старцы настоятельно просили меня убедительнейше умолять вас о высылке ваших лекций для снятия копии. Итак, если просьба афонских старцев будет благоугодна перед очами вашими, то благоволите выслать в Киев на имя вашего покорнейшего слуги лекции о жизни Спасителя и все, что сюда может относиться, напр., о Нерукотворенном образе, о новозаветных апокрифах и т. д. По получении лекций я не замедлю снять с них копии для пересылки их на Афон, а подлинник возвратить вашему высокопреподобию. Афонские же старцы впишут вас в число своих благодетелей и будут поминать, пока мир стоит» 614 . В этом же 1870 г. 2-го янв. законоучитель Демидовского лицея и Ярославской гимназии свящ. Алексей Лавров представлял свой печатный труд с следующим письмом 615 : «Будучи вашим воспитанником и питая к вам всегда глубокое уважение, я счел свящ. долгом, по напечатании слабого труда своего, почтительнейше предложить вам экземпляр его. Покорнейше прошу вас принять это от меня как знак постоянного, глубокого моего почтения к вам и, вместе, искренней признательности за те дорогие сведения по церковной истории, какие мы, воспитанники ваши, имели удовольствие получить от вас и какими отчасти я пользовался и при составлении означенного моего труда – краткого очерка истории христианской Церкви». Эти, может быть, и отрывочные сведения дают право сказать, что во многих учебных заведениях России церковную историю наставники читали не только по указаниям, а иногда и прямо по тетрадкам и «листикам» А. В-ча. 4. Сношения с учеными исследователями

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Его литературная физиономия довольно трудно поддается точному определению. Скорее всего он «оратор-художник в полном смысле термина, всегда подогретый поэт-лирик, который пользуется всем, что по его взгляду красиво и возвышенно само по себе, что отмечено печатью убедительной величавости и полной мощи». Правда в спорах с иудеями, с католиками (об опресноках) обнаруживаются в его трудах современные отношения, да разве еще в идеальном изображении иноческой жизни и в обличении порока.  Во всем прочем Григорий весь погружался в общие истины, составляющие основу христианской церкви. Несмотря на это его сочинения пользовались большим уважением даже и в Московской Руси. Уже в XV веке его проповеди иногда вносились в сборники церковных поучений наряду с проповедями Иоанна Златоуста и др. отцов, без имени автора, а в XVI в. под различными именами вносились весьма часто. Между прочим, Московский митрополит Макарий внес сочинения Цамблака в свои Четьи-Минеи, разместив их под разными числами, а затем большинство из них поместил в июльскую книгу под названием «кн. Григория Самвлака». Действительно, несмотря на вышеуказанные недостатки его проповеди, как сам автор свидетельствует, его паства слушала со вниманием : «вижу, что ваша любовь сладко приемлет слово учения, как добрая и тучная земля семена». С 1419 г. в России Григорий сходит со сцены; в русских летописях он уже не упоминается. Кроме того по некоторым известиям (Рукоп. Евангелия Афонск. св. Павла монаст. и др.) он умер в 1419—20 г. и даже указывается время смерти и причина ее — зимою от моровой язвы и говорится, что похоронен он в Вильне в кафедральной Успенской церкви. Но есть и другие известия, по которым Гр. был митрополитом не 4 года, а 22, т.е. до времени митрополита Исидора, и вместе с тем указывается, что он оставил кафедру из-за ненависти, которую питал к нему Фотий; кроме того, оставлению кафедры способствовало стремление Витовта привлечь Цамблака к папизму. Трудно сомневаться в достоверности этих сведений, между прочим приводимых Ходыкевичем в его историко-критических рассуждениях о Киевской и Галицкой митрополии и повторенных в списке митрополитов, тем более, что они подтверждаются в румынских известиях о Григории Цамблаке.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Kievs...

И опять, это состояние их не есть решенное навсегда и окончательное, а переходное – для одних в ожесточение и вечную нераскаянность во зле, а других – в упование на помилование от Бога и жизнь вечную ( Флп. 2, 10–11 ; 1Петр. 3, 18–19 ). Последние – это те грешники, которые на земле не принесли плодов, достойных покаяния, но умерли с семенами веры и благочестия, потому они и не терпят страданий, какие терпят грешники нераскаянные, и остаются с возможностью получить помощь от церкви. Ибо так учит апостол: если кто видит брата своего, согрешающего грехом не к смерти, пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. «Есть грех к смерти; не о том говорю, чтобы он молился» ( 1Ин. 5, 16 ). Значит, кто не отторгся окончательно от церкви, тела Христова ( Еф. 1, 23 ), тот, как член тела, может надеяться на помощь со стороны других членов и сам способен принять эту помощь. «Страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» ( 1Кор. 12, 26 ). По такой тесной связи христиан между собою, они имеют возможность помогать своим ближним, отдаленным от них огромными пространствами, находящимся в плену или темнице, удручаемым болезнями, молитвами о них к Богу ( Флп. 1:4, 19 ; Кол. 1:9 ; 2Тим. 1:3 ). Молитва , по учению писания, может оказывать влияние и на мир отшедших от нас душ, простирает свою силу и на область ада. Мы привели выше слова апостольские о грехе смертном. И Спаситель сказал, что есть грех, который не прощается «ни в сем веке, ни в будущем» ( Мф. 12, 32 ). Следовательно, как есть грех смертный, о котором бесполезно и молиться, который не простится ни в настоящей, ни в будущей жизни, так есть грехи не смертные, о которых молитва может быть вполне благоплодна, не тщетна. «Каждый человек, имевший в себе малую закваску добродетелей, но не успевший превратить оную в хлеб, поскольку, несмотря на свое желание, не мог сего сделать или по лености, или по беспечности, или потому, что отлагал это со дня надень, но сверх чаяния постигнуть и пожать смертию – не будет забыт праведным Судиею и Владыкою. Господь, по смерти его, возбудит его родных, ближних и друзей, направит их мысли, привлечет сердца и преклонит души к оказанию пособия и помощи ему. И когда Бог подвигнет их, и Владыка коснется сердца их, они поспешат вознаградить опущение умершего» (Св. Иоанна Дамаскина слово «об усопших. в православной вере»). Таким образом, в жизни загробной узники ада получают помилование не за собственное покаяние, а за благотворения людей, находящихся в живых, за молитвы, воссылаемые о них церковью во имя Господа Иисуса Христа, взявшего на Себя грехи мира и давшего нам неложное обещание «если о чем попросите во имя Мое, Я то сделаю» ( Иоан. 14:14 ) (см. «Афонск. лист.» 32). 2. Рассказы о частном суде вслед за смертью человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Обличение и уничтожение этой богоненавистной ереси, на основании преданий и свидетельств святых отцов, которые я излагал и письменно и устно, стоили мне многих палочных побоев. Говорю об этом не по тщеславию, а для того, чтоб и вы переносили великодушно всякое искушение и скорбь, в чаянии за то райских венцов от Бога». Горький плач и слезы братии заглушали предсмертные слова Павла. – «Отче, говорили ему братия, не оставляй нас в сиротстве, и не лишай духовных твоих наставлений; видя дивные твои подвиги, мы полагали, что ты еще долго не умрешь, а между тем ты отходишь от нас, – утешение наше, отец наш и наставник!» Тронутый слезами и плачем братии, заплакал и сам умирающий и сквозь слезы продолжал: «перестаньте, братие, плакать! – не смущайте своим плачем моего сердца. Что делать! – настало время, которого постоянно желала душа моя и страшилась плоть моя». При этих словах он встал, надел на себя мантию и, довольно помолившись, приобщился пречистых Таин. Вдруг лицо его просияло каким-то необыкновенным светом, так что окружавшая его братия, быв поражена такою славою своего наставника, приклонилась ниц. Вслед затем он сел и, проговорив всегдашнюю свою молитву: «упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый, – Троице Святая, слава Тебе!» – обратился к братии и сказал: «более всего, чада мои и братия, любите друг друга, молитесь, смиряйтесь и имейте послушание: монах, чуждый этих сердечных качеств и свойств ангельского образа, не достоин называться монахом, – он не лучше мирянина». На вопрос одного брата: «как приобрести слезы умиления?» – святой сказал: «имей всегда в уме твоем страшный суд и грехи твои, – тогда нехотя потекут у тебя слезы». Наконец преподобный склонился на смертный одр и, скрестивши на груди руки, возвел молитвенные очи на небо, вздохнул – и душа его тихо и мирно отошла к Богу. Это было июля 28 дня 820 года. (Афонск. патер. ч. 1 стр. 53–61). Седмиезерная Смоленская икона Богоматери явилась в 17 веке. В настоящее время она находится в Седмиезерной пустыне, в 17 верстах от Казани.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010