Аполлоний, муч. Италийский, с еписк. Валентином, своим учителем. 30 июля. Аполлоний, или Аполлос, пустынник Фиваидский, ум. ок. 395. 31 март. Аполлон, муч. Египетский при Максимиане, с Маркианом и др. 5 июня. Аполлос, или Аполл, ап. из 70, и Лукий. 10 сент. с Сосфеном и др. 8 дек. Аполлос, муч. Никомидийский ок. 303 г., с Исакием и Кодратом. 21 апр. Апропиан комментарисий, муч. Римский ок. 305 г , с Маркеллом папой и др. 7 июня. Апфия равноапостольная, мученица Колосская при Нероне, с апп. Архиппом и Филимоном. 19 февр. и 22 ноября. Ардалион, муч. из лицедеев при Максимиане. 14 апр. Арефа и др. с ним Негранские мучч. от Дунаана, ок. 522 года. 24 окт. Арефа, преп. Печерский 13 века. 24 окт. Аристарх, ап. из 70, с Пудом и Трофимом. 15 апр. и 27 сент. Аристион, еп. Смирнский, ученик Господа. 4 янв. Аристион, священномуч. Александрийский (в Килик.). 3 сент. Аристовул, ап. из 70, еписк. Британский. 10 марта и 31 окт. Аристоклий пресв., Димитриан диакон, и Афанасий чтец, мучч. Кипрские при Максимиане. 20 июня. Арис Египтянин, муч. Палестинский от Фирмилиана, с Илией и Провом. 19 дек. Арис, преп. Египетский. В субб. с. Ариадна, мученица Фригийская при Адриане. 18 сент. Арий, муч. Египетский при Максимиане, с Маркианом и др. 5 июня. Аркадий, преп. Кипрский, сконч. во второй половине 4 века, 6 марта. Аркадий, преп. Палест. 5 века, сын препп. Ксенофонта и Марии. 26 янв. Аронос, муч. Кампанийский, с Лукией дев. и др. 6 июля. Арпила монах, из 26 мучч. Готфских, 4 века. 20 марта. Арриан, муч. Египетский при Диоклетиане, с Филимоном и др. 14 дек. Арсений Великий, преп. Египетский, ум. ок. 450. 8 мая. Арсений, преп. Латрский. 13 дек. Арсений, еписк. Сербский, 13 века. 28 окт. Арсений, еписк. Тверской, ум. 1409. 2 марта. Арсений, преп. Коневский, ум. 1444. 12 июля. Арсений, преп. Комельский, ум. 1550. 24 авг. Артема, ап. из 70, с Тертием и др. 30 окт. Артема, муч. Кизический, с Феогнием и др. 29 апр. Артемий, еписк. Фессалонитский, рукополож. ап. Павлом. 24 марта. Артемий, муч. Антиохийский при Иулиане. 20 окт.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

    Амфим, (цветущий, греч.) еписк. никомидийский, муч. 3 сент.     Анфим, муч. Киликийский, 17 окт.     Анфимий (Анфим), 30 дек.     Анфир (цветущий, греч.) папа римский, 5 авг.     Анфиса (вернее Анфуса — цветущая, греч.), мученица, пострад. от Сунилды, 8 дек.     Анфиса преподобная и 90 сестер ее, страд. за иконопочитание, 27 июля.     Анфиса новая, в кладязь брошенная, 27 авг.     Анфия мученица, 15 дек.     Анфуса мученица, 22 авг.     Анфуса преподобная, дщерь Константина Копронима, 12 апр.     Апфллий или Апелл (относящийся к собранию, греч.), ан. из 70, 31 окт. и 10 сент.     Аполлинарий (Аполлону посвященный), еп. равемнийский, муч. 23 июля.     Аполлинария преподобная, подвизавшаяся под именем Дорофея, 5 янв.     Аполлоний (Аполлонов см. Аполлон) чтец, муч. египетский, 14 дек.     Аполлоний, муч. иконийский, 10 июля.     Аполлоний, муч. италийский, 30 июля. Аполлоний или Аполлос, пустынник вифинский, 31 марта.     Аполлон (губитель, греч.), муч. египетской при Максимиане, 5 июня.     Аполлос или Аполл (тоже, что Аполлон), ап. из 70, 8 дек. и 30 мар.     Аполлос, муч. никомидийский, 21 апр.     Апрониан (безгорный, безмысный, πρν мыс, гора, греч.) комментарисий, муч. римский, 7 июня.     Апфия (Аппия) равноапостольная, мученица колосская, 19 февр. и 22 ноября.     Ардалион (сосуд для окропления, для поения скота, или замаранный, греч.), муч. из лицедеев, 14 апр.     Арефа (орел, араб), преп. печерский, 24 окт.     Арефа и др. с ним негранские мучч. от Дунаана, 24 окт.     Аристарх (лучший начальник, над всем начальник, греч.), ап. из 70, 15 апр. и 27 сент.     Аристион (первую награду получивший, греч., по другим, во время завтрака рожден) еписк. смирнский, ученик Господа, 4 янв.     Аристион, священномух. александрийский в Киликии, 3 сент.     Аристовул (лучший советник, греч.), ап. из 70, еписк. британский, 16 мар. и 31 октября.     Аристоклий (благозванный, благославный, греч.), пресв., муч. кипрский, 20 июня.     Арис (иначе Марс, бог войны, корень: убийство, греч.) египтянин, муч.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

7 . Правка текста на идейно-смысловом уровне, связанная с установкой на прославление Киево-Печерской лавры: л. 13 Сий же отвеща, кленыйся (Я) – Он же. не помедлив нимало, иде в церковь Печерскую, и. ставь пред иконою Богородичиною, начя клятися (Р, О); л. 23 тех исписати чюдес (Я) – всему миру исписати техь чюдес (Р, О); л. 31 Арефа хоте ся сам погубити от тугы (Я) – Арефа толико опечялися имениа ради взятаго татьми, яко сам ся хоте погубити, аще не бы помогла молитва святою Антониа и Феодосия (Р, О); л. 43 и молитвою прееха реку (Я) – и молитвы ради печерских отець прееха реку (Р, О). Для списков Р, О характерна частая правка определений «блаженный» и «преподобный» на «святой» (см., к примеру, л. 69, 74), замена слов «видение» и «явление» на «чудо» (л. 63), пропуск определений «окаянный» и «грешный» применительно к печерским монахам (см., например, л. 61 об.). Печерские святые после смерти воспринимаются как ходатаи перед Богом в Я – за «приносящая» (л. 79 об.), а в Р, О – за в монастырь при пропуске чтения «и за мирскую чадь». Чтение на л. 75 в Я «дела добраа» изменено в Р, О на «дела Божиа», что усиливает религиозно-дидактическое звучание текста. Этой же цели служит правка текста на л. 46 об.: прииде... на безаконнаго, и победи безбожнаго, и гордаго, и оканнаго Святополка (Я) – прииде на безаконнаго, и безбожнаго, и гордаго, и оканнаго Святополка, и пособием Божиим Господа нашего Иисус Христа, молитвы ради святых мученик Бориса и Глеба победи его и бежати створи злаго (Р, О). 8 . Наличие разночтений, связанных либо с вводом в текст новых исторических реалий или перестановкой уже имеющихся с целью усиления «летописного» начала патериковых рассказов (дата основания Печерской церкви в списках Р, О перенесена в заглавие произведения – л. 1), либо с «новым прочтением» истории лавры: замалчивание роли Антония в основании монастыря и усиление «феодосьевского» начала в памятнике, что проявляется в списке С (л. 1 об.); упоминание в списке Я об участии в монастырском строительстве киевских князей Изяслава и Святослава сменяется в списках Р, О прославлением только Святослава Ярославича (л. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

16–18). Изложив эти видения, Епископ Игнатий говорит: «По смотрению Божию являются духи только во время крайней нужды, с целью спасения и исправления человеков; являются таким образом, что явление их не может иметь вредных последствий. Петр и Арефа извлечены были из пропасти греховной страхом от виденного ими состязания ангелов с бесами, а Феофил, которого недостаток заключался не в образе жизни, а в образе мыслей, наставлен смиреномудрию и вместе извещен об ожидающем его блаженстве» (т. III, стр. 18). Такой же характер имеют явления ангелов, духов и душ, передаваемые в Слове Божием (См. сочинения Епископа Игнатия, т. III, стр. 217–231). Таковы видения св. великомученицы Параскевы, препод. Тита Печерского, св. Амфилохия Иконийского , препод. Пимена Многострадального, Киево-Печерского препод Алипия Печерского, особенно святого Андрея Юродивого, препод. Никона Сухого Киево-Печерского, инока, св. Иоанна Новгородского, отрока Михаила, свв. Сергия и Вакха, препод. Петра Афонского, Валаамского схимонаха Кириака, св. Нифонта (т. III, стр. 237–251). Во всех выше перечисленных случаях явление духов людям, воспринимаемое последними через внешние чувства, имело целью или вразумление людей, или укрепление их духовных и телесных сил для благочестивого подвига, или избавление их и других людей от грозившей им опасности, причем сподобшиеся чудесных явлений были чужды гордости и самомнения, а наоборот–полны смирения и покорности воле Божией. 772 Там же, стр. 24, то же самое усиленно подчеркивается на стр. 53, 284 и 300 того же III тома. 775 Там же, стр. 44. Епископ Игнатий в изобилии приводит примеры, разъясняющие условия распознания чувственных явлений духов, напр. стр. 38–40, того же III тома. 782 Там же, стр. 58–59. См. т. IV, стр. 100–101. Подробнее о борьбе человека с духом зла сказано будет в следующих главах. 787 Статья Преосвященного Феофана первоначально была напечатана в Тамбовских Епархиальных Ведомостях за 1867 год, 19–23 и 1868 г. 1–3 и отсюда оттиснута была небольшой книжкой в ограниченном количестве экземпляров.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   Но, как только сошел в могилу железный игумен, бразды правления ослабели и строгие порядки пошатнулись. Вид общежития сохранялся, но в него неудержимо проникали разлагающие течения «отъинуду». Еще при Симоне Владимирском (в половине XIII в.) в Печерском монастыре соблюдалась общая трапеза, но из того же Печерского Патерика ясно, что и она была неполной. Скупой инок Арефа ухитрялся морить себя голодом, т. е. очевидно, имел возможность продавать часть дневной пищи, выдававшейся на руки. Право частной собственности и сребролюбие проникли в среду иноков и отравили их взаимные отношения. Инок Алипий, иконописец, получал плату, равно как и Марк могильщик. Чернец Еразм тратил на церковные нужды принесенное из мира богатство, а когда обнищал, то впал у братии в пренебрежение.    Особенно резкий случай передает Патерик о брате Афанасие. Он умер, не оставив ровно ничего из имущества, и за это сравнительно долго оставался без погребения: не нашлось сразу братий, готовых безмездно исполнить последний долг. Такова далеко несовершенная судьба общежития в самом славном рассаднике древнерусского монашества.    На вопрос, какой устав был принят в других русских монастырях кроме Печерского, летописец дает общий ответ: «от того же монастыря (т. е. от Печерского) переяша вси монастыреве устав». Ответ этот необходимо ограничить. Во-первых, из числа «всех» нужно исключить монастыри малые, зачаточные, привитающие около церквей. Во-вторых, утверждение летописи относится только к периоду времени до 1110 года, на котором обрывается начальный летописец. Но если даже мы предположим, за недостатком положительных данных, самое большее, что во всех монастырях всего периода до-монгольского вводился Студийский общежительный устав, то о строгости его практического применения, после поучительного примера Киево-Печерского монастыря, не имеем права думать что-нибудь лучшее. В следующем, московском периоде от общежительного монастырского устава не осталось и помину. Только начиная с препод. Сергия в XIV в. и затем в XVI в. начались попытки воскресить его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Я наклонился в малую пещеру, где стоял Преподобный, чтобы поцеловать многострадальную главу его, и едва поднялся от земли, как опять услышал голос Владыки: «Вот еще два великих подвижника, разные по рождению, соединенные здесь смертию: Марку Пещернику, повиновались мертвые, ибо для них трудился Преподобный всю свою жизнь, искапывая гробы усопшей братии; а Никола Святоша, был сын князя Черниговского и правнук великого Ярослава. Видишь ли, как в каждом состоянии весть Господь избранных своих, ибо всем хощет спастися и в познание истины приити. Князь Никола чуждался своего высокого сана, принимал на себя самые трудные послушания монастырские, был долго вратарем Святой лавры и после тридцатилетних подвигов преселился в вечное царствие в сих пещерах; но и Господь прославил его чудесами». Подле князя-инока покоился другой инок Печерский, утопленный в Днепре его родственником, князем Ростиславом, за то, что предсказал ему поражение от половцев. Но чудотворец Григорий, так названный по своим знамениям, явил чудо и по смерти, ибо связанное тело его обретено было не под водою, но в собствевенной его келлии, а пророчество Святого сбылось над убийцею. Мы шли далее по длинному переходу, где только два затворника представились нам на пути, заключенные в своих келлиях: Максим и Матфей Прозорливый, и уже мы почти окончили обширный круг подземелья, когда опять круто поворотили направо, чтобы поклониться еще нескольким угодникам, почивающим около и в самой трапезе преподобного Антония. В узком переходе, к ней ведущем, первый отдыхает от многих трудов своих Святой Алипий, иконописец Печерский, прославленный многими исцелениями, которому Ангелы дописывали его иконы. Он научился своему искусству от иконописцев греческих, давно присланных из Царьграда Преподобными Антонием и Феодосием, чрез десять лет после их кончины, для расписания соборной церкви. Рядом с Алипием Спиридон, просфорник Печерский, угасивший мантиею своею пламя в загоревшейся храмине, которому огнь пещный напоминал всегда о вечном огне осужденных. Владыка велел игумену снять перчатку с нетленной руки, и она мне открылась, с православным изображением знамения крестного, коим осенил себя Преподобный в час блаженного своего отшествия к Богу. Игумен засвидетельствовал Владыке, что многие старообрядцы обратились к истине, при столь явном ее извещении. Напротив сих двух Блаженных почивают черноризец Арефа, коему вменено было в милостыню утраченное им имущество, ибо возблагодарил за то Господа, и два затворника, Феофил и Сисой, в своих келлиях. Дальше, опять открыто, Анастасий, известный только по имени, а в самой трапезе, где братия собирались по субботам, есть еще несколько отшельников Печерских: чудотворец Исайя, Авраамий Трудолюбивый, Сильвестр, Пимен Постник, духовным оком прозревший страдальческую кончину священномученика Кукши, и Онуфрий Молчаливый. Нет их жвзнеописания в Патерике Печерском; но память их, местночтимая, совершается в пещерах.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Я наклонился в малую пещеру, где стоял преподобный, чтобы целовать многострадальную главу его, и едва поднялся от земли, как опять услышал голос Владыки: «вот ещё два великих подвижника, разные по рождению, соединённые здесь смертью : Марку Пещернику повиновались мёртвые, ибо для них трудился преподобный всю свою жизнь, искапывая гробы усопшей братии; а Никола Святоша был сын князя Черниговского и правнук великого Ярослава. Видишь ли, как в каждом состоянии знает Господь избранных своих, ибо всем хочет спастись и в познание истины прийти. Князь Никола чуждался своего высокого сана, принимал на себя самые трудные послушания монастырские, был долго вратарем святой Лавры и, после тридцатилетних подвигов, переселился в вечное Царствие в сих пещерах; но и Господь прославил его чудесами». Подле князя инока покоился другой инок Печерский, утопленный в Днепре его родственником, князем Ростиславом, за то, что предсказал ему поражение от половцев. Но чудотворец Григорий, так названный по своим знамениям, явил чудо и по смерти, ибо связанное тело его обретено было не под водою, но в собственной его келье, а пророчество святого сбылось над убийцей. Мы шли далее по длинному переходу, где только два затворника представились нам на пути, заключённые в своих кельях: Онисим и Матфей прозорливый, и уже мы почти окончили обширный круг подземелья, когда опять круто поворотили направо, чтобы поклониться ещё нескольким угодникам, почивающим около и в самой трапезе преподобного Антония. В узком переходе, к ней ведущем, первый покоится после многих трудов своих, святой Алипий, иконописец Печерский, прославленный многими исцелениями, которому Ангелы дописывали его иконы. Он научился своему искусству от иконописцев греческих, дивно присланных из Царьграда преподобными Антонием и Феодосием, через десять лет после их кончины, для росписания соборной церкви. Рядом с Алипием, Спиридон просфорник Печерский, угасивший мантией своею пламя в загоревшейся храмине. Владыка велел блюстителю пещер снять перчатку с нетленной руки и она мне открылась, с православным изображением знамения крестного, коим осенил себя преподобный, в час блаженного своего отшествия к Богу. – Блюститель пещер засвидетельствовал Владыке, что многие старообрядцы обратились к истине при столь явном её извещении. Напротив сих двух блаженных почивают: черноризец Арефа, коему вменено было в милостыню утраченное им имущество, ибо возблагодарил за то Господа, и два затворника, Феофил и Сисой, в своих кельях. Далее, опять открыто, Анатолий, известный только по имени, и в самой трапезе, где братия собирались по субботам, есть ещё несколько отшельников Печерских: чудотворец Исаия, Авраамий трудолюбивый, Сильвестр, Пимен постник, духовным оком прозревший страдальческую кончину священномученика Кукши, и Онуфрий молчаливый. Нет их жизнеописания в Патерике Печерском; но память их, местно чтимая, совершается в пещерах.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

л. 30 об. «Освяти любящих благолепие дома и прославь их божественною Твоею силою!» Вспомни одного вельможу, который сковал крест из чистого золота, а юноша, с усердием подражая ему, приложил к кресту немного своего золота и унаследовал все его И ты, если истратишь то, что имеешь, во славу Бога и его Матери, не лишишься награды своей; но говори с Давидом: «Буду умножать всякую хвалу – чтобы и тебе сказал [Господь]: «Прославляющих Меня Ведь ты сам говорил мне: «Лучше мне все, что имею, на церковные нужды истратить, чтобы не пропало напрасно от рати, или воров, или огня». Я похвалил доброе желание твое. Сказано: «Давая обет, Лучше ведь не обещать, чем, дав обещание, не Если же так случится и что-нибудь пропадет или от рати, или от воров, то ни в коем случае не возноси хулу, не вводи себя во искушение, но восхваляй это с Иовом: «Господь дал, Господь Тому слава с Отцом. И это видел, пребывая в Печерском монастыре [Слово об Арефе] Был черноризец по имени Арефа, родом из Полоцка. Много богатства имел он в келии своей, но никогда ни единой копейки, ни куска хлеба не подал убогому, и был в такой мере одержим скупостью, что самого себя морил голодом. Однажды ночью пришли воры // л. 31 и украли все. Арефа же этот, сам себя чуть не погубив от печали, тяжкие обвинения возвел на неповинных и многих несправедливо мучал. Мы же все молили его прекратить розыск, но он никак не хотел повиноваться. Блаженные же те старцы, увещевая его, говорили: «Возложи на Господа печаль свою, и Тот тебя Но Арефа досаждал всем жестокими словами. Через несколько дней впал он в недуг лютый и уже при смерти был, но никак не переставал роптать и хулить. Однако Господь, который всех хочет спасти, явил ему в видении ангелов и полк бесов. И начал взывать Арефа: «Господи, помилуй! Господи, согрешил я – все Твое, и я не ропщу». Избавившись же от болезни, Арефа рассказал нам о видении. «Когда, – говорил он, – явились ангелы, то пришли также и бесы, начали спорить они об украденном богатстве. И говорили [бесы]: «Так как не обрадовался он, а возроптал, то он наш и нам принадлежит». А ангелы говорили: «О окаянный человек! Если бы благодарил Господа об утраченном, то вменилось бы тебе это, как Если кто милостыню творит и по своей воле это совершил, то велика его заслуга пред Богом; но кто за взятое насилием возблагодарил Бога – это больше, чем милостыня: ведь дьявол , это сотворив, хотел ввергнуть человека в хулу, но тот с благодарением предал все Богу – вот почему это больше, чем милостыня». И когда ангелы сказали мне это, я воскликнул: //

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но богатство может и не отняться от человека, пойти с ним в вечную жизнь. Каким образом? Когда человек не прилепляется к богатству, а принимает его как дар Божий и во славу Божию им пользуется. И в Писании мы имеем великий пример тому — Ио ва Праведного. Вот человек, который имел и большое богатство, и много детей и в один день лишился и того, и другого. Но он в Бога богател, а не себе, не считал богатство своим, потому и отнесся к этому так: Господь даде, Господь отъят… буди имя Господне благословенно (Иов I , 21). И за то Господь вернул ему вдвое еще здесь, на земле, и богатства, и детей дал ему — дочерей, как сказано в Писании, равным ко торым по красоте не было во всей поднебесной. В Киево-Печерском патерике есть пример и другого отношения к богатству. Один князь, Арефа, постригся в монахи, а золото, которое имел, спрятал. Потом это золото у него украли. От великого огорчения Арефа заболел и уже приближался к смерти. Пришли ангелы за его душой и сказали ему: «Несчастный, мало тебе того, что ты столько нагрешил, собирая богатство, и вместо того, чтобы раздать, при прятал его, но и после того, как у тебя его отняли, ты нагрешил еще больше ропотом, осуждением, подозрением на других братии… Сказал бы: «Ну, и Бог с ним», — и вменилась бы тебе пропажа твоих денег в милостыню». Тогда Арефа закричал: «Господи, ни чего моего нет, все Твое!» И выздоровел. Этот пример нам показывает, что мы ничего своего не имеем, всё — Божие. Это относится ко всему: ко здоровью, богатству, способностям… И если в случае какой-либо потери вместо того, чтобы роптать, мы смиримся и скажем: «Бог дал, Бог взял. Твое, Господи», — то и нам это вменится в милостыню. Один священник рассказывал то, о чем ему поведала одна женщина. Отец у нее был простой души, в деревне жил. Там в кафтане ходили, в лаптях. А тут он как-то справил себе обновку: костюм, сапоги. А поносить почти не успел, вскоре у него всё это укра ли. И он, как Иов, особенно горевать не стал, махнул рукой: «Бог с ними, обойдусь и так». И вот после его смерти дочь видит его во сне. Сидит он будто бы за столом в украденных у него костюме и сапогах. Она спрашивает:

http://pravmir.ru/vvedenie-vo-xram-presv...

    Поликарп, архим. печерский, 24 июля 1182 г.     Ефрем печерский, еп. переславский, митропол. киевский, 28 янв. 1098 г.     Еразм, пр. 14 февр. XII в.     Иоанн многострадальный, 18 июля XII в.     Лаврентий пр. 29 янв. XII в.     Нестор летописец, 27 окт. около 1114 г.     Никон сухий, 11 дек. XII в.     Спиридон и Никодим просфорники, 31 окт. XII в.     Тит пр., 27 февр. XII в.     Симон, еп. владимирский, 10 мая в первой половине XII в.     Афанасий, затворник печерский, 2 дек. около 1176 г.     Арефа печерский 24 окт. не позднее 1190 г.     Кукша священномуч. и Пимен постник, 27 авг. XII в.     Лазарь, кн. сербский, 15 июня 1389 г. Рук. св. XVII в.     Обретение мощей Иулгании, княжны ольшананской, 6 июля XVI в. 6. Святые киевские в служебниках и месяцеслове всех святых (с 1891 г. в месяцеслове), но не в четиих минеях     Иоанн постник, дек. 7 XII в.     Лука, эконом печерский, нояб. 6 XIII в.     Нектарий печерский, нояб. 29 XII в.     Григорий иконописец, авг. 8 XII в.     Савва печерский, апр. 24 XII в.     Сергий послушливый, окт. 7 около XIII в.     Аврамий трудолюбивый, авг. 21 XII в.     Онуфрий молчаливый, июля 21 XII в.     Анатолий преподобный, 3 июля XII в.     Онисифор исповедник, нояб. 9 1148 г.     Феофан постник, окт. 11 XII в.     Макарий печерский, янв. 19 XII в.     Анастасий диакон, янв. 22 XII в.     Илия муромец, дек. 19 XII в.     Сильвестр преподобный, янв. 2 XII в. 7. Святые в уставе 1873 г.:     Пр. Феодосий тотемский, 28 янв. 1568 г. В 1796 г. открытие мощей и полная канонизация в 1798 г.     Димитрий, митропол. ростовский, 21 сент. 1709 г. Мощи открыты в 1752 г. Канонизация в 1757 г.     Митрофан, епископ воронежский, 23 нояб. 1703 г. Прославлен в 1832 г. 8. Святые, имена коих в служебных минеях печатных:     Сергий и Герман валаамские, 28 июня ок. 1353 г. Прославление их ок. 1400 г. В 1819 г. 20 ок. Св. Синод определил внести их 28 июня и 11 сент. во все месяцесловы Сн. Димитр. Пр. Никандр псковский, 24 сент. 1582 г. Празднование началось в 1650 г., вполне установлено в 1687 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010